bannerbanner
Рациональное общество. Том 2 (избранные статьи): очерки социально-экономической системологии
Рациональное общество. Том 2 (избранные статьи): очерки социально-экономической системологии

Полная версия

Рациональное общество. Том 2 (избранные статьи): очерки социально-экономической системологии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

Общество не является средой для конкурентного существования людей (граждан), а является живой метаорганизацией, требующей от людей нормативной деятельности в сферах общественного производства и определенного поведения по нормам этики и нравственности в общежитии, в относительно свободной автономной, коллективной и семейной жизнедеятельности. Соответственно ускоряющемуся научному познанию живой природы и человека, основ общественного могущества, существующие религиозные идеологии, думается, должны преобразоваться в научно обогащенные (адаптированные к научным знаниям) идеологии культурно-исторического символизма, направленного на стабилизацию относительно благоприятных общественных отношений и совершенствование человека общественного. Великий Творец, Всевышний, посредством научного познания нашего мира всё более предстает перед образованными гражданами в качестве могущества космоса и земной природы, деятельного могущества человека и общества (вооруженных неведанной ранее, даже фантастами, техникой). Поэтому символическое служение религиозных организаций должно постепенно преобразоваться в служение морально-нравственным идеалам, высшим целям и ценностям, которые соответствуют идеальным моделям общественной организованности, – определенным академической наукой. Некоторые моменты в этом плане уже происходят и они должны быть поддержаны государством. Думается, особо полезным делом в этом плане стало бы научно и исторически обеспеченное сочинение «Общественного катехизиса» (см. «Википедию» и пр.). Но, это в перспективе, после научного выхода общества из информационного коллапса (как системной причины всего прочего) к прогрессивным процессам развития.

Теперь продолжу представленные ранее размышления на тему общественного производства (далее – ОП), стараясь посильно уменьшить существующий научно-философский пробел и установить определенные системные вехи. Думаю, полезно начать с определения «производства» вообще, считая отчасти синонимами «генерацию», «создание», «созидание», «преобразование» (как вид производства). Оно может быть таким:

Производство это процесс, естественная или (и) технологическая последовательность (комплекс) процессов, в результате которых образуется новая сущность вещественной, энергетической или информационной природы, или комбинированная, сложно организованная.

Сразу же надо отметить, что в отношении природы, человека и общества производство может быть полезным, бесполезным (балластным) и вредным, – в той или иной степени. Главная цель организации общественного производства как раз и состоит в том, чтобы оно было в наибольшей степени полезным обществу в целом (стране), человеку и минимально вредным для природы, а по возможности и полезным ей. Можно сказать так:

общественное производство есть производство всех характеристик общества по отношению к окружающему миру и собственному жизненному человеческому, социотехническому и природному содержанию, производство физических возможностей, энергетики, разума и «души» общества.

Соответственно определению производства и реальной сущности его процессов полезно системно структурировать (классифицировать) общественное производство по основным входным и выходным ресурсам, представляющим большое общественное значение. На верхнем уровне структуры полезно интегрально определить, таким образом, следующие производства (отрасли ОП): материальное, энергетическое, информационное и социально-гуманитарное. Если материальное и энергетическое ОП достаточно хорошо видимы и понятны (в практическом плане), и ниже распространяющееся структурирование не составляет большого труда (с переходом от привычной терминологии к научной), то социально-гуманитарное требует уже некоторых разъяснений, а информационное является наиболее сложным даже в научном описании в качестве производства, поскольку оно включает большие «белые пятна» (в этом плане) – фундаментальную науку, образование, государственную деятельность и др. Тем не менее, социально-гуманитарное и информационное ОП являются ведущими и всё определяющими, и именно поэтому они требуют глубокого системного научного изучения, научной организации и оптимизации по целям общественного развития. Эти отрасли действительно производят (кадры и их потенции, информацию для …, и в итоге – состояние общества, страны относительно окружающего мира). Научному производству объективно предписано (на базе познания природы, человека и общества) вырабатывать, среди прочего, и информацию (в современных форматах) для государственного комплекса, то есть для его функционирования по целям общественного развития (определяемым опять же научным ОП) и структурно-функциональных преобразований, – как этого комплекса так и самого научного ОП, – по результатам деятельности фундаментального и прикладного научного производства. Научное осознание предельно показательного опыта крушения социализма и внедрения архаичных рыночных отношений, неадекватных природной сущности общества, культурным традициям и нравственным характеристикам народа, – которое еще недостаточно распространено в интеллектуальных слоях общественного сознания, должно приводить к пониманию, что управляет не человек, не лидеры государственной власти, какими бы харизматичными для народа они ни были, а управляют знания, то есть информация, которой структурировано и программировано сознание «управляющих», – структурно-функциональных Единиц, на которые «возложены» теми или иными традициями и Законами соответствующие функции. Это, конечно, отдельная и сложная тема. Но, поскольку она актуальнейшая и важнейшая для нашего государства, для каждого общества (цена «ошибок», вызванных традиционными, до сих пор научно не обоснованными «выборами» недопустимо велика), то я (своими смелыми высказываниями) вновь обращаю внимание на необходимость предельно глубокого научного исследования этой темы, имеющейся проблематики и разработки неотложных преобразований для становления общественно адекватного, функционально целесообразного системного комплекса традиционно называемого государством. Вероятность «ошибок» в воспроизводстве и развитии этого комплекса, в его функционировании должна быть устремлена к нулю.

Можно сказать, что самоорганизация всего ОП, всей жизнедеятельности общества (нормативно организованной и автономно-семейной) должна осуществляться на базе предельно полного самоотражения общества, как живой метаорганизации посредством самоорганизации специфической интеллектуальной деятельности. Но, свершится ли эта самоорганизация без осознания ведущими учеными назначенного им Предписания действовать именно на «аттракторном» (согласно «синергетике») месте?! Если организмы достигали совершенства через адаптацию и естественный отбор, то обществу предписано совершенствование именно через эту высшую деятельность! Современное состояние России (и многих других стран) таково, что надо говорить уже о мобилизации высокопотенциального общественного разума, представленного как отдельными личностями, так и оганизациями, и она может быть выполнена существующими научными и философскими сообществами, институтами гуманитарного профиля.

Все составляющие ОП «производят», будучи технологически организованными в системы производственной деятельности, а в системном плане они функционируют, то есть выполняют функции по производству (по целям систем производства). От каждого человека, от систем его деятельности (автономных, семейных, коллективных, нормированных и творческих) к воспроизводству и развитию центральных (главных, базисных) комплексов общественной формации действуют процессы функционирования и созидания в качестве общественного производства, и от «центра» к каждому человеку распространяются результаты – средства развития его общественно полезных потенций, – таков ежесуточный жизненный цикл общества, который можно обозначить функциональным социоцентризмом. Он действует в любом устойчиво развивающемся обществе, но при системной организованности (успешно апробированной эпохой социализма, даже при существенных изъянах государственного управления) использование ресурсов развития является более эффективным, чем при конкурентном капиталистическом развитии, для которого характерны неизбежные потери и вредные воздействия на природу и на человека, – по причине меркантильно-психологического устремления к беспредельному потреблению. Надо отметить, что социализм ввиду отсутствия необходимых научно-теоретических и системных знаний был установлен в качестве ведущей идеологии революционных преобразований на основе марксистских исторических обобщений и развивался далее главным образом авторитарно-политически [16]. Научная мысль о социализме жестко ограничивалась властно-политической. Соответственно не был выяснен и функциональный социоцентризм, как базисный принцип всей общественной, структурно-функциональной социотехнической самоорганизации, обусловленный и предписанный эволюцией живой природы и эволюционно-организационным опытом человечества. Хотя основные научные знания к периоду, обозначенному «развитым социализмом» уже имелись (см. библиографию к предыдущим статьям). Сейчас основные научно-исторические и системные основания, которые можно в совокупности вложить в понятие функционального социоцентризма, видятся таковыми:


– От начал социогенеза характерно формирование, воспроизводство и развитие базисных функциональных комплексов, присущих всем живым организациям (организмам) и человеку, который и внёс их в социогенез, в живую организацию более высокого эволюционного уровня.

– Человечество сохранилось в тяжелых условиях окружающего мира и в конкурентном противоборстве (унаследованном от животного мира) благодаря функциональному единству первичных и последующих общественных формаций в качестве живых систем.

– Несмотря на функциональные мутации, связанные с воспроизводством авторитарных и государственных комплексов управления, происходило целесообразное (часто вынужденное) развитие всех средств, составляющих базисные функциональные комплексы адаптации, социального гомеостаза (живой общественной стационарности), самоуправления (организационного, структурно-функционального, оперативного и пр.) и разумного программирования общественного развития (сознательного моделирования, планирования, алгоритмизации и пр.).

– Происходил рост интеллектуальности (разумности) на основе процессов отражения окружающего мира и самости в сознании и социальной памяти через развитие языковых средств, письменности и книгопечатания, то есть развитие информационных процессов и функциональных средств информационного производства.

– Происходило развитие структурно-функциональной целостности общества на основе развития и функционально-целевого согласования отраслей общественного производства. Наиболее высокие характеристики в этом плане были достигнуты к периоду «развитого социализма» СССР (см. экономическую литературу и статистику того периода).


Сфера распределения предстает в системном плане специфическим ОП, в котором осуществляются производства условий (хранения, купли-продажи, транспортирования, складирования), различных сервисных услуг. Транспортные системы как специфические виды производства транспортирующих движений, услуг транспортирования, соединяют все сферы ОП. В нормально функционирующем ОП, то есть в устойчиво развивающемся обществе, все СФЕ, включая государственные структуры, производят (посредством апробированных технологий, норм и правил, алгоритмов и программ, графиков и сетевых планов) общественно полезную продукцию (материальную, энергетическую, информационную, комплексную, социально-гуманитарную, культурную) и должны ежесуточно восстанавливать и развивать свой функциональный потенциал (ФПП). То есть все СФЕ должны регулярно получать определенную величину искусственного потенциала присвоения (ИПП) в сфере распределения продукции жизнеобеспечения и гуманитарного, профессионального и культурного развития. Величина ИПП должна стимулировать профессиональное и общее культурное развитие (которое положительно воздействует на профессиональное), должна соответствовать энергетическим затратам человека, климатическим условиям и прочим факторам. Великий опыт социализма и капиталистических стран выработал массу стимулов не только для профессиональной деятельности человека, но и для общественно полезной творческой, семейной и коллективной деятельности в творческом их развитии. Каждый образованный читатель, особенно имеющий значительный опыт жизни при социализме, может продолжить системные размышления об организации общественного производства и целесообразного для человека и общества распределения (с современными знаниями о необходимой организменной оптимизации потребления). Здесь же надо сказать главное. Системные исследования эволюционно приобретенных и творчески найденных способов частного денежного обогащения, особенно обогащения властвующих структур во всей иерархии социально-экономической и политической власти, ставят важнейшие для государства вопросы фундаментального характера. Всё, что определило современные, распространенные во всем мире принципы организации общественного производства и распределения, рыночные и капиталистические принципы, финансовые механизмы, было найдено, усвоено и развито человечеством с эволюционной неизбежностью, под определяющим воздействием животной природы и невежества в самопознании. Современные достижения в познании природы, человека и общества на основе научно-теоретических знаний и системной методологии позволяют увидеть объективные (природные и системные) предписания к целесообразной системной организованности общественной формации, что соответственно ведет и к пониманию недопустимости дальнейшего использования принципов, рожденных животным невежеством раннего человечества (дополнительно к практическому опыту). Системный подход в поисках наиболее эффективной организации общественного производства и распределения (предметного и распределительного производств), как для всего общества, так и для человека (в плане реализации его потенций, полноценной жизни), на основе современных достижений в информатизации позволяет видеть новые прогрессивные возможности. Возможен, например, переход к цифровому контролю и учету энерго-стоимостей и соответственно к единой финансовой системе общественного производства на основе единой энерго-единицы стоимости, с финансовым отделением сферы распределения для народного потребления, где могут обращаться свои традиционные денежные единицы (как ИПП) в электронной и наличной формах. Системная организованность требует, конечно, и обязательного перехода от денежной прибыли к прибыли потенциалов присвоения с целями общественно полезного развития, получаемой за счет экономии энергозатрат относительно нормированных величин (определяемых опытным производством и другими официальными способами). Прибыль от продаж как исходный и сильнейший фактор развития меркантилизма и капитализма действует уже в глобальных и смертельных для человечества масштабах!

Особого системного исследования требует и история налогооблажения, история формирования соответствующих систем и бюджета, выгодных государственной бюрократии. Системная организованность всего общественного производства требует системной организованности и в этом плане, с позиций целесообразности и полезности как для общества, так и для каждого человека.

