bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Компаньон, со светимостью 80 солнц, на вид представляет кружок в полтора раза меньше Ахернара, и смотреть на него тоже очень не рекомендуется. Хотя 50 солнечных плотностей излучения на единицу площади не 750, а в 15 раз меньше… Местность он освещает в 37,5 раз хуже Ахернара, но Луну Земли Фей с этим смешно сравнивать, с её светимостью в 400 тысяч раз меньше Солнца. Притом что при полной Луне, как считалось, можно было подбирать уроненные иголки, для чтения, скажем, всё же нужно в 100 раз больше, не тянет Луна на роль ночного Солнца, хоть её так и называли. А Компаньон даёт освещённость примерно вдвое больше, чем, судя по таблице Земли Золотого Тельца, «при искусственном освещении на стадионе», что бы это ни значило, и примерно вдвое меньше, чем от Солнца зимой в средних широтах. «Искусственное освещение на стадионе», по той же таблице, на порядок больше, чем «на экране кинотеатра». Хм? Ну и древнюю же таблицу освещённости мне выдал Гравилат, в ней много устаревших терминов. Компаньон оказывает также хоть и небольшое, но заметное влияние на среднюю температуру у нас – заметное на фоне очень плавных сезонных изменений. Потому что его период обращения в десять раз меньше, чем длительность года на Земле Ахернара, 14,4 земного года. Половину этого времени, 7,2 земного года, он изображает «вечернюю звезду», половину – «утреннюю». Соответственно, наоборот, остаётся ночью под горизонтом вместе с Ахернаром утром или вечером.

Когда на небе нет ни Ахернара, ни Компаньона, можно наблюдать половинку Нимба, который ярко светится только в инфракрасном диапазоне, а в видимом – очень красив тёмной ночью. Он состоит из двух чётко различающихся по плотности областей, более плотной, Внутреннего Нимба – внутри орбиты Компаньона, размером, соответственно, с эту саму орбиту, то есть примерно 13° – Компаньон в угловых величинах вдвое ближе к Ахернару, чем Меркурий к Солнцу. Однако и это очень много для небесного объекта – скажем, его видимая из-за горизонта половина в 13 раз больше Луны на небе Земли Номер Ноль. И Внешнего Нимба, бледного, и с размытым краем, очень примерно – вдвое больше Внутреннего. То есть, чтобы представить, эта видимая над горизонтом часть Внешнего Нимба относится к видимой части неба от горизонта до зенита как 1:3,5. Почему эти части Нимба резко различаются: Компаньон пытается играть роль небесного пылесоса, но не совсем с ней справляется, поглощая примерно девять десятых водорода, долетающего до него, и пропуская мимо себя оставшуюся десятую, которая расползается по окрестностям Ахернара. Сперва колонисты даже озаботились, не затормозит ли этот газ Землю Ахернара. Ведь он не вращается по орбите вокруг звезды, а участвует в поперечном по отношению к этому вращению движении, вылетая из полюсов звезды и, частично, падая потом на её экватор. То, что не улетает безвозвратно. Такое в целом тороидальное движение. Так что планете он мог бы и помешать. Как-то было бы некстати приблизиться к Ахернару и упасть на него в историческое время. Но оказалось, нет. Всё-таки Земля Ахернара очень далеко от него. Вот кому газ должен ощутимо мешать, это Компаньону. А его падение на Ахернар вряд ли прошло бы бесследно для Земли Ахернара. Но, при его гораздо большей массе, чем у планеты, он тоже ещё достаточно долго будет «падать», чтобы упасть не в историческое время. Несколько миллионов лет, по расчётам, у нас есть, а уж потомки что-нибудь придумают.

* * *** * *

Очень интересный взгляд со стороны на привычные мне с детства условия. Правда, и про земные условия я много читала в земной литературе, но, наверное, если специально не говорилось «выпал снег, упал мороз», представляла себе привычную обстановку… Даже так и не поняла, «упал мороз» – это уменьшился, то есть теплее стало, или, наоборот, «упал» – это «пал», то есть «напал», то есть стало холоднее? Учительница тоже не смогла сказать.

А ещё я вздрагивала, читая фразы типа «он уставился на солнце немигающим взглядом орла – а ведь говорят, только чингизиды могут смотреть прямо на солнце». И даже относила сперва такие произведения к жанру фэнтези, по одной такой фразе, удивляясь, почему там ничего больше волшебного не происходит. Зачем вводить один-единственный фантастический элемент, если от него ничего в сюжете не зависит? Хотя, впрочем, в этой цитате зависело – в персонаже заподозрили чингизида. Но эти подозрения так и остались подозрениями, и что изменилось? Ну, может, чуть-чуть уважения прибавилось, так это не фэнтезийный элемент сюжета. Потом поняла, что по отношению к Солнцу это никакое не фэнтези, так, лёгкое преувеличение. Или не сама поняла, а мне родители разъяснили. Но к тому времени привычка ни в коем случае не смотреть на Ахернар была уже такой прочной, что я землянам Первосолнечной, имеющим возможность взглянуть на своё Солнце, завидовать не могла. Просто не могла себя представить на их месте: зачем и кому вдруг захочется на него смотреть?! На Солнце, расположенное в какой-то одной ае от планеты?!

* * *** * *

Тут Гравилат оборвал лекцию о необычности условий на Земле Ахернаре с точки зрения жителей Пра-Земли, каковыми и были, как ни странно это осознавать, отцы-основатели. Не коснувшись, между прочим, природы Земли Ахернара, хотя она была никак не менее необычна для них, и вернулся к эпохе освоения ближайших к Солнцу звёзд.

И не только ближайших.

Какие-то энтузиасты отправились в ближайшую галактику Андромеды, за 2,5 млн светолет, рассчитывая вернуться через 59 лет корабельного времени, которые для них в режиме s-анабиоза превратятся всего в 59 недель. До Андромеды 2.5 млн светолет, так что на Земле Предков их следует ожидать через 5 млн лет. Сколько они там пробудут, можно при таких цифрах не учитывать. Пусть в обратный путь хоть их прапраправнуки отправятся. Но очень сомнительно, что там, куда они вернутся, найдётся кто-то, интересующийся привезёнными ими результатами. Даже в случае супермегакрутых результатов в виде, например, существования в Андромеде дружественного или враждебного разума. Потому что в таком случае этот разум к нам доберётся сам в ближайшие 2,5 млн лет… Впрочем, в том маловероятном случае, что вот как раз сейчас разума там нет, а вот именно ровно через 2,5 млн лет незадолго до прибытия туда наших энтузиастов он там появится, то да, их встреча, если они там встретятся… галактика всё-таки большая… вероятно, как-то поспособствует тому, чтобы ещё через 2,5 млн лет они прилетели для контакта именно в нашу часть нашей Галактики… если мы ещё тут будем через 5 млн лет… В общем, непонятный замысел.

Мало того, какие-то уже совсем странные энтузиасты отправились – на двух «же» в течение всего полёта, просто герои! – посетить край видимой Вселенной. По расчётам они вернутся через пятьдесят лет собственного времени, которые должны превратиться для них при s-анабиозе всего в один год. Какой будет толк от этого отчаянно смелого исследования, неясно никому, так как вернуться они должны, если всё пройдёт по плану, через 28 млрд лет, и вряд ли застанут в живых не то что Землю Краеугольную, а саму нашу Галактику. И куда они вернутся, спрашивается? Сами они рассчитываю, кажется, на всемерный прогресс разумной жизни, какой-то глобальный разум, который освоит к тому времени всё вообще пространство, в котором ныне располагается наша Галактика. Так что жить им придётся, наверное, в зоопарке для не вполне разумных, каковыми они будут для этого глобального разума. Да и не только для него…

* * *** * *

Окончанием Первого этапа колонизации Галактики считается успешное основание первых десяти внесолнечных колоний, расположенных в сфере радиусом приблизительно 500 светолет. Насчёт определённой даты единого мнения нет, так как историки не договорились, какое состояние колонии можно назвать «успешно основанная» – в конце концов, об успешности можно судить только в более-менее отдалённом будущем.

Стратегию заселения колоний сразу большими общностями близких по духу людей блестяще обосновали двое китайских поликов18, Кван Ли и Ю Фу. Она так и называется, «стратегия Кван Ли – Ю Фу». Сами они ссылались на труды китайского философа Дао Чу. Его имя, однако, в название стратегии не включили, так как весь труд её обоснования был на плечах этих двоих. Примерно как атомизм Левкиппа-Демокрита в основном связывают именно с именем Демокрита, так как высказывания его учителя Левкиппа известны только в передаче самого Демокрита. Там, правда, всё ещё хуже, так как высказывания самого Демокрита известны только в цитатах его противников и, немного, в цитатах последователей, а речи Квана Ли и Ю Фу хоть сейчас можно найти в сети. Споры были очень упорные. В большинстве были сторонники максимально полного копирования в колониях общества как на Земле Узловой со всеми его особенностями, что они считали гарантией, и то не абсолютной, дальнейшего сотрудничества, без опасности раскола человечества на звёздные империи, вплоть до звёздных войн. В запале полемики они не брезговали никакими грязными аргументами. В частности, обвиняли Квана Ли и Ю Фу в коварном замысле в конечном итоге удалить с Земли за Звёздами всех, кроме китайцев, оставив там только их. Потому что традиции китайцев настолько, де, запрещают им покидать китайскую землю, что, «как всем известно», они на чужбине ходят в обуви, в подмётки которой помещают специально вывезенную из Китая землю, дабы хотя бы формально всегда ступать по китайской земле. Однако Кван Ли и Ю Фу были блестящими полемистами, и у них были очень логичные аргументы. (Которые они, кто знает, могли почерпнуть в философских трудах Дао Чу). Ведь только объединённая общей идеологией группа людей сумеет успешно основать колонию, а это самое главное. Что касается дальнейших взаимоотношений Земли Фараонов и её детей, это, конечно, тоже важно, но ведь только тогда и можно будет думать об этих будущих отношениях, когда дети не погибнут. Абсолютно бесчестно ставить их будущее под угрозу ради обеспечения, говоря прямо, контроля над ними. И так далее. В итоге жарких дискуссий, как водится… никто не победил. Колонии основывались обоими способами. На те планеты, где условия были более близкими к Земле Мамонтов или ещё комфортнее (последнее, правда, редчайшие случаи, и в Первой волне таких не было совсем), стремились отправиться многие, в результате там производился представительный отбор желающих. Квоты по количеству отправляющихся из каждой страны в пропорции с количеством населения. В случае, если квота данной страны не исчерпана (скажем, планета холодновата, и мало желающих из стран Африки), её остаток так же пропорционально делили между остальными. На планеты похуже добровольцев было мало, и они-то как раз колонизировались методом Кван Ли – Ю Фу. В том числе Ахернар.

* * *** * *

Всё верно. Однако я могу добавить к этому месту лекции Гравилата (когда уж он к делу перейдёт?!) своё небольшое и даже, скорее, шуточное, псевдоисторическое исследование. Обычно имя философа Дао Чу автоматически воспринимается как производное от названия философии Дао. Однако именно слово «даочу» выдал мне сетевой переводчик в качестве перевода с русского на китайский традиционный слов «все вон» (!): 到處 Dàochù. А когда я переключила его на китайский упрощённый, он выдал 到处 Dàochù. – А в чём разница?! – удивилась было я. – Ах, да, есть разница: второй иероглиф другой. Написание слова «вон» изменилось с древности, а произношение – нет. Странно даже, я-то думала, в китайском всё наоборот, произношение меняется, а написание постоянно. Наверное, зависит от длительности изменений. Нусутх. Всё равно это оказался неправильный перевод. Сетевики ведь так и не подключили к сетевому переводчику полноценный ИИ, опасаясь непонятно чего. Наверное, того, что он как-то из переводчика переберётся в сеть вообще, возьмёт её под контроль и устроит нам бунт машин. В итоге думать переводчик не умеет и переводит плохо. Легко проверить, перевернув перевод. Тут же оказывается, что «даочу» с китайского на русский вовсе не «все вон», а «везде». А если начать с «вон все», получим на китайском «на биан», что при перевороте даёт на русском просто «там». Обнаружив это, я попыталась переводить через английский, который традиционно лежит в основе сетевого языка. «Все вон» – «all over» – какая-то лажа уже на первом этапе. Надо по отдельным словам: «все» – all, «вон» – out. О, если перевернуть, all out – «все вон». Ок. С английского на китайский традиционный 全力以赴 Quánlì yǐ fù Кванли ю фу. Обратно с китайского на английский Go all out верно, вроде. Китайский упрощённый: 全力以赴 Quánlì yǐ fù полностью совпадает с традиционным. Если посмотреть значения отдельных иероглифов, 全 кван – all, 力 ли – force, 以 ю – to, 赴 фу – go. Оно самое. Это только шутка, но, во всяком случае, мне кажется, это всё равно некий небольшой аргумент в пользу противников Квана Ли, Ю Фу и, возможно, Дао Чу. Хотя, конечно, если бы не они, возможно, не было бы колонии на Земле Ахернара, такой, какая она есть сейчас. Так что, сделав это маленькое открытие, оскорбительное для отцов-основателей, я никому о нём не стала рассказывать. Ни учительнице предыстории, ни одноклассникам, ни даже в сети через анонимайзер не поделилась с народом. И родителям не стала. На то чтобы я думала, что они сдадут меня психам и соцам и поставят к позорному столбу, но у них, мне кажется, чувство юмора настолько преобладает в характере над разумностью, что вот они как раз вполне способны поделиться этим смешным «открытием» с кем-то ещё…

* * *** * *

То, что у Ахернара оказалась пригодная для жизни планета, было неожиданностью. Всё-таки – двойная звезда. Хотя, казалось бы, если вокруг одной звезды крутится другая, поменьше, что мешает там же крутиться ещё и планетам? Но нет, считалось, что у двойных звёзд планет не бывает. Или они недолговечны. Туда даже исследовательскую экспедицию послали позже многих более дальних звёзд, казавшихся более перспективными. 139 светолет до Ахернара – и 500 в конце Первой волны колонизации. Но всё же Земля Ахернара – в первой десятке. Номер девять – тогда ещё колонии нумеровали. Но потом нумерация так запуталась, что от номеров отказались.

Как раз в то время, как её открыли, сразу у нескольких правительств классовых государств Земли Плоской назрела проблема с анархами. Анархо-синдиками19, анархо-комми20, анархо-рыночниками, анархо-зелёными, анархо-феминистками, анархо-макароно-монстристами, анархо-чаистами, анархо-пофигистами и прочими разнообразными анархами. Вот их и сплавили на Землю Ахернара в добровольно-принудительном порядке. Кроме анархо-капиталистов, анархо-нацистов и прочих совсем уж правых анархов. Но их и большинство анархов за своих не считало, и правительства не опасались. Так что мы оказались от них счастливо избавленными с самого начала.

Добавлю к лекции Гравилата от себя: достаточно взглянуть на одно-единственное утверждение основоположника анархо-капиталистов Ротбарда, чтобы понять, что это не наш человек: «капитализм – это наиболее полное выражение анархизма, а анархизм – наиболее полное выражение капитализма». Мы в школе проходили. Очень смеялись над этой вершиной капиталистической мысли, совпадающей с предельно возможной низостью мысли анарха.

В первом поколении переселенцев, руководимых Баданом Аюгой, неформальным лидером, выдвинувшимся из рядов анархо-зелёных, не было желающих вернуться: даже если между какими-то из анархов обнаруживались непримиримые разногласия, на новой планете было достаточно уединённых уголков на всех. Впрочем, таких отщепенцев было мало: Аюга обладал редкой харизмой и могучим даром всех мирить и убеждать в жизненной важности практических задач освоения планеты по сравнению с временными распрями по причине, чаще всего, чисто теоретических идеологических разногласий. Это притом, что тов21 Бадан довольно рано ослеп и вообще, к скорби всех, кто его знал, а также всех последующих поколений колонистов, прожил очень недолго.

В следующих поколениях неизменно находились возвращенцы, в принципе не согласные с идеями предков и их выбором. Но их всегда было очень мало. Возвращенцев при случае отправляли на Землю Библии. Раз в 10-20 лет наши Земли обменивались небольшими кораблями с сообщениями на их правительственном и нашем обще уровне о ходе планетных дел, редкими частными письмами, устаревшими на целый год, т.е. 100 с лишним их лет (ну, типа «потомкам семьи Таких-то следует знать о новых прославившихся ныне веточках нашего родословного древа…»), а также кое-какими описаниями открытий и изобретений, иногда вместе с действующим образцом, если он маленький, технологиями новых материалов и пр., если полагали, что они окажутся полезными или интересными другой Земле. Вот с такими кораблями возвращенцев и отправляли. Давали возможность вернуться, но считали предателями и старались о них не упоминать лишний раз.

