bannerbanner
Дхарма – То, каким всё является. Реальный опыт и осознания духовного практикующего. Том III. Все способы духовной практики
Дхарма – То, каким всё является. Реальный опыт и осознания духовного практикующего. Том III. Все способы духовной практики

Полная версия

Дхарма – То, каким всё является. Реальный опыт и осознания духовного практикующего. Том III. Все способы духовной практики

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 6

Вадим Сычевский

Дхарма – то, каким всё является. Реальный опыт и осознания духовного практикующего. Издание второе – исправленное и дополненное

Том III. Все способы духовной практики

Автор искренне благодарит за поддержку и помощь в издании этой книги компанию Leader Team и выражает огромную признательность её руководству за участие

encoding and publishing house



© В. Сычевский, 2023

© Издательство AEGITAS, 2023

Глава 1

Практика Добра и Практика Заслуг

Процессы возникновения и искоренения страданий

Истинная Дхарма – это высшая наука, а духовная практика, основанная на Истинной Дхарме, – высочайшее искусство.

В этом заключительном, третьем, томе я хочу познакомить читателя со всеми видами и способами духовной практики. Другими словами, ответить на вопрос «что делать?». На вопрос «кто виноват?», то есть о страданиях, их причинах и их искоренении, я постарался дать подробный ответ в двух предыдущих томах.

Наше сознание возникает в тот момент, когда мы теряем себя из виду. Другими словами, когда мы утрачиваем своё подлинное изначальное состояние покоя и правильного наблюдения, тогда непременно, то есть, безотносительно нас самих, вне зависимости от нашей воли, начинается процесс восприятия и различения объектов. В результате данные, то есть наш накопленный опыт и полученная информация, также приходят в движение.

Изначально данные, накопленные нами, – это прозрачный свет, не имеющий свойств. Это изначальное состояние нашего сознания и информации можно назвать Дао, Дхармакая, Великая Пустота, Сознание Будды и т. п. Наша истинная сущность, которую условно можно обозначить как Атман, Нирвана, или Истинное «Я», обнаруживает себя в тот момент, когда наше сознание возвращается в это изначальное прозрачное состояние Пустоты, или Дхармакаи. Можно использовать сколько угодно сложных терминов, однако они не в состоянии выразить то состояние спокойной радости, созерцательного покоя и абсолютного счастья, которыми мы являемся изначально.

Если сознание пришло в движение, то из изначально прозрачного света, в виде которого существует информация в причинном, или Каузальном Мире, который также называется Миром Без-Форм, формируется образ, состоящий из тонкой субстанции, в Астральном Мире, или Мире Форм, который можно понимать как мир, который мы испытываем в медитации и во сне. Затем из образов Астрального Мира формируется тепловая энергия наших мирских желаний, которая заставляет работать наши органы чувств и физическое тело в материальном мире, который также можно назвать Миром Явлений или Миром Страстей. В результате мы воспринимаем и различаем предметы и явления.

В вышеупомянутых трёх мирах нас удерживают наши Пять Накоплений, или Пять Скандх: физическое тело, органы чувств, образы, опыт и информация и их функции: физическая активность, ощущения, представления, воля и различение. Работа Пяти Накоплений – это описанное только что взаимодействие информации, образов и тепловой энергии, формирующей явления. Почему же Пять Накоплений и их функционирование влияют на нас? Потому что мы ошибочно считаем их собой. А почему так происходит? Потому что работает наше многослойное сознание и мы отождествляем себя с Пятью Накоплениями из-за его работы. Движение сознания и отождествление с Пятью Накоплениями происходит за счёт работы энергии, или Праны. А почему работает Прана и движется сознание? Потому что мы не видим себя и пытаемся найти себя во внешних предметах и явлениях из-за действия Авидьи.

Представьте, что вы нажали на спусковой крючок пистолета. Это необратимый процесс: вылетевшую из дула пулю теперь невозможно вернуть обратно в обойму. Точно также и процесс поиска себя во внешних предметах и явлениях, то есть попытки получить свободу и счастье за счёт обладания чем-либо, или, по-другому, процесс удовлетворения мирских желаний неизбежно приведёт к страданиям. Почему это так? Потому что из-за работы нашего сознания нам начинает казаться, что и наш внутренний и внешний окружающий нас мир также находятся в движении. Движение означает изменения, изменения означают непостоянство. Именно по причине непостоянства любых внешних и внутренних объектов, которые мы воспринимаем и различаем, удовлетворение мирских желаний всегда превращается в наркоманию – в аллегоричном, а иногда, к сожалению, и в прямом смысле. Ни одно удовольствие не может продолжаться вечно: любой объект, приносящий нам удовольствие, изменяется и/или исчезает, или меняется наше сознание, происходит пресыщение объектом, и он перестаёт удовлетворять нас. В результате мы непременно хотим большего, то есть вынуждены «увеличивать дозу».

Кроме того, процесс восприятия и различения устроен таким образом, что чем сильнее удовольствие, тем сильнее воспринимается страдание. Например, если вы испытали пять условных единиц удовольствия, то вы испытаете пять условных единиц страдания. Другими словами, если у вас не было бы опыта этих пяти условных единиц удовольствия, то и пять условных единиц страданий не показались бы вам страданием. Однако обычное непросветлённое сознание всегда захвачено прошлым опытом, который из-за работы Различения непременно делится на то, что нравится и то, что не нравится. Поэтому, если есть плюс, то обязательно есть минус, чем сильнее плюс, тем сильнее минус – они равносильны. Если вы испытали миллион единиц удовольствия, то вас ждёт миллион единиц страданий. Это то же самое, что ударить кулаком по стене: чем сильнее вы бьёте, тем больнее вам будет.

Когда мы не можем получить то, что хотим, мы начинаем ненавидеть всё вокруг. Сам факт наличия ситуации, которую мы ненавидим, означает страдания от боли.

Таким образом, мирские желания таковы, что удовлетворены они или нет – всё равно страдаешь. Наличие и удовлетворение мирских желаний – это то же самое, что и наличие страданий. Поскольку материальный мир создан мирскими желаниями, в нём нет ничего, кроме боли, непостоянства и неудовлетворённости.

Однако духовная практика не призывает нас каким-либо образом «остановить мгновение» и тем самым сделать непостоянное постоянным, – так о духовной практике могут думать лишь те, кто не знаком с Истинной Дхармой. В своём обычном состоянии движущегося сознания, другими словами, в состоянии, когда мирские желания управляют нами, мы не можем не воспринимать объекты, поэтому пытаться остановить процесс восприятия и различения без правильной духовной практики – это всё равно что пытаться остановить пулю, после того, как вы нажали на спусковой крючок.

Правильная духовная практика даёт нам возможность вернуть наше сознание в изначальное состояние Спокойствия и Созерцания, в котором мы осознаём себя и видим пустоту всех воспринимаемых предметов и явлений. Мы начинаем видеть, именно видеть, а не понимать интеллектуально, что «нас мучают не вещи, а наше представление о них»1. Другими словами, страдание возникает из-за того, что мы различаем изначально пустые предметы и явления на основе прошлого опыта, вследствие чего появляются желания и нежелания, которые и приводят нас к боли, непостоянству и неудовлетворённости.

Таково краткое содержание двух первых Благородных Истин, которые Будда Сакьямуни объяснил ученикам в своей самой первой проповеди Истинной Дхармы.

Если данные, содержащиеся в Пяти Накоплениях человека, не слишком замутнены, что позволяет относительно правильно видеть окружающий мир, то человек начинает понимать страдания этого мира, понимать причины этих страданий и искать способ их искоренения. Замутнённость и не замутнённость данных в Пяти Накоплениях определяется преобладанием отрицательной кармы или добродетелей и заслуг, соответственно. Другими словами, если у человека есть заслуги, то он обращается к духовной практике. Если заслуги человека действительно велики, то он встречается с Истинной Дхармой, а не с новомодными «практиками раскрепощения души и тела и исполнения всех желаний», мимикрирующими под подлинную духовную практику. Человек, обладающий заслугами также не попадёт и в ситуацию, описанную Мастером Хакуином:

«… В тот день, когда родители отпускали их из семьи для того, чтобы те стали буддийскими монахами, никто не мог и подумать, что их дети станут ворами. Но это произошло, и произошло потому, что существуют ложные наставники, учения которых весьма похожи на Истину. Они забрасывают свои сети, отлавливают простых, многообещающих мальчиков и превращают их в слепых безволосых тупиц. Такие наставники приносят в миру огромное количество зла, чернота которого превосходит тьму пяти великих прегрешений»2.

Если человек обладает наивысшими заслугами, то он встречает просветлённого Гуру. Продвижение в духовной практике также определяется наличием огромных заслуг.

Роль заслуг в медитации

Позвольте пояснить взаимосвязь заслуг и процесса медитации, ведущего к Просветлению и Освобождению.

Представьте себе океан. Предположим, что Освобождение – это достижение океанского дна. Но океан сильно штормит: вздымаются гигантские волны. Погружение в шторм невозможно. Значит, первая задача – дождаться, когда океан успокоится. Это выражает практику осознанности и концентрации, которая возвращает наше сознание, являющееся океаном в нашем примере, в изначальное состояние Спокойствия и Созерцания.

Вот шторм закончился – поверхность воды стала ровной. Теперь можно начать погружение. Однако погрузиться глубоко без специального оборудования невозможно. Специальное оборудование выражает техническую практику для подъёма энергии, которая, наряду с концентрацией, является движителем нашей медитации.

Тем не менее, спокойствие сознания и подъём энергии – не единственные условия. Океан после сильного шторма, поэтому вода в нём мутная и видимость, соответственно, нулевая. А кроме того, если вы пытаетесь погрузиться ночью, то нырнув в толщу воды, вы ничего не увидите. Таким образом, нужно, чтобы вода стала прозрачной и взошло солнце. Это и выражает ментальные практики, центральной частью которых является накопление заслуг.

Другими словами, грязь и примеси в воде – это данные. Поэтому, даже если мы и погрузились в более глубокие слои нашего сознания, мы увидим лишь собственные загрязнения – данные мирских желаний. Следовательно, чтобы войти не в Нижний Астрал, погрузившись при этом в дьявольское состояние3, а в Верхний Мир Форм – в состояние полноценной дхьяны, необходимо, чтобы данные нашего ложного «я» были высокими. Они должны соответствовать Верхнему Миру Форм, а не шести мирам Мира Страстей.

Кроме того, без серьёзных ментальных практик, реализация первого Просветления и пробуждение Кундалини невозможно – я надеюсь, что смог показать это читателю в предыдущем томе.

Итак, как мы можем видеть, накопление добродетелей и заслуг является одной из основ нашей духовной практики. Поэтому первая глава этого тома посвящена Практике Добра и Практике Заслуг.

Прежде чем перейти к непосредственному описанию, необходимо пояснить классификацию способов духовной практики.

Классификация духовной практики

Ранее я уже говорил о том, что духовная практика может иметь конкретную форму, а может быть бесформенной. Например, техническая практика, такая как пранаямы или медитация, относится к первому виду, в то время как жертвование и соблюдение заповедей – ко второму. Но, разумеется, это весьма условное разделение.

Если говорить о конкретных видах духовной практики, то при самой общей классификации мы увидим три основных вида практики:

1. Накопление заслуг и соблюдение заповедей.

2. Техническая практика, ведущая к правильной глубокой медитации, а также, разумеется, сама медитативная практика, вершиной которой является Самадхи.

3. Изучение и практика Истинной Дхармы.

Эти три вида практики соотносятся с Тремя Каналами4 и Тремя Корневыми Ядами.

Канал Ида, расположенный слева, соответствует невежеству. Невежество, то есть Авидья, или неви́дение, – это тьма. Поэтому-то мы и «не видим». Что же рассеивает тьму? Свет накопленных заслуг. Таким образом, практика накопления заслуг способствует очищению левого канала.

Канал Пингала связан с ненавистью. Ненависть, гнев – это тепловая энергия. Занимаясь техническими практиками, например Цигуном, мы поднимает свою энергию, что в свою очередь, сопровождается внутренним теплом, жаром, или Туммо. Таким образом, благодаря техническим практикам и возникшему Туммо, мы буквально сжигаем засоры в наших каналах и, прежде всего, в правом канале Пингала.

Наконец, центральный канал – Сушумна – блокируется нашим прошлым опытом и информацией, которые формируют наши мирские желания. Если мы будем замещать информацию о мирских желаниях, на которой фиксировали свой ум до сих пор, на информацию Истинной Дхармы, то мы сможем очистить центральный канал.

Однако соотношение этих трёх основных видов практики с тремя каналами и корневыми ядами не является самым главным. Суть заслуг, изучения Дхармы и медитации состоит в следующем.

Практика накопления заслуг, включающая в себя соблюдение заповедей, позволяет нам накапливать положительную карму, или информацию высоких миров, а также не накапливать данных, которые формируют низшие миры, другими словами, не накапливать отрицательной кармы.

Изучение и практика Истинной Дхармы – это замена данных мирских желаний на данные духовной практики в наших Пяти Накоплениях. Другими словами, это фиксация памяти: то, какие данные мы накапливаем, определяется тем, к чему направлено наше сознание, на чём мы его фиксируем.

Эти два вида практики приводят нас к правильной медитации и Самадхи. Конечно, для того чтобы войти в глубокую медитацию, нам необходимо поднять энергию технической практикой.

Итак, накопление заслуг, изучение Дхармы и техническая практика, переходящая в непосредственную медитацию.

При более детальной классификации мы увидим Четыре Вида Духовной Практики. Это четыре категории, или своего рода четыре «ёмкости», по которым можно «разложить» все существующие способы духовной практики для лучшего понимания и, соответственно, применения.

Эти Четыре Вида таковы:

1. Практика Добра.

2. Практика Заслуг.

3. Практика Закона (Дхармы).

4. Практика Спокойствия.

Практика Добра означает совершение добрых дел по отношению к тем, кто ниже или равен нам в духовном плане. Это, прежде всего, забота о родителях и близких. Также это может быть, например, помощь окружающим людям или забота о животных.

Практика Заслуг – это жертвование и служение тем, чей духовный уровень выше вашего. Например, бескорыстное служение своему духовному учителю (Гуру). Материальная или иная помощь тем, кто идёт по пути Просветления и Освобождения. Другими словами, Практика Заслуг – это помощь тем, кто занимается подлинной духовной практикой и достиг высокого уровня. Яркий пример Практики Заслуг – это служение Будде и его ученикам, которое совершал верующий-мирянин Анатхапиндика5.

Рассказывая о Практиках Добра и Заслуг, я буду руководствоваться в основном буддийскими сутрами. Как я уже говорил ранее, я не считаю, что буддийская практика «выше» или «ниже», «лучше» или «хуже» йогической или даосской. Однако, на мой взгляд, Практика Добра и Практика Заслуг более детально и более последовательно описана именно в буддийских сутрах, поэтому я и руководствуюсь ими при описании этих практик. Разумеется, я дам описание и с йогической, и с даосской точек зрения, для того чтобы читатель смог увидеть, что практики для накопления добродетелей и заслуг в буддизме, йоге и даосизме хоть и обозначаются разными терминами, идентичны по своей сути.

Практика Добра и Заслуг – это яркий пример бесформенной практики, которую мы должны вести в своей повседневной жизни. Этим видам практики полностью посвящена данная глава.

Практика Закона (Дхармы) – это многократное, глубокое и последовательное изучение Дхармы и практика этих Законов. Например, фиксация в памяти и практика Восьмеричного Благородного Пути, описанного в Трипитаке, или Восьми средств йоги, описанных в Йога Сутрах Патанджали. Практика Закона – это сочетание бесформенных практик и практик, имеющих конкретную форму. Например, Правильный Взгляд и Правильное Мышление из Восьмеричного Благородного Пути или практика Ямы и Ниямы из Восьми средств йоги – это бесформенные практики. С другой стороны, существует Правильное Самадхи, которое является вершиной, или результатом, практики и Восьмеричного Благородного Пути, и Восьми средств йоги. Перед вхождением в Самадхи ведётся техническая практика, которая имеет конкретную форму. Практике Закона посвящена следующая глава.

Практика Спокойствия – это, прежде всего, медитация – наше главное «транспортное средство», возвращающее наше сознание в изначальное состояние Спокойствия и Созерцания. Высшее состояние медитации – это Самадхи. Однако, как я рассказывал во второй главе второго тома, медитации должна предшествовать не только бесформенная ментальная практика, позволяющая очистить сознание и добиться сильной концентрации, но и техническая практика, пробуждающая нашу энергию. Таким образом, все виды технической практики можно отнести к Практике Спокойствия. Я уже упоминал о том, что на мой взгляд, йога и даосизм обладают более внушительным арсеналом технической практики по сравнению с буддизмом. Как бы то ни было, все способы и последовательность технической практики, приводящей нас к правильной и глубокой медитации, я опишу в третьей главе этого тома.

Принципы накопления и проявления заслуг

Говоря кратко, если человек не совершает добродетельных поступков, не накапливает духовных заслуг, не соблюдает заповеди, не может поступиться своим эгоизмом и сделать что-то для других, то все разговоры о Пустоте или высоких практиках будут ложью и пустословием, а подлинная духовная практика станет невозможна. Это то же самое, что рассуждать о здоровом образе жизни, не соблюдая элементарной гигиены и имея множество вредных привычек без малейшего желания от них избавиться.

Как накапливается отрицательная и положительная карма

Как я уже рассказывал в первой главе первого тома, когда речь шла о Законе Кармы, мы совершаем три вида действий – телом, речью и мыслью. Совершая эти три вида действий, мы, во-первых, переживаем определённый опыт, а, во-вторых, получаем информацию. Например, мы ссоримся с кем-то. При этом мы получаем опыт собственных страданий, а также опыт страданий человека, с которым ссоримся. Страдания в данном случае возникают из-за ненависти, или злобы, которая выражается в обоюдном злословии и оскорблениях. С другой стороны, мы, например, можем просматривать сайты в интернете. В этом случае мы также получаем опыт, однако, здесь на первый план выходит получение не опыта, а информации как таковой. Например, если мы читаем новости, то мы не участвуем в этих событиях, не переживаем их на своём опыте, однако, мы получаем информацию о них.

Итак, в результате наших действий мы получаем опыт и информацию, которые можно определить как данные, которые поступают в наши Пять Накоплений через наши шесть органов чувств. Данные, которые накапливаются в результате наших действий, слов и мыслей и есть наша карма.

Карма, или данные, полученные в результате наших действий, накапливаются в наших Пяти Скандхах. Пять Скандх являются резервуарами нашей кармы. Здесь нужно обратить внимание на один очень важный аспект накопления кармы. Карма, или данные, в Пяти Скандхах накапливаются безотносительно нашей воли. Именно поэтому я использую слово «накопление», а не «собрание» или «совокупность» для перевода слова «скандха». Например, если идёт сильный дождь, а на улице находится некая ёмкость, скажем бассейн, то вся вода будет по умолчанию накапливаться в ней. Если в воздухе есть химические загрязнения, они будут присутствовать и в накопленной воде. Если ветром во время дождя срываются ветки и листья с деревьев, если ветер поднимает в воздух песок или грязь с земли, то всё это непременно окажется в накопленной воде. Другими словами, накопление чего-либо происходит помимо нашей воли, по умолчанию, само собой.

С другой стороны, если вы, например, собираете грибы, то у вас существует возможность выбора: вы не берёте ядовитые мухоморы, а собираете только съедобные грибы.

Аналогичным образом, в обычной ситуации мы не можем выбирать какие именно данные накапливать в своих Пяти Накопленияхвсе данные, полученные в результате наших действий, оказываются в этих пяти ёмкостях для нашей кармы. Конечно, если мы изучаем Истинную Дхарму, мы обретаем Правильный Взгляд6 на этот мир и собственные действия. Благодаря этому мы осуществляем Правильное Мышление, Правильную Речь и Правильные Действия, что позволяет нам не накапливать плохой кармы, но накапливать в своих Пяти Скандхах добродетели и заслуги. Это и есть первый шаг к подлинной свободе – нашему изначальному состоянию Просветления и Освобождения. В этот момент у человека впервые появляется возможность выбора: продолжать ли накапливать плохую карму, гоняясь за иллюзорными сиюминутными удовольствиями, будучи под полным контролем своих мирских желаний, или, наоборот, получить за счёт изучения и практики Дхармы полный контроль над своими действиями и направиться к своему истинному и по-настоящему свободному состоянию сознания. Другими словами, первый шаг к подлинным свободе и счастью заключается не в том, чтобы делать всё что заблагорассудится и думать, что это и есть свобода, а наоборот – в контроле своих действий тела, речи и мыслей.

Следующий важнейший момент состоит в том, что данные, накопленные в Пяти Скандхах, находятся в движении из-за работы нашего сознания и неизбежно проявляются. Другими словами, проявление данных, как и само их накопление, является необратимым и неизбежным процессом. Проявление накопленных данных, или кармы, напоминает физиологические процессы в нашем организме, например, процесс пищеварения и усвоения веществ. Конечно у организма есть защитные функции, однако, если в наш организм попадает яд, то он, опять-таки, безотносительно нашей воли начинает автоматически усваиваться и попадает в кровь. Мы не можем силой мысли остановить кровообращение и химические реакции в теле. Точно так же и данные, попавшие в наши Пять Накоплений, неизбежно проявятся. Мы бессознательно портим свой внутренний и, как следствие, внешний мир, накапливая опыт и информацию злобы, невежества и привязанности, совершая действия телом, речью и мыслью, основанные на этих Трёх Корневых Ядах. И наоборот, когда мы совершаем действия, руководствуясь Истинной Дхармой, мы накапливаем данные добродетелей и заслуг, что приводит нас в конце концов к истинному счастью.

Итак, мы подошли к тому, чтобы дать определение добру и заслугам, а также выяснить разницу между ними.

Что такое добродетели и заслуги?

В «Большом руководстве к этапам Пути Пробуждения» великий Лама школы Гелуг тибетского буддизма Чже Цонкапа говорит следующее:

«Движущие силы7 – это карма; т. е. неблагая карма, ввергающая в дурную участь, и благая карма, ввергающая в счастливую участь.

Последняя двояка: добродетельная карма, ввергающая в счастливые уделы Сферы желаний, и неколебимая карма, ввергающая в счастливую участь [двух] высших Сфер».

Таким образом, накопленную карму можно разделить на две категории «хорошая карма» и «плохая карма». Понятно, что, причинив страдания другому живому существу, мы накапливаем плохую карму, которая неизбежно вернётся к нам в будущем в виде страданий. И наоборот – совершая добродетельные поступки, мы накапливаем хорошую карму, которая вернётся к нам как радость или нечто приятное.

Конечно, в реальности «страдание» и «радость» – это результат работы нашего сознания, делящего всё на два полюса. Изначально и накопленная нами информация, и воспринимаемые нами предметы и явления – пусты и прозрачны, и только потом, вследствие двойственной работы сознания, они окрашиваются в цвета добра и зла, радости и страдания. Другими словами, мы просто видим и различаем всё воспринимаемое нами на основе тех данных (кармы), которые мы накопили в прошлом. Но до тех пор, пока работает наше двойственное сознание, мы не можем видеть это реальное положение вещей, и поэтому наша отрицательная карма будет приносить нам страдания, а добродетели и заслуги – радость. Почему же я на протяжении всего повествования снова и снова возвращаюсь к этому Учению о Пустоте? Потому что Правильный Взгляд является основой. Нам необходимо зафиксировать в памяти, что радости и страдания, которые мы сейчас испытываем, не имеют связи с настоящим, не являются результатом настоящего, поскольку они – иллюзия кармы, накопленной нами в прошлом. Иллюзии возникают из-за движения сознания и работы прошлого опыта (кармы), вследствие чего нам кажется, что воспринимаемые нами предметы и явления приносят нам страдания или радость. Следовательно, не существует вечно длящихся страданий или удовольствий, ни одно событие, явление, ни один объект (внешний или внутренний) не является нашей истинной сущностью, не является нами. Если это так, то захваченность, или привязанность к настоящему – это пустая трата времени. Тогда чему же мы должны посвящать своё время в этой до смешного короткой жизни? Реализации Спокойствия и Созерцания. Для этого и существуют четыре практики: Добро, Заслуги, Закон и Спокойствие. А в их основе лежит Правильный Взгляд, в свою очередь, основанный на правильном изучении учения и приверженности.

На страницу:
1 из 6