Книга пророка Исаии в стихах
Полная версия
Книга пророка Исаии в стихах
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
Станислав Маген
Книга пророка Исаии
в стихах
Глава 1
О, небеса, услышьте это слово, И слову Господа внимай земля! К вам говорит Создатель, Иегова, К народу Моему взываю Я! Возвысил Я народ из всех народов, Как сыновей Своих вас воспитал, Но возмутились люди злого рода, Народ строптивый на Меня восстал. Осёл ведь господина ясли знает, Владетелю покорен сильный вол. Израиль же Меня не понимает, Оставил путь, которым прежде шёл. Увы, народ, грехом обременённый, Погрязший в беззакониях своих, Злодеев племя, духом не смирённый, Погибели сыны в путях своих. Израилева Бога вы презрели, Оставили Святого своего, Ушли с пути, в упорстве закоснели. Скажите Мне, во что вас бить ещё? Здорового ведь места нет на теле, Исчахло сердце, в язвах голова. Гноящиеся раны воссмердели, И пятнам, и нарывам нет числа. Никто не умягчает их елеем, Не очищает, не обвяжет их. Земля же ваша предана злодеям И города сожгли полки чужих. Они в глазах народа поедают Весь урожай, что на полях созрел, И землю, не жалея, разоряют, И кто положит этому предел? Как брошенный шалаш средь огорода, Забытый в винограднике шатёр, Как осаждённый город без народа, Так дочь Сиона понесла позор. Мы с Богом Саваофом были в споре, Но если б не соблюл остатка Он, То мы бы уподобились Гоморре, То мы бы все погибли как Содом. Послушайте Меня, народ Гоморрский, Послушайте, Содомские князья! Вам говорю не из страны заморской, Закон Господень возвещаю Я. Я не желаю ваших всесожжений, К чему Мне тук откормленных овнов? И не хочу Я ваших приношений, Крови тельцов и агнцев, и козлов. Кто требует от вас, чтоб вы топтали Дворы Мои, являясь предо Мной? О, если б приносить вы перестали Дары и жертвы в дом священный Мой! Куренье ваше стало как зловонье, А праздничных собраний и суббот Терпеть Я не могу за беззаконье, Которое свершает Мой народ. Я всей душою это ненавижу, Мне бремя это тяжело нести, И рук простёртых ваших Я не вижу, И уши закрываю Я Свои, Когда ко Мне возносите моленья. Я вижу ваши руки все в крови. Омойтесь, совершите очищенье, Оставьте злые действия свои! Оставьте зло, но правды вы ищите, И научитесь милости, добру, Сирот и угнетённых защитите, Вступитесь и пред сильным за вдову. Тогда ко Мне придите — и рассудим: Я ваш Господь и к вам Я говорю. Коль грех ваш красный, словно пурпур, будет — Как чистый снег, как волну убелю. И если вы послушаться хотите, То будете вкушать блага земли, А если отречётесь и презрите Вы Господа, то за дела свои, Которые в упорстве совершали, Неутомимый меч вас посечёт. Уста Господни это вам сказали, И кто отменит то, что Он речёт? Была ты прежде верною столицей, Исполненною правды и суда, Но стала ты позорною блудницей, В тебе убийцы ходят без стыда. Вот серебро, как изгарь, почернело, Вино твоё испорчено водой, Князья с ворами действуют умело, Хулят закон, гоняются за мздой. Они дары охотно принимают, И за подарок будешь ты своим, Но дело сироты не защищают И до нужды вдовы нет дела им. Так говорит Господь Великий, Сильный, Израиля Владыка и Творец: О, изолью на вас Я гнев обильный И удовлетворю Себя вконец. Я над врагами совершу отмщенье, Противников безжалостно губя, А над тобой свершу Я очищенье И обращу Я руку на тебя. Как в щёлочи, все примеси очищу, Свинцовое в горниле отделю И буду поставлять вино и пищу, И судей, и советников пошлю. Как прежде станет верною столица И «город правды» скажут о тебе. Сион спасётся, к правде обратится, Сыны его не будут на суде. Но грешников погибель ожидает, Отступников — суровый Божий суд, И все, кто путь Господень оставляет, В стыде на муку вечную пойдут. Они сады избрали и дубравы И там кадили идолам своим, Но отреклись они от Божьей славы; За то позор и стыд, и срам всем им. Вы будете как дуб с листвой опавшей, Как сад, не орошаемый водой. Отрепьем будет, сам себя считавший Владыкой мира, сильным над землёй. Дела его, как искра, угасают, Которые желал он совершить. А участь всех, кто Бога отвергает, В огне, что невозможно потушить.Глава 2
Слово, которое было в видении к Исаии,
сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
И будет в дни последние: с Сиона Увидит это диво всякий взор. Возвысится гора Господня дома И будет во главе холмов и гор. И потекут к ней многие народы, Пойдут и скажут: «Мы туда взойдём, Где Дом Господень возвышает своды, Там правду и премудрость мы найдём. Взойдём же в Дом Израилева Бога, Познаем мы уставы и закон, И как ходить Его прямой дорогой Из Иерусалима скажет Он». И будет Он тогда судить народы, И племена Он будет обличать За то, что воевали во все роды. Теперь не будут больше воевать, Но меч перекуётся на орало И копья на серпы перекуют, Не будет той руки, что убивала, И кровь народы больше не прольют. О, дом Иакова! Теперь придите! В Господнем свете будем мы ходить! Но ныне Ты презрел Твою обитель, Народ Твой, что не перестал грешить. Они с востока много переняли, У них с чужими близость и родство, Пред звёздами колени преклоняли, И, как у Филистимлян, волшебство. Хотя земля конями наполнялась И колесницам не было числа, Хоть золотом обильно украшалась И много накопила серебра, Но идолы наполнили всю землю, Делам своих перстов кадят к тому ж, А слову правды Господа не внемлют. Склонился человек, унижен муж. Ты не простишь им этих согрешений. Скрываются в земле, идут в скалу, Дрожат от страха Божиих решений, Но пред собою видят только мглу. Пред славой и величием Господним Поникнут взгляды гордые людей, Унизятся они до преисподней, И будет лишь Господь велик в тот день. На всё высокомерие, гордыню, На всё превознесённое грядёт День Господа, как знойная пустыня, Где всё пред Ним увянет и падёт. Унизятся все кедры на Ливане, Унизятся все горы и холмы И мощные дубы, что на Васане, И с ужасом тогда увидим мы, Как рушатся высотные строенья И трескается крепкая стена. И корабли Фарсисские в смятенье; Их слава и краса сокрушена. Унизится высокое людское, Величье человеков упадёт. Высок Господь и сильною рукою Он идолов с земли в тот день сметёт. И будет горе, слёзы, стон и крики: «Земле и скалам нас не сохранить От славы и величия Владыки, Когда восстанет землю сокрушить». В тот день, отвергнув ценностей всех меру, И идолов, что сделали персты, Скрываться будут в ямах и пещерах, Летучие где мыши и кроты. Все ценности свои им побросают, Желая только душу сохранить, Когда Господь во славе воссияет, Когда восстанет землю сокрушить. Не вечен всякий на земле живущий, И на того надежду возлагать, Кому даёт дыханье Всемогущий, Не стоит; он бессилен помогать.Глава 3
Вот у Иуды и Иерусалима Отнимет Саваоф, всех сил Господь И трость, и посох. Будут уязвимы, И будут жаждать, не насытят плоть. Отнимет также старца и пророка, Судью, вельможу, храброго вождя, Советника, что говорил высоко, Художника и воина тогда. Господствовать над ними дети будут И отроков в начальники им дам. О снисхожденье к ближнему забудут И будут угнетать друг друга там. Там юноша превознесётся тоже И будет нагло старца унижать, Простолюдин восстанет на вельможу, И будут все друг друга истреблять. Тогда семья ухватится за брата И скажет: «У тебя одежда есть, В отца семействе ты один богатый, Тебе даём мы управленья честь». А он же скажет, клятвою поклявшись: «Я общество не в силах исцелить От ран его и сам, в нужде оставшись, Не буду вами я руководить». Так рушилась великая столица, Иуда пал и пал Иерусалим, И не желали Богу покориться, Дела же злые делали пред Ним. Они Господню славу унижают И оскорбляют светлый Божий взгляд, А лица их бесстыдство выражают И о грехе открыто говорят. Как Содомляне, похоть не скрывают; На них и обратится их же зло, А праведник же пусть не унывает, Он вкусит плод от добрых дел его. Так, горе беззаконнику и муки. Господь по справедливости воздаст За злое, что его творили руки, А милость и прощение не даст. Теперь народ Мой дети притесняют И женщины господствуют над ним, Вожди же в заблужденье направляют На путь, недобрый, чтоб ходили им. Господь восстал на суд — судить народы. Старейшинам народа Своего, Князьям, что непокорны во все роды, Он говорит, послушайте Его! «Вы виноградник Мой опустошили, Тесните Мой народ, оставив страх, А бедных вы имения лишили, И вот оно теперь у вас в домах. За то, что ваши дочери надменны И ходят, подняв шею высоко, И взором обольщают — непременно Воздастся им, а также и за то, Что величаво, гордо выступают, Гремят у них цепочки на ногах. Но вот Господь их темя оголяет, Покажет срам на ваших же глазах. И звёздочки, и луночки отнимет, Красивые цепочки на ногах, Запястья, серьги, ожерелья снимет, Забудут об увяслах, поясах. Не будут орошаться уж духами И снимут перстни, кольца, что в носу, Волшебные привески с епанчами И всё, что создавало их красу. Отнимет Бог и верхнюю одежду, И нижнюю, платки и кошельки. Не будут величаться уж, как прежде, Дни сетованья станут им горьки. Верёвка будет им опоясаньем И вретище на месте епанчи. О падших на войне у вас рыданья, И храбрых ваших посекут мечи. Клеймом вас заклеймят за беззаконье, А красота — ничто в глазах у них, А вместо благовония — зловонье, И плеши вместо кудрей завитых. Опустошённый город устыдится, Сидит он на земле и уж не встать. О том же, что случилось со столицей, Ворота будут плакать и вздыхать.Глава 4
Ухватятся за одного мужчину В тот день семь женщин, будут умолять: «Вот, нет у нас ни дочери, ни сына. Свой хлеб мы будем сами добывать, В свою одежду будем одеваться, А ты же только нас к себе прими, Чтоб именем твоим нам называться, И с нас позор бездетности сними». В тот день Господня отрасль величаво Придёт на землю в чести, в красоте, И плод земли — в величие и славе Для спасшихся Израиля детей. И все, кто уцелел в Иерусалиме, Оставшиеся на горе Сион Именоваться будут там святыми, И в книгу жизни их запишет Он. Тогда же скверну дочерей Сиона Господь омоет, грех им не вменя, Иерусалим от крови беззаконной Суда очистит духом и огня. И сотворит Господь над всяким местом Горы Сиона облако и дым Во время зноя дня, и будут вместе Там часто собираться перед Ним. Огонь же Божий ярко заблистает И будет тьму ночную отгонять, И всех, кого Своими почитает, Господь покровом будет покрывать. И будет там шатёр, что осеняет И защищает их от зноя дня, И от стихийных бедствий сохраняет, От непогоды, также и дождя.Глава 5
Я Моему Возлюбленному песню О винограднике Его спою. Он был устроен на горе чудесной, Возлюбленный пел песнь ему Свою. С любовью Он обнёс его оградой И тщательно очистил от камней, Отборную лозу же винограда В нём насадил и Сам смотрел за ней. Устроил в нём и башню, и точило, И доброго плода Он ожидал, Но что же с виноградником случилось, Что ягодами дикими воздал? Теперь, мужи Иуды, рассудите Меня вы с виноградником Моим, В Иерусалиме также не молчите. Давайте же теперь поговорим, О том, ещё что сделать надлежало, Чтоб виноградник добрый плод принёс? Чего ещё ему не доставало, И почему в нём дикий плод возрос? Что сделаю сему Я винограду? Оставлю в запустении его, Разрушу стены, отниму ограду, Не будут и обрезывать его, Но попираем и опустошаем Он будет, в запустение придёт, Дождём не будет с неба орошаем, И всякий в нём сорняк произрастёт. Что означает дивный сей рассадник? Так говорит Господь ваш Саваоф: «Израиль — Мой любимый виноградник, Мужи Иуды — саженцы его». Он ждал, чтоб суд по правде совершали, Но вот кровопролитье видит Он, Он ждал, чтоб люди правды все искали, Но вместо правды только вопль и стон. Кто к дому дом неправдой прибавляет, Так что другому негде проживать, И поле к полю присоединяет, Чтоб из земли народ Мой вытеснять, — Тем горе — так сказал Господь мне в уши. Вы так живёте, будто вы одни, Вы слово правды не хотите слушать, Поэтому приблизились те дни, Когда дома красивые, большие Останутся без жителей у вас, Тогда исчахнут нивы золотые И виноградник вам плода не даст. Хоть десять ты участков в нём посадишь — Один лишь бат вина ты наберёшь, Хоть поле для посева ты уладишь, Но ты посеешь больше, чем пожнёшь. Кто с раннего утра сикеры ищет, А к ночи горячит себя вином, На пиршествах кто ест обильно пищу — Тот горе приближает с каждым днём. Тимпан и цитра, гусли и свирели Всегда на буйных пиршествах звучат, Но видеть дело Божье не хотели И слышать голос Бога не хотят. За то пойдёт народ Мой в плен нежданно, Его вельможи будут голодать, Богатые же будут непрестанно Томиться жаждой, плакать и рыдать. За то и преисподняя открылась, Расширила без меры пасть свою. Сойдёт туда народ, презревший милость, Веселье, шум, богатство истреблю. Там гордый муж в смирении согнётся Надменных взгляды Я тогда смирю. Господь тогда в суде превознесётся И явит святость в правде им Свою. И будут овцы по лугам скитаться Без пастыря, но сами по себе, А пажитями жирными питаться Чужие будут в брошенной земле. Тем горе, что суетности вервями, Нечестие, неправду возлюбя, Влекут, как колесничными ремнями, Грехи и беззаконье на себя, И говорят: «Пусть дело Он ускорит И поспешит исполнить Свой совет, Дабы узнали все, кто с Богом спорит, Увидели: то правда или нет? Пусть в деле нам Себя Святой покажет, Приблизятся решения Его». Но кто же им путь истины укажет, Коль не желают слышать ничего? Тем горе, кто тьму светом почитает, Свет тьмою, зло добром, добро же злом, Кто горькое за сладкое считает, А сладкое за горькое притом. Тем, кто себя разумным почитает, Тем, кто всегда в глазах своих мудры, Напитки крепкие приготовляют, Вино, сикеру пить они храбры, Которые подарки принимают, В суде виновных чтобы оправдать, А праведных законного лишают — Тем горе! Прав Господь, чтоб им воздать. За то огонь пожрёт их как солому И цвет их разнесётся, словно прах, Истлеет корень их. Они чужому Служили божеству, забывши страх. А Саваофа, Господа Святого, Они отвергли, позабыв закон, Презрели и Его святое слово, Что чрез пророков говорил им Он. За то на них гнев Божий возгорится И руку Он прострёт на Свой народ, Так поразит, что всякий удивится, И трупы, как на улицах помёт. Так поразит, что горы содрогнутся, Притом не отвратится гнев Его. Рука Его простёрта. Ужаснутся Все те, кто отступили от Него. Господь поднимет знамя всем народам, Поднимутся, живущие вдали, Придут легко и скоро бодрым ходом, Придёт живущий на краю земли. Не будет ни усталых, ни болящих, И не задремлет он, и не заснёт, Не рвётся обувь на ногах ходящих, Он препоясан и идёт вперёд. Натянуты все луки, остры стрелы, Копыта, словно кремень, у коней, И колесницы он ведёт умело, И мчат они, как вихрь, к земле Моей. Тогда, как скимен, грозный рык поднимет, Как львица, на добычу заревёт, И коль поймает он, то кто отнимет? Добычу схватит он и унесёт. Но он услышит рёв как будто моря, Что в ярости кипит, внушая страх, На землю взглянет — там же тьма и горе, И солнца свет померкнул в облаках.Глава 6
