Полная версия
Дух Лицея. Как сделать так, чтобы ученики навсегда полюбили родную школу
Культурная общность
Важный контур устойчивости школьной культуры – это культурная общность ее обитателей. В Царскосельском лицее «абитуриенты» должны были пройти отбор. У них проверяли знания, а также требовалось, «чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были совершенно здоровы»16. В одесский Ришельевский лицей, напротив, принимали большое количество учащихся, и их отбор был не особенно качественный. Кроме того, структура этого учебного заведения была довольно громоздкой: оно состояло из Лицея, начального училища и двух дополнительных училищ17. Несколько позже Царскосельский лицей тоже пойдет по пути усложнения структуры, что негативно скажется на культурной общности.
Школы с небольшим количеством учеников имеют преимущество перед крупными учебными заведениями. Ученицы школы-интерната для девочек Badminton School в городе Бристоле постоянно говорят о том, как замечательно, когда классы маленькие и все в школе хорошо друг друга знают. Персонал и учителя чрезвычайно открыты и заботливы по отношению к каждой девочке. Отношения между воспитанницами, а также между ними и учителями невероятно близкие, поэтому каждая девочка получает достаточно внимания на уроках и после них. Это учебное заведение окончили актриса Розамунд Пайк и Индира Ганди – первая женщина, ставшая премьер-министром Индии.
Культурное единство закладывается в том случае, если школа не превращается в гостиницу, где одни дети приезжают, а другие уезжают. Для формирования единства нужно, чтобы ученики были вместе, в одном культурном пространстве, существовали в одном режиме, участвовали в одних мероприятиях. В этом случае у них будет общая судьба, скрепленная коллективной памятью. Непродуктивное расширение школы также способно нанести сильный вред устойчивости школьной культуры. Разрушение традиций и уклада воспринимается болезненно. Это особенно очевидно, когда в среду учащихся массово попадают представители других школ (так происходит, например, при объединении).
В 1830-е годы Лицей перестал быть закрытым учебным заведением. Увеличилось количество детей. Школьников стало более сотни, исчезли личные комнаты лицеистов. Начали практиковаться телесные наказания18. Поэт Александр Николаевич Яхонтов, представитель IX выпуска, пишет о том периоде, когда контингент учащихся в Лицее был вдвое увеличен: «О всех этих переменах скорбели и старшие, и мы, вновь поступившие товарищи-гимназисты. В нашу среду вторгнулась целая масса новичков своекоштных, с которыми мы сошлись не сразу, потому что они, поступив прямо из своих семейств, принесли с собою самыя разнохарактерныя понятия и привычки»19.
Режим и дисциплина
Любое учебное заведение функционирует по собственным законам. У всех есть свой режим, свои правила, свое понимание того, что хорошо и что плохо. В одной школе форма – это святое, а в другой – большое внимание уделяется трудовому воспитанию.
Школьные правила обычно основываются на относительно простых наборах действий20. Создаваемый шаблон поведения используется для регулирования школьной жизни и формирования культурной преемственности.
В Постановлении о Лицее большая доля регламентаций посвящена режиму дня21. Подробное его описание приводит Пущин: «Прогулка три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале – мячик и беготня. Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитвы читали мы вслух по очереди.
От 7 до 9 часов – класс.
В 9 – чай; прогулка – до 10.
От 10 до 12 – класс.
От 12 до часу – прогулка.
В час – обед.
От 2 до 3 – или чистописанье, или рисованье.
От 3 до 5 – класс.
В 5 часов – чай; до 6 – прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.
По средам и субботам – танцеванье или фехтованье.
Каждую субботу – баня.
В половине 9 часа – звонок к ужину.
После ужина до 10 часов – рекреация. В 10 – вечерняя молитва – сон»22.
Как видим, программа была насыщенной. Распорядок дня, отраженный в Уставе, составлен так, чтобы уроки чередовались с отдыхом23.
Представленный режим менялся. В учредительном документе о создании школы есть важный комментарий: «Здесь означение часов сделано только примерно. Располагать их по удобности и временам года зависит от усмотрения конференции, с утверждения министра, держась того главного правила, чтоб воспитанники никогда не были праздны»24. По сути, требование об отсутствии праздности – это важный элемент формирования культурной устойчивости школы. Если школа не в состоянии занять ребенка, то ученик займет себя самостоятельно. И время, которое он себе уделит, вряд ли будет наполнено философскими размышлениями или светской беседой. Даже досуг учащихся должен быть продуман и направлен на личностный рост.
Как правило, наибольшую преданность учебному заведению выказывают те учащиеся, которые проводят в школе большое количество времени. Поэтому, если школа занимает своих детей только уроками и мало что предлагает сверх этого, из такого взаимодействия сильная культура учебного заведения не вырастет.
В секциях, олимпиадных группах, школьных вокально-инструментальных ансамблях, других всевозможных кружках учащиеся должны проводить остаток дня. Хорошо, если будут созданы условия для того, чтобы дети делали в школе и домашнее задание. И домой или в пансион они вернутся только чтобы лечь спать, а с утра снова отправиться в школу. Как ни странно, лишь в этом случае вырастет подлинная преданность родному учебному заведению и влюбленность в него.
Большое внимание в школе следует уделять гуманитарной составляющей. До сих пор вспоминается, как моя учительница географии сказала, что «урок риторики – это как бриллиантовая заплата на системе образования». Однако сегодня я с ней не согласен. Необычные гуманитарные предметы – музыка, театр, риторика, языки и т. д. – являются отдушиной для детей и могут быть источником приятных воспоминаний и творческого развития. Нравственным наукам, таким как этика, религия, логика и политика, в школе придается мало значения, а между тем они могут быть фундаментом духовного развития детей. Модест Корф, вспоминая о лицейском образовании, заметил: «Мы мало учились в классе, но больше в чтении и беседах при непрестанном трении умов»25. Несмотря на насыщенность учебного процесса, воспитанники не сильно жаловались на трудности. Скорее всего, образовательный процесс шел волнами: напряженная пора экзаменов сменялась временем отдыха. «К счастью, уроков у нас не много, а времени – довольно; и так я со всем успеваю разделываться»26, – пишет в письме другу Яков Грот. Этого выпускника 1832 года ждет блестящая судьба ученого. Он станет вице-президентом Академии наук и соберет большое количество свидетельств и воспоминаний о Лицее, куда впоследствии поступит на службу профессором словесности. Для будущих поколений он окажется путеводной звездой в мир Царскосельского лицея, хранителем его преданий. Когда Яков Грот завершил свой земной путь, император Александр III написал на докладе министра народного просвещения о кончине Я. Грота: «Меня эта смерть весьма огорчила. Я знал Якова Карловича более 25 лет и привык любить и уважать эту достойную личность».
Побывать дома лицеистам первого выпуска было разрешено лишь один раз: на рождественских каникулах в 1817 году. Такая система была направлена на то, чтобы лишить родителей возможности баловать детей, исключить внешнее влияние на становление лицеистов27.
Подобное ограждение от внешнего мира, переполненного соблазнами, должно быть в школе и сейчас.
Второй из выдающихся директоров Лицея Егор Антонович Энгельгардт решительно воспротивился предложению императора посылать мальчиков дежурить при дворе во время его летнего пребывания в Царском Селе. Александр I был уверен, что это приучит молодых людей к обществу, даст им необходимый светский лоск. Энгельгардт же счел это предложение весьма непедагогичным. Возражая, он доказывал, что кроме причинения многих неудобств придворная служба будет отвлекать воспитанников от занятий, отрицательно скажется на образовании28.
В Ришельевской гимназии, где дети обучались с 4 лет, тоже был довольно строгий режим: школьники могли посещать родных только раз в месяц, был установлен ранний подъем, нельзя было пить чай, кофе, есть сласти и т. д.29
Дисциплина и режим в системе образования направлены не на превращение школьного учебного заведения в казарму, они призваны избавлять от праздности. Как правило, занятый и увлеченный ученик не беспокоит одноклассников, учителей и директора своими «подвигами», нарушающими школьный покой.
Ранний старт
Многие педагоги и родители сами искусственно ограничивают детей, считая, что какие-то сферы для них пока закрыты в силу возраста. Но у детей нет границ, поэтому приобщение к взрослой жизни должно происходить уже в школе. Другими словами, школьники должны играть во «взрослые игры». Если школьник видит себя на литературном поприще, то, возможно, он уже сейчас способен рассуждать на уровне авторов взрослых журналов. Пушкин писал в Лицее комедию в пяти действиях «Философ», Илличевский – работу про Эйлера30. Лицеисты всегда были в курсе событий в мире, регулярно знакомились с поступавшей в библиотеку периодикой31. Юный Лёнька Пантелеев в «Республике ШКИД» отправляет свои литературные опыты в редакцию и, несмотря на отказ, зарабатывает себе авторитет самой этой попыткой.
В серии романов Орсона Скотта Карда, посвященной Эндеру Виггину, подростки из окружения главного героя вместе с ним распоряжаются судьбами мира. В трудовой коммуне имени Ф. Э. Дзержинского ребята в мастерских изготавливали фотоаппараты «ФЭД» (аббревиатура по вполне понятной причине образована из первых букв имени, отчества и фамилии первого шефа ВЧК).
Внутренняя культура школы должна быть направлена на то, чтобы открыть границы для учеников и показать, что мир лежит у их ног. Ребенок за короткое время способен повзрослеть и решать по-настоящему большие задачи. В огромном количестве произведений подростковой литературы, многие из которых основаны на реальных событиях, рассказывается о том, как школьники во взрослом мире преуспевают больше опытных взрослых. Ровесники наших мальчишек в каких-нибудь африканских или индейских племенах уже охотятся и содержат семью, так зачем нашим детям в то время, когда лучше всего работает их голова, ограничивать пространство для роста?
После того как самые первые ученики Царскосельского лицея были объединены в один класс, стало ясно, что, хотя все они выдержали вступительные испытания, уровень подготовки их серьезно разнился. К чести преподавателей, они не поддались искушению устроить «образовательную гонку», и занятия проводились таким образом, чтобы никто из лицеистов не отставал в учебе. Существовал даже запрет на объяснение нового материала до того момента, пока все ученики твердо не усвоят изученное32.
Смерть школьной организации
Как правило, разрушение культуры происходит из-за того, что педагоги учебного заведения не следуют установленным ими же правилам. В этом контексте очень интересна история о том, как происходило падение Лицея им. Безбородко. Его выпускник И. А. Сребницкий так оценивал состояние дел в своем учебном заведении: «Случайность мотивов преобразования Гимназии, беспорядки и неустройство во внутренней жизни заведения, наконец, может быть, несоответствие последнего культурным запросам общества – все это привело к кризису, который выразился в том, что в 1839 г. не оказалось поступающих на первый курс Лицея…» В результате попечитель Лицея принял решение сменить профиль этого заведения с физико-математического на юридический33. В 1863 году был закрыт лицейский пансион, и студенты вынуждены были искать квартиры в городе. Затем была отменена форменная одежда воспитанников, и вне стен Лицея они были подчинены общей полиции. Все это вело к разобщению учащихся, снижению их статуса34. Когда же директор отменил в Лицее вступительные экзамены, желающих поступать вообще не осталось35.
Нарушения организации, дисциплины, системы установленного приема могут нанести учебному заведению непоправимый вред. Вместе с тем ценности школы, занятость учащихся, адекватный отбор школьников, разумная организация досуга, мудро выбранный профиль способны обеспечить устойчивость культуры учебного заведения.
Глава 2
Ценности школы
Введение
В одном из анонимных журналов, выпускаемых лицеистами в годы обучения, были такие слова: «Если ты поражен какою-нибудь прекрасною, высокою мыслью, если ты горишь любовью к Отечеству и желанием принести ему пользу, если душа твоя очарована, изумлена прелестями и ужасами природы, если сердце твое тронуто глубоко каким-нибудь великодушным поступком, – словом, если ты сильно чувствуешь и хочешь сообщить свое чувство другому – приходи в Лицей – здесь многие поймут тебя, многие наедине разделят их…»36 Наблюдательный юноша, воспитанный на высоких идеалах, видит фундамент своей школы, ее суть в ценностях, которые она несет миру. Перед директором, который управляет школой, стоит множество задач. Он должен думать об организации учебного процесса, об огромном количестве рутинных вещей материального характера. Заваленный бумагами руководитель не всегда найдет время остановиться и подумать о том главном, чему должна учить школа. А между тем ценности и идеалы учебного заведения всегда определяют результаты. Если ученик воспринимает школу как источник своих самых лучших качеств, то он, несомненно, будет искать в ней опору для жизни.
Если вы руководите школой или по крайней мере имеете к этому отношение, то мыслите ли вы о том, чтобы ваше учебное заведение стало маяком для окружающих? Без Лицея сложно представить себе атмосферу XIX века. Эту историю могли сотворить только подлинные титаны, люди, заряженные высокими идеалами. Почему Лицею удалось создать культуру, в которой появились герои? Отчетливо видно, какие идеи витали в воздухе и как школьники осуществляли свое предназначение. Основатели Лицея M. М. Сперанский, В. Ф. Малиновский стремились к созданию «новых людей», которые могли бы впоследствии преобразовать Россию37. Эта цель была в основе проекта создания Лицея. Во многом ее осуществлению благоприятствовала обстановка конца XVIII века, когда происходила переоценка многих старых ценностей. Век XVIII подготовил таких людей, и именно им предстояло заложить фундамент многих свершений следующего столетия.
Условия формирования системы ценностей
Каким же образом прививались те ценности, которые были положены в основу образования Лицея?
Во-первых, невозможно было представить, чтобы руководство нового учебного заведения халатно отнеслось к выбору учителей: «При приеме наставников и других чиновников наблюдается всемерная осторожность в рассуждении их нравственности, сверх прочих требуемых от них по должностям их достоинств, дабы они совокупно руководили юношество добрыми своими примерами жизни и наставлением»38.
Часто руководитель ошибается и берет в свою команду людей, не опираясь на их духовно-нравственные ценности, а исходя из каких-то других факторов. Но построение устойчивой системы возможно, только если на борту будут люди нравственные.
Конечно, разные личности попадали в стан учителей и преподавателей Лицея. Но сама культура созидания способствовала тому, чтобы оттуда уходили люди мелкие, недостойные. Относительно молодому составу педагогов было легче расположить к себе учеников и донести до них свои идеи.
Во-вторых, духовному развитию учащихся во многом способствовала возможность уединения. У лицеистов были свои комнаты, они могли совершать дальние прогулки. Как вспоминают отдельные выпускники, затворничество молодежи способствовало созерцательности39. Современные интернаты не всегда предоставляют такую возможность, между тем у ученика должно быть место, где он может побыть один.
В-третьих, лицеисты общались с лучшими и передовыми умами своего времени, что не могло не оказывать влияния на детей.
В-четвертых, особое внимание в Лицее уделялось нравственным наукам, таким как этика, религия, логика и политика. В современной школе, как уже выше упоминалось, эти предметы занимают незначительное место.
В-пятых, в Лицее реальным делам придавалось большее значение, чем словам. Хорошо это выражено в педагогических записках Егора Энгельгардта. В работе Д. Кобеко подробно говорится о воспитательных принципах директора: «В основании всякого воспитания, по его мнению, должна лежать любовь к воспитаннику, ее нужно выражать не словами, а делом. Только путем сердечного участия в радостях и огорчениях питомца можно завоевать его любовь, хотя бы и бессознательную. Доверие юношей завоевывается только поступками. И религия, т.е. вера в Бога, любовь к Нему, надежда и твердое упование на Него, может быть внушена детям не путем повторения правил и библейских изречений, которых дети понять не могут, а могут только заучить слухом и головой; сердцу же говорят не слова, а чувства, воплощенные в поступках»40.
Есть еще шестой компонент, о котором нужно рассказать подробнее. Он называется «псевдоморфоза». Вы знаете, что творцы эпохи Возрождения думали, что они воссоздают античную эпоху. На самом деле они создавали совершенно новую культуру. Точно так же в начале XIX века в России сформировался новый романтический тип человека, который сочетал в себе рыцарскую этику и античную эстетику. Именно эпоха Античности оказала влияние на Лицей, начиная с его названия. Идеал гражданина, воина, философа стоял перед глазами юных лицеистов и не отпускал их до конца дней.
Интересно аналогичный прием раскрыт в фильме американского режиссера Майкла Хоффмана «Императорский клуб». Ученики школы Святого Бенедикта готовы в будущем войти в большой мир его хозяевами. А пока они учатся здесь, и античную историю им преподает влюбленный в свое дело учитель Уильям Хандерт. Он говорит своим ученикам: «Великие амбиции без вклада в историю не имеют значения. Каков будет ваш вклад? Каким запомнит вас история? Аристотель, Цезарь, Август, Платон, Цицерон, Сократ… гиганты истории! Люди величайшего характера! Люди, чьи достижения намного опередили их жизни и дошли до наших времен. Их история – это наша история!» Учитель, понимая, что его ученики займут свое место в политике, находит идеалы американской демократической культуры в Античности и на протяжении всего периода обучения поддерживает эту ауру античного полиса.
На принципах какой «золотой эпохи» основано обучение в вашей школе?
Система ценностей, определявшая культуру Лицея с самого начала его существования, оказывала большое влияние и на другие выпуски. «Жизнь наша в старшем курсе оставила в нас неизгладимые следы: здесь вырабатывались наши наклонности и характеры, определялось направление, выяснялись идеалы и те принципы, которым следовать мы считали своим долгом, чтобы поддержать честь лицея… и опять-таки скажу: основанием всему хорошему в нас служили лицейские предания, – вспоминает выпускник Яхонтов. – …мы покидали тихое, безмятежное счастье, какого, конечно, не встречали более в жизни…»41
Невозможно перечислить все те морально-нравственные качества, которые воспитывал Лицей. Однако многие из них особенно выпуклы. О них писал Пушкин и другие выпускники, а также те, кто по долгу службы или по велению судьбы встречался с лицеистами.
Можно упомянуть лишь некоторые из тех добродетелей: патриотизм, братство, свобода, служение обществу, верность дружбе, целеустремленность. Мы расскажем о том, как условия Лицея формировали эти ценности.
Патриотизм
Идеей служения Отечеству, подлинным патриотизмом проникнуты тексты учащихся: «Все они [лицеисты] одинаково любят свое отечество и желают его пользы: увеличить его славу и быть достойным его сыном – есть искреннее желание всякого Лицеянина»42.
Дальше юноша продолжает: «…я считаю себя первым сыном России, первым подданным ее Государя; первым ее защитником, хранителем… От нас должны излиться на нее благодетельнейшие лучи просвещения; высокие чувствования, коими дышим, должны некогда одушевить всю Россию – да будет Лицей источником их; Государь мой! какая благородная цель!»43.
Как же воспитывался патриотизм в Лицее? Здесь работали преподаватели Н. Ф. Кошанский, Д.И. де Будри, И. К. Кайданов, Я. И. Карцов, которые находились под непосредственным влиянием Малиновского и своими смелыми высказываниями зажигали в воспитанниках чувство высокой гражданственности, любви к Отечеству44.
Содержание предметов, посвященных России, – географии, истории, литературы – сегодня чаще всего построено на изображении тотального превосходства позитивных моментов. Другой крайностью является выставление педагогом и родителями своей родной страны в самом неприглядном свете. В таких классах или семьях взрослые постоянно ругают Россию. Обе крайности не способствуют воспитанию патриотизма. Важно воспитать в ребенке стремление заботиться о своей родине, о ее процветании, сформировать в нем практическое мышление, направленное на решение проблем страны. И в этом вопросе стоит обратиться к опыту Царскосельского лицея. Лицеистам внушалось, что в области правления в России предстоит еще сделать очень многое для благосостояния народа, поэтому история преподносилась в неидеализированном виде45.
Директор Лицея Василий Федорович Малиновский возлагал на своих будущих воспитанников большие надежды. Он верил в Лицей, в его назначение – его питомцы должны были зажечься высокой идеей преобразования России.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданская идентичность лицеистов рождалась не из ура-патриотических речей учителей, а была тонко настроена приобщением молодых ребят к судьбам Отечества.
Свобода
Василий Федорович Малиновский создал в Лицее атмосферу свободомыслия, которую впоследствии назвали «лицейским духом»46. Эта атмосфера, в особенности в пушкинские годы, не предполагала какого-либо диктата.
Лицей был первым учебным заведением такого масштаба, где не применялись телесные наказания. По свидетельству выпускника А. Илличевского, достоинством лицейского быта являлось стремление наставников сохранить внутреннюю свободу воспитанников.
Сочинительство, любительский театр, смех и шутки с педагогами были привычными атрибутами повседневного быта воспитанников пушкинского выпуска.47 В анонимных журналах Лицей рассматривается как республика. Подобное отождествление говорит об идеалах лицеистов. Лицей становится республикой, любимый директор – императором, гувернеры – консулами48.
В конце царствования Александра I (с 1822 г.) лицейский режим значительно изменился: утрачена прежняя свобода, вводится более строгая дисциплина. В Лицее начал насаждаться быт полувоенного характера49. Это нанесло непоправимый ущерб духу учебного заведения.
Конфликту мира живой школьной жизни и иногда мелочной стандартизации посвящен во многом автобиографический роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» американской писательницы Бел Кауфман. Вот как в книге демонстрируется взаимоотношение двух риторик: «„Хранить в деле под порядковым номером“ – значит бросить в корзинку. „Пусть это вдохновит вас на подвиг“ – значит, что Вы увязли по горло. „Личные взаимоотношения“ – драка ребят. „Вспомогательное укрепление дисциплины“ – вызов полиции. „Литература, соответствующая читательскому уровню ученика на основе экспериментальных исследований“ – все, что удается достать в нашей библиотеке. „Не склонный к умственному труду ученик“ – ученик с преступными наклонностями. А „До моего сведения дошло“ значит, что Вам грозят неприятности».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Stoll L. School culture // Set: Research Information for Teachers. 2000. №3. P. 9.
2
Kent D. Peterson, Terrence E. Deal. How Leaders Influence the Culture of Schools // Educational Leadership. September 1998. Vol. 56, N 1. P. 28—30.
3
Игнатьев Д. Ю. Царскосельский лицей: парадигма новой калокагатии // Общество. Среда. Развитие. 2017. №4 (45). С. 63.
4