Полная версия
Бисероплетение. Украшения на любой вкус
Татьяна Владимировна Шнуровозова
Бисер. Украшения на любой вкус
Введение
Женщина не может жить без украшений, ей от природы свойственно глубинное инстинктивное стремление ко всему прекрасному. Природное пристрастие истинной женщины к красоте и изяществу сказывается и в дизайне жилища, и в подборе аксессуаров, и в одежде, и конечно, в различных украшениях. Прекрасный пол любит облагораживать свой дом, подбирать украшения для своих детей и даже домашних любимцев, декорировать машины и рабочее место, подарки и наконец очень любит украшать себя: от макушки, на которой прекрасно смотрятся диадемы и различные заколки, до самых ног, украшенных ножными браслетами или дизайнерскими элементами на обуви.
Первые изделия из бисера появились в глубокой древности, по возрасту стеклянные трубочки и бусинки – ровесники пирамид и фараонов, и именно Древний Египет стал проводником восточного искусства в развивавшуюся быстрыми темпами Европу. За свою более чем 4-тысячелетнюю историю украшения из бисера не один раз переживали эпохи почти полного забвения и бурные моменты нового возрождения. Бисер практически не использовали в первый период Средневековья, но о нем вновь вспомнили в эпоху Возрождения, когда искусство изготовления изделий из бисера поднялось на новую высоту. В XVII–XVIII вв. он, казалось бы, навсегда уступил место драгоценным камням, но XIX в. положил новое начало широкому использованию бисера для отделки костюмов и изготовления аксессуаров. Настоящий бум популярности бисер пережил в первой половине XX в., когда из него делали шапочки, шейные украшения и браслеты, мастерили сумочки и косметички. Середина XX в. стала вновь временем забвения разноцветных стеклянных трубочек: модные тенденции и быстрая индустриализация мира диктовали свои правила – унификация и единый стиль одежды, массовое производство бижутерии, модный и дорогой стиль new look предполагал ношение украшений из драгоценных камней и благородных металлов, а не из дешевого стекла. И только в связи с активным распространением бижутерии в 1970-е гг. бисер медленно, но верно стал возвращаться в индустрию моды.
Первые художественные полотна из бисера появились еще в эпоху фараонов, в Каирском музее и по сей день туристов поражают изысканные плотные бисерный сетки, на которых изображены любимые божества древних. Искусство изготовления мизерных бисеринок впечатляет не меньше, чем мастерство низальщщ.
Сегодня, когда в почете прежде всего индивидуальность женщины, неповторимость ее облика, оригинальность одежды, подчеркнутая и дополненная необычными украшениями, любая ручная работа ценится куда как дороже массовой бижутерии, а иногда и изделий из драгоценных камней. Рост популярности ручного изготовления ювелирных украшений и бижутерии, в свою очередь, дал толчок интенсивному развитию производства бисера. Сегодня его можно купить самых разных расцветок, размеров, украшения из него дополняются различными бусинами, стразами, пайетками. Практически нет такой дизайнерской идеи, которую нельзя было бы воплотить в жизнь в домашних условиях из-за отсутствия подручных инструментов или материалов. Нет возможности купить в магазине – к услугам современных модниц многочисленные интернет-магазины с большим выбором бисера на любой вкус. На пике популярности сегодня украшения с натуральными камнями. Стеклянный бисер, из которого можно создать бесконечное многообразие сложных орнаментов, способен лучше золота или серебра (именно благодаря своему цветовому многообразию) оттенить естественную природную красоту полудрагоценных и поделочных камней, а те, в свою очередь, придают изделиям из стекла энергетику живого чуда природы – камня.
Венеция чрезвычайно гордилась своими мастерами-стеклодувами, которым удавалось делать мельчайшие бисеринки самых разных оттенков. Дочери таких искусных ремесленников могли выходить замуж за сыновей патрициев, дети от таких браков продолжали древние итальянские роды. Но существовал и строгий запрет на передачу тайн стекольного мастерства в другие города и страны, такой поступок считался государственной изменой и по закону карался смертью.
