bannerbanner
Рюриковичи. История династии для бумеров и зумеров
Рюриковичи. История династии для бумеров и зумеров

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

В этой главе вы НЕ узнаете:

–  секрета плодовитости печенегов;

–  как византийскую принцессу убедили выйти замуж за вчерашнего язычника;

–  почему после всего, что натворил Владимир по молодости, его всё равно причислили к лику святых.


С момента смерти Святослава каждый второй из последующих киевских князей будет занимать престол именно через междоусобицы. Этим замысловатым словом историки называют противоборство родственников-кандидатов на княжение с использованием военной силы, интриг, подкупов, тайных договорённостей с третьей стороной и, конечно же, разорения земель друг друга.

Ещё при жизни князь Святослав успел рассадить своих сыновей по разным городам и частям Руси, чтобы те набирались опыта в управлении и обороне границ. К тому же, когда в ключевых городах сидят твои дети, а не местные выборные вожди, – это увеличивает коррупцию контроль над необъятной страной. Святослав особо не раздумывал и распределил отпрысков следующим образом: старший Ярополк сел в Киеве, средний сын Олег – у беспокойных древлян, а младший Владимир – в Новгороде. В теории младшие братья должны были во всем слушаться старшего и не помышлять о кознях друг другу. На практике ещё при жизни Святослава между братьями были натянутые отношения. Владимир фактически был сводным братом для Ярополка и Олега, так как его матерью была очень туманного происхождения наложница Малуша. Если подумали, что конфликт зародился именно на этой почве, то история Древней Руси готова порадовать вас куда более неочевидными сюжетными поворотами.


Вверху – Ярополк, внизу – Владимир. По качеству изображений можно догадаться, кто одержит вверх



Первая полноценная усобица на Руси стала результатом череды событий, где странные совпадения соседствовали с неоправданной жестокостью их участников. С 972 года Ярополк (некоторые историки подозревают его в тайном крещении) спокойно княжил в Киеве, подавляя мелкие восстания окраинных племён. Ни с того ни с сего во время охоты в лесу древляне подстреливают сына его главного воеводы. Может, подлянка древлян по старой памяти, а может, медовуха и охота плохо сочетаются – нам подробности неизвестны.

Киевский князь тут же обвиняет своего 13-летнего брата в предательстве и отправляется с дружиной в древлянские земли. В ходе вооружённой потасовки у стен города Овруч молодой Олег то ли гибнет в давке, то ли насмерть падает с моста у ворот. Навряд ли Ярополк ожидал такого исхода, но уже в Новгороде обо всём узнаёт Владимир. Ему кажется, что следующий на очереди он, а потому Владимир бросает новгородцев и отправляется за море к знакомым варягам. Подведём промежуточный итог: неизвестно, приказывал ли Олег убивать кого-то на охоте; неизвестно, хотел ли Ярополк ему смерти; неизвестно, были ли планы у старшего брата на Новгород и Владимира. Вывод: никто ничего не понял, но надо воевать.

Через два года Владимир вернулся с варяжской дружиной с целью отбить у Ярополка Киев. Тот в ответ заручился поддержкой правителя города Полоцка и договорился взять в жёны его дочь Рогнеду. Однако первым в Полоцке оказывается Владимир. Он предложил Рогнеде выйти замуж за него, на что та намекнула на его происхождение по матери. В ответ князь устроил в Полоцке резню, насильно взял Рогнеду в жёны, зарубил ее отца и братьев и двинулся дальше на Киев.

Между тем любовь Ярополка к христианству вышла ему боком – местная дружина из язычников начала переговоры с Владимиром. Ярополк решает оставить Киев, но всё те же дружинники предлагают ему помириться со своим братом. Киевский князь соглашается, но, войдя в шатёр к брату, оказывается зарублен. Снова подведём промежуточный итог: неизвестно, хотел ли Ярополк войны; неизвестно, что было на уме у буйного Владимира; неизвестно, о чём могли бы договориться братья. Вывод: никто ничего не знал, но надо на всякий случай избавиться от соперника. Спойлер: если подумали, что следующие усобицы в истории России будут логичнее, а поводы к ним – серьёзнее, запасайтесь попкорном.

Таким образом, приблизительно с 980 года Владимир стал единоличным правителем Руси. Перебравшись в Киев, он продолжил устраивать вызывающие перфомансы: взял себе в жёны беременную жену убитого Ярополка вдобавок к Рогнеде и паре десятков наложниц, повелел поставить в столице и Новгороде идолы Перуну и другим языческим богам.

За этим последовали походы на соседей. И если ещё одной попыткой присоединить Болгарию (которая превратилась в грабёж окрестностей) вас уже не удивить, то встречайте самого постоянного западного соседа России на протяжении веков – Польша. Отношения с ней будут напоминать американские горки, где от любви до ненависти – один шаг. Уже в конце X в. разгорелась борьба за территории, которые историки именуют Червонной Русью, – это современная Западная Украина. Пока что победа осталась за Владимиром.

Однако больше всего хлопот вызывало юго-восточное направление. Кочевавшие у границ печенеги смекнули, что княжеские разборки – лучшее время для набегов на Русь. И если предыдущие князья имели дело лишь с первыми прибывшими из Азии кочевниками, то Владимир столкнулся уже с настоящими ордами, которые делились на племена и кланы, ссорились и заключали союзы друг с другом. Вся эта кочевая вакханалия совершала регулярные походы на окрестности Киева, грабя и уводя в плен их жителей. И далеко не всегда дружина князя прибывала вовремя. А ещё не всегда она одерживала верх. Доходило даже до того, что во время одного из набегов Владимиру пришлось прятаться от печенегов под мостом. И если вы уже задаётесь вопросом, почему было просто не взять и не отправиться походом в ответ, то попробуйте представить поиски тысяч всадников в засушливых степях. У вас нет карт, у вас нет уверенности, что все колодцы вокруг не отравлены, вы не знаете, когда ожидать удара в спину, – может быть, кочевники того и ждут, что вы решите выбраться на их территорию. А может, они просто убегут (как всегда).

А в это время: викинги-мореплаватели из Исландии добираются до Гренландии и Северной Америки. Да-да, за 500 лет до Колумба.

Временное, но крайне эффективное решение было найдено быстро – строить оборонительные линии из поваленных деревьев, земляных валов и сторожевых постов вдоль границы с кочевниками. Ключевыми точками этих черт стали города-крепости, самым известным из которых был Переяславль. Как только где-то примечали печенегов, зажигали сигнальный костёр, который видели в соседней крепости и зажигали костёр сами, его замечала следующая крепость, и так по цепочке, пока в Киеве князь не понимал, что Гондор зовёт на помощь нужно выдвигаться к печенегам с дружиной наперерез.

Прелести альтернативных теорий

Борьба с кочевниками-инородцами и защита Руси-матушки тесно переплетается со сказаниями о богатырях вроде Ильи Муромца, Алёши Поповича и Добрыни Никитича. Существуют разного рода предположения, что своё начало богатырские сюжеты и их элементы – скитания с конём по полю в поисках битвы, защита невинных и гротескные злодеи – берут начало именно в постоянных стычках с кочевниками вдоль оборонительных линий на юге Руси. Мол, были отдельные удалые воины, чьи успехи на поле боя превратились в подвиги, которые постепенно обросли фантастическими подробностями и превратились в былины. Учитывая, как серьёзно в наше время воспринимается та же вселенная MARVEL, отметим, что эта версия имеет право на существование.

Главное достижение Владимира, за которое его канонизировали одни потомки и вопросительно осуждали другие, – это принятие христианства в качестве государственной религии. Случилось это в 988 году, в учебниках часто обозначается довольно кратко – «крещение Руси». Но опускаются два очень важных нюанса – был выбран византийский вариант христианства плюс на момент смерти Владимира называть Русь христианским государством нельзя. Что в этом важного и как так получилось?


Традиционно процесс крещения Руси изображали крайне пафосно в сравнении с реальностью


Как мы уже поняли, Владимир не был первым русским правителем, которому пришла в голову идея принятия новой религии. И его бабушка Ольга, и убитый по его приказу брат Ярополк либо сами были христианами, либо способствовали его внедрению в население. На момент прихода Владимира к власти в Киеве и ряде других городов уже существовали церквушки и местные последователи христианства.

Сама идея смены местечковых языческих культов на единую религию с одним богом и новыми обрядами витала в воздухе уже полвека.

Во-первых, в Европе это было цивилизационным трендом: принял официальную религию бывшей Римской империи – приобщился к её наследству и достижениям.

Во-вторых, сегодня это кажется невозможным, но в те времена именно религия толкала вперёд образование и культуру – бывшие варвары впадали в шок от величественных храмов, хорового пения, торжественных обрядов и банального умения читать древние тексты. С каждым десятилетием все больше европейских стран принимали христианство, сближались друг с другом на этой почве, и оставаться язычником – значило стать изгоем-дикарём, который закалывает по ночам коз и пляшет вокруг костра[2]. Спойлер: история Литвы до XIII века – это пример страданий на подобной почве от вездесущих крестоносцев.

Выставляя идолов Перуну в людных местах, Владимир пытался сначала реформировать язычество, создать свой вариант единой веры. Но к концу 980-х гг. что-то поменялось. Летописи говорят, что князь осознал все свои грехи, призадумался о смысле жизни, – вот тебе и причины принятия христианства. Реальность, вероятно, была более прозаичной. Мечты о величии и славе, богатстве и сильной армии, авторитете у других стран и почитании в веках – скорее это занимало голову киевского князя. Да и за примером далеко ходить не нужно, когда через море от тебя Византийская империя вызывает зависть всех подряд от болгар до арабов. Значит, надо стать похожими на них, в частности, принять их религию. Прибавим сюда описанный выше восторг от христианства в целом и получим политическое объяснение крещения Руси.

К слову, христианство было не единственной монотеистической религией (то есть с одним богом), которая давала величие и двигала развитие науки и культуры вперёд. В той же «Повести временных лет» мы находим традиционно занимательное описание процесса выбора религии: к Владимиру явились представители иудаизма, ислама и христианства. Последних было двое – один из Рима, а второй из Византии, – в чём тут подвох, разберёмся позже. Иудаизм был отклонён по причине отсутствия у его приверженцев своего государства (последнее из них, Хазарский каганат, отправили на свалку истории сами же русы); ислам якобы получил отказ из-за его запретов в сфере питания. Особенно Владимира раздосадовал бан вина, ведь «не можем без того быть». Спойлер: без того не было бы и солидной части бюджета нашей страны в XIX–XX вв.

Теперь о двух христианских представителях. В конце X века внутри этой религии уже были острые противоречия. С одной стороны – христианство по римскому образцу во главе с Папой Римским, с другой – христианство по византийскому образцу во главе с Константинопольским Патриархом. Суть конфликта заключалась в желании контролировать епархии (территории) друг друга и взаимных упрёках, кто главнее. Потом уже сюда добавятся различия в обрядах, толкованиях и споры о том, чья вера «истиннее». Совсем скоро папа станет главой католической церкви, а Патриарх – православной. Было это ясно и в конце X века, а потому и к Владимиру пришли миссионеры и из Рима, и из Константинополя. Князь благоволил последнему.

Помимо близости с Византией, была ещё одна причина, почему Владимира привлёк византийский вариант крещения, – положение правителя государства относительно главы церкви (историки называют это соотношением светской и духовной власти). В католичестве папа римский будет наравне с королями и герцогами претендовать на верховную власть, расширять своё политическое влияние и в случае острых конфликтов даже отлучать «провинившихся» правителей от церкви – страшное по тем временам осуждение. Константинопольский Патриарх выступал в некоем тандеме с правителями, претендуя не на главенство, а лишь на долю влияния и авторитета в государстве. Думаю, вы уже догадались, что было предпочтительнее властолюбивому Владимиру. А ещё разрешалось вести богослужения на местном языке и не было нужды учить латынь.

Что до самого процесса крещения, то Владимир явно перед этим хотел набить себе цену, а потому за переход в христианство одного из крупнейших государств Европы попросил у византийского императора в жёны его дочь, принцессу Анну. Та вообще не радовалась подобной перспективе, но политика оказалась сильнее любви – императору нужна была помощь Владимира в борьбе с бунтовщиками в крымских владениях империи, за которую он согласился на брак. Ну а если вдруг что-то сорвётся, то войско Владимира в любом случае будет хозяйничать на византийских территориях. Сплошные выгоды.

Неудивительно, что после разгрома восстания византийский император дал заднюю, и тогда Владимир просто взял в осаду крепость Херсонес. Летописи рассказывают нам о долгой и безуспешной осаде, пока один из монахов не отправил из города со стрелой записку, что надо перекрыть водопровод и ворота откроются. После взятия крепости император согласился на все условия. Владимир вместе с дружиной крестился в Херсонесе и с новой женой отправился обратно в Киев. Там он демонстративно повалил идолы Перуна, отправил их по реке куда подальше и устроил добровольно-принудительное крещение киевлян. Вот это всё и скрывается под незамысловатой фразой «крещение Руси».

Впрочем, далеко не везде и не всегда обращение восточных славян в новую религию проходило гладко. На севере и северо-востоке Руси, где языческие культы в суровом климате расцвели пышным цветом, население поднимало восстание против навязывания христианства. Там крещение вместе с миссионерами проводили уже и дружинники, отправляя в лучший мир особо активных волхвов и поклонников Перуна. Буксующая христианизация всей Руси завершится только к началу XII века, то есть спустя пару сотен лет. Все сочувствующие могут помянуть эти события блинчиком на масленицу.

Подводя итог, несмотря на неоднозначную мотивацию Владимира и далеко не гладкий процесс обращения в новую веру, принятие христианства сыграло важную и позитивную роль в истории нашей страны. Во избежание занудства, отметим три главных положительных последствия: во-первых, существенное укрепление международных связей с Византией и европейскими странами, восприятие ими Руси как «одной из нас»; во-вторых, мощный культурный толчок – активное каменное строительство, создание полноценной письменности, распространение грамотности среди населения и т. д, в-третьих, приобщение населения Руси к христианским моральным ценностям и расширение его кругозора – если язычество объясняло всё причудами различных богов и сил, то христианство часто обращалось к самому человеку, его поступкам и мыслям, т. е. у восточных славян появилась возможность порефлексировать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Notes

1

А ещё мы не забыли про иллюстрации: портреты Рюриковичей помогут вам лучше представлять их в голове, словно персонажей какого-нибудь романа; а QR-коды помогут желающим посмотреть на знаменитые репродукции с изображением ключевых событий российской истории.

2

Примечание: автор уважает чувства современных язычников и не хочет их оскорбить столь утрированным сравнением. Так вас воспринимали христиане в X–XI вв., без обид.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3