bannerbanner
Вирус фарисейства
Вирус фарисейства

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Вирус фарисейства


Александр Балыбердин

© Александр Балыбердин, 2023


ISBN 978-5-0056-3366-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРОСТАЯ ИСТИНА

Сколько помню, меня всегда интересовало, все что происходит вокруг и как это связано с тем, что внутри нас. Ну, как об этом не задуматься? Тем более, когда тебе было дано жить на переломе эпох и увидеть жизнь во всем ее многообразии. Чего наши бабушки и дедушки не могли, а смогут ли дети и внуки – это еще большой вопрос. Поэтому верю, что такая возможность была дана нам неспроста, а раз так, то как ее не осмыслить?

Судите сами.

Я родился в год 50-летия Великого Октября и более двадцати лет жил при советской власти. Был пионером и комсомольцем. Стоял в почетных караулах у Вечного огня и памятника Ленину. Ездил в стройотряды. Работал с трудными подростками. Был заместителем секретаря комсомольской организации пединститута, а затем, по собственному желанию, вышел из комсомола и в прямом смысле пошел на рождественскую службу в единственный в нашем городе храм.

Встретил распад СССР молодым отцом и сельским учителем. Работал в воскресной школе. Трудился в администрации области. Защитил диссертацию по истории хрущевских гонений. Преподавал практически во всех видах учебных заведений. Читал открытые лекции и организовывал научные конференции. Написал и издал несколько книг и сборников стихов.

В 2000 году был рукоположен в сан священника. Более десяти лет являлся секретарем епархии и настоятелем храма, членом Межсоборного присутствии Русской Православной Церкви и Общественной палаты области. Ныне служу в монастыре. Среди моих знакомых деятели науки и культуры, музыканты и предприниматели, коммунисты и потомки русских эмигрантов, монахи и люди далекие от Церкви.

Жил при развитом социализме и застое, пережил перестройку и «лихие 90-е», служил в «сытые нулевые» и «кризисные десятые». Дожил до кардиостимулятора и в итоге пришел к выводу, что чем бы человек не занимался и кем бы себя не считал – верующим или атеистом, демократом или коммунистом, либералом или монархистом, красным или белым, западником или славянофилом, патриотом или гражданином мира – не это главное. Потому что в Евангелии о них нет ни слова, зато немало сказано о книжниках и фарисеях. Поэтому суть не в должности или ученой степени, а в том разрешаем ли мы себе быть книжниками и фарисеями или нет?

Кто это такие?

Для ответа на этот вопрос лучше всего обратиться к Евангельскому тексту, из которого следует, что это люди, которые всегда думают только о себе, но тщательно это скрывают. Никого не слушают и диалогу предпочитают монолог. Максимум, на что они способны – имитировать коллегиальность и законность. Как был формальностью суд над Христом.

Тайно мечтают о власти и, придя к ней, окружают себя посредственностями и подхалимами, держатся за кресло обеими руками и выходят из кабинета вперед ногами. Как держался за власть первосвященник Каиафа.

По гордости, берутся за дела, которые им не под силу. Оттого «сами не живут и другим не дают». Устраивают революции и войны. Переговоров не ведут, считая это ниже своего достоинства, поэтому стараются победить любой ценой и никого не жалеют. Поражений не признают. Если дело заканчивается успехом, приписывают его себе. Если заканчивается провалом, перекладывают ответственность на других. Как это сделал Понтий Пилат, умыв руки.

Горделивые, лживые и самоуверенные и при этом мелочные, беспощадные и безответственные. Настоящий «коктейль Молотова», способный поджечь семью, коллектив, страну и даже целый мир.

Конечно, с этим согласятся не все, поскольку со школьной скамьи нас учили, что главное – не люди, а технологии. Главное, чтобы не было частной собственности и буржуазной демократии, а было больше фабрик и заводов, школ и музеев, больниц и домов культуры. А какие люди в них работают – это все, будто бы, «надстройка», идеализм и потому не так важно.

Таково было материалистическое понимание жизни, без которого в советские годы было невозможно поступить в институт, издать книгу, стать учителем, врачом, офицером или иным руководителем. Что же касается роли личности в истории и тем более покаяния, смирения, милосердия и сострадания, то знать эти «поповские» слова было не обязательно и даже вредно. Стоит ли после этого удивлять тому, что советская школа и ВУЗы стали кузницей не только кадров, но также книжников и фарисеев?

И я был таким же, но к счастью грянула «перестройка», которая помогла понять простую истину: государство – не Бог и, значит, не оно определяет, что истинно или ложно, верно или ошибочно, подло или свято. А раз государство – не Бог, значит, Его надо найти!