Увидел я престол превознесённый, То был год смерти Озии царя, Господь сидел там, славой окружённый, Храм наполняли риз Его края. Узрел я шестикрылых Серафимов, Что окружали там престол Его, И славили Творца неутомимо, И каждый покрывал своё лицо Двумя крылами и двумя же ноги, А остальными же двумя летал, Взывали же друг к другу, славя Бога, И каждый громогласно восклицал: «Свят Саваоф, Господь превознесённый, Свят Тот, Кто всю вселенную создал, Свят, давший ей уставы и законы, Своей Кто славой землю наполнял!» От гласа Серафимов говорящих В тот час поколебались верхи врат, И я воскликнул голосом дрожащим: «Уста мои нечисто говорят. О, горе мне! Погиб я! Средь народа С нечистыми устами я живу! Живым не будет сын людского рода, Что Господа увидел наяву. Я Саваофа Господа увидел, Мои глаза увидели Царя!» Один из Серафимов, что я видел, Пришёл ко мне, взяв угли из огня, Горящего на жертвеннике Божьем, Клещами их держа в руках своих, Стоял же пред престола я подножьем, И углями коснулся уст моих. Он мне сказал: «Вот это уст коснулось И снято беззаконие с тебя, Твой грех очищен». Сердце встрепенулось, Глас Господа услышал я тогда. Он вопрошал: «Кого послать Мне к людям, Чтоб передал им слово от Меня? И кто пойдёт для Нас и верным будет?» И я сказал: «Пошли меня, вот я». «Пойди, скажи народу, что не слышит, Хотя имеет уши сей народ. Он видит, но не видит руку свыше, Меня же грубым сердцем оттолкнёт. Сомкнул глаза, не слышит он ушами И слово правды сердцем не поймёт, Ко Мне не обратится со словами, Чтоб исцелил Я этот грешный род». А я спросил: «Надолго ль это будет, Скажи, Господь?» и Он ответил мне: «Доколе домы не покинут люди И будет запустенье на земле Десятая хоть часть на ней осталась И возвратится в землю ту она, Не пожалею Я и эту малость, Да будет и она разорена. Но как от теревинфа и от дуба Остался корень, хоть срубили их, Так и святое семя, что Мне любо, В земле сей будет корнем среди них».Глава 7
И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский,
и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский,
пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его,
но не могли завоевать.
Вот весть дошла до племени Давида, Что Сирияне близко подошли. «Уже в земле Ефремовой их видят И на тебя они войной пошли». Царя Ахаза сердце всколебалось, Народ же впал в уныние и страх, И, словно бы от ветра, всё шаталось, Качалось словно дерева в лесах. Сказал Господь Исаии: «Выйди в поле, Там царь Ахаз с тобою встречи ждёт, И возвести ему Господню волю, Твой сын Шеарясув с тобой пойдёт. Иди путём белильничьего поля К водопроводу верхнего пруда, Скажи царю — не будет Божьей воли, Чтоб Иерусалим врагу отдать. А ты же наблюдай и будь спокоен, И сердце не страшится пусть твоё. Не будет враг победы удостоен, Но сбудется решение Моё. Вот Сирия с Ефремом умышляют, Желая Иудею возмутить, И, словно головня, их гнев пылает, А также трон Давида захватить. И сына Тавеилова поставить Хотят над Иудеей как царя, Но Бог силён их отступить заставить, И это дело замышляют зря. Сейчас вам трудно этому поверить, Но шестьдесят пять лет ещё пройдёт, И Сирию чужие будут мерить, Ефрем уже не будет, как народ. И как Дамаск есть Сирии столица, Самарию главой Ефрем назвал, Так дело Божье вскоре состоится». И Бог к Ахазу слово продолжал: «Проси себе знамение на небе, Или проси знаменье в глубине». «Не буду! Хоть живым остаться мне бы, Не искусить и Господа бы мне». Пророк сказал: «Послушай, дом Давидов! Не стыдно ли вам Бога затруднять И прикрываться ложно скромным видом, Когда Сам Бог знаменье хочет дать? Знаменье в том, что непорочной деве Великое Он чудо сотворит, Святое семя даст Он ей во чреве И Сына от Всевышнего родит. И Он Эммануилом наречётся, Что в переводе значит: с нами Бог. Он мёд вкусит и молока напьётся». Но царь понять знамение не мог. «И прежде чем младенец этот будет Хорошее от злого отличать, Народов этих двух совсем не будет, Враги их будут землю попирать». Но наведёт Господь и на Иуду, И на сынов потомства твоего Такие дни, что содрогаться будут, Которых не было со дня того, Когда Ефрем с Иудой разделился; Придёт на землю Ассирийский царь. Его народ же всякий устрашился. И всякая пред ним смирится тварь. Как пчёлы быстро к саду прилетают, Как мухи, что гурьбой летят на мёд, Так Египтяне быстро выступают И землю Ассирийский царь возьмёт. В тот день даст знак Господь пчеле и мухе, И