bannerbannerbanner
Пешечный и легкофигурный эндшпиль
Пешечный и легкофигурный эндшпиль

Полная версия

Пешечный и легкофигурный эндшпиль

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Дэн Профит

Пешечный и легкофигурный эндшпиль

1. Предисловие

На суд читателя представляется книга “Пешечный и легкофигурный эндшпиль”, написанная тренером по шахматам из Северной Америки Дэном Профитом. Прочитав эту книгу, шахматист научится сам анализировать эндшпиль, находить в нем правильные планы и лучшие ходы. Изучит большинство типовых позиций, методов борьбы и приемов игры в окончаниях различных типов. Приобретет практические навыки в оценке и понимании эндшпиля. В результате станут понятными идеи и стратегические планы, применяемые в начале и середине шахматной партии во многих дебютных вариантах и схемах. Для закрепления пройденного материала и самостоятельной работы предлагаются для решения задачи и позиции из шахматных партий. Эта книга поможет многим шахматистам повысить свою квалификацию и овладеть техникой игры в окончаниях.

Принятые обозначения

Король – Кр

Ферзь – Ф

Ладья – Л

Слон – С

Конь – К

Пешка – п


0 – 0 рокировка в короткую сторону

0 – 0 – 0 рокировка в длинную сторону

– сделан ход

: взятие

+ шах

++ двойной шах

“Х” или “#” мат

? – плохой ход

!? – ход заслуживает внимания

?! – сомнительный ход

! – хороший ход

!! – отличный ход

+– у белых преимущество

–+ у чёрных преимущество

1.1. Значение эндшпиля

Эндшпиль (Endspiel) в переводе с немецкого языка – конец игры. Это заключительная, решающая стадия шахматной партии. Основная цель игры в эндшпиле – достижение и реализация материального или позиционного преимущества.


Часто в партиях достаточно сильных шахматистов приходится наблюдать интересную картину: один из соперников, в соответствии с новейшими теоретическими разработками, разыгрывает дебют. В миттельшпиле избирает верный стратегический план. Совершает удачные маневры и комбинации. Получает материальное преимущество, но в эндшпиле упускает победу. Чаще всего это происходит вследствие того, что шахматист продолжает играть и думать, как и в предыдущих стадиях партии, не замечая, однако, что в эндшпиле характер борьбы уже изменился.


К концу партии с доски исчезает большинство фигур и происходит качественная переоценка оставшихся сил. Король больше не нуждается в защите и может сам принять участие в сражении, превращаясь в атакующую боевую единицу. Благодаря этому фигуры, защищавшие ранее короля, обретают большую свободу действий и становятся сильнее. Существенно возрастает роль и значимость пешек. Их превращение в ферзя может осуществиться намного легче и быстрее, чем в начале или середине партии. Это превращение можно считать материальным преимуществом, позволяющим добиться победы. Фактически, вокруг этого и происходит вся борьба в заключительной части шахматной партии.


Не просто играть шахматную партию, если не имеешь представления о том, к чему в итоге надо стремиться; переходить в эндшпиль или нет, и в какой момент; как его оценивать и какие в нем шансы. Это становится понятно и доступно, если шахматную партию свести к типовым окончаниям, в которых известны методы и приемы игры. Это в свою очередь позволит экономить время на обдумывание и облегчит игру в дебюте и миттельшпиле.

2. Пешечный эндшпиль

Основу окончаний любого типа составляет пешечный эндшпиль. Главное отличие пешечного эндшпиля от других – в нем нет оценок “лучше у белых” или “немного лучше у черных”. Есть только одна оценка – “выигрыш” или “ничья”. В этом состоит простота и сложность пешечного эндшпиля. Изучение этого материала позволит заложить прочный фундамент в понимании и освоении шахматных окончаний.


Прежде, чем перейти к изучению стратегических идей и приемов игры в пешечном эндшпиле, рассмотрим одно окончание и сформулируем несколько общих принципов, составляющих основу шахматной игры.


Позиция 1. Ход белых выигрыш





Играя 1. b4. Белые одной пешкой задерживают две черные пешки a6 и b5 на ферзевом фланге и, в результате этого, получают преимущество на королевском фланге, так как пешки g2 и h2 могут свободно двигаться.

В этом ходе проявляется принцип: продвигай вперед ту пешку, которая сможет удержать две.

Если черные играют 1…Крe5 или 1… h5, лучший ход белых 2 g3.

Если черные играют 1…Крc6 с целью перевести короля на b6 и сыграть а6–а5, для образования проходной, белые отвечают ходом 2. g4.

В этом ходе проявляется принцип: если хочешь продвигаться быстрее вперед, надвигай ту пешку, перед которой нет неприятельской.

Пешки “g” и “h” должны продвигаться вперед следующим образом: g2 – g4, затем h2 – h4, g4 –g5 и, только теперь, h4 – h5.

В этих ходах проявляется принцип: пешки наиболее сильны, когда они стоят рядом на одной линии.


Играя 1. b4, белые смогли удержать черные пешки “a“ и “b” , так как они не стоят рядом на одной линии.

Внимательно изучив данный эндшпиль и сохранив в памяти, изложенные выше принципы, станут понятны многие идеи, связанные с пешечными маневрами.

2.1. Оппозиция

Ранее отмечалось: в эндшпиле король становится атакующей фигурой, принимающей самое активное участие в шахматном сражении. Очень часто исход партии зависит от того, где находятся короли соперников, т.е. от их взаимного расположения. Рассмотрим следующий пример:


Позиция 2. Ход белых выигрыш





Вариант 1.

1. Кре2 Кре7 (короли стремятся продвинуться ближе к центру, чтобы осуществить прорыв к пешкам соперника), 2. Кре3 Кре6 3. Кре4 (черные могут ответить 3…Крf6 или 3… Крd6). Белые стоят перед выбором: 4. Крd5 или 4. Крf4 на ход 3…Крf6 либо 4. Крf5 или Крd4 на ход 3…Крd6. Правильно 4. Крf4 и 4. Крd4, занимая оппозицию с выигрышем пешки “b” или “h”, а с ним и партии, так как черные не в состоянии помешать королю белых, проникнуть в свой лагерь.


Таким образом, если короли стоят друг напротив друга, и у одного из них есть выбор между продвижением вперед или возможностью не дать сделать это другому, то сторона, имеющая такой выбор, владеет оппозицией. Заметим, в позиции 2 короли соперников стоят друг напротив друга и между ними четное число полей (6).


Можно сделать вывод: если короли стоят друг напротив друга и число полей между ними четное, тот, чей ход, владеет оппозицией.


Вариант 2.

1. Кре2 Крf8, черные делают выжидательный ход.

Если теперь белые сыграют 2. Кре3 ответ черных будет 2. Кре7! Если 2. Крf3, то 2…Крf7! В обоих случаях черные займут оппозицию и выиграют партию.

Можно сделать вывод: если короли стоят друг напротив друга и число полей между ними нечетное, тот, чей ход, теряет оппозицию. Правильный ход белых 2. Крd3! и на 2…Кре7 сыграть 3. Кре3, занимая оппозицию и выигрывая партию.


Позиция 3. Ход белых выигрыш





1. Крd2 Крd8 (дальняя оппозиция) 2. Кре3 Кре7 3. Кре4 Кре6. Черный король сыграл правильно, с надеждой на ничью, но 4. е3! Крd6 5. Крf5 и, если 5…Крd5, то 6. е4+, если 5…Кре7, то 6. Кре5 и белые выигрывают.


Позиция 4. Ничья независимо от очереди хода





1. d4 Кре8 2. Крс7 d5 (жертва пешки дает возможность занять оппозицию, плохо 2…Кре7 ввиду 3. d5 Кре8 4. d6 с выигрышем) 3. Крс6 Кре7 4. Крd5 Крd7 ничья.


1…Кре8 2. d4 Крd8 3. d5 Кре8 4. Крс7 Кре7 5. Крс8! (после 5. d6+? Кре6 выигрывают черные) 5…Крd6 (5…d6? 6. Крc7 и белые выигрывают) 6. Крd8 ничья.


Существует несколько видов оппозиции: горизонтальная, вертикальная (позиция 3), диагональная, коневая. Рассмотрим примеры.


Позиция 5 (И. Бергер). Ход белых выигрыш. Ход черных ничья





1…е5! 2. Крс6 Крg6 (горизонтальная оппозиция). 3. Крd5 Крf7 (диагональная оппозиция). 4. Кре5 Кре7 (вертикальная оппозиция). 5. Крf5 Крf7 6. е5 Кре7 7. е6 7…Кре8 ничья.


1. е5! теперь оппозиция за белыми (горизонтальная). 1…Крf7 2. Крd7 Крf8 3. Кре6 Кре8 (вертикальная оппозиция), но она их уже не спасает. 4. Крf6 Крf8 5. е6 Кре8 6. е7 Крd7 7. Крf7 выигрыш.


Позиция 6 (И. Добиаш, 1926). Ход белых выигрыш





Если белые начнут действовать прямолинейно и займут горизонтальную оппозицию, они ничего не добьются: 1. Крd5 Крb4! (1. f4? Крс4 c ничьей) 2. f4 Крс3 (2. Кре5 Крс4 3. Крf6 Крd4. 4. Крg6 Кре4 с ничьей) 3. Кре5 Крd3. 4. Крf6 Кре4 ничья.


Значит, король белых должен располагаться таким образом, чтобы иметь возможность атаковать неприятельскую пешку “g” и продвигать свою пешку “f”, не подвергая ее нападению черного короля. Это можно осуществить, если король белых будет расположен на расстоянии хода коня от короля черных, т.е. займет коневую оппозицию.

1. Крd4! Крс6 (на 1…Крb4, 2. f4!) 2. Кре5 Крс5 3. f4 Крс4 4. Крf6 Крd4 5. Крg6 Кре4 6. f5 с выигрышем.

2.2. Поля соответствия. Метод треугольника

Рассуждая о полях соответствия, мы подразумеваем пешечные окончания, в которых при неподвижных пешках успех зависит от маневров королей. Поле соответствия – это такое поле на шахматной доске, заняв которое, один из королей вынуждает другого короля покинуть свое место. Это средство, с помощью которого один из соперников может прорваться в лагерь неприятеля или не позволить сделать это другому.


Позиция 7 (Н. Григорьев). Ход белых ничья





При внимательном рассмотрении видно – кто первый нападет на неприятельскую пешку, тот и проиграет партию. Следовательно, полю “b5” соответствует поле “a7”. Значит, короли должны маневрировать таким образом, чтобы занять свое поле соответствия только после хода соперника.

1. Крb4 Кра8 2. Крс4 Крb8 3. Крb4 Кра8. Каждый из королей бдительно охраняет поле “b5” и “a7”, поэтому партия заканчивается вничью.


Позиция 8 (К. Эберс,1930). Ход белых ничья





В этой позиции у белых нет возможности проникнуть в лагерь соперника, а черные могут это сделать через поле “c6” и “f3”. Следовательно, задача белых сводится к тому, чтобы не допустить проникновение короля черных в свой лагерь. Для этого необходимо определить поля соответствия. Полю “c6” соответствует поле “a5”. Полям “d7” и “d8” – поля “b4” и “a4”. Полям “e6”, “e7”, “e8” соответствуют поля “c3”, “b3”, “a3”. Полям “f5”(“h5”), “f6” (“h6”), “f7” (“h7”), “f8” (“h8”) соответствуют поля “d2”, “c2”, “b2”, “a2”. Если черный король будет находиться на “g5”, “g6”, “g7”, “g8”, то белый, соответственно, на “d1”, “c1”, “b1”, “a1”. Полю “g4” соответствует “e2 “. Поля “a8”, “b8”, “c8” не имеют особого значения, но черные могут их использовать, чтобы запутать неприятеля. Поэтому белые должны играть осторожно (ходить на “a5” или “b5”) с таким расчетом, чтобы при возвращении черного короля на “d7” или “d8”вовремя попасть на поля соответствия, определенные выше.


Итак: 1. Крb2 Крg8 2. Кра1! Крf8 3. Кра2 Кре7 4. Крb3 Крd7 5. Крb4 Крс6 6. Кра5 (белые не позволили сопернику прорваться через поле “c6”, и теперь черный король попробует это сделать через поле “g4”) 6…Крd7 7. Крb4 Кре6 8.Крc3 Крf6 9. Крс2 Крg5 10. Крd1 Крg4 11. Кре2. Белые и в этот раз предотвратили вторжение в свой лагерь. Ничья.


Позиция 9. Ход белых выигрыш





Если белые сыграют прямолинейно 1. c6+? черные ответят 1…Крс8! 2. Крd6 2…Крb8! Теперь ход 3. сb или 3. с7+ приводит лишь к ничьей.


Если в позиции будет ход черных, они попадут в невыгодное положение, так как не смогут препятствовать вторжению в свой лагерь белого короля. Таким образом, задача белых сводится к тому, чтобы передать ход сопернику.


Это можно сделать, используя метод треугольника. Белый король маневрирует по полям “d5”, “e5”, “d4” (треугольник) и передает ход черным.


1. Кре5 Крс6 (…Кре7? 2. с6 bc 3. b7 – выигрыш) 2. Крd4 Крd7 3. Крd5. Задача выполнена – в этой позиции уже ход черных. 3…Крс8 4. Кре6 (диагональная оппозиция) 4…Крd8 5. Крd6 (вертикальная оппозиция) 5…Крс8 6. Кре7 (коневая оппозиция)4…Крb8 7. Крd7 Кра8 8. с6! bc 9. Крс7 с5 10. b7+ выигрыш.

2.3. Правило квадрата. Блуждающий квадрат

Если во второй стадии шахматной партии – миттельшпиле – многое зависит от фантазии игроков, то в эндшпиле на первый план выходит точный математический расчет. Часто правильный и далекий расчет бывает неэкономичным и неоправданным. В некоторых пешечных окончаниях можно использовать несложные способы расчета вариантов, позволяющие быстро и эффективно определить исход борьбы, не прибегая к утомительным вычислениям.


Позиция 10. Ход белых выигрыш. Ход черных ничья





Проведем анализ позиции. Пройдет ли пешка в ферзи? Сможет ли черный король ее догнать? Начав длительные вычисления, соразмеряя в уме два различных маршрута движения черного короля и белой пешки, решение будет найдено. Но существует и другой, более простой способ, называемый правилом квадрата. Рассмотрим, в чем он заключается.


Во-первых, находим сторону нашего квадрата, как расстояние от пешки “g3” до поля ее превращения “g8”, включая поле “g3”. Во-вторых, мысленно строим квадрат: g4-g8-c8-c4, называемый “квадрат пешки”, и определяем, находится черный король в этом квадрате или нет. Если находится, то он эту пешку догонит, если не находится – не догонит.

1. g5 Крс4 2. g6 Крd5 3. g7 Кре6 4. g8Ф выигрыш.

1…Крc4 2. g5 Крd5 3. g6 Кре6 4. g7 Крf7 ничья.


Таким образом, если король находится в квадрате неприятельской пешки или при своем ходе может в него вступить – он догонит эту пешку, если не находится – не догонит.


Позиция 11. Ход белых ничья





1. с6! h5 2. Крb4! Крb6! (2…h4 3. Крс5 h3 4. Крd6 h2 5. c7 ничья) 3. Крс4 h4 (иначе король белых вступит в квадрат пешки) 4. Крd5 h3 5. Крd6 h2 6. c7 ничья.


Позиция 12. Ход белых выигрыш





На первый взгляд, кажется, что черные достигают ничьей. Их король находится в квадрате изолированных пешек “е4” и “g4”. Белый король сторожит пешку “а3” и на помощь своим пешкам придти не сможет. Однако это не так. В данном случае правило квадрата не применимо. На ход черных 1…Кре5, ответ белых. 2. g5! На ход 1…Крg5 2. е5! И пешки в состоянии себя защитить – при взятии одной из них король выйдет из квадрата другой. Пешка же черных гибнет. Выигрыш.


Следует помнить, что правило квадрата применимо в тех случаях, когда в борьбе принимают участие король и неприятельская пешка. В тех случаях, когда на шахматной доске присутствуют другие фигуры или можно рассчитывать на помощь своего короля, правило квадрата применимо не всегда.


Из предыдущего примера видно, если расстояние между изолированными пешками одно поле они обладают защитными ресурсами и успешно противостоят фронтальному нападению короля соперника. Но обладают ли они так же атакующими ресурсами? Могут ли они самостоятельно, без посторонней помощи, продвигаться в ферзи? Оказывается, что, в некоторых случаях, могут. Существует правило, позволяющее определить способность изолированных пешек без посторонней помощи пройти в ферзи.


Правило “блуждающего квадрата”: если общий квадрат изолированных пешек достигает края доски или выходит за ее пределы – пешки могут двигаться в ферзи самостоятельно.


Позиция 13. Ход белых выигрыш





Построим квадрат пешек “e5”и “h5”, стороной которого будет расстояние между ними. Получаем: е5-h5-h8-е8. По мере продвижения пешек вперед положение этого квадрата также будет меняться, отсюда и название – “блуждающий квадрат”. В нашем случае нижняя граница квадрата h8-е8 достигает края доски, значит, пешки без помощи своего короля могут пройти в ферзи.

1. е6 Крf6 2. h6 Крe6 3. h7 выигрыш.

(2…Крg6 3. e7 Крf7 4. h7 выигрыш).


Из примера видно: каждый раз необходимо двигать ту пешку, которая наиболее удалена от неприятельского короля. Если нижняя граница квадрата изолированных пешек не достигла края доски и пешкам не может помочь свой король, в этом случае большое значение имеет расстояние между пешками.


Позиция 14. Белые выигрывают независимо от очереди хода





Первый ход белых. 1. Кра4 d4 2. Крb3! (2. Кра5?? d3! выигрывают черные) 2…а4+ 3. Кра4 d3 4. Крb3 и белые выигрывают.

Первый ход черных. 1…d4 2. Крс4 а4 2. Крd4 a3 3. Крс3 и белые выигрывают.


Когда расстояние между изолированными пешками 2 поля, а нижняя граница их квадрата не достигла края доски, и пешкам не может помочь свой король, то такие пешки не погибнут, если достигнут 5-ой (4-ой) горизонтали (считая от своего лагеря).


Позиция 15. Ход белых выигрыш





1. Крf6 d6 (1…d5? 2. Кре5 и пешки гибнут) 2. Крf5! (2. Кре6? h5! и черные выигрывают) 2…h6! 3. Крf6 h5 (3…d5 4. Кре5) 4. Крg5 выигрыш.


Когда расстояние между изолированными пешками 3 поля, а нижняя граница их квадрата не достигла края доски, и пешкам не может помочь свой король, то такие пешки не погибнут, если достигнут 4-ой (5-ой) горизонтали (считая от своего лагеря).


Следует помнить, если неприятельский король находится на таком поле, c которого он может уничтожить одну из пешек, в этом случае правило “блуждающего квадрата” для изолированных пешек не применимо!!!

2.4. Критические поля проходной пешки

Проходной пешкой называют такую пешку, которая может пройти в ферзи, не встретив на своем пути помех со стороны неприятельских пешек.


В начале книги отмечалось, что основной целью игры в эндшпиле является проведение пешки в ферзи. Цель будет достигнута, если, во-первых: имеется проходная пешка и, во-вторых: ей не сможет помешать выполнить свою задачу неприятельский король.


Позиция 16. Белые выигрывают независимо от очереди хода





В этой позиции белый король на поле “d7” выполняет две функции. Защищает пешку “e6”и контролирует поле ее превращения “e8”. Находясь на поле “e7” или”f7”, он с успехом выполнит то же самое. Такие поля перед пешкой “е6” называются критическими полями. Если белый король сможет захватить одно из этих полей, белые смогут провести пешку в ферзи и выиграть партию. Таким образом, борьба за превращение пешки в ферзи сводится к борьбе за критические поля проходной пешки. Сильнейшая сторона стремится занять одно из этих полей, слабейшая – не пропустить на них соперника.


Позиция 17. Критическими полями пешки являются поля “b4”, ”c4”, ”d4”





Позиция 18. Критическими полями пешки являются поля “c5”, “d5”,”e5”





Позиция 19. Критическими полями пешки являются поля “d6”, “e6”, “f6”





Позиция 20. Критическими полями пешки являются поля “e6”, “f6”, “g6”, “e7”, “f7”, “g7”





Позиция 21. Критическими полями пешки являются поля “f7”, “g7”, “h7”





Позиция 22. Критическими полями пешки являются поля “g7”, “g8”





Позиция 23 (Ф. Дюран, 1871). Ход белых выигрыш





Определим критические поля пешки “e2”. Такими полями являются “d4”, “e4”, “f4”. Если черные не позволят белому королю занять одно из этих полей, они добьются ничьей.

1. Крd2 Кре7 2. Крd3 Крd6 3. Кре4 (критическое поле занято!) 3…Кре6 (черные получили оппозицию), но 4. е3! Пешка продвинулась вперед, а вместе с ней и ее критические поля. Теперь ими стали поля “d5”, “e5”, “f5”. 4…Крd6 5. Крf5 (занимая критическое поле) 5…Крd7 6. Крf6 (подготавливая ход е4) 6…Крd8 7. е4 (пешку продвигаем вперед только после того, когда мы завладели новым критическим полем!) 7…Крd7 8. е5 (король находится на критическом поле!) 8…Кре8 9. Кре6 (занимая оппозицию и критическое поле) 9…Крf8 10. Крd7 (занимая критическое поле) и пешка беспрепятственно проходит в ферзи. Выигрыш.

2.5. Критические поля блокированной пешки

Блокированной называется такая пешка, движение которой вперед преграждается стоящей непосредственно перед ней неприятельской фигурой или пешкой. Система критических полей блокированной пешки существенно отличается от критических полей изолированной пешки.


Позиция 24





Критическими полями пешки “e4” являются поля “b4”, “c4”, “d4”, “f4”, “g4”, “h4”. Критическими полями пешки “e5” являются поля “b5”, “c5”, “d5”, “f5”, “g5”, “h5”.


Обычно план игры в позициях с блокированными пешками состоит из двух частей. Каждая из сторон стремится, во-первых, выиграть неприятельскую пешку, во-вторых, провести свою пешку в ферзи. Первая часть плана заключается в захвате критических полей блокированной пешки соперника, вторая часть – ее уничтожение и овладение одним из критических полей своей изолированной пешки.


Позиция 25. Белые выигрывают независимо от очереди хода





Если играть прямолинейно и пытаться провести пешку “c6” в ферзи, положительного результата мы не получим.

1. Кре6 Крс8! (диагональная оппозиция) 2. Крd6 Крd8! 3. c7+ Крс8! 4. Крс6 пат.


Чтобы выиграть, белым необходимо: пожертвовать свою пешку “c6”, занять критическое поле пешки “b6” (“d6” или “c6”) и уничтожить ее, занять критическое поле пешки “b5” и провести ее в ферзи.


Ход белых 1. Кре6 Крс8 2. с7! Крс7 (2…Крb7 3. Крd7 Кра7! 4. с8Л! выигрыш)

3. Кре7! На любой ответный ход черных белые занимают оппозицию с выигрышем пешки “b6” и вместе с ней партии.

Ход черных 1…Крс8 2. с7 Крс7 3. Кре6 и далее, как в предыдущем варианте, если 2…Крd7, то 3. с8 Ф+! Крс8 4. Крс6 занимая критическое поле пешки “b6”, выигрывая ее и вместе с ней партию.


Позиция 26. Ход черных ничья





Определяем критические поля блокированных пешек. Для пешки “d4” – это поля “b4”, “c4”, “e4”, “f4”. Для пешки “d5” – “b5”, “c5”. “e5”, “f5”. Из анализа видно, что белому королю еще предстоит занять критическое поле пешки “d5”, а черный король уже находится на критическом поле пешки “d4”и, значит, сможет ее выиграть. Таким образом, план игры белых сводится к следующему. После выигрыша пешки “d4” у черных образуется изолированная пешка “d5” с критическими полями “c3”, “d3”, “e3”. Значит, белый король должен занять критические поля пешки “d5” или не пропустить к ним короля соперника, и тогда будет ничья.


1…Кре3! (1…Кре4? 2. Крс5! и выигрывают уже белые) 2. Крс3! Кре4 3. Крс2! Крd4 4. Крd2! занимая вертикальную оппозицию и не пропуская черного короля к критическим полям пешки “d5” ничья.

2.6. Отдаленная проходная пешка

Проходная пешка, находящаяся вдалеке от основного места сражения, называется “отдаленной проходной”. Сторона, имеющая проходную пешку или возможность ее образования, в пешечных окончаниях получает преимущество и отличные шансы на победу. В позициях такого типа план игры для сильнейшей стороны следующий: отвлечь неприятельского короля от выполнения своих обязанностей движением отдаленной проходной и, как результат, проникнуть королем в тыл соперника к его пешкам и уничтожить их.

На страницу:
1 из 3