Для того чтобы своими руками создать украшения, которые могут произвести настоящий фурор среди вашего окружения, требуются крупицы терпения, быстро приобретаемой сноровки и небольшая доля фантазии, с успехом заменяемой многочисленными идеями и подсказками, которые можно найти как в Интернете, так и в специализированных книгах и журналах. Но для того чтобы повторить понравившееся вам украшение, грамотно прочитать схему в журнале, изобрести новое колье, браслет или заколку, нужно иметь необходимые материалы и освоить основные виды техники и приемы плетения бисером, чему и посвящена первая глава данной книги. Во второй главе приведены описания основных видов украшений для женщины: вариантов заколок, поясов, браслетов, колье. По простым схемам вы сможете сплести изделие за считанные дни и уже через неделю блеснуть новым оригинальным украшением. Освоив тот или иной способ плетения, попробовав повторить то или иное изделие, можно переходить к разработке собственных задумок, используя в качестве примера представленные в книге изделия или придумывая новые варианты. К описаниям многих украшений в книге даны подробные инструкции по возможной их модификации – так что учитесь, дерзайте, плетите и никогда не унывайте!
Материалы и инструменты
Основные материалы
Главное условие получения высококачественного готового изделия из бисера, которое прослужит вам долгие годы, – качество исходных материалов, поэтому не стоит экономить при выборе бисера, замочков, бусин. Приобретая бисер, обязательно поинтересуйтесь страной-производителем, не поленитесь обратить внимание на размер бисерин, наличие среди них обломанных, разнокалиберных элементов. Большое количество нестандартных бисерин в наборе если и не испортит окончательно, то сильно замедлит вашу работу.
Бисер
На сегодняшний день бисерная индустрия предлагает огромное число различных видов бисера, которые отличаются окраской, способом покрытия, материалом и, разумеется, размером и формой.
Бисер бывает не только стеклянным, но и пластмассовым. В отличие от стеклянных трубочек и шариков такой бисер отличается повышенной прочностью, его нельзя повредить иголкой или пальцами при сильном сдавливании, но используется он достаточно ограниченно – только для изготовления различных аксессуаров и украшений для дома, а также для вышивок на детских вещах, тогда как из стеклянного бисера можно сделать практически любое ювелирное украшение. Окраска любого бисера, как стеклянного, так и пластмассового очень разнообразна.
Шарики
Наиболее распространена шаровидная, немного приплюснутая форма бусин. Они могут быть разных размеров: чем больше номер, тем меньше размер бусины. Средние стандартные размеры бусин, наиболее часто встречающиеся в бисероплетении, – № 10 и № 11. Для мелких сеток, окончательной отделки, внесения декоративных нюансов часто используют № 16. Если вам нужен крупный бисер, скорее похожий на мелкие бусины, тогда берите № 8.
Лучшим бисером традиционно считается чешский и японский: у производителей этих стран бисерины максимально приближены друг к другу по размеру, окраске, их покрытие отличается однородностью и прочностью. Очень красив индийский бисер, но его придется калибровать. На последнем месте – китайский и тайваньский: здесь встречается неплотная окраска бисера, в пакетике редко встретишь 2 одинаковые бисерины.
Рубка
Бисер, выполненный в форме короткой трубочки, носит название рубки. Так как при производстве рубку не подвергают оплавлению, как бисерины круглой формы, то ее края остаются достаточно острыми: поэтому рубку лучше всего использовать в техниках плетения, не требующих сильной затяжки нити, как например в мозаичном, кирпичном стежках, или же где нить несколько раз проходит через ряды, как например в гобеленной технике плетения.
Стеклярус
Особой разновидностью бисера является стеклярус, представляющий собой длинные трубочки без граней. Длина трубочек стекляруса, как и размер бисера, варьируется.
Цельноокрашенный бисер
Такой бисер, сделанный из заранее окрашенного материала, может быть самых разных оттенков и цветов, при этом само окрашивание не обязательно должно быть однотонным: оно может содержать различные вкрапления, полоски, разводы, часто встречаются бисерины с цветочками, точками. Как правило, цельноокрашенный бисер не тускнеет со временем и изделия из него сохраняют яркость и насыщенность цветов весьма продолжительное время.
Окрашенный изнутри бисер
Такой бисер выполняется из прозрачного бесцветного или слегка тонированного стекла, а изнутри покрывается другой краской, просвечивающей сквозь прозрачный верх. Для того чтобы проверить качество окраски, намочите в воде белую хлопчатобумажную нить и протяните ее через такую бисерину. Если при этом на нити не осталось следов краски, значит, окраска достаточно надежна и ваше изделие в процессе эксплуатации не потускнеет.
Бисер с окрашенной поверхностью
Такой бисер в процессе работы требует аккуратности и осторожности. Предварительно замочите несколько бисеринок в воде на 10–12 ч, а затем слегка потрите их о белую хлопчатобумажную ткань.