быстро прилетят они сюда, Заполнят землю ту, где было сухо И землю, где в обилии вода. Усядутся в долинах опустелых, В расселине скалы и на кустах, Которые в колючках огрубелых, На всех растущих в поле деревах. В тот день Господь вас наголо обреет Рукою Ассирийского царя И даже бороды не пожалеет, И слово это сказано не зря. В тот день кто содержать корову будет, И двух овец, тот будет масло есть, И молоко в хозяйстве не убудет, И мёда будет столько, что не счесть, Для малого остатка из народа. Земля же вся колючкой зарастёт; Ни смоквы, ни плода другого рода, Ни винограда не произведёт. В терновник и колючий тот кустарник Пастись волов там будут выводить, Овец туда пригонят из овчарни, Там будут только с луками ходить.Глава 8
Велел большой мне свиток приготовить И говорил Господь мне в этот раз, Чтоб человеческим письмом то слово Я начертал: магер — шелал — хаш — баз. Но что же это слово означает И что же Богом определено? Спешит грабёж, добыча ускоряет — Такое объясненье мне дано. Захарию, Варахиина сына, И Урию священника я взял, Чтоб были три свидетеля едино О том, что я на свитке написал. И приступил к пророчице тогда я, И сына родила мне в этот раз. Сказал Господь мне: «Я повелеваю Назвать его Магер — шелал — хаш — баз. И прежде чем младенец «мама» скажет, Тебя отцом он сможет называть, Богатства много сложат и увяжут, В Дамаске что они могли набрать. И пред царём великим Ассирийским То множество богатства понесут. Царям не будет чести Самарийским, У них добычу также отберут. Господь, Своё же слово продолжая, Об Иудее мне тогда сказал: «Источником народ пренебрегает, Что имя Силоам ему Я дал. Его вода течёт спокойно, тихо, Народ же восхищается царём Рецином, что ему доставит лихо, И Ассирийский царь придёт потом. Он явится, как бурные потоки, Придёт со всею славою своей. Поднимется она во всех протоках И разольётся по равнине всей. Пойдёт она и вверх по Иудее По всей земле Твоей, Эммануил, Поднимется, дойдёт до самой шеи, И явится величье Божьих сил». Враждуйте племена, но не ищите Покоя вы во всех концах земли. Вооружайтесь вы, но трепещите И замышляйте замыслы свои. Но рушатся они, а вы твердите: «О, кто бы сильный нам теперь помог?» И то, что вы в советах говорите, Не состоится, ибо с нами Бог! И говорил Господь ко мне, внушая Путём сего народа не ходить И, крепкою рукою направляя, Повелевал сие мне говорить: «Вы заговором то не называйте, Что сей народ стремится называть, Себя от всяких страхов сохраняйте, На Господа учитесь уповать. Господь же Саваоф для вас святыня, И ваше освященье от Него, Он страх и трепет ваш и Он — твердыня, И свято почитайте вы Его. Но будет Он и камнем преткновенья, Скалой соблазна, сетью и петлёй. Тогда Иерусалим придёт в сомненье, Он будет для Израиля не свой. И многие о камень разобьются, И многие преткнутся и падут, Запутаются в сеть, с пути собьются, Но к Богу путь уж больше не найдут. Ты запечатай это откровенье, Свидетельство ты в узел завяжи, Ученикам Моим ты дай веленье, Чтоб тщательно хранили, им скажи». Господь же от народа отвернулся, Лицо Он от Иакова сокрыл, А я же в упованье не преткнулся, Надежду на Него я сохранил. Вот я и дети, данные от Бога, Мне в предзнаменованье дал их Он, Чтоб знал народ, какой пойдёт дорогой, Господь, живущий на горе Сион. Коль скажут: «Обратитесь к чародеям, Чревовещателям и шептунам И к тем, кто мёртвых вызывать умеет» — То отвечайте им: «Не должно ль нам К Всевышнему с нуждою обращаться? И спрашивают мёртвых о живых?» Закона Божья нужно вам держаться, Не слушать слов чужих: нет света в них. И будут меж народами скитаться, Страдать от угнетенья и стонать, И злиться, в хлебе каждый день нуждаться, Царя хулить и Бога проклинать. И взглянут вверх, потом на землю взглянут — Беда и мрак, и горе их удел. Но и другие времена настанут; Не будет мрака там, где он сгустел.