Полная версия
Счастливая семья
Светлана Синтяева
Счастливая семья
Вступление
Человек мечтает о многом: состояться в профессии, побывать за границей, сходить на концерт любимой группы, купить загородный дом, завести собаку. Но все эти желания меркнут перед желанием иметь счастливую семью. Ведь если тебе не с кем поделиться своей радостью, то она исчезает. Быть любимым, дарить любовь и заботу, быть понятым, пользоваться поддержкой – разве не этого в глубине души хотят все люди?
Так почему же в обществе бытует мнение, что семья превращает любовь в тягостное чувство долга? Почему человек мечтает о единении душ, но, как только его достигает, сразу же рвется обратно, на холодный, пустынный островок посреди бушующего океана?
Семья – это не обуза, не гири, не потерянные возможности, а мотивация для исполнения желаний, потому что их осуществление делает любимых счастливыми. Встретить своего человека, любить его всем сердцем, преодолевать с ним трудности, вырастить с ним детей – это великое счастье. Переход от «я» к «мы» – это большая работа и необходимый этап в развитии личности.
Книга представляет собой пошаговое руководство, которое поможет создать счастливую семью. Рекомендации подойдут как полным семьям, так и тем, в которых только один родитель. Любовь – это не математика. Если в семье не трое человек, а двое, сумма слагаемых не становится меньше. В книге вы найдете ценные советы, жизненные примеры, трансформирующие релаксационные упражнения, слова утешения и любовь в каждой строчке.
Глава 1
Цифровая ловушка
Дух – это хозяин, воображение – это орудие, тело – это пластический материал.
Парацельс
Трудно переоценить важность современных технологий. Что мы можем без компьютера, интернета и смартфона? Они экономят нам время, разнообразят досуг и организуют нашу жизнь. Но у медали всегда две стороны, у реки – подводные камни, а в бочке меда всегда найдется ложка дегтя. Гаджеты сделали нашу жизнь удобнее – это правда, но правда и то, что они разъединили людей. Даже на свиданиях, в минуты, когда люди, казалось бы, должны переживать острое чувство счастья, они отвлекаются на телефон, как будто там происходит что-то несравненно более важное.
Люди и не заметили, что техника изменила их поведение и что будущее, которым пугали фантасты, давно наступило. Машины не только заменили человека в быту, но и вторглись во все сферы жизни. Компьютеры и телефоны, верные, безликие помощники, заняли в жизни человека столько места, что не оставили пространства для любви, дружбы, всех чувств, которые делают человека человеком.
Мы уже давно живем в двух мирах: цифровом и реальном. И, сколько бы мы ни сокрушались о том, что наше детство было устроено гораздо проще, понятней и интересней, ничего уже не изменить.
Этот процесс нашел отражение и в массовой культуре. В большом количестве стали появляться фильмы, где один из возлюбленных – робот (синтетик, суррогат, репликант, искусственный интеллект). Разве мы в свое время не восхищались «Приключениями Электроника»? Идея о том, что технологический прогресс освободит время для духовной и умственной деятельности, несколько веков витала в воздухе, и вот гром грянул.
Сегодня сближение человека с техникой происходит не только на экране, но и в реальной жизни. Уставшие мамы подсовывают чадам мультфильмы, чтобы хоть секунду побыть наедине со своими мыслями. Женщины получают передышку, но знают ли они, как это скажется на будущем ребенка?
Совершенно ясно, что ребенку сразу придется по нраву новая игрушка. Возраст, в котором дети начинают интересоваться смартфонами, составляет восемь-девять месяцев. Они еще не понимают, что делать с этой «штуковиной», но ее интерактивность их завораживает. Ребенок еще не говорит, не ходит, едва ли чувствует себя самодостаточной личностью, которая может противостоять соблазнам, когда попадает в цифровое рабство.
Анна (25 лет) вместе со своим сыном Кириллом (3 года) добиралась до детского сада на метро. Ехать нужно было шесть остановок. Кирилл часто плакал, шалил и кричал. Молодой маме было стыдно, что ребенок доставляет неудобства окружающим, поэтому она включала ему на телефоне мультфильмы. Так продолжалось полгода. Воспитательница обратила внимание, что мальчик стал невнимательным и пассивным, часто плачет и больше других ребят скучает по маме. Анна считала, что это особенности его характера, и дома пыталась добиться от Кирилла большей концентрации. Она играла с ним в «башню», мячик, называла цвета и геометрические формы, но ребенок ее не слушал. Он вертелся, крутился, как будто чего-то ждал, и не сводил глаз с телефона. Заполучив вожделенный гаджет, он успокаивался. Анна поняла, что злоупотребила техникой. Ей потребовалось три месяца, чтобы отучить ребенка от телефона. В этом ей очень помогли пальчиковые игры и потешки. Первое время она выслушивала от пассажиров подземки много нелицеприятных комментариев о своих материнских качествах. Но женщина не сдавалась. И вскоре воспитательница сообщила ей приятные новости: Кирилл нашел друга, перестал плакать без явной причины, без труда удерживал внимание и проявлял инициативу.
Уже сегодня нам приходится жить в новой реальности. Правильным решением будет придумать новый план, который сохранит старые традиции и позволит шагать в ногу со временем. Возможно, для заявления о том, что «цифра» вредит физическому и душевному здоровью человека, сегодня не хватает данных. Но мы уже можем подвести первые итоги.
Минусы цифрового мира
1. Дети проводят меньше времени на улице
Два сезона в году – осенью и зимой – родители с детьми чаще сидят дома, чем гуляют. На игровых площадках ребята редко вспоминают о гаджетах, но стоит только прийти домой, как они тут же заводят песнь о том, что им скучно. Необходимость готовить, убирать и заниматься другими домашними делами нередко заставляет взрослых принимать решения, которые не отвечают их убеждениям. Дети получают вожделенный гаджет, а родители – уединение. Но не слишком ли дорого мы платим за возможность помыть полы в тишине? Для ребенка, который просто не способен чувствовать время, который увлекается до того, что забывает поесть, – для такого ребенка целый день, проведенный за играми, – предел мечтаний. Разумеется, есть дети, более устойчивые к «магии» электронных устройств. Но подавляющее число детей предпочтет водить пальчиком по экрану, чем придумывать себе игру из подручных предметов.
2. Перемена мышления
Компьютеры заточены под определенный тип мышления. Чтобы открыть нужную папку, по экрану нужно щелкнуть дважды. Сочетание клавиш Ctrl+V вставит объект, а Ctrl+C – скопирует. Желание добиться толка от поисковой строки заставит ребенка сформулировать запрос так, как это будет удобно для алгоритма. И человеческий мозг, который от века к веку вырабатывал сложные, глубокие мысли, выраженные в изящной форме, получает команду стряпать грубые запросы. Перемена мышления неизбежна. Сторонники прогресса успокаивают скептиков тем, что у человека высвобождается время и энергия на более важные задачи. Но если учесть, что современные дети все свободное время проводят в интернете, мы попадаем в заколдованный круг.
3. Миф о многозадачности
Многозадачность – это идеал современного человека. Человеческий век короткий, а попробовать хочется все. Но как втиснуть в узкие сутки работу, личную жизнь и хобби? Современные технологии созданы с целью сэкономить время, упростить задачи, сделать доступнее досуг и развлечения. Гаджеты вполне отвечают этой потребности. Это подтверждает и бесконечное количество приложений, которые быстро появляются, а затем так же быстро исчезают.
Персональный компьютер позволяет осуществлять деятельность разного порядка: мы читаем, играем, печатаем, рисуем – и все это на одном девайсе. Но делает ли эта возможность нас эрудитами, писателями и художниками? Выдающейся личностью нас делает не доступность ресурсов, а способность к концентрации. Способность ребенка сфокусироваться на одной задаче требует времени, чистого сознания и доброжелательной атмосферы. Детство – это время, когда заполняются дворцы воображения. Чем они будут обставлены? Если позволить ребенку проводить все время в виртуальном мире, его не раз упрекнут в «клиповом» мышлении.
4. Развитие зависимости
Легенда о Гамельнском крысолове еще никогда не была так актуальна. Только сегодня дети попадают под обаяние не стариной мелодии, а цифрового мира, где все так удобно и приятно устроено. Виртуальная реальность проще, понятнее и дружественнее. Испытания здесь интересные, трофеи замысловатые, и каждому обеспечено «место под солнцем». Дети «подсаживаются» на гаджеты очень быстро.
Все чаще врачи говорят о том, что компьютерные игры пагубно сказываются на социальных связях и на физическом здоровье.
На образовательных сайтах в последние годы часто поднимается тема: повлечет ли тотальная цифровизация дисграфию и дислексию? Ответа ни у кого нет, но взаимосвязь шествия «цифры» по планете с падением уровня культуры все-таки заметна. Изобразительное искусство и музыка просто проходят мимо нового поколения, потому что они «сложно упакованы». У молодых людей нет охоты разбираться в том, как до них развивалась человеческая мысль. Отмирает этикет, исчезает культура общения, ведь мессенджеры направлены на быструю и краткую передачу информации. И, пока одни исследователи называют этот процесс прогрессом, другие бьют тревогу – не двинулось ли человечество обратно в джунгли? Сами жители Кремниевой долины придерживаются старой школы. Дети выдающихся изобретателей запоминают информацию по старинке, не полагаясь на всезнающий «Googlе».
Пусть мир изменился и даже распался на части, но все-таки он в большей степени остается реальным. Иначе и быть не может, ведь мы, люди, существа телесные, у нас есть не только голова, но и туловище, руки, ноги. Мы занимаем пространство и подчиняем его себе, делаем его особенным. Общество потребления разделило мир на тех, кто пользуется благами, и тех, кто их создает. Это разделение условно, ведь каждый человек рождается с какими-то способностями. Но многие решают ничего не делать, а лишь брать то, что им дают. Они жадно хватают одно «чудо техники» за другим, точно не могут насытиться. Как следствие, они нисколько не берегут то, чем владеют. Они бесконечно и бессмысленно меняют вещи, к которым не испытывают привязанности. Не связанные чувствами с местом, где живут, с мебелью, которой заставлены их квартиры, они утрачивают ощущение наполненности, значимости проживания каждого дня. Жизнь представляется им серой, ничем не отличимой от тысяч других жизней. В погоне за деньгами, которые обеспечивают их новыми объектами поклонения, люди-потребители теряют способность наслаждаться моментом. Ведь только осязательные и обонятельные рецепторы создают неповторимую картину мира, а потребитель не находит времени, чтобы уделить каждому предмету должное внимание.
Люди живут в реальном мире. Они ходят в школу, на работу, выезжают на дачу, путешествуют по миру, общаются, занимаются спортом, сексом, рожают детей. Для всего этого тело им просто необходимо. Поэтому даже если наши дети родились в эпоху, где правит «цифра», это значит, что, кроме обычных навыков, им нужно овладеть рядом дополнительных.
Нельзя допускать, чтобы навыки, необходимые для ориентации в виртуальном мире, были освоены прежде базовых потребностей внешнего мира. Для этого нужно поощрять занятия спортом, благодарить за выполнение домашних обязанностей, следить, чтобы ребенок общался со сверстниками. Цель любого родителя – сделать ребенка целостным, здоровым, самостоятельным. Он должен научить его быть счастливым и показать, какие есть пути развития. В основе образовательного процесса лежит многократное повторение одних и тех же действий, которые сплавляют знания, умения и навыки в жизненный опыт. А если ребенок большую часть времени проводит за играми, он научится «крошить в капусту» монстров раньше, чем расплачиваться за продукты в супермаркете.
Алиса (13 лет) любила играть в компьютерные игры. Чаще всего это были «бродилки», где нужно было собирать предметы, и квесты, где нужно было разгадывать загадки. Девочка «подсела» на игру в гостях у подружки. Мама Алисы сначала переполошилась: ребенок днями напролет сидит в ноутбуке, стуча пальцами по клавиатуре. Она позвонила школьной подруге, которая работала в образовательной сфере, и спросила совета: «Нормально ли, что мой ребенок все время пропадает в альтернативной реальности?» Подруга ответила, что от компьютера не убежишь, что современным детям нужно привыкать к технологиям, что игры эти полезные – ведь они содержат массу информации. Женщина привела в пример игру по мотивам книги Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», которая содержит целый кладезь полезных сведений. Маму Алисы это сообщение успокоило, и она перестала обращать внимание на то, что дочь каждую свободную минуту бежит к ноутбуку. Через некоторое время из школы прилетели неутешительные вести. Успеваемость девочки катастрофически падала. Тогда Алисина мама решила, что никакой «кладезь полезных сведений» не заменит упорядоченных знаний. Она разрешила Алисе играть в компьютерные игры только по выходным и не больше трех часов. Со временем все интересы девочки сосредоточились в реальном мире, и успехи в учебе не заставили себя долго ждать.
