bannerbanner
Архитектура гражданских зданий Центральной Азии
Архитектура гражданских зданий Центральной Азии

Полная версия

Архитектура гражданских зданий Центральной Азии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 9

На территории нынешнего Афганистана в X веке близ города Буста возводится обширный дворцовый комплекс – аль-Аскар или Лашкаргах. Вытянутый вдоль обрывистого берега реки Гильменд, грандиозный ансамбль дворцов и казарм, мечетей и садов распадается на три разновременных группы, среди которых выделяется южная – летняя резиденция Масуда III. Дворец задуман как прямоугольник (130x74,7 м), где сырцовые постройки на фундаменте из обоженного кирпича окружают двор 80x48 м. Вход укрыт в айване, за ним лежит крестообразный в плане вестибюль. Во двор обращены четыре айвана; северный ведет в аудиенц-зал и примыкающие к нему помещения: зал приемов, зал ожидания, канцелярия и т. п. По мнению В.Л.Ворониной, черты архитектуры Лашкаргаха связывают его со строительной культурой Ирана и Средней Азии, единой школой зодчества того периода122.

В Центральной Азии в рассматриваемый период (1Х-Х вв.) формируется качественно новый стиль, отличный по своему содержанию (внутреннему и внешнему) от стиля, слагавшегося в условиях предшествующего общества. Вступление Тохаристана и Мавераннахра, развитых стран Центральной Азии на территории Исторического Таджикистана, на путь интенсивной феодализации не только породило новые формы общественной идеологии, но и коренным образом отразилось в области архитектурного творчества. И даже насильственный захват Центральной Азии арабами VIII веке не мог изменить поступательное развитие культуры. Более того, войдя в состав Халифата, народы Центральной Азии включились в орбиту мировой караванной торговли, накапливались предпосылки к качественным изменениям в архитектуре и планировке городов, в том числе в архитектуре общественных зданий и комплексов. В IX – X вв. на обширной территории Центральной Азии (Хорасан и Мавераннахр) создается государство местных династий Тахиридов и Саманидов. Этот период формируется как время формирования феодального города, возникающего и развивающегося на базе значительного экономического подъема вызванного к жизни ростом внешней и внутренней торговли123.

Говоря об арабах, необходимо заметить, что в культурном отношении они, как замечает Г. А. Путаченкова, стояли гораздо ниже завоеванных ими народов, но они обладали тем, чего этим народам не хватало – единства власти и единство идеологии, каковой был только что народившийся ислам124. Именно ислам, как и всякая иная «большая» религия, оказав серьезное, а порой и определяющее воздействие на характер развития культуры воспринявших его народов, вызвал к жизни новую культовую архитектурную типологию – мечети, минареты, мавзолеи, Мадраса и другие сооружения. Однако ислам не сумел создать унифицированных форм художественной выразительности. Несмотря на появление новых типов построек, зодчие Центральной Азии продолжали использовать местные традиции архитектуры и градостроительного и строительного искусств.

Вместе с тем, нельзя отрицать и положительного результата вхождения Центральной Азии в состав арабского Халифата. В частности, вслед за окончательным утверждением ислама происходит сближение архитектуры и искусства Центральной Азии с архитектурой и искусством народов арабских стран. Преемственность и взаимообогащение традиций были двигателями архитектуры и искусства на всем протяжении древности, раннего и развитого средневековья. Рассмотрим в связи с вышесказанным некоторые примеры дворцового строительства, где наиболее ярко проявляются традиции местного зодчества и искусства.

В X веке крупным городом Тохаристана являлся Хульбук, столица историко- культурной области Хутталь. Достопримечательностью этого города был дворец хуттальского правителя с квадратным двором посередине. Пол дворца искусно был вымощен жженым кирпичом, а в его центре находился глубокий колодец с небольшим устьем, предназначенным для стока талых вод. С четырех сторон двора проходила крытая галерея с колоннами, куда выходили двери и окна помещений дворца Особенно красиво и богато были украшены стены и потолки. От этих украшений остаюсь немного – лишь небольшие куски резного расписного алебастра. Архитектурный декор дворца некоторым образом дополняют фрагменты колонного ордера с капителями из резного алебастра с воспроизведением изображений львов, а также трехчетвертные алебастровые колонки, алебастровые же плахи с надписью куфи и др. Дворец под полом имел крытый кирпичный канал, выводящий нечистоты за пределы сооружения. Центральная отопительная система, расположенная также под полом в виде соединенных между собой керамических труб, нагревала кирпичи пола дворца и, тем самым, отапливала его помещения.

Цитадель Хульбука расположена в юго-западной части городища и далеко выдвинута в долину. Выбор места, как считает археолог Э. Гулямова, был предопределен тем, что фасадная плоскость, на которой портал смотрится как михраб, был открыт в сторону густо населенного Уртабоза, где находятся большие памятники: Золи-Зард, Сайед и Гулистон, а как бы за спиной Хульбука – не менее значительные памятники Манзара, Кайнар, Даштидили, Ион- Али и др. Срединное местонахождение и размещение столицы в излучине Сурхоба, с трех сторон окруженного рекой, делает город защищенным.

Реконструированный на основе фрагментов входной части сооружения портал имеет общую высоту 13,25 м, ширину – 8,6 м с шириной входа в 2,85 м. Рама пеиггака «П» – образная и состоит из нескольких дорожек: в один ряд кирпич с чередованием целого и половинки, спаренный кирпич, поставленный на ребро и образующий узор лиандры, спиральные кирпичи с вырезанными до обжига куфической надписью. Архивольт поддерживает трехчетвертная колонка. Тимпан украшен кирпичной кладкой геометрического узора: штрих на квадратной сетке, нал дверью лопатка, сложенная из кирпичей с куфической надписью. Кирпичи в два ряда по семь штук в ряду. В отличие от надписей, обрамляющих раму портала, которые отличаются строгостью размера, буквы на лопатках несколько суженные и сильно вытянутые. Общий вид портала на плоскости, расчлеценной прямоугольными и округлыми пилонами и контрфорсами, смотрится монументально126. В августе 2006 года, к празднованию 2700-летия города Куляба, реставраторами ТаджикГУОП Министерства культуры Таджикистана был сдан государственной комиссии крупный фрагмент реконструированной крепостной стены с внутренней боевой галереей, монументальным порталом, угловой башней и др.

Весьма примечательна графическая реконструкция портального входа в цитадель Хульбука, так как она демонстрирует один из первых примеров в Центрально-азиатском зодчестве появление портала вообще, который, как известно, начал формироваться после X века, в частности, в зданиях культового назначения (мавзолеи Араб-Ата в Тиме, Мир-Саид Бахрома в Кермине и др).

Облик городского жилого дома Хутталя можно представить на основе жилища богатого горожанина, раскопанного Э. Гулямовой на территории городища Сайед на берегу Пянджа127. Так, этот дом (50x50 м) состоял из квадратного двора (26x26 м), вокруг которого располагались прямоугольные в плане помещения. Пол двора местами был выложен жжеными кирпичами в определенном орнаментальном мотиве. Стены помещений, обращенных во двор, были украшены резным штуком (стуком). Такой же декор обнаружен и в парадных помещениях. Заслуживает внимания отделка суф, поверхность которых покрыта толстым слоем белого алебастра, а боковины покрыты красной краской. Пол помещений выкладывался жженым кирпичом. Одной из примечательных особенностей помещений является наличие в западной стене михрабной ниши, углы которой оформлены трехчетвертными резными колонками. Обычно помещения в доме располагались группами: в центре -парадная, кухня, комната для омовения с возвышением и ванночкой со стоком для воды и комнаты с суфами.

Одним из крупных городов Мавераннахра в саманидский период оставался Самарканд. Предметом особой гордости правителей Самарканда были их прекрасные резиденции, окруженные роскошными садами и парками. По историческим сведениям, западная часть Самарканда активно застраивалась монументальными дворцами Саманидов, а восточная – усадьбами знатных вельмож и военноначальников. В 1911 году в западной части Афрасиаба археологами был обнаружен ряд больших помещений, украшенные резными ганчевыми панелями. Как определили ученые (И.А.Ахраров, Л.И.Ремпель), это были фрагменты саманидского дворца, который был реконструирован Л. И. Ремпелем128. Первый зал имел размеры 6,29x13.4 м и имел три дверных проема, обращенных во двор, а две других – на торцах. Ученый предполагает, что главное предназначение просторного и достаточно светлого (над дверьми были устроены световые проемы, забранные ганчевыми решетками и цветным стеклом) зала, украшенного тонкой резьбой из ганча – прием гостей, т.е. он служил своего рода мехмонхона – гостиной, известной ещё в доарабское время129.

Как пишет С. Рахматуллаева, замечательным явлением в архитектурной декорации Мавераннахра IX – X вв. является композиция резного орнамента гостиной дворца Саманидов, где в изящном узоре можно увидеть более древний, заметно переработанный вьющийся стебель виноградной лозы, столь излюбленный и часто изображаемый в резном дереве Пенджикента и резном ганче Варахши130. Резной орнамент панелей Афрасиаба находит близкие параллели в пластическом убранстве дворца аббасидских халифов в Самарре (IX в.), мечети Наина (Иран. X в.), мечети Тарих (Ну-Гумбад) в Балхе (Афганистан, IX – X вв.) и др.131.

Близ раннесредневекового Термеза расположен Кырк-Кыз, связанный со сказанием о девушках-амазонках, проживавших в укрепленном замке. Как считает Г.А.Пугаченкова, Кырк-Кыз был огромной дворцовой усадьбой, принадлежавшей династии Саманидов из местности близ Термеза под названием Шахри-Саман (по предположению ученых, именно здесь находилось родовое селение дома Саманидов) 132. По-видимому, эта была летняя резиденция царствующего рода, выполненная в монументальных архитектурных формах.

Здание имеет центрическую композицию, оно квадратное в плане (54x54 м), крестообразно рассеченное по осям сводчатыми коридорами, которые ведут в центральный квадратный дворик (I 1,5x11,5 м) с глубокими сводчатыми айванами на осях, позволявших доступ к многочисленным помещениям. Они располагались в два этажа в четырех секторах здания, охваченных узкими сводчатыми кулуарами. Общее число помещений Кырк-Кыза достигало полусотни, в том числе обширный трехколонный зал – гостиная-мехмонхона. Углы здания фланкировали полые, круглые в плане башни. Материалом постройки служит сырцовый кирпич, стены оштукатурены глиной. Фасады Кырк-Кыза почти однозначны: гладь стен, ритмически разделенная вертикальными щелями световых проемов, массивные башни на углах и глубокий айван со стрельчатым сводом в центре. Щипцовые стены этих айванов имеют более детализированную архитектурную разработку за счет фигурных нишек, выложенные ступенчатым напуском кирпичей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

* В тексте монографии сохранено авторское изложение темы без добавлений, комментарий и уточнений (ответственный за новую подготовку монографии для помещения ее в сети интернета профессор Р. С. Мукимов).

2

* Об этом более подробно см.: Массон В. Древние цивилизации Востока и степные племени в свете данных археологии // Мероси ниёгон. – 2006. – Душанбе, №9. – С. 127—158.

3

* более подробно см.: Масов Р. Таджики – древнейшие аборигены Центральной Азии // Мероси ниёгон. – 2006. Душанбе, №9. – С. 8—21; Бартольд В. Несколько слов об арийской культуре в Средней Азии// Мероси ниёгон. 2006. – Душанбе, №9. – С. 22—34; Семенов А. Материальные памятники арийской культуры // Мероси ниёгон. 2006. Душанбе, №9. – С. 35—69; Р. Мукимов. Истоки зодческого искусства ариев Центральной Азии. – Душанбе: АН PT – «ICOMOS в Таджикистане», 2005, с. 21—34; см.: Гиршман Р. Иран и миграции индоариев и иранцев // Мероси ниёгон. – 2006. – Душанбе, №9.-С. 159—164.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
9 из 9