Полная версия
13 лун. Путеводитель по ритуалам в Викке
Нэа
13 лун
Путеводитель по ритуалам в Викке
Дизайн обложки и внутреннее оформление Арабо Саргсяна
Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ОАО «Издательская группа «Весь», 2022
* * *От автора
С чего начинается магия? «Конечно, с намерения», – ответит мне любой практик. Со стремления изменить что-либо в жизни, вокруг, в самом себе. Насколько это возможно и насколько осуществимо – вопрос другой. Для определения «что такое магия» и способов ее применения было сформировано множество традиций, методов, систем. Живые традиции, дошедшие до нас, родившиеся из осколков кирпичиков дорог прошлого, разбитых от сотен тысяч шагов, и из личного опыта каждого практикующего, могут поведать нам, как определить необходимые методы магического воздействия. Будут ли они подобными воде – малыми усилиями не-действия, подобными земле – непоколебимыми и волевыми, либо огню и воздуху – легкими, невесомыми, но могущественными в своей страсти, – в каждом из случаев это отдельный навык и стиль магии каждого, кто ступает на этот путь.
Иногда мы осознаем свое намерение – и только после этого рождается понимание, какой ритуал необходимо исполнить, чтобы намерение претворилось в жизнь.
Я – жрец, для меня ритуал – это способ выражения своей любви к миру и богам, и я посвящаю львиную долю своей практики тому, что наполняет ритуал, и тому, как именно стоит его выполнять в зависимости от ситуации. Ритуал способен помочь ощутить себя вознесенным на небеса, к звездам, или дать почувствовать себя частью великого пламенного потока, что несется под земной корой нашей планеты. Во время ритуала мы можем остро ощутить присутствие божественного в нас и вокруг нас, насладиться этим чувством или же отстраненно его созерцать.
Ритуал – это искусство. Тонкое, изящное, как музыка, оно на множестве уровней нашего восприятия, в том числе за пределами осознанного, влияет на нас и на то, каким образом мы достигаем наших целей. Представьте, что басы – это атмосфера и наше настроение, с которым мы приступаем к ритуалу, это то, что заполняет все пространство, придавая ритуалу форму. Изящные струнные – это наша манера исполнять ритуалы, небрежная или же филигранная, наш голос, читающий молитвы и воззвания. Ударные – это ритм, темп и суть нашего ритуала. Основная мелодия – заклинание. И от того, насколько умело мы дирижируем всеми инструментами, зависит результат – для нас и для других людей.
Моя задача в этой книге – не придумать и не навязать вам четкие правила создания и проведения ритуалов. Моя задача – обогатить вашу практику возможностями, которые вы сможете использовать для создания своего стиля, для того, чтобы вы сами нашли, как вам удобнее интегрировать и вписать викканскую практику в вашу жизнь. Не написать свод и создать каноны, но позволить вам расширить ваш инструментарий, сделать так, чтобы к простоте примешалось изящество, радующее вас самих, – чтобы вы сами создали свой собственный стиль и, как на палитре, смешивали множество красок, создавая новые цвета, новую музыку вашей духовной жизни и повседневности.
Все, что здесь описано, больше подходит для тех, кто уже прошел хотя бы один оборот Колеса года. Я не стану отвлекаться на объяснение того, что есть почти в каждой книге, – все, что касается основ. Как поставить магический круг, как использовать те или иные предметы, как проводить ритуалы… Нет. Я намеренно пишу для тех, кто уже получил фундаментальные знания и сейчас стоит на перепутье, желая найти для себя новую форму ритуалистики, отличной, быть может, от классического ритуала. Знания базового уровня сегодня стали легкодоступны и открыты каждому – но, куда я ни загляну, я не вижу попыток нарушить привычные схемы, почерпнутые из книг для новичков. А именно смелость изменить устоявшиеся схемы и служит ключом к успеху в дальнейшей практике. Использовать не только заученные структуры, не только уже известные приемы, но и творческий подход. Именно это помогает новичку в итоге стать мастером.
Данная книга написана как для жрецов общин и ковенов, так и для солитари-практиков, которых в России, без сомнения, большинство. Надеюсь, их не обидит то, что я, возможно, слишком часто буду говорить об участниках ритуалов во множественном числе. Все, что я пишу о теории ритуала, безусловно, применимо и к одиночной практике и не менее важно для нее. Однако, поскольку я все же больше привыкла рассматривать ритуал для группы, я неизбежно буду говорить «мы», «участники», «ведущий жрец» и надеюсь, что мне это простят.
Может быть, это даже вдохновит виккан на поиск и создание своих ковенов, общин и кругов, где они смогут вместе практиковать и дополнять эту книгу – уже своими наработками и экспериментами.
Первая четверть. Знать. Что такое ритуал?
Ритуал – это совокупность и последовательность действий религиозного и/или магического характера. И здесь можно было бы добавить «которые приводят участника (-ов) к внутренней трансформации» или «к выражению своих воли и желаний» и «к цели», но именно эту часть определения я отдаю на откуп тем, кто читает эту книгу. В конце концов, меня интересует не результат, а сам процесс. Как и все в Викке, ритуал не завязан на состоянии. Ритуал – это в первую очередь процесс.
Ритуал – это отражение большого в малом, хода жизни в небольшом отрезке времени и той части жизни, которая волнует нас на данный момент. Мы полностью погружаемся в процесс сотворения магии или в молитву при обращении к богам – это и есть наш ритуал. Наши чувства, наши действия, то, что окружает нас во время обращения к Вселенной, – и есть ритуал. Викканским его делает его характер – акцент на процессе, и его элементы, внутреннее наполнение и символы, которые мы используем в нем (Колесо года, Бог и Богиня, пентаграммы, троелуния, травы, камни, скрутки, кредо… и иные, которые мы соотносим для себя с Виккой).
Я намеренно убираю понятие цели из определения ритуала. Мы говорим о религии ведьм, где цель и результат – это как драже «Берти Боттс» из книг о Гарри Поттере: никогда не угадаешь, какой вкус тебе достанется. Иной раз люди, посвятившие практике больше десяти лет, радуются результатам как дети, так иногда неожиданно все складывается даже при четко обозначенной цели. А иногда кажется, что результата не может быть вообще. Указывать, что ритуал всегда достигает своей цели там, где речь идет о магическом, – несколько самонадеянно.
Задача же ритуала, которая вполне ощутима и вместе с тем необычайно сложна, – прийти к пониманию того, как работает великое, мировое на малом уровне. Ритуал помогает осознать, что во времени нет четких границ – поскольку большинство религий и сам ритм жизни приучили нас к тому, что время должно быть дискретно. Мы все время чего-то ожидаем, что «где-то», «когда-то» мы достигнем некоего стабильного и статичного состояния, при котором «все будет хорошо и как надо» и в нем и застынет.
Но если обратиться к Колесу года, можно сразу же убедиться, что так не бывает. В природе нет статичности, она динамична. Она не знает остановок, дедлайнов, черты, за которой «все будет хорошо и как надо». Она не ждет даты выхода фильмов, игрушек, открытия кафе, встречи с тем или той самой… Мир не знает границ времени и нарушает их в силу самого отсутствия понятия календаря и дат. Есть смена сезонов. Есть Колесо года. Есть рождение, жизнь, смерть… и перерождение.
И лучшее, мне кажется, воплощение Викки как религии природы – это испытать в ритуале и в обыденной жизни это ощущение отсутствия границ времени. Когда нет ожидания пересечения порога, за которым все изменится раз и навсегда, потому что это пересечение случается ежесекундно. Все находится в постоянном изменении, и только вы ответственны за то, насколько осознанно вы включены в этот ритуал, в этот круг вечной жизни и трансформаций.
Посему и ритуал – это то, что естественно, как дыхание, потому что он является продолжением вашего самовыражения. Это все то, что вы хотите сделать, на чем сосредоточиться, акцентировать внимание, чтобы выровнять вашу жизнь в соответствии с природными ритмами – и здесь речь вовсе не о возврате к архаичности. Это возврат к свободе быть собой – к самому себе.