Так в поисках Бога мы пришли в Церковь. Однако должны были пройти годы, чтобы услышанные в ней слова проросли в нас тем новым пониманием жизни, которым можно было бы поделиться. И вот это время пришло. Потому что приблизился Великий пост, а он для того и существует, чтобы мы услышали друг друга и, главное, постарались услышать Слово Божие.

6 февраля 2022 г.

ВИРУС ФАРИСЕЙСТВА

Первая подготовительная неделя на пути к Великому посту завершается притчей о мытаре и фарисее:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»

(Лк. 18:10—14).

Соединив эту причту со Страстной седмицей, которой Великий пост заканчивается, понимаешь, что они неразрывно связаны. Поскольку, чтобы решиться поднять руку на другого человека можно только в том случае, если ты заражен вирусом фарисейства, превозношения над другими людьми. Кроткий и смиренный человек такого себе никогда не позволит.

Почему я об этом вспомнил? Потому что в последние дни усердно мониторил происходящее, листал каналы и ленты социальных сетей и при этом постоянно натыкался на знакомые образы. С той разницей, что встречавшиеся мне современные фарисеи, в соответствии с духом времени, стремились возвыситься не над мытарями, а над западниками и либералами или, наоборот, приверженцами традиционных ценностей и русского мира.

Все остальное вполне было в духе Христовой притчи. Бесконечный и злобный монолог, движимый желанием доказать, что авторы этих постов «не таковы, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи» (Лк. 18:11). Что же это как не фарисейство? Когда ты один на свете во всем прав и хорош, а все остальные плохи и виноваты. Настолько, что диалог с ними кажется ниже твоего достоинства, и потому будто бы нет другого способа доказать свою правоту, как врезать обидчику между глаз словом или ракетой.

Особенно странно было слышать все это от людей, которые годами ходят в храм, молятся и постятся, но при этом на примере Великого поста так и не поняли, что фарисейство всегда заканчивается насилием. Не поняли, что было бы ошибкой воспринимать Евангельскую историю как то, что когда-то было и прошло. Потому что мы все немного фарисеи, и до какой-то степени это терпимо. Но когда вирус фарисейства поражает миллионы и, не встречая лечения, доводит их до горячки, тогда всегда находятся вожди, которые делают фарисейство своим знаменем и ведут народ на Голгофу. Что мы уже не раз проходили, в том числе на примере Великой Отечественной войны.

Каков же выход? Конечно, на этот вопрос каждый ответит по-своему. Что же касается Великого поста, то его ответ очевиден – не становиться фарисеями. Не считать себя лучше других. Не превозноситься над родными и друзьями, коллегами и подписчиками в социальных сетях, странами и народами. Даже если в чем-то они не правы. Хотя бы потому, что мы сами не идеальны. И поэтому для начала научиться не перебивать, слушать и слышать других людей. Не настаивать на своем, быть готовым к диалогу и для этого быть готовым к покаянию.

Потому что без покаяния и смирения, без желания услышать другого человека диалог с ним не возможен, а вот размолвка и вражда, наоборот, весьма вероятны. Почему бы об этом не задуматься и не попробовать себя изменить? Тем более в дни поста.

13 февраля 2022 г.

ПРОТИВ КОГО ДРУЖИТЬ БУДЕМ?

Прежде никогда этим не занимался, а ныне пришлось. Если раньше кто-то предлагал дружбу в социальных сетях, я всегда принимал заявки без размышлений. Сейчас же захожу в профиль и листаю первые страницы подписчиков, чтобы понять их взгляды и в будущем не быть втянутым в бесконечные споры, в которых никто никого не сможет переубедить.

Конечно, такое случалось и прежде, и все же нынешние куда более категоричны и уверены в своей правоте. При этом, листая их странички, вы увидите купола и кресты, иконы святых и портреты старцев, а также ссылки на слова о том, что «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Однако, если попросите уточнить, как правит их кумир – «Божьим благословением» или «по Божьему попущению», то вам тут же объяснят, что эта граница совпадает с государственной: «У нас – все хорошо и «Боже, царя храни!», а вот у них – все плохо и «царь ненастоящий!».

Какое-то время я пытался понять, что это напоминает? А затем понял – да вот же: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь» (Лк. 18:10). С той разницей, что современных фарисеев раздражают не мытари, а все, кто стрижет бороды и носит короткие юбки, не ныряет в крещенскую прорубь и не ходит крестными ходами, не читал «Домострой» и не верит, что его страна – Третий Рим. При этом, если переключить канал и заменить «Домострой» на Оруэлла и Третий Рим на Евросоюз, то сути это не изменит – фарисейство так и останется фарисейством. Только с другой стороны воображаемой границы, которую авторы постов провели между собой и другими людьми.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу