bannerbanner
Достоинство человека. Основа прав, свобод и законных интересов
Достоинство человека. Основа прав, свобод и законных интересов

Полная версия

Достоинство человека. Основа прав, свобод и законных интересов

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Достоинство человека

Основа прав, свобод и законных интересов


Борис Майоров

Моим родителям посвящается

© Борис Майоров, 2017


ISBN 978-5-4485-3038-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В эпоху Просвещения (Декарт, начало XVIIв. – Руссо и Вольтер, конец XVIIIв.) появились идеи о Естественном праве человека.

Ранее веками обсуждались Божественный образ человека и любовь к ближнему в созданном Богом геоцентрическом мире.

В XIX веке Ч. Дарвин по существу обосновал Достоинство человека, его основное свойство, сформировавшееся естественным отбором человекообразных в течение миллионов лет. Было доказано, что человек не раб божий, а общественное существо с достоинством и лишь по своему согласию подчиняется королю или выбранному им президенту.


На основе традиций и новых идей были созданы и приняты Билль о правах в Великобритании, Билль о правах в США, Декларация прав человека и гражданина во Франции.


Первая и Вторая мировые войны выявили необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.

Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор по правам человека стал необходим.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948г.

Статья 1.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

В 1993 году в России была принята Конституция, заложившая основы защиты достоинства человека, его прав, свобод и законных интересов.

7 декабря 2000 года Европейский парламент торжественно провозглашает Хартию основных прав Европейского Союза.

Сегодня, в начале XXI века, зарождается вторая эпоха просвещения. Научному сообществу, каждому человеку необходимо участвовать в претворении деклараций о достоинстве человека в право, технологии и методики достойной жизнедеятельности. Каждому человеку на Земле следует обеспечить устойчивое развитие, а народам плавный переход авторитарных государств к самоуправлению.

Автор и редактор сайта предлагает понятную каждому человеку личностную систему ценностных координат (Ценности человека) на основе понятия достоинства, как общий инструмент для обновления наций, других сообществ и личного счастья.

Войны всегда разрешают накопившиеся в мирное время ошибки, гасят вредную деятельность людей. Все войны, в том числе и холодные – это социальные катастрофы общества, неуправляемые до сих пор факторы развития, построения сообществ. ГУЛАГ и Холокост не должны повториться.

Настало время второй эпохи просвещения, научно-гуманитарной революции, когда ценностные ориентиры на основе достоинства из области естественного права человека войдут в технологии счастья каждого человека, обеспечат устойчивое развитие сообществ.

В России история развития и государственности, и прав человека, его достоинства были эпизодическими. При этом в XX веке советская власть почти полностью стёрла не только понятие, но и чувство собственного достоинства. У советского человека на основе всего общего воспитывали «собственную гордость».

[битая ссылка] Ни одна советская конституция с 1918 по 1978 год не содержала в своих статьях даже одного слова с корнем «достоин». Впервые понятие ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА было включено в первую постсоветскую Конституцию России 1993 года.

Конституция России

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Комментарий к ст. 21

Достоинство личности, как отмечается в Преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Достоинство – неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод (Постановление Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. N 11-П//СЗ РФ. 2000. N 27. ст. 2882) и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Поэтому, как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере обеспечивать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство. Обеспечить достоинство человека – значит прежде всего относиться к нему не как к объекту воздействия со стороны государства, а как к равноправному субъекту, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции) и спорить с государством в лице любых его органов (Постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. N 4-П//СЗ РФ. 1995. N 19. ст. 1764).

Борис И. Майоров – редактор сайта и автор проекта полагает, что в современную эпоху глобализации начинается массовый уход населения большинства стран от химер и идеологий. Каждый народ начинает приобретать научно обоснованные, принимаемые ООН, ценностные ориентиры на основе понятия «Достоинство человека», которое в XXI веке станет аксиомой общественного сознания, началом расчётов устойчивого развития цивилизации и человека, основной ценности сообществ во всех смыслах.


Декартова система координат


Система координат Декарта (x,y,z – знает каждый) обеспечила все основные расчёты для развития современной науки и технологий.

И для модернизации, и для жизни после модерна (капитализма) также нужна понятная каждому современному человеку система социальных измерений.

Предлагаю такую систему для измерений ценностей человека в общественном пространстве.


Ценностная система координат для общества


Научная социология обеспечит уход от волюнтаризма в государственном строительстве и социального экспромта населения и местных администраций с действиями на площадях и улицах любых поселений.

Уже сегодня нужны анализ и выводы из трагических ошибок фашизма, заблуждений коммунизма и запредельного либерального роста отдельных стран за счёт окружающей среды и утопических представлений о самом человеке за последние тысячелетия.

Обновлённое лидерство, технологии устойчивого развития ценностно-ориентированных сообществ позволят человечеству избежать войн и продлить жизненный цикл сообществ и всей цивилизации реального человека до вымирания всего разумного и живого в неотвратимой [битая ссылка] биологической смерти планеты Земля с последующей гибелью этого варианта Вселенной.


Сегодня многое в наших руках!


В книге предложен основной образ ценностных ориентиров человека из 3 пальцев и расширенная система ценностей, понятная для каждого человека. Надеюсь, что в ближайшем будущем они станут основой технологий создания и удержание счастья в системе координат на основе достоинства – (соединённые две ладони) и 10 ценностям, ориентирам (10 пальцам обеих рук). Не зря народ говорит, что опускать руки нельзя – счастье исчезнет.

Система ценностных ориентиров на основе достоинства человека

Расширенная система ценностей человека


История человека, всего человечества наполнена поисками и обоснованием смыслов, ценностных ориентиров для выживания, модернизации или устойчивой жизни в среде оригинальных или общепринятых относительных и абсолютных ориентиров своего социального времени и своего социального уровня. При этом сообщество, [битая ссылка] отдельный человек в различные периоды своей жизни может жить по одному ориентиру (например: родительский дом, дружба, любовь, работа, карьера по вертикали командно-административной системы или в странах демократии; можно ориентироваться на собутыльников, местную братву, пролетариев всех стран и так далее), по одной ценности или не чувствовать и не сознавать ничего в качестве ценного, находясь на учёбе, в поиске, депрессии, в устойчивом, переходном обществе или во времена периодической смуты из-за [битая ссылка] падения интеллекта масс в своём социальном уровне или в общем уровне текущей цивилизации.

Родители, элиты или вожди осуществляют социальное управление, ориентируют или дезориентируют человека или население силой, деньгами и мудростью в различных пропорциях, предоставляют возможности для самоуправления или в период кризиса общества оставляют человека, население для самоорганизации. В период кризиса общества часто появляются авантюристы, которым [битая ссылка] обманом жить с руки.

От сообществ каннибалов, которые как-то уживались вместе, до современных правовых развитых обществ с понятиями и практикой уважения достоинства человека пройден большой исторический путь.

В разные эпохи люди ориентировались на предметы, богов, шаманов, по семье и племени, по территории и религии, потом по национальности и стране, сословию и идеологии. Теперь появилась ориентация по культуре потребления и профессии. При этом социальное время мало изучено и не определено для каждого региона и сообществ одного региона. При этом 85% населения живёт так, как положено всему живому – не дискутирует, не рефлектирует, не анализирует свои поступки.

В нашей стране большинство людей после краха тотального советского режима не приобрели современные научные системные ориентиры, а наоборот впитали фрагменты разных, часто ложных, понятий и представлений. Их ценностные ориентиры могут наполняться и изменяться даже в течение недели. Это особенно заметно в условиях политической, идеологической или экономической борьбы конкурентов, когда необходимо манипулировать массами конкретного региона или страны. Основной вневременной социальный ориентир на сегодняшний день для всех сообществ от группы из трёх человек до ещё недавно существовавших империй – это подчинение действующему царю, императору, вождю, президенту, командиру, начальнику, мужу, главе, главарю… Условное или беспрекословное подчинение по присяге или по договорённости в различных вариациях пока работают и их полагается принимать, понимать и строить свои толерантные отношения с людьми исходя из существующей реальности.

Надеюсь, что в будущем, люди смогут смягчить отношения подчинённости и как-то влиять на решения, принимаемые лидером.

По моему мнению, население России имеет высокую социальную инерцию, живёт как бы в советском сообществе, говорит шаблонами телевизионных передач и ориентируется на лидеров во власти. Полагаю, что сила, деньги и знания сегодня продолжают концентрироваться и в федеральной вертикали власти, и у региональной, и у местной элиты и бюрократии, а население остаётся нищим, слабым и необразованным. Такова сложившаяся социальная традиция, налогообложение старшим младшего, граничащее с добровольной эксплуатацией. Это стало возможным не только из-за отсутствия прозрачности расчётов; об этом пишут, говорят, «[битая ссылка] утверждает наука«…, а переход к устойчивости развития России, видимо, появится после этапа всевластия региональных кланов, когда соотношению силы, денег и знаний элиты и населения станет 50 х 50. Можно принять вывод учёных, что человек как общественное животное завершил стадию происхождения от обезьяны, но адекватные общества согласно социальному местному времени во многих странах не сложились и процесс этот, вероятно, только в начальной стадии. При этом социальные тенденции и проблемы прогресса массы людей не понимают, участвуя в них в силу сложившихся обстоятельств, а радикально менять социальные традиции для них вредно. Это патовая ситуация для небольшого числа прогрессивно настроенных людей в России – шагать молча строем или стоять с плакатом в одиночном пикете.

Эволюция, усложнение социальных систем, тенденции развития сообществ неизбежно приводит к появлению силы у населения – массовых горизонтальных отношений на основе достоинства человека, будут строиться множественные негосударственные вертикали на основе закона и этики с учётом фактора мультикультурности. Уже сегодня, для мирного устойчивого развития сообществ, сосуществования культур, формируется общая и понятная каждому система ценностей человека, солидарность и участие каждого в делах сообщества – отгородиться или жить в своём виртуальном пространстве и человеку, и государству неэффективно. Через всеобщее образование и технологии растут богатства и знания населения. Достижение устойчивости сложных социальных систем будет стимулировать и стремление каждого человека к ценностям личного счастья, создавая тем самым минимизацию потерь и рациональное использование ограниченных ресурсов в экономике.

В XXI веке наметилась тенденция обособления человека от архаичных понятий вертикальных отношений государства, коллектива-племени и так далее, заменяя их законом и этическими нормами уважения своих прав, свобод и законных интересов. Нарождающееся ещё одно качество человека – ориентированность в географических и ценностных координатах только-только начинает проявлять себя. Зарождается и наука о мышлении и технологиях его использования для создания новых сообществ и счастливой жизни отдельных людей.

Сегодня в России с трудом создаётся новая солидарность на основе людей с понятиями достоинства и ценностных ориентиров человека, которая объединит семьи, профессионалов, сообщества по интересам и другие первичные ячейки гражданского общества. Полагаю, что в конце XXI века будет применяться персональный [битая ссылка] количественный расчёт уровня ценностей человека с учётом [битая ссылка] генома конкретного человека, осуществится качественный переход от человека разумного к человеку ценностно ориентированному.

Человек и сообщество всегда стремится повысить некий коэффициент полезности своей деятельности, иногда называемым смыслом жизни. Однако этот коэффициент, если его и подсчитают когда-либо, наверняка окажется небольшим, как у паровоза 8%, а то и меньшим. И этот уровень был на протяжении веков для народностей и на протяжении всей жизни каждого из нас, чем бы он не занимался. Деятельность человека часто не бывает полезной, впрочем как и работа паровоза, о пользе которого иногда рассуждают педагоги.

В ходе индустриализации (модерна) был достигнут средний политехнический уровень образования населения, воплощённый в понимании массами физических процессов, силы, работы, энергии… На мой взгляд, во многих странах ХХ века сообщества жили, упрощенно говоря, под властью деятельных идиотов, потомков пассионариев по теории этногенеза [битая ссылка] Льва Гумилёва, да и сегодня энергия большинства [битая ссылка] неуправляема. Это свойственно и России: её чаще губили собственные деятели из народа, а не завоеватели – варвары.

Мир достиг пределов интенсивного развития. По моей оценке, с конца 60-х годов в СССР, а в странах мира социализма ранее, на фоне утопических планов КПСС, начали создаваться криминальные сообщества на основе действующего закона и здравого смысла, а после развала СССР эти корпоративные структуры, некоторые с участием иностранных и транснациональных корпораций разрослись, приумножились и овладели Россией: направляют своих представителей в Правительство и в качестве депутатов в Парламент с купленной путёвкой от какой-либо партии или джентльменским набором соответствующих рекомендаций, вплоть до докторских диссертаций какой-либо науки.

Для корпораций главное – прибыль и Европа объединилась, чтобы упростить движение идей, людей и капитала, а устойчивое развитие корпораций стран Евросоюза приоритетным. Однако и на этом пути у Евросоюза много трудностей.

В условиях переходного периода в России, вероятно, КГБ, а ныне ФСБ играет важную роль в управлении страной и пытается встать над корпорациями, история которых разворачивается у нас на глазах. Полагаю, что это метод переходного периода, российский вариант становления корпоративного управления.

России сегодня необходима всеобщая ценностная грамотность в качестве основы для жизнедеятельности в информационном обществе. При этом нужно и постоянное повышение благосостояния населения и особенно центральной её части. Социальному управлению на всех уровнях необходимо способствовать горизонтальным связям населения для солидарности в различных местных сообществах, способствовать подготовке современных кадров для управления страной и сотрудничества в корпорациях всего мира для ввоза из-за границы технологий, специалистов и капитала. Россия в течение перехода к постмодерну может стать для соседних стран хранилищем капитала и в содружестве развитых стран быть не великой державой с ракетами, а уютной наднациональной страной с развитой корпоративной системой, фактически объединённой своими транснациональными связями с Евросоюзом и остальным ценностно-ориентированным миром.

Прямой диктат меньшинства уходит в историю, вариант управления через демократию в России не состоялся, а самоуправление ценностно-ориентированного населения только-только пробивается в сознании и на практике пока ещё развитых стран. И здесь у России есть шанс не плестись в хвосте Запада (что тоже не плохо), а выйти на один уровень с развитыми странами, устойчиво развивая не только армию, экономику и науку, но и ценностно-ориентированное население.

В нынешнем мире после крушения империй и трансформации авторитарных режимов ХХ века, завершения «холодной войны», научно-технической революции и эпохи либеральной экономики развитых стран оттаяли миллиарды людей, массы освободились для жизнедеятельности в новых условиях [битая ссылка] наступившего постмодерна. Для становления сообществ после демократий и либерализма (устойчивого, не интенсивного развития за счёт переработки сырья, а через инновации и активизацию каждого человека) понадобились новые основания и ориентиры построения личного и общественного счастья. В очередной раз в социальной истории, но впервые в глобальном масштабе началась замена божества, начальника, вождя, переоценка морального авторитета, авторитета грубой силы, неправедных денег или сомнительного знания, идеологий и иных отживших социальных традиций.

В юности, во время сплошной пропаганды, советский народ мне представлялся вполне приличной общностью современных людей, которой не хватает чуточку свободы действия. Однако я ошибался. Советский народ оказался законсервированным, замороженным сообществом в режимах абсолютной монархии и диктатуры большевиков; не каннибалами, но и не светским обществом. Вероятно, массовые разборки по понятиям, в том числе отдельные случаи каннибализма в России возможны ещё 100 лет. Нужны усилия элит, например, пятилетки ликвидации информационной безграмотности людей для жизни в современном обществе знания. Видимо, следует призывать молодёжь на строительство элементов нового общества, показывать правильную картину жизни населения, чтобы не впадать в шок от съеденного в прямом или переносном смысле соседа или дезориентированного и гибнущего родственника в поисках своего счастья вне постиндустриального общества.

В России, в самой богатой ресурсами стране мира, после обвала, разморозки и расконсервации советского социума наступил переходный период. Здравомыслящие лица уточнили суверенитет России в Конституции 1993 года, создали проект будущего, но не научили население использовать эти новые возможности для построения своего счастья и люди остались дезориентированными с элементами рухнувшей командно-административной системы, ростками демократии, нового криминала, новой этики и других всевозможных факторов современной цивилизации. Дезориентированные люди продолжили, как и в прежние времена, искать личное и общественное счастье, получив на руки, кроме низкой зарплаты, обезличенные эквиваленты собственности – ваучеры, которые были выброшены неподготовленным населением на ветер.

По данным ООН индекс развития человеческого потенциала ([битая ссылка] ИРЧП) на сегодня колеблется у России в районе 55 из 169 стран. То есть граждане России остаются нищими в окружении своих богатств (не смогли, не успели в ХХ веке на основе командной системы развить свою экономику), не смогли перейти от поиска к строительству своего счастья. ООН учредило 20 марта 2012 года [битая ссылка] Международный день счастья: рейтинг России по счастью в отчётах ООН пока что невелик.

Усугубляя материальную скудость общества, неконтролируемые СМИ по инерции продолжают навязывать населению смутную экономическую и политическую среду, продолжают сознательно, а чаще бессознательно манипулировать чувствами населения, формируют понятие культуры на базе песен и плясок на сцене и льду, другие ложные ориентиры для обретения счастья человеком, чья жизнь продолжает оцениваться меньше содержимого его небольшого кошелька.

В наше время наметилась потребность в обновлении всех уровней социально-гуманитарных смыслов бытия и если их не проектировать и практически не конструировать, то после освоения населением изделий и смыслов научно-технической революции, гаджетов нашего времени в теперешнем глобальном мире может произойти череда социальных катастроф из-за потери ориентиров ныне процветающих и развивающихся сообществ.

Крушения традиционного уклада (какой-либо ориентации в жизни) были и в прошлом, но не в глобальном масштабе. [битая ссылка] Предполагаю, что сложность ситуации обусловлена невозможностью повторения социальной истории развитых стран развивающимися.

Современные вызовы – задачи устойчивого развития человека, сообщества, России и всех стран (без стихийного развития экономики денег, застоя, без рывков и резких торможений, без войн и революций) предлагаю начать решать уже сейчас каждому человеку на собственных пальцах по десяти ценностным ориентирам на основе достоинства человека. Одновременно необходимо включить экспертно-цифровые методы расчёта счастья человека в каждый смартфон, увязав его через супер компьютер с основными системами координат жизнедеятельности человека: гелиоцентрическую, геоцентрическую, общественно-экономическую (государственную, гражданскую, частную). Предлагаю уже сегодня по десяти ценностным ориентирам решать задачи собственного счастья человека, устойчивости любого сообщества от семьи до государства, оценки любых шагов правительств во внутренней и внешней политике. Национальные интересы народа в нашу постиндустриальную эпоху должны трансформироваться в общечеловеческие ценности народа и всего человечества Земли. То есть политические и этнические нации и национальные интересы государств трансформируются в ценности устойчивых сообществ на основе необходимого и достаточного счастья каждого человека в конкретной местности.

В XXI веке будет достигнута всеобщая информационная грамотность, человеку уже сегодня надо предложить совокупность установок, знаний, умений и навыков, которые позволят ему определять и формализовать прежде всего собственные права, свободы и законные интересы для поддержания ценностей устойчивой жизнедеятельности. Конкретными, цифровыми, а не туманными методами и способами надо всюду предлагать достаточный набор информационных средств с указанием, как следует её использовать в соответствии с правовыми и этическими нормами конкретной местности. Уже сегодня надо технологически оцифровать, формализовать и предложить для всех и каждого человека методики решения большинства жизненных ситуаций, множество удобных транспарентных ценностных ориентиров с необходимой детализацией по каждой ценности и их понятную взаимозависимость на основе достоинства человека.

На страницу:
1 из 2