Полная версия
Символы и награды
Рисунок 5. Печать Михаила Федоровича Романова
К тому времени Россия окончательно завершила свое объединение и смогла стать централизованным и довольно крепким государством. Этот факт не преминул отразиться и на государственном символе. Теперь над двуглавым орлом вместо 8-конечного креста красовалась третья корона, которая символизировала Святую Троицу, что не мешало многим историкам трактовать это как союз великорусов, малороссов и белорусов.
Печать Алексея Михайловича РомановаПотомку родоначальника новой царской династии Алексею Михайловичу Романову (1645–1676 гг.) удалось полностью разрешить русско-польский конфликт, заключив в 1667 г. так называемое Андрусовское перемирие с Польшей, благодаря которому Россия смогла продемонстрировать свое окрепшее могущество всей Европе. С этого времени государство Российское встает в один ряд с ведущими европейскими державами (рис. 6).
Рисунок 6. Печать Алексея Михайловича Романова
В период правления Алексея Романова также появилось новое изображение гербового орла. Оказывается, российский самодержец обратился с просьбой к императору Священной Римской империи Леопольду Первому о присылке в Москву герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. создал трактат «О родословной российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, т. е. цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича».
Этот труд стал отправной точкой для дальнейшего развития российской геральдики. Так, государственный орел царя Алексея Михайловича оказался основным прототипом последовавших за ним официальных изображений русского гербового символа. У данного орла полностью развернуты и вскинуты вверх крылья, что означало полное признание России как солидного и уважаемого государства. Головы орла украшены тремя царскими коронами, на груди расположен щит с московским гербом, а в лапах помещаются скипетр и держава.
В 1667 г. при содействии все того же Лаврентия Хурелевича было впервые дано официальное объяснение российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором 3 коруны изображены, знаменующие 3 великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшего Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех (когтях) скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».
Любопытно, что до установления в лапах признаков монархической власти когти орла, начиная от его прообраза на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия, 451–453 гг.), постоянно разжимались. Как будто орел все надеялся чтото схватить и сжать, пока в его лапах не оказались держава и скипетр – полноценные символы установления абсолютной монархии на Руси.
Хотя сегодня многим этот текст покажется полной абракадаброй, тем не менее в свое время именно это описание давало новое толкование элементов гербового орла. Оно было обусловлено соображениями дипломатического характера и призвано подчеркнуть особое величие Российского государства.
В 1654 г. на шпиль Спасской башни Московского Кремля был водружен кованый двуглавый орел, а через 9 лет отпечатана первая Библия – главная книга христианства. В ней давались изображение Государственного герба России и его стихотворное толкование:
Тремя венцами орел восточный сияет,Веру, надежду, любовь к Богу являет,Криле простер, объемлет все мира конца,Север, юг, от востока аж до запада солнцаПростертыми крыльями добре покрывает.Кстати, для заключения Андрусовского перемирия между Россией и Польшей была изготовлена большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, щитом с изображением всадника на груди и скипетром и державой в лапах.
После смерти Алексея Михайловича очень недолго правил его сын Федор Алексеевич (1676–1682 гг.), при котором двуглавый орел под тремя коронами его отца был заменен старым двуглавым, абсолютно ничего собою не представляющим. Зато впереди уже занималась заря великого петровского царствования.
История российского Государственного флага
Каждый год 22 августа россияне отмечают праздник – День Государственного флага. Этимология слова «флаг» происходит от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани флагтух, которая по причине своей небывалой прочности использовалась для изготовления морских флагов.
Российский Государственный флаг появился в нашей стране на рубеже XVII–XVIII столетий, как раз в то время, когда наше государство только набирало небывалые до того силу и влияние на международной арене. «Прародителем» традиционного флага стал царь московский Алексей Михайлович. Именно он ввел в обиход бело-сине-красный штандарт, предназначавшийся для русского флота на Каспийском море.
Попутно этот флаг служил еще и опознавательным знаком, поскольку на Каспии все еще попадались арабские и турецкие корабли. Выбранная царем бело-сине-красная гамма флага была различима на огромных расстояниях. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что этот предмет служил еще и прекрасным сигналом. Никакой символики у первого флага не было.
Впервые флаг царя Алексея Михайловича взвился на мачте русского военного корабля «Орел», но, увы, ненадолго. Не успев достичь берега Астрахани, «Орел» был варварски сожжен бунтарями из войска Степана Разина. А вот преемник первого русского царя, его сын Петр Алексеевич, по праву считается истинным отцом российского триколора, поскольку официально утвердил отцовский флаг в память о родителе. Правда, к практическим функциям бело-сине-красного стяга (например, отличительной и сигнальной) Петр Первый впервые добавил государственный смысл. Наличие флага на мачте корабля служило предупреждением для иноземных кораблей: мол, извольте соблюдать европейские правила цивилизованных военных действий, при которых стяг символизировал принадлежность к государству на правах «плавающей земли».
Стремясь превратить Россию в цивилизованную европейскую державу, император утвердил сразу несколько флагов для русских флота и сухопутных войск. Флагов в те времена развелось невероятное количество, поскольку чуть ли не каждый лейб-гвардейский полк считал само собою разумеющимся наличие собственных знамен. Однако главного флага – государственного – пока не существовало, и Петр Первый был очень этим озабочен.
Так продолжалось до 1699 г., пока государь не остановил свой выбор на бело-сине-красном флаге, под которым тогда обычно ходили мирные торговые корабли. Таким образом был усилен в первую очередь представительский статус этого стяга как знака миролюбия, дружеского расположения и добрососедства. 20 января 1705 г. российский император издал Указ. Согласно ему «на торговых всяких судах» предписано было поднимать бело-сине-красный флаг. Он собственноручно изготовил образец и определил порядок расположения горизонтальных полос.
Трехцветный флаг в самых разнообразных, порой самых неожиданных вариациях украшал не только торговые, но и военные корабли до той поры, пока в 1712 г. на военном флоте не воцарился Андреевский флаг.
К этому моменту окончательно определилась и символика цветов. Российский Государственный трехцветный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, на котором 3 параллельные цветные полосы символизируют следующее: белый – благородство, долг, цвет чистоты; синий – верность и целомудрие, цвет любви; красный – мужество и великодушие, цвет силы.
В 1858 г. император Александр II одобрил и утвердил рисунок «с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях». А 1 января 1865 г. появился его именной Указ, по которому следовало, что цвета черный, оранжевый (золотой) и белый официально выступают «государственными цветами России».
Флаг такой расцветки просуществовал до 1883 г. 28 апреля было обнародовано повеление Александра III, в котором было сказано: «Чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употреблен исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов».
«Разноцветную» символику флага можно толковать и подругому, стоит только заглянуть в трактаты знатоков и каббалистов. Они были убеждены в том, что белый цвет непременно должен означать быстротекущее время, синий – истину, а красный – конечно же цвет воскрешения из мертвых, цвет жизни. Вместе собранные, эти понятия олицетворяли следующее: знак власти над всем обыденным, земным во имя торжества небесной истины. Вот и выходит, что российский государственный триколор – это знак государствамессии, считающего внушение идей добра и истины своим национальным призванием.
В 1896 г. последний русский император создал Особое собрание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о российском национальном флаге. Это собрание приняло решение о том, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным, и цвета его, белый, синий и красный, именоваться государственными».
В тот же временной период 3 цвета флага, ставшего национальным символом, обрели официальное толкование. Красный цвет символизировал «державность», синий – «цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый означал цвет свободы и независимости. Цвета олицетворяли также содружество Белой, Малой и Великой России.
После победы Февральской революции кабинет министров Временного правительства признал в качестве государственного бело-сине-красный флаг.
Придя к власти в 1917 г., правящая партия большевиков отменила предыдущие флаг и герб, но воспользовалась популярной идеей государства-мессии. Кстати, молодое Советское государство далеко не сразу отреклось от трехцветного символа России. Только 8 апреля 1918 г. на заседании фракции большевиков по предложению Я. М. Свердлова боевое красное знамя было решено считать национальным российским флагом, что и претворялось в жизнь в течение более 70 лет.
Только 22 августа 1991 г. по постановлению чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР официальным символом России вновь стал забытый триколор. Указ Президента РФ Бориса Ельцина от 11 декабря 1993 г. утвердил Положение о Государственном флаге Российской Федерации. Таким образом, 22 августа было объявлено Днем Государственного флага России. В тот день над Белым домом торжественно взвился гордый трехцветный российский флаг, вытеснив кумачовый стяг с серпом и молотом.