Если не дома и не в гостях, то уж в школе ребенок точно познакомится с компьютером. Сегодня почти каждый школьник проходит через горнило компьютерных игр, а, когда родители пытаются воспрепятствовать опасной зависимости, главным аргументом подростка становится универсальная фраза: «Все играют, почему мне нельзя?» Родители, по долгу службы погрязшие в устройствах даже больше детей, не могут найти достойного ответа.
Дети быстро привыкают к «радостям» цифрового мира. Они только пробуют его на зубок, и он тут же целиком их проглатывает. Мультфильмы не решают проблем, они лишь создают их. Ребенок поглощает коктейль чувств, не имея представления о каждом ингредиенте в отдельности. Вместо четкого, выдержанного кадра он получает смазанную картинку. Именно таким предстает перед ним мир и отношения между людьми. Перевозбужденный, он с трудом мирится со «скучной» реальностью.
Родители 6-летней Вари заметили, что у дочери изменился характер. Их милое дитя с ангельским личиком превратилось в нервное, издерганное существо. Ни врачи, ни няня, ни воспитатели в детском саду не смогли сказать, что послужило тому причиной. Мама списала перемену характера на возраст и решила терпеливо ждать, когда все вернется на круги своя. Так продолжалось до тех пор, пока девочку не отправили на лето к бабушке. В деревенском доме не было ни интернета, ни телевизора, ни другой техники. Девочка сначала ужасно страдала, плакала, ходила как неприкаянная, огрызалась, но потом втянулась в игры с соседскими детьми. Осенью ребенок вернулся домой прежним: улыбчивым, спокойным и веселым. Путем долгих переговоров выяснилось, что няня злоупотребляла детскими передачами и «подсадила» ребенка на телевизионную иглу. Няню рассчитали, а Варе объяснили, что телепередачи отнимают время, которое можно посвятить игре, учебе и общению со сверстниками.
Чем же занять ребенка, если не телевизором? Ведь детские передачи красивые, смешные, познавательные. Кто-то вложил много сил, чтобы адаптировать материал для детей разных возрастов. В конце концов, есть же добрые мультфильмы, а не только бесконечные сериалы, где сценаристы переливают из пустого в порожнее. Неужели и они вредны детям?
Как бы родителям ни хотелось выкроить для себя пару часиков, ответ остается неизменным. Детская психика так устроена, что ей больше подходят книги. Неторопливое и вдумчивое чтение позволит ребятам в своем ритме усваивать материал. Психика у детей пластичная, и со временем нагрузку можно будет увеличить. Но в нежном возрасте испытывать ее телевизором вредно. Книги развивают воображение, и заинтересовать ими детей не так сложно. На помощь родителям придут рифмы и картинки. Дети часами могут разглядывать иллюстрации и придумывать с родителями свои истории. «Находилки», «занималки» и интерактивные книги помогут заполнить досуг. Скука и лень – это естественные состояния человека, их не нужно стесняться. Мы дышим в два этапа, нам нужен вдох и выдох. Мы не можем без перерыва покорять вершины. Так же устроена и человеческая психика. Если ребенку выстроить распорядок в режиме нон-стоп, он никогда не останется наедине с собой. Любое хобби требует разгона, каждому человеку нужно время, чтобы мысли обрели форму.
Мы можем сколько угодно жаловаться на пагубное влияние технологий, но полностью изгнать их из жизни не в нашей власти. Мы тут же потеряем работу, заблудимся в хитросплетении улиц и даже не попадем на прием к специалисту. И наши дети, если не будут знать, как пользоваться плодами цифрового мира, вырастут совершенно беспомощными. В школе, в университете, на работе компьютер им не раз пригодится. Так не лучше ли еще в детстве познакомить их с орудием производства?
Единственный способ соблюсти принцип золотой середины – это регулировать процесс. Вплоть до шести лет ребенку не следует уделять гаджетам больше 30 минут. Техника, призванная облегчить жизнь человеку, поможет родителям и здесь. Функция «родительский контроль» сократит до необходимого минимума прогулки по виртуальному миру. Кроме того, выбор приложений останется в юрисдикции родителей. Не забывайте о безопасном серфинге: на гаджет обязательно нужно установить антивирус. Разговор о поведении в интернете можно до поры до времени отложить, но следует держать в уме, что он обязательно должен состояться. Для знакомства со Всемирной сетью подойдут программы, которые помогут ребенку освоить или закрепить материал в игровой форме. На совесть родителей тяжким бременем лягут игры, которые съедают время, не принося пользы.
Андрей (22 года) все детство провел за компьютером. Мать, считая, что таков характер сына, не давила на него и не гнала на улицу. Он уместно шутил, хорошо питался и не дерзил взрослым. В школе у него был приятель, который разделял его интересы. Поэтому мама всерьез не тревожилась за судьбу сына. Когда Андрей пошел учиться в университет, то оказалось, что он угрюмый и застенчивый. Девушки его сторонились, парни издевались над ним. Тогда Андрей обратился за помощью к психологу. Специалист порекомендовал юноше поработать волонтером на городских мероприятиях. Денег там не платили, но были приятные бонусы: сувенирная продукция и бесплатные билеты на мероприятия. Андрей не сразу нашел друзей, но в большом коллективе, где взаимовыручка определяет результат, он научился взаимодействовать с людьми. Молодой человек впоследствии говорил, что виртуальный мир привлек его простотой. Во избежание подобных ситуаций родителям следует нормировать время, отведенное на компьютер. Если ребенок интересуется только играми, это верный признак того, что пора менять стратегию. Здесь помогут турпоходы, посещение концертов и участие во флешмобах. Ребенок должен понимать, что реальный мир заменить нельзя.
В какой момент начинается зависимость? Когда малыш первый раз провел пальчиком по гладкой поверхности экрана? Или когда сознательно променял реальный мир на графический? Маленький ребенок быстро устает от однообразия. Пресловутая компьютерная зависимость больше грозит школьникам. Они терпеливее и усидчивее, чем детсадовцы. Чем старше становятся дети, тем больше возможностей перед ними открывается. Для учебной надобности они получают доступ к технике. Вероятность того, что они не узнают о компьютерных играх, стремится к нулю. Не все дети после одной игры станут завзятыми геймерами, но не слишком ли большой риск ставить на них этот эксперимент? Лечение зависимости потребует куда больших вложений, чем хорошо организованный досуг. Сформировать у ребенка полезные привычки, предложить ему интересное хобби, научить получать удовольствие от банальных вещей – это обязанность родителей.
13-летнего Мишу мама воспитывала в одиночку. Она не видела большой беды в том, что ребенок сидит в телефоне. Он был при деле и не бедокурил. Мальчик мог часами напролет разыгрывать сценарии давно отшумевших баталий. Сначала мама заметила, что мальчишка похудел и стал раздражительным. Он перестал общаться со сверстниками и подружился с людьми, выходившими в сеть под странными «никами», представлявшими собой набор цифр и букв. С телефоном Миша не расставался ни на миг. Мама пыталась его разговорить, но он отмалчивался. В качестве наказания она на неделю отняла у него телефон. Когда мамы не было дома, мальчик стащил из комода деньги, отложенные на ремонт, купил с рук смартфон и связался с одним из своих новых знакомых. К счастью, сотрудникам полиции удалось перехватить беглеца. По дороге домой Миша рыдал и говорил, что не хочет возвращаться к маме. Причина таилась в телефоне, который мама отобрала у сына, желая тому добра. Мама Миши и не заметила, как телефон подменил в жизни сына ее любовь. Когда же она отняла у Миши и телефон, мальчик почувствовал, будто потерял близкого друга. Мама потратила много времени и усилий, чтобы вновь заслужить доверие ребенка. Долгое время ее попытки наладить контакт вызывали у мальчика лишь приступы злости. По совету друзей женщина взяла путевку на Алтай. Испытания пешего туризма очень сблизили ее с сыном. Они вместе преодолевали трудности и делили радости. Из поездки они привезли много красочных фотографий, незабываемых впечатлений и окрепшую дружбу. Так мама Миши сумела стать частью жизни сына.
Глава 2
Вместо «цифры»
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.
