Полная версия
История Хоперского полка Кубанского казачьего войска 1696–1896 гг.
Одновременно с постройкою укрепленной линии, хоперцы с помощью солдат устраивали прочные оплоты для своих станиц, которые были названы теми же именами, как и крепости, т. е. Александровскою (впоследствие Северною), Ставропольскою, Мос ковскою и Донскою. Казачьи станицы обыкновенно обносились кругом земляным валом с колючею изгородью из двойнаго плетня, набитого в середине землею; снаружи этой ограды шел глубокий и широкий ров, а в исходящих углах и на фасах станичной ограды устроены барбеты для орудий. Из хоперских станиц – Ставропольская была усилена в некоторых местах даже каменною стеною с бойницами 127). Эта станица находилась на правом берегу речки Ташлы, где ныне нижний базар. В городе Ставрополе еще до сих пор существуют улицы Хоперская, Казачья и Станичная, как воспоминание о бывшей Ставропольской станице Хоперского полка.
В те времена по горам около Ставрополя, а также по речкам Ташлы и Мамайке росли дремучие дубовые и ясеневые леса, послужившие материалом для крепостных и станичных построек 128). В Ставропольской станице хоперцы построили также церковь из дубового и ясеневого леса во имя св. иконы Казанской Божией Матери, празднуемой 22 октября – день прибытия в 1777 году Хоперского полка на место постройки Ставропольской крепости[47].
Укрепленные валом и внешним рвом, станицы имели вид больших четыреугольников с четырьмя воротами, у которых стояли просторные караулки для помещения сторожевого поста с вышкою над воротами для часовых казаков. Пост у станичных ворот, обращенных к стороне неприятеля, считался пограничным кордонным постом.
Посреди каждой станицы, на просторных площадях, были сооружены храмы Божии, обнесенные каменною оградою с бойницами, которые служили редюитом, последним убежищем жителей, на случай вторжения многочисленного неприятеля. Между площадью и станичною оградою на распланированных четыреугольниках, ограниченных улицами, казаки по жребию заняли для себя дворы, на которых возвели необходимые постройки. На самом видном месте, на площади, обыкновенно вблизи церкви, возвышалось здание станичного правления с надворными постройками, сараями и конюшнею для помещения станичного резерва из 30–40 конных казаков, обязанного поддерживать кордонные посты и служить ближайшею охраною селения. Оборонительные средства станиц заключались в окружающей их ограде и в крепостных орудиях, которыми в 1781 году были вооружены все крепости, возведенные на Азовско-Моздокской линии. В крепостях на линии Хоперского полка артиллерийское вооружение распределялось так 129):
Всеми работами по устройству новой линии заведывал обер-квартирмейстер подполковник Герман; сама же работа производилась казаками и нижними чинами, расположенных на линии пехотных полков и егерских батальонов, а необходимый строительный материал подвозили на своих лошадях татары; при этом работавшие одиночно получали за работу по 5-ти коп., а кто был с лошадью – по 10-ти коп. в день 130).
Летом 1778 года на новую линию с Хопра прибыла первая партия казачьих семейств со всем имуществом и распределилась на житье в оконченных постройкою станицах при Ставропольской и Северной крепостях. На следующее лето, в 1779 году, прибыла вторая партия семейств, но так как новые станицы при Московской и Донской крепостях не были еще закончены, то прибывшие казачьи семьи кое-как стеснились вместе с другими в первых двух станицах и там перезимовали. Наконец, летом 1780 года с Хопра перешли на новую линию все остававшиеся там казаки, женщины и малолетки, и в феврале 1781 года весь Хоперский полк окончательно водворился и устроился на Азовско-Моздокской линии в своих станицах при Северной, Ставропольской, Московской и Донской крепостях, в каждой по 140-ка семейств 131). Служащих воинских чинов в 1779 году в полку числилось: старшин 16, казаков 500 и канониров-казаков 160, по 40-ка человек в каждой крепости для службы при артиллерийских орудиях 132). Все четыре станицы образовали полковой округ с полковым штабом в станице Ставропольской.