Ритуал может открыть для нас новые пути, а может поставить «точку» в главе жизни – важно то, что при этом ритуал неотделим от нас самих – обставлен он пышно и с пафосом или это маленькое кухонное колдовство над кружкой ромашкового чая. Чем больше таких действий вы совершаете каждый день, тем больше ваша жизнь становится ритуалом, а значит вы изучаете особый метафорический язык и говорите на нем, общаясь с Вселенной в рамках вашей религии или философии.
Необходимо ли разделять ритуальное и повседневное?
Я знаю, что найдутся те, кто скажут, что нет, этого делать не нужно. Что каждое действие, выполненное осознанно, уже является ритуалом, и это образ жизни, к которому надо стремиться в идеале, – чтобы сакральным был наполнен каждый миг, каждый день – все, что вы делаете. Что стремление к божественному должно быть и в подготовке к ритуалу, и в покупке помидоров в супермаркете.
Я знаю также и тех, кто ратует за строгое разделение практики и повседневности, – с целью профилактики фанатичных действий и перегрузки психики, в стремлении скрыть, что они виккане, а также чтобы не впасть в излишний пафос и даже безумие. И пусть многие говорят, что пришло время ведьмам выйти на свет (более того, сейчас в кого ни ткнешь пальцем, попадешь в потомственную ведьму), некоторые опасения действительно обоснованны.
Оба подхода справедливы, и какой из них выбирать, вам подскажут ваша интуиция, способности и традиция, если вы таковой придерживаетесь. Действительно, постоянная осознанность – дело весьма трудное, и этот подход выбирают те, кто, по идее, обладает сильной волей. Но также я знаю, что чаще всего выбравшие этот путь слишком много внимания уделяют спонтанным ритуалам, могут скатиться в фанатизм и начинают подчас видеть то, что, возможно, не существует. Казалось бы, осознанный подход должен развивать способность к критическому мышлению, однако иногда программа дает сбой и человек начинает гоняться за призраками магии, феями и волшебными существами, а его ритуалы становятся просты, интуитивны и непосредственны даже тогда, когда необходимо написать целую ритуальную симфонию. Для того чтобы простые действия наполнились могуществом и простотой – не инфантильной, но отточенной в мастерстве, – нужно пройти долгий процесс трансформаций, осознаний и внутренних перемен.
Не подумайте, что я из личных убеждений будто бы ругаю этот подход. Разделение практики и повседневности грозит не меньшей бедой – страхом и стыдом за свою практику, когда ты начинаешь оглядываться на каждый внезапный шорох. Это может обернуться уменьшением количества практики из понимания, что большую часть вещей и проблем ты можешь решить и без медитации на пламя свечей. Тем самым человек постепенно лишает себя дополнительного ресурса спокойствия, умения расслабиться и сконцентрироваться на конкретном действии.
Но все же лично я по возможности разделяю практику и повседневность, потому что хочу с большим вниманием относиться к своим ритуалам. Даже коротким. Даже если это всего лишь маленькая молитва. Для меня крайне важно почувствовать границу перехода между обыденным состоянием и осознанным, когда я приступаю к ритуалу. Если необходимо, при длительных ритуалах, которые могут длиться не один день с перерывами на повседневные дела, но при этом не прекращаясь в моем уме, – я могу прибегнуть к постоянному осознанию, что все священно и благословенно. Но лично меня это выматывает, так как моя система практики требует максимальной эмоциональной отдачи и концентрации на шести образах силы одновременно. Это крайне сложно, и поэтому я выбираю разделение.
Но мой выбор остается лишь моим, ваша практика – это ваше решение.
Почему вообще надо заботиться о своей ритуалистике?
Предполагаю, что, когда мой рассказ о ритуалах и том, что их наполняет, дойдет до непосредственно практической части, у некоторых моих читателей возникнет вопрос: для чего столько сложностей? Викка проста, она заключается в свободе самовыражения через ритуал. Ритуал также должен быть прост и понятен. Тогда для чего целая книга, да еще столько, казалось бы, лишней информации?
Но, однако, я неспроста решила написать книгу именно о ритуалистике. Ритуал – маленький ли и повседневный или же большой и праздничный – это не только искусство, как я выразилась ранее. Это, как и все прочее в Викке, да и вообще, как любая деятельность в жизни, – то, через что вы постигаете самих себя, постигаете богов и мир в целом. Ритуал – это язык, посредством которого мы разговариваем со своим подсознанием, миром, природой и, будет позволена мне такая вольность, с богами: с Триединой Богиней и Богом Жизни и Смерти.
Открывая первые книги о Викке, мы находим в них классическую схему, после изучения которой мы можем без труда подогнать под нее почти любой известный нам сюжет или миф. Эта схема известна давно и весьма надежна.
Но она не раскрывает нам все возможности, которые есть на свете. Огромное количество форматов ритуалов, деталей, методов, способов остаются вынесенными за рамки, будто их не существует, словно есть только эта классическая схема из западной магической традиции. Замыкание круга, призыв, центральное заклинание, кульминация и завершение ритуала со всеми необходимыми для того действиями.
И вот мы повторяем эту схему из раза в раз. Мы проводим ритуал за ритуалом, празднество за празднеством и неизбежно сталкиваемся с проблемами внутри самого ритуала. Появляется десяток «неудобных» вопросов, всплывают смущающие факторы, постепенно накапливаются и исправляются ошибки, совершаются промахи… Но главное – ритуал приедается. Из него исчезает флер романтичности и глубины, которые, как нам казалось, присутствовали в начале. Иногда ритуал становится рутинной работой, и тогда мы задаем себе главный вопрос:
Для чего я практикую? Что мне это дает? Чего я ищу в своей практике, что я хочу видеть в ней?
И вот теперь на помощь нам придет эксперимент. Новый формат, новый запрос, новый угол обзора и новый взгляд на прежние действия. Где можно упростить ритуал, а где предельно усложнить? Не удивляйтесь. Усложнение ритуала так же необходимо, как и его упрощение. И дело не в том, что практика должна быть проста. Например, ритуал может быть упрощен, когда вы уверены, что большую часть внешних действий вы сможете выполнить внутри себя. Но, для того чтобы к этому прийти, сначала необходимо понять, почему та или иная часть ритуала, то или иное его наполнение действиями имеют место. Поэтому я всегда за то, чтобы сначала научиться наполнять ритуал элементами, а уже затем переходить к их сокращению и перестановке. И впоследствии вы сможете безболезненно для своей духовной практики уменьшать количество внешних действий без потери качества.
Если вы с первого дня ищете исключительно простоты для своего ритуала, не удивляйтесь, что в один день вы обнаружите, что вас ничего не интересует в Викке и что вы не нашли того, что искали. Чтобы понять, что море глубоко, необходимо зайти глубже, чем по пояс, и оторваться от дна. И там, нырнув, вы обнаружите прекрасную ракушку, в которой будет лежать жемчужина. Простота и изящество, чтобы они выглядели естественными и были легкими для вас самих, требуют немалых предварительных усилий.
Скука, разочарование и новый поиск – уже как можно дальше от опробованных ранее способов – это то, чем мы платим за легкие пути. Очень многие любят обвинять виккан в несерьезности, в отсутствии глубокой и красивой ритуалистики, говорят, что мы зациклены исключительно на медитациях да посыпании свечей сахаром и лепестками роз – вот и все ритуалы. Но заботимся ли мы сами достаточно о своей ритуалистике, чтобы она открывала нам ту глубину, которую мы ищем? Помогает ли она нам постигать нас самих, или мы прибегаем к ней только тогда, когда хотим «приложить подорожник на поврежденную артерию», призывая любовь, деньги, но не разбираясь в первопричинах отсутствия у нас земных богатств?
Вы хотите постигнуть что-то, что есть в вас и при этом больше вас, или же просто покормить эго и жалость к себе?
Я все же надеюсь, что первое, поэтому поделюсь с вами опытом своей ритуалистики и расскажу, как можно ее расширить, чтобы каждый ваш ритуал менял вас и ваше отношение к реальности.
Не стоит, впрочем, думать, что я призываю всех бросить простые и легкие ритуалы ради громоздких и перегруженных символизмом церемоний. Ритуал – это отражение ваших запросов в духовной практике, и я с легкостью могу переключиться с многоступенчатого формата на простой домашний обряд с парой свечей-таблеток и благовониями. Нет, я люблю разные ритуалы и всегда выбираю тот формат, который на данный момент точнее всего выразит мое отношение к происходящему в жизни. Но для того чтобы я могла так делать, мне пришлось – и приходится по сей день, и так будет, пока мне не надоест практика вообще, – ставить эксперименты, искать новые идеи для ритуалов, пробовать и улучшать полученные результаты. Только так я поняла, что Викка постепенно действительно стала частью каждого дня моей жизни, когда забота о ритуале (особенно том ритуале, в котором я обращаюсь к божествам) стала частью моей каждодневной деятельности.
Еще одна причина, по которой стоит уделять внимание своей ритуалистике, – это то, что чужой готовый ритуал не всегда нам подходит, каким бы красивым он ни был. И многие виккане со мной согласятся: думаю, лучше уж «сделанный на коленке», но свой ритуал, чем пафосный, красивый, но абсолютно не вызывающий никаких эмоций чужой. Но чтобы даже этот самый «коленный» ритуал оказался сильнее для вас, чем сторонний, вам придется хоть немного, но разобраться в основах своего стиля магии.
Так и происходит первое погружение в глубины Викки – из интереса, необходимости и главное – любви к себе. Пойдем дальше в море?
С чего начинается ритуал?
Когда мы приступаем к подбору или написанию ритуала, который хотим исполнить, нам необходимо ответить для себя на несколько вопросов, исходя из ответов на которые, мы будем строить свой сценарий. Возможно, что отвечать на эти вопросы не всегда стоит в том порядке, в котором они приведены, но для того, чтобы лучше понимать, что именно вы хотите сделать, рассмотреть лучше каждый из них.
✦ Какова цель ритуала?
✦ Каков желаемый результат?
✦ Есть ли некое обязательное действие, которое вы хотите включить в ритуал?
✦ Какой вид ритуала вы хотели бы исполнить?
✦ Какую схему вы хотите применить для ритуала?
✦ Время и обстановка, в которых он должен быть выполнен?
✦ Кто должен участвовать и для кого он будет исполнен?
В целом для простоты, когда вы уже будете знать в дальнейшем желаемые цели и результаты, вам необходимо будет ответить на вопрос о характере будущего ритуала, определяя три простых критерия в следующем порядке:
✦ тип ритуала;
✦ вид ритуала;
✦ чем наполнить три элемента ритуала.
Есть еще один очевидный и самый простой способ: если не можете придумать ритуал по сюжету или смыслу, начните написание с какого-то визуального действия или антуража, в котором вы видите всю соль ритуала.
⮚ Какова цель ритуала?
Поскольку очень часто в практике первый и второй вопросы – цель и результат – подменяют друг друга и путаются между собой, их важно разделять и уметь отвечать на них по отдельности. Смешение часто происходит, когда мы не можем четко ответить на вопрос о причинах, побуждающих нас совершить тот или иной ритуал, – например, когда мы интуитивно ощущаем необходимость выполнить ритуал, но не можем дать внятный ответ самому себе, что именно нас заставляет думать, что этот ритуал поможет в достижении цели. Потому что саму цель мы обозначить не можем – зато думаем, что ритуал, его результат и является нашей целью.
Нет, это далеко не всегда так. Цель и желаемый результат могут быть совершенно разными, особенно если речь идет о комплексе ритуалов. Цель – это то, что в итоге мы хотим получить в результате определенных действий. При этом целью ритуала может быть «найти работу», «обрести новый духовный опыт». Результат же, который мы ожидаем, чаще всего является не событием, а эмоцией: спокойствие, гармония, смелость, прилив сил, чувство правильности совершенного ритуала и чувство «отклика от Вселенной»… И только после осознания этой эмоции можно говорить о свершившихся событиях, резонирующих с целью.
Достаточно часто встречается ситуация, когда мы не можем обозначить цель, потому что ориентируемся на желаемый результат – те эмоции, которые хотим получить. Никто не мешает, однако, творить ритуалы именно ради эмоций. В какой-то степени это тоже цель, и очень многие через эмоции открывают свой духовный путь. Однако в этом случае очень часто сама ритуалистика становится кустарной, случайной, зависящей от озарений, интуитивных всплесков и в конечном счете часто приводит к фанатичному и обрывочному восприятию – поскольку ритуалы не имеют четкой системы. Вообразите, что вы идете через темный лес и путеводные фонари то гаснут, то вспыхивают то тут, то там, запутывая вас еще больше, потому что вы не можете отследить или даже предсказать, где возникнет следующий огонек. И гораздо проще окажется дождаться утра, когда в лесу станет достаточно светло, чтобы видеть дорогу. В то же время, если мы хоть как-то отслеживаем, почему и как вспыхивают фонарики, их периодичность появления и расположение могут сложиться в четкий и ясный алгоритм, и в итоге мы сократим время, необходимое нам для преодоления пути. А если мы еще и сами научимся зажигать фонарики на своем пути через темный лес, то блуждать по темноте станет уже совершенно незачем.
Таким образом, цели ритуалов – это и есть наша дорога, а результаты – фонарики, и если мы будем слепо кидаться на огоньки в темноте, мы рискуем забрести в непроглядные дебри.
Как именно звучат цели? Самые простые, для заклинаний, мы уже обозначили – например, найти новое место работы, встретить новую любовь, научиться быть более спокойным, гармоничным. Отпраздновать саббат, провести эсбат – это все тоже цели, которые мы преследуем, когда приступаем к созданию ритуала. Цели могут быть связаны с календарем (вышеобозначенное проведение саббатов и эсбатов), с магическими действиями, а также с духовными, помогающими нам преобразиться или справиться с душевными травмами. Наконец, целью ритуала может быть инициация в новую магическую или социальную роль – иначе эти обряды называют «ритуалами перехода».
Не всегда цель может быть достигнута одним ритуалом. Например, часто, чтобы обрести новую любовь, нам необходимо сначала окончательно примириться с прошлым опытом, исцелиться от собственной боли, принять некоторые негативные аспекты. Научиться понимать себя и окружающих несколько лучше, чем ранее, определиться с тем, что мы хотели бы видеть в новых отношениях, и только тогда призывать новую любовь в свою жизнь. Как видите, здесь много маленьких подцелей, которые ведут нас к одной большой, и впихнуть их все в один ритуал часто не представляется возможным. Такая путаница особенно часто возникает, если викканин молод и неопытен, а колдовать хочется много и успешно. Мы, не разобравшись, сеем семена призыва нового, не замечая, что мы бросаем их в засохшую, окаменевшую почву. И удивляемся, почему к цели приходим очень кривыми путями и как-то совсем не так, как хотелось бы.
Поэтому первый вопрос, на который вы должны себе ответить, когда понимаете, что есть желание написать ритуал: чего вы этим ритуалом хотите в итоге добиться? А вот если вы уже начинаете прикидывать возможный эмоциональный результат – помните, что это не совсем цель и не совсем итог.
⮚ Какой необходим результат?
Иногда цель оформляется окончательно только после того, как мы можем для себя обозначить на словах, что именно мы хотим пережить в этом ритуале. Это часть, которую мы редко можем спрогнозировать абсолютно точно. Скорее, мы говорим себе, какие эмоции хотели бы получить во время ритуала, и исходя из ответа на этот вопрос можем подобрать некий комплекс действий, который у нас ассоциируется с этими чувствами. Именно на этом вопросе рождаются первые образы и первые идеи того, как вам обставить ритуал, какой антураж использовать, какими вещами себя окружить и что надо сделать, чтобы вы в итоге испытали примерно те чувства, которые, как вам кажется, приблизят вас к вашей цели.