Полная версия
Рабочая тетрадь-тренер для начинающих поэтов
Рабочая тетрадь-тренер для начинающих поэтов
Наталья Стенина
© Наталья Стенина, 2022
ISBN 978-5-0056-3322-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Рабочая тетрадь-тренер для начинающих поэтов.
Введение
Меня зовут Наталья Стенина, мне 40 лет. Я – юрист. Но в 2022 году я стала Номинантом национальной литературной премии «Поэт года».
Свое первое стихотворение я написала в 9 лет и никому об этом не сказала. Мне казалось, что в этом нет ничего особенного, написать может каждый (я и сейчас так считаю). Во время уборки мама это стихотворение нашла и, не поставив меня в известность, зачитала своей подруге. Им понравилось, а я восприняла это как позор всей своей жизни. Не смотря на то, что стихотворение было про бабушку, а не про любовь, это было настолько бестактным вторжением в моё личное пространство, что с тех пор я для себя закрыла двери в поэзию на много-много лет.
Однако, значимые события моей жизни провоцировали во мне творческие порывы такой мощности, что сдерживать их я просто физически не могла. Тогда я писала на салфетках, на вырванном из блокнота листке бумаге и… выбрасывала. Чтобы никто не уличил меня в таком постыдном занятии как поэзия.
В студенчестве мне стало проще. Я жила одна и смогла позволить себе целую тетрадь для своих стихотворений. Каждый раз я её надёжно прятала, потому что меня навещали родители. Творческая свобода длилась два года, а потом у меня начался роман и, вскоре, мы с моим парнем стали вместе жить. Однажды, когда я была в университете, он нашел мою тетрадь. Наверху кухонного гарнитура. Не представляю, что зачем он туда полез. Но когда я вернулась с учёбы, тетрадь лежала на столе.
– Какие красивые стихи, – сказал он.
– Ааа… стихи. Это не мои.
– Да? А чьи же?
– Это я в библиотеке… выписываю иногда. Ну там… разное…
Я готова была провалиться сквозь землю. Когда он ушёл на работу, тетрадь была уничтожена.
Я никогда не хотела стать поэтессой. Мне казалось, что писать стихи стыдно. Никто из моих друзей, родственников, сокурсников, знакомых не писал. А значит со мной что-то не так. Кроме того, у меня было предубеждение, что поэты – это одинокие психопаты и бездельники, у которых хроническая несчастная любовь и проблемы с деньгами. Я училась на юриста и сомнительная репутация мне была ни к чему. Поэзия была заброшена ещё на 19 лет. У меня это просто не укладывается в голове.
Жизнь шла своим чередом. Я вышла замуж, развелась. Потом снова вышла замуж, родила сына, забеременела вторым и потеряла его на большом сроке. Это горе стало стартовой точкой.
Я написала стихотворение о своем младшем сыне и… прочитала его мужу. Потому что это наша общая потеря, общая боль. Я много писала в тот период. Много личного. Это вытаскивало меня из депрессии, помогало выкарабкиваться из этой чёрной болезненной дыры. Я делилась своими стихотворениями с мужем, я больше не стыдилась. Мне было всё равно.
Однажды мне на глаза попалась Евангельская притча о талантах. Выражение «зарыть талант в землю» именно оттуда. Притча произвела на меня очень сильное впечатление. Я поняла, что способность писать стихи – это Божий дар. Талант. Преимущество. Это то, что отличает меня от других. И с моей стороны было чёрной неблагодарностью «зарыть его в землю».
Я больше не пряталась. Каждое новое стихотворение я публиковала в социальных сетях и на литературных ресурсах. Через полгода я была номинирована на национальную литературную премию «Поэт года 2022».
Мне очень жаль упущенного времени. Кто знает, как сложилась бы моя творческая жизнь, если бы не эти потерянные для литературы десятилетия. Именно это послужило для меня стимулом создать данное пособие. Я надеюсь, оно поможет вам развить и усовершенствовать свои поэтические навыки.
Как работать с пособием
1. Занимайтесь каждый день. Это позволит Вам лучше усвоить, систематизировать и применить на практике Ваши знания.
2. Для Вашего удобства данная Рабочая тетрадь построена по принципу от простого к сложному, поэтому задания следует выполнять в порядке очередности.
3. Не отчаивайтесь, если у Вас не получилось то или иное задание. Оставьте его и вернитесь к нему позже. Возможно, Вы недостаточно усвоили тему, в которой находится это задание, и следует вернуться к теоретической части ещё раз.
4. Задания и упражнения рекомендуется выполнять в этой Рабочей тетради для того, чтобы они не потерялись и хранились в одном месте. Так Вы сможете с течением времени анализировать, насколько выросли в профессиональном плане. Кроме того, каждое стихотворение, написанное Вами в ходе выполнения заданий, в дальнейшем можно доработать, и оно станет качественным, полноценным произведением. Не исключено, что одно из них приведет Вас к литературной премии.
Желаю Вам творческих успехов!
Справочник поэта
Общаясь с современными поэтами в различных творческих сообществах, я обнаружила, что многие пишут чисто интуитивно, не зная базовых литературных понятий о лирике. Мне показалось это странным, ведь знание некоторых поэтических приемов способно поднять мастерство автора на новый уровень. Поэтому данная Рабочая тетрадь состоит из теоретической и практической части.
В теоретической части Вы узнаете:
– Основные критерии хорошего стихотворения;
– Какие существуют виды рифм;
– Что такое стихотворный размер и как его определить;
– Виды рифмовок с примерами;
– Принципы стихосложения и виды стихов;
– Многообразие лирических жанров;
– Самые распространенные ошибки начинающих поэтов;
– Советы начинающим поэтам;
– Где искать вдохновение;
– Где публиковаться;
– Варианты профессионального развития и заработка;
– Информацию об авторском праве и издании книги.
В практической части Рабочей тетради Вам предстоит выполнить более 90 различных заданий и упражнений, которые существенно прокачают ваши творческие навыки.
И сейчас – самое подходящее время, чтобы начать.
Глава 1. Стихотворение
Стих – это строка стихотворения. Поэтому лирическое произведение следует называть стихотворением, а не стихом. Не «послушай мой новый стих», а «послушай моё новое стихотворение».
Стихотворение – это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными строками.
Требования к стихотворению
*В этой главе под стихотворением я имею ввиду классическое стихотворение, построенное на рифме.
Стихотворение – это не просто способность рифмовать. Это зарифмованная, ритмично звучащая мысль или история.
Давайте рассмотрим основные требования к стихотворению:
1. Мысль. Одна из распространённых ошибок начинающих поэтов заключается в том, что в произведении отсутствует какой-либо смысл.
Например:
Белая береза.Розовые розы.Грянули морозы.Жёлтая луна.Не стихи, а проза.Скоро будут грозы.Платье из вискозы.Хочется вина.(Моё стихотворение, написанное для примера)Складно. Ритмично. Но абсолютно бессвязный, бессмысленный набор слов. Какая главная мысль? Что хотел донести до читателя автор? Это плохое стихотворение.
2. Образность. При написании стихотворения старайтесь использовать слова, которые добавят тексту яркости, красочности, насыщенности, чтобы читателю не пришлось напрягать свое воображение, пытаясь представить то, что вы описываете.
Например:
В белоснежном цвету кроны груш. Изумрудной косой увивает Бок террасы настойчивый плющ. (Моё стихотворение «Южный дворик»)3. Ритм. При чтении стихотворение должно звучать красиво, ритм должен выдерживаться от начала и до конца. У начинающих поэтов ритм часто «пляшет».
Задание: Попробуйте определить место, в котором сбивается ритм.
Наша кошка сладко спитВ папином любимом кресле.Сонно лапкой шевелит.Что ей снится, интересно?Прыгучий воробей с короткой скучной песней?Мальчишка-хулиган с соседнего двора? А может снится кот с густой красивой шерстью,Который с ней гулял до самого утра.(Моё стихотворение, написано так намеренно, чтобы показать ошибку).
4. Рифма, то есть созвучие концов стихотворных строк. Данное требование не распространяется на белый стих или верлибр (свободный стих). Подробнее о рифмах поговорим в следующей главе, поскольку это достаточно объёмная тема, требующая детального рассмотрения.
Если стихотворение отвечает вышеназванным требованиям, то у него есть все шансы на успех. Если одна из составляющих хромает, то лучше не спешить и доработать его. Но помните, что совершенствовать свои произведения можно до бесконечности. Каждый раз, когда я читаю свои стихотворения, мне хочется что-нибудь исправить. И это нормально. Поэтому важно уметь вовремя остановиться.
Глава 2. Виды рифм
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Например:
любóвь – моркóвьОдна и та же ударная гласная и совпадение трёх звуков в окончании. Это и есть рифма.
Задание: придумайте по две рифмы к следующим словам, не используя интернет:
Соскользнуть – __________________________
Прохлада – _______________________________
Прелый – _________________________________
Наверное – _______________________________
Ещё – ____________________________________
Виды рифм
1. Точная (богатая) рифма – это когда концовки слов совпадают по звучанию и написанию.
Точная рифма подразделяется на два вида:
1.1. Точная рифма одинаковых частей речи, то есть когда рифмуются два существительных, два прилагательных, два наречия и т. д.
Например:
Розы – морозы; точек – почек, очерк – почерк.1.2. Точная рифма разных частей речи, то есть, когда рифмуются существительное и глагол, существительное и наречие и т. д.
Например:
Редко (наречие) – соседка (существительное)Задание: придумайте 3 пары точных рифм:
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
2. Неточные рифмы – это созвучие слов при малом совпадении звуков.
Например:
Унынием – линии; слив – ихЗадание: придумайте 3 пары неточных рифм:
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
3. Ассонансная (бедная) рифма – это рифма, в которой совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные. частичное совпадение согласных звуков в окончании слов.
Например:
За невестою своейКоролевич Елисей,Между тем, по свету скачет.Нет как нет! Он горько плачет,И кого не спросит он,Всем вопрос его мудрён.Задание: придумайте 3 пары ассонансных рифм:
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
4. Диссонансная рифма – это рифма, в которой рифмующиеся слова полностью или частично совпадают согласными звуками при расхождении в гласных.
Например:
Дым – домЗадание: придумайте 3 пары диссонансных рифм:
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
5. Омонимическая – это рифма с использованием слов омонимов (то-есть слов имеющих одинаковое звучание, но разное значение).
Например:
Коса (сельскохозяйственное орудие) – Коса (заплетенные волосы).Или:
Души (внутренний мир человека) – Души (лишение возможности дышать).Задание: напишите 3 пары слов-омонимов.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
6. Однокоренная (поглощающая) рифма – это базовая рифма с совпадением корня слова.
Например:Свет – рассвет;лечите – калечите;ушел – подошел.Задание: придумайте 3 пары однокоренных рифм:
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
7. Грамматическая рифма – это созвучие суффиксов и окончаний.
Например:
…Но всё же надежды горит уголёк,Когда стук колёс замерещит,Что, может, в тумане мелькнёт огонёк,И сердце в ответ затрепещет.(Л. Денисова)Задание: придумайте 3 пары грамматических рифм:
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
8. Рифма с опорой на корень – это созвучие корневой части и окончания.
Например:Треск – блеск;Полей – елей.Задание: придумайте 3 пары рифм с опорой на корень:
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
9. Дактилическая рифма – это рифма с ударением на третьем от конца слоге.
Например:
В полном разгаре страда деревéнская…Доля ты! – русская долюшка жéнская!Вряд ли труднее сыскать.Немудрено, что ты вянешь до врéмени,Все выносящего русского плéмениМногострадальная мать!(Н. Некрасов)Задание: напишите 3 пары дактилических рифм:
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
10. Мужская рифма – это связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом.
Мужские рифмы подразделяются на два типа:
10.1. Открытая мужская рифма – это рифма, оканчивающаяся гласным звуком на конце.
Например:Душа – дыша;Окно – давно.Задание: напишите две пары открытых мужских рифм:
______________________________________________
______________________________________________
10.2. Закрытая мужская рифма – это рифма, оканчивающаяся согласным звуком.
Например:Волк – умолк;дверь – зверь.Задание: напишите две пары закрытых мужских рифм:
______________________________________________
______________________________________________
11. Женская рифма – это рифма с ударением на предпоследнем слоге.
Например:
Снова алтайские стéпи —Птичьи свистящие цéпи,Колки – берёзок артéли,.Тропы – сплетение артéрий..(С. Поделков)Задание: напишите четверостишие с женской рифмой:______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
12. Составная рифма – это рифма, составленная из двух или трёх слов.
Например:
Здесь обычай такой городничего:Если в лавку поедет женаГоворит: «Ты смотри, не купи чего».Лавка даром давать мне должна.(Д. Минаев)Задание: придумайте хотя бы одну составную рифму:
______________________________________________
13. Начальная рифма – это рифма, расположенная в начале рифмующихся строк, то есть первое слово в строке. Применяется для усиления выразительности стихотворения.
Например:
Хлебом клянусь и водой,Небом клянусь и звездой,Матерью старой клянусьИ жизнью своей молодой,Что стану я чище огняЯснее холодного дня, —Измены лукавая теньВовек не коснется меня!Кровью клянусь и бедой,Любовью клянусь и враждой,Матерью старой клянусьИ жизнью своей молодой,Что стану я тише снегов,Безмолвней ночных береговИ тайну, врученную мнеНе вырвет никто из врагов…(Е. Благинина)Задание: напишите четверостишие с использованием начальной рифмы:
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
14. Неравносложная рифма – это рифма с разным количеством послеударных слогов.
Неравносложные рифмы подразделяются на два типа:
14.1. Рифма с добавленным слогом в конце – это когда одно из рифмующихся слов имеет большее количество слогов.
Например:
Много (2 слога) – многое (3 слога).Задание: придумайте 3 пары рифм с добавленным слогом в конце.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
14.2. Рифма с добавленным слогом в середине – это рифма, в которой одно из рифмующихся слов как бы раздвигается и в него добавляется дополнительный слог.
Например:
И вновь императорСтоит без скипетра.Змей.Унынье у лошади на морде,И никто не поймёт тоски Петра,Узника,Закованного в собственном городе.(В. Маяковский)Задание: напишите 2 пары рифм с добавленным слогом в середине.
______________________________________________
______________________________________________
15. Абсолютная рифма – это рифма, в которой корневые гласные рифмующихся слов полностью или частично совпадают, а гласные различаются только по твёрдости /мягкости.
Например:
Томный – тёмный;Простыл – простил..Задание: напишите 3 пары абсолютных рифм.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
16. Разноударная рифма – это когда ударение в рифмующейся паре падает на разные слоги.
Например:
…Разменивать его золото на серебро.Но век, собирая его добрó,Расценивает как рéтро..(И. Бродский)Задание: составьте хотя бы одну пару слов с разноударной рифмой.
______________________________________________
17. Внутренняя рифма – это рифма внутри одной строки.
Например:
У тальянки медны планки,Тонки, звонки голоса.Я люблю вашу природуЗа кудрявы волоса.Кабы шали не мешали,Кисти землю не мели;Кабы дома не ругали,Не таких бы завели.(Частушки)Или:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободныеНет у вас родины, нет вам изгнания.(М. Лермонтов)
Задание: напишите четверостишие с использованием внутренней рифмы.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
18. Каламбурная рифма – это рифма, построенная на омонимах или сочетаниях, представляющих собой игру слов. «Каламбур» (calembour) переводится с французского как «игра слов».
Например:
Вы, щенки! За мной ступайте!Будет вам по калачу,Да смотрите ж, не болтайте,А не то поколочу!(А. Пушкин)Задание: составьте хотя бы одну каламбурную рифму.
_______________________________________________
19. Сквозная рифма – это повторение одной и той же рифмы в конце почти каждой строки на протяжении всего произведения.
Например:
В дверях Эдема ангел нежныйГлавой поникшею сиял,А демон мрачный и мятежныйНад адской бездною летал.Дух отрицанья, дух сомненьяНа духа чистого взиралИ жар невольный умиленьяВпервые смутно познавал.Прости, – он рек, – я тебя виделИ ты недаром мне сиял:Не всё я в небе ненавидел,Не всё я в мире презирал…Или (пример двойной сквозной рифмы):
К воспоминаньям пригвождённыйБессоницей моих ночей,Я вижу льдистый блеск очейИ яд улыбки принуждённой:В душе, до срока охлаждённой,Вскипает радостный ручей.Поющим зовом возбуждённый,Я слышу томный плеск речей(Так звон спасительных ключейВнимает узник осуждённый)И при луне новорождённойВновь зажигаю шесть свечей.И стих дрожит, тобой рождённый,Он был моим, теперь – ничей.Через пространство двух ночейПускай летит он, осуждённыйОжить в улыбке принуждённойПод ярким холодом очей.(Б. Садовской)Задание: напишите восьмистишие с использованием сквозной рифмы.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
20. Эхо-рифма – это рифма парных слов, из которых второе полностью повторяет последний или два последних слога первого.
Например:
Бахают бомбы у бухты.…Ух ты!Крепок удар днепростроевской вахты.…Ах ты!Запад, услышь! Неужели оглох ты!…Ох ты!Эхо звенит переливами флейты……Эй ты!Ну-ка, держись, мировые Детройты!…Ой ты!(А. Безыменский)Задание: составьте 3 пары слов с использованием эхо-рифмы.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
21. Тавтологическая рифма – это повторение в конце стихотворных строк слова, заменяющего собой рифму и тем самым определяющим строфическое строение стиха.
Например:
Горю, от пламени не тает лёд,И льдом я погасить не в силах пламень.Льду мертвому живой враждебен пламень,Весь пламень я живой, и мертвый лёд.На полюсе не столь холоден лёд,Не столь в небесной сфере жарок пламень.Так я скорблю, что сердце больше пламень,Не опалит, не заморозит лёд…(Ф. де Эррера в пер. М. Талова)
Задание: напишите четверостишие, используя тавтологическую рифму.