bannerbanner
Рациональное общество. Том 2 (избранные статьи): очерки социально-экономической системологии
Рациональное общество. Том 2 (избранные статьи): очерки социально-экономической системологии

Полная версия

Рациональное общество. Том 2 (избранные статьи): очерки социально-экономической системологии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 8

Вернёмся к отмеченному выше замечанию и рассмотрим важнейшее понятие «власти». Оно рождено естественным свойством человека подчинять объекты окружающей среды, в том числе сородичей, целям своей жизнедеятельности (это имеет место и в животных сообществах). Процессы подчинения развились и разрослись, как известно из истории, до уровня специализированной структуры, названной государством. Государственная структура поэтапно разрасталась физически и функционально выстраивалась в иерархическую систему, развивалась в информационном плане, во всех странах, – что многие ученые связывают с переходом к состоянию цивилизации. Использование накопленных знаний и традиций первобытной культуры дополнилось религиозными учениями и Законами Власти. Но, главное состоит в том, что с развитием процессов властного подчинения и образованием государства произошло революционное функциональное преобразование всей совокупности процессов, определяющих общественное воспроизводство и развитие. Цели властвующих людей государства, согласно их возвышенному функциональному месту в государственной системе и стремительному развитию товарно-денежных отношений, стали обретать высший приоритет относительно целей всего общества. Объективно предписанное (эволюцией) верховенство целей общества как живой метаорганизации не понималось в ту древнюю эпоху, не понимается и современными правителями, преследующими цели рыночной экономики под властью либерально-рыночного мышления. Традиционное понимание «власти» вообще (см. словари) является очень удобным для государственных служащих всех уровней, и вот почему. Весь спектр деятельностей при этом называется «реализацией власти», – «туманным» термином, скрывающим реальную деятельность. Но если посмотреть на все реальные процессы (процессы властного подчинения, неважно кого и чего, и результаты деятельности) с позиций научной беспристрастности, то мы увидим, что реально осуществляются процессы управления. Прямое, или опосредованное, но всё же управление. Дело в том, что социальное управление (осуществляемое государством и прочими организациями) является сложным для понимания комплексом процессов, в которых используются широкие спектры всевозможных средств, да и сами процессы распределены в пространстве и времени, причем имеют различную дискретность (до года и более, – напр., годовой отчет, анализ, принятие решения, управляющая информация). Руководство есть тоже управление, осуществляемое, как правило, без нормирования, на уровне человеческих взаимоотношений и оно тоже дискретно. С высоких трибун часто звучит фраза: «Давайте называть вещи своими именами». Так давайте же и реальные человеческие процессы, исходящие от архаичного властвования и оснащенные современной техникой, называть управлением (а не «реализацией власти»), то есть термином инициирующим использование науки. Отказываясь от архаичного термина «власть» и переходя к научной терминологии, к использованию в воспроизводстве государства и его деятельности научных достижений, общество обретает возможности беспредельного совершенствования, возможности стремительного прогресса, если конечно служить этому будут высокоорганизованные интеллектуальные ресурсы, специализированные организации. Показательным примером является стремительное развитие эффективных производственных организаций, корпораций, – в них не было и нет места термину «власть». Показательно также и то, что термин «управление» всё же используется в государстве там, где имеет место конкретное содержание деятельности этого плана. Общество в масштабах России является, конечно, сверхсложным социотехническим образованием, но вспомним СССР, когда на правительственном уровне неплохо справлялись с управлением сложнейшим «народным хозяйством». И хотя Ю. В. Андропов и другие «не знали общества, в котором живём» (по его ключевому высказыванию), но наука о нём и наука об управлении развивались, – издавались соответствующие книги и даже указанный выше «Краткий словарь по социологии» ввёл статью «научное управление обществом». Ещё ранее издавались научно-философские работы ведущего идеолога того периода В. Г. Афанасьева, раскрывающие системные принципы в природе и обществе, и опять же взгляд на научное управление обществом. Э. С. Маркарян говорил о реально происходившей интеграции естественных и общественных наук. Процессы научной интеграции раскрывал также ведущий историк и теоретик естествознания Н. Ф. Овчинников. Об этих и других деятелях общественной науки я говорил и ранее, но здесь считаю полезным вновь обратить внимание на их достижения в познании. Полезно также ознакомиться с наиболее полной, итоговой монографией о советской науке, подготовленной ведущими учеными той поры [10].

В современном российском правительстве, судя по сообщениям СМИ, имеются, к сожалению, лишь взгляды на модернизацию (по западным образцам) и сохраняется решающий для всех взгляд на общество, сформированный в сознании известными уже путями. Столь беспристрастная и экономичная (!), но плодотворная наука об управлении в природе, человеке и обществе – Кибернетика, введенная в общемировое сообщество Норбертом Винером, и другие общественные науки (которые надо отличать от «экономикс» и прочих продуктов «онаучивания») всё ещё не используются в полной мере для совершенствования государства и общества во всём мире. И это интеллектуальное бездействие происходит при ускоренном росте событий, показывающих, что каждое государство в мире является главным социальным комплексом, определяющим судьбу всего человечества. Взгляд на историю государственного развития и на современность показывает, что могло и может «творить и вытворять» то или иное государство. Поэтому можно сделать печальный вывод о следствиях властно управляемой социальной эволюции и теперь уже об опасном запаздывании использования в государстве научных продуктов познания и науки вообще как высшей интеллектуальной деятельности общества. Нельзя здесь не вспомнить великого общественного деятеля начала 19 века Андре-Мари Ампера, который призывал руководствоваться в государственном управлении достижениями высших общественных наук. Вот, к примеру, как он назвал одну из глав своей книги:

«Ноологические науки, касающиеся средств, при помощи которых народы заботятся о своих потребностях, о своей защите и обо всем, что может способствовать их сохранению и процветанию».

Совокупность ноологических, – по обозначению Ампера, общественных наук, системно связанных междисциплинарными исследованиями и высокоорганизованные сообщества интеллектуальных Единиц образуют главную составляющую «ноосферы», которая объективно назначена (как разум древнего человека) для возвышения общества над опасностями окружающего мира и ускоренного совершенствования, – в отличие от эволюционного совершенствования человека. Какими бы ни были взгляды и действия государства, общество в части своих интеллектуальных Единиц и их сообществ должно стремиться к «идеалу», выстроенному интеллектуальным сознанием в форме тех или иных моделей, соответственно научным достижениям в познании и самопознании, и обобщениям опыта развития. Лишь это является залогом спасения и последующего прогресса. Именно этому объективно обусловленному Предписанию следовали древнегреческие мыслители и А.-М. Ампер, и Евгений Дюринг, и Маркс с Энгельсом, и отмеченные выше ученые и многие, многие другие. Отвергнутая нашими горе-реформаторами «утопия» обеспечила то, что не может видеть лишь враг отечества, или никчёмный человек. Но, сейчас речь надо вести не о возврате к отвергнутой идеологии и не о переходе к каким-либо композициям прежнего социализма и капитализма (хотя они и возможны как временные периоды типа ленинского НЭПа). Речь надо вести о научно-философской выработке новых моделей совершенного общества, – соответственно достижениям в познании, которые мне видятся столь существенными, что могут (с определенной мобилизацией и организацией интеллектуальных ресурсов) обеспечить эмерджентный (качественно-революционный) переход к прогрессивному развитию.

Слово «совершенствование» общеупотребительно, но здесь его надо пояснить применительно к рассматриваемой тематике. Оно означает (в авторском понимании) приближение к идеалу, установленному и периодически обновляемому интеллектуальным сознанием общества в той или иной форме образов, моделей. Совершенный объект (в т. ч. общество) это объект, наиболее приближенный к идеальной модели относительно прежнего, – по заключению экспертного исследования (см. «Идеал» в словарях). В современном обществе научно-философская выработка «идеальных моделей» (на основе выверенных знаний) как и организация экспертных исследований не являются ещё, судя по публикациям, актуальными государственными задачами.

Почему социализм так стремительно приближал Советский Союз к совершенному состоянию по известным политическим моделям, несмотря на известные заблуждения и ущербные деяния государственных лидеров? Ответ на этот вопрос надо искать, конечно, во множестве научно добросовестных работ. Здесь же можно указать пока на фундаментальные основы социализма, которые имели системный характер для всего общества. Можно представить обобщенный системный принцип (алгоритм) совокупной нормативной общественной деятельности, с некоторой идеализацией и упрощением, который использовался в той или иной мере (по отраслям всей целевой деятельности):


Организации интеллектуальной деятельности

государственного значения (академические институты)

– >

Геополитические и внутренние стратегические Решения

– >

Планирование деятельностей

– >

Организация структур и систем деятельности

во всех сферах.

Управление деятельностями

– >

Целевая (общественно полезная) плановая

и творческая деятельность во всех сферах общества

– >

Контрольная, оценочная и экспертная деятельности во всех

сферах общественного производства

(по качественным, стоимостным, функциональным

и пр. характеристикам продукции и услуг),

включая торгово-распределительное, оборонное,

культурное, научное и прочие творческие производства

– >

Планово-целевое, внутренне- и внешне-торговое

распределение продукции общественного производства


В этой схемной иллюстрации для упрощения не показаны совершенно необходимые обратные связи и так же необходимые составляющие обеспечения деятельностей: энергетические, материальные, информационные и финансовые. Все они, кроме финансовых должны быть понятны, поскольку представленная схема характерна для всех крупных корпораций. И это закономерно, поскольку совокупная общественная деятельность, особенно в оборонном производстве, выстраивалась по системным принципам, господствующим и в современных эффективных корпорациях. Что касается денег, то здесь надо сказать главное, они не препятствовали планово-целевым деятельностям общества, поскольку были безналичными и выполняли функции контроля, учета и ограничения потребления в этих деятельностях, учет стоимости производства. Наличные же деньги обеспечивали воспроизводство и развитие функциональных характеристик человеческих ресурсов, целесообразное и общественно полезное потребление (за исключением некоторых традиционных продуктов) посредством соответствующего ценообразования. В этой упрощенной схеме не показано также важнейшее государственное управление человеческими ресурсами («кадры решают всё»). Их здоровое и расширенное воспроизводство, здравоохранение, воспитание и образование, общественно целесообразное развитие было достигнуто в СССР соответствующим государственным управлением всего за два-три десятка лет (исключая 30-е и военные годы). Научная организация труда начала полномасштабно разрабатываться советскими учеными уже в 20-30-е годы [9]. При научном взгляде на общество как таковое «сверху» видно, что оно объективно нуждается в высокоорганизованной (научно, технологически и технически) деятельности «всех для всех». Это в основном и обеспечивалось социально-экономическими отношениями в СССР. Надо отметить, что принципы общественно целесообразной организации деятельностей и распределения продукции при социализме соответствуют дорыночной организации древнего общества. Именно они обеспечили выживание человечества до стремительного распространения товарно-денежных, рыночных отношений, и именно они, через множество веков, благодаря обобщению исторической практики марксизмом и проекту социализма-коммунизма обеспечили спасение мира от фашистской чумы! Их и следует считать надёжными основами, «механизмами» общественного прогресса. Эти, уже научно развитые системные и социально-экономические принципы, успешно апробированы в СССР и крупнейших корпорациях мира (оснащенных в той или иной мере подсистемами социального обеспечения и профессионального развития работников). Их научно-адаптивное (к современным условиям России) введение, начиная с важнейших сфер, имеет, таким образом, весомые научно-практические основания и потому способно обеспечить надёжный общественный прогресс.

Здесь, как и прежде, я предельно кратко излагал свои мысли с целью возбуждения активности профессионалов. Рекомендуемая мною литература и прочие источники информации представляют затрагиваемую тематику, думается, в достаточном содержании для разъяснения и критического развития приведенных суждений. Особенно это касается работ А. Богданова и Э. С. Маркаряна (в русле которых проходили и мои исследования). Приведённая здесь книга Богданова по экономике полезно дополняется исследованием отечественных ученых по всемирному развитию экономической мысли [4]. Надо заметить, однако, – мысли при серьёзном отставании в познании природы, человека и общества, их взаимопроникающих закономерностей.

Всё представленное мною научно-философское наследие позволяет, думаю, понять «что есть экономика для общества» и «что надо делать» с ней, «выращивать», «наращивать», или всё-таки как можно скорее совершенствовать с приоритетом общественного совершенствования. Но путь к совершенству, согласно науке и динамике мировых процессов должен иметь уже предельно ускоренный (революционный) характер, и в то же время гуманный (говорят «время не ждёт», но научно правильнее и убедительнее – «динамика не ждёт»). Полагаю, Россия сможет осуществить данный объективно необходимый эмерджентный (качественно-революционный) переход, но при интеллектуальном усилении и соединении существующих общественно-политических организаций (институтов) в мощнейший «Интеллектуальный Народный Фронт» как общественно целесообразное и научно обоснованное демократическое Движение.


Рекомендуемые источники информации

1. Андрей Фурсов: 1) Блеф российской модернизации (видео) – URL: http://www.youtube.com/watch?v=CVhEUcn_eyM; 2) Там же. О модернизации – URL: http://www.youtube.com/watch?v=7zcCExuml-w

2. Богданов А.: 1) Из психологии общества. С.-Пб.: Паллада, 1906. 289 с. URL: http://www.twirpx.com/file/1221428/; 2) Познание с исторической точки зрения. СПб.: Типо-литография А. Лейферта, 1902. – VI, 217 с. URL: http://www.twirpx.com/file/1213913/; 3) Падение великого фетишизма. Вера и наука. М.: Издание С. Дороватовского и А. Чарушникова, 1910. 347 с. URL: http://www.twirpx.com/file/1415009/; 4) Культурные задачи нашего времени. М.: Издание С. Дороватовского и А. Чарушникова, 1911. 128 с. URL: http://www.twirpx.com/file/1414979/; 5) Краткий курс экономической науки. Размышляя о марксизме. 2007. 266 с. URL: http://www.twirpx.com/file/1414891/

3. Белькинд Л. Д., Андре-Мари Ампер. М.: Наука, 1968. 283 с. URL: http://www.twirpx.com/file/1209231/

4. Всемирная история экономической мысли (в 6-ти томах). Т.1. МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Мысль, 1987. URL: http://ra03.twirpx.net/0910/0910746_A7FB1EDC/cherkovec_v_n_vsemirnaya_istoriya_ekonomicheskoi_mysli_tom_1.rar

5. Высказывания В. В. Путина об Общероссийском народном фронте; Устав ОНФ. URL: http://onf.ru/structure/ob-onf/; http://onf.ru/structure/documents/ustav/

6. Гвишиани Д. М. Мосты в будущее. М.: Едиториал УРСС, 2004. 372 с.; он же: Избранные труды по философии, социологии и системному анализу. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2007. 672 с. (Философы России XX века). URL: http://www.twirpx.com/file/910205/

7. Грачев М. Н. (сост.) История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия (Ампер М.-А., Платон, М. Вебер и др.). URL: http://grachev62.narod.ru/hrest/content.htm

8. Кон И. С. (ред.) Словарь по этике. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 430c. URL: http://www.twirpx.com/file/55183/

9. Корицкий Э. Б. (сост.) У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1990. 336 с. URL: http://www.twirpx.com/file/670015/

10. Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки. М.: РОССПЭН,1997. URL: http://www.twirpx.com/file/235902/

11. Маркарян Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. Ереван, 1977. 230 с. URL: http://twirpx.com/user/10394650

12. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Издательство «Мир», 1973. 344 с. URL: http://www.twirpx.com/file/681353/

13. Нерсесянц В. С. Сократ. М.: Наука, 1977. 156 c. URL: http://www.twirpx.com/file/903124/

14. Овчинников Н. Ф., Тенденция к единству науки. Москва: Наука, 1988. 272с. URL: http://www.twirpx.com/file/412887/

15. Орлов Е. Н. Платон. Его жизнь и философская деятельность. С. Петербург.: Типография Высочайше утвержд. товарищества «Общественная польза», 1896. 80 с. URL: http://www.twirpx.com/file/792929/

16. Пельц Д., Эндрюс Ф., Ученые в организациях. Об оптимальных условиях для исследований в организациях. М.: Прогресс. Редакция литературы по вопросам философии и права, 1973. 472 с. (Scientists in Organizations: Productive Climates for Research and Development, 1966) / Общая редакция и вступительная статья Д. М. Гвишиани, С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. Перевод с английского Р. Е. Мельцера. URL: http://www.twirpx.com/file/905935/

17. Поваров Г. Н., Ампер и кибернетика. М.: Сов. радио, 1977. 96 с. URL: http://www.twirpx.com/file/292730/

18. Семёнов В. В. Теория «власти учёных» // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.18605, 05.03.2014

19. Сулакшин С. С. (ред.) Национальная идея России (в 6-ти томах). Том 1. Эксперт, 2012. (остальные тома в поиске). URL: http://www.twirpx.com/file/996771/ ……………………………………………………………………………………….

Первая публикация – «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.20081, 28.01.2015

2. Общественное производство и развитие: размышления концептуального плана

Раскрытие и обсуждение концептуальных понятий, лежащих в основе государственной организации общественного производства и развития (она именно государственная, можно сказать – сугубо государственная, со времен становления и развития государства как комплекса многопланового управления) наиболее интенсивно происходило, как известно, в «переломные» и «перестроечные» периоды. Эти мыслительные процессы осуществлялись «во многих местах» общественного сознания, но проблема «собирания и интеллектуальной обработки мыслей демократического режима» (как объективно необходимых процессов для выработки обществом наиболее полезных Решений) всё ещё не решена. Это, конечно, отдельная большая тема системного исследования сущности «демократии», особенно в современном обществе, насыщенном знаниями государственной важности. Здесь же я предлагаю вновь, возможно с некоторыми повторениями, рассмотреть и осмыслить (переосмыслить) понимание некоторых фундаментальных оснований.

Термин «производство», возникший в материально-техническом развитии обществ, отражает в современном научном понимании глобальные и тотальные процессы развития во всех сферах. Эти процессы характерны и для всей живой природы. Они обеспечивают организмам и их сообществам определенные (соответственно генотипу) характеристики относительно окружающего мира, которые обеспечивают, в свою очередь, надёжное существование в нём. Таким образом, и древнее общество, адаптируясь к условиям окружающего мира, осуществляло соответствующие процессы общественного производства и развития (далее, для краткости – ОПР), обеспечившие сохранение и развитие всего человечества. Системное исследование ОПР в нашем земном мире должно, думается, стать базовым предметом общего и высшего образования молодых поколений.

Системное понимание общества как эволюционно созданного метаорганизма с соответствующими базовыми функциональными комплексами, присущими всем организмам, я уже представлял ранее. Поэтому здесь надо перейти к рассмотрению и анализу базовых категорий, раскрывающих объективно необходимую организацию ОПР. Начнем с важнейшей из них, обозначенной в своё время интернациональным словом Капитал. Согласно трудам К. Маркса и реальности эта категория отражает многокомпонентную производительную базу воспроизводства и развития общества и человека в нём. Капитал в этом понимании обусловлен не «капиталистической» деятельностью (по Марксу), а объективно необходимыми процессами воспроизводства и развития любого общества. Наиболее нагляден он в первобытных обществах. Полезно системно-исторически рассмотреть, как его компоненты создавались и развивались посредством развития общинной (коллективной) жизнедеятельности и деятельности по развитию «частных капиталов». Надо заметить, что системно-исторический анализ от начал социогенеза необходим и для лучшего понимания всех других категорий. С появлением и развитием товарно-денежных отношений в состав капитала стали включаться естественным образом и деньги, – как «искусственные потенциалы приобретения (потребления) – ИПП». А с бурным развитием техники производства, на базе денежной составляющей капитала (которая, как я отмечал ранее, осуществляла положительные обратные связи в жизнедеятельности владельцев этого капитала), стали бурно развиваться и процессы «преумножения богатств». Как же можно было назвать владельцев капиталов, способы и процессы наращивания богатств, если не капиталистами и капиталистическими? Маркс подробнейшим образом (детально) анализировал именно процессы наращивания частных капиталов, что и определило экономическую составляющую марксизма. Сейчас можно сказать, что термин «капиталистическое» применительно к общественному производству и развитию следует считать научно несостоятельным (то же самое надо сказать и по отношению к термину «социалистическое»). Как понятно из анализа объективной реальности, отраженной в категории Капитал, все общества развивались и развиваются на базе Капитала, в том или ином множестве составляющих. Поэтому далее надо рассмотреть действительно главное, основное, что определяет ОПР. Оно связано уже не с денежным и материально-техническим накоплением, и не с ростом потребления, а с развитием самопознания общества, с ростом его интеллектуального потенциала в плане организационного совершенствования в целом, как жизнедеятельной метаорганизации, обособленно существующей в мировом сообществе.

В том древнем обществе, где «все и всё» было на виду и где власть осуществлялась как функционально адекватное и целесообразное управление всем обществом как цельным метаорганизмом, общественный капитал использовался наиболее целесообразно. Это и обеспечивало наивысшую живучесть и прогрессивное развитие в суровых условиях окружающего мира. А. В. Вознюк приводит в своей статье разнообразие малых обществ и в новейшей истории, где общественный капитал использовался аналогичным образом [4]. Но, надо видеть и общества-антиподы, – эволюционно отсталые в информационном развитии, где господствуют не общественно полезные знания, а мифологии и религиозные учения, выгодные для целей властвующих или принимаемые ими традиционно и вынужденно. Здесь надо кратко вспомнить и основные этапы строительства нашего социалистического общества, – электрификацию, индустриализацию, развитие всех отраслей ОПР. Таким образом, «главное и основное» это не столько Капитал, сколько принципы и социальные законы его использования для общественного производства и развития, то есть общественной эксплуатации (этот термин надо понимать в исконном значении, а не в плане жестокой эксплуатации человека). Общественный капитал, созданный многими поколениями тружеников СССР, был стремительно «растащен», продан и даже «зарыт в землю бульдозерами» свободного предпринимательства, расчищающими путь к частному обогащению, именно по причине новых законов его использования. Наблюдая «деяния» современного бизнеса, возникает мысль о необходимости учреждения понятия и соответствующих законов «общественного бизнеса», который действовал бы не в направлении сугубо частного денежного обогащения (скрывая доходы), а на рост общественного капитала и общественно полезного потребления (допустим, с целью постепенного перехода к тотальной общественно полезной деятельности). Но, это отдельная тема, – тема «научного перерождения бизнеса к общественной пользе».

На страницу:
2 из 8