Полная версия
Потерянные в лабиринте. Книга 1
Позже, изучая гуманистическую психологию, Клеон узнал, что даже были исследования так называемых само-актуализированных людей. Результат был неутешительным. Таких людей в целом насчитывался всего 1 % от всего населения Земли. Но они были, и они были свободными. Были те люди, которые либо не заходили изначально в Лабиринт внешней реальности, либо вышли из него. Были те люди, которые не жили по законам существующей реальности, но которые строили свою собственную.
«Как? Как они это сделали? – думал Клеон. – Что давало им силы и уверенности жить по своим собственным законам, создавать свой мир норм, ценностей и установок, и жить в нем? Откуда они черпали уверенность? Откуда они брали нормы и правила поведения, если не из внешнего мира?»
Ответов на эти вопросы у Клеона не было, но он четко понимал, пусть это ничтожный один процент от всего человечества, но были и есть люди, которые могли жить вне системы, вне Лабиринта, и которые могли создавать собственные миры норм, ценностей и установок.
Именно тогда Клеон Найрам понял, что эти люди не берут законы из существующей внешней реальности, а создают свои. Эти так называемые само-актуализирующиеся люди создают внутренние реальности. Они выстраивают кирпичик за кирпичиком свой собственный мир и живут в нем.
«Они свободны! – думал с тоской Клеон. – Они по-настоящему свободны».
«Тогда – продолжал думать Клеон, – это означает, что они не берут информацию из внешнего мира. Иначе они оказались бы в Лабиринте, как и все мы. Как же они выстраивают собственные миры? Как и по каким законам строится их внутренняя реальность?».
Ведь примеры людей, не живущих в Лабиринте, говорили о том, что они очень разные. Среди них были и президенты, и ученые, и религиозные и общественные деятели, и обычные люди. Если бы это была одна группа людей, знающих друг друга и живущих по одинаковым правилам, Клеон не обратил бы на это особого внимания. Тогда это было бы просто еще одно общество (как часто бывало в духовных и религиозных объединениях), создавших свою систему ценностей, норм и установок. Выйдя из основного лабиринта такие группы людей сразу же создавали свой собственный, прохождение по которому обычно было еще более строгим, чем в системе в целом.
Но люди, по-настоящему вышедшие из Системы и живущие вне Лабиринта, жили в разное время и в разных местах и не знали друг о друге.
Именно в этом и заключался главный вопрос, совершенно непонятный Клеону. Каждый из них вышел из системы (или не входил в нее), самостоятельно и построил сам себе реальность, в которой существовал.
Каждый их этих, так называемых само-актуализированных людей жил над Системой, не в Лабиринте, а наверху, над ним. Каждый из них был по-настоящему свободен. Свободен от мрачного и душного подземелья, свободен от общепринятых норм, стереотипов, ценностей и установок, свободен от внешней иллюзорной реальности.
В процессе долгих изучений Клеон понял, что информацию для построения реальности свободные люди берут не из внешнего мира – информация находится внутри них. По своим внутренним убеждениям они и живут, не обращая внимания ни на лабиринт, ни на систему в целом.
«У них есть какая-то внутренняя реальность – думал Клеон, – и ее они каким-то образом выводят вовне. В то время как все остальные люди (99 % человечества) делают с точностью до наоборот».
Изучая жизнь таких людей более детально, Клеон увидел, что этот принцип – построения реальности «изнутри-вовне» – был выявлен и в исследованиях гуманистических психологов. Гуманисты доказали, что само-актуализирующиеся люди из своих внутренне-присущих ресурсов выводят законы и нормы вовне, и сами строят внешнюю реальность на основе этого.
Большинство же людей делает с точностью до наоборот. Большинство людей принимает безоговорочно «чужие смыслы» и ценности (о чем говорили и экзистенциальные психологи) и безропотно подчиняются им вместо того, чтобы искать внутри себя свой собственный смысл жизни.
«Чужие смыслы», именуемые обычно ценностями общества и были основой Лабиринта, в котором были проложены дороги для всех сфер человеческой жизни – в обучении, в работе, в карьере, в религии, в политике, в отношениях. Большинство людей (все то же подавляющее большинство в 99 %) просто принимало смыслы, заданные им извне, данные Системой. Воля к принятию внешних норм и правил жизни и подчинению была практически тотальной. Оставался только 1 % необычных людей, людей, живущих вне системы, вне Лабиринта, которые могли находить смысл жизни внутри себя и воплощать его во внешней реальности.
Клеон, изучая людей вне Системы, поражался все больше. Особенно его поразили заключения ученых, которые занимались данным вопросом. Заключение гласило, что именно такой путь – построения реальности «изнутри во внешний мир» – и является единственно правильным.
Люди не должны с рождения попадать в тесный и душный Лабиринт и двигаться по предписанным путям и поворотам всю жизнь. Люди не должны жить по меркам и законам кем-то созданной Системы внешней реальности. Люди не должны принимать «чужие» ценности и смыслы. Любой человек обладает достаточным внутренним миром, который намного богаче внешнего, и все, что ему нужно для жизни уже есть внутри него. И эти внутренние знания и должны воплощаться в реальном мире, на основе них человек и должен строить внешнюю реальность, причем каждый свою собственную, со своими личными смыслами, нормами и ценностями.
Сразило Клеона не столько то, что все остальное человечество проходило путь наоборот от внешнего к внутреннему, и даже не то, что люди черпали все необходимое извне и помещали чужеродную информацию внутрь себя, считая это необходимым процессом обучения, социализацией и вхождением в общество. Поражало его даже не то, что все должно было быть наоборот и внутренняя информация должна воплощаться во внешнем мире. Больше всего Клеона поражал сам факт отсутствия Свободы.
«Значит вместо движения по Лабиринту, вместо поглощения «чужих», кем-то созданных норм и правил, я могу создать свои собственные? – думал Клеон. – Значит вместо выбора правильных дорог и поворотов Лабиринта я могу просто выйти из него? Значит, я могу создать свою собственную реальность и жить в ней? Значит, я могу быть по-настоящему свободным?»
Именно все эти мысли и рассуждения о существовании вне Лабиринта и привели однажды Клеона к тому месту, где он находился сейчас, в снежную пустыню Северного полюса в самом центре Арктики. Именно поиски несуществующей Свободы перевернули всю его жизнь и заставили оставить успешную научную карьеру и заняться собственными исследованиями.
Клеона интересовал не только сам факт выхождения из Лабиринта и построения собственной реальности. Больше всего его интересовало, откуда все это началось, его интересовали истоки системы. Ему было очень важно понять: Каким образом была выстроена Система внешней реальности, загнавшая практически всех людей (за исключением пресловутого одного процента) в подземный Лабиринт, где заранее прописаны все пути и повороты?
Больше всего Клеона интересовал вопрос: Как же все было в самом начале? Возвращение к истокам человечества, к временам самого начала и стало смыслом всей его жизни.
* * *
И вот теперь он здесь – в самом центре Арктики, в центре Северного полюса – истощенный от голода и жажды, практически обледеневший. Он продолжал смотреть на бесконечную снежную гладь затуманенным взглядом. Рука судорожно сжимала осколок бледно-зеленого кристалла, часть какого-то символа, который имел огромное значение в той, первоначальной жизни. Беспощадное солнце казалось неуместным в царстве льда и снега. В воспаленном мозгу возникали смутные картины очень далекого прошлого.
Клеон вытянул руку с осколком кристалла перед собой так, чтобы на него попали солнечные лучи. Ему хотелось более внимательно рассмотреть то, что он держал в руке. Кристалл без солнечного света сам по себе менял цвет от мутно-серого до бледно-зеленого, как бы переливаясь изнутри.
«Он как будто бы живет своей собственной жизнью – подумал Клеон, – как будто сила, заключенная в нем, является самостоятельным явлением».
Внезапно рука Клеона дернулась и вытянулась вперед. У него возникло ощущение, что кристалл сам стремится к солнечному свету. Яркий солнечный луч соприкоснулся с поверхностью кристалла, и цвет осколка мгновенно изменился с бледно-зеленого на серебристо-серый, почти металлический. Мощнейший луч соединил солнечный свет и осколок. Вертикально взметнулся мощный поток света, уходящий далеко вверх в космическое пространство. Кристалл, нагреваясь в руке Клеона, излучал серебряно-металлическое свечение, образующее горизонтальный луч, параллельный поверхности.
«Я это уже видел; очень давно, но видел» – мелькнуло в угасающем сознании Клеона.
Внезапная вспышка подсознания освещала и поднимала из глубины все новые и новые картины далекого прошлого.
Дверь. Дверь из кристалловидного материала, c углублением в центре. Рука человека в белой блестящей одежде, протягивающая предмет из бледно-зеленого кристалла, совпадающий по размерам и форме с углублением в двери. Предмет при соприкосновении начинает сиять ярким серебряно-металлическим цветом. Рука вставляет предмет в углубление, поворачивает и дверь открывается, и человек в металлической сияющей одежде входит внутрь.
