bannerbanner
Опричнина. От Ивана Грозного до Путина
Опричнина. От Ивана Грозного до Путина

Полная версия

Опричнина. От Ивана Грозного до Путина

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 8

Вернемся к лишенным всего дворянам и детям боярским – несостоявшимся опричникам. Кроме них, уже летом 1565 г. знатнейшие русские князья – Оболенские, Суздальские, Ярославские, Ростовские, Стародубские и т. д. – были вместе с семьями отправлены в ссылку на Волгу (Казань, Свияжск, Чебоксары). При этом они значительно проиграли материально: так, сосланные в Заволжье князья Куракины и Андрей Катырев-Ростовский при поместном окладе в 1000 четвертей получили (под Казанью) 120–130 четвертей, другие – еще меньше, например, 12 князей Гагариных получили одно крошечное поместье на всех. Для сравнения: в Центральной России помещикам жаловали за службу, в зависимости от звания и заслуг, от 100 до 350 четвертей[259].

Конфисковали у ссыльных в старых владениях, во всяком случае, в разы, а то и на порядок больше – например, у князя Д. Ю. Меньшого Сицкого отняли 4800 четвертей[260]. Через несколько лет (точнее, после 1 мая 1566 г.) царь «простил» их и разрешил вернуться, однако большая часть высланных к тому времени уже погибла, и воспользоваться царской «милостью» смогли немногие[261]. Кстати, сколько таких было всего? Ссыльных насчитывалось минимум 600–700 человек (с женами и детьми)[262], а сколько было амнистировано? Мы не знаем, но подозреваем, что немного, иначе об этом было бы широко объявлено официально, а нынешние апологеты Грозного не замедлили бы привести это как пример великодушия.

К тому же надо иметь в виду, что ссыльных отправляли на новое местожительство в спешке, часто с применением насилия, не давая вывезти имущество. Чуть ли не как при Сталине (от 30 минут до 12 часов на сборы). В итоге после «прощения» бедолаги часто отдавали свои имения в монастыри ввиду плохого их состояния. Плюс продолжала играть роль неуверенность в будущем: мы наладим дела, а вдруг имения снова отберут?[263]

А теперь – главный вопрос: зачем все это делалось? На него можно ответить, поставив другой вопрос: кто получал земли как не прошедших отбор в Опричнину дворян, так и репрессированных князей?

Начнем с того, что провозглашенная при введении Опричнины опала всему служилому классу позволяет говорить о том, что царь задумал полную или почти полную смену боярства и дворянства, – примерно так же, как Сталин задумал свой Большой Террор как смену «ленинской гвардии» своими выдвиженцами – номенклатурой. Кем же заменяли старое боярство и дворянство?

Так вот, на землях изгнанных селились опричники. И вот тут начинается самое интересное. Выше я писал о возможном влиянии выходцев из бывшей Золотой Орды на исход политической борьбы в Московской Руси в 1560-х гг. Так вот, национальный состав опричников был, судя по всему, совсем не такой или как минимум не совсем такой, как мы привыкли думать.

Вот для примера писцовая книга Коломенского уезда за 1575 год. Из 300 дворян – два грека, 5 «новокрещенов» (национальность их непонятна), 6 литовцев и немцев, 105 (!) служилых татар и три «вдовы татарки»[264]. Татар, таким образом, более трети. Но это – 1575 год, через десять лет после начала Опричнины. Как мы далее увидим, национальный состав последней к тому времени станет куда более разнообразным, чем при начале ее. А как обстояли дела в середине 1560-х гг.? Есть основания думать, что выходцев из Орды было значительно больше.

Так, В. Куковенко приводит список помещиков, получивших уделы в Бежецкой и Вотской пятинах в 1565–1566 гг. (109 имен), среди которых подавляюще преобладают мусульманские фамилии и имена, а русские имена указывают лишь на православное вероисповедание. И ни про одного нельзя сказать с уверенностью, что он русский! Интересно, что эти поместья «запустели» в 1571–1572 гг., но к этому вопросу мы еще вернемся.

А пока среди многих свидетельств авторов русских и иностранных о злодеяниях опричников обратим внимание на слова англичанина Джерома Горсея, которого цитирует Куковенко: «Своему народу (выделено мною. – Д. В.) он противопоставлял отъявленных негодяев»[265]. Примерно то же в своем «Временнике» сообщает Иван Тимофеев: «а вместо/перебитых опричниками вельмож/… возлюбил (Иван Грозный. – Д. В.) приезжающих к нему из окрестных стран (выделено мною. – Д. В.), осыпав их большими милостями»[266].

Собственно, вся статья В. Куковенко – статистический анализ состава опричников с констатацией факта преобладания тюркского этнического элемента. Кстати, созданная Грозным привилегированная личная гвардия, «опричная тысяча» из детей боярских[267], подозрительно напоминает тысячу личной охраны великих каганов-Чингизидов, рядовой которой по статусу был выше армейского тысячника; есть основания думать, что именно от Чингисхана Иван Грозный это охранное подразделение и заимствовал[268]. К тому же, как считает И. де Мадариага, Грозный больше доверял татарам, чем своим боярам – Рюриковичам и Гедиминовичам, так как первые, в отличие от вторых, не могли претендовать на московский престол[269]. То есть это он так считал, и тут он ошибался, но об этом ниже.

Сразу оговариваюсь: в отличие от Куковенко, который, по-видимому, является русским националистом и представляет Опричнину как подавление русских инородцами, я, придерживаясь евразийского подхода, ставлю на первое место социальный аспект. Но об том – в следующей главе, а пока – немного статистики.

Не говоря уже о массовом выходе кипчаков на территорию домонгольской (со времен Владимира Мономаха) Руси, переселение ордынцев на Русь началось еще с 1312 г., после объявления ислама государственной религией Орды, когда его осуществила та часть подданных хана, которая не хотела переходить в ислам[270]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Пискорский В. К. История Испании и Португалии. От падения Римской Империи до начала XX в. М., 2011. С. 215–216.

2

Цит. по: Янов А. Л. Европейское столетие России (1462–1560). М„2009. С. 421.

3

Викторов В. В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности. М., 2009. С. 67.

4

. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск, 2001. С. 140.

5

Там же. С. 117, 129, 165.

6

Там же. С. 201.

7

Гаджиев К. С. Размышления о политической культуре современной России//Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 2. С. 26.

8

Кирдина С. Г. Указ. соч. С. 156.

9

Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2008. С. 201.

10

Кирдина С. Г. Указ. соч. С. 86–87.

11

Аксенов Г. Крылья орла. М., 2000. С. 237–238.

12

Гаджиев К. С. Указ. соч. С. 27–28.

13

Подр. см.: Крылов К. Прогнать чертей! М., 2010. С. 147–164.

14

Сироткин В. Г. Демократия по-русски. М., 1999. С. 17.

15

Викторов В. В. Указ. соч. С. 67.

16

Янов А. Л. Указ. соч. С. 50.

17

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 2004. С. 68–69.

18

Валишевский К. Иван Грозный. Репринтное издание 1912 г. М., 1989. С. 21.

19

Пайпс Р. Указ. соч. С. 71.

20

Там же. С. 49–50.

21

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. T. 1. М., 1995. С. 65–75.

22

Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. T. 1. Курс русской истории. Ч. 1. М., 1957. С. 325.

23

Янов А. Л. Драма патриотизма в России (1855–1921). М., 2009. С. 640.

24

Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000. С. 7.

25

Пайпс Р. Указ. соч. С. 62.

26

Янов А. Л. Драма патриотизма в России. С. 649.

27

История СССР. Ч. 1. С древнейших времен до 1861 года. Под. ред. В. В. Мавродина. М., 1979. С. 55, 66.

28

Викторов В. В. Указ. соч. С. 67.

29

Близнюк С. В. Крестоносцы позднего Средневековья. М., 1999. С. 16.

30

История СССР под ред. В. В. Мавродина. С. 217.

31

Володихин Дм. Иван IV Грозный, царь Всея Руси. М., 2013. С. 177.

32

Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философский культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 45.

33

Карамзин Н. М. История Государства Российского. T. V. М., 1993. С. 200–203.

34

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 97—100 и др.

35

Маркс К. Разоблачения дипломатической истории XVIII века // Вопросы истории. 1989. № 4. С. 3—11.

36

Кюстин А. Россия в 1839 году // Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. М., 1991. С. 593.

37

Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 126.

38

Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России. М., 1989. С. 31–34.

39

Кузьмин А. Пропеллер пассионарности, или Теория приватизации истории//Молодая гвардия. 1991. № 9.

40

Пайпс Р. Указ. соч. С. 59–61, 127–149.

41

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 116–118.

42

Там же. С. 134–136.

43

Об этом см.: Там же. С. 131; Клепишин Н. А. Святой и благоверный князь Александр Невский. Париж, 1927. С.81–82.

44

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 52.

45

Ключевский В. О. Сочинения. T. 2. М., 1957. С. 180.

46

Белов Е. А. Историческое значение русского боярства. СПб, 1896. С. 29.

47

Szamuely Т. The Russian Tradition. L., 1976. P.88.

48

Павлов-Сильванский H. П. Государевы служилые люди, люди кабальные и закладные. СПб, 1909. С. 223.

49

Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн.3. М., 1960. С. 174–175.

50

Валишевский К. Указ. соч. С. 49.

51

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 239.

52

Валишевский К. Указ. соч. С. 267.

53

Аксенов Г. Указ. соч. С. 60.

54

Кульпин Э. С. Восточный ритм русской истории // Общественные науки и современность. 2008. № 6. С. 68.

55

Дьяконов М. А. Власть московских государей. СПб, 1889. С. 187–191.

56

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 109–111.

57

Фукуяма Ф. Указ. соч. С. 75.

58

Fennell J. L. I. Ivan the Great of Moscow. L, 1961. P. 36.

59

Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). T. XII. СПб, 1901. С. 170 и далее.

60

Fennell J. L. I. Op. cit. P.151.

61

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 127–131.

62

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 338.

63

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. Борис Годунов. Василий Шуйский. М., 2005. С. 233.

64

Валишевский К. Указ. соч. С. 39–41.

65

Там же. С. 21.

66

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 180–187.

67

Там же. С. 174.

68

Павлов А. С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Одесса, 1871. С. 113.

69

Фукуяма Ф. Указ. соч. С. 77.

70

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 97.

71

Валишевский К. Указ. соч. С. 47.

72

Пайпс Р. Указ. соч. С. 235–307, 400.

73

Кавелин К. Д. Сочинения. Ч. 2. М., 1859. С. 454–455.

74

Валянский С., Калюжный Д. О Западе, который пыжился, пыжился, а Россия сама по себе. М., 2004. С. 42.

75

Английские путешественники о Московском государстве XVI века. Л., 1937. С. 56.

76

Цит. по: Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 68–69.

77

Маковский Д. П. Развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве Русского государства в XVI веке. Смоленск, 1960.

78

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. С. 34.

79

Тюрин А. Великий Иван Грозный. Первый царь Всея Руси. М., 2013. С. 56–57.

80

Виппер Р. Ю. Иван Грозный. Ташкент, 1942. С. 60.

81

Тюрин А. Указ. соч. С. 119.

82

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 327–328.

83

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. С. 22–25.

84

Мадариага И. де. Иван Грозный. Первый русский царь. М., 2007. С. 78.

85

Валишевский К. Указ. соч. С. 404–405.

86

Труайя А. Иван Грозный. М., 2004. С. 24.

87

Валишевский К. Указ. соч. С. 141.

88

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 328.

89

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. С. 29–30.

90

Бушков А. Иван Грозный, кровавый поэт. М., 2012. С. 115.

91

Валишевский К. Указ. соч. С. 117, 142.

92

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. С. 31–32.

93

Маржерет Ж. Состояние Российской Империи. М., 2007. С. 123.

94

Мадариага И. де. Указ. соч. С. 86.

95

Там же. С. 506; Филюшкин А. И. Василий III. М., 2010. С. 141–142.

96

Валишевский К. Указ. соч. С. 141.

97

Там же. С. 142; Мадариага И. де. Указ. соч. С. 89; Пейн Р., Романов Н. Иван Грозный: тиран, безумец, святой. М., 2010. С. 80.

98

Валишевский К. Указ. соч. С. 147; Мадариага И. де. Указ. соч. С. 101.

99

Иловайский Д. И. Царская Русь. М., 2008. С. 182.

100

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 330–332.

101

Валишевский К. Указ. соч. С. 148–149.

102

Мадариага И. де. Указ. соч. С. 110.

103

Там же. С. 107.

104

Шмидт С. О. Россия Ивана Грозного. М., 1999. С. 63.

105

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 330–333.

106

Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб, 1992. С. 75.

107

Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960. С. 435.

108

Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 89.

109

Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 2009. С. 433–434.

110

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 333.

111

Зимин А. А. О политических предпосылках русского абсолютизма // Абсолютизм в России: XVII–XVIII вв. М., 1964. С. 23.

112

Копанев А. И. Уставная земская грамота трех волостей Двинского уезда 25 февраля 1552 года // Исторический архив. 1952. T. VIII.

113

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 224.

114

Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969. С. 344.

115

Шмидт С. О. Указ. соч. С. 71–72.

116

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 336–340.

117

Там же. С. 334–336.

118

Сочинения И. Пересветова. М.-Л., 1956. С. 178–179.

119

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. С. 50–51.

120

Нартов А. К. Достопамятные повествования и речи Петра Вели– кого//Петр Великий. Воспоминания, дневниковые записи, анекдоты. СПб, 1993. С. 255.

121

История СССР под ред. В. В. Мавродина…С. 366–368.

122

Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 331.

123

Там же. С. 386.

124

Тюрин А. Указ. соч. С. 197; Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 238–239.

125

Пейн Р., Романов Н. Указ. соч. С. 164.

126

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 342–343.

127

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. С. 44.

128

Валишевский К. Указ. соч. С. 80, 103.

129

Там же. С. 104; Павлов А. С. Указ. соч. С. 113.

130

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 344.

131

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 227.

132

Памятники русского права. М., 1956. Вып. IV. С. 238.

133

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 144–145.

134

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 339.

135

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 165–166.

136

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 340.

137

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 53, 158, 226.

138

Шапиро А. Л. Об абсолютизме в России//История СССР. 1968. № 5. С. 71.

139

Тюрин А. Указ. соч. С. 5.

140

Бушков А. Указ. соч. С. 158.

141

Пенской В. В. Иван Грозный и Девлет-Гирей: из истории русско-крымского противостояния в XVI в. Белгород, 2012. С. 71.

142

Там же. С. 5–6 и далее.

143

ПСРЛ. т. XIII. М., 1965. С. 257.

144

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 347.

145

Пенской В. В. Указ. соч. С. 57.

146

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 353–354.

147

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 259.

148

Соловьев С. М. Указ. соч. С. 493.

149

Пенской В. В. Указ. соч. С. 64–68.

150

Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб, 1819. T. 8. С. 253.

151

Пронина Н. Иван Грозный – «мучитель» или мученик? М., 2005. С. 162.

152

Там же. С. 171.

153

Там же. С. 196–197.

154

Мадариага И. де. Указ. соч. С. 188.

155

Иловайский Д. И. Указ. соч. С. 242.

156

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 250–251.

157

Иловайский Д. И. Указ. соч. С. 335.

158

Тюрин А. Указ. соч. С. 221–222.

159

Шмидт С. О. Указ. соч. С. 247.

160

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. С. 94 и многие другие.

161

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 329.

162

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 260–262.

163

Пейн Р., Романов Н. Указ. соч. С. 313.

164

Мадариага И. де. Указ. соч. С. 218.

165

Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 155–156.

166

Колыванова В. Царь Иван Грозный. Исторический путеводитель. М., 2013. С. 36–37.

167

Цит. по: Валишевский К. Указ. соч. С. 359.

168

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 350–351.

169

Володихин Дм. Указ. соч. С. 67–69.

170

Тюрин А. Указ. соч. С. 203.

171

Fennel J. (ed). Prince А. М. Kurbsky’s History of Ivan IV. Cambridge, 1965. P. 126.

172

Скрынников P. Г. Царство террора. С. 133.

173

Пенской В. В. Указ. соч. С. 74.

174

Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 153.

175

Пенской В. В. Указ. соч. С. 92.

176

Валишевский К. Указ. соч. С. 51.

177

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. С. 56.

178

Там же. С. 79.

179

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 227.

180

Там же. С. 157–160.

181

Там же. С. 242.

182

Шмидт С. О. Россия Ивана Грозного. С. 65.

183

Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30—80-е годы XVI века. М., 2006. С. 74, 93.

184

Валишевский К. Указ. соч. С. 27.

185

Там же. С. 32.

186

Янов А. Л. Европейское столетие… С. 170–171.

187

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. С. 39.

188

Володихин Дм. Указ. соч. С. 163.

189

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 83, 201–207 и т. д.

190

Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 197–200.

191

Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 351.

192

Валишевский К. Указ. соч. С. 249–250.

193

Там же. С. 137.

194

Мадариага И. де. Указ. соч. С. 236.

195

Скрынников Р. Г. Царство террора. С. 139.

196

Ковалевский П. И. Иоанн Грозный и его душевное состояние. Вып. 2. Харьков, 1893. С. 500–501.

197

Погодин М. П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С. 246–247.

198

Янов А. Л. Европейское столетие России. С. 484.

199

Погодин М. П. Указ. соч. С. 351.

200

На страницу:
7 из 8