Конкретные исследования новых возможностей, особенно в части целесообразного для общества и человека согласования исторически продолжающегося противоречия человеческих и общественных интересов, надлежит сделать, конечно, профессионалам. Здесь же, как и прежде, я ставлю целью краткой статьи активировать научную общественность к продолжению намеченных системных исследований, поэтому вместо заключения остается лишь вновь рекомендовать изучение научно-философского наследия и великого опыта, особенно опыта социализма, частично представленного мною библиографией к этой и предыдущим статьям. Особый интерес в плане затронутой тематики представят, думаю, сочинения Сен-Симона и Огюста Конта [14], в которых, несмотря на столь большой временной разрыв, многие мысли актуальны и полезны для современных исследователей, для всех образованных граждан и учащихся.


Рекомендуемая литература

1. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., Наука, 1973, с. 5—61. URL: http://www.twirpx.com/file/308342/

2. Анохин П. К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем. М.: Медицина, 1998. 400 с. URL: http://www.twirpx.com/file/983129/

3. Васильев А. Производство. Энциклопедический проект (очерк) // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.16592, 25.06.2011

4. Васильев А. Производство: эволюция и парадоксы организации // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.17250, 24.01.2012

5. Васильев А. Общественное производство и развитие: размышления концептуального плана // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.21801, 17.02.2016

6. Корицкий Э. Б. (сост.), У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1990. 336 с. URL: http://www.twirpx.com/file/670015/

7. Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. СПб: Евразия, 2010. 224 с. URL: http://www.twirpx.com/file/932806/

8. Ле Гофф Ж. История и память. Пер. с франц. К. 3. Акопяна. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 303 c. URL: http://www.twirpx.com/file/1521001/

9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 560 с. (Серия «Великие цивилизации»). URL: http://www.twirpx.com/file/1081245/

10. Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. М.: Знание, 1972. 62 с. URL: http://www.twirpx.com/file/1545718/

11. Попырин В. И. Очерки истории денег в России. Монография. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. 224 с. URL: http://www.twirpx.com/file/819283/

12. Ротбард М. Государство и деньги. Как государство завладело денежной системой общества. Пер. с англ. М., Челябинск: Социум, 2003. 176 с. URL: http://www.twirpx.com/file/106766/

13. Сен-Симон. Избранные сочинения в 2-х томах. Сер. Предшественники научного социализма; 1948 год; Изд-во Академии наук СССР, Москва – Ленинград; Т.1 – 468 c., Т.2 – 486 c. URL: http://www.twirpx.com/file/268799/

14. Сен-Симон А. Катехизис промышленников; Конт О. Катехизис промышленников, или система позитивной политики. Пер. с фр. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 176 с. (Из наследия мировой философской мысли: социальная философия.). URL: http://www.twirpx.com/file/1764813/

15. Смирнова Н. М. Антропоцентризм // Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А – Д, с. 142—143. URL: http://iphras.ru/elib/0215.html

16. Социализм // Новый философский словарь. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010. URL: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH60401d1a96bec6aab3e060

………………………………………………………………………………………

Первая публикация – «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.22553, 29.09.2016

5. О какой «производительности» надо говорить?

О какой производительности надо говорить, глядя на общество (страну) «сверху» (абстрактно и системно) в плане рассмотрения процессов и движений (составляющих системы деятельности), рассмотрения их организованности и целесообразности для общества?

В течение времени видны так называемые «производства», как локально организованные процессы «продуцирования», процессы производства продуктов, которые распределяются по всей стране и за её пределы. Хорошо видно также, что эти процессы различаются интенсивностью. Здесь надо вспомнить взгляды Маркса, который при проектировании наиболее совершенного общества (на базе имевшихся в тот период и освоенных им знаний) ставил задачу минимизации «общественно необходимого времени» на производство продуктов потребления («потребительных стоимостей», – в сомнительном переводе с немецкого слова Wert и связанных с ним [1—3; 10]). Эта задача и соответствующие фразы в его сочинениях, а также образцы труда человека определили, по всей видимости, дальнейшее использование в политэкономии термина «производительность труда» и его толкование. Соответственно, все современные словари и учебники определяют производительность труда как отношение количества продукции, – в том или ином выражении, приходящейся на период её измерения, или как время необходимое для производства единицы продукции. То есть определяют, по сути, интенсивность «трудового» производства (продуцирования), а не производительность, – которая должна определяться производительными факторами.

В современной «теории производства» (учебного уровня) производительность труда не рассматривается в научном плане вообще и в труд включаются все виды деятельности человека. Труд рассматривается как фактор производства и входит, вместе с другими факторами, в так называемую «производственную функцию». Но, это отдельная сложная тема, поэтому ограничимся здесь рассмотрением, главным образом, «производительности», тем более что она должна научно изучаться до теории производства. Так что «опустимся на землю» и рассмотрим чем же в действительности определяется производительность тех или иных видов труда (деятельности).

Здесь не обойтись без физики и правил научного языка, которые назначены наиболее точно отражать реальность, или действительность (и успешно делают это уже много веков). Рассмотрим для начала типовой современный насос, работающий от электродвигателя. Что он производит? Он производит поток жидкости определенной интенсивности, измеряемой, допустим, литрами в минуту. Что он потребляет? Он потребляет электроэнергию, измеряемую в «киловатт-часах». О насосе определенной мощности принято говорить: его «производительность» – столько-то литров (в мин). То есть реальная производительность насоса (в контрольный момент) это интенсивность его работы (перекачки), отнесенная к мощности электродвигателя (в данный момент). Перейдем сразу же к человеку. Если мы рассмотрим несколько работников, которым предстоит заниматься простой физической работой, то сразу же увидим их «мощность» и распределим их по объектам, соответственно этой потенциальной мощности. В научном плане здесь надо заглянуть в учебники биологии и физиологии, где можно узнать, как внутреннее молекулярное движение преобразуется в механические движения человека. Таким образом, сокращая дальнейшие пояснения (которые каждый современный читатель может получить из учебников), можно сказать, что «производительность» для любого производства материального характера (основу которого составляют процессы потребляющие энергоресурсы) это интенсивность (или скорость) продуцирования, приходящаяся на единицу энергозатрат. Этот показатель является энерготехническим, он не учитывает человеческие трудовые ресурсы, но его следует считать основным, поскольку производительность современных производств в материальной сфере определяется главным образом энерготехническим и технологическим совершенством. Что касается человеческих ресурсов, то функции и, следовательно, движения конкретного работника жестко определяются системой производства, которая учитывает как эргономические так и физические характеристики работников и минимизирует их энергетические затраты. Соотношение технических и человеческих ресурсов это задача оптимизации конкретного производства, которая решается на стадии проектирования, исходя из перспективных технологий, имеющегося оборудования, географических и социально-экономических условий. Если смотреть на физическую работу человека, или производственного агрегата, не задумываясь о сущности их работы, её организованности, то действительно кажется, что производительность это наблюдаемая интенсивность продуцирования. Однако с позиции организатора или управляющего всем производством, с экономической позиции производительность определяется затратами на ежесуточное обеспечение необходимых характеристик как любого агрегата, так и каждого работника. Для человека она определится суточной «потребительской корзиной» (обеспечивающей не только восполнение и развитие его функционального потенциала, но и общественно необходимое семейное развитие). Соответственно, оплата труда должна обеспечивать, как минимум, восстановление не только энергетических, но и прочих функциональных характеристик человека. Поэтому ещё с древних веков наиболее производительными и поэтому востребованными на рынке труда являются мало нуждающиеся люди. При этом эффективность их труда обеспечивается уже не столько физической силой, сколько всё более совершенной техникой.

В то же время производительность человека, его конкретного физического труда в современных производствах определяется как «установленной» и поддерживаемой мощностью его организма, – которую необходимо ежесуточно восстанавливать определенным питанием и условиями жизни, так и организацией труда, эргономикой и алгоритмами производительных движений. Здесь полезно вспомнить, что ещё век назад, в начальный период организации социалистического общественного производства широко применялся именно научный подход [4] и производительность труда рассматривалась наиболее широко, по всем отраслям общественного производства [5]. Показательно также, что уже в то время использовался энергетический подход, и не только к производству в целом, но и к человеку труда, а также рационализация производства с позиции общества в целом, с позиции общественной рациональности (под влиянием соответствующих философских взглядов А. Богданова). Широко обсуждались общие принципы и критерии рационализации всего общественного производства.

На страницу:
6 из 8