Гравилат был прав: мне об этом даже не было известно. Да и что мне вообще было известно, всего лишь после школы? Кстати, наверняка что-то было известно ещё, но я пока не всё вспомнила о периоде между школой и этой миссией. Нусутх. Я всё равно бы не согласилась вернуться в отвратительный мир эгоизма, конкуренции и нищеты духа.

Однако в какой-то момент истории выделившихся из анархо-пофигистов чистых, или «истинных» пофигистов оказалось так много, что на почтовый корабль они бы не поместились, да и Земля Чудес их принять не согласилась бы. В результате с ними поступили так же, как в своё время с самими анархами на Земле Границ и Барьеров – отправили в одном из сохранившихся на орбите больших кораблей первопоселенцев на Землю Антареса.

Впрочем, Гравилат подозревает, что всё было не совсем так, как излагается в официальной версии: пофигистов оказалось так много потому, что в их число насильно записали не только слишком активных анархо-пофигистов, но и очень многих анархов других направлений. ИИ считает, что тогда выселили большинство автономистов, ред-скинов, Чёрную гвардию, новых максималистов, эко-анархов и анархо-примистов, «Анархо-союз возрождения Первого Интернационала» (АСВПИ), «Преступное мышление», Прямое действие, и прочих, вплоть до анархо-чёрного креста и анархо-макароно-монстристов. Включая, возможно, и чистых анархов, или «анархов без прилагательных» – тех из них, кто показался слишком активным по части возражений или, наоборот, слишком пассивно участвовал в общих делах. Собственно, он думает даже, что записали скопом чуть ли не всех, кроме «тройки грандов», то есть, анархо-комми, анархо-синдиков и анархо-феминисток. Доказательств этого у него не было, кроме последовавшего упадка всех перечисленных и не перечисленных движей, кроме этой самой тройки грандов. Ну и, согласитесь, странно как-то, чтобы именно пофигисты массово активно вмешивались в поилку22 и борьбу за влияние. Тем более, само слово «поилка» считается устаревающим и вот-вот должно отмереть, было бы из-за чего копья ломать. А впрочем… народ нелегко обманывать. Может, как раз слишком активное стремление грандов к большему влиянию и отталкивает людей от них, а они приписывают падение популярности козням конкурентов, не в силах посмотреть на себя со стороны из-за профессиональной полической деформации.

Не сказать бы, что меня встревожило это предположение ИИ о зарождении в анархо обще полики, свойственно классовому общу. Я ведь не сама по себе записалась в эту миссию. Хотя я ещё не вспомнила в деталях, как это получилось, но, в целом, явно именно из-за того, что я и сама давно поняла, что что-то у нас не соответствует официальной инфе, и вообще всё очень не в порядке. А поняв, стала предпринимать какие-то действия…

4. Вспоминая недавнее: чисто плотные сейфы Паффи Вейта

Воровала я по мелочи, лишь бы обозначить для обща сам факт. А что покрупнее, то возвращала. Угнанные мобили, например, оставляла в людных местах, чтобы их потом легко нашли, а не прятала на нетерраформированных территориях. И не портила, понятно. В общем, старалась не вред причинять, а обозначить проблему, чтобы навести обще на мысль, что не всё в нём в полном порядке. Пока не столкнулась с непреодолимым соблазном…

Нет, начинать надо не с этого. В школе я набралась терпения и только училась, а потом была на трудовой практике на заводе. И там, мне показалось, не всё общение меж людьми так на виду, как в школе. Поискала в сети единомышленников с того же завода. Не тех «единомышленников», что собирались действовать так же, как я – так обычно почему-то употребляют слово «единомышленники», как будто мысли могут быть только о планируемых действиях. Я-то толком не знала, как действовать, только понимала, что всё очень-очень не так, как декларируется и как послушно считает большинство обща. Я искала тех, что тоже это понимает. И нашла людей из общества ускорителей. Может быть, следует даже говорить «партия ускорителей».

Первопоселенцы ведь отменили деньги, и, вроде, при тов Бадане надобности в них не ощущалось, но последующие поколения снова их ввели, как регулятор экономики и… много ещё всяких обоснований. Вот, например: когда народу много, и потребностей тоже, самых разных, обмениваться очень разнообразными продуктами труда хлопотно, и непроизводительно занимает много времени. Из-за чего сам собой начинает выделяться класс обменщиков, по сути – торговцев, собирающих у себя запасы разный вещей и продуктов, к кому все и идут меняться. А это занятие так и подталкивает на то, чтобы стараться запасы увеличить, и количественно, и по ассортименту, да ведь это и для приходящих меняться удобнее. Для чего обменщик должен стараться меняться с выгодой. То есть, по сути, обманывать клиентов относительно истинной стоимости своих запасов. А тут, раз начав, потом не остановишься… И вот вам снова класс капиталистов во всей красе! Пусть сперва и небольшой количественно… А просто отдавать, всё, что попросят, чтобы так же приобретать всё, что нужно, прося у тех, у кого оно есть – во-первых, тоже долго и хлопотно разыскивать, даже по объявлениям, всё ведь быстро меняется, когда быстро найдёшь, а когда замучаешься ловить ещё не забитый предмет. И вообще… как-то практически не вышло. Часть граждан застремалась, стала устраивать запасы, даже не на обмен, а для себя, ну, так, на чёрный день, тут же появился дефицит, обнаружилась положительная обратная связь, пошла цепная реакция… В общем, деньги ввели довольно быстро.

Есть подозрение, что и за отмену, и за восстановление денег ратовали одни и те же люди, которые в процессе хорошо обогатились, потому что по экономическим расчётам выявилась большая недостача и денег, и общего продукта, но потом эти люди никак себя не проявили, больших выбросов ни денег, ни товаров не было, так что пришлось всё оставить как есть. Те, кто при отмене денег усиленно стали собирать их для – как это? – нумизматических и боновых коллекций, некоторое время были под подозрением, но как-то их рассеяли. Кажется, сообщили, что успели подарить их ещё кому-то. А те ещё кому-то, и конца цепочки не сыскать, похоже, она удлиняется с большей скоростью, чем по ней идут те, кто ищет этот конец. Если она вообще существует не в воображении наводчиков. Может, на самом деле никто никому ничего не дарил, но почему по дружбе не подтвердить, что, да, кажется, было такое дело, если мой друг говорит, что дарил мне какую-то коллекцию, что ж, возможно и дарил, я толком не припомню… а где же она? Да, наверное, тоже кому-то подарил, а кому бы это я мог её подарить? Наверное, вон ему… Некоторые коллекционеры по завершении коллекций утратили к ним интерес и отправили их в общественный фонд. Из которого, конечно, какие-то люди успели их забрать, не оставив своих координат. Или оставив ложные. Ну, не было тогда никакого контроля в обще за такими вещами. Так и осталось неизвестным, кто сумел провернуть такую махинацию, если и отмена и обратное введение денег были подстроены. Эти подозрения, тем самым, за отсутствием определённых подозреваемых, ни подтвердить, ни опровергнуть так и не удалось.

С тех пор время от времени вновь и вновь заново поднимался вопрос отмены денег, как сущности, не соответствующей идеям анарха, и каждый раз это предложение не получало одобрения обща из-за воспоминаний о первой неудачной попытке. Только шутка появилась, как отличить честного анарха, твёрдого последователя линии первопоселенцев поколения тов Бадана Аюги, от правого уклониста-ревизиониста, то есть скрытого капиталистического эгоиста, и от левого уклониста, безответственного мечтателя-горлопана. Для этого, де, нужно задать вопрос, будут ли деньги в развитом анархо обще. Правый уклонист уверенно скажет «будут», левый, так же твёрдо, – «не будет». А честный анарх ответит диалектически, «у кого будут, а у кого и нет».

Так вот, сетевая партия ускорителей и были те люди, которых я нашла в современном обще, они понимали, что всё у нас очень не так, как надо, и не так, как декларируется, и выступали, среди прочего, за отмену денег «пока не стало совсем поздно, если не поздно уже», ну и вообще за скорейшее преобразование общества к более правильному анархо виду.

На страницу:
2 из 4