Если на ткани не останется следов, окраска достаточно прочная и бисер смело можно использовать в работе.
Бисер с металлическим покрытием
Это стеклянный бисер, отверстие которого покрыто металлической краской – под золото или серебро. Такой бисер красиво переливается и искрится на солнце, поэтому его часто используют для производства ювелирных украшений и бижутерии. Проверить качество такого бисера можно тем же способом, что и у окрашенного изнутри краской.
Перламутровый бисер
Такой бисер часто делается из пластмассы, а его поверхность покрывается тонким слоем перламутра. Для проверки качества покрытия следует хорошо потереть несколько бисеринок о грубую ткань, например, мешковину. Если перламутровое покрытие не повредилось, бисер можно применять в работе.
Бусины
Главное отличие бусин от бисера – это их размер. Бусины могут быть немного больше бисеринок, а могут и в несколько раз превышать их величину. В магазинах для рукоделия можно приобрести бусины различных форм, размеров и окрасок. При этом проверка качества их окраски такая же, как и проверка бисера. Бусины отличаются большим разнообразием форм: они могут быть овальными, кубическими, каплевидными, гладкими, граненными, круглыми, ромбовидными и т. д.
В последнее время в бисероплетении все чаще используются бусины, сделанные из самого бисера, чаще всего – овальной формы. Они используются при низании бус, поясов, для изготовления кулонов и различных подвесок.
Пуговицы
Иногда при изготовлении бисерных украшений используют красивые пуговицы. Это могут быть как пуговицы на ножке, так и площадочкой, чаше всего – металлические или перламутровые.
Лак для ногтей
Лак для ногтей иногда используют для дополнительного закрепления узелков, а также для обработки острых краев стекляруса и рубки. Иногда лаком можно заменить отсутствие тонкой иглы для бисера: смажьте нитку тонким слоем лака, и после затвердевания она легко пройдет в бисерное отверстие.
Замочки
Застежки необходимы при изготовлении коротких шейных или ручных украшений: колье, ожерелий, бус, браслетов.
Замочки, продающиеся в магазинах, могут быть застегивающимися или завинчивающимися. Застегивающиеся могут быть вдвижными (одна часть замочка вдвигается в другую) или крючкообразными (одна часть представляет собой застегивающийся крючок, а другая – кольцо, в которое он вставляется). Завинчивающиеся замочки напоминают бочонки, одна половинка которых ввинчивается в другую.
Для сережек вам понадобится купить пару швенз – застегивающихся замочков для сережек, крючков или гвоздиков. Такая фурнитура, как правило, продается в специализированных магазинах. Для брошей, если вам не удалось купить заготовку с крепежным элементом, можно использовать обычные или декоративные булавки.
Следует учесть, что для широких браслетов и колье лучше покупать широкие вдвижные замочки, а при их отсутствии поставить на изделие несколько завинчивающихся. Для узких браслетов и бус подойдут как крючкообразные замочки, так и завинчивающиеся.
При необходимости металлический замочек можно заменить бусиной или пуговицей, застегивающейся на сделанную из бисера петлю.
Проволока
Проволока чаще всего используется для изготовления цветов, брошей, для создания жестких конструкций в браслетах или при изготовлении браслетов сложной формы без застежек, например различных вариантов змеек и спиралей. Толщина проволоки, используемой в бисероплетении, варьируется от 0,2 до 1 мм.
Сегодня в магазинах для рукоделья представлена тонкая проволока самых различных расцветок, поэтому необходимость использования медной или металлической проволоки постепенно отпадает.
Если вы хотите применить проволоку для электропроводки, проверьте ее на гибкость, несколько раз согнув в разные стороны: если она не поломалась, ее можно использовать. Такую проволоку покрывают несколькими слоями лака для ногтей подходящего оттенка, чтобы она была менее заметна в готовом изделии.
Леска
Для лески характерны такие важные в бисероплетении качества, как эластичность и прочность. Ее трудно разорвать, поэтому сплетенное на леске изделие прослужит не один десяток лет. Несомненным достоинством лески является и то, что она незаметна практически на любом бисере. Но в процессе работы леска часто скручивается, а само изделие во избежание образования заломов стоит хранить только в расправленном виде. Леску очень трудно связать, узелки получаются рыхлыми, легко развязывающимися, а обрезанные края лески могут поцарапать кожу – все это следует учитывать при бисероплетении на леске.
Чаще всего в бисероплетении используют леску диаметром 0,3–0,27 мм. Более тонкий материал будет легко рваться, а более толстый не позволит протягивать леску сквозь бисерины несколько раз, что значительно затруднит весь процесс изготовления изделия.
Нитки
Нитки для бисероплетения требуются прочные и долговечные. Хлопчатобумажные нити не подходят, поскольку они быстро перетираются, изнашиваются и, как следствие, рвутся. Поэтому для бисероплетения чаще всего используют капроновые или армированные нити.
Мононить
Мононить остается одним из самых удобных материалов для низания бисера. Она сочетает в себе качества капроновой нити и лески. Мононить в несколько раз тоньше лески, но при этом достаточно прочна. Она, как и капроновая нить, не образует заломов и легко проходит сквозь отверстия бисерин не менее 20 раз. При этом мононить совершенно незаметна в изделии. Единственный минус этого материала состоит в том, что при самом плетении мононить тоже плохо видна, а потому при работе с ней требуется очень хорошее освещение и отличное зрение. Для удобства можно вдеть мононить в иглу.
Нить-резинка
Нить-резинка представляет собой тонкую резинку, которая прикрывается несколькими нитками, словно коконом. На такой нити можно изготовить изделия без застежек, например браслеты или резинки для волос.
Инструменты
Для бисероплетения нет каких-либо специальных инструментов, и в работе используется то, что есть практически в любом доме: иглы, плоскогубцы, ножницы, пинцет и т. д.
Иглы
Для того чтобы иглы свободно проходили сквозь узкие отверстия бисерин, они должны быть достаточно тонкими. Лучше всего пользоваться специальными бисерными иглами № 10. Но у этих игл есть существенный недостаток: они легко ломаются при сгибании. Поэтому следует быть особенно осторожными при плетении и на всякий случай иметь под рукой десяток запасных игл.
Плоскогубцы
Плоскогубцы нужны при производстве сережек для закрепления изделия на швензе – застежке для сережек или для загибания прочной стальной проволоки.
Ножницы
Ножницы нужны прежде всего для обрезания нитки или лески при начале и окончании плетения. Наиболее удобными в работе остаются маленькие маникюрные ножницы с заостренными кончиками, которыми можно легко срезать нити в труднодоступных местах изделия, например между бисеринами.
Пинцет
Пинцет может понадобиться для того, чтобы придерживать короткие концы нитей или проволоки в процессе работы, когда это невозможно сделать руками. Кроме того, пинцетом можно доставать нужные бисерины из пакета.
Коробочки и баночки
Для удобства стоит использовать широкие и низкие коробочки и баночки, в которых можно хранить бисер. Вам не придется пересыпать необходимый для работы материал куда-либо – достаточно только открыть крышки.
Если хотите сразу увидеть, в какой баночке лежат какие-либо бисеринки, приобретите для себя емкости из стекла или прозрачного пластика, тогда вам не придется перебирать все баночки в поисках нужного материала.
Валик
В процессе работы очень часто требуется закрепить часть изделия; для таких случаев вам понадобится специальный валик, похожий на те, которые используют в работе кружевницы. Валик просто незаменим при низании изделий на нескольких нитках: на нем можно удобно разложить изделие, чтобы в процессе работы нитки не путались и узор не смещался.
Основы бисероплетения и самые известные техники работы с бисером
Основные техники плетения в изготовлении украшений
Самым простым способом создания украшения из бисера остается низание – набор бусин на леску (с помощью иголки или же без нее). Из такой снизки можно сделать бусы, браслет, пояс. Так как бисер очень мелок, то для ожерелья или браслета можно взять несколько снизок разной длины, связать из них разнообразные узлы, собрать снизки в косички и т. д. Назвать это плетением нельзя, так как нити между собой не соединяются. Собственно плетение начинается тогда, когда появляются две и более нитей, соединяемых в процессе изготовления в одно изделие; при этом исходный процесс низания (нанизывания) сохраняется в любой бисерной технике.
При изготовлении украшений широко используют практически все виды техники бисероплетения, но в зависимости от вида изготовляемого изделия и материала для нанизывания предпочтение отдается тому или иному. Так, при создании цветов на проволоке широко используется круговое французское и параллельное русское плетения, а также петельчатое; при изготовлении сережек, манжет, галстуков, поясов, в которых необходимо получить плотные прямые как вертикальные, так и горизонтальные ряды, применяют гобеленовое или квадратное плетение.
Игольчатое низание столбиком
Этот способ часто используется при создании различных типов бахромы на воротниках, поясах, сережках, для того чтобы получить разнообразные кисточки для поясов, гардин, подушек или игольчатые цветы (например, хризантемы, астры), а также для формирования крон бисерных деревьев (таких как ель, кипарис, сосна).
Выполняется низание на леске (можно при помощи иголки) или на проволоке. Для начала набирают снизку нужной длины. После того как добавлен заключительный элемент, вторым концом нити огибают последнюю бисерину и продевают через весь остальной ряд в обратном направлении. Леска, нитка или проволока вытягивается и закрепляется в верхних рядах изделия, в ткани, завязывается на узел, или, если это проволока, концы плотно переплетают между собой.
Варианты использования игольчатого способа низания
Иногда модель требует последовательного изготовления нескольких таких элементов (например, при создании кисточки или середины цветка); в этом случае проволоку несколько раз перекручивают (леску или нитку завязывают на узелок), после чего набирают следующий столбик и т. д., пока не будет готово необходимое количество нитей бисера.
Плетение петель
Иногда кисточки и серединки в цветках, а также некоторые виды брошей выполняют не игольчатым способом низания, а петельками, которые незаменимы в изготовлении цветков и деревьев на проволоке, из них собирают лепестки, листья, ветки. Уже готовые элементы можно использовать в брошах, заколках, пряжках, украшениях для сандалий и браслетах. Петли широко применяются при плетении различных вариантов ожерелий, кулонов, иногда они заменяют крайние элементы в бахроме.
Варианты создания петель в бисероплетении: а) петля на проволоке; б) петля на леске; в) петля из бисера на трубке из стекляруса
При создании петли на проволоке снизку изгибают в виде дуги, концы соединяют, после чего проволоку несколько раз перекручивают. Если петли делаются на леске, то после придания снизке дугообразного положения второй конец петли продевают сквозь бисерины: это может быть как первая бусина из набранных для петли, так и бусина самого основного изделия или бусина столбика бахромы – в этом случае все зависит от задумки мастера. Чем дальше от изначальной будет расположена в петле завершающая бусина, тем более пологой будет сама петля.
Техника параллельного плетения
Этот вид техники является одним из основных при изготовлении жестких конструкций на проволоке – цветов, кулонов, объемных зверьков. Обычно плетение лепестков и листьев начинают сверху вниз, чтобы перекрученные внизу концы проволоки помогли закрепить отдельные лепестки и листья в общей композиции. Объемные и плоские фигуры плетут, как правило, слева направо; животных начинают плести обычно с носа, так как концы проволоки удобнее спрятать в хвостовой части.
Для сокращения формул, которые иногда могут быть очень длинными, одинаковые идущие последовательно друг за другом ряды записывают один раз, остальные же дают в скобках; например, если нужно сделать 7 одинаковых рядов из 5 бисерин, в формуле это будет выглядеть как 5 (7). Далеко не всегда в формулах в скобках пишут слово «раз», поэтому запомните, что это обозначение количества одинаковых рядов.
На бумаге процесс параллельного плетения обычно записывают формулами, которые всегда обозначают последовательность рядов и количество бисера в каждом из них. Например, если перед вами формула 17–14—11—9–5—2—10, то в начале изготовления изделия следует набрать на проволоку 17 бисерин, затем еще 14 и пропустить второй конец сквозь этот ряд навстречу первому концу проволоки (бисерины первого ряда не затрагивают), после чего проволоки вытягивают, и второй ряд готов, при этом он должен встать ровно под первым. Затем на один конец проволоки набирают 11 бисерин, потом второй ее конец снова пропускают через этот ряд, но в противоположном направлении.
Параллельное низание: а) с добавлением бисерин; б) низание одинаковых рядов; в) сцепка двух половинок
Таким образом, при использовании техники параллельного плетения в каждом ряду, кроме первого, оказываются две проволоки, пронизывающие все ряды и выходящие с двух противоположных концов. Это придает изделию дополнительную прочность, но и приводит к двойному расходу проволоки; именно поэтому даже для маленьких предметов требуется проволока длиной около 50–60 см, что на первых порах всегда вызывает сомнение в правильности схемы.
В процессе плетения в боковых частях плоских фигур образуются характерные скобки из проволоки, которые могут быть больше или меньше в зависимости от того, насколько ряды отличаются друг от друга размерами.
Если хотите закрыть эти ряды (особенно актуально это для лепестков и листьев, но совершенно неприменимо при плетении объемных фигур), то поменяйте процесс плетения на обратный, т. е. начинайте не с вершины изделия, а с процесса его окончания.