bannerbanner
Стань сильней и мудрей. Поэтический экскурс по следам мудрецов
Стань сильней и мудрей. Поэтический экскурс по следам мудрецов

Полная версия

Стань сильней и мудрей. Поэтический экскурс по следам мудрецов

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Елена Лиходиевская

Стань сильней и мудрей

Поэтический экскурс по следам мудрецов

© Елена Лиходиевская, 2021

© Интернациональный Союз писателей, 2021

Предисловие

Большое разнообразие методов и различных средств лечения испробовал человек от истоков бытовой народной медицины и до наших дней. И всё начиналось с лечения травами, которые издавна привлекали к себе заслуженное внимание и по праву стали называться целебными.

Многовековая проверка и совершенствование медицинских знаний далеко не всем растениям сохранили всеобщее признание и вписали их в арсенал лечебных средств практически до наших дней. Лечение растениями, травами, которое пришло из глубокой древности, – известная всему миру фитотерапия… Вещества, находящиеся в лекарственных растениях даже в минимальных количествах, помогают больному, ослабленному организму справиться с недугом. Ведь выбор травок в природной аптеке очень богат. Только одинаково привлекательны и самые полезные травки, и ядовитые растения. И нужно быть очень внимательным и осторожным, пользуясь разного рода справочниками по лекарственным растениям, так как ни в лугах, ни в лесах травки не подписаны и этикетки на них не развешаны.

Многим невдомёк: какой-то пучок сушёной травки из прошлого человечества – и наш научно-технический век. Это же пережитки глубокой старины, где в далёком прошлом слепая вера ожидала чудо-исцелений…

Деревенская избушка. Её просторные и широкие сени завешаны пучками сушёных целебных растений. Рядом различные тканевые, в основном полотняные, мешочки с семенами и различными целебными корешками.

Здесь, в этом доме сострадания, когда-то под покровом величайшей тайны дочери от матери, её матери – от её матери передавались тайные знания – сведения в устной форме – об исцелении и лечебном свойстве травок, так как во все времена врачевание было больше уделом женщин.

И за ними стали года, столетия со своими сверхъестественными тайнами, открытыми только посвящённым чувствами восприятия и опытом единого источника познания, что не нуждалось во всяких заключениях и объяснениях. Руководили вера в Бога, человеческий опыт, восприятие всего внешнего органами чувств, многолетние наблюдения в натуральных условиях, и… никаких экспериментов.

Женщины… Матери, бабушки, прабабушки и прапрапра…

Мужчины… Отцы, дедушки, прадедушки и прапрапра…

Я вижу ваши нелёгкие жизненные пути ещё в дохристианских культах. Я вижу вас через года и века, я слышу ваш зов через времена и пространства, я проживаю ваш путь мудрецов, магов, волшебников и чародеев, звездочётов и астрологов, знахарей. Я прохожу с вами долгий и вечный путь троих волхвов, которые в своей прозорливости пришли поклониться новорождённому Христу в Вифлееме, а также выстраданный путь других волхвов, порицаемых за волшебство и ересь.

Я недремлюще и душепрозорливо чувствую за вами людей и богов, я постепенно и мудро постигаю знания о целебных действиях растений с различными магическими представлениями.

Я открытыми глазами вижу за вами волшебные сады ядовитых и лекарственных растений под покровительством богини Артемиды и волшебное слово «фармакон», что на древнегреческом языке означало «лекарство», «яд», «колдовство», и силу богов, ведавших лекарственными травами, таких как Асклепий – Эскулап. Я проживаю вместе с вами данные Богом ваши жизненные пути от посвящённого знахаря до апостола.

Это вы по воле Бога, и никто другой, не раз протягивали мне руку помощи, спасая меня от всяких недугов. Это вы всей моей выстраданной жизнью заставили поверить в чудо. Вы привили мне любовь ко всему живому. Это благодаря вам я знаю лекарственные травки «в лицо».

В народе бытует такое выражение: «Не бросай камень в целителя», которое живо ещё со времён ведунов, волхвов, знахарей.

Мы не ангелы,                  не архангелы,Мы апостолы,                  с неба посланы,Чудо видели,                  чудо слышали,Коль поверите —                  исцелитесь вы…

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей, Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу: считать научившему меня искусству врачевания наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах…

Это искусство врачевания, если захотят изучать его потомки, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обстоятельством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Режим больных направляю к их выгоде сообразно моим силам и моему разумению, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Не дам никому просимого от меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же не вручу никакой женщине абортивного зелья. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Ни в коем случае не буду делать сечение у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой дом ни войду, войду для пользы больного, будучи далёкой от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных утех с женщинами и мужчинами.

Что бы при лечении, а также без лечения я ни увидела и ни услышала касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющей клятву врачевания, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена.

Преступающему и дающему ложную клятву да будет обратно тому по воле богов…»

В наследство мне достались моя исцелённая жизнь, книга «Лекарственные растения в научной и народной медицине» и истинная неиссякаемая вера в Бога.

Более полувека помню своё больное детство и слова врачей: «…бесполезно, всё бесполезно, ничего не поделаешь…» Помню бесконечно уставших от моих болезней родственников, которые снова и снова хватались за соломинку… Книга – очень старая и за годы пользования очень потрёпанная, трудно рассмотреть рисунок на обложке, – больше всего дорога мне записью на свободном листе. Там очень ровным и красивым почерком, рукой моей мамы написано: «От тошноты (рвоты) собака ела полынь, зверобой, лебеду, одуванчик, пырей, крапиву-жижку, малинник. И только межперс-ница помогла…»

А моя наследуемая через века от рода непоколебимая вера в Бога придала жизни смысл не уничтожаться смертью, не стремиться на небеса, а поселить небеса в себе. И это никак не может быть уничтожено.

Это доступно каждому, да и без особых проблем. Стань сильней и мудрей.

Стань сильней и мудрей

Введение                        Идя сквозь науки,                                      миры и пространства                                      и следуя модам,                        О, как понимаем,                                      что в жизни-дороге                                      наш путь несвободен!                        Порой в круговерти                                      гармонию ищем                                      и путь к совершенству,                        Всё больше внимая                                      народную мудрость                                      как дар из ценнейших.                        Издревле народная мудрость                                      познания                                      в видении мира,                        Где сфера духовная,                                      тело, душа                                      есть основа едина,                        Речет о здоровье.                                      Познание о жизни                                      копилось веками                        И стоило жизней!                                      Не иссякало!                                      Господствует с нами!

От Древней Эллады

Древняя Греция.                  Врач Гиппократ.                  Мудрый и вечный.С Древней Эллады                  учит внимать                  боль человечью,Честно и правильно                  долг исполнять                  перед больными,Следовать нормам морали,                  поклявшись,                  что живо поныне.Он из древнего рода врачей —                  известных                  Асклепиафов,По мудрым легендам                  древних веков —                  богов Эскулапов.Все были светилом светил,                  началом                  медмудрости нашей.От них дошла                  мудрость змеи                  и символ – диетика-чаша.Эскулап, он же Асклепий,                  бог врачевания,                  имел дочерей двух прекрасных:Богиню Панакею —                  лечцу-красу,                  от зол Панацею нашу;Вторую – Гигею —                  наукой занял.                  Та стала здоровья богиней,Как жизнь сохранить,                  в трудах изучала.                  Она ж – «гигиена» поныне.* * *Ведь в те времена,                  что от нас далеки, —                  одна медицина.И Гиппократа своим                  по праву считают                  врачи и поныне.Он также своим                  остался навек                  в медицине народной,Реформировав                  неразрывность единства                  человека с природой.С традицией                  «Не навреди!»,                  что жива до наших дней,И клятвой                  учителям                  и старшим в работе сейВрачебной                  тропою шли,                  держась за плечо собрата,Авторитет                  скрепив                  Клятвою Гиппократа.Римский Гален                  открытий оставил                  немало врачебных,Сложивши в трактаты                  труды своей жизни —                  о болезнях на теле.Филипп Ауреол Парацельс                  вещества три открыл                  равновесных,Дух и алхимию                  проча в лечение                  тяжёлых болезней.

От проб и ошибок

По крохам, крупицам,                  в трудах тяжелейших                  и значных потерях,Врачуя и души,                  и страшные язвы                  в болеющих телах,Взросла медицина-наука,                  миллионы приборов                  внедривши на деле,Народную мудрость                  порой не поняв,                  не постигнув доселе…Природа мудра.                  Здоровье одно.                  И в этом все корниНауки народной,                  где мыслить и верить                  нужно бесспорно,Что жить, не болея,                  лучше сегодня,                  предупреждаяБолезни любые                  образом жизни,                  веру вселяя.Откинув все фобии,                  дать организму                  прочный запасВ полную силу                  использовать в жизни                  сегодня, сейчас.Не быть мишенью                  болезней, таблеток,                  чтоб страх не лечить,Больше движений,                  надежды и веры                  и жить, чтобы жить!* * *Ведь так это просто:                  остаться здоровым,                  быть просто красивым…А в Древнем Китае                  писались работы                  фитотерапии,Тибет медицину                  с верою в Бога                  провозглашаетИ в травниках-книгах                  растенья по группам                  уже составляет.Тибет от Китая                  не отставал,                  и наука фитотерапияСобрала основы                  живущих там стран                  и, конечно же, их религий.Здесь индийский,                  арабский больше мотив,                  медицинские их достиженияС секретом Тибета:                  основа – вкус трав                  и мистическое наслоение.Описали подробно                  свойства всех трав                  и древесных лекоисточниковИ воздействие их                  на любую болезнь —                  всё конкретно и очень подробно.И открыли растения-проводники.                  Их прикладывали                  к больному органу,Чтоб болезнь выходила                  сама изнутри,                  это были процессы тонкие.

Фито. Право на жизнь

В тибетских травниках                  сборам и сушкам                  больше внимания уделяли:Что собирать,                  когда высохнут соки,                  что в период дождей срезали.Одно собирали                  в период роста,                  другое – когда созреет,Что-то – в пору цветенья,                  а где-то – лишь сок,                  иное – когда пожелтеет.Лучшим временем сбора                  считалась пора                  в небе Луны прибывающейДа когда травы                  дети сбирали,                  молитвы-мантры читающие.В трактатах Тибета                  дано пояснение,                  что стало почти законом:В лесах сожжённых                  травы не рвались                  и где полно насекомых.При сборах трав                  места с нечистотами                  обойти стороною-боком,К кладбищам близко                  не подходить —                  в травах не будет проку…Так, слово «фито»                  неслось по миру,                  устами в умы вселялось.Уже понимали:                  где слово «фито» —                  здоровье там прибавлялось…* * *Нельзя не коснуться                  отдельно сейчас                  арабской фитотерапии,Вобравшей в себя                  сразу несколько школ,                  известных ещё и поныне:Персидской, армянской,                  таджикской науке,                  где верховодила греческая,Было знакомо                  свыше трёх тысяч                  уже уникальных рецептов.А Авиценна,                  он же Ибн Сина,                  в «Книге для исцеления»Обобщил взгляды,                  врачебные опыты,                  работал без промедления.Болезней системность                  составил свою                  и ввёл свою диагностику,Придворным работая                  леко-врачом,                  трудился в научных поисках.Сумел доказать он,                  что свойства растений,                  растущих на огородах,Гораздо слабее                  той травки вольной,                  которой движет природа.А если травка                  росла в пустыне —                  сила во сто крат сильнееИ действует лучше                  травки на грядках,                  которую мы лелеем.И что растения                  с сильным запахом                  сильнее в лечебных свойствахИ превосходят                  травки по качеству,                  аромат у которых тоньше…Так философ, врач,                  музыкант,                  везир при дворах правителейСтал основоположником                  фитотерапии,                  труды и сам он не забыты.

Бытовая медицина Руси

И в старой Руси                  зародилось целительство                  в единении с Природой,Где поклонялись                  и Богу-творцу,                  и Воде, и Огню, и Дорогам.Ветру и Травам                  высоким в лугах,                  Камням в лесах и долинах,Людьми почитались                  везде знахари —                  спецы бытовой медицины.В избах знахарских                  пахло приятно                  высушенными травами,Они помогали                  уже больному                  растирками и отварами.Могли объяснить                  про «места проклятые»                  и «мёртвые километры».Вреда никогда                  никому не чинили,                  знали, что это грешно.Могли подсказать                  человеку простому,                  где лучше построить избу,Знали и силу,                  и скорость ветра,                  и влажность земли в году.И знали секрет                  китайских табличек —                  пустить муравьёв вперёд:Если дано                  муравью прижиться —                  то место беги в обход.

Дерево много знает

Знахари знали                  породы деревьев,                  их исцеляющий толк:Сводит ногу —                  полено осины                  на ночь клади у ног.А если вдруг                  головные боли                  тебя достают в пути,То же полено,                  что из осины,                  ты под подушку клади.Люди прислушивались                  к советам                  и почитали целителей:Срубы колодцев                  рубили из дерева,                  чтоб «светлой» воды напиться.Они не знали                  слова «микробы»,                  но светло верили в чудо:Вода из осинового                  колодца                  вкусней, чем из другого сруба.И ещё в Старой Руси                  ценились                  специалисты-гребенщики,Ведь деревянным                  гребнем чесаться                  считалось делом святым.Это был ритуал                  очищения                  и обновления тела.После расчёсывания                  гребнем                  водили по телу смело.* * *С разрушенной церкви                  или часовни                  на дрова брёвна не брали,Не трогали те деревья,                  что на руинах                  новыми вырастали,Не резали дерево,                  тронутое молнией,                  из них дома не рубили,К деревьям на кладбищах,                  к «меченым» рощам                  с песнями не подходили.А если из корня                  порой одного                  вырастают три дерева разом —Это святыня                  была для людей,                  особенно липы и вязы.Под них больных                  клали в тепло,                  отваром цвета поили,С деревьев                  окатывали детей,                  чтобы здоровыми были.Грызли весной                  с них же кору                  при резкой боли зубной,Ходили к «троице»                  на поклон                  за лучшей своею судьбой.Всё сплеталось порою                  в свойствах деревьев —                  язычество и религия.Вербой никогда                  не топили печь:                  сболеешься иль погибнешь.* * *А если буря была                  в селенье                  и расщепила рябину,Знахари тут же                  больных принимали                  после пролáзухи иных.Больные должны были                  строго по пятницам                  под сломом пролезть с верой,С молитвою-песней                  об исцелении                  себя и семейства в целом.Были пригодны                  для исцеления                  осина, дуб и берёза.Кора сосны                  и кипариса                  чудо являли тоже:Они исцеляли, оберегали                  от бед                  и от всякой заразы.Люди деревья                  рядом сажали,                  чтоб избежать проказы.

Вода – подпора земли

Испокон веку                  в сёлах отстаивали                  колодезную воду.Вода для питья                  в вёдрах стояла                  час не один в углу.Даже грядки свои                  стоялой водою                  поливали люди с утраДа вёдра и бочки                  потом полоскали,                  чтоб слизь со стенок сошла.И в Старой Руси                  уже знали чётко                  секрет долголетия горцев:Те с горных речушек                  и ледников                  носили водицу в вёдрах.Ведь талые воды                  были чище:                  они без металлов тяжких,Имели меньшую                  «твёрдость» – плотность,                  полезней в питье и варке.* * *Ведь, занимаясь                  народным целительством,                  знахари замечали,Как животные все,                  твари с тонким чутьём,                  от Природы помощи ждали.Было подмечено                  ими не раз,                  и эхо шло сквозь народы:Самки китов,                  чтобы родить,                  уходили в талые воды.Так издревле в русских                  народных сказаньях                  Вода – подпора земли.Реки, озёра                  олицетворяли:                  там духи и дэвы жили.А если былины —                  сказания вспомнить,                  то многие богатыри,Когда умирали,                  рекой разливались,                  а жёны – притоком до них.Широко расплескался                  Дунай Иванович                  и Нестра – чудо-река,Раздольно разлился                  и Дон Иванович,                  врезался он в берега.Мудрый Садко                  чествовал Волгу                  хлебом-солью порой,А Илья Муромец —                  Оку, приток Волги,                  когда отправлялся в бой.Водой обливались                  и омывались,                  брызгами били болезнь.В водице купались                  на праздник Пасхи                  и ворожили на ней.Росою ранней                  глаза промывали,                  чтобы слепым не быть.Град и первый снег                  собирали —                  лечили оспу и сыпь.* * *Больше целебной                  силы имела                  ключевая вода.Гадюку рубили,                  водой окропляли,                  и где срасталась она —Этим криницам                  все поклонялись,                  дарили и хлеб, и соль.И часто такие                  криницы являли                  лики богинь с икон.Вода в этих криницах                  считалась                  народом почти святойИ наравне                  уже почиталась                  с крещенскою водой.Люди в криницу                  деньги бросали —                  дань святому ключу,На ветвях деревьев                  ленты вязали,                  иконки, кресты, тесьму.* * *Вода иногда                  целебные свойства                  принимает в известный день.Таков же день                  на Ивана Купалу —                  любую смоет болезнь.А коль чесотка,                  лишай одолели,                  в чистый четверг извольТрижды до свету                  в реку окунуться,                  да чтоб не видел никто.Вода представала                  чистой стихией —                  исцеляет и очищает.Грехом для людей                  повсеместно считалось,                  когда её засоряют.В воду никогда                  не извергали                  люди мочу и кал,К воде отношение                  было святым —                  это жизненный идеал.

Земля-кормилица

В Древней Руси                  жил остаток культа —                  почитание Мать-ЗемлиКак прародительницы,                  всех благ подательницы,                  всея кормилицы.Землю родную                  в путь с собой брали                  как оберег-талисман,А если место                  житья меняли,                  её высыпали в стан.При важных делах,                  выходя за ворота                  (не встретиться бы с проклёном!),На все четыре                  стороны света                  земные вершили поклоны.На всех перекрёстках                  делали то же —                  земных три поклона подряд,Мать сыру землю                  благодарили,                  просили грешных принять.* * *Ещё целители                  знали рецепты                  от поражения молнией:Пострадавшего быстро                  землёй засыпали,                  только оставив голову.Дрожь начиналась —                  клали в постель                  да поили чаем горячим.Назавтра снова                  всё повторяли,                  коль говорить не начал.Искусно лечили                  древние лекари                  и от укуса змей:Руку иль ногу                  перевязать                  выше укуса скорей,Лягушку брюшком                  к ранке класть,                  крепко держать суметь.Одна околеет —                  вторую класть,                  пока не станет колеть.Как только лягушка                  будет жива —                  знать, уничтожен яд.От укуса змеи                  по шесть и по семь,                  бывало, колело подряд.А если лягушек                  трудно найти,                  место укуса вязали,Нагревши железо                  на сильном огне,                  рану змеюки сжигали.* * *Дикая боль                  больного страдальца                  от ран железом калёным…Уже лечили                  его от ожогов                  куриным желтком варёным.Порой отсасывали                  из ранки                  губами кровь вместе с ядом,Выплюнув в ямку                  всё изо рта,                  которая была рядом.Да к ранке болючей                  чеснок клали                  и через час менялиИли земельки сырой                  по цвету                  той змеи, что кусала.Если змея была                  чёрного цвета,                  клали на укус чернозём,А коль змея была                  серого цвета,                  клали глину с песком.Но если змея                  укусила в пятку,                  больного уже не лечили.Знахари знали:                  это бессмысленно,                  помня рану Ахилла.Землю сохраняли,                  из погреба взятую,                  ею лечили нарывы.Брали щепотку                  с могилы тёзки —                  от простуд и ангины.* * *Земля и глина —                  в массе приёмов,                  их принимали вовнутрьВ виде растворов,                  больших таблеток                  и шариковых пилюль.Глину зеленоватую                  и синеватую,                  что из мелких частиц,Сразу высушивали,                  выветривали,                  лечили ею язву, гастрит.Глину солили                  и «медовали»,                  мазали место ран,Сухие и мелкие                  крошечки глины                  в уборной народ применял.Часто в долблёном                  корыте дома                  мочили глину «в сметану»,Лежали в растворе                  по полчаса в день —                  ложились в глиняную ванну.Вера народная                  несокрушима                  была в способность Земли…Землю опахивая,                  не допускали                  в дома холеры, чумы.Да опахивали в сезон                  по три раза,                  на перекрёстках крестясь.На сырой земле                  кресты рисовали,                  чтобы беды избежать.
На страницу:
1 из 2