«Я помню – молнией пронеслось в сознании Клеона, – я помню эти двери. Их было несколько, и у каждого входящего был свой символ для того, чтобы войти в эти двери. Ключ. Это был Ключ. Ключ для того, чтобы попасть во Дворец, в легендарный Город Света».
Клеон продолжал смотреть на пересечение лучей, образованных солнечным светом и осколком кристалла. В сознании продолжали одна за другой вспыхивать картины очень далекого прошлого.
«Здесь изначально располагался Дворец – мелькнуло в сознании, – именно здесь в центре Северного полюса, в центре Арктики в самом начале стоял Город Света. Только тогда здесь все было совсем по-другому».
Царство разбитых надежд.
Царство потерянных мечтаний.
Царство Настоящей Свободы.
1.2 Дворец
Это был хрустальный замок невероятной, неземной красоты. Легендарный Город Света. Дворец имел правильную кубическую форму и стоял в самом центре тогда еще очень молодой земной планеты.
Дворец как будто бы держался в воздухе, не касаясь земной поверхности. Совершенная геометрическая форма в виде куба делала его то прозрачным, то сияющим сгустком ослепительного света. Все зависело от того, где находились небесные светила. Днем в период интенсивного солнечного света стены дворца, сделанные из прочного космического материала, более всего напоминающего горный хрусталь, превращались в мощнейшие зеркала.
Свет отражался от стен дворца, и казалось, что на земле появилось второе солнце, столь же ослепительное, сколь и само небесное светило. Ночью, когда на небе мерцала луна и звезды выходили на свои орбиты, стены дворца сливались с окружающей темнотой. Дворец как будто бы растворялся в воздухе, и были едва видны его мерцающие контуры.
Дворец был огромных размеров. Само название «дворец» на самом деле и не очень подходило для описания этого могущественного сооружения. По занимаемой им площади, это был не дворец, а целый город – Город космического Света – Город первых обитателей молодой планеты. Он был закрытой кубической формы и его ширина, длина и высота были равны и составляли двенадцать тысяч метров, по земным меркам.
Стены и основание Дворца не были ни тонкими, ни толстыми. Толщина стен была равна всего двенадцати сантиметрам, но кристалловидный минерал, из которого были изготовлены стены, основание и покрытие Города Света, был невероятно прочным. Цвет минерала мог меняться от нежно-голубого (почти прозрачного) днем до изумрудного, темно-зеленого ночью. Поэтому дворец в разное время суток выглядел совершенно по-разному; он практически сливался с окружением, и его не всегда можно было увидеть невооруженным глазом.
В центральной основной двери Города был вживлен символ. Символ являлся одновременно и замком, открывающим вход во Дворец.
1
Знак пустоты (1), знак Небытия, знак бесконечного Космоса.
Это был не просто знак, это был вход во дворец с особым секретом, и не каждому было дано узнать его; многим секрет неизвестен и сейчас.
Всего во дворце было двенадцать входов, двенадцать ворот, по три входа на каждую сторону дворца. На каждой двери был расположен символ.
По бокам от центрального символа располагались знаки начала и бесконечности времен. По левую сторону от центрального знака находился символ организации Бытия (2), справа находился символ Бесконечности (3).
На правой и левой стенах Дворца было по три одинаковых символа. На стене Дворца, противоположной центральной, также было три символа, на дверях по краям символы совпадали с символами на боковых дверях.
Восемь знаков (4-11) над дверями были одинаковыми и означали полную гармонию, единство всего существующего. В них был отражен механизм взаимодействия совершенно противоположных сил Космоса. В них был засекречен единственный путь возможности объединения несовместимого.
4 – 11
И только символ на противоположной от центральной двери Дворца сильно отличался от остальных, отличалась и сама дверь. Никто не знал его значения, и только имеющий ключ мог войти в эту таинственную дверь.
12
Все символы на дверях были одновременно и замками, и у обитателей Города были ключи из мерцающего кристалла, по форме и по размеру совпадающие с углублениями на дверях. Закрывались двери в Город сами по себе и только имеющий правильный ключ мог попасть внутрь.
В центре дворца находился Великий Белый Престол. К нему вели две квадратные площадки, расположенные одна на другой. Площадки были сделаны из белого прочного материала, который больше всего напоминал мрамор. Две монолитные площадки вели к третьему, центральному возвышению, сделанному из того же материала, на котором находился сам Трон. Трон был квадратным и простирался очень высоко вверх.
Трон Белого Престола, по сути, являлся центральным порталом, соединявшим землю и безграничное космическое пространство, откуда и спустился дворец и его обитатели.
К Трону вели пути от каждого входа во Дворец, всего путей было двенадцать. Трон пустовал, потому что его мог занять только самый достойный; восшедший на него должен был обладать колоссальной силой, чтобы привести в движение космические силы. Никто не знал точно, в чем именно должна проявиться достойность и сила претендента на трон, но было точно известно, что, если достойный появится, трон засияет неземным светом при его появлении и позволит занять это место.
«Побеждающий наследует все!» – гласила надпись над троном, и никто не мог сказать, кто был побеждающим и что конкретно он должен победить.
Дворец по своему размеру был скорее целым Городом, заключенным в прозрачные стены, меняющим свой цвет в зависимости от времени суток и от освещения. Улицы Дворца – Города были выложены чистым золотом. Золото было чистым, совершенно без всяких примесей, и поэтому поверхность улиц ярко блестела и казалась прозрачной, как стекло. Основание каждой стены было сделано из неизвестных драгоценных камней и металлов. Металлы были неземного происхождения, и их красота и прочность были легендарными.
Дворец был настолько защищен от внешних воздействий, как земных, так и космических, что о нем ходили легенды. Никто точно не знал, откуда взялся этот город-дворец на только что родившейся планете. Никто не знал, какова была истинная цель его нахождения здесь. И никто не мог даже предположить, кем были таинственные обитатели дворца и чего они хотели на самом деле. Было только точно известно, что они бессмертны и смерть не может войти в Город. Те, кто попадал во дворец, уже не могли умереть. Во дворце не было ничего материального (ничего тленного), ничего из мира тяжелых форм.
Ни плача, ни вопля, ни болезни. Со входом во Дворец все земное оставалось позади и наступало только неописуемое спокойствие космического Небытия. Мир, который превыше всякого ума, заполнял полностью душу и сознание любого вошедшего, и все остальное уже не имело никакого значения.
«Реальная жизнь»
Клеон каким-то непонятным образом помнил, как блестела зеленым светом огромная стена загадочного города.
Когда обитатели возвращались во дворец ночью, они всегда любовались, как отражался и переливался зеленый свет в лучах заходящего Солнца. Он практически видел перед собой поблескивающий мерцающий золотисто-жемчужный свет одежды идущих впереди Сущностей. Ткань одеяния загадочных фигур была тонкой, но очень плотной и вечером отражала угасающие огоньки садящегося светила.
Он буквально чувствовал мысленный подъем, которые испытывали обитатели Города: «Мы выиграли! Мы победили! Мы принесли Свободу! Слияние произошло. Великое Единение свершилось. Мы сделали это».
Безжалостное солнце ледяной пустыни засияло особенно ярко, и Клеон вздрогнул. Видения фантастического Города-Дворца пропали. Перед ним простиралась вся та же безграничная снежная пустыня.
«Господи, что же я здесь делаю? – мелькнуло в голове. – Как я оказался здесь, один посреди бесконечной снежной пустыни?»
Затуманенное и истощенное голодом и холодом сознание Клеона было на грани угасания. Рука продолжала сжимать осколок символа из мерцающего бледно-зеленого кристалла.
«Это ключ – пронеслось снова в голове, – это ключ ко входу во Дворец».
* * *
Оставив успешную научную карьеру, Клеон сделал первый шаг по выходу из Лабиринта норм, ценностей и правил поведения. Он уволился из престижного университета, где преподавал историю и антропологию, и посвятил все время собственным научным исследованиям. Разумеется, все его близкие и знакомые не понимали, как можно было оставить такую удачную карьеру, как можно дойти до половины лестницы, повернуться и спуститься назад. Да Клеон и не ожидал понимания и не надеялся на сочувствие.
К этому времени он уже четко знал, что подавляющее большинство человечества, считают Лабиринт системы невероятным благом и наилучшим изобретением человечества. Система норм, ценностей, стереотипов и установок прославлялась непрестанно и была признана единственным инструментом облагораживания изначально животного вида homo-sapiens.
В процессе своих исторических и антропологических исследований Клеон, как ученый, старался быть объективным и рассматривать все точки зрения. Он и сам часто сомневался в правильности тех или иных выводов.
«Может быть, и правда мы просто представители одного из видов животного мира и, попадая в общественную систему, мы становимся полноценными людьми? – думал иногда Клеон. – Может Система – действительно величайшее изобретение человечества?»
Разумеется, исследования не могли не привести Клеона к более древним цивилизациям, сам факт существования которых был довольно спорным в научном мире. Он не пытался вмешаться в научные споры и доказать или опровергнуть само существование таинственных потерянных цивилизаций. В древность он углублялся только потому, что искал истоки Системы.
Неизменным вопросом, ставшим смыслом жизни Клеона, был вопрос о том, что было в самом начале? Как жили самые первые обитатели планеты? Как появилась общественная Система, определяющая все пути человечества?
Основным постулатом выстроенной Клеоном теории было предположение, что, если даже сейчас есть люди, живущие вне Системы, по своим собственным законам – свободные люди, определяющие правила собственного существования – значит, они должны были быть и в далеком прошлом. Значит эти уникальные люди, умеющие строить собственную реальность и не живущие по законам внешней реальности, должны были быть и в самом начале существования человечества.
Если современные гуманисты заявляют, что построение внешней реальности по принципу «изнутри во внешний мир» является единственно правильным, значит Системы внешней, диктующей нормы, правила и установки человеческим существам, просто не могло быть в самом начале.
Значит, сам Лабиринт смыслов и ценностей человеческого общества является просто-напросто ошибкой, а не великим изобретением человечества.
Вопрос соотношения внутренней свободы человека и его зависимости от внешней реальности был ключевым в исследованиях Клеона, чем дальше он углублялся в изучение древних цивилизаций, тем сильнее менялось это соотношение. Соотношение настоящего времени – условно обозначенное Клеоном как 1 % внутренне свободных людей и 99 % загнанных в Лабиринт внешней реальности – сильно изменялось в зависимости от того, насколько древней была цивилизация. Даже в забытых (полумифических) цивилизациях была видна четкая закономерность. Чем древнее было общество, тем больше было там внутренней свободы и тем меньше системы внешней реальности.
Принцип действовал без исключений. Система набирала обороты со временем, в каких-то цивилизациях соотношение внутренне свободных людей и подчиняющихся внешней Системе уже было примерно 50 % на 50 %.
В более древних цивилизациях это соотношение менялось еще сильнее, которое условно могло быть обозначено, как 99 % свободных и 1 % подчиняющихся внешним требованиям, то есть подавляющее большинство жителей планеты жило по своим собственным законам (как боги), и систему внешних норм и ценностей практически невозможно было увидеть.
Исследования Клеона уходили в глубокую древность и продолжали уходить все глубже, пока однажды он не понял, что в соответствии с выявленной закономерностью и изменением соотношения между полностью свободными и подчиняющимися системе, должно было быть время на Земле, когда Системы внешней реальности просто не существовало. Должно было быть время на планете, когда само-актуализированных людей было практически сто процентов. В соответствии с законом изменения соотношения и с ростом влияния внешней Системы норм, ценностей и установок в процессе развития человечества должна была быть отправная точка для самой Системы; точка начала строительства Лабиринта внешней реальности.
Должно было быть время, когда Системы не существовало в принципе! Должно было быть время на Земле, когда законов общества просто не было; время в истории человеческого общества, когда система еще не была построена, когда была только Свобода. Должна была быть на этой планете первоначальная свобода, и ее поискам Клеон посвятил всю свою жизнь.
Постепенно внешние заповеди все больше и больше давят на вас,
и вы совершенно забываете, что у вас есть право прожить свою жизнь
согласно собственному пониманию. Вы живете ложной жизнью, «псевдо-жизнью, которая не может вас удовлетворить
И вы упускаете возможность, которую вам дает само существование.
Чем дольше Клеон занимался изучением общественного строя древних цивилизаций, племен и народов, тем четче вырисовывалась определенная закономерность. Общественная система норм, ценностей, установок и стереотипов поведения выстраивалась параллельно с историей существования человечества. Законы, смыслы и ценности внешней реальности строились постепенно, по кирпичику, пока не получился устойчивый Лабиринт, с толстыми стенами, с прочно выложенными дорогами, путями и поворотами.
То, что пытался сделать Клеон в своих исследованиях, можно было назвать движением назад. Проникая вглубь истории человечества, он пытался проделать обратный путь, чтобы понять, могло ли быть действительно время на Земле, когда Системы внешней реальности просто не существовало? Был ли период существования на Земле, когда не было и в принципе не могло быть внешне заданных норм, стереотипов и правил поведения?
Клеон пытался, разбирая систему в обратном порядке, дойти до момента заложения первого кирпичика; до момента зарождения Системы.
Да, Клеона очень интересовал сам поворотный момент, когда процесс «изнутри-вовне» был нарушен и начал строиться Лабиринт внешней реальности. Да, его очень интересовал момент, что послужило причиной появления Системы внешних законов.
Но еще больше его интересовал вопрос – что было ДО системы? Что было на Земле ДО появления Лабиринта норм, ценностей и установок? И было ли действительно время, когда системы не было и обитатели планеты Земля жили по каким-то другим законам, не прописанным внешней реальностью?