Полная версия
Светильник, озаряющий и ясно устанавливающий свойства медитации предварительных практик
В «Пути бодхисаттвы» сказано:
Если, получив подобные свободы и преимущества,
Я не свыкаюсь с добродетелью,
То хуже нет предательства, чем это,
Нет большего невежества, чем это.
«Если, обретя тело свобод и преимуществ, которое исключительно трудно найти, и учитывая число других скитальцев, не свыкаться с добродетелью, осуществляющей постоянное счастье, то есть ли более страшный самообман? Ведь я хочу счастья и не хочу страданий! Но, получив возможность воспользоваться методом достижения счастья и избавления от страданий, я не пользуюсь им, но снова бросаюсь в низшие уделы! Есть ли глупость страшнее, чем эта? Множество опасных троп неблагоприятных рождений следуют одна за другой, поэтому, один-единственный раз освободившись от них и обретя это тело-основу, нужно заниматься только практикой Дхармы», – размышляй так снова и снова.
Почему же это человеческое тело настолько трудно получить? Скитальцы ведут себя слишком недобродетельно, так что заложить причину обретения человеческого тела почти невозможно. В силу привычек недобродетельные действия осуществляются без усилия, естественным образом, самопроизвольно и непрерывно с безначальных времен. А если у бодхисаттвы даже на одно мгновение возникнет гнев, то он многие кальпы проведет в аду Без избавления; другие опасности также очень велики. Недобродетельные действия бросают лишь в низшие уделы, а в низшем уделе недобродетельные действия совершаются беспрерывно, так что, непрерывно перерождаясь из низшего удела в низший удел, в течение многих кальп не услышишь даже упоминания о счастливом уделе.
В «Пути бодхисаттвы» сказано:
Благодаря такому поведению
Я не обрету человеческого тела,
А без обретения человеческого тела
Будет только дурное, а не добродетельное.
И далее:
И даже миллиард кальп
Я не услышу слов «счастливый удел».
Поэтому, когда такое труднообретаемое тело найдено, его великие полезные качества в перспективе временного и окончательного блага следует использовать для того, чтобы пройти до конца по единственному пути, ведущему к постоянному счастью. Размышляй так снова и снова.
Опять же, среди существ очень мало тех, кто совершает добродетельные действия. Даже если совершишь немного добра, трудно родиться человеком. Поскольку не привык им рождаться, а также в силу омрачений тело быстро разрушается и исчезает, побежденное гневом. Вообще для того, чтобы получить тело счастливого удела, требуются совершенно чистые добродетельные действия. В особенности же основа для обретения тела со свободами и преимуществами создается благодаря направляющей силе, заключающейся в принятии основы, – совершенной чистой дисциплине, щедрости и прочим друзьям. Необходимо также соединять это с совершенно чистыми благопожеланиями и прочим. Всё это происходит очень редко, причем само по себе происходить не может, так что, опять же, обрести человеческое тело чрезвычайно трудно. Сейчас, когда один-единственный раз чудом обрел это тело, нужно заниматься только практикой Дхармы. Необходимо использовать возможности этих свобод и преимуществ. Если они бессмысленно пропадут, это будет большая потеря. Это всё равно что вернуться с пустыми руками с острова драгоценностей.
Ученый Ашвагхоша сказал так:
Как купец, возвращающийся
С пустыми руками с острова драгоценностей,
Останешься без приобретений.
Если путь твой лишен десяти добродетелей,
Что за счастье без человеческих обретений?
Такое счастье – лишь страдание.
Поэтому нет большего обольщения, чем это,
Нет большего невежества, чем это.
Коротко говоря, невозможно осуществлять всю Дхарму в ее полноте в ином теле, кроме как в теле со свободами и преимуществами; с другой стороны, осуществлять истинную Дхарму поистине необходимо. Поскольку в теле со свободами и преимуществами можно ее осуществлять, а получить эти свободы и преимущества очень трудно, в этой жизни нужно достигать этого осуществления. Следует медитировать разными методами, размышляя об этом очень интенсивно.
Кроме того, следует вспоминать пример с черепахой и ярмом и медитировать об этом тоже. Нужно заниматься медитацией, используя этот и множество других методов.
Какова мера тренировки ума при медитации на трудности обретения свобод и преимуществ? Нужно твердо убедиться, что невозможно осуществлять Дхарму во всей ее полноте в ином теле, помимо тела свобод и преимуществ. Нужно твердо убедиться, что истинную Дхарму необходимо осуществлять всеми способами. Нужно твердо убедиться, что в этом теле свобод и преимуществ возможность осуществлять Дхарму есть. Нужно обрести полную уверенность в том, что необходимо практиковать в этой жизни, поскольку получить это тело-основу свобод и преимуществ очень трудно. Мысль, что в этом теле совершенно необходимо заниматься только осуществлением Дхармы, воспламеняет помыслы воображения до непереносимости, волоски на теле встают дыбом и тому подобное. Такие моменты возникают в некоторые периоды медитации, но когда их нет, имеются способы вызвать переживания, изменяющие состояние ума. В такой период, «вонзаясь» в ключевые моменты, усиленно направляй острие разума на изменение ума посредством медитации; а если не получается и острие разума ослабло, немного позже медитируй с усилием. В то время, когда в медитации подобный элемент возможен, отправляйся в это переживание «с усилием» и затем снова «вонзись» в ключевые моменты. Благодаря силе многих медитаций, благодаря усилию понимание идеи тела-основы с его свободами будет возникать в уме при медитации самопроизвольно, подобно тому как раньше переживание появлялось без усилий, естественным образом и как само собой разумеющееся. Такой ситуацией определяется надлежащая мера тренировки ума.
Но даже если такое возникло, это не значит, что медитировать не нужно. Медитировать следует неослабно, по нарастающей, всё больше и больше, изо всех сил. Следует также осознать последующие объяснения о надлежащей мере тренировки ума.
Необходимость медитации на трудности обретения свобод и преимуществ заключается в развитии страстного настроя осуществлять Дхарму именно сейчас, когда найдено это тело-основа.
В «Пути бодхисаттвы» сказано:
На судне человеческого тела
Можно выбраться из великой реки страдания.
Потом это судно найти будет трудно,
Так что не спи сейчас, глупец!
В этом заключается необходимость рассмотрения важности тела.
Когда рождается совершенно чистый помысел,
Тому, кто хочет использовать медитацию на свободы и преимущества,
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Дхьяна. – Здесь и далее примечания переводчика.
2
Самадхи.
3
Четыре собрания – монахи, монахини, буддисты-миряне, буддистки-мирянки.
4
Убийство родителей, пролитие крови Будды, убийство архата, раскол Сангхи.
5
Трипитака.
6
Чандрагомин, «Шишья-лекха».
7
«Ушедший к Счастью», эпитет Будды.
8
Различные виды существ, относимые к полубогам или к демонам.
9
Пути, по которым продвигается буддийский практикующий: накопление, подготовка, вè́дение, медитация и более-не-учение.
10
Шесть основных практик бодхисаттвы: щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитация и мудрость.
11
Шантидева, «Бодхичарья-аватара».
12
Пер. Ю. Жиронкиной.
13
В аду, в виде голодного духа или животного.
14
Человек, асура или бог.
15
Алкогольный напиток.