Русский флаг принадлежит к категории знаков, символизирующих первенство веры над государством. В этот разряд входят, к примеру, флаги мусульманских государств, на которых зеленый цвет или полумесяц олицетворяют веру в Аллаха и Магомета, пророка его. А вот американский звездно-полосатый стяг в первую очередь свидетельствует о единстве всех штатов США, о величии союза земель во имя общего идеала свободы.
Подъем российского флага традиционно совершается под звуки Государственного гимна России. Этот ритуал обычно совершают в рамках крупных государственных мероприятий с участием первых лиц государства. Церемония знаменует величие государства и его истории. За умышленную порчу флага и тем более за его уничтожение в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена специальная статья. По ней подобный акт вандализма причисляют к разряду уголовных преступлений.
В государственной символике находят отражение могущество и величие нашей Отчизны, ее великая история, подвиги российского народа. День Российского флага – праздник, помогающий нашему обществу осознать нетленность вечных ценностей – патриотизма, единства, нерушимости государственности. В этот день сердца всех честных россиян переполнены гордостью за свою великую Родину и своих замечательных соотечественников. Празднуя День Государственного флага, каждый из миллионов российских граждан чувствует себя пусть малой, но частью великой державы по имени Россия.
Первые русские знамена
История отечественных флагов (знамен) берет свое начало в глубокой древности. Еще в летописи «Повесть временных лет» упоминаются знамена, именуемые «стягами». Стяг – это и есть военные знамя на древке, которое могло получить свое название от «стяганья», т. е. от соединения вокруг себя воинов. Из древних летописей же становится понятно, что стяги, как именовали военные полки, неизменно присутствуют в военных действиях конца ХI в. Например, в 1096 г. к Киеву подошел «Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно». Не сумев взять город, этот враг «… поставиша стяга 2 пред враты манастырьскыми (монастырскими)». Монахи, правда, сумели убежать, так что враг со своими двумя полками (стягами) остался несолоно хлебавши.
Примерно так же трактуют слово «стяг» и словари древнерусского языка, которые, кроме перевода понятия «стяг» как военного знамени, дают ему также толкование «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» в тогдашнем понимании значилось: «стоять в боевом порядке». Лишь в ХII в. это слово все больше понимается как знамя, а не воинское подразделение.
Еще встречается любопытное слово «стяговникъ», что в буквальном переводе означает «знаменосец». Как правило, в княжеских дружинах имелось несколько военных знамен. Их собирательная и управленческая функции дополнялись звуковыми сигналами, что было присуще именно византийскому войску. Эти сигналы звучали при помощи труб и бубнов. В летописи о Липецкой битве 1216 г. сообщается, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов и труб 40, столько же и бубнов», а его брат князь Ярослав Всеволодович – «13 стягов, а труб и бубнов 60».
Постепенно функцию ранних флагов как средства управления войском начинают использовать в качестве символа власти. Галицко-Волынская летопись начала ХIII в. повествует, например, о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Калиту. Так, польские воины вопрошают своего предводителя: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?» Там же мы находим и рассказ о победе князя Даниила Романовича Галицкого: «Даниил вошел в город свой, пришел в храм Пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на немецких воротах знамя свое».
Как видим, уже тогда речь шла о польских и соседних юго-западных землях, где на иноземный манер на городских стенах, башнях и воротах вывешивались знамена и городские стяги. В других русских землях этот обычай не упоминают. Стяги и хоругви в различных древнерусских летописях фигурируют в основном в связи с военными действиями. Например, в известных «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище», в которых сражение войска Дмитрия Донского с полчищами хана Мамая в 1380 г. описано наиболее подробно. Как следует из описания, на русских военных стягах изображались лики святых. Перед одним из таких знамен преклонил колени сам князь Дмитрий Иванович Донской, моля небо о победе над татарами: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно…» Помолившись перед знаменем, великий князь степенно объехал свое войско, обращаясь к русским воинам с прочувствованным призывом «без смятения» стоять насмерть за русскую землю.
Наряду со стягом для обозначения военного знамени существовало еще одно определение – хоругвь. Это общеславянский термин. И стяг, и хоругвь весьма поэтично описаны в величайшем памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве». Повествуя о подготовке похода, древний автор восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!» После первой победы над половцами сказитель воздает должное русскому князю: «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) – храброму Святославичу!»
Зачастую для демонстрации старинных знамен обращаются к так называемым лицевым рукописям, иллюстрированным миниатюрами. В их числе, несомненно, первое место занимает Радзивилловская летопись. В ней содержатся более 600 цветных миниатюр. Среди них знамена встречаются более 200 раз! Эта летопись позволяет рассмотреть такие подробности ранних русских знамен, как навершие в виде наконечника копья (если это было не само копье), в виде креста (у русских), полумесяца (у половцев), в качестве пука конских волос – «чолка стяговая». Челка встречается и под навершием, как это следует из рисунков. Цвет знамен в основном красный (и не только у русичей, но и у иноземцев), реже – зеленый и синий. Форма стягов преимущественно треугольная, широкий конец крепится к древку, узкий же – весьма длинный, из-за чего полотнище струится. Если верить миниатюрам, то знамя носит стяговник, который держит его в руке, поскольку размеры стяга небольшие и его для удобства не требуется втыкать в землю.
Феодалы Западной Европы помещали на полотнищах своих знамен личные гербы, эмблемы правящих династий – вполне светские символы. Стяги же русских правителей таких символов не имели, поскольку Русь не ведала института герба вплоть до ХVII в. Такие атрибуты западноевропейского общества XII–XV вв., как рыцарские турниры, рыцарские ордена, герольды, трубадуры, миннезингеры, были неведомы патриархальной Руси в силу особых исторических особенностей. Прежде всего – тяготевшего над нею многовекового иноземного ига, которое она старалась преодолеть при активной и действенной помощи православной церкви. Постоянное обращение к Богу, к Пресвятой Богородице, святым заступникам – «помощи во бранех» – вполне объяснимы в обстановке междоусобных войн и непреходящей иноверческой опасности. Отголоски таких призывов к небесным покровителям, заступникам земли русской, были начертаны также на знаменах, сопровождавших русских князей в военных походах. В этом контексте вполне объясним образ Всемилостивейшего Спаса на знамени Дмитрия Донского.
Также не случаен библейский полководец Иисус Навин, чей образ запечатлен на белом знамени князя московского Василия III – отца Ивана Васильевича Грозного. Спустя столетие Иисус Навин украшал малиновое полотнище стяга князя Дмитрия Пожарского, которое сегодня хранится в Оружейной палате. Это знамя прямоугольной формы, двустороннее. На одной стороне изображен Вседержитель – Иисус Христос. Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая держит Евангелие. Образ обрамлен текстами из Священного Писания. На другой стороне знамени Иисус Навин, коленопреклоненный перед архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства. Вьющаяся по краю флага надпись объясняет смысл библейского сюжета.
Русские флаги XVI–XVII вв., как правило, кроили «косынею». Прямоугольная часть полотнища имела название середина, ее длину кроили больше высоты. Прямоугольный треугольник (откос) присоединяли к полотнищу своей короткой стороной. Знамена традиционно шили из камки – шелковой китайской ткани с разводами, а также из тафты – гладкого тонкого шелка. В древних источниках также упоминают «камку луданную» – шелковую ткань, иногда с блестящей наволокой. Образы и надписи обычно расшивали посредством серебряных, золотых и просто разноцветных нитей. Самые нарядные знамена обшивали каймой или бахромой.
Размеры флагов были традиционно очень велики. Например, флаг Ивана Грозного, который сопровождал его войско в походе на Казань в 1552 г., имел в длину около 3 м, а высоту по древку – 1,5 м. На роль знаменосцев назначались 2–3 человека. Нижний конец такого гигантского флага был специально заострен, чтобы стяг мог втыкаться в землю.
У великого царя имелось еще большее по размеру знамя – стяг Ивана Грозного 1560 г. Изготовлено оно было из китайской тафты с одним откосом. Цвет середины был лазоревым (светло-синим), откоса – сахарным (белым), каймы вокруг полотнища – брусничным, а вокруг откоса – маковым. В лазоревую середину был помещен круг из темно-голубой тафты, а в центр круга – изображение Спасителя в белой одежде на белом коне. По краям круга вышили золотых херувимов и серафимов, чуть левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах и на белых конях. В откосе расположили круг из белой тафты, а в круге вышили образ святого архангела Михаила на золотом крылатом коне, сжимающего правой рукой меч, а левой – крест. И середину, и откос украсили золотыми звездами и крестами.
