bannerbanner
Вселогос Всемисвятый. Сборник гимнов со вступительным теологическим трактатом
Вселогос Всемисвятый. Сборник гимнов со вступительным теологическим трактатом

Полная версия

Вселогос Всемисвятый. Сборник гимнов со вступительным теологическим трактатом

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Курт Гёдель, спустя более полувека после Гёксли, формальными логическими средствами сформулировал ряд аксиом и теорем и предоставил аргументы существования Бога. [66] Гёдель в своих статьях изложил свои философские убеждения из четырнадцати пунктов. Пункты, относящиеся к онтологическому доказательству, включают следующее: существуют другие миры и разумные существа иного и более высокого рода; мир, в котором мы живем, не единственный, в котором мы будем жить или жили; существует научная (точная) философия и теология, которые имеют дело с концепциями высшей абстрактности; и это также наиболее плодотворно для науки; религии, по большей части, плохие, но религия – нет.

Александр Прусс сформулировал аргументацию следующим образом: у каждого случайного факта есть объяснение; существует случайный факт, который включает в себя все другие случайные факты; следовательно, этому факту есть объяснение; это объяснение должно включать в себя необходимое существо; это необходимое существо есть Бог. [67]

На самом деле эта дискуссия не окончена, спор пока не разрешен, и многие ученые и просветители, как до, так и после указанных здесь, не могут прийти к общему знаменателю, выдвигая онтологические, телеологические, космологические и другие аргументы своим доказательствам. И, естественно, это далеко не все работы, которые достойны внимания при обсуждении вопроса существования Бога. Однако подобное глубокое исследование не предполагается в данном случае, а проблема безусловного атеистического отрицания предполагается на наличествующая.


Свидетельство

Развивая Декартово положение «мыслю значит существую» (Cōgitō ergō sum), предположим, что «для сущего – сущее». При нынешнем состоянии мирового сообщества невозможно представить полное атеистическое восприятие мира в силу многообразия религиозных верований. Для подтверждения данного тезиса я использую недавно сформулированную на основе антропного принципа максиму, что «за пределами человеческого разума Бог не осмыслим». [68] В таком случае мы находим, что общество сепарировано на тех, кто мыслит Бога в любом представлении, кто Его отрицает безо всяких условий, и кто находится в пограничном состоянии сомнения или неведения.

Давайте представим, что произойдет с Богом, если вдруг исчезнет человечество. Будет ли такое верховное непознаваемое существо наделено какими-либо особыми качествами, о которых поведали священные писания? По-моему, ответ очевиден, что нет, во всяком случае вне разумного бытия. Теперь зададимся другим вопросом, а может ли Бог стать единым для всех? Я думаю, что может, если правильно Его разместить среди людей, то есть распознать и определить универсально доступными для человеческого разума логически верными средствами познания.

Попробуем критически оценить предположение Канта об отсутствии субъектности Бога, который для него стал просто существующим утверждением в роли предиката. Итак, если религии наделяют Бога качествами, и эти качества находят свое проявление в различных событиях мира, то для них Бог является субъектом, хотя бы на том основании, что Он управляет судьбами людей. Или люди сами управляют своими судьбами? Так может если люди управляют своими судьбами сами, в том числе по «воле судьбы» или «божьему провидению» порождают разные события, а во многих помещена мысль о Боге, пусть и в разных лицах, то возвращая субъектность Богу, можно сказать, что Человечество и есть Бог, несущий свой замысел на Земле, даже невзирая на тот факт, что само человечество в силу своей численности непознаваемо полностью отдельным индивидом, однако, напротив, лишь на основе своего существования оно осознаваемо. То есть разум человеческий определяет разум Бога, а плоть человеческая – Его тело.

Теперь логическая конструкция выглядит более-менее приемлемо: смысл Бога, пока не совершенный и разрозненный, существует в разуме людей. Люди размышляют о Боге, принимая, отрицая или сомневаясь, и формируют свои поведенческие установки соразмерно морально-этическим представлениям. И на этом основании все вместе люди могут отождествить себя с Единым Богом.

Как нам поведала Бхагавад-Гита: «У несуществующего нет бытия, у существующего нет небытия». То есть, для сущего – сущее: как и Человечество существует в Боге, так и Бог существует в Человечестве, или Бог и есть Человечество. Либо в целом Богочеловечество, о котором упоминал Владимир Сергеевич Соловьев в своих Чтениях, обсуждая богочеловеческое общество через образ Иисуса Христа на основе христианского мировоззрения, хранимого в Восточной церкви, в развитии своей идеи полного единства и всецелой истины, как результата объединения веры в Бога и веры в человека; и для которого Сергей Николаевич Булгаков искал основания соединения истинного божества и истинного человечества. [69]

Теперь разберемся с вопросом существования Богочеловечества в контексте Вселенной с точки зрения физики и метафизики. Поскольку в отсутствие человека отсутствует и Бог в разумном представлении, то что может являться Единым Абсолютом, которому наличие Богочеловечества не будет противоречить? Во многих писаниях, мифах, эзотерических текстах и научных изысканиях присутствует понятие «эфир», который и обожествляется, и является изначальной сущностью, и абстрактной субстанцией, и средой, и многим другим, не находящим своего физического подтверждения. Исходя из выявленного ранее понятия эфира, как свойства материи и энергии в пространстве, данное противоречие, по всей вероятности, может быть устранено.

Эфир, существующий во Вселенной, обеспечивает бесконечное циклическое перерождение любой материи и энергии, в том числе и живой. При этом в силу Абсолютного Эфира проявленная жизнь, как соединение особых материй и энергий, также становится его частью с учетом закономерностей её происхождения и эволюции, а вся эволюция всегда развивается типично в заданных средой рамках и в своих границах многообразия. И жизнь, как и всё материальное, имеет свой финал, соединяясь по завершении своего бытия с бестелесным Вечным Эфиром для своего следующего материального цикла.

Эфир, проявивший себя в жизни через свой живой Дух, может наделять разумом, может и создавать и разрушать, и иметь все возможные качества и свойства. Таким образом, каждый человек – часть Эфира во Вселенной, на данный момент пока ещё в малодоступной форме для осознания большинством людей целостной картины. Жизнь каждого человека и есть порождение Эфира через великое множество последовательных этапов в закономерной цепи происхождения творения. Но поскольку Эфир существует сам по себе вечно вне зависимости от желания живущих в нем, то жизнь Бога, поселенного в Человечестве, зависит от самих людей; они сами решают жить или нет, и как, в естественном порядке от своего рождения до смерти. Именно волею людей Единый Бог может жить. Бог живой. Жизнь – свойство Бога.

Попробуйте мысленно приподняться над своими проблемами, над всем, что происходит, и над тем, где находитесь, чтобы представить себя частью Вселенной со всем что в ней существует от фотонной частицы до всей её озаренной крупномасштабной структуры. И где в этом многообразии помещены вы, и как вы вписываетесь в этот окружающий вас мир?

Пока что полагаться на всеобщую совесть и праведность не приходится, но это вопрос осознания, времени и индивидуальных способностей.

Насколько гармонична, разумна и созидательна жизнь человека, насколько он осознает себя частью чего-то большего, насколько он приносит пользу себе и окружающим и воздерживается от вредных поступков, настолько он благ и праведен перед человечеством, и тем самым олицетворяет разумную жизнь.

Если предположено соответствие Бога Человечеству, то в таком случае как обозначен Бог в своих именах, свойствах и качествах, так, по-видимому, необходимо следовать и самому человеку. И чем больше человек отождествляет себя таким атрибутам в своих замыслах и поступках, тем органичнее он вписывается в Человечество.


Рефлексия

Для решения вопроса о совпадении ценностных морально-этических установок и ориентиров, возможностей каждого человека принять себя частью единого целого Человечества, необходимо соблюдение некоторого числа условий, которые должны быть общепринятыми. Феноменология индивидуального предназначения формируется и реализуется через призму мыслимых и содеянных поступков и отношения к ним.

Представления индивида о самом себе рассматриваются в рамках «Я-концепции», которая сфокусирована на самооценке своего образа в различных ситуациях, в том числе и возможностях правильной либо неправильной самооценки. Родоначальник данной концепции психолог Уильям Джеймс, находя общие черты для религиозной жизни в определении смысла, цели, внутреннего общения, устремления, уверенности, также предложил увидеть и отличия в опыте и мотивации разных религиозных практик. [70]

Убежденный атеист Зигмунд Фрейд считал необходимым заменить религиозное воспитание на развивающее интеллект и основанное на научном мировоззрении. Он рассматривал «Я» через призму Эго, то есть как «Я» в контакте с окружающим миром посредством восприятия и оценки, что определяет функции поведения в зависимости от результата такого взаимодействия. [71]

Карл Юнг обозначил «самость» как первичный образ, архетип, оставшийся в каждом из нас от далёкого прошлого человечества, властвующий над судьбой индивида, отражающий неразличимую, саму по себе непостижимую сущность, которую можно назвать «Богом в нас», выражающую его психологическую целостность. [72]

Умберто Матурана и Франсиско Валера разработали теорию аутопоэзиса (ауто- – сам, поэзис – сотворение, производство), согласно которой живые существа отличаются способностью к самовоспроизводству, то есть к порождению, «строительству» самих себя, создавая собственные необходимые компоненты. [73] Аутопоэзные системы, как сети производства таких компонентов, через собственные интеракции (взаимодействие в процессе общения) генерируют и реализуют сеть, которая производит их; и конституируют (формируют предметные целостности) в пространстве своего существования границы этих сетей.

Формулируя свою междисциплинарную теорию синергетики, Герман Хакен определил самоорганизацию как процесс пространственного, временного или пространственно-временного упорядочения в открытой системе за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих. [74]

Михай Чиксентмихай описывает аутотелическую (от греч. ауто- – сам, телос – цель или завершение) личность, движимую своим внутренним позывом, проявляющую целеустремленность, в меньшей степени зависимую от внешних мотиваций и материальных благ, и погруженную в автономное потоковое состояние, вовлекая в своё движение всё что окружает, и получая удовольствие от этого. [75]

Не буду углубляться в истоки, инструментарий, критику и суть развития этих теорий и воззрений, но постановленные авторами проблемы личностного самопознания, самомотивации, самоидентификации, самосотворения, самореализации, самоорганизации были учтены в наших гимнах на их метафизическом уровне, как потенциально применимые.


Модус

Раскрывая образ Всесущего, развитие содержания гимнов ведется в онтологическом, гносеологическом и экзотерическом аспектах, то есть что бытие познаваемо и понятно всем. Интегрированы божественные качества, которыми наделяют Бога, на основании межрелигиозного синтеза с точки зрения основных и исторических религий, единоначалия бытия и с учетом научной картины мира. Основная идея, передаваемая в гимнарии, состоит в том, чтобы каждый человек мог отождествить свое участие в общем великом творении в той или иной степени, опираясь на метафизическую основу Эфира.

Общее название этого сборника гимнов – Вселогос Всемисвятый, то есть учитывающий весь логос и отвечающий за всеобщность теологии. Древнегреческое слово «lógos», наряду с основными, имеет следующие сходные по смыслу значения, устойчивые фразеологизмы, синонимы, а также их смысловые конструкты, многозначные гипонимы и гиперонимы, общие и частные аналогии: догадка, дума, здравый смысл, замысел, интеллект, критика, лейтмотив, мифологема, мыслительные способности, мысль, мышление, нус, помышление, понимание, понятие, проницательность, пропозиция, раздумье, размышление, разум, разумение, рассудок, резон, смак, смысл, сознание, соль, соображение, ум, умственные способности, уразумение, закон, знак, знание, значение, инициатива, категория, книга, контроферта, меморандум, нота, нравственная норма, обет, обещание, образование, обязательство, отношение, оферта, пароль, посулы, право, предание, предназначение, предписание, приговор, приказание, причастие, проповедь, рекомендация, совет, суд, сутра, теорема, теория, ультиматум, антитезис, аргумент, вывод, доказательство, заключение, законченный, критерий, мотив, парадокс, постановка, позиция, положение, посылка, предлог, предложение, представление, приветствие, приглашение, признак, причина, рефлексия, тезис, арготизм, афазия, вокабула, вульгаризм, глава, глагол, денотат, диалект, дискурс, доминанта, изоглосса, коннотация, контрадикция, ксенологизм, кустода, лексема, метафора, мимема, название, наречие, омограф, омоним, омофон, пароним, партитив, подлежащее, подтекст, послелог, прилагательное, проклитика, раздел сочинения, семантика, семема, синоним, сказуемое, содержание, стиль, существительное, тавтология, термин, энклитика, этимон, аллокуция, антоним, афоризм, беседа, весть, взгляд, воззрение, выговор, выражение, высказывание, выступление, глас, говор, говорение, голос, диатриба, дисфемизм, довод, доклад, замечание, заявление, известие, изливание, изложение, изречение, красноречие, лепет, мнение, молвь, обращение, ответ, отзыв, панегирик, пара слов, повеление, побуждение, повествование, полуслова, произнесение, разговор, рассказ, рассуждение, рацея, речение, речитатив, речь, риторика, слово, словоизлияние, словоформа, слог, слух, сообщение, спич, стих, суждение, тирада, толк, тост, утверждение, уточнение, учение, учреждение, фантазия, фонтан, формулировка, фраза, хрия, шепот, экспромт, благоусмотрение, глава угла, виновник, внушение, выгода, выкладывание, глазомер, звучание, здравица, извилина, историзм, клятва, мозги, налаживание, намерение, польза, прозорливость, расформирование, становая жила, становой хребет, станок, старославянизм, тенденция, течение, эллинизм, перо, вес, группа, исчисление, мера, набор, нумератив, отчёт, оценка, план, полотно, соответствие, соотношение, счёт, число, база, базис, грань, концепция, костяк, краеугольный камень, начало, начатки, опора, основа, основа основ, основание, основатель, основное, основоположение, повод, подиум, подножие, постамент, почва, принцип, происхождение, пьедестал, союз, станина, стержень, столп, сторона, строительство, суть, сущность, точка зрения, точка опоры, три кита, угол зрения, универсалия, усмотрение, устой, устройство, формирование, фундамент, цель, ценность, центр, ядро, язык, абсолют, автор, бог, альфа и омега, брахма, верховное существо, главное, голова, господь, демиург, деятель, дух, зиждитель, идеал, идея, ипостась, квинтэссенция, мечта-идея, параклет, первоначало, первоогонь, первооснова, первопричина, первоэлемент, пневма, поэт, ремесленник, сила, слава, слагатель, совершенство, создание, создатель, созидатель, строитель, творец, либо напрямую в русской транслитерации – логос. В изложении гимнов я старался учесть каждое из этих значений в позитивистском плане.

В ходе текстуального анализа писаний были использованы антропный принцип, принцип «бритва Оккама», а также концепции Prisca theologia (древнее богословие) о существовании единой, истинной теологии, связывающей все религии, и Philosophia perennis (вечная философия, или многолетняя и вечная мудрость), которая рассматривает все религиозные традиции мира как разделяющие единую метафизическую истину, породившую все эзотерические и экзотерические знания и доктрины.

В богословском контексте гимнов понятие апокатастасиса (восстановление) раскрывается через представления о логосе, духе истины и перихорисисе (взаимопроникновение) на основании принципа Prima scriptura (писание первично), примененного ко всем священным текстам в части их всеобщей непротиворечивой формы.

Я-концепция, пронизывающая текст гимнов, позволила соединить в едином поэтическом строю не только божественные сущности, но и вполне человеческие свойства и качества, что обеспечило взаимосвязь знаний о мире, вере и человечестве в целом на символьном уровне с учетом рациональности предполагаемого соответствия божественных признаков человеческим. Подобная самоидентифицируемая теоцентричность на основании межрелигиозного и научного синтеза реализует христианскую философию через знакомство и общение в осознанном единстве с личностным Абсолютом, о котором рассказали религиозные книги.

Решение вопросов сотериологии (учение о спасении), принимаемое в гимнах, базируется на возможности «самосотворения» и «самоспасения» через осознание индивидами себя как части единого Эфира и единого живого Богочеловечества, а также через устремление к свойствам и качествам, которыми наделяли богов в священных писаниях, и уподобление своего поведения благостным деяниям, в том числе и основателей религий.

В гимнах заложена гипотеза социальной самоорганизации и самообновления, направленная на улучшение духовного здоровья общества. Реализация данной гипотезы предполагает признание необходимости упорядочить в положительной коннотации вариативность поведения, как отдельных индивидов, так и человечества в целом. Сформулированы начальные базовые постулаты поведенческого самоконтроля с целью воздержания от морально-этических, нравственных и иных нарушений, побуждения к благотворной деятельности, преодоление разделенного единства, что, как видится, может стать основой благоприятного человеческого сосуществования на общих принципах.


Сумма

Вселогос разделен на семь гимнов, каждый из которых содержит двенадцать четверостиший, состоящих в основном из лаконичных простых и односложных предложений, перечисляющих от первого лица свойства и качества, приписываемые Богу, и характер Его участия в определенных событиях, которые были выведены в писаниях.

Гимн Творца открывает представление единого и абсолютного Эфира, силы Его Духа, определяющего стойкость единоначалия в безграничном участии в сотворении мира.

Гимн Осмыслителя продолжает раскрытие свойств Эфира, учитывая мудрость целостности в противоположностях, благотворность и постоянную волю к совершенству.

Гимн Вразумителя передает собственные присущие положительные качества, поднимает вопросы осознанности, причинности и благоразумия, кротости и укрепления веры, закладывает основу для диалога совести.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2