
Полная версия
Сталинградское междуречье. Бородино-1942
Ещё 16 августа 8-й армейский корпус Вермахта планировал быстрое форсирование Дона в районе Трёхостровской (западный берег Дона) для создания плацдарма в районе х. Паньшино. Но 39 гвардейская дивизия Гурьева не позволила немцам быстро осуществить свой замысел. Позднее здесь появится 214 стрелковая дивизия Бирюкова.
19 августа командующий 6 армии Вермахта Фридрих Паулюс выпустил приказ об окружении с севера 62-й армии, используя лучшие танковые и мобильные соединения Вермахта по линии в направлении посёлков Песковатка – Котлубань – Кузьмичи – Рыно́к.
В приказе сказано о том, что немцы должны занять северную, северо-западную часть города, сходу взяв стратегически важный для обороны города «Тракторный завод».
План Паулюса был построен на том, что наша 62-я армия, измученная боями в июле-августе 1942 года, не успеет вовремя занять оборонительные рубежи на севере города.
В случае успеха плана Паулюса, 62-я армия к 28—30 августа была бы окружена в огромный, страшнейший котёл. Тогда немцы смогли бы взять центр города и заводы «голыми руками».
С 18 августа войска 4-й танковой армии Крючёнкина, а также резервные дивизии, приданные 62-й армии, завязали неравный бой, в котором погибло много воинов. Прежде всего – из 87-й, 98-й, 27-й гвардейских стрелковых дивизий.
Но благодаря этим воинам, планы немцев были нарушены уже здесь, на территории населённых пунктов Песковатка, Вертячий. Создать плацдарм при форсировании р. Дон удалось лишь вечером 22-го числа в районе Вертячего и Песковатки.
Именно поэтому 23 августа, а не в какой-либо другой день, началась «ковровая бомбардировка» города.
Задача, которая была у фашистов – создать состояние шока не только у жителей города, но и у тех, кто сражался на подступах к Сталинграду… Солдат, оборонявших Междуречье.
С 23 августа 62-я армия, удерживавшая берег Дона, имеет риск столкнуться с многократно превосходящими силами противника, которые будут наносить удары с разных направлений.
С 23 августа по 12 сентября на этом направлении появляются следующие соединения Вермахта: 16 танковая дивизия, 3 и 60 моторизованная дивизия (14 механизированный корпус фон Виттерсгейма); 305, 389, 384 пехотные дивизии 8 армейского корпуса, а также 71, 76, 94, 295 пехотные дивизии, совместно с 7 танковой дивизией.
Но было ещё и южное направление, (от н. п. Карповка- Новый Рогачик, до н. п. Цыбенко-Варваровка) на котором действовали силы 29 моторизованной дивизии, 48 танкового корпуса (14 и 24 танковые дивизии), 297 и 371 пехотных дивизий Вермахта против 64 армии Шумилова.
Несмотря на бомбардировку города, планы немцев рушатся снова. С 18 августа по начало сентября идут активные боевые действия, в результате которых немцам не удаётся занять х. Паньшино, защитницей которого в тот момент являлась 214-я стрелковая дивизия.
Та 214-я стрелковая, в которой воевал Семён Школенко, о подвиге которого писал сам Константин Симонов! А также известная на весь Советский Союз актриса – молодая двадцатилетняя Гуля Королёва!
Если бы хутор Паньшино не смог бы устоять в те часы, именно в те дни… случилось бы страшное!
Немецкий плацдарм высадки с Дона был бы расширен на большую территорию от Вертячего до Паньшино. Подвиг 214-й стрелковой дивизии окажет огромное влияние не только на августовские события 1942 года, но и на всю Сталинградскую битву.
Город с северной части был абсолютно пустой, не было никого, кроме 10-й стрелковой дивизии НКВД, которая также в конце августа – начале сентября защищала и занималась организацией обороны нашего посёлка Городище (282 стрелковый полк 10 стрелковой дивизии НКВД).
Вернёмся к приказу Паулюса!
19 августа 1942 года Паулюс издал приказ «О наступлении на Сталинград». Перед 6-й армией ставилась задача форсировать Дон в районе Песковатки и Трёхостровской и нанести удар главными силами в район севернее Сталинграда до Волги. Этот удар должен был сопровождаться на южном фланге продвижением сил через р. Россошку в её среднем течении с тем, чтобы юго-западнее Сталинграда «соединиться с продвигающимися с юга подвижными соединениями соседней армии», то есть 4-й танковой армией Гота. В приказе указывались задачи соединения армии по овладению центральной, южной и северной частями Сталинграда.
19 августа ударные группировки VI и IV танковых армий Вермахта, выполняя приказ своего командования, начали одновременно наступление на Сталинград.
Северо-западнее Сталинграда, на железнодорожную станцию Лог, прибыли эшелоны 2-го танкового корпуса под командованием генерал-майора танковых войск А. Г. Кравченко. В составе этого соединения были 26, 27, 148-я танковые и 2-я мотострелковая бригады. Выгрузка производилась под ударами вражеской авиации.
Противник продолжал удерживать инициативу и 22 августа. На захваченном им плацдарме на левом берегу Дона в районе Песковатки и Вертячего ему противостояли части 98-й стрелковой дивизии полковника И. Ф. Баринова, один полк 87-й стрелковой дивизии, курсанты Орджоникидзевского училища, артиллерийская группа генерал-майора Н. М. Пожарского. Они вели упорные бои, но не в состоянии были ликвидировать плацдарм, захваченный 14-м танковым корпусом фон Виттерсгейма. К исходу 22 августа он был расширен до 45 км по фронту.
Командующий фронтом разрешил ввести в «бои на внешнем обводе» основные силы 87-й стрелковой дивизии, чтобы уничтожить захватившего плацдарм противника, а участок, ранее занимавшийся частями Казарцева на «среднем обводе», приказал занять 35-й гвардейской дивизии.
«Однако предвидеть, что полки Казарцева не смогут дойти до своих новых позиций, в то время, как 35-я гвардейская дивизия не успеет вовремя сменить их на прежних – никто не мог. Никто и не знал, каким днём станет наступавшее 23 августа» (из книги Н. Крылова «Сталинградский рубеж»), когда общее положение войск под Сталинградом изменилось резко и грозно.
Сосредоточившись на плацдарме левого берега Дона, немецкий 14-й танковый корпус 23 августа перешёл в наступление. Свой главный удар враг наносил встык 4-й танковой и 62-й армий, развивая наступление в общем направлении «на Рынок».
«Северная дорога к городу» была ещё важна и тем, что здесь были сосредоточены рабочие посёлки и заводы «Баррикады», «Красный Октябрь», «Тракторный завод» (Краснооктябрьский и Тракторозаводский районы Волгограда).
В случае занятия немцами этой территории, они бы получали всю военную промышленность города, благодаря которой можно было бы ещё сильнее ударить по 62-й армии!
Немаловажным фактом, отражающим замыслы немцев, является ещё и то, что до 27 августа сами заводы не подвергались масштабным бомбардировкам авиации. До этого времени немцы рассчитывали осуществить здесь свою излюбленную тактику «Блицкриг».
23 августа уже в 16:00, 14 танковый корпус генерала фон Виттерсгейма и подчинённая ему 16-я танковая дивизия, буквально пролетев шестьдесят километров, выходят к берегу Волги в районе Акатовка – Рыно́к.
Немецкие дивизии на этом направлении были растянуты на все 60 километров в сторону от Дона до Волги, создав «северный заслон» между 1 гвардейской и 62-й армиями.
И всё зависело от того, как быстро элитные войска Вермахта смогут продвинуться в город.
Нам снова повезло. Навстречу немецким танкам со стороны Сталинградского фронта, с севера, успевает занять позицию 2 танковый корпус Кравченко, которому удаётся отбить немцев с этого направления. Кравченко удастся освободить посёлок Орловка, который позднее займут части 315 стрелковой дивизии Князева, а затем и 115 отдельная курсантская стрелковая бригада К. М. Андрусенко.
В предместьях северной части города удар прорвавшихся немецких танков принял на себя 23-й танковый корпус совместно со 2-м дивизионом 1077-го зенитного артиллерийского полка, стоявшего на огневых позициях для прикрытия с воздуха Тракторного завода. Одновременно они подверглись ожесточённой бомбардировке фашистских самолётов.
23-й и 2-й танковые корпуса под командованием генералов А. М. Хасина и А. Г. Кравченко «спасли ситуацию» для города. Руководство действиями всех бронетанковых войск в оборонительных боях под Сталинградом осуществлял исполняющий обязанности командующего бронетанковыми и механизированными войсками фронта генерал – майор танковых войск Е. Г. Пушкин.
Орловка – посёлок, который в течение сентября-октября окажет исключительное сопротивление. Посёлок, повлиявший на ход Сталинградской битвы.
Остальные дивизии начинают продвигаться вглубь района (Малая и Б. Россошки, хутор Бородкин, хутор Новая Надежда, Гумрак, Городище, Кузьмичи, Дмитриевка), где завязываются жесточайшие бои с 23 августа по 10 сентября.
87-я стрелковая дивизия под командованием Александра Игнатьевича Казарцева разрезается этими дивизиями ровно напополам. Казарцев теряет связь со своим 1379 стрелковым полком 87-й стрелковой дивизии.
Именно об этом полке в страшные сентябрьские минуты трубили все фронтовые газеты:
«33 богатыря Междуречья!»
Городищенский историко-краеведческий музей создал канал на «Яндекс. Дзен». Статья с названием «33 богатыря Междуречья» раскроет глубже проблему героев Междуречья.
Предлагаю вашему вниманию отрывок из статьи:
«В те дни в результате массированной атаки немцев и бомбардировки позиций полка в живых осталось 33 человека.
33 – из полка! Из двух тысяч!
В борьбе за Малые Россошки навязали немцам бой с 24 по 25 августа. У наших ребят было только ОДНО ПРОТИВОТАНКОВОЕ РУЖЬЁ ДЕГТЯРЁВА! Рассчитывать на подкрепление было просто невозможно!
Наши богатыри отбили атаку сначала 20 танков, а затем и 50 танков. В результате боёв были подбиты 29 танков и уничтожено до 150 фашистов.
Тем самым, богатыри повторили подвиг 28 панфиловцев!
Это – только наша беда! Беда Междуречья! Что эти «Боги войны» не получили своевременно Героев Советского Союза! Эти бои остались в тени боёв под Сталинградом…»
В Междуречье воевал прославленный Герой Советского Союза, командующий 1078 стрелкового полка 87 стрелковой дивизии – полковник Диасамидзе.
Батареи ЗАП-1078 были расставлены на территории от х. Новой Надежды до п. Орловки, где наши зенитчики сражались и погибали за нашу землю.
Майор 1382 стрелкового полка 87 стрелковой дивизии Зайцев – прославленный боец! Участвовал в боях за Песковатку, Дмитриевку, Малые и Большие Россошки!
Дмитриевка – важный пункт в те дни. Если бы Дмитриевка была бы отдана сразу, то дорога на Карповку, где располагалась трасса Калач-на-Дону – Сталинград, была бы открыта.
Что создало бы угрозу разгрома 62-й армии, а также развязывания рук фашистов, то есть увеличения количества направлений нападения на город в конце августа – начале сентября.
В результате этих боёв, полк майора Зайцева отбил атаки многократно превосходящих сил противника! Был награждён Орденом Отечественной войны II степени за исключительные боевые качества. Но уже посмертно…
Другие полки 87-й стрелковой дивизии заняли позиции юго-восточнее от 214-й стрелковой дивизии, в районе железнодорожных станций «Котлубань» – «Разъезд 564-й километр». Сейчас рядом с железнодорожной станцией Котлубань стоит посёлок Самофаловка – героическое, но в то же время одно из самых трагических мест во всей Сталинградской битве. Но об этом – чуть позже.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.