
Полная версия
Капля крови в снегу. Стихотворения 1942-1944
14. Тоня-река
Белые ноги в траве.Дерево в юбке большоеОбнимет. Ветвями подымет.То девушка Маня берёза,То девушка манит меняИ с собой уведёт.Но девичьи ласки мне не по нравуИ девушка-дерево мне не по праву.Чтоб руки упали, чтоб ноги поплылиЗарежу жену. И сердце утонет.Заплачет река и застонет —Тоня-река.Июль 194215. «А девушка тут где смеялась, любила…»
А девушка тут где смеялась, любилаНо смех уж застыл и остыла любовь.И нож уж ползёт по руке, где скользила,Где радость текла и гремела весёлая кровь.И нож уже в теле как скрежетИдёт не спеша и всё глубже и режетИ нож по груди где ласка – тоска.Где милое, страшное, Люда, Людмила?Ты девочкой прыгала, папу любила,Ты девушкой стала и вот ты доска.А нож всё ползёт, и всё режетИ режет и нежит и режет,А нож всё ласкает жестокийКак дети, острый и нежный.И двое стоят и смеются бесстыдноИ смотрят в тебя как будто им видноДушу твою, светлую ветку.То ветку живую срубили бездушно.Зарезали девушку. Плачет воздушноНебо тоскует по той что ЛюдмилойЗвалась. Что была певуньей, девчонкойЗастыло, обвисло стало синей печёнкой,Что было девчонкой, что прыгало, пелоЧто речкой гремело о камни так смелоЧто девочкой Людой девчонкой звалось.Июль 194216. «И девушка вошла в меня…»
И девушка вошла в меня,И девушка в меня врубилась,И девушка схватив меня,И на бегу в меня влюбилась.Её размашистый напорВ меня ударил как топор.Её взволнованный ударМеня уносит как угар.Ту девушку зовут река.В её руке ворчат века.И бьёт ногами по плотуИ та не та и ту не ту,Себя уносит налету.Её рука на берегу,А берега не берегут.Она меня бегом схвативС собой уносит как мотив.И я как стон давно во ртуВода в крови и налету.Июль 194217. «Плыл кораблик на боку…»
Плыл кораблик на бокуИз Китая, из Баку.Видит, поп лежит на брюхеС самоваром на полу.Видит, поп с ногами в ухеИ с женою пополам.Плыл кораблик на бокуИз Тамбова, из Баку.Видит он, лежит карасьИ девица словно князь.У девицы в моче ВалиТри кобылы ночевали.У девицы между ногТреугольник и пирог.У девицы между рукСдох зажаренный петух.У девицы между плечЖдёт с запиской меня меч.У девицы между перьевСпят Ловушкин и Савельев.У девицы между ляжекЯ сижу с руками тожИ точу ногами нож.Плыл кораблик на бокуИз Парижа, из Баку.Видит он, сидит короваИ руками вертит блюдо.– Здравствуй Вера. Как здорова?– Я здорова как верблюд. —Отвечает Вера. Бьют.Бьют её. Плюют. И режут.А она с ногами в тесте,А её ногою тесть:– Негде, милая, мне сесть.Плыл кораблик на бокуИз Европы, из Баку.Видит он, спешит красоткаА у ней в руке чесотка.А у ней в ноге кинжал.Черт её меж ног зажал.Плыл кораблик на бокуИз Китая, из Баку.Июль 194218. «С воздушной волною в ушах…»
С воздушной волною в ушах,С холодной луною в душеЯ выстрел к безумью. Я – шахИ мат себе. Я – немой. Я ужеНичего и бегу к ничему.Я уже никого и спешу к никомуС воздушной волною во рту,С холодной луной в темноте,С ногою в углу, с рукою во рвуС глазами, что выпали из глазницИ пальцем забытым в одной из больниц,С ненужной луной в темноте.Июль 194219. «Лежу с женой вдвоём в квартире…»
Лежу с женой вдвоём в квартире,Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Выражаем благодарность А.А. Кобринскому за помощь и рекомендации; Александру, Геннадию и Кире Гор – за отзывчивость и неизменную благожелательность; А.С. Ласкину – за ценные замечания.
2
За последнее десятилетие ранняя проза Г. Гора дважды переиздавалась – см. раздел Библиография.
3
О чём как будто может свидетельствовать ранний рассказ «Вмешательство живописи», уже в 1990-егг. расценённый А.А. Александровым как злая карикатура на Д. Хармса.
4
А.С. Ласкин назвал эти стихи «прямой, ничем не сдерживаемой речью подсознания». Развивая эту мысль, можно предположить, что многое в них можно было бы прояснить средствами психоанализа.
5
«Первым большим поэтом “ленинградского неомодерна”» назвал Гора Олег Юрьев (см. его статью, содержащую ряд существенных замечаний о поэзии Гора, в разделе Библиография).
6
Повышенное «интертекстуальное напряжение» поэзии Гора позволяет продолжить этот ряд не только участниками ОБЭРПУ, однако их роль представляется первостепенной.
7
Некоторые стихотворения Хармса этого периода известны именно в списках Гора.
8
Строго провести теоретическую границу между лирическим субъектом, лирическим героем и ролевой лирикой в этом случае сложно, да и едва ли необходимо. Можно даже предположить, что стихи представляют собой своеобразную «полифонию» голосов многих безымянных персонажей – так часто меняются имена возлюбленных и близких, места действия, судьба самого героя, умирающего разными смертями, и т. п.
9
Свобода эта особое значение имела именно для Гора, после ряда критических статей ещё в 30-е гг. в значительной степени подчинившего своё творчество влиянию автоцензуры.
10
На связь поэзии Гора с традицией Хлебникова первым указал её немецкий переводчик и комментатор Петер Урбан.
11
Риторическая формула, регулярно появлявшаяся в статьях Гора, посвящённых самым различным вопросам.
12
Экспериментальные художественные мастерские при Институте народов Севера под руководством Л.А. Месса и А.А. Успенского и творчество их выпускников, среди которых одним из самых известных стал Константин Панков, – уникальное, но ныне малоизвестное культурное явление 30-х гг. См. об этом: Северный изобразительный стиль. К. Панков. 1920-30-е гг. / Авт. – сост. Н.Н. Фёдорова. М., 2002; Фёдорова Н.Н. Константин Панков и живопись 1930-х гг. // Наше наследие, 2002, № 61; Гор Г.С. Ненецкий художник Константин Панков. Л., 1968.