Население хоперских станиц состояло исключительно из одних казаков с их семействами; посторонний элемент, поселившийся среди хоперцев был весьма незначителен; к нему принадлежали только духовенство, торговцы и ремесленники. Коснувшись состава населения, следует заметить, что в Хоперском полку и раньше не было и теперь нет особого класса народа», потому что офицерство и чиновники вышли из своей же общей казачьей семьи и связь между офицером и простым казаком на службе, дома и на льготе никогда не разрывалась. Офицер, собственно, лучший из казаков и на службе только менее зависим от станичной среды, во всем остальном интересы его и казака одинаковы и дети офицера, сравнитель но с детьми казака, никакими особенными привилегиями не пользуются.
В основу Хоперского полка, как известно, легло издавна население чисто казачье и преимущественно малороссийскаго происхождения; только в 1773 году состав хоперских казаков увеличился зачислением в казаки нескольких семейств крещеных азиатцев, которые в 1777 году вместе с полком перешли на линию. Всех казаков переселилось в новый край несколько более 3000 душ обоего пола.
Условия пограничной жизни и службы казаков на линии были весьма тяжелые и губительная война с враждебными нам закубанскими горскими племенами и кабардинцами, а также чума, нередко появлявшаяся на северном Кавказе в течении первых 20–30 лет, были следствием значительной убыли в полку. В виду этого правительство должно было прийти на помощь пограничному казачьему населению, чтобы не ослабить вконец охрану новой Азовско-Моздокской линии. С этою целью в Хоперский полк разновременно было зачислено в период 1785–1832 гг. несколько десятков семейств военнопленных поляков, отставных солдат и охотников-переселенцев из Малороссии и южных областей России[48]. Поселенцы эти на первых порах считались казаками только по имени, но общность интересов и совместная с коренным населением – старожилами пограничная жизнь, полная боевых тревог и опасностей, вскоре выработывали из них настоящих воинов, а следующее затем поколение уже являлось вполне благонадежным и по своим военным качествам.
В самом начале поселения хоперских казаков на линии материальное обеспечение их существования было довольно скудное. Со времени сформирования полка, т. е. с 1775 года, казакам не были установлены никакими законоположениями отпуск жалованья и дачи провианта и фуража. На Хопре казаки пользовались, как известно, довольно значительными земельными и лесными угодьями и рыбными ловлями. При переселении с Хопра им обещали кроме угодий еще денежное пособие по 20-ти рублей на двор. Однако, по приходе на линию казакам пособия этого не было выдано, а разрешено только пользоваться лучшими и удобными землями и лесами, первоначально без всякого ограничения в количестве. Относительно же выдачи жалованья, провианта и фуража, то об отпуске этих видов довольствия, вопрос никем даже не подымался, хотя при передвижении на Кавказ хоперцы все время пользовались казенным провиантом. Поход этот для хоперских казаков был весьма тяжелый и трудный, так как большая половина лошадей их пала, частью от непривычки к дальним передвижениям и от изнурения, а частью благодаря климатическим условиям нового края 133).
Утрата лошадей в связи с значительным материальным ущербом во время переселения повергло казаков в большое уныние. По приходе в Моздок, в сентябре 1777 года, казаки просили ходатайства генерала Якоби изменить положение о довольствии их денежным и хлебным жалованьем, назначив таковое в большем размере против прежнего и определить дачу фуража для лошадей. Находя заявление казаков справедливым и сочувствуя их бедственному положению, Якоби в рапорте на имя светлейшего князя Потемкина, 28-го сентября 1777 года 134), изложил жалобу казаков, просил определить всем служащим в полку воинским чинам жалованье и провиант, а на строевых лошадей фураж и приложил штат Хоперскому полку[49], с указанием денежных от казны отпусков. В заключение своего рапорта Якоби добавлял, что имея в виду сколько-нибудь успокоить и обнадежить казаков, он приказал выдать им провиант, дачу которого определил наравне с солдатами 135); обещал отпустить также жалованье за треть вперед, опасаясь, чтобы казаки на одном провианте совершенно не впали в нужду и оскудение и через то не бросили бы линии и не разбежались.
По переселении на линию казачьих семейств, г.-м. Якоби распорядился отпускать и им также провиант, пока казаки не обработают пашни и не будут иметь собственный хлеб в достаточном количестве. На первое время это пособие несколько облегчило хоперских казаков, но нужды их были весьма велики, вопрос же об определении полку жалованья и прочих видов довольствия затянулся на несколько лет. На помощь ему пришел однако сам светлейший князь Потемкин-Таврический, который, имея в виду поправить хотя сколько-нибудь экономическое благосостояние казаков, ордером на имя генерал-поручика Леонтьева, 11-го мая 1782 года, приказал освободить Хоперский полк от службы на три года 136). Но распоряжение это не было приведено в исполнение по военным обстоятельствам, опасного положения линии среди враждебных народов и хоперцев не освободили от службы. К этим казачьим нуждам присоединилась еще новая беда: в 1783 году казна приказала взыскать с хоперских казаков 6000 четвертей провианта, выданного на довольствие казачьих семейств в первые годы поселения на линии 137). Распоряжение это последовало именно в то время. когда град и саранча истребили почти все посевы хоперцев. Но князь Потемкин, благоволивший к казакам, приказал сложить навсегда с них этот начет.
В начале восьмидесятых годов были утверждены наконец оклады жалованья и размер провиантского и фуражного довольствия Хоперскому полку от казны. Жалованье определено в год 138) старшинам всем безразлично, т. е. есаулам, сотникам и хорунжим каждому по 18-ти руб., пятидесятникам и казакам по 12-ти рублей. Провиант 139) старшинам, пятидесятникам и казакам одномерно в год каждому: муки 3 четверти и крупы 2 четверика и 2 гарнца. Фуражных денег 140) старшинам на 3, а пятидесятникам и казакам на 2 лошади в год каждому.
Жалованье и провиант старшины и казаки получали за время состояния в списках полка на действительной службе, а фуражные деньги только в тех случаях, когда находились по служебным обязанностям вне района своих станиц. Во время походов и на службе на кордонных постах, удаленных от станиц на 100 и более верст, офицеры и казаки получали жалованье уже по окладу армейских гусарских полков 141). По этому окладу хорунжему, например, причиталось 250 руб., казаку и пятидесятнику по 16 руб. 66 коп., а уряднику, заступающему место офицера, 38 руб. в год 142). Такие оклады и размеры довольствия казачьих полков существовали до 1845 года[50]. Что касается порционного довольствия, то ни офицеры, ни казаки такового не получали. Когда же случалось отбивать у горцев скот, то часть его выдавалась войскам на порционное довольствие, а остальная добыча продавалась и деньги поступали в так называемую «барантовую сумму»[51].
При разбросанности казачьих частей по границе и в разных командировках, казаки редко даже и этим пользовались и потому по необходимости создали себе особый род порционнаго довольствия. Защищая жителей казенных селений от набегов горцев и охраняя их добро и скот от хищников, они считали себя вправе пользоваться этим скотом. Поэтому, как только представлялась возможность на постах или в других командировках захватить где-либо поблизости корову, барана, или что-либо из домашней птицы, казаки никогда не упускали такого случая. Этот порядок порционнаго довольствия особенно практиковался с овечьими отарами, принадлежавшими, так называемым, мирным горцам, «проклятой татарве», как выражались казаки. Они не считали даже за грех стянуть у них барана, быка, и вообще все, что под руку попадалось, зная хорошо, что эти мирные в долгу у казаков не останутся.
Однако следует добавить, что подобные хищения делались лишь изредка и только в размерах крайней необходимости. При оскудении же запасов казаки жили, как говорителя, «часом с квасом – порою с водою». Похищенные животные на постах убивались, мясо поступало в пищу, а из кож выделывались ремни для сбруи к седлу или овчины для полушубков. Для характеристики казацкого порционного довольствия в старые времена, генерал Кравцов в его очерке о хоперских казаках 143) приводит такие случаи:
В 1813 году на посту Куржукском стояла команда казаков станицы Ставропольской, под начальством сотника Степана Яковлевича Косякина. Одважды мясные запасы истощились на посту, а на одной кашице стало голодно. Косякин гонит казаков промышлять что-либо съестное, но те упираются, отговориваясь, что в окрестностях уже все обшарено и на промысел ходить опасно. Косякин начинает бранить казаков и угрожать им доброю поркою, потому что есть стало нечего. После такого решительного внушения два казака пустились на поиски. Рассудив, что ехать к чужим опасно, они прямо отправились на хутор своего постового начальника, откуда, пользуясь темнотою ночи, увели самаго лучшаго быка, котораго на посту зарезали, шкуру порезали на ремни, часть мяса поставили варить, а остальное спрятали в скирду сена. Когда рассвело, офицер и казаки отлично покушали, похваливая свежее мясо. Но вдруг, о ужас! На пост прибегает верхом работник Косякина и объявляет о пропаже быка. Косякин смекнул, что это казацкое дело и, рассердившись, напустился на казаков. Те замялись. Наконец принесли голову и ремни, по которым и определилась сейчас же казацкая проделка. Казаки повинились, оправдываясь, что воровать у чужих стало очень опасно. В результате получилась подобающая расправа офицера с виновными за воровство, да тем дело и кончилось, потому что с казаков взять было нечего». А вот и другой случай:
В 1816 году команда Хоперского полка находилась в крепости Константиногорской в распоряжении кордонного начальника полковника Курилы, который любил хоперцев, как своих одноплеменников и всегда говорил с ними по малороссийски. Эти казаки находили себе мясную порцию тем же способом, какой уже выработан долговременною практикою. Однажды Курило зашел в казарму к казакам и, увидя обилие вареной баранины, спросил – А де се, хлопци, взяли вы баранину? – «На базаре купили, ваше высокоблагородие!» – «Ой, брешете, хлопци! Глядить в оба глаза, та кинци ховайте гарно, а то буде лиха порка», – сказал внушительно Курило. – «Слушаем, ваше высокоблагородие!» – гаркнули в один голос казаки, которым такое косвенное дозволение было на руку. Спустя некоторое время, промышлять вокруг крепости что-либо мясное стало очень трудно и опасно. Тогда казаки обратили свое внимание на отару овец в количестве 1500 голов, которая ходила на пастьбе около крепости и принадлежала самому Куриле. От обзора казаки скоро перешли к делу и, пользуясь оплошностью пастуха, стали понемногу поживляться то одним, то парою баранов. Дело было ведено очень чисто, но однако пастух под конец заметил убыль баранов и донес хозяину, обвиняя казаков. Курило был взбешен такою дерзостью своих подчиненных, но как улик никаких не было, то ограничился наистрожайшим запретом в самых энергичных и отборных выражениях, с чем шутить было нельзя, потому что легко могло случиться по тогдашним временам, что одновременно со шкурою барана могла быть снята известным способом и самая шкура со спины казаков». Дать человеку 500 нагаек это считалось тогда самым обыкновенным делом 143).
Впрочем такие способы порционного довольствия практиковались не одними казаками. В те времена войска вообще продовольствовались очень скудно, а потому пользовались самою малейшею оплошностью жителей, чтобы добыть себе что-либо съестное. Трудно обвинять их даже в таких противозаконных поступках, так как только нужда заставляла идти на добычу, чтобы подкрепить свои силы более питательною пищею, чем сухарь.
Кроме указанных видов казенного довольствия, полку отпускались еще порох и свинец из артиллерийских складов. На первых порах, хотя оклады и дачи казенного довольствия были установлены, однако хоперские казаки получали денежные отпуски очень неисправно и даже не полностью, в особенности это относилось до фуражного довольствия; выдавали или деньги на покупку фуража, иди же отпускали фураж натурою, в том и другом случае с разными вычетами. В этом отдаленном и глухом крае, злоупотребления, обиды, насилия тогда совершались с неслыханною дерзостью. Так, казакам не выдавали следуемое их денежное довольствие, а за 1788, 1784 и 1787 годы Хоперский полк совсем не получил фуражных денег более 15-ти тысяч рублей144); по почтовому тракту от Черкасска до Моздока лошади казачьих конвойных команд овса не получали, а сеном кормились впроголодь. Приемщикам казачьих частей, являвшимся в комиссии за получением жалованья, деньги предлагали получать медною монетою в несколько пудов весом, а когда приемщики отказывались в приеме их и просили выдать ассигнациями или звонкою монетою, то им после усиленных только просьб выдавалось просимое, но с удержанием в пользу комиссии по 5-ти коп. с рубля и «чрез то приводили казаков в изнеможение».
В начале 1781 года генерал Фабрициан, видя бедственное положение хоперских казаков, разрешил им в своих станицах вольную продажу хлебнаго вина, чихиря и русского пива с тем, чтобы доходы от винной торговли употреблены были на приобретение казаками однообразнаго оружия: пик, сабель, ружей, пистолетов и предметов снаряжения 145). Этою привилегиею хоперцы пользовались однако недолго: в 1782 году новый командующий войсками на линии генерал-поручик П. С. Потемкин запретил вольную продажу вина и спирта, чем была отнята у хоперцев главная их статья дохода. Это обстоятельство, в связи с начавшеюся в 1785 году колонизациею северного Кавказа государственными крестьянами, снова тяжелою нуждою отозвалось на хоперцах.
Большинство новых поселенцев-крестьян утвердилось селениями вокруг станиц Хоперского полка и тем стеснило их в отношении широкого и свободного пользования земельными и лесными угодьями. В особенности были стеснены казаки станиц Северной, Ставропольской и Московской, вблизи которых возникли крестьянские селения Сергиевское, Палагиада, Надежда и Михайловка. К тому же Ставрополь был объявлен городом и стал населяться мещанами и разночинцами. Хоперцы начали хлопотать, чтобы им отвели «пристойное» число десятин земли для хлебопашества, скотоводства и сенных покосов, а также леса. Еще в 1782 году командир Хоперского полка, полковник Устинов, вследствие начавшейся в то время раздачи свободных земель помещикам и под поселение казенных крестьян, хлопотал об отводе хоперскнм казакам необходимого количества земли. Светлейший князь Г. А. Потемкин ордером[52] на имя командующего войсками Кавказского корпуса, генерал-поручика Потемкина, 14-го февраля 1788 года № 300, предписал ему относительно отмежевания Хоперскому полку пристойного количества земли около казачьих станиц с дачею на те земли письменных доказательств. Но вопрос этот так и замолк. Когда же дело распределения земель становилось безотлагательным, то, во избежание могущих возникнуть недоразумений, правление Кавказского наместничества, указом 2-го марта 1786 года[53] Ставропольской нижней расправе, предписало отмежевать Хоперскому полку землю по следующему расчету: командиру полка 300, старшинам по 60-ти и казакам по 30-ти десятин на каждую душу мужского пола. Лесов: при станице Московской по речкам Ташле и Богатой 63 десятины 1800 квад. саж., при ст. Ставропольской 79 десятин 1700 квад. сажен 146). Однако, указ этот остался мертвою буквою и каждая станица пользовалась определенным и указанным гражданскою властью пространством земельных и лесных угодий. Канцелярская переписка по этому вопросу тянулась очень долго и хоперцы оставались в неопределенном положении относительно отмежевания и закрепления за ними положенного количества земли и лесов. Они несколько раз обращались к высшему начальству, жалуясь на недостаточные размеры получаемого денежного содержания, провианта и фуража, а также на неопределенность владения землею и лесами.
Наконец в 1820 году особая комиссия, на основании Высочайшего указа 6-го марта 1819 года 147), формально отмежевала Хоперскому полку и закрепила письменными документами земли при каждой станице, а лесные угодья отвела сообразно народонаселению по следующему рассчету148):[54]
По переселении на Азовско-Моздокскую линию, Хоперский полк не был включен в состав какого-либо войска, а устроился совершенно отдельно и самостоятельно, применяясь к обстановке, как и все прочие линейные полки. Исключительное боевое назначение хоперцев, обязанных жить оседло и нести военную службу на рубеже государства, сразу установило в полку строгую военную организацию. Поэтому каждый казак, от мала и до велика, в своем домашнем и служебном быту, подчиняясь дисциплине, жил исключительно военною жизнью, как более всего соответствовавшею его обязанности воина-земледельца. Главным лицом, управлявшим и распоряжавшимся полковым населением, был полковой командир, непосредственный начальник всего военно-административно го и гражданского устройства своего полкового округа, управление которым сосредоточивалось в полковом и станичных правлениях. Даже суд и расправа в известных случаях находились в руках полкового командира и только по важным преступлениям служащие казаки судились особо учрежденными комиссиями, а отставные подлежали гражданскому суду 149).
Установившийся порядок в самоуправлении поселенных на Кавказе казачьих полков нередко вызывал жалобы администрации Кавказской губернии на подобное независимое положение линейных полков и полное игнорирование власти высшего в крае гражданского учреждения. Так, главнокомандующий войсками в Грузии, генерал-от-кавалерии Тормасов, в ордере на имя начальника Кавказской линии 1-го мая 1809 года за № 22 150), между прочим, сообщал, что: …полки: Моздокский, Волгский, Хоперский, Кавказский и Кубанский находятся в меньшем отношении к губернскому управлению (чем Гребенской и Семейный), ибо их отставные казаки и дети, хотя частью участвуют в земской повинности, но, исключая старшин, ищущих быть причисленными к сословию дворян Кавказской губернии, нимало не считают себя в зависимости гражданской; не участвуют в сельских выборах, не доставляют никаких сведений о чрезвычайных в сих войсках происшествиях, ни о посеве и урожае у них хлеба; не исполняют требований градской или земской полиции и если что исполняют, то не иначе как по приказаниям полка или полкового командира, и что весь суд и расправа даже наказании за воровство (исключая криминального преступления) решаются властью полкового или станичного командира… Нередко градская и земская полиции, имея перед глазами нарушителя закона или нужду сделать наряд подвод, назначить постой и прочие земские повинности, не может приступить к исполнению прежде, пока не отнесется к полковому начальнику и не получит от него на сие согласие… Не установлена форма сношений полков с губернским правлением, из коих некоторые присылают в губернское правление рапорты, а другие сообщения, присвояя себе первенство над губернским правлением…
Вообще в те времена полковой командир лично руководил внутреннею жизнью в станице, как по общественному самоуправлению, так и в домашнем быту казака. От него исходили по станицам распоряжения: о нарядах на службу об общественных запашках для засыпки хлебом станичных продовольственных магазинов, о времени пахоты, посева и уборки хлебов, о порядке пастьбы овец, рогатаго скота и лошадей; о мерах для поддержания военнаго порядка в станицах и для отражения черкесских хищнических партий: об исполнении казаками и их семействами христианских обязанностей во время Великаго поста; о заготовлении сена на кордонных постах и при станицах для проходящих команд и артиллерии; о содержании в исправности общественных зданий, станичной ограды, мостов и дорог; об отбывании кордонной службы, об обучении малолетков военному строю 151) и обо всем прочем, что касалось до служебной и домашней деятельности казаков и станичных обществ.
Власть полкового командира распространялась даже на родительские права казаков. Так, например, начальство приказывало воспитывать в мальчиках-подростках военные привычки, понятие и уважение к старшим; станичным властям воспрещало выдавать замуж девушек-казачек за солдат и иногородных, отчасти вследствие меньшего процента женщин относительно числа мужчин, а главным образом, чтобы они не терпели нужды, живя с безземельными мужьями; свободой вступать в замужество пользовались только бездетные вдовы и одинокие сироты. Казакам воспрещалось также жениться не на казачках; такие браки разрешались лишь в крайних случаях. Вообще всюду и во всем царил всесильный и властный военный режим.
Станицами управляли станичные начальники из своих полковых офицеров, которые избирались и назначались на эти должности военною властью, а не обществом казаков. И здесь, даже в мелочах, все сводилось к определенным военным порядкам и станичный сход ведал только маловажные дела, которые решал по обычаям и преданиям. Такое устройство станичного самоуправления совершенно умаляло значение его, но казаки по своей привычке повиноваться свыклись с военными порядками, установленными в их общественном быту и, не смотря на многие недостатки, подобное военно-гражданское устройство станиц просуществовало до 1871 года, т. е. почти 100 лет.