bannerbanner
18 лекций о Дуньхуане
18 лекций о Дуньхуане

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 6

Здесь описано, как на фоне разграбления дуньхуанских рукописей европейские державы руками Гедина, Стейна и прочих разграбляли и другие исторические памятники в разных местах Синьцзяна. В главе приводятся результаты раскопок шведских, русских, британских, немецких, французских и японских экспедиций в Хотане, Куча, Лолане, Гаочане и других местах.

Седьмая лекция. Место дуньхуановедения в западной ориенталистике

Кратко описываются отличительные особенности коллекций разных западных стран, влияние этих различий на пути развития востоковедения, в особенности синологии, а также вклад в востоковедение и синологию, сделанный западными учеными в процессе изучения дуньхуанских и турфанских рукописей.

Восьмая лекция. Дуньхуановедение в Китае и Японии

Автор разбирается, каким образом китайские и японские ученые, получившие доступ к дуньхуанским рукописям почти одновременно, использовали эти материалы для своих исследований в различных сферах, а также как в этих материалах отразилось послевоенное состояние дуньхуановедения. Особое внимание уделено исследователям из Пекинского университета.

Девятая лекция. Дуньхуановедение и изучение политической и экономической истории в эпоху Суй, Тан и Пяти династий

Лекции с девятой по шестнадцатую посвящены тому, как изучение дуньхуанских рукописей на протяжении последних ста лет влияло на другие области науки. В девятой лекции разъясняется их значимость для политической, экономической и административной истории Суй, Тан и Пяти династий. Речь идет о документообороте, административной и военной системе, перераспределении земли, налогообложении, трудовых повинностях и финансах.

Десятая лекция. Дуньхуановедение и изучение социальной истории

Автор рассуждает о значении дуньхуанских рукописей для изучения социальной истории средневекового Китая: численности населения, уровня развития общества, буддийской общины и духовенства, народных традиций. В отличие от политической и институциональной истории, которые уже детально изучены

Предисловие и проработаны, история повседневной жизни простых людей до появления дуньхуанских рукописей была изучена плохо.

Одиннадцатая лекция. Этническая история Дуньхуана и история контактов Китая с западными странами

Исследуется роль дуньхуанских рукописей в изучении тибетского государства и Дуньхуана в период тибетского управления. Автор рассказывает о распространении школы Чань в Тибете, об уйгурских государствах в Сичжоу, Ганьчжоу и царстве Хотан. В лекции освещен вопрос о влиянии зороастризма, манихейства и несторианства в регионе, затрагиваются проблемы истории китайско-индийских отношений.

Двенадцатая лекция. Ценность буддийских и даосских рукописей из Дуньхуана

Здесь речь идет о значимости дуньхуанского материала для изучения буддийских текстов и истории буддизма, в особенности это касается чань-буддийских текстов из Учения о трех кальпах, которые имеют значение также и для социальной истории. В лекции прослеживается развитие даосской мысли и даосского учения в целом и вклад даосизма в развитие общекитайской мысли.

Тринадцатая лекция. Дуньхуанские копии классических китайских произведений и история развития мысли в средневековье

Дается описание сохранившихся среди дуньхуанских рукописей примеров четырех классических разделов китайской библиографии – канонических, исторических, философских текстов и собраний поэзии и прозы. Анализируется порядок их включения в общий корпус и значимость для изучения истории.

Четырнадцатая лекция. Дуньхуановедение, языкознание и литература

В этой лекции автор рассказывает о сохранившихся среди дуньхуанских рукописей словарях, собраниях комментариев и текстах на других центральноазиатских языках, а также объясняет, в чем их значимость. Кроме того, описаны характерные жанровые особенности произведений простонародной литературы, ее влияние и распространение среди местного населения.

Пятнадцатая лекция. Дуньхуановедение и изучение истории науки и техники

В лекции приведено описание наиболее важных дуньхуанских рукописей, посвященных астрономии, календарям, математике, медицине, производству бумаги и печатному делу.

Шестнадцатая лекция. Дуньхуан с точки зрения археологии и искусства

С опорой на результаты археологических исследований и историю искусств автор рассуждает об основных типах гротов, особенностях скульптур, фресок и их декора, а также описывает их эволюцию, художественные и тематические особенности различных настенных росписей.

Семнадцатая лекция. Дуньхуан и палеография

В лекции приведены общие сведения о физических особенностях дуньхуанских рукописей: типе бумаги, их брошюровании, каллиграфии и начертании иероглифов, оформлении основного текста и колофонов, оттисках печатей. Автор рассуждает о связи между лицевой и оборотной сторонами рукописи, о ее восстановлении по фрагментам и о вопросах датировки.

Восемнадцатая лекция. Установление подлинности дуньхуанских рукописей

Лекция посвящена методам выявления подделок и установления подлинности рукописи. По мнению автора, есть несколько базовых принципов, следуя которым можно отличить аутентичные рукописи от тех «древних свитков», что были созданы уже в наши дни.

Послесловие

В послесловии автор пытается предсказать, в каких направлениях будет развиваться исследование Дуньхуана.

Дуньхуановедение – обширная и разносторонняя дисциплина. И хотя ее исследования опираются на рукописи и артефакты, обнаруженные в Дуньхуане, Турфане и других приграничных северо-западных районах, многие из них попали сюда из других мест – из Чанъаня, Лояна, Хэси или центральноазиатских государств – благодаря тому, что Дуньхуан был гарнизоном на Великом шелковом пути, там происходило слияние различных культур.

Благодаря этой книге можно не только познакомиться с дуньхуановедением, но и получить ценные сведения об историческом материале, улучшить свое понимание религии, искусства, литературы и языка в целом. Однако основная ее цель – подтолкнуть студентов к использованию дуньхуанских рукописей в своих исследованиях.


Карта 1. Округ Дуньхуан и Великая китайская стена периода династии Западной Хань («Словарь дуньхуановедения» [ «Дуньхуансюэ да цыдянь»], С. 925)


Карта 2. Дуньхуан и сопредельные территории начала династии Тан («Словарь дуньхуановедения» [ «Дуньхуансюэ да цыдянь»], С. 925)

Лекция первая

Дуньхуан в китайской истории

Дуньхуан находится на территории современной провинции Ганьсу, в западной оконечности коридора Хэси, и считается древними воротами Китая в западные страны. Великий шелковый путь, соединявший по суше восточные и западные цивилизации, проходил именно здесь. Такое географическое положение позволило Дуньхуану сыграть не последнюю роль в истории Китая и оставить богатое культурное наследие.

Дуньхуан в раннеханьский и позднеханьский периоды

Самые первые упоминания о Дуньхуане в исторических источниках относятся к периоду Сражающихся царств (475–221 гг. до н. э.). В то время коридор Хэси населяли племена юэчжи. Их кочевой район с центром в Дуньхуане и вдоль гор Циляньшань был достаточно обширен: на востоке он простирался до восточной оконечности коридора Хэси и западных территорий района Лунъю, на западе – до восточных территорий Кашгарской равнины и восточных районов хребта Тяньшань. В последние годы династии Цинь (ок. 221–207 гг. до н. э.) значительно усилившиеся юэчжи разбили кочевавших в западной части коридора Хэси усу- нов, что вынудило последних двинуться на запад – в северные предгорья Тяньшаня. И даже шаньюй Тоумань, правивший достаточно могущественными хунну, отправил своего наследника Модэ заложником к племенам юэчжи [Исторические записки (Ши цзи): цзюань 110, 123].

Во времена Цинь и Хань силы хунну под предводительством нового шаньюя Модэ значительно возросли: сначала кочевники разгромили могучие племена дунху на востоке и, воспользовавшись смутой в Китае, захватили район у излучины реки Хуанхэ к югу от Ордоса. Затем, уничтожив большую часть населения, разбили юэчжи на западе и установили полный контроль над коридором Хэси. Западная часть коридора Хэси с центром в Дуньхуане оказалась под контролем хуннского принца Хуньсе, в восточной расположился принц Сюту. Впоследствии хунну присоединили также территории племен лоуфань, байян и хэньань на юге и, получив таким образом контроль над значительной частью западного края, стали гегемоном на севере Китая. Только что образованное ханьское государство также подвергалось неоднократным нападениям хунну; не имея достаточных сил для ответных ударов, оно было вынуждено поддерживать с ними дружеские отношения и отсылать дары в надежде сохранить хотя бы непродолжительный мир у своих границ [Там же].

Династия Хань начала набирать мощь и активно развиваться лишь спустя семь десятилетий. В 140 г. до н. э. на ханьский престол вступил император У-ди, который начал военные действия против хунну. Опираясь на множество сведений, включая добытые Чжан Цянем в ходе первой западной экспедиции, весной 121 г. до н. э. ханьский генерал Хо Цюйбин провел свою армию через Цилянь и атаковал хунну в коридоре Хэси. Летом того же года генерал повторно вторгся в Хэси, где нанес хуннам тяжелое поражение: находившаяся под предводительством Хуньсе сорокатысячная армия сдалась династии Хань. Именно об этом поражении поется хуннами: «Потеряли мы гору Цилянь, и остался наш скот без приплода, потеряли мы гору Яньчжи, наши женщины не расцветут» (Разъяснение Исторических записок [Шицзи суоинь]. Цит. по: Дела минувших дней Сихэ [Сихэ цзюши]). С этого времени территория Хэси вошла в состав империи Хань.

На территории захваченного коридора Хэси были созданы два округа – Увэй и Цзюцюань; Дуньхуан находился под юрисдикцией последнего. Десять лет спустя, в 111 г. до н. э., в результате повторного раздела были образованы округа Увэй, Чжанъе, Цзюцюань и Дуньхуан[1]. Тогда же династия Хань продолжила сооружение Великой китайской стены, протянув ее на западе от Цзюцюаня до Дуньхуана, и организовала заставы Юймэньгуань и Янгуань, препятствовавшие проникновению в Китай с запада. Именно эти события упоминаются в первой части «Истории династии Хань. Сведения о западных землях» («Хань шу. Сиюй чжуань»): «Создано четыре округа, организовано две заставы».

Выделение из округа Цзюцюань округа Дуньхуан произошло по мере продвижения армии Хань на запад и расширения земледельческих угодий и ирригационных каналов. Изначально это был очень небольшой округ, но в связи с чрезвычайной важностью его географического положения развивался он быстро. Во времена династии Западная Хань в него вошло шесть уездов: Дуньхуан, Минъань, Сяогу, Юаньцюань, Гуанчжи и Лунлэ – они занимали территории современных уездов Дуньхуан и Аньси и часть Субэй-Монгольского автономного уезда. В самом начале I в. н. э. округ насчитывал 11 200 дворов с населением 38 335 человек, не более четырех человек в каждом подворье (История династии Хань). И хотя плотность населения этих шести уездов составляла всего 0,3 человека на квадратный километр, она значительно превышала прежнюю. С ростом населения увеличивались и площади пахотных земель, и сам урожай зерновых. Один из шести дуньхуанских уездов Сяогу («Добиваться зерна») получил свое название от надзирающего в этом уезде за рыболовством Цуя Буи, который призывал народ «учиться трудиться в поле, чтобы проросли зерна» (Там же), что отражает непростой процесс развития земледелия в Дуньхуане. Последнее и стало основой развития округа и необходимым условием для освоения династией Хань западных территорий.


Рис. 1. Дощечки для письма (ханьцзяни) из Дуньхуана династии Хань (Духовное наследие [Вэньу], 2000, № 5, С.42)


При императоре У-ди в 104 г. до н. э. во время второго похода полководца Ли Гуанли против среднеазиатского государства Давань (современная Ферганская долина) в Дуньхуане была размещена шестидесятитысячная армия, сто тысяч голов крупного рогатого скота, тридцать тысяч лошадей, а прочий направленный на передовую домашний скот исчислялся десятками тысяч [Исторические записки: цзюань 123]. Чтобы закрепиться в этом регионе, империя Хань, с одной стороны, переселяла сюда бедняков и заключенных из внутренних районов, с другой – поддерживала большую численность военного гарнизона[2] (рис. 1). Переселение ханьцев из центральных регионов значительно изменило этнический состав территорий к западу от Хуанхэ, что способствовало существенному прогрессу. Уже с момента образования округ Дуньхуан стал играть заметную роль в китайской истории.

В конце эпохи Западная Хань, когда Китай погрузился в смуту, немало ханьцев, спасаясь от беспорядков и смерти, переселились на запад, ведь западные территории по-прежнему оставались процветающими. Они принесли с собой не только свою культуру, но и большое количество разбирающихся в сельском хозяйстве рабочих. В позднеханьский период территория Хэси неоднократно подвергалась нападениям тангутов, но в западных регионах было достаточно спокойно. Одновременно с этим началось усиление северных хунну, которые взяли под контроль западные территории, и господство Хань постепенно ослабевало. Пограничное командование передислоцировалось в Дуньхуан, и правитель этого округа (тайшоу) фактически стал лицом, ответственным за защиту западных территорий. В начале эпохи Цин была найдена стела с описанием побед дуньхуанского тайшоу над хуннским князем Хуяном [30; 4], установленная в 137 г. н. э. на берегу синьцзянского озера Баркуль. Можно сказать, что в это время именно Дуньхуан стал военным центром западного региона.

Дуньхуан в период Шести династий

В последние годы Восточной Хань, когда междоусобицы в стране привели к формированию трех царств (Вэй, Шу и У), Дуньхуан продолжил развиваться в составе царства Вэй. Династии Западная Цзинь в короткий срок удалось объединить страну, однако практически сразу разразилась Война восьми принцев (291–306 гг.), был пленен император Хуай-ди (311 г.), что вновь привело к распаду (316 г.) и переносу столицы на юг (318 г.), северные племена вторглись в Китай, а многие образованные люди бежали на запад. В период Шестнадцати варварских государств (304–439 гг.) Дуньхуан в разное время находился под властью Ранней Лян, Ранней Цинь, Поздней Лян, Западной Лян и Северной Лян.

После объединения Севера царством Цао Дин Фэн, назначенный императором Вэнь-ди правителем области Дуньхуан, продолжил заложенный при Западной Хань курс на охрану западного региона. Занявший его место в первый год правления Мин-ди (227 г.) Цан Цы старался ограничить власть местной аристократии, помогал нуждающимся, поощрял смешанные браки и благоволил купцам из западных стран, что привело к росту социальной стабильности, увеличению рождаемости и развитию торговли (Записи о трех царствах: цзюань 16. История династии Вэй. Жизнеописание Цан Цы» [ «Вэйшу. Цан Цы чжуань»]). В 249 г. правителем области был назначен Хуанфу Лун, который значительно способствовал развитию техники обработки земли и созданию орудий производства, что дало толчок к дальнейшему развитию земледелия в округе (Там же).

Во времена Ранней Лян (313–376 гг.) политическую власть удерживал клан Чжан с центром в округе Увэй на востоке Хэси, однако Дуньхуан по-прежнему оставался важным стратегическим пунктом для контроля над западными территориями. В 345 г. три округа, Дуньхуан, Цзиньчан и Гаочан, были объединены под военным контролем наместника инородческого военного округа Сиюй (Сиюй духу), начальствующего пристава Уцзи (Уцзи сяовэй) и великого пристава Юймэнь (Юймэнь дахуцзянь) в округ Шачжоу со столицей в Дуньхуане, а начальствующий пристав Сиху (Сиху сяовэй) Ян Сюань [25: цзюань 9] был назначен его правителем. Согласно записям третьего цзюаня «Карт и схем правителя округа Шачжоу» [ «Шачжоу дуду фу ту цзин»] из дуньхуанских рукописей, составленных местными чиновниками во времена Тан, Ян Сюань собрал людей для строительства ирригационных каналов, сооружения шлюза Уши, плотин и каналов для орошения полей; было построено пятнадцать каналов, и в память об этом народ называл его «Солнцем[3], открывающим каналы». Ян Сюань также продал десять тысяч ху собственного зерна, чтобы купить камень для строительства водоспуска Пиху к каналу Бэйфу на севере города, который предотвращал его разрушение водой. Кроме того, правитель округа Шачжоу Инь Дань возвел к юго-западу от городской стены семь ли ирригационных каналов, за что получил прозвище «Луна[4], открывающая каналы» [26].

Во время династии Ранняя Цинь (376–387 гг.), основанной племенем ди, столица находилась в городе Чанъань. В 376 г. Ранняя Цинь захватила Раннюю Лян, в том числе Дуньхуан, а в 382 г. циньская армия Люй Гуана напала на Куча. Для того чтобы закрепиться на западных территориях, в 385 г. Фу Цзянь отправил туда из района Цзянхань десять тысяч дворов, из которых более семи тысяч добрались до Дуньхуана. Такое переселение способствовало дальнейшему экономическому росту Дуньхуана и развитию земледелия.

Причиной падения Ранней Цинь стала битва при реке Фэйшуй. Полководец Люй Гуан вернулся из Центральной Азии в Хэси и основал в Лянчжоу (Увэй) династию

Поздняя Лян (386–403). В 395 г. в Поздней Лян разразилась смута, «тысячи семей бежали с востока из Увэй и Чжанъе на запад в Дуньхуан и Циньчан», что способствовало очередному притоку рабочей силы в Дуньхуан. Позднелянский правитель округа Дуньхуан Мэн Минь возглавил строительство оросительных систем на юго-западе протяженностью в двадцать ли, за что был прозван «Мэном, открывающим каналы» [26]; эти системы сыграли важную роль в дальнейшем развитии сельского хозяйства.

В 400 году Ли Гао в Дуньхуане провозгласил себя правителем Западной Лян, не подчиняющимся увэйской власти Поздней Лян. Это был первый случай в истории, когда Дуньхуан стал столицей независимого государства. Согласно записям третьего свитка «Карт и схем правителя округа Шачжоу», Ли Гао для рассмотрения политических и военных дел построил в Дуньхуане следующие залы и покои: Гундэдянь, Цзингунтан, Цзяньатан, Цяньдэтан. Кроме того, в честь своего отца он возвел храм Сяньван и организовал местную школу на 500 учеников [26]. Из Хотана, Шаньшаня и других западных государств прибывали послы на высочайшую аудиенцию и для подношения подарков [26]. Дуньхуан обрел статус столицы. Однако после того как Цзюйцюй Мэнсунь захватил Позднюю Хань и провозгласил создание Северной Лян (401–439 гг.), новая династия стала представлять большую угрозу и для Западной Лян. Ли Гао вынужден был постоянно бороться с вторжением со стороны своего соседа, поэтому в 405 г. перенес столицу в Цзюцюань, перевезя с собой двадцать три тысячи дворов, что значительно ослабило Дуньхуан. В 420 году Северная Лян разбила армию Ли Синя, второго правителя Западной Лян, и государство погибло, хотя младший брат Ли Сюнь продолжал сопротивление в Дуньхуане. В 421 году Цзюйцюй Мэнсунь лично возглавил двадцатитысячное войско, чтобы взять штурмом Дуньхуан, воины Ли Сюня воспользовались каналами, пытаясь незаметно выйти из города, но были схвачены. Ли Сюнь, потерпев поражение в последней битве, покончил жизнь самоубийством, а Цзюйцюй Мэнсунь «устроил в городе кровавую расправу» [25]. Здоровые мужчины были убиты, численность населения сократилась, Дуньхуан пришел в еще больший упадок.

В связи с упадком Дуньхуана главным противником Северной Лян стало созданное в Пинчэне (современный Шатун в провинции Шаньси) сяньбийским племенем государство Северная Вэй, в результате чего в период Северной Лян в Дуньхуане не происходило сколько-нибудь значимых событий.

В 439 г. северовэйский Тай У-ди взял штурмом столицу Северной Лян город Гуцзан (Увэй), и Северная Лян фактически пала, хотя последние ее правители продолжали оказывать сопротивление в западной части коридора Хэси. Так, в 441 году, удерживая Дуньхуан под серьезным давлением сяньбийской армии, правитель Северной Лян Ухой отправил своего младшего брата Аньчжоу с пятитысячным войском для захвата царства Шаньшань, но шаньшаньский правитель Би Лун сумел отразить нападение. Видя безвыходность положения, Ухой в 442 году берет с собой десять тысяч дворов и переходит пустыню на западе. Но еще до его вторжения шаньшаньский правитель бежал в Черчен. В августе того же года Ухой, оставив своего племянника Цзюйцюя Фэнчжоу охранять Шаньшань, лично проводит армию через Карашар и нападает на Гаочан. В сентябре, разбив армию правителя Гаочана Кань Шуана, он захватывает крепость, провозгласив себя князем Хэси (Хэси-ван). В 443 году Ухой провозгласил начало правления под девизом Чэнпин, а в Гаочане была образована династия Великая Лян, но уже в 444 году Ухой умер, его место занял Аньчжоу. Переселение из Северной Лян в Гаочан большого количества людей вызвало голодный год и «бесчисленные смерти»[5]. Это объясняется тем, что Северная Лян увела за собой много людей из Дуньхуана, в котором собирались бежавшие от наступления сяньбийской армии.

Итак, в результате уничтожения Западной Лян силами Северной Лян, а позднее – Северной Лян силами Северной Вэй Дуньхуану был нанесен колоссальный ущерб.

В 442 году уходом Цзюйцюй Ухоя из Дуньхуана воспользовался Ли Бао, потомок Ли Гао из Западной Лян. Он занял город и отправил своего брата Ли Хуайда признать власть Северной Вэй, которая и оставила его в качестве правителя округа Шачжоу. Но вскоре, в 444 году, его перевели в Пинчэн [25: цзюань 4], а Северная Вэй стала осуществлять прямой контроль над Дуньхуаном, в котором был организован гарнизон (Схемы и планы округов и уездов девиза Юаньхэ [Юаньхэ цзюньсянь тучжи | 元和郡縣 圖 志]), опорный пункт для нанесения ударов по передовым позициям жужаньского ханства. В 445 г. полководец Ван Дугуй двинул свою армию из Дуньхуана на Шаньшань, а в 448 г. он вернулся с победой над Карашаром и Куча [25: цзюань 4; 500]. Практически одновременно, в 450 году, жужани, использовавшие как плацдарм Монгольское плато, помогли Цзюйцюй Аньчжоу из Гаочана напасть и уничтожить небольшое княжество Чеши, объединив таким образом Турфанскую котловину, а правитель Чеши Чеило с остатками своих людей ушел через Карашар в Северную Вэй [25: цзюань 30; 500]. Впоследствии, в 460 году, жужаньские войска свергли власть Цзюйцюй Аньчжоу, а правителем Гаочана был назначен Кань Бочжоу [5]. Таким образом, жужани контролировали не только все территории к западу от Дуньхуана, но и прилегающую к нему Турфанскую котловину. В 472–474 гг. жужани неоднократно атаковали Дуньхуан, численность нападавших доходила до тридцати тысяч всадников, и только благодаря командующим гарнизона Вэй Дуохоу и Лэ Лошэну удалось сохранить Дуньхуан [25: цзюань 7]. Серьезность ситуации вынудила многих государственных чиновников склониться к необходимости бросить Дуньхуан и перенести границу Северной Вэй к Лянчжоу. Но придворный чиновник Хань Сю считал, что, оставив город, невозможно будет гарантировать не только сохранение Лянчжоу, но даже спокойствие в Гуаньчжуне [25: цзюань 42]. Сяовэнь-ди решительно поддержал это мнение и продолжил укреплять военную мощь гарнизона в Дуньхуане. В 485 г. первым главой гарнизона (дацзян) стал Му Лян, который постарался «ослабить чрезмерный контроль и помочь нуждающимся» [25: цзюань 27], это способствовало некоторому возрождению и восстановлению Дуньхуана. Тогда же вышедшие из состава Жужаньского ханства племена гаоцзюй основали на северо-западе Гаочана собственное государство и уже к 487 году разбили жужаньскую армию. В 488 г. начальник жужаньского гарнизона в Иу Гао Гаоцзы сдался Вэй. В 492 г. стотысячная армия Северной Вэй нанесла жужаням окончательное поражение. В Дуньхуане установился мир, однако итогом многолетних кровопролитных войн стало серьезное снижение численности населения, и потребовалось немало времени для восстановления. Во времена правления под девизом Шэньгуй (518–520) начальник округа Юань Фань говорил, что Дуньхуан и Цзюцюань «пуще пустого» [25: цзюань 69], и предлагал усилить переселение туда народа, что свидетельствует о чрезвычайном упадке Дуньхуана.


Рис 2. P.2143, профинансированная князем Дунъяна сутра (Serinde, p. 172)


В 524 г. в северных территориях Вэй разразился мятеж «шести гарнизонов», и в августе правитель Сяо Мин-ди издал указ: «Все военные округов и гарнизонов, которые не понесли наказания, должны быть отстранены от воинской службы, гарнизоны будут преобразованы в округа, но с прежними названиями» [25: цзюань 9]. Дуньхуан из-за обилия тыкв получил имя Гуачжоу (одно время также назывался Ичжоу). В составе нового округа под управлением Дуньхуана оказался сам Дуньхуан и еще четыре округа: Цзюцюань, Юймэнь, Чанлэ и Гуйцзи (Схемы и планы округов и уездов девиза Юаньхэ [Юаньхэ цзюньсянь тучжи | 元和郡縣圖 志]). Власть Северной Вэй в округах западного Хэси оставалась шаткой, поэтому в 525 г. потомок государя Мин Юань-ди в четвертом поколении Юань Жун был назначен начальником округа Гуачжоу. В 529 г. ему был пожалован титул князя Дунъяна (Дунъян ван). Смута последних лет Северной Вэй не оказала на находившийся в приграничной территории Гуачжоу большого влияния. В 534–535 годах Вэй раскололось на западную и восточную части, а Юань Жун продолжал занимать место начальника округа Гуачжоу в Западном Вэй вплоть до 544 года, когда правил Вэй Вэнь-ди. Почти за двадцать лет управления Дуньхуаном ему удалось сплотить влиятельные дома и сохранить внутреннюю стабильность. Он профинансировал написание более десяти буддистских канонов, насчитывавших несколько сотен свитков (рис. 2), также при нем был выдолблен большой грот в пещерах Могао, что свидетельствует о духовном и экономическом развитии Дуньхуана того времени [34].

На страницу:
2 из 6