Альберт Эйнштейн
Конкурировать с компьютерными играми за детское внимание – задача сложная. Преимущество виртуального мира в том, что он захватывает быстрее, чем обычные игры. Реальность требует подготовки, много времени приходится тратить на уговоры. Зато после «раскачки», когда дети увлеклись процессом, их не дозовешься. Коллективные, уличные игры по силе воздействия гораздо мощнее компьютерных. Достаточно посмотреть на радостные, раскрасневшиеся лица и послушать, как дети упрашивают маму: «Ну еще минуточку!»
Игры из «бабушкиного сундука» не потеряли актуальности, с них лишь нужно сдуть пыль и вдохнуть в них новую жизнь. Главное преимущество игр в реальности – это общение, чувство товарищества, создание особой семейной атмосферы.
1. Спортивные игры
Не все любят спорт. Только активные дети готовы бегать до изнеможения. Большинство ребят выдыхается гораздо быстрее. Можно винить в этом плохую экологию или некачественные продукты, но факт остается фактом: современные дети – не большие любители спортивных состязаний. Спорт, однако, дело стоящее, он приучает к дисциплине. Если у ребенка будет хорошая физическая нагрузка, то и расти он будет выносливым, а времени на опасные эксперименты у него не останется. Кроме того, спорт – это командная игра, а опыт товарищества поможет детям освоиться где угодно. Дружба, возникающая в спортивных секциях, всегда крепче, ведь на спортивной площадке любой человек как на ладони. Во время игры не спрятаться за условностями и отговорками. Если человек боится, он будет избегать прямого контакта. Острожный подставится под удар, когда будет уверен в результате. Безудержный всегда будет бросаться на амбразуру. Если же ребенок – лидер, видит игру в целом и в деталях, то его игра будет результативной, яркой и запоминающейся. Спорт позволяет узнать сильные и слабые стороны каждого человека и проработать проблемные зоны. Понимание того, какая роль дается ребенку лучше прочих – защитник, нападающий, центровой, полузащитник, – поможет определить его будущую профессию.
Выбрать можно все что душе угодно: футбол, коньки, плавание, скалолазание, греблю или волейбол. Когда ребенок поступит в школу, любой дополнительный спортивный навык даст ему сто очков вперед. Спорт учит ребенка тому, что не все в жизни дается легко, и готовит его к жизненным испытаниям.
2. Настольные игры
Настольные игры сегодня переживают бум. На рынке представлено бесконечное количество старых и новых игр. Они красиво оформлены, сделаны на совесть, фишки и карты приятно держать в руках. Во что бы вы ни играли: в крестики-нолики, морской бой, лото, домино, рыбалку – самое главное – это настоящие эмоции. Иногда родителям сложно отвлечься от забот и включиться в игру, но если взрослые позволят себе расслабиться, то они тоже получат удовольствие.
Варвара Николаевна, бабушка трех мальчишек, была одержима желанием создать мальчикам волшебное, фантастическое детство. Она закупала им лучшие настольные игры, возила их на ярмарки, выставки и мастер-классы развивающих игрушек. Варвара Николаевна выбирала только те игрушки, которые мальчикам точно понравятся. Пока родителей не было дома, она играла с ними во все-все игры, заряжая внуков своим энтузиазмом. Когда родители приходили домой, их встречали счастливые мальчуганы с горящими от восторга глазами. Как-то Варваре Николаевне пришлось уехать в другой город: заболела ее двоюродная сестра. Только через полгода бабушка смогла вернуться к любимым внукам. Она нашла их взвинченными и усталыми. Мальчишки сидели у большого экрана, нажимали на кнопки и перебрасывались короткими фразами. Когда бабушка предложила им сыграть в настольные игры, они скривили физиономии. Варвара Николаевна спросила сына и невестку, почему дети так переменились к прежним занятиям. Сын ответил, что он первое время играл с мальчишками, но им всем было ужасно скучно. Он предложил им «погонять по трассе», и они согласились. Варвара Николаевна сказала сыну, что она не собирается участвовать в «оболванивании» внуков, и засобиралась домой. Сын и невестка уговорили ее остаться. Перемена в детях им тоже не пришлась по душе. Варвара Николаевна согласилась, но с условием, что сын с невесткой тоже освоят «настолки».