Полная версия
Довоенный альбом и другие истории
Может, он анархист? Многие, если не все, революционные матросы придерживались учения князя П. А. Кропоткина о «безгосударственном коммунизме», или «анархо-коммунизме». Кропоткин обвинял Ленина в порождении класса новой бюрократии, развязывании Гражданской войны и красного террора. В одном из писем к Ленину он писал: «Бросаться в красный террор, а тем более брать заложников недостойно социалистической революционной партии и позорно для её руководителей. Открыть эру красного террора – значит признать бессилие революции, идти далее по намеченному его [террора] пути, значит признать свою скорую кончину. Полиция не может быть строительницей новой жизни. А между тем, она [полиция] становится теперь верховной властью в каждом городе и деревушке. Куда это ведёт Россию? К самой злостной реакции!»
«На чью воду льёт мельницу эта сука?» – задавались вопросом большевики. Ведь государство – «аппарат насилия» – отомрёт само по себе с победой коммунизма, когда не будет антагонистических классов и подавлять станет некого. А пока такие классы есть и всячески сопротивляются и вредят построению «новой жизни», непримиримая революционная жестокость к врагам народа не только оправданна, но и не может, как полагают гнилые либералисты, быть излишней.
Анархисты провозгласили: «Анархия – мать порядка!», а возведённую в идеал свободу от государства, «аппарата подавления индивидуальной личности», трактовали в сугубо материальном смысле, как свидетельствуют их жертвы и их песни:
Анархист с меня сорвалПолушубок тёткин.Ах, тому ль его училГосподин Кропоткин!Была бы шляпа,Пальто из дряпа,А к ним живот и голова.Была бы глотка,А к глотке водка,Всё остальное —Трын-трава!Была б жакетка,А к ней брюнетка,Всё остальное —Трын-трава!Здание Смольного института. На крыльце – революционные солдаты. Шагает отряд матросов. И те и другие вооружены винтовками с примкнутыми штыками.
Карта Евразии с большим, во всю ширину, кроваво-красным пятном СССР, по форме напоминающим шкуру, снятую с убитого медведя.
Две последние марки серии – дружба народов СССР. Впереди русский в кепке с бородой (не Ленин) и красным знаменем, а за ним в папахах, малахаях, тюбетейках и ватных халатах – остальные социалистические народы. Замыкают очередь таджик и бурят.
Иван Шадр отметил 10-ю годовщину Революции скульптурой «Булыжник – оружие пролетариата».
По-моему, он несколько запоздал: оружие пролетариата – давно уже не пресловутый булыжник, а кое-что более эффективное, а именно Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем под председательством товарища Ф. Э. Дзержинского.
Второй стандартный выпуск крупнее первого и кроме гегемона и окладистой бороды появляется неулыбчивый Ильич, пронзительно вглядывающийся в «прекрасное далёко», а грубо говоря – в «светлое будущее всего человечества».
В 1917 году большевики захватили власть неожиданно легко и, главное, совсем не по теории. Маркс утверждал, что революция должна произойти одновременно во всех буржуазных странах с многочисленным и хорошо организованным пролетариатом. Это было не про Россию, страну крестьянскую, с относительно слабым и малоразвитым рабочим движением. Поэтому, взяв власть, большевики с таким нетерпением ждали, когда западный пролетариат, наконец, пробудится и подтвердит единственно верную теорию марксизма.
Разрушив всё «до основания» и не дождавшись поддержки западного пролетариата, большевики растерялись, и Ленин тут же подправил Маркса: революция должна произойти «в самом слабом звене империализма», а социализм может быть построен «в одной отдельно взятой стране» (ну и формулировочки!). Теперь, чтобы доказать правильность доморощенного ревизионизма, надо было разбиться в лепёшку, а социализм построить! Отсюда проистекают и страшная неуверенность, и фанатическая вера в торжество своих идей, и крайнее ожесточение в борьбе за их воплощение. Всё теперь делается с размахом и перехлёстом, вопреки здравому смыслу и отчаянному сопротивлению среды. И никаких внутрипартийных дискуссий: за словопрениями до свету не управимся! А кто противоречит, всех к стенке как «контру», а в не столь отдалённом будущем – как «врагов народа» и «изменников Родины». Если действительность не согласуется с нашими теориями, тем хуже для действительности! Мы построим социалистическое общество любой ценой!
Эта масштабная паранойя Сталина имела «три источника – три составные части»: крайне подозрительную личность, догматическое мышление и жажду власти. Когда с «внутрипартийной оппозицией» было покончено и мечта об абсолютной власти стала явью, паранойяльное развитие личности завершилось. Однако если ты параноик, это не значит, что за тобой не следят. Поэтому ради безопасности «стерилизация» ныне лояльного политического окружения (ведь завтра оно тебя предаст, вступив в сделку с многочисленным «внешним и внутренним врагом») стала актуальной задачей генсека на две ближайшие пятилетки.
1928 год.
Троцкий и «шнеерсоновщина»
Повторение металлографического портрета Ильича с улыбкой доброй, окаймлённого знамёнами и лаврушкой.
Ленин называл работу почтовой службы, где нет ни привилегий, ни высокого жалования, образцовым примером социалистического государства, и почта не забыла этой высочайшей оценки своего бескорыстия!
А тем временем наступило 10-летие Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и Военно-морского флота (ВМФ), без малейшего намёка на их создателя товарища Льва Давидовича Троцкого.
Он, аспид, жидовское семя, привлёк к этому «архиважному делу» бывших офицеров царской армии («золотопогонников»), наплевав с высокой колокольни на возражения новоиспечённых командиров-большевиков «от сохи»: «А мы-то тогда на что?» Троцкий оказался прав: без «золотопогонников» с их военными познаниями и боевым опытом Первой мировой у РККА не было шансов победить в Гражданской войне.
На марках имеются все рода войск: красноармеец в будёновке с ружьём на фоне мавзолея Ленина (пехота); краснофлотец в матроске и бескозырке, не перекрещенный пулемётными лентами (морской флот); конник с боевым красным знаменем (кавалерия); лётчик в кожаном шлеме, зажатый в тесной кабинке аэроплана (авиация).
Вопрос: почему не видать товарища Троцкого, человека, едва ли не единолично организовавшего Октябрьский переворот 1917 года (лично ездил по частям Петроградского гарнизона и агитировал солдат поддержать вооружённое восстание рабочих), военкома и военмора во время Гражданской войны и наркома иностранных дел в послевоенное время?
Да здравствует РККА!
В острой борьбе за власть генсек товарищ И. В. Сталин то в коалиции с председателем Ленсовета товарищем Зиновьевым, то с председателем Моссовета товарищем Каменевым, то с обоими вместе ошельмовал Льва Давидовича как оппозиционера, подверг травле и опале по всем направлениям политической жизни. А перед тем товарищ Троцкий вместе с товарищем Сталиным успешно интриговал против других членов ЦК ВКП (б).
За народом не заржавело:
Завтра будет выдачаПортретов Льва Давыдыча.Будут вешать вновь евоИ снимать Зиновьева.Слева направо: Иосиф Сталин, Алексей Рыков,
Лев Каменев и Григорий Зиновьев, 1925.
Фото: Википедия
А ведь из-за этого оппозиционера Великая Октябрьская революция была на грани срыва!
– Наденька, батенька, ты знаешь, что Великая Октябьйская Социалистическая йеволюция может сойваться с кьючка?
– Нет, не знаю, Володинька. А что случилось?
– Да эта политическая пьяститутка Тйоцкий взял с собой Каменева и Зиновьева и уплыл на йебалку!
– Ну, и что же, Володинька, разве нельзя обойтись без них?
– Без них-то можно, а вот без «Авйоы» никак!
Хорошо известно, что евреи царской (глубоко антисемитской) России с огромным энтузиазмом восприняли Октябрьскую революцию и играли важную роль в построении Советского государства. Политика большевиков по «еврейскому вопросу» в СССР была противоречивой. В 1928 году в Ленинграде в лекции об антисемитизме наркомпрос А. В. Луначарский утверждал, что «евреи растворятся в плавильном котле единой советской нации, а кто из буржуазно-националистических соображений не захочет „растворяться“ – милости просим в Англо-еврейскую Палестину». С другой стороны: «Советское правительство может разрешить открытие школ с преподаванием на языке иврит, если сами евреи между собой достигнут согласия по этому вопросу». С третьей стороны: «Мы не позволим открыть школы на мёртвом языке иврит! Мы будем бороться с еврейскими средневековыми реликвиями и „шнеерсоновщиной“!» (так он назвал религиозную деятельность любавичского ребе Йозефа Ицхака Шнеерсона, сосланного на тот момент в Латвию).
1929 год.
«Год великого перелома»
Пионерии стукнуло 10 лет. Оперившиеся пионеры, яко ясны соколы, слетелись со всех просторов Советского Союза на свой первый Всесоюзный слёт! Горнист трубит сбор!
Замерла торжественная пионерская линейка, полощутся красные стяги, звучат рапорты о свершениях и достижениях за отчётный период, бодрые пионерские марши, ну а вечером песни и хороводы вокруг высокого пламени костра! Последнее действо напоминает обряды дикарей перед съедением человеческой жертвы (см. Д. Дефо «Робинзон Крузо»). Но то – дикари, а это – пионеры: сознательные, целеустремлённые и оптимистичные дети рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции:
Мы поднимаем алое знамя,Дети рабочих, смело за нами!Близится эра светлых годов,Клич пионэра: «Всегда будь готов!»Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина имеет подразделения, как в армии: звено (отделение), отряд (взвод), дружина (рота). До батальона, полка, корпуса, бригады и армии ещё не доросли: дети всё-таки.
Товарищ Сталин сказал: «1929 – год великого перелома на всех фронтах социалистического строительства!». Окончательные похороны НЭПа и переход на мобилизационную экономику для создания социалистической индустрии. Что это за экономика такая? А всё очень просто: загнать существенную часть населения в исправительно-трудовые колонии и, пользуясь их дармовым, сиречь рабским, трудом, возводить великие стройки социализма! Днепрогэс, Магнитстрой, Беломорско-Балтийский канал и другие гиганты индустрии были созданы этим «энтуазиастическим» методом с огромными, безвозвратными, но заботливо возобновляемыми потерями рабсилы (см. В. Шаламова, А. Платонова и А. Солженицына).
Индустрия на марше в виде бешено вращающегося ротора печатной машины, выплёвывающей актуальные призывы и лозунги. «Больше металла – больше машин!» (несомненная истина). «За снижение себестоимости!» (производство дороговато обходится). «За трудовую дисциплину!» (раздолбаев многовато). «За повышение качества продукции» (видно, качество совсем ни к чёрту!). Колонна тракторов: «Поднимем урожайность» (кажется, всерьёз не хватает хлеба). «Социалистическое соревнование»: домна и график роста выплавки чугуна в миллионах тонн; в 1913 году – 4,2, в 1928-м – 3,3, а в 1933-м – 12,0! Почём они знали в 1929 году, что в 1933 году чугуна будет в четыре раза больше? А на что же сбежавшие из деревень колхозники? А соцсоревнование? Стахановисты-ударники – вперёд!
От лица давно сгинувших зеков Юз Алешковский приветствовал индустриализацию:
Живите тыщу лет, товарищ Сталин,И пусть в тайге придётся сдохнуть мне,Лишь было б больше чугуна и сталиНа душу населения в стране!В те годы академик Пётр Леонидович Капица любил задавать ученикам вопрос: «Почему Луна не из чугуна?» и, не давая им времени завраться, сам отвечал: «Потому что на Луну не хватило чугуну!»
Опять беспризорники и малолетние правонарушители, но теперь они уж не уличные оборванцы, а колонисты в трудовых – производственных и сельскохозяйственных – колониях. Перековываются, так сказать, в Нового Человека, который звучит гордо! Поутру ликбезничают, а после столярничают-слесарничают, сенокосят и овощеводствуют на приусадебных участках.
Спасибо большое товарищу А. С. Макаренко, создателю одной из первых таких колоний в бывшей помещичьей усадьбе в селе Ковалёвке близ Полтавы! В этой колонии имени Максима Горького самоуправление типа «думай, голова – картуз куплю!» Голова немного подумала… и придумала новый советский ритуал: праздник Первого снопа, скопированный с еврейского Шавуота (когда первые плоды урожая народ приносил в храм), равно как с православной Пятидесятницы. Сам Горький лично приехал на праздник и косил косой вместе с колонистами. Получил первый сноп в подарок. Огласил приветствие, социалистическое по форме и ницшеанское по содержанию: «Некогда мы были комочками неодушевлённой биологической материи, потом полузверями, а теперь создаём нового человека, своим трудом обогащающего эту прекрасную землю! Вы – соль этой земли, называемой Советская Русь!» (Цитата не полная, но за аутентичность формы и содержания «зуб даю»! )
Третий стандартный выпуск покончил с сексизмом или, если больше нравится, с мужским шовинизмом: теперь в паре с рабочим имеется работница, а с колхозником – колхозница.
Знакомый эстонец Мадис называл маму нашей приятельницы бабушкой. Приятельница, возмущаясь: «Да какая же она бабушка?» Мадис, оправдываясь: «Этта не я так придумал, этта такое правило вежливости русского языка, например: дева – девушка, баба – бабушка».
Далее всё те же разнополые пары промышленных и колхозных тружеников, а в конце серии – достижения соцстроительства: здание московского Центрального телеграфа (шедевр победившего модерн конструктивизма, архитектор И. Рерберг) и турбины Волховской ГЭС имени В. И. Ленина.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.