Полная версия
Путь язычника: практическая духовность на каждый день
Аларик Альбертсон
Путь язычника
Практическая духовность на каждый день
Посвящается Алену
Alaric Albertsson
To Walk a Pagan Path
Practical Spirituality for Every Day
* * *Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© 2013 by Alaric Albertssons
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа „Весь“», 2021
* * *Дорогой читатель!
Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.
Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берет начало в глубине тысячелетий. Ее основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.
Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности… Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создает новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.
Искренне Ваш,
Владелец Издательской группы «Весь»
Пётр Лисовский
Благодарности
Эта книга содержит лично пережитый опыт – как мой собственный, так и многих других людей-язычников, мужчин и женщин, – и поэтому я просто обязан поблагодарить бесчисленное множество людей. Для начала мне необходимо выразить признательность тем людям, кто помог нашей современной культуре появиться на свет, – таким как Джеральд Гарднер, Сибил Лиик, Пол Хьюзен, Сюзанна Будапешт, Оберон Зелл, Раймонд Баклэнд, Лео Мартелло и других. Я не в состоянии назвать каждого. Но они заложили основу для того, что в конечном итоге преобразовалось в те обширные и разнообразные языческие сообщества, которые существуют в наши дни.
Я также должен поблагодарить тех людей, которых цитировал в своей книге: Иана Корригана и М. Кассиуса Джулианиуса. Отдельное спасибо всем, кто согласился дать мне интервью для этой книги: это Марио Мунив, Диана Дахм, Ириса МакКензи, Джо и Джэк Беннет, Девин Хантер и Ник Эгельхофф. Поделившись своим опытом, каждый из них привнес в текст что-то особенное.
И наконец, мне бы хотелось выразить благодарность моим редакторам, Элисии Галло и Андреа Нефф, за их бесценную помощь. Не думаю, что найдутся писатели, которых радовал бы процесс вмешательства в их рукопись, но оба моих редактора заметили те ошибки, которые заставили бы меня краснеть, будь они напечатаны. Работа с этими замечательными женщинами стала настоящим благословением для меня.
Введение
В этой книге рассказывается о том, к чему стремится большинство язычников, – о том, каким образом можно практиковать духовность в повседневной жизни. После того как собрание вашего ковена подошло к концу или ритуал рощи завершился, как вам удается оставаться язычником день за днем? Пару лет назад мой друг, не язычник, сказал: «Я знаю, почему ты всегда так счастлив, Аларик. Это все ваши языческие праздники! У вас же круглый год Рождество!»
В этом есть зерно истины. Для большинства из нас, язычников, тех, кто следует за Колесом года, очередной праздник, который необходимо отмечать, наступает приблизительно через каждые шесть недель. Мы едва успеваем отложить в сторону декорации, приуроченные ко дню весеннего равноденствия, как начинаем готовиться к празднованию Белтейна, затем мы отмечаем праздник Середины лета, а потом Ламмас. В зависимости от вашего пути или традиции некоторые из этих праздников будут иметь для вас большее значение, нежели остальные, но дух празднования течет сквозь вашу жизнь, словно по спирали, без конца.
Мы можем распространить наше духовное выражение за пределы сезонных обрядов, обратившись внутрь себя, к своей будничной жизни. Чтобы полноценно реализовать себя как язычника, требуются сознательные усилия и, как правило, небольшое планирование. Хорошая новость заключается в том, что результат окупится и будет стоить намного больше приложенных усилий.
Представьте эту книгу как набор инструментов для построения новой жизни язычника. Она предоставит вам определенные средства и способы, но ваш образ жизни будет зависеть от избранного пути или традиции, ваших личных требований и желаний, а также всех тех многочисленных факторов, которые составляют вашу индивидуальность. Какие-то идеи, которые вы найдете здесь, покажутся вам полезнее остальных, а какие-то советы вы будете полностью игнорировать.
Например, я пишу о пчеловодстве как одном из способов для установления контакта с землей, – но для вас это может оказаться неприемлемым, если вы аллергик, или страдаете от энтомофобии (страха перед насекомыми), или просто не располагаете средствами для подобного стартапа. Пчеловодство не для всех.
В зависимости от вашего образа жизни некоторые из идей, предложенных здесь, могут оказаться полезными, но только после того, как они будут видоизменены и адаптированы специально для вас. Я насколько возможно старался включить в книгу всю гамму разнообразных языческих верований, традиций и опытов, но чувствуйте себя свободно – преобразуйте все написанное на страницах данной книги под свои нужды. Книга «Путь язычника» расскажет о том, как можно реализовать свою духовность в повседневной жизни!
Мой личный путь саксонский, как вы уже заметили, особенно если вам удалось прочитать и другие мои работы. Моя духовность вдохновлена культурой и традициями дохристианской Англии, поэтому данная книга изобилует примерами саксонских обычаев и верований. Однако идеи, заложенные в эти примеры, могут и должны быть персонифицированными для того, чтобы отражать именно вас. Относите ли вы себя к викканам, саксам, кельтам, грекам, кеметикам[1], асатру или к какой-то другой традиции, книга поможет вам расширить границы своей духовности, чтобы жить более насыщенной, осмысленной и духовной жизнью.
В главе 1 я расскажу о семи шагах, с помощью которых вы сможете интегрировать язычество в повседневную жизнь наиболее эффективным способом. Вы наверняка уже делали нечто подобное. Большинство шагов вы сможете предпринять уже в ближайшую пару недель, с тем чтобы расширить границы своего духовного опыта. Как и все остальное, представленное здесь, эти семь шагов можно с легкостью адаптировать к вашей собственной духовной традиции.
Бóльшая часть из семи шагов требует небольшого комментария, но в главах 2 и 3 исследуются цели и методы создания священного времени. В главе 2 мы рассмотрим персонализацию священного календаря, а в главе 3 я рассуждаю на тему реализации нашей духовности путем проведения ежедневных ритуалов.
Далее в книге мы будем изучать различные виды деятельности, посвященные укреплению нашей связи с землей. И снова повторюсь – какие-то из них могут просто не подойти под ваш образ жизни, а некоторые нужно будет видоизменить или скорректировать, но многие из них станут вашими любимыми традициями в точности в том виде, в каком они представлены здесь. Эти последние главы расскажут о возможностях расширения вашего духовного опыта, работая с домашними животными, выращивая свою пищу, общаясь с деревьями и дикой природой, разводя кур или медоносных пчел, выпекая хлеб, изготавливая собственные благовония, свечи и так далее.
Вы вдруг обнаружите, что черпаете радость и удовольствие, а также духовно обогащаетесь, занимаясь теми делами, о которых пойдет речь в этой книге. Многие из них могут быть интегрированы в вашу жизнь как сезонные проекты – для индивидуальной и для групповой деятельности. Внутри ковена вы можете решить, что нужно изготавливать ритуальные свечи для каждого праздника Имболк (как делают некоторые мои друзья-виккане), смешивать благовония для праздника Середины лета (Дня летнего солнцестояния) и выпекать хлеб для Лугнасада. Все это принесет вам удовольствие и наполнит вашу жизнь.
Или вы вдруг обнаружите, что погружены в какую-то одну специфическую активность, – это тоже хорошо.
Многие язычники выбрали для себя магию трав именно после того, как сами вырастили несколько кустиков базилика и шалфея!
Создание вашего личного священного календаря и ежедневные молитвы раскроют вашу духовность так, как вы не могли себе представить. И что самое удивительное на пути язычника, мы никогда в точности не знаем, куда он приведет нас, однако путешествие всегда обещает быть увлекательным.
Глава 1
Семь шагов к началу новой жизни
Каким образом вы проявляете свою духовность в повседневной жизни?
Обычаи и духовные практики ранних, дохристианских языческих культур передавались из поколения в поколение. Эти древние традиции предполагали поклонение и общение с богами и другими духовными сущностями, варьируясь от культуры к культуре. Англосаксы, например, в обязательном порядке подносили дары Ве, который являлся для них образом или символом Божественности. Древние римляне почитали его как семейное божество (считая духом-покровителем), помещая на пороге своего дома в виде ларария – объекта, походящего на небольшой шкафчик, который служил домом или обителью для духов. Древние греки начинали каждый ритуал с подношения даров богине Гестии. Каждая культура имела свои собственные обычаи. Многие палеоязычники – будь то греки, римляне или саксы – были, несомненно, страстными и искренними в проявлении своей набожности, но их духовные пути возникали в основном благодаря обстоятельствам, а не в результате выбора. Кельт или египтянин, сакс или грек, – каждый из них соблюдал обычаи, – но только по той причине, что эти обычаи были единственно известными и комфортными.
С другой стороны, современные язычники – почти всегда без исключения – преднамеренно, то есть осознанно, выбирают те пути, по которым следуют.
Именно так всегда и происходило у «первого поколения язычников», которое не воспитывалось как языческое; но в современном мире, изобилующем множеством различных культур, даже дети из политеистических семей обычно увлеченно исследуют другие духовные пути и свободно находят свой собственный, обладая знаниями и намерением. Язычник наших дней – был ли он воспитан в языческом окружении или нет – осознанно выбирает свое духовное путешествие.
Делать осознанный выбор – одно из самых значительных отличий между современными язычниками и нашими палеоязыческими предками. Мы многого ожидаем от своего духовного пути. Для большинства современных язычников одно из ожиданий связано с установлением контакта с землей, и оно было настолько сильным, что к языческой духовности часто приклеивали ярлык «религии земли» или «религии, укорененной в земле». Наши предки не нуждались в том, чтобы восстанавливать связь с землей; они жили в согласии с ее капризами и ритмами. В предындустриальном мире большая часть населения жила в сельской местности. А такие урбанистические центры, как Рим и Афины, считались редким явлением и находились далеко друг от друга; но даже в этих древних городах жители в гораздо большей степени зависели от «перепадов настроения» земли.
В наши дни, по крайней мере в развитых государствах, мы больше не страшимся голода, если вдруг не вырастет местный урожай. Теперь для большинства из нас суровая зима обозначает только лишь то, что нам придется оплачивать более высокую, чем обычно, сумму за коммунальные услуги. Мы до сих пор зависимы от земли, но не напрямую и не настолько сильно, как наши предки, и, вообще говоря, это хорошо. Тем не менее в процессе отдаления от земли мы что-то утратили, и именно наше разобщение с миром естественной природы вдохновило множество людей на исследование «укорененной в земле» языческой духовности.
В силу этой осознанной духовности современные язычники часто пытаются следовать тому, что древние саксы, должно быть, называли Хал Сиду, или следование здоровым или холистическим традициям. Хал Сиду связывает и объединяет все части нашего «Я». Количество его частей зависит от нашей духовной парадигмы. Я, как саксонский язычник, ожидаю, что Хал Сиду разовьет мою способность мыслить рационально, простимулирует мои воспоминания и эмоции, поспособствует пробуждению моего источника вдохновения, сбалансирует мое физическое тело и укрепит мою идентичность. В англосаксонской традиции все части нашего «Я» одинаково важны. Язычники, которые следуют другим путям, будут, конечно, иметь иные определения своего «Я». Чтобы избежать лишних сложностей, давайте опираться на популярную современную парадигму и определим понятие Хал Сиду как объединение тела, ума и духа.
Я использую древнеанглийский термин Хал Сиду для определения осознанной языческой духовности, потому что следую саксонскому пути, но римские язычники могли бы назвать это Ветера Валенс (что в переводе обозначает «достойные традиции»). А исландский язычник мог бы применить такое название, как Хейлдрэн Венджур (то есть «холистические привычки»). Название не имеет значения. В любом случае осознанная духовность язычника поможет восстановить связь с землей и интегрировать все части вашего «Я», превратив его в одну целостную сущность.
Хал Сиду – или любой другой термин, который вы предпочтете, – не имеет ничего общего с верованиями. Сама по себе «вера» не так уж и важна в политеистических религиях. Да, палеоязычники верили в своих богов, но это было похоже на то, как современные люди «верят» в гравитацию или электричество, и это не имеет ничего общего с тем, как ребенок верит в Зубную Фею. Если взглянуть на Божественное с позиции логики, становится слишком очевидно, что боги реальны. Мы можем сделать вывод, что богиня Афина реальна, например, по той причине, что она разговаривала и контактировала с тысячами людей на протяжении тысяч лет, – и она не станет «менее реальной» только потому, что по какой-либо причине Боб решил не верить в ее существование. Древние язычники знали, что боги просто есть; и для них это вовсе не являлось вопросом личной веры.
Таким образом, политеисту важна не вера людей, а их поступки – слова и деяния.
Традиционная языческая духовность является ортопраксией, сконцентрированной в большей степени на совместных практиках и традициях, нежели на верованиях. Это остается актуальным и сегодня – например, для таких языческих движений, как британское традиционное колдовство, для большинства политеистических форм реконструкционализма и для практикующего осознанность неоязыческого друидского братства Ár nDraíocht Féin (ADF). Именно действия характеризуют вас как личность и создают мир вокруг вас. И таким образом вы объединяете тело, ум и дух. Не думая. Не обсуждая. Просто что-то делая.
Если мы ничего не предпринимаем для того, чтобы развить осознанную языческую духовность, это происходит не из-за отсутствия желания, а потому, что мы не знаем, с чего начать. О том, каким же образом продолжать быть язычником после того, как ритуал завершен, а чаша или рог из-под медовухи помыт, написано несколько книг. Многие язычники, особенно те, для которых политеизм в новинку, просто не знают, как протянуть руку и прикоснуться к земле – физически и духовно.
Хал Сиду – холистический обычай – требует от нас выполнения всего вышеупомянутого: нам необходимо и прикоснуться к земле, и предпринять определенные действия для построения своего собственного образа жизни язычника. Для того чтобы понять, как этого добиться, вам нужно поразмышлять о своих собственных интересах, нуждах и обстоятельствах. Важным моментом является не выбранный вами подход, – он разный у каждого, – а что-то, что вы делаете, небольшое ежедневное усилие, чтобы установить контакт с вашими богами и миром вокруг вас.
Есть множество способов сделать это. Например, благодаря ритуалам, которые превратят ваши повседневные активности в священнодействие, или если будете осознанно выполнять дела, уже давно ставшие для вас привычными и знакомыми. Вы сможете также обнаружить эту связь, если в буквальном смысле прикоснетесь к земле, вооружившись лопатой и мотыгой, или научитесь выращивать себе пищу, или активно включитесь в бесконечный цикл получения и дарения. Или найдете вдохновение в том, чтобы делать собственными руками ритуальные свечи и благовония. Какими бы ни были средства, построение индивидуального осознанного языческого образа жизни поможет вам объединить тело, ум и дух и превратить их в нечто целостное и завершенное.
Ритуал посвященияКогда мы хотим внести долгосрочные изменения в свою жизнь, можно отдаться целиком и полностью этой работе. Это правило годится для любого типа перемен: нужно ли вам соблюдать диету, бросить плохую привычку, начать изучение нового языка или приобрести какой-либо новый навык. То же самое касается и тех, кто желает развить осознанный образ жизни язычника.
Мы уже говорили о том, что Хал Сиду требует поступков, так почему бы не начать действовать прямо сейчас? Если хотите изменить свою жизнь, чтобы объединить тело, ум и дух, прочитайте описание Ритуала посвящения, изложенное ниже, а затем выполните ритуал самостоятельно.
Нет, в самом деле. Сделайте это прямо сейчас.
Предполагается, что вы находитесь в уединенном месте, где сможете провести ритуал без привлечения ненужного внимания. Если вы читаете эти строки в публичной библиотеке или пока едете в общественном транспорте, возможно, стоит подождать более подходящего момента.
Если же вы сейчас наедине с собой, к чему ожидания? Хотя вы еще не решили, как именно будете практиковать Хал Сиду, но тем не менее вы уже можете взять на себя инициативу и посвятить себя этой работе. Пусть это будет ваш первый шаг к новому образу жизни. Ритуал довольно короткий и простой и включает минимум инструментов. Все, что вам понадобится, это свеча и какой-либо предмет, который вы преподнесете в виде дара, – благовоние, вино или мед, которые потом необходимо вылить в качестве подношения, да все что угодно, что покажется вам подходящим. Свеча может быть сделана из парафина или пчелиного воска и быть любого цвета.
Конечно, вы можете изменить или расширить Ритуал Посвящения таким образом, чтобы он удовлетворял именно ваши духовные нужды. Если у вас налажена личная связь с каким-либо конкретным божеством, следует поместить статуэтку или символ этого божества рядом со свечой. Если вы – викканин, то вам, наверное, захочется очертить круг, который станет частью ритуала. Выбор подношения будет, вероятнее всего, продиктован вашими духовными ориентирами. Поскольку я саксонский язычник, для первого подношения я бы выбрал мед. Римский язычник вместо этого взял бы оливковое масло, а греческий, скорее всего, выбрал бы вариант ритуального сожжения ароматных трав на круглой форме с горящими углями.
Слова ритуала также могут быть подобраны таким образом, чтобы отразить ваши нужды и духовные ориентиры. То, что представлено в данной книге, нужно воспринимать как совет-пожелание, а не магическую формулу.
Поместите свечу или все, что вам может понадобиться, на рабочую поверхность. В случае, если вы уже долго являетесь язычником, это будет, вероятно, ваш домашний алтарь. Если же у вас нет алтаря или какого-либо другого освященного очищенного места в доме, хватит любой чистой поверхности чуть на возвышении – по крайней мере, для начала. Далее в главе мы обсудим, почему так важно иметь освященное место – алтарь или что-то подобное, – у вас дома.
Сделайте несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов, чтобы расслабиться и ментально настроиться на ритуал. Затем зажгите свечу и скажите следующее:
Светлые духи, что здесь обитают,Предки, что путь мой сюда направляют,Боги, что место это хранят,Благословите этот обряд.Снова сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Постарайтесь почувствовать духов вокруг себя. Не имеет значения, ощутите ли вы их, увидите или услышите. Известная поговорка «отсутствие новостей – уже хорошая новость» очень верно отражает взаимодействие с миром духов. В современной языческой культуре есть тенденция переоценивать значение магии, и я даже знал некоторых людей, которые чувствовали – что-то идет не так, – просто потому, что не получали ярких психических переживаний каждый раз, обращаясь к своим богам, предкам и местным духам. Однако отсутствие проявлений указывало как раз на то, что все в порядке. У духов попросту не было причины выходить на контакт. Впечатлений может и не быть, но предоставьте духам возможность ответить вам, перед тем как продолжите проведение ритуала.
А теперь поднесите свой дар. Можете использовать чашу для подношений, если проводите ритуал вне дома. Такого рода подношение следует вылить или положить на землю при первой же возможности после завершения ритуала. Подношения в виде благовоний следует сжечь. После того как завершите ритуал, скажите:
Примите этот дар, который я приношу вам с почтением и любовью.
Я предстаю перед вами, чтобы выразить свою волю стать язычником,
И каждый свой день проживать в гармонии со Вселенной.
Прошу вас наставлять и направлять меня, чтобы и словами и делами своими Я мог воздавать честь древним богам, быть гордостью своих предков и нести красоту и процветание миру.
Да буду я всегда памятовать о земле, из которой вышел и в которую однажды вернусь.
Примите же мою благодарность и признательность.
Как только вы попросили духов о наставлениях, проведите еще несколько минут в тишине, прислушиваясь к ним. Затем завершите ритуал, потушив свечу, и скажите: «Да будет так» или подберите какие-либо другие слова, которыми вы обычно завершаете ритуал. Если вы новичок в языческих традициях и пока еще не выбрали свой путь, то выражение «Да будет так» прекрасно подойдет вам.
Семь шагов до начала языческой практикиМногообразие путей и практик в язычестве может ошеломить новичков. Не так-то просто разобраться, с чего начать. Несколько лет назад я посетил презентацию Иана Корригана, она касалась развития частной языческой практики. Корриган – бывший архидруид международной языческой организации Ár nDraíocht Féin. Вдохновившись его идеями, я составил «программу семи шагов», чтобы помочь новичкам-язычникам найти свою индивидуальность в традиции. Эти семь шагов не приведут вас к какому-либо конкретному языческому пути, они скорее призваны помочь отыскать тот самый путь, который наиболее подойдет именно вам. Даже если вы родились в языческой семье или решили стать язычником несколько лет назад, вы обязательно найдете для себя что-то ценное в этой программе.
Шаг 1: установление контакта с духами
Полагаю, вы уже установили по крайней мере один эфемерный контакт с Духом, когда проводили Ритуал Посвящения. Мы выходим на контакт с Духом каждый раз, когда просим его помочь нам в выборе пути или преподносим дары (подношения).
Первым шагом является понимание и выбор пути – новички сбиты с толку из-за большого разнообразия бесконечно возможных вариантов и необходимости отдать предпочтение какому-то из них. Есть так много богов и богинь из такого огромного количества пантеонов! С чего же начать? Может статься, что божество уже выходило с вами на связь. Люди, пережившие подобный опыт, часто говорят, что «Она позвала меня» или «Он похлопал меня по плечу», – но это скорее исключение, нежели правило. Вероятнее всего, вам придется сделать первый шаг самостоятельно. Сначала нужно решить, с каким именно богом или богиней вы хотели бы наладить контакт, и, чтобы сделать этот выбор, вам следует найти такой пантеон, который наиболее вам подходит.