Флаг, побывавший с Иваном Грозным в его Казанском походе, был особенно знаменит. У стяга Всемилостивейшего Спаса после победы под Казанью был отслужен молебен, после которого царь распорядился воздвигнуть церковь в том месте, где во время битвы стояло знамя.
Впоследствии этот легендарный флаг побывал и в других воинских походах не только в ХVI, но и в ХVII в. В начале ХVII в. его доверили графу Борису Шереметеву, отправлявшемуся в Свейский поход. Особенно уточнялось, что «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».
На «басурманские народы» русские полки отправлялись в поход и под другими знаменами. Так, в Оружейной палате находятся флаги Ермака Тимофеевича, с которыми он отправился в 1581 г. завоевывать Сибирское ханство Кучума. На знаменах синего цвета были вышиты изображения Иисуса Христа и архангела Михаила, а также льва и единорога, изготовившихся к бою. На рисунке, помещенном в «Истории сибирской», составленной через сто лет С. У. Ремезовым, в войске Ермака присутствуют очень большие знамена, которые несут на себе изображения архангела Михаила и святого Николая Чудотворца.
Флаги царства Русского
Композиция с архангелом Михаилом и святым Николаем Чудотворцем была актуальна на государевых стягах и в ХVII в. Царь Алексей Михайлович совершал походы на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем, изготовленным из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Этот лик – подлинное произведение искусства, выполненное тончайшей вышивкой. Образ Спасителя по выразительности черт близок к иконописи.
Таким заслуженным и «богатым» знаменам воздавались особые почести. Они освящались патриархом наравне со святыми иконами. Однако среди таких флагов (больших и поменьше – для малочисленных воинских соединений) не найдется ни одного, который можно было бы охарактеризовать как государственный. Больше к государственному знамени подходило «государево» знамя, или знамя Большого полка, под сенью которого обычно совершал свои военные походы царь, но это был именно царский стяг. Князья и полководцы вроде Ермака Тимофеевича бились с басурманами под своими знаменами. Их также считали государевыми и выдавали только на время участия в походах.
Подьячий Посольского приказа Г. Котошихин, написавший трактат о России во времена правления Алексея Михайловича, кстати, и сам непосредственно участвовавший в описанных им событиях тех лет, так характеризовал знамена царских воевод: «…Хоругви у них большие, камчатые и тафтяные, не таковы, как рейтарские; трубачи и литаврщики их же… дворовые люди. А учения у них к бою против рейтарского не бывает и строю никакого не знают; кто под которым знаменем написан и по тому и едет без устрою».
Далее идет непосредственное описание тех самых больших боярских знамен: «А бывают царские знамена у самого полку и у бояр большие, щиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ или какие победительные чудеса; а боярские знамена бывают таковы, что у польской гусарии, разноцветные, долгие» (прим. – текст адаптирован).
При царе Михаиле Федоровиче, помимо чужеземных отрядов, имелись и полки русских солдат, прошедших выучку в Москве у иноземцев по принципу регулярных частей.
Почему подьячий сравнивает «исконные» боярские полковые и сотенные знамена русского войска с гусарскими, рейтарскими и другими знаменами?
Начиная с конца ХVI столетия на военную службу в Московию стали повсеместно зачислять иноземцев. При царе Федоре Иоанновиче русское войско насчитывало более 4000 рекрутов-наемников – голландцев, шотландцев, датчан, шведов. Борис Годунов, к примеру, тяготел к воинской выучке ливонских немцев и даже составил целое воинское подразделение из иностранцев.
Разумеется, иностранцы не могли отказаться от свойственных им порядков и обычаев, служа в «варварской Московии». Помимо обучения своих частей, они обязаны были решать разнообразные вопросы по снаряжению, в том числе подсказывать, какие изготавливать знамена для подчиненных им подразделений. Таким образом в русском воинстве возник обычай помещать светские эмблемы на знамена и прочие предметы военной атрибутики. Они были очень разнообразны как по форме, так и по рисункам на них, потому что производились «как ротмистр укажет сам». Так и появились в те времена на русских знаменах символы орла, грифа, змеи, льва или химеры, а также надписи на латинском языке.