Полная версия
Космософия. Книга 1. Исток
Космософия. Книга 1. Исток
Д. Кокшаров
© Д. Кокшаров, 2023
ISBN 978-5-0056-4558-6 (т. 1)
ISBN 978-5-0056-4559-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
КОСМОСОФИЯ
Книга 1. Исток
3-е издание, переработанное и дополненное
Мудрость Бога правит миром! Стремитесь люди, познавая, предощутить Его величие!
АбдрушинВсе ангелы и все святые и всё когда-либо рождённое — этому подобает умолкнуть, когда глаголет мудрость Отца, ведь вся мудрость ангелов и всяких творений есть сплошное ничто перед бездонной мудростью Божьей.
Майстер ЭкхартСодержание
Абсолютная Божественность в многогранности Её проявлений. – Божественная Премудрость. – Эволюция и инволюция. – Космософское преобразование мира. – Уровни сознания человека. – Разум, надразум, сверхразум. – Концептуальность, межконцептуальность, сверхконцептуальность. – Эзотерические ступени. – Интегральный путь эволюции Духа. – Восхождение и отречение. – Виды воплощения Духа. – Единый источник духовных учений. – Гармоничные отношения мужского и женского на духовном пути. – Чакрамные центры. – Множественность Мирозданий. – Зачатие, рождение и воспитание детей в Духе. – Уровни Бытия. – Человек космический. – Божественная Иерархия. – Христос, Люцифер и Ариман. – Дуга нисхождения-восхождения Духа в Материи. – Стадии развития человечества. – Богоориентированный общественный строй. – Сверхчеловек.
Исток
Божественное пребывает вне времени и пространства, содержа в Себе все возможные Проявления в скрытом виде, которые принимают отчётливые образы или облики в ходе самого Проявления. Проявление Божественного происходит в определённом порядке сменяющих и дополняющих друг друга действий Божественного, и порядок этот создаёт то, что именуют временем. Само время условно, оно составлено из: а) действий Воли Божественного, имеющих определённый порядок; и б) концепции ограниченного сознания, наблюдающего этот порядок и дающего ему оценку по своим ограниченным возможностям. Во времени, как некой последовательности сменяющих друг друга явлений, выражается вся совокупность Божественной Воли, которая сама по себе целостна и неделима. Разделённой на составные части Воля Божественного воспринимается исключительно относительным сознанием, живущим в потоке времени, поддерживаемом верой этого сознания во время и опирающимся в основе своей на единую Божественную Волю. Поэтому в само́м Замысле Божественного, который находит своё выражение в Божественном Творении, изначально заключено всё, что должно и может проявиться: весь порядок действий Божественного, имеющих единую цель и причину.
Божественный Замысел велик и грандиозен в своей Сущности, которая может быть постигнута в присущей Ей целостности и неделимости лишь тем, кто Ей тождественен. Всё, что в той или иной степени отлично от Неё, слабее и ограниченнее, всегда будет находиться по отношению к Ней в заблуждении разной степени, ухватывая своим конечным сознанием лишь отдельные и неполные Её составные части. Именно эти составные части, в различной последовательности отслеживаемые и запоминаемые относительным, конечным сознанием, и оцениваются им как та или иная грань Божественного Замысла. Однако, не зная весь этот Замысел в соответствии с Его единоцелостной Сущностью и определяя Его по своему ограниченному роду, отдельное сознание склонно – в соответствии со своими предпочтениями, обусловленными содержащимися в нём и образующими его качествами, – придавать большее значение одной стороне Божественного Замысла, а другими Его сторонами пренебрегать. Отсюда каждым отдельным сознанием Божественный Замысел видится и понимается по-своему – всецело в рамках того, насколько оно сумело в себя Его вместить – не больше и не меньше. В действительности же, относительным сознанием ухватывается лишь малая доля Божественного Замысла, которую оно нередко «раздувает» в себе до невероятных размеров, забывая о том, что Замысел этот не ограничивается одной лишь этой долей. Поэтому в ограниченных, конечных измерениях имеют место множество точек зрения на так называемый Божественный План, который оценивается с этих точек зрения весьма односторонне, и каждой из них признаётся за единственную и непогрешимую истину по роду этой, присущей им односторонности.
На самом деле, однако, существует один План, один Замысел Божественного, многоликий и разнообразный в своём Проявлении. Именно эти разнообразие и многоликость порой и вводят в недоумение (или даже повергают в шок) относительные сознания, когда к ним приближается предощущение Его полноты, всеобщности, взаимосвязанности и единоцелостности. Конечным сознаниям, ограниченным своим собственным родом, просто трудно вместить в себя всю Божественную Полноту, поэтому – порой полусознательно или вообще бессознательно – они избирают для себя довольствоваться лишь частичным знанием Божественной Истины, которое они в состоянии постигнуть, упуская, а то и отодвигая в сторону всю Её Полноту. Вследствие этого Истина предстаёт в конечных измерениях в раздробленном виде, и относительные сознания остаются в неведении, несмотря на то что в своих собственных областях они и могут знать многое. Цель, причина и принцип, однако же, остаются сокрытыми от них, и поэтому вся картина проявленного Мироздания и хода событий в нём также оказывается для них неполной, а потому ошибочной.
Все рода Божественного Проявления, или Божественные рода деятельности, тесно взаимосвязаны друг с другом, в совместном действии представляя нерасторжимое Единство. Как лучи, исходящие от Солнца, хоть и расходятся от него в разные направления, но при этом остаются всё же солнечными лучами, имеющими одну световую природу и один характер воздействия на космические среды и тела – так и Божественные рода деятельности, хоть и подобны разнонаправленным лучам, характеризующимся соответствующим действием, всё же, имея один Источник – БОГА1, действуют по Его Волению, согласно Его Сути, не могучи изменить в себе ничего из того, чем – согласно их происхождению – их наделило излучающее их Божественное. Каков БОГ – таково и Его Излучение, или, как говорится в древнем герметическом изречении: «Как вверху, так и внизу»2. Божественное, будучи единственным и всеобъемлющим Источником и Началом всего, эманирует из Себя бесчисленное множество потоков Излучения, каждый из которых является представителем Божественного, но по роду своему, то есть в рамках своих энергетических и сознательных возможностей. Все вместе, однако, эти потоки образуют многоцветный «венок Эманаций»3, который выражает собою полное Действие БОГА, или совокупность Божественных родов деятельности, или просто Единую Деятельность БОГА.
Каждый род Божественного Проявления согласован с другим, а тот, в свою очередь, с третьим и т. д. Всё взаимосвязано, всё переплетено в тесном внутреннем единстве, которое отображается во внешнем взаимодействии и действии. Как пальцы руки, выполняющей определённое движение и управление, которые действуют согласованно друг с другом, ибо они части одной руки, так и потоки Божественного Проявления, или Божественные рода деятельности, служат единой, общей Цели, выполняя свои собственные задачи, ей подчинённые.
БОГ творит и созидает во всём многообразии, богатстве и великолепии Своих возможностей, не поддающихся разумению конечных сознаний, ограниченных своим узконаправленным родом деятельности. Поэтому немыслимо, чтобы одно-единственное из всего множества конечных сознаний могло от начала и до конца выявить и проявить всю необъятную Полноту Божественного. Лишь в рамках своего рода конечное сознание способно провести Божественную Истину в ту область, где оно себя осознаёт и действует, вся целокупная Полнота же Божественного будет для него запредельна, а потому сокрыта. По крайней мере до тех пор, пока это конечное сознание не разотождествится со своими ограничениями, по сути перестав быть тем «собой», к чьему образу оно себя прежде приковывало в силу собственного самоограничения и неведения. Но в таком случае конечное сознание перестанет быть конечным и «сольётся» с Бесконечным, «растворится» в Нём. Бесконечное Сознание и есть Само Божественное, по Сути Своей Беспредельное и Неограниченное, Полное и Необъятное, Которое при необходимости – а вернее, при наличии цели – сможет использовать конечное сознание данного рода для проявления Своей Сути, для творческого выражения Своего Совершенства по данному роду деятельности, к которому это конечное сознание принадлежит.
Божественное обладает огромным числом Собственных родов деятельности, или видов самовыражения. Это и Чистота, и Справедливость, и Любовь, и Мудрость, и Красота, и Могущество, и Всепроникновенность, и многое другое. Там, где есть Божественная Любовь, всегда присутствует Божественная Мудрость, Справедливость, Чистота и другие рода. Точно так же там, где проявляется Божественная Справедливость, есть и Мудрость, и Любовь, и Чистота, как и всё прочее. Если бы БОГ проявлялся бы иначе, то есть обособленно в Своих родах деятельности, то Он просто не был бы БОГОМ, так как Божественному безусловно присуще Совершенство, которое есть всевмещающая Полнота, лишённая недостатков и поэтому разворачивающая Свою Единую Деятельность так же в Полноте и Единстве присущего Ей Совершенства. Таким образом, Справедливость БОГА действует не сама по себе, а в единстве и согласии с Его Любовью, Мудростью, Чистотой, Могуществом, Красотой и многим другим, что исходит от БОГА. Все рода деятельности БОГА взаимодополняют друг друга, содействуют друг другу и сплетаются друг с другом, не теряя, однако, своей особенности и неповторимости, свойственных каждому из них.
Всеблагая и заботливая Помощь БОГА бесконечна, ибо Он есть Любовь. Бесконечна и целесообразная организация Им всего в Его Творении, ибо Он есть Мудрость. Порядок созданного Им также превосходен, ведь БОГ есть и Справедливость, расставляющая всё на свои места согласно тому, насколько та или иная часть Его Творения готова к этому и того заслуживает. БОГ есть Всемогущество, и поэтому Его Сила и Власть во всём безусловны и неограниченны. Его Творения прекрасны и возвышенны в обликах своих, ибо Он есть также и Красота, преисполненная Гармонии.
В силу всего этого нет ничего в Мироздании, сотворённом или проявленном Божественной Силой, или Волей, что было бы лишено смысла. Всё имеет своё предназначение, свою задачу и свою цель, исходящие из Единого и Совершенного Божественного Замысла и укладывающиеся в Него. Божественный Замысел, таким образом, есть Божественное Водительство, именуемое также Божественным Провидением. Во всём Сущем царствует высшая Целесообразность, и непревзойдённой Мудростью пронизано всё.
Духовные пути, открывающиеся Божественным на Земле, также пронизаны высшей Целесообразностью Божественного Замысла. Каждое духовное учение давалось человечеству через посредство восприимчивых к этому проводников Божественной Истины. Различные грани этой Истины, пребывающей вне пространства и времени, разворачивались и представали среди земного человечества в разные эпохи его развития в соответствующих культурах и на соответствующих языках. Порядок этого проявления совершенен, мудр и целесообразен, ведёт человечество к высшей Цели, даже если оно противится этому или об этом не знает.
Каждое духовное учение представляло через себя определённую сторону пути к Божественной Истине, давало возможности и условия развития соответствующих качеств человеку и человечеству на этом пути и предлагало способы (методы) воссоединения с Ней. Концепции4 и способы познания и претворения Божественной Истины у каждого духовного учения в той или иной степени были различны, однако все они на Земле являли через себя разные части Единого, дополняя друг друга, дабы человечество могло в конце концов наиболее разносторонне и полно постичь и воплотить Божественную Истину. Каждое учение, выражая определённый род деятельности БОГА, на своём тайном уровне всегда было едино со всеми остальными учениями, ибо ядро всех их одно – как Сам БОГ есть Ядро по отношению ко всем Его родам Проявления, Им из Себя излучаемым. Разделения появляются лишь впоследствии, по мере удаления от ядра и обособления от тайного уровня. В сущности своей, однако, это тайное, глубинное ядро есть основа всех духовных учений, и пути, предлагаемые ими, есть лишь разные тропы одного пути к вершине.
Мудрецы всех времён и народов, сопоставляя духовные учения друг с другом, справедливо замечали, что все они подобны различным дорогам, идущим от подножья горы к её вершине с разных сторон. Это правомерно сказать и о мировых религиях, и об эзотерических философиях, и о духовных практиках. Всё это – уже известное или ещё неизвестное – разные грани одного Учения и одного Пути, той Космической Истины, Которая лежит в основе проявленного Творения, организует рост и расцвет всего Сущего согласно Премудрому Божественному Замыслу. На языке тайноведения, приспособленном к земной речи, эту объединяющую в Божественном Замысле Космическую Истину можно назвать Космософией, или Космической Мудростью. Космическая Мудрость – это Сама вневременная и внепространственная Божественная Мудрость, отражённая и запечатлённая в Космосе, то есть во всех измерениях проявленного, существующего в ограниченных рамках места и времени Бытия. Именно Космософия – мать, водительница и родоначальница всех духовных учений, появлявшихся в ходе истории на Земле. Эта та Основа Божественного Замысла, которая направляет человечество к вершинам духовного совершенства и к исполнению своего предназначения в Божественном Творении, организованном по этому Божественному Замыслу. Выходя из недр Космической Мудрости, или из Божественного Плана, всякое учение проводило через себя соответствующую его роду и силе часть этого Замысла, постепенно воплощая её. Все эти последовательно воплощённые части Божественного Замысла становились стадиями развития и обучения для человечества, уроками и наставлениями, которые давал людям БОГ через Своих Посланников, проводивших, развивавших и утверждавших на Земле соответствующие их задачам (миссиям) духовные учения, дабы помочь приблизиться человечеству к Совершенству БОГА в наибольшей полноте.
Возникшие благодаря стараниям Посвящённых в Космическую Мудрость духовные учения впоследствии, после ухода их родоначальников, однако, развились в ту или иную сторону, претерпев изменения, создавшие в них порой существенные отличия от того, какими эти учения были изначально. Причина этого в том, что последователи изначального учения, как правило, всегда находятся на разных ступенях духовного развития и поэтому по-разному могут его понимать – кто-то глубже, кто-то поверхностнее, – в силу чего само учение, передаваемое в веках, нередко что-то утрачивает, а что-то на нём, напротив, нарастает, и поэтому спустя время облик и содержание учения могут уже сильно отличаться от первоначального. Из-за этого далеко не все ныне существующие и существовавшие прежде духовные учения признают свой Общий Корень. Нередко даже учения борются между собой, причём не только на мысленном и чувственном уровнях, но и на телесном, физическом. Это, разумеется, усугубляет положение дел по части воспоминания ими своей Единой Основы и создаёт дополнительные противоречия и трудности во взаимоотношениях между ними. А это, в свою очередь, даёт повод возможным или имеющимся последователям этих учений стать одержимыми приверженцами исключительно концепции (миропонимания) данного учения, считая его единственно истинным, а все остальные – однозначно ложными. Причём в современном человеческом обществе этого земного мира такое положение дел в основном считается нормальным, в том числе и теми, кто является соучастником распрей между учениями разного рода. И среди большинства нет понимания того, что это можно исправить, равно как нет желания этого делать. Причина этого весьма проста: быть приверженцем одного обособленного и обособляющего учения намного проще и легче, так как для этого не нужны те напряжение и концентрация сил, которые требуются для всеобъемлющего познания Действительности, превосходящего возможности и условия, предлагаемые раздробленными учениями своим последователям сами по себе. Для объединённого познания действительности и для всеобщего претворения постигнутого в жизнь нужно затратить громадные духовные, душевные, мыслительные, чувственные и даже физические усилия и – самое главное – необходимо превзойти свою искажённую, стремящуюся к изоляции, обособлению, противопоставлению и отделению низшую природу, имеющую склонность всегда сползать вниз, к ограничению, противоречию и невежеству, нежели подниматься ввысь к Безграничности, Единению и Всеобщему Пониманию и Осознанию. Именно поэтому большинство людей, вставших на духовный путь, замыкаются на одном-единственном учении, да к тому же – скрыто или открыто, сознательно или бессознательно – объявляя войну всем остальным учениям, чьё миропонимание отлично от того, которое представлено в том учении, рьяными приверженцами которого такие люди являются.
Нисходящее развитие, именуемое инволюцией (деградацией, падением), значительно естественнее для испорченной страстями, привязанностями и самостью материальной природы человека, чем восходящее развитие, именуемое эволюцией (прогрессом, подъёмом), которое свойственно лишь чистой (то есть открытой БОГУ) и просветлённой (то есть единой со Светом БОГА) духовно-душевной сущности человека. Поэтому обособленность, противопоставление и вражда между учениями – как мысленно, так и физически – находят в непросветлённом и нечистом человеке подходящую почву для излияния через него всех мрачных сил, лишь усугубляющих разделённость, разобщение и отдаление от Единого Источника, от того тайного ядра или уровня, от которого все духовные учения изначально и произошли. В силу этого человек, стремящийся к БОГУ, к Истине, нередко даже с преданностью высшим идеалам и возвышенным ценностям, не преобразив свою материальную природу, не очистив её и не просветлив в Лучах Божественного, а ещё и не обладая достаточным по глубине и разносторонности знанием, стоя́щим над разрозненными концепциями, скорее избирает для себя тёплое местечко в рамках однобокого учения, нежели отваживается принять дерзновенное – в глазах заурядных последователей какого-либо учения – решение, в котором направит всю свою волю на всеобъемлющий поиск и раскрытие полной Божественной Истины и сутьевое объединение (интеграцию) духовных учений до восстановления их изначального состояния и качества, дабы они – как им и предначертано по Божественному Замыслу – стали совершенным всеобъемлющим Учением, указующим целостный Путь к Истине Божественного и к проявлению Её везде и во всём.
Нисходящие потоки Божественного Излучения уравновешиваются восходящими. Там, где нисхождение становиться оторванным от восхождения, всегда проявляются разрушительные (деструктивные) силы, ибо они лишены объединяющего начала, заключающегося в восхождении к Источнику. Подобное можно сказать и об изоляции восходящих потоков от нисходящих, но не без уточнения подразумеваемого смысла, а именно: восходящие потоки сами по себе не разрушительны, ибо в восхождении всегда увеличивается единство и целостность; тем не менее в отрыве от нисходящего проявления восходящие потоки не могут выразить и утвердить Божественную Истину, и Она так и остаётся сокрытой, и мир не знает Её. Таким образом, только в совместном действии и восходящих, и нисходящих течений возможно полное познание и проявление Божественной Истины. Но поскольку нисходить всегда легче, чем восходить, и склонность к изоляции и обособлению присуща именно нисходящим потокам, то замыкание людьми самих себя на ограниченных концепциях, свойственных забывшим свой Единый Источник учениям, вполне очевидна и предсказуема, особенно с учётом уже отмеченных извращений низшей природы человека, не познавшей Божественного ввиду своей добровольной отделённости от Него.
Божественная Сила, Свет, Излучение по роду своему всегда стремится к наиболее широкому и внятному самовыражению. Но чистые потоки Божественного Света всегда – помимо стремления к излучению и распространению от Божественного – в конечном итоге стремятся также и к притяжению и объединению навстречу Божественному, из Которого они вышли. Так постоянно вершится круговорот Божественного Излучения. Существуют чистые потоки нисходящего Света, не обладающие притяжением, однако они чисты потому, что являются частью большего потока, включающего в себя ещё и восходящий Свет. Другими словами, это всё одно нисходяще-восходящее течение Света, которое и названо чистым. Те же нисходящие потоки, которые не включены в нисходяще-восходящее течение, а представляют собой только нисхождение, а стало быть, несущие в себе стремление к изоляции, обособлению и отделению, названы нечистыми, ибо они забыли БОГА и утеряли связь с Ним в притяжении, свойственном восходящим течениям. Именно о замыкании себя на этих нисходящих потоках тех, кому ближе закупоривание в узких концепциях обособляющихся и противопоставляющихся учений, и шла выше речь.
Стремясь выразиться в излучении от Источника, но не имея стремления к притяжению к Источнику, потоки отделяющихся учений, во-первых, очень напористы в собственном самоутверждении и распространении, а во-вторых, обладают большой увлекающей в противоположную сторону от Единства силой своего действия, что и выражается в проявлении ими непримиримых разногласий, двойственностей и противоборств, в которые эти учения непременно вступают, захватывая слабые человеческие сознания в самих себя и не отпуская их, пока те, не обретя достаточно силы осознанности, не превзойдут данные ограничения путём восстановления связи и объединения с Недвойственной, Всеконцентрирующей, Непрерывной и Единоцелостной Божественностью.
Космософия есть Божественный Промысел, Божественный Замысел в Действии, воплощающийся во всём ходе событий в Божественном Творении. В Космософии, исполненной Божественной Мудрости, заключено всё, что может и должно свершиться в проявленном Бытии. Прошлое, настоящее, будущее, возможное – всё пребывает в Божественном Замысле, не подвластном времени, а следовательно, тлению и распаду. То, из Чего вышло Мироздание (невечное, если так решит БОГ), То, Что является основой появления, развития и разрушения всех миров, Это выше всего преобразующегося, изменяющегося и недолговечного. Это Высшее в низшем и Неизменное в меняющемся, Мудрое среди безумств, Тайное в явном, Нетленное в смертном, Живое в мёртвом, Бесконечное в конечном, Знающее в несведущем – это и есть Космическая Мудрость, охватывающая Собою всё Божественное Проявление, запечатлённое во всех Божественных Деяниях, пронизывающее все Божественные Творения. Однако и даже этим всем Её не описать, ибо Она сверхразумна, тоньше концепций разума, выше чувств и отношений, таинственнее самой сокровенной глубины, но вместе с тем открытая, проявленная, творящая, оберегающая, знающая и действующая, расставляющая все существа и вещи по своим местам, распределяющая и связывающая всю множественность Божественного Творчества, преисполненная целесообразности и разумения, совершенная, всё учитывающая, предполагающая и располагающая, предвидящая, ясная и чистая, сияющая и доступная всем искренне к Ней стремящимся и отдающим Ей себя – такова Она, Космософия, Мировая Мудрость Божественного, Великий Божественный Замысел, или Абсолютный План.
Космософия объединяет и охватывает высшее и низшее, непроявленное и проявленное, тонкое и грубое, общее и частное, соборное и личное, восходящее и ниcходящее, тайное и явное, непостижимое и постижимое, внутренне и внешнее, глубокое и поверхностное, духовное и материальное, несотворённое и сотворённое, вечное и временное, безграничное и ограниченное, сверхобразное и образное, центр и окружение, ядро и оболочку. Космическая Мудрость всеобъемлюща, интегральна, тотальна.
Предлагаемые Космософией стадии объединения духовных учений, созданных и переданных на Землю Всевышним БОГОМ ради всеобщего духовного просветления и развития навстречу Божественной Истине и воплощения Её в жизни всех миров, заключается в следующем: