Полная версия
Жизненный цикл Евроазиатской цивилизации – России. Том 1
От Древнеегипетской цивилизации наследственная генетическая информация передана различными способами и в разных видах, среди которых ключевую роль играет система Арканов Таро. К сожалению, правда и смысл этой системы вéдения и ви́дения Мира были карикатурно извращены последующими поколениями людей: Большие и малые Арканы Таро были превращены в игральные карты, и карты для гадания. Но все же свет этого знания нельзя погасить окончательно чему свидетельством служит книга русского провиденциального философа-эзотерика Владимира Алексеевича Шмакова: «Священная книга Тота. Великие Арканы Таро». В этом и других своих трудах он проникает в высший Промысел Провидения, предусмотренный Божественный план спасения человека, который проявляется в исторических событиях, и осуществление которого составляет смысл и назначение истории человечества.
6.3. Структура жизненного цикла: шесть эпох – «шесть дней» жизненного цикла цивилизационной динамики
Законом циклической цивилизационной динамки является структурированность этого процесса, а это означает то, что существуют отчетливые этапы (стадии), через которые проходит цивилизованное общество на своем жизненном пути. Ряд последовательных переходов от одного этапа (стадии) к другому являются закономерным и предсказуемым, а не случайным. Цикл проходит несколько сменяющих друг друга и периодически повторяющихся стадий и фаз. Периодически повторяющиеся фазы цикла аналогичны, но не тождественны, они имеют как черты сходства, так и черты различия. Но все же при всех наблюдаемых различиях они генетически взаимосвязаны и выражают единую сущность.
Структура жизненного цикла цивилизационной динамики определяется совокупностью и последовательностью эпох становления и развития цивилизованного общества. Первоначально формируется замысел, идея цикла, культурно-генетическая программа цивилизационной динамики, далее она реализуется и актуализируется на различных стадиях жизненного цикла в ходе институционально-организационного процесса и формирования иерархи власти и управления.
В духовно-религиозной сфере формируется церковная иерархия духовной власти, на следующем этапе в политической сфере происходит формирование иерархии публичной политической власти и государства, на следующем этапе формируется система экономической власти – собственности и капитала. В ходе жизненного цикла сначала происходит отделение светского общества вообще от общества церковного, затем – распад самого светского общества на политическую и экономическую сферы общественной жизнедеятельности. Таким образом, появляются основные сферы общественной жизнедеятельности, происходит их институционально-организационное оформление, и каждая из этих сфер стремится к верховному господству, к тому, чтобы подчинить себе остальные. Заключительная стадия цикла характеризуется институционально-организационным синтезом этих сфер и формированием общества интеграционного типа. Этот процесс осуществляется в соответствии с общей формулой эволюции на основе смены-чередования процессов системной дифференциации, и системной интеграции.
Эта общая формула раскрывает сущность процесса социально-культурной динамики Евро-атлантической и Евроазиатской цивилизаций, и дает понимание существа качественных изменений в социальной, экономической и политической системах. Сравнительный анализ процессов становления и развития Евро-атлантической и Евроазиатской цивилизаций показывает наличие как общих, так и особенных черт, характеризующих каждую стадию эволюции этих цивилизаций.
Структура жизненного цикла раскрывает логику и закономерности цивилизационного процесса, протекающего в единстве социально-культурной, политической и экономической динамики цивилизованного общества. Структуру жизненного цикла определяет последовательность его эпох и фаз.
Эпохи жизненного цикла. Жизненный цикл, характеризующий процесс исторической динамики цивилизованного общества, имеет шесть структурных звеньев – эпох (стадий) становления и развития этого общества (см. Схему 1). Первая эпоха – осевое время («день первый») – времена рождения смыслов, генезиса социально-культурной генетической программы, этот период стоит особняком, и не составляет самостоятельной исторической эпохи. Далее следуют пять исторических периодов, стадий становления и развития, каждая из которых представляет собой целую историческую эпоху в жизнедеятельности конкретного цивилизованного общества.
Эпохи жизненного цикла цивилизационной динамики. Эпоха рождения и становления институционально-организационных основ цивилизованного общества («день второй»). Эпоха теократической церковной цивилизация («день третий»): доминирующим фактором цивилизационной динамики выступает институционально-организационное оформление церкви, церковной иерархии и духовно-религиозной общины. Формируется иерархия служения, духовной власти. Эпоха политической цивилизации («день четвертый»): доминирующим фактором выступает институционально-организационное оформление государства, как публично-правовой корпоративной структуры, создаваемой по территориальному принципу, и гражданского общества. Формируется иерархия государственной власти и управления, государственной службы. Эпоха экономической технократической цивилизации («день пятый»): доминирующим фактором выступает институционально-организационное оформление национальной экономической системы в единстве корпоративной и частнопредпринимательской рыночной экономики. Формируется иерархия работ и услуг, иерархия собственности, богатства и капитала, финансовая олигархия. Эпоха социально-культурной, духовно-нравственной цивилизации («день шестой»): на этой стадии цикла на основе процессов духовно-практического и институционально-организационного синтеза может осуществляться интеграция институционально оформленных иерархий в единый, целостный социально-культурный, политико-экономический организм, возможно становление и развитие интегрального (целостного) солидарного нравственно и экологически ответственного общества. Его принципами могут выступать – соборность, державность, корпоративизм. День седьмой есть погружение в вечность. Возникает дилемма: благие дела и свершения записываются на скрижалях Книги жизни. Злые дела предаются забвению, смываются водами реки забвения – кануть в Лету. День седьмой – созерцание благих дел и свершений за шесть дней творения. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2: 2–3).
В каждую эпоху жизненного цикла формируется качественно своеобразный исторически определенный тип общества – социальный организм, характеризующийся особым политическим и экономическим устройством, системой экономических, политических и социально-культурных институтов, институций и отношений, организацией культурной жизни, системой ценностей. В каждую эпоху жизненного цикла, представляющую исторически закономерный этап социально-культурной динамики, формируется целостная социально-культурная система общественного бытия, сознания и жизнедеятельности, которая характеризуется некими константами, универсалиями, общими для всех представителей данной социально-культурной целостности. Эта исторически приходящая общность существует независимо от того осознается она или нет субъектами, живущими в данном историческом периоде цивилизационной динамики. Общественный организм, формирующийся на той или иной ступени исторического процесса, является конкретно-исторической формой раскрытия идеи единства, и проявлением органической целостности социальной жизнедеятельности людей. Переход от одной эпохи жизненного цикла к другой сопровождается глубокой институционально-организационной трансформацией, преобразованием всех сфер общественной жизнедеятельности. Трансформационные процессы в переломные периоды носят революционный характер, и сопровождается социальными, политическими и экономическими потрясениями, конфликтами, революциями и войнами.
Структура эпохи жизненного цикла. Каждая эпоха жизненного цикла структурно подразделяется на четыре фазы (см. Схему 1), представляющие собой этапы (стадии) процесса становления и развития эпохи жизненного цикла: две основные и две вспомогательные, которые чередуясь, приходят на смену друг другу. Две основные фазы (указаны на Схеме 1) – это фаза рождения, становления и роста институциональных и ценностных основ эпохи (фаза системной дифференциации-интеграции), и фаза развития, зрелости и трансформации институциональных и ценностных основ данной эпохи жизненного цикла (фаза системной интегра-циидифференциации). Вспомогательные фазы – фазы неустойчивой динамики и неопределенности являются периодами перехода от одной основной фазы к другой и от одной эпохи жизненного цикла к другой (на Схеме 1 не указаны). Фазы жизненного цикла любой общественной системы одновременно являются этапами зарождения, развертывания, функционирования и отмирания присущего ей наследственного инварианта (социального генотипа).
Каждая эпоха жизненного цикла начинается с фазы неустойчивой динамики и неопределенности, отражающей зарождение трансформационных процессов, обеспечивающих вхождение в новую эпоху жизненного цикла. В этот период происходит хаотизация социальных процессов, поскольку одни институциональные формы разрушаются и отмирают, а им на смену идут новые, пока еще не окрепшие, институциональные формы. В фазе зарождения формируется и оформляется эмбрион будущей системы, содержащий в себе все зачатки будущей системы.
Далее следует фаза рождения, становления и роста институционально-организационных и ценностных основ данной эпохи. В этой фазе происходит становление и развитие новой институциональной системы, становление системы ценностей. Вместе с тем происходит демонтаж и разрушение прежней институциональной системы. В этот период доминирует сетевой социальный порядок. процессы самоорганизации и самоуправления. Одновременно происходит приспособительная модификация социального организма, связанная с его взаимодействием со средой обитания и адаптацией к требованиям занимаемой им «экологической ниши».
На смену приходит фаза неустойчивой динамики и неопределенности, отражающая фазовый переход от одной основной фазы цикла к другой. И снова происходит усиление процессов социальной хаотизации.
Завершается историческая эпоха фазой развития, зрелости и трансформации. Этой фазе присуще равновесное, полноценное функционирование утвердившейся институционально-организационной системы, раскрытие всех заложенных в ее генотипе признаков и свойств. В этот период цивилизационной динамики доминирует иерархический социальный порядок и централизованный организационный процесс, основанный на иерархической системе власти и управления. Институционально-организационные формы и ценности, определяющие содержание и характер эпохи, достигают предельного для данной исторической цивилизации уровня развития. Со временем начинается процесс их постепенного упадка, разрушения и трансформации, происходит их преобразование в новые институциональные формы, определяющие характер очередной эпохи цивилизационной динамики.
В этой фазе зарождается новое неравновесие, возникает и формируется эмбрион идущей на смену системы. Жизненные силы зрелого организма рождают десятки и сотни эмбрионов, потенциальных зародышей будущего цикла. Изменения внешней среды подталкивают процесс возникновения мутаций, спонтанных перемен в генотипе. Лишь немногие из накопившихся изменений, проходя строгий фильтр искусственного отбора, становятся исходным пунктом рождения новой системы, отличной от прошлой, и обладающей наследственной изменчивостью.
Так наследственность сочетается с изменчивостью. Потенциал перемен реализуется на следующем этапе, где фаза отмирания уходящей в прошлое системы совпадает с фазой распространения приходящей ей на смену, что делает прогресс общества непрерывным, хотя и неравномерным, волнообразным.
Переход в новую эпоху цивилизационной динамикинНачинается с фазы неустойчивой динамики и неопределенности, и хаотизации социальных процессов.
6.4. Структура жизненного цикла Евроазиасткой цивилизации – России
Осевое время – времена рождения смыслов христианских цивилизаций, «день первый» V век до н. э. – II век н. э.
Период неустойчивой динамики и неопределенности, «темные века» II–V века.
Эпоха формирования генетически исходной институционально-организационной цельности («день второй») VI–XII века
Фаза неустойчивой динамики и неопределенности VI век
(хаотизация социальных процессов)
Фаза становления и роста VI–VIII века
(доминирование сетевых структур)
Фаза неустойчивой динамики и неопределенности IX век
(хаотизация социальных процессов)
Фаза развития, зрелости и трансформации IX–XII века
(доминирование иерархических структур)
Эпоха теократической церковной цивилизации («день третий») X–XVI века
Фаза неустойчивой динамики и неопределенности X век
(хаотизация социальных процессов)
Фаза становления и роста X–XII века
(доминирование сетевых структур)
Фаза неустойчивой динамики и неопределенности XII век
(хаотизация социальных процессов)
Фаза развития, зрелости и трансформации XIII–XVI века
(доминирование иерархических структур)
Эпоха политической цивилизации («день четвертый») XIV–XIX века
Фаза неустойчивой динамики и неопределенности XIV век (хаотизация социальных процессов)
Фаза становления и роста XIV–XVI века
(доминирование сетевых структур)
Фаза неустойчивой динамики и неопределенности
с половины XVI – начало XVII века
(хаотизация социальных процессов)
Фаза развития, зрелости и трансформации XVII–XIX века
(доминирование иерархических структур)
Эпоха экономической технократической цивилизации («день пятый») XVII–XXI/XXII века
Фаза неустойчивой динамики и неопределенности XVII век (хаотизация социальных процессов)
Фаза становления и роста XVII – до половины XIX века
(доминирование сетевых структур)
Фаза неустойчивой динамики и неопределенности
с половины XIX – до половины XX века
(хаотизация социальных процессов)
Фаза развития, зрелости и трансформации XX–XXI/XXII века (доминирование иерархических структур)
Эпоха социально-культурной, духовно-нравственной цивилизации («день шестой») XX–XXVII века
Фаза неустойчивой динамики и неопределенности XX век
(хаотизация социальных процессов)
Фаза, становления и роста XX–XXII века
(доминирование сетевых структур)
Фаза неустойчивой динамики и неопределенности XXIII век (хаотизация социальных процессов)
Фаза развития, зрелости и трансформации XXIV–XXVII века (доминирование иерархических структур).
6.5. Механизм становления и развития жизненного цикла цивилизационной динамики
Исторический процесс становления и развития Евро-атлантической и Евроазиатской цивилизаций осуществляется посредством механизма жизненного цикла цивилизованного общества, и совокупности глобальных институционально-организационных циклов. Периодизация социальной эволюции этих цивилизационных сообществ также определяется логикой и структурой жизненного цикла цивилизационной динамики.
Механизм жизненного цикла заложен в социально-культурную генетическую программу цивилизованного общества, и определяет закономерности и логику его исторического становления и развития. Структурными элементами механизма цивилизационной динамики выступают, во-первых, принцип когерентности – наличие устойчивых фазочастотных сдвигов между фазами и стадиями жизненного цикла. Во-вторых, принцип синхронизации в динамике жизненного цикла и глобальных институционально-организационных циклов. Этот механизм генетически унаследован от цивилизаций прошлого, в частности – Древнеегипетской, Древнегреческой и Древнееврейской – Библейской цивилизаций, и он выступает регулятором процессов социально-культурной динамики. Социально-культурная наследственная информация о механизме цивилизационной динамики передана от предшествующих народов и цивилизаций различными путями.
Принцип когерентности и движущие силы цивилизационной динамики. Взаимосвязь эпох и фаз жизненного цикла в ходе цивилизационной динамики определяется принципом когерентности. Когерентность означает согласованное протекание в пространстве и во времени нескольких колебательных или волновых процессов, при котором разность их фаз остается постоянной. Это означает, что волны (как в природе, так и в обществе) распространяются синхронно, отставая одна от другой на вполне определенную величину, иначе говоря, сохраняется устойчивый фазочастотный сдвиг между колебательными процессами (как, например, в графиках sinx и cosx). Принцип когерентности – фазочастотный сдвиг в процессах цивилизационной динамики является одной из ключевых движущих сил социально-культурного, политического и хозяйственного (техноэкономического) развития. Иначе говоря, устойчивый фазочастотный сдвиг между взаимосвязанными волновыми процессами цивилизационной динамики порождает движущие силы цивилизационной динамики.
В библейском повествовании о шести днях творения рефреном звучит строка: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт 1:5); «И был вечер, и было утро: день второй» (Быт 1:8); … «И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт 1: 31). Смысл этой повторяющейся строки заключается в том, что в основе процесса сотворения, становления и развития мира лежит принцип когерентности. Каждый день творения имеет две базовые фазы – утро (фаза рождения и становления) и вечер (фаза зрелости и трансформации). Утро – это время зарождения и становления нового дня. Вечер, как время перехода от дня к ночи, содержит двуединство идей. Идеи зрелости, достигнутой в ходе прошедшего дня. И идеи умирания, погружения в ночь прошедшего дня.
При этом мы видим, что в библейском повествовании эти фазы суточного цикла следуют одна за другой не в очевидном для нас порядке: утро-вечер, а в обратном порядке: «и был вечер, и было утро». Можно предположить, что таким образом в символической форме передается наличие фазочастотного сдвига между фазами каждого дня творения: утро следующего дня зарождается наряду с вечером дня предшествующего. Новый день зарождается в рамках дня предшествующего. Происходит трансформация, перетекание жизненной энергии из старых форм предшествующего дня, в новые формы нового дня. Таким образом, обозначается наличие фазочастотного сдвига между днями (эпохами) процесса сотворения, становления и развития мира. Качественно новое устройство общества прокладывает себе путь преодолевая сопротивление прежнего устройства, отжившего свой век, и теряющего действенность и эффективность. С учетом принципа когерентности структура жизненного цикла Евроазиатской цивилизации имеет следующий вид (см. Схему 1).
Закономерность синхронизации в динамике жизненного цикла и глобальных институционально-организационных циклов заключается в том, что каждая эпоха жизненного цикла совпадает со стадией активного роста соответствующего глобального институционально-организационного цикла. Это означает следующее.
Стадия активного роста и обретения автокефалии Русской Церкви XIII–XVI века глобального цикла церковной организации совпадает с фазой зрелости развития и трансформации XIII–XVI века эпохи теократической церковной цивилизации, «день третий» X–XVI века.
Стадия активного роста и развития политической организации Евроазиатской цивилизации – России XVI – начало XX века глобального цикла совпадает с фазой зрелости развития и трансформации XVII–XIX века эпохи политической цивилизации, «день четвертый» XIV–XIX века.
Стадия активного роста и развития экономической технократической организации Евроазиатской цивилизации – России XVII–XX века глобального цикла совпадает с фазой зрелости развития и трансформации XX–XXI века эпохи экономической технократической цивилизации, «день пятый» XVII–XXI века.
ГЛАВА 7. Осевое время – времена рождения замысла и смыслов. Период формирования социально-культурной генетической программы христианских цивилизаций. «День первый»
7.1. «День первый» жизненного цикла цивилизационной динамики
Это времена рождения идеи единства, духовно-нравственной и социально-культурной генетической программы, представляющей собой замысел будущего общества. Идея единства выступает центром притяжения (аттрактором), собирающим и структурирующим вокруг себя некое множество качественно разнородных элементов, которые в ходе организационного процесса, качественно трансформируясь, превращаются из элементов внешней среды, в элементы состава, т. е. внутренней среды организованного комплекса – организма. Первоначально появляется на свет исходная генетическая цельность – зародыш, потенциально содержащий в себе множество аспектов, механизмов становления и развития организма. Зародыш организма: зерно, семя, клетка, яйцо, зигота, в обществе институт, генетически исходная цельность, содержащая в себе замысел, идею будущего зрелого организма в потенциальном состоянии. Иначе говоря, зародыш организма содержит в себе генетическую программу, разворачивание которой, т. е. переход из потенциального в актуальное состояние, является основой жизнедеятельности организма, процессов его функционирования и развития. Процесс жизнедеятельности есть утверждение бытия частностей, отдельных аспектов единого, одинаково ему подобных, но расчлененных различием индивидуальностей, и форм проявления, и их синтез – формирование синтетического единства.
Когда Бог захотел сотворить мир, Он увидал, что всякое творение нуждается в нематериальной модели: «Шестоднев, есть описание собственно устроения мира. Вне счета сроков и ступеней стоит только первый день творения, который Святой Василий сомневается назвать первым в ряду прочих. Он «произведен особо» и есть некий вечный, круговращающийся день, так же находящийся «вне седмичного времени», как и день восьмой, – «начаток дней, сей современный свету, святый Господень день, прославленный воскресением Господа»[29].
Григорий Богослов, к примеру, говорит об «образах мира сего» как мыслях Божиих. Эти «мысли» не ограничивают свободу личного Бога, поскольку остаются отличными от Его природы. Лишь когда Он творит во времени, они становятся «действительностью». Мысли эти суть еще и выражения Божественной воли, а не Божественной природы; они суть «совершенные, вечные мысли вечного Бога». Поскольку ничто не может быть сотворено «в Боге», мысли, или идеи о мире, – это есть нетварные выражения Божественной жизни, являющие собой беспредельные возможности Божественной свободы. Начало мира есть начало некоторой всецело новой реальности, возникшей через Акт творения, который исходит от Бога и сообразуется с Его вечным замыслом.
Времена рождения смыслов или «осевое время» исторической цивилизации можно уподобить по своему смыслу и предназначению первому дню творения. «Первый день» каждой новой человеческой цивилизации, сменяющей в историческом процессе одна другую, есть приобщение к вечно длящемуся «Первому дню» творения Мира, когда были актуализированы и утверждены фундаментальные Принципы Мироздания. День, в который «Бог словом, или повелением своим вложил в мир «благодать света»[30]. Творческое слово или повеление Божие становится «как бы неким естественным законом, и остается в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рожать и приносить плоды». Святой Василий сравнивает это с кубарем. Как кубарь, по силе первого данного ему удара, совершает свои последующие обращения, «так и последовательный порядок природы, получив начало с первым повелением, простирается на все последующее время, пока не достигнет общего окончания вселенной»[31].
Первоначально процесс происходит в сознании, осуществляется структурирование сознания, создаются идеальные алгоритмы действий, создаются идеальные прообразы, первообразы, генерируется идеальная программа – замысел будущего процесса. Первичное Творчество, т. е. Творчество в Области Собственного Космического Божественного Самосознания осуществляется посредством утверждения Первообразов в недрах Совокупного Самосознания Абсолютного Духа. Первообраз по отношению к своей феноменальной природе есть совокупность идей и принципов, абсолютных для данного относительного мира. Идея или принцип Первообраза есть совокупность всех a priori возможных ее феноменальных выражений; она является целостным замкнутым вихрем, отдельные аспекты которого суть бинеры, выражающие его конкретные манифестации. Мир первообразов, как мир абсолютных законов и принципов, есть мир расчлененного и восстановленного мирового единства[32].