bannerbanner
Святые земли Кинешемской. Историко-краеведческий сборник
Святые земли Кинешемской. Историко-краеведческий сборник

Полная версия

Святые земли Кинешемской. Историко-краеведческий сборник

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

– Ой, молитесь Богу! Как загремит! Как загремит! Молитесь Богу!

Грозы в тот день не было. А крестьяне вспомнили этот эпизод, когда их стали забирать на фронт (началась Финская война).

Еще задолго до изъятия церковных ценностей и массового закрытия храмов блаженный Алексей предупреждал, что скоро в России наступит страшное время, когда в стране почти все храмы будут закрыты, потекут реки крови. Господь пошлет лютую кару – войну. И лишь когда люди придут в себя и очнутся, часть храмов снова будет открыта.

Одной женщине, когда та была ещё ребёнком, блаженный говорил:

– Дай четверть, дай четверть…

– Что такое он мне говорит?.. – смущалась девочка.

Объяснилось всё много лет спустя, когда она вышла замуж за пьяницу, тот частенько повторял именно эти слова.

Не скрыты были от блаженного и обстоятельства его собственной кончины. За пятнадцать лет до своей смерти подошёл он как-то к сестре Анне и сказал:

– А ты мне лапотки приготовь.

– Так возьми, – ответила она, не поняв, что не о настоящем часе он говорит.

Через пятнадцать лет именно ей пришлось покупать лапти, в которых блаженный был положен в гроб.

Однажды блаженный пришёл в дом своего дальнего родственника, отправленного в ссылку. Был тот в преклонном возрасте и родные уже не надеялись увидеть его живым. Алексей Иванович спросил его жену:

– Коля не собирается домой?

Та удивилась и восприняла вопрос как неуместную насмешку. Но через день хозяин действительно возвратился домой.

Шёл 37 год. Весна. Усилились гонения на верующих и аресты. Алексей Иванович знал, что тюрьмы ему не миновать и оттуда уже не выйти. Решил он в последний раз пойти попрощаться с родным домом, с близкими и родными сердцу людьми. И вот на огороде всё так же стоит его келейка, словно ожидая своего хозяина, но уже нежилая… В родительском доме – Дмитрий и Анна с детьми. Увидев на плече Алексея Ивановича мешок, Анна Николаевна спросила:

– Ну, Алексей Иванович, совсем приходишь к нам жить?

Но тот молча выложил из мешка вещи. Затем подробно распорядился, кому что отдать…

Притихли домашние, словно чувствуя неладное. А Алексей неспешно запел уже знакомое:

– В воскресенье мать-старушка к воротам тюрьмы пришла. Своему родному сыну передачу принесла..

И прибавил:

– Чай придете меня хоронить-то?

Утром Алексея Ивановича арестовали.

По причине того, что все камеры в Кинешемской тюрьме были переполнены, Алексея Ивановича поместили к преступникам. Никто не видел, когда он спал и когда ел. Весь свой скудный паек он раздавал сокамерникам.

Обвинить блаженного было не в чем, и следователи, чтобы он оговорил себя, прибегали к пыткам – ставили его босыми ногами на раскаленную плиту. Вскоре молва о странном узнике облетела тюрьму, и её начальник пришёл во время допроса поглядеть на блаженного. Он задавал ему пустые и насмешливые вопросы, наслаждаясь своим положением. Вдруг Алесей Иванович прервал разговор и предложил тому бежать домой, где у него случилось большое несчастье.

Тот удивился, но домой не поспешил, решив, что это неуместная шутка. В то время, как дома у него повесилась жена. После этого случая измученного пытками и пробывшего более месяца в следственной камере блаженного отправили в тюремную больницу, в которой он и скончался. Тело его на тринадцатый день было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ города Кинешмы. 12 (25) сентября 1985 года честные останки блаженного были перенесены в храм села Жарки. В настоящее время мощи блаженного находятся в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново.

В 1993 году блаженный Алексий был прославлен как местночтимый святой Ивановской епархии. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (РПЦ) в 2000 г. от Иваново-Вознесенской епархии [1].


Дни памяти

7 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

20 июня – Собор Иваново-Вознесенских святых

25 сентября


Тропарь мученику Алексию Елнатскому (Ворошину), глас 4

Христа́ ра́ди юро́дство прия́л еси́/ и му́ченическаго венца́ сподо́бился еси́,/ и да́р проро́чества от Бо́га стяжа́л еси́,/ за него́же и заключе́ние претерпе́л еси́,/ святы́й блаже́нный Алекси́е,/ моли́ ми́лостивого Бо́га// грехо́в оставле́ние на́м дарова́ти. Перевод: Христа ради ты принял юродство и мученического венца удостоился ты, и дар пророчества от Бога получил, за него же и заключение претерпел ты, святой блаженный Алексий, моли милостивого Бога грехов прощение нам даровать.

Ин тропарь мученику Алексию Елнатскому (Ворошину), глас 1

Раче́нием боже́ственным уязви́вся от ю́ности,/ юро́дством во́льным му́дрость ве́ка сего́ посрами́л еси́,/ прему́дрости Бо́жией в та́йных поуча́яся,/ предзре́л еси́, я́ко настоя́щая, гряду́щая,/ не сло́вом, но житие́м о́браз бы́в доброде́тели,/ страда́льчески тече́ние сконча́л еси́,/ те́мже Христо́с сугу́ба венца́ сподо́би тя́, блаже́нне Алекси́е,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим. Перевод: Любовью к Богу плененный с юности, добровольным юродством ты посрамил современную мудрость, премудрости Божией втайне поучаясь, ты предвидел будущее как настоящее, не словом, но жизнью был примером добродетели, мученически окончил жизненный путь, потому Христос удостоил тебя особого венца, блаженный Алексий, Его же моли о спасении душ наших.

Кондак мученику Алексию Елнатскому (Ворошину), глас 4

На раскале́нные пли́нфы бы́в поста́влен еси́,/ па́че все́х Христа́ Бога возлюби́л еси́/ и се́рдце мучи́телево любо́вию свое́ю уязви́л еси́,/ о гряду́щем в его́ до́ме несча́стье уве́дев еси́,/ святы́й блаже́нный Алекси́е,/ и от на́ших домо́в моли́твою свое́ю напа́сти отгони́// и кова́рство ду́хов зло́бы разори́. Перевод: На раскаленную плиту ты был поставлен, больше всех возлюбил Христа Бога и сердце мучителя поразил своей любовью, о предстоящем в его доме несчастье рассказав, святой блаженный Алексий, и от наших домов молитвой своей отгони бедствия и коварство духов злобы разрушь.

Ин кондак мученику Алексию Елнатскому (Ворошину), глас 6

Христо́вою любо́вию распала́емь,/ не убоя́лся еси́ веще́ственнаго огня́,/ терпе́нием твои́м врага́ посрами́в,/ се́рдце мучи́телево уязви́л еси́ кро́ткими твои́ми глаго́лы,/ провеща́я гне́в Бо́жий, пра́ведно гряду́щий на́нь,/ и о проще́нии все́х, блаже́нне, моля́ся./ Те́мже тебе́ припа́даем и те́пле вопие́м:// не премолчи́' за ны́ ко Го́споду. Перевод: Любовью ко Христу воспламеняясь, ты не побоялся вещественного огня, терпением своим врага посрамив, сердца мучителей ты поразил кроткими твоими словами, предсказывающими гнев Божий, справедливо грядущий на них, и о прощении всех, блаженный, ты молился. Потому к тебе обращаемся и горячо взываем: «Не умолчи о нас перед Господом».

Преподобная Анимаиса Острецовская (Смертина)

15.07.1875г. – 14.06.1963 г.


О, Боже, дай нам силыПройти и не упасть.И на краю могилыВ безумие не впасть.Не очерстветь от боли,Избегнуть слепоты.О, Боже, дай нам разумНе сжечь свои мосты.О, Боже, дай нам веру,Дай мудрости, молю!Молю, спаси Россию!Я так ее люблю!О, Боже, дай надеждуПрипасть к родным корням.Не дай погибнуть рощам.Не дай остаться пням.

Биографических сведений о детстве и юности Анимаисы (Марии Смертиной) обнаружить не удалось. Известно лишь, что она родилась 15 июля 1875 года в деревне, основанной её отцом и именуемой «Починок Михаила Петровича» (ныне д. Кокоулинцы Октябрьского района Костромской области). Остались сведения о том, что у её родителей – Михаила Петровича и Агафьи Еремеевны Смертиных, кроме неё было было ещё 7 детей. Семья Смертиных была среднего достатка, но все члены семьи были грамотными и верующими людьми.

О последнем можно утверждать, исходя из того, что во время страшных гонений на Русскую Православную Церковь, все братья и сестры преподобной Анимаисы (Марии) претерпели мучения и смерть. Братья – Тихон, Николай и Константин, служивший в Морфлоте, не дожили и до 20 лет. Андриан (1883—1917), бывший начальником военной артиллерии императорской России, был расстрелян как царский офицер в Вологде. Сестры Марии – Анна, Марина и Параскева (+1937) были раскулачены и сосланы со своими семьями в неизвестном направлении как враги народа. В ссылке все они скончались.

Божьим промыслом в 1900 году Мария Смертина приходит в Макарьев-Решемский монастырь, где предаётся посту и молитве в послушании воле наставников. Здесь она принимает монашеский постриг с именем Анимаиса. Преподобная под покровом монастырских стен подвизается в трудах, молитвах и послушании. В 1913 году в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых, матушка Анимаиса удостаивается чести сопровождать игуменью Досифею (Ипатову) на торжества, посвященные этому юбилею, и проходившие в Костроме. На торжествах в Костроме преподобная впервые встречается со свои будущим духовником – настоятелем Родниковского Ильинского храма священником Петром Лебедевым. Ещё одна судьбоносная встреча произошла в начале 20-х годов в стенах Макарьев – Решемской обители. В монастыре Анимаиса познакомилась со святителем Василием Кинешемским (Преображенским). Эти удивительные встречи остались в её памяти на всю жизнь и повлияли на духовное становление преподобной.

В 1922 году в стране начинается массовое изъятие церковных ценностей. В мае 1922 года в Решму прибывает комиссия, которая осматривает храмы, описывает и изымает имущество. Чтобы выжить, сёстры монастыря шьют стёганые одеяла, чем зарабатывают себе на жизнь. Всё послереволюционное десятилетие факт существования монастыря в Решме не давал покоя властям и местным активистам. И вот в 1927 году монастырь закрывают, а монахинь разгоняют. Для многих из них это было началом хождения по мукам. Но, благо то, что обошлось всё тогда без суда над игуменьей и насельницами монастыря.

Божиим промыслом преподобная Анимаиса оказывается в Родниках, где, получив благословение от настоятеля Ильинской церкви протоиерея Петра Лебедева, поселяется в селе Острецово. Здесь матушка Анимаиса живёт в каменной сторожке при Троицкой церкви. Тихая и незаметная, она усердно молится Богу и убирает храм, который и сторожит. Никакой платы за свои труды во славу Божию праведница не брала, а продолжала зарабатывать на пропитание тем, что старательно стегала одеяла, подшивала соседям валенки и шила тапочки для усопших.

Но и своими скудными заработками она охотно делилась с сельчанами, чем могла помогала детям-сиротам Машышевым, иногда отдавая последнее. Умение довольствоваться малым и радоваться за ближних привносило в её душу мир и утешение.

Молва о её милосердии разнеслась по всей округе. Благие деяния матушки Анимаисы не остались незамеченными. И потянулись к ней простые люди, запуганные и отчаявшиеся, безутешные и обездоленные за добрым советом и наставлениями. Всех она встречала приветливо и участливо, с улыбкой и с любовью. В эти годы её саму окормлял на пути спасения настоятель Родниковского храма протоиерей Пётр Лебедев. Отец Пётр часто назидал Анимаису словами из священного писания, или приводил в пример изречение преподобного Макария Египетского:

– Душа твоя вступит в общение с Богом, как невеста с женихом…

После мученической кончины священномученика Петра Лебедева, Анимаиса не раз молитвенно обращалась к нему за помощью. И он, удивительным образом, и после смерти являлся угоднице Божией, укрепляя её в подвигах.

Вскоре Острецовский храм был закрыт. Анимаиса же продолжала жить в церковной сторожке, охраняя храм от варваров-разрушителей, воров и грабителей. Со дня на день она ждала своего ареста. Как-то пришла Анимаиса к Ольге Ивановне Цыплёвой – жительнице села Острецово и передала ей ключи от дверей храма. При этом строго-настрого приказала ключи спрятать и никому не отдавать, даже если её – Анимаису будут расстреливать.

И действительно в скором времени в сторожку к монахине нагрянули местные власти, они потребовали отдать им ключи от дверей церкви. Монахиня ответила, что ключей у неё нет. Тогда в сторожке произвели тщательный обыск, но ключей там так и не нашли. Разъярённые сельсоветчики, всё же, не решились ломать двери церкви без приказа свыше и ушли ни с чем, оставив отважную монахиню на свободе.

Так, мужеством и верою одинокой и слабой женщины, церковь в селе Острецово была спасена. Спасена была и матушка Анимаиса, не одинокая в своём молитвенном единении с Богом, и понимавшая то, что если смалодушничаешь и лишишься чистоты духовной, то впоследствии падение твоё будет ещё более страшным.


Свято-Троицкая церковь села Острецово, при которой жила преподобная Анимаиса.


Прошло десять лет и вот в феврале 1946 года в Острецово приезжает священник – протоиерей Иоанн Клевцовский. С каким же трепетом и волнением передавала ему заветные ключи подвижница, передавала, как великую святыню, как самое ценное, чем она владела. И вот перед отцом Иоанном предстало всё драгоценное убранство храма, словно люди покинули его только что, словно ещё вчера звучали в храме молитвенные возгласы и песнопения. На стенах висели древние иконы, с которых взирали дивные лики святых. Празднично сияла особо почитаемая в своё время богомольцами Иверская икона Божьей Матери, привезённая со святой горы Афон, и Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими святыми. Именно Боголюбскую икону матушка Анимаиса почитала особо и именно перед нею молилась более усердно.

После открытия храма преподобная Анимаиса получила благословение от Ивановского епископа Кирилла (Поспелова) на послушание алтарницы.

Здесь, в постоянных усердных трудах и молитвах, угодница Божия продолжала своё служение, не забывала непрестанные молитвы, которые в сочетании с постами, заполняли всю её жизнь без остатка. Незадолго до своего ухода из земной жизни блаженная матушка Анимаиса раздала всё своё нехитрое имение близким и знакомым. При этом просила не скорбеть о ней и обещала помогать тем, кто будет помнить её и просить о помощи:

– Всех вас буду встречать… А тех, кто попросит, утешу и буду о тех Святую Троицу умолять.

Одна из духовных сестёр, не получившая памятного подарка от Анимаисы, обиженно спросила, почему та ей ничего не подарила.

На что преподобная, вздохнув, с глубоким сожалением ответила, что оставит той свою кровать. На удивление свидетелей их беседы вскоре та просительница была парализована и несколько лет пролежала «прикованная к постели».

Всю свою жизнь преподобная Анимаиса без устали трудилась над совершенствованием святости чувств, в приумножении добрых дел, в любви к ближним, идя по пути спасения в вечности.

Анимаиса Острецовская мирно отошла ко Господу 14 июня 1963 года и была погребена на Острецовском кладбище у самого входа. Отпевал Анимаису настоятель Казанской церкви села Кощеева.

Вот когда свершилось предсказание матушки Анимаисы:

– Всех вас буду встречать…

У могилы преподобной Анимаисы стали совершаться по Божией милости чудеса. Многие, страдавшие недугами, почувствовали радость исцеления. В иных «трудных» семьях,  по молитвам к святой, на смену раздора и ругани приходило примирение и доброе согласие. Известны случаи, когда после молитвенного обращения к преподобной суды оправдывали узников. Святая приносила благо не только людям, но и домашним животным: высушенная трава с её могилки излечивала коров от мастита. Об этих и многих других чудесах помнят и рассказывают ныне живущие в Родниковским районе люди. Много страждущих приходит на её могилку просто для утешения от жизненных невзгод и уходит просветлёнными. По молитвенному ходатайству святой пред Всевышним верующие получают просимое и поныне [2].


Дни памяти

14 июня

Мученица Анна Серова

Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и не явленных


Единожды солгав, приходится лукавить.И истину предав, приходится молчать.Пишите в чистовик, набело, чтоб не править.Нет средства, чтобы смыть лукавую печать.Единожды упав, не падайте вдругорядь.Лишь стоя на ногах, научитесь летать.Старайтесь приносить поменьше людям горя.Не верьте подлецам, что можно всё продать.Единожды прозрев, от трудностей не прячьтесь.От истины уйдя, увязнете во лжи.Пишите в чистовик, набело, чтоб не править.Чтоб не мешать другим, как сорняки во ржи.

Анна Васильевна Серова родилась в 1888 году в деревне Большие Ломы Ветлужского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Работала на ткацкой фабрике имени Демьяна Бедного в Кинешме; жила в общежитии при фабрике. В феврале 1936 года была арестована вместе со своим духовным отцом, иереем Константином Разумовым, с духовенством Успенского женского монастыря г. Кинешмы и мирянами.


Успенский женский монастырь г. Кинешма


Все были заключены в тюрьму, которая располагалась в бывшем монастыре, где отец Константин был священником.

Несколько слов о судьбе Успенского женского монастыря.

До 1764 года на этом месте располагался мужской монастырь, неизвестно кем и когда основанный. После его упразднения вместо него была оборудована богадельня, переименованная затем в середине 19-го века в общину, а последняя в 1896 году в свою очередь была преобразована в монастырь. В монастыре была одна деревянная церковь во имя Успения Богоматери и святителя Николая Чудотворца. Управляла обителью игуменья. Во время гонений на Русскую Православную Церковь обитель была закрыта. В стенах монастыря с 30-х годов прошлого века был устроен следственный изолятор. Сегодня в помещениях монастыря располагается комплекс СИЗО и женская колония.

Следствие шло долго. Анну Васильевну обвинили в том, что она принимала у себя дома священников, молилась вместе с ними, а также в том, что разорвала портрет одного из советских вождей. На суде Анна держалась мужественно и твердо, виновной себя не признала. 15 июля 1937 года она была приговорена к пяти годам ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей) и скончалась в заключении.

Мученица Анна причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. по предоставлению от Иваново-Вознесенской епархии [3].


Дни памяти

7 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

20 июня – Собор святых Ивановской митрополии

13 августа

Священномученик Борис (Воскобойников), епископ Ивановский и Кинешемский

01.09.1875 г. – 06.12.1937 г.


Мы, как худая разбитая кружка.Пусто внутри и утеряны корни.Или сухая древесная стружка.Так нас назвал Феофан Затворник.Живем для себя, собираем ложки.Мыслим в себе и себя величим.Мы измельчали, подобно стружке.Также постыдно себя безличим.Может быть жили, заткнувши уши?Не замечая чужого горя?Мы у бессмертья украли Души.Мы променяли Христа на зверя.Добрый отец! Мы – твое творенье!Вся человек, если он лишь честен,Жив по размаху, души веленью,Всем благородством, чем мир известен.Мы по грехам пустоту стяжали.Коркой стянули свои глубины.Может быть мало за мир страдали?Пряча себя за чужие спины.

Воскобойников Семён Тимофеевич родился 1 сентября 1875 года в слободе Александровке Павловского уезда Воронежской губернии в семье священника Тимофея Воскобойникова. Кроме него в семье было ещё трое сыновей – Иоанн (1867 г.р), Николай (1872 г.р) и Евгений (1877 г.р). Двое из которых также стали священниками.

В 1891 году Семён окончил Павловское духовное училище, в 1897 году – Воронежскую духовную семинарию.

Был женат. Известно о двух его сыновьях – Тихоне (1897 г.р., который эмигрировал из страны и в 1937 году проживал во Франции, в г. Бордо) и Леонтии (1900 г. р., в 1937 году работал в научно-исследовательском институте в Ленинграде).


Воскобойников Семён Тимофеевич


7 ноября 1897 года Семён Воскобойников был рукоположен во диакона к Лукинской церкви села Нижняя Гнилуша Павловского уезда Воронежской губернии. 11 января 1901 года был переведён в Преображенскую церковь слободы Уразово Валуйского уезда. 27 февраля 1903 года рукоположен во священника в Богоявленской церкви слободы Новорождественной Бирюченского уезда. 11 октября 1907 года уволен за штат в связи с поступлением в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1911 году иерей Семён Воскобойников закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (за сочинение «Органы епархиального управления и суда в Русской Церкви в XVI – XVII ст.»).

С 1910 года служил законоучителем в Александровской женской школе при доме призрения, с 1911 – в Николаевской торговой школе Санкт-Петербугского купечества. 10 июня 1911 года назначен настоятелем домовой церкви при Николаевском доме призрения престарелых и увечных граждан в Санкт-Петербурге. 14 марта 1918 года был назначен следователем III столичного округа. Возведён в сан протоиерея. С 1921 года служит настоятелем Рождественского храма в селе Старополье Гдовского уезда. В документах от 3 сентября 1929 года он упоминается, как благочинный Бутурлиновского района Воронежской епархии.

По документам Благовещенского кафедрального собора города Иваново в мае 1934 года Воскобойников значится как митрофорный протоиерей, настоятель Благовещенского кафедрального собора.

В марте 1936 года Семён Воскобойников пострижен в монашество с наречением имени Борис, постриг совершён в Успенском соборе города Кинешмы.

7 марта 1936 года был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

31 марта 1936 года был назначен временно управляющим Ивановской епархией.

1 июля того же года утверждён в должности епископа Ивановской епархии.

В апреле 1937 года епископ Ивановский Борис Воскобойников был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму НКВД Ивановской области. Его обвинили в «… участии в антисоветской деятельности контрреволюционных групп церковников и монашества, ликвидированных в 1937 году в г. Иванове и Лежневском районе».


Священномученик Борис (Воскобойников), епископ Ивановский. Внутренняя тюрьма

НКВД. Фотография. 1937 г.


В тюрьме епископ Борис подвергался длительным и изнурительным допросам. Его пытались сломить и заставить оговорить себя и других священников. Сохранились протоколы допросов епископа Бориса в Ивановской тюрьме.

– Вам известно было, что группа церковников и попы села Воскресенского распространяют с провокационной целью слухи, что в церкви этого села имеются останки «блаженного Киприана», которые «творят чудеса», «исцеляют» больных и «немощных» и т.д.?

– Вы не рассказали о контрреволюционной деятельности попов с. Воскресенского в связи с инсценированием «чудес» и «исцелений» блаженного Киприана.

– Вам известно, что с контрреволюционной целью группа духовенства, возглавляемая попом Казанским 6 февраля 1937 года инициировала открытие и перенесение останков («мощей») «блаженного» Киприана из склепа закрытой в действующую церковь?

На допросах Борис Воскобойников держался достойно и твёрдо.

9 августа того же года Особым Совещанием при НКВД СССР был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан, в Сары-Суйский район.

25 ноября 1937 года, на пути следования к месту ссылки, был вторично арестован и заключен в тюрьму города Мирзоян (ныне Тараз) Южно-Казахстанской (Чимкентской) области. Был обвинён в «проведении пораженческой контрреволюционной террористической агитации, направленной на подрыв мощи СССР». Виновным себя не признал.

28 ноября того же года тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области был приговорен к расстрелу.

Приговор был приведён в исполнение 6 декабря 1937 года в Чимкентской области в Казахстане. Борис Воскобойников погребен в безвестной общей могиле.

На страницу:
3 из 4