Полная версия
Начинаем?
«Среди его учеников такие выдающиеся скрипачи, как Пьер Роде, Ф. Пиксис, Альдэ, Ваше, Картье, Лабарр, Либон, Мори, Пиото, Роберехт. Учениками Виотти считали себя Пьер Байо и Рудольф Крейцер, несмотря на то, что они не брали у него уроков» – считает Л.Н.Раабен6.
Пьер Роде
1774—1830
Pierre Rode
Портрет работы Анри Греведона
Не зная ничего о Пьере Роде, о его непростой жизни, о московских и петербургских концертах, нелепой смерти, наигрывал я его каприс, даже не подозревая, что много лет спустя, прочту биографию, поделюсь ею и поражусь этой пламенной и полной приключений, жизнью. Жизнью, связанной с Луиджи Керубини, Никколо Паганини, Джованни Баттиста Виотти, Александром I, Пьером Байо, Наполеоном I, Людвигом ван Бетховеном, Луиджи Боккерини и еще десятком известных и менее – личностей.
«Я придерживаюсь мнения, что Роде, будучи человеком очень интересным и не пресыщенным Фортуной, пытается внести свой вклад в [музыкальное искусство] Италии. В преддверии Рая нельзя играть [на скрипке] лучше, чем он. Быть может, ему не слишком ведомо царство разнообразия, но послушай его, и ты изумишься».
(Из письма Н. Паганини к своему другу Джереми. 1820)7.
В течение второй итальянской кампании Наполеон регулярно, ближе к вечеру, посылал за местной девушкой для «приятного времяпрепровождения». Кроме того, он соблазнил Ла Грассини – примадонну «Ла Скала» – и поселил ее в парижском доме. Но триумфальная интрижка с героем-завоевателем в Милане – это одно, а статус официальной любовницы главы государства – совсем другое, поэтому генерала Бонапарта (Наполеона) вскоре заменил скрипач по имени П. Роде8.
По словам министра полиции Жозефа Фуше, Бонапарт предоставил ей небольшой дом на улице Комартин и щедрый доход (по-сведениям – 36 000 – Авт.). Певец Пьер-Жан Гарат познакомил ее (Джузеппину Марию Камилу Грассини) с самыми известными кругами, где она познакомилась, в частности, со скрипачом и композитором Пьером Роде, влюбилась в него и вступила с ним в связь. Между двумя музыкантами (скрипача и вокалистки) на публике развивался роман на глазах ревнивого Бонапарта9.
Пьер Роде родился 16 февраля 1774 года (крещен – 17 февраля) в городе Бордо в юго-западной Франции. Отец – торговец перчатками и духами сьер Жозеф Роде, мать – Сюзанна Турмо. Пьер Роде родился в доме по улице дю Лу в старом центре города. С шести лет начал заниматься на скрипке у местного музыканта Андре Жозефа Фовеля (старшего). В возрасте 14 лет его семья переехала в Париж. Популярный скрипач Пунто вызвался давать ему уроки, но когда услышал юного скрипача, отвел его к Джованни Баттисте Виотти – самому влиятельному во Франции выдающемуся скрипачу и композитору. Джованни Баттиста Виотти, восхищённый талантом юноши, давал ему уроки бесплатно.
В 1790 году он впервые выступил в открытом концерте, где сыграл Концерт для скрипки своего учителя, Дж. Виотти, в Париже, и сразу получил общественное признание. Пьер Роде, которому всего 16 лет признается лучшим скрипачем Франции, после Дж. Виотти. В том же году Дж. Виотти «устроил» П. Роде работать в театре Фейдо в качестве концертмейстера вторых скрипок. В 1794 году музыкант впервые, как солист, отправился на гастроли, выступив в Гамбурге и Берлине, где сразу же признают талант юного виртуоза. Закончив турне, Роде отправился морем домой, в Бордо, но из-за плохой погоды корабль был вынужден взять курс на Англию. В Лондоне скрипач встретился со своим учителем, Д. Б. Виотти. Дать концерты, кроме одного благотворительного, музыканту не удалось, так как лондонцы настороженно относились к французам, подозревая каждого в якобинских настроениях (Пьеру, как французу, полиция просто предложила в 24 часа покинуть Англию). Из британской столицы музыкант отправился в Гамбург и через Нидерланды вернулся в 1795 году в Париж, где пробыл недолго, уехав впоследствие в Мадрид (этого не объясняет никто из биографов – он обласкан, имеет огромное влияние в Париже, почему уезжает в Мадрид – не понятно). О Пьере Роде пишут, что своим нежным звуком и лиричностью, он, как бы, поднял патетику и героический ореол игры своего учителя, Дж. Б. Виотти. На родину музыкант вернулся только в 1800 году и почти сразу начался бурный роман с певицей Джузеппи Грассини.
За пять лет до этого, была открыта Парижская консерватория. Приглашены: Ф.-Ж. Госсек, который, собственно, и являлся одним из организаторов, Л. Керубини, Н. Далейрак, П. Гавинье. Из молодых – Пьер Байо, Пьер Роде и Рудольф Крейцер. Т.к. все приглашенные музыканты пишут свои «школы» (к 1802 году написано было четыре: фортепиано, скрипка, гобой, труба), скрипачи пишут «Школу-методику обучения на скрипке», правда П. Роде мало внимания уделил этому документу (в основном, «Школу-методику» писал П. Байо). Школа была издана, имела успех и много лет считалась основой воспитания скрипачей, особенно во Франции.
Благодаря Д. Грассини он стал солистом Парижской оперы, П. Роде также служил солистом инструментальной капеллы и Гранд-Опера при «дворе» Первого консула Французской Республики – генерала Бонапарта. А Джузеппина была с 1806 г. назначена первой камерной виртуозной певицей при дворе Императора Наполеона. Фердинанд Паэр и Луиджи Керубини пишут для нее оперы («Дидона» Ф. Паэра и «Пигмалион» Л. Керубини). Заметим, что она, во время знаменитых «100 дней», стала также и любовницей Первого герцога А.У.Велингтона – командующего войсками «коалиции государств» против Наполеона.
Весь 1801 год прошел в концертах в Германии и Нидерландах. Берлин, Мюнхен, Амстердам, Роттердам были покорены. Скрипач и певица с успехом выступали в этих странах. Затем пути разошлись и Джузеппина поехала в Италию (Триест, Бергамо, Падуя), а П. Роде возвратился в Париж – преподавать в конcерватории, хоть и не особенно любил это делать (ведь мы не знаем ни одного великого его ученика).
Видимо что-то было в Пьере Роде авантюрное, а может быть, он прислушался к советам извне т.к. с 1803 по 1809 гг. вместе с французским композитором, автором многочисленных комических опер Франсуа Адриеном Буальдьё, Пьер жил в Санкт-Петербурге. Представленный Императору Александру I, он занимал пост «Солиста Его Величества» с невиданным окладом 5000 серебром в год (в то время чудовищно большие деньги. Достаточно сказать, что оркестрант получал не более 400 рублей в год. В Петербурге он познакомился с М.И.Глинкой10, М. Виельгорским, В. Одоевским, А. Львовым, Ф. Бёмом, писал концерты, каприсы, оперетки вместе с Буальдьё, играл концерты соло, в дуэтах, трио, квартетах, сочинял (в это время скрипач работает над концертами для скрипки №10—12), преподавал в Театральном училище.
В России заканчивается время безоговорочного признания. Конечно, Пьер Роде – еще самый яркий, самый виртуозный, самый, самый. В газетах того времени читаем: «Московские ведомости», 2 апреля 1804 года. «г. Роде, первый скрипач его императорского величества, имеет честь уведомить почтеннейшую публику, что он даст 10 апреля, в воскресенье, в свою пользу концерт в большом зале Петровского театра, в котором он будет играть разные пиесы своего сочинения»11 Но… из-за суровых зим, тяжёлого климата Роде был вынужден переехать обратно в Париж. В 1808 году он через Москву, где видится с друзьями, П. Байо и Ж.-М. Ламаром стремиться уехать в Париж. В Москве Пьер Роде дает прощальный концерт, пожалуй, последний успешный.
«Г-н Роде, первый скрипач Каммеры его величества Императора Всероссийского, проезжая через Москву за границу, в воскресенье, 23 февраля, будет иметь честь дать концерт для своего бенефиса в зале Танцевального клуба.
Содержание концерта: 1. Симфония г. Моцарта; 2. Г-н Роде будет играть концерт своего сочинения; 3. Огромный увертюр, соч. г. Керубини; 4. Г-н Зун будет играть концерт на флейте, соч. капельмейстера г. Миллера; 5. Г-н Роде будет играть концерт своей композиции, поднесенный его величеству императору Александру Павловичу. Рондо по большей части взято из многих русских песен; 6. Финал.
Цена 5 рублей каждому билету, кои можно получать от самого г. Роде, живущего на Тверской, в доме г-на Салтыкова у мадам Шию, и от эконома Танцевальной академии
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
https://www.belcanto.ru/gossec.html
2
https://barucaba.livejournal.com/178900.html
3
https://www.facebook.com/groups/598509317151566
4
Dellaborra M.-T. Giovanni Battista Viotti. P. 67.
5
https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/raaben/raaben5.htm
6
https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/raaben/raaben5.htm
7
https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/dissovet/PodmazovaPB_diss.pdf
8
https://document.wikireading.ru/61239
9
https://de.wikipedia.org/wiki/
10
Там же С.56
11
Цит. по: Раабен Л. Н. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. С. 39.