Полная версия
Йога-сутра Патанджали
3.47. Совершенство – сампат тела – кайя выражается в совершенной форме – рупа, грации – лаванья и силе – бала. Подобно твёрдости – самхананатвани и сиянию – ваджра алмаза.
3.48. Самьямой – самьямат на способность к познанию – грахана, свою собственную форму – сварупа и эгоизм – асмита, их связи – анвайя и цели – артхаваттва, покоряются – джайях чувства – индрийя.
3.49. От этого – татах увеличивается скорость ума – маноджавитвам, появляется сверх физическая чувствительность – викаранабхавах и – ча покоряется – джайях начальная природа – прадхана.
3.50. Лишь тот – матрасья, кто способен осознать – кхьяти разницу – аньята между бытиём – саттва и душой – пруша становится господином – адхиштхатритвам всего – сарва проявленного – бхава и – ча достигает всеведения – сарваджнятритвам.
3.51. Бесстрастным – вайрагьят отношением к этому – тад разрушаются – кшайе даже – апи эти семена – биджа рабства – доша, достигается вечная и абсолютная – кайвалья свобода.
3.52. Даже получив приглашение – упанимантране небожителей – стхани нельзя преисполняться – акаранам гордости – смайя и привязанности – санга во избежание образования нежелательных – аништа связей – прасангат вновь – пунах.
3.53. Самьямой – самьямат на каждый миг – кшана времени и их – тат очерёдность – крамайох достигается полная осознанность – вивекаджам и возможность знать – джнянам.
3.54. Благодаря этому – татах воспринимаются – пратипаттих отличительные признаки – лакшана, происхождение – джати и положение в пространстве – дешаих различных – аньята вещей, которые кажутся неотделимыми – анаваччхедат и сходными – тульяйох.
3.55. И сказано – ча ити что знание – джнянам, возникающее из различения – вивекаджа, освобождает – таракам от всех – сарва состояний – вишайям на все временные – сарватха циклы – вишайям, выводит за пределы пространственно – временной последовательности – акрамам.
3.56. Когда чистота – шуддхи сознания – саттва и души – пурушайох становятся равными – самье, наступает совершенная свобода – кайвальям. Это конец – ити.
4. Кайвалья пада (Путь освобождения и осознания)
4.1. Силы и способности – сиддхайях могут быть даны – джах от рождения – джаньяма, достигнуты благодаря использованию трав – аушадхи, с помощью мантр – мантра, аскетизма – тапах и глубокой медитации – самадхи.
4.2. Наполнение – апурат силой природы – пракрити трансформирует – паринамах в другое состояние жизни – джатьянтара.
4.3. Проявления природы – пракритинам не являются – апрайоджакам инструментом – нимиттам, но – ту удаляют – бхедах оттуда – татах препятствия – варанам, подобно владельцу поля – кшетрикават, удаляющему сорняки.
4.4. Формирование – нирмана сознания – читтани происходит из чувства индивидуальности – асмита осознаваемого единым – матрат.
4.5. Сознание – читтам едино – экам. Однако, развиваясь – правритти в познании, рождает бесчисленное множество – анекшам различных – бхеде плодов – прайоджакам и инициатив.
4.6. Те – татра, что рождены в медитации – дхьянаджам, свободны от влияний – анашайам и отпечатков.
4.7. Действия – карма йогина – йогинах не белые – ашукла и не чёрные – акришнам. Действия других – итарешам бывают трёх видов – тривидхам (белые, чёрные и смешанные).
4.8. Отсюда татах созревают – випака только – эва те – тад подсознательные впечатления – васананам и желания, которые проявляются – абхивьяктих в соответствующих – анугунанам благоприятных условиях.
4.9. Память – смрити и подсознательные впечатления – самскарайох едины по форме – экарупатват. Между ними существует непрерывная последовательность – анантарьям даже – апи не смотря на разделение – вьявахитанам временем – кала, пространством – деша и происхождением – джати.
4.10. Они – тасам не имеют начала – анадитвам и – ча вечны – нитьятвам, как и желания – ашишах.
4.11. Они – тад исчезают – абхавах при отсутствии – абхаве мотива – хету (причины) и плода – пхала (следствия), зависят от – аламбанаих их – эшам помощи – ашрайя и удержания – сангрихитатват.
4.12. Прошлое – атита и будущее – анагатам существуют – асти в реальности – сварупатах (настоящем). Различаются – бхедат направлением – адхва и формой – дхарманам.
4.13. Они – те проявляются – вьякта или остаются в тонких – сукшмах составляющих качеств природы – гунатманах.
4.14. Объект – васту реален – таттвам и неизменен благодаря единству – экатват перемен – паринама.
4.15. Один и тот же – самье объект – васту из-за отличия – бхедат сознаний – читта ведёт двоих – тайох по различному – вибхактах пути – пантхах к различному бытию.
4.16. И – ча объект – васту не – на зависит – тантрам от одного – эка сознания – читта. Иначе – тада что – ким происходило бы – съят, когда сознание – тат его бы – чед не воспринимало – апраманакам?
4.17. В связи – тад с этим объект – васту познаётся – джнята или не познаётся – аджнятам в зависимости от окрашивания – упарага и ожиданий – апекшитват сознания – читтасья.
4.18. Колебания – втриттайях ума – читта всегда – сада известны – джнятах своему – тат господину – прабхох и созерцателю – пурушасья (свидетелю, душе, Я) благодаря – апаринамитват его неизменности.
4.19. Ввиду своей познаваемости – дришьятват ум – тат не является – на сияющим – свабхасам за счёт собственного света.
4.20. В одно – эка и то же время – самайе ум не может постигнуть – анавадхаранам и – ча себя – убхайя и окружающее.
4.21. Если допустить наличие нескольких – антарадришье умов – читта и познание познаний – буддхибуддхех, то это приведёт к избытку – атипрасангах различной памяти – смрити и – ча путанице – санкарах.
4.22. Осознание – самведанам собственной – сва божественности – буддхи и завершённости – апаттау наступает при созерцании созерцателя – читех в его – тат неподвижной – арптисамкрамайях и неизменной форме – акара.
4.23. Тогда сознание – читтам, отражая – упарактам созерцателя – драштри и созерцаемое – дришья, становится – сарвартхам всеведущим.
4.24. Хотя – апи ум – тат наполнен – читрам бесчисленными – асанкхйейя впечатлениями – васанабхих и желаниями, он существует ради другого – парартхам (пуруши). В силу того – каритват, что соединён – самхатья с ним.
4.25. К тому, кто видит – даршинах различие – вишеша между душой – атмабхава и бытиём, приходит чувство – бхавана освобождения – нивриттих.
4.26. Тогда – тада разум – читтам становится – нимнам проницательным – вивека и устремляется – бхарам по направлению – праг к окончательной – кайвалья свободе.
4.27. Но и это время в нём – тат могут пробивать бреши – ччхидрешу другие – антарани мысли – пратьяйя и подсознательные – самскаребхьях впечатления.
4.28. Их – эшам удаление – ханам подобно описанному – уктам освобождению от страданий – клешават.
4.29. Когда отсутствует вожделение – акусидасья даже – апи к высшей форме разума – прасамкхьяне и всё время – сарватха сохраняется состояние осознанности – вивекакхьятех, проливается дождевое облако добродетели – дхармамегхах и наступает просветление – самадхих.
4.30. После чего – татах исчезают страдания – клеши и обусловленные действия – карма. Приходит недеяние – нивриттих.
4.31. Тогда – тада наступает свобода – апетасья от всех – сарва завес – аварана и загрязнений – мала. Знание становится – джнянасья бесконечно большим – анантьят. Непознанное – джнейям ничтожным – алпам.
4.32. С этого момента – татах, исполнив свои обязанности – критартханам в постоянном процессе – крама трансформации – паринама, заканчиваются – самаптих различия – гунанам качеств природы.
4.33. После окончания – апаранта непрерывной последовательности – пратийоги трансформаций – паринама поток – крамах времени воспринимается – нирграхьях как вечное сейчас – кшана.
4.34. Когда цели души – пурушартха исполнены – шуньянам и качества природы – гунанам возвратились в изначальную форму – пратипрасавах, достигается абсолютная свобода – кайвальям. Обретаешь – пратиштха собственную – сварупа природу или – ва силу чистого – читишактих сознания, высшую осознанность. Это всё – ити.
Словарь
Абхава – отсутствие осознанности, не существование, ощущение небытия, ничто.
Абхават – из-за отсутствия, благодаря небытию, не существованию.
Абхавах – отсутствие, исчезновение, исчезать навсегда.
Абхаве – в отсутствие.
Абхая – бесстрашие.
Абхибхава – исчезая, покоряя, подавляющий, мощный.
Абхивьяктих – обнаружение, проявление, объявление, выражение, различение.
Абхиджатасья – Драгоценный,благородный,прозрачный,изысканный,очищенный,отполированный,вежливый, Предупредительный, достойный, честный, мудрый.
Абхимата – желаемый.
Абхинивешах – жажда жизни, привязанность, цепляние за жизнь, страх смерти.
Абхьянтара – внутренний, скрытый.
Абхьяса – повторение, продолжительная практика.
Абхьясах – практика, настойчивая, продолжительная, регулярная практика.
Аваранам – покров, завеса, маскировка, покрывало, покрывающий.
Авастха – условие, состояние, расположение, стабильность, стадия.
Авастханам – покоится, пребывает, обитает, находится, излучает.
Аватара – "бог, спустившийся в мир".
Авешах – вступление, вход, занятие, завладение чем-то.
Авивекакхьятех – до осознания реальности, триумф знания, эссенция знания.
Авидья – невежество, неведение, отсутствие духовного знания.
Авиплава – непрерывный, ненарушенный, неизменный, неколеблющийся.
Авирати – чувственное наслаждение, невоздержанность, неумеренность, отсутствие контроля, Потворство своим желаниям.
Авишайи – не воспринимаемый, находящийся за приделами ума, в недосягаемости.
Авишеша – не различаемый, нечёткий, неясный, подобный, одинаковый.
Авьяпадешья – не определённый, латентный, потенциальный, скрытый, неустановленный.
Агамах – традиционные священные тексты, духовные писания, работы святых мудрецов;
Духовный авторитет, тот, на чьи свидетельства можно положиться, свидетельство, откровение.
Агни – огонь, бог огня.
Агнихотра – особое ведическое жертвоприношение огню, возлияние топленого жира.
Совершается ранним утром и вечером.
Адайях – и так далее, и прочие.
Адарша – способность видеть.
Аджняна – неведение.
Аджнятам – непознанный, неизвестный.
Адини – остальные, другие.
Адити – безграничность.
Адитьи – 12 божеств, сыновей Адити и Кашьяпы: Бхага, Амша, Арьяман, Митра, Варуна,
Савитар, Вивасван, Дхатар, Тваштар, Пушан, Индра, Вишну.
Адишу – и т.д.
Адришта – невидимый, неощутимый, незримый; судьба, удел; будущий.
Адроха – доброжелательность, не злобливость.
Адхарма – беззаконие, неверие.
Адхва – тропа, дорога, путь, курс, поток, состояние.
Адхвабхедат – иное состояние; различный путь, направление.
Адхи – высшее, относящееся.
Адхи-Бхута – Высшее Бытие; относящийся к существованию.
Адхигамах – обнаружить, раскрыть, достичь, приобрести (о власти, господстве);
Достижение, приобретение.
Адхиматратват – пылкий, целеустремлённый, страстный в достижении цели,
Чрезвычайно сильный, интенсивный.
Адхиматрах – сильный, острый, интенсивный, великий.
Адхиштхатритвам – господство, верховенство, верховная власть, превосходство,
Обладающий качеством пребывания сверх- и над-.
Адхи-Яджня – Высшая Жертва.
Относящееся к жертве.
Адхья-Атма – Высшая Душа, относящийся к Атману.
Адхьясат – совпадающий, накладывающийся, из-за наложения.
Адхьятма – высшая душа (проявленная, как индивидуальная),
Связь между высшей и индивидуальной душой.
Айравата – белый слон Индры, возникший при пахтании богами океана.
Айюх – продолжительность жизни, период жизни, жизненная сила.
Акродха – кротость, отсутствие гнева.
Акалпита – невообразимый, подлинный, непостижимый.
Акара – форма, фигура, очертание, внешность.
Акаранам – неисполнение, не делание, отсутствие действия; беспричинный, нет причины.
Акаша – пространство, эфир.
Аклиштах – не причиняющий страдания, не болезненный, не мучающий, доставляющий Удовольствие.
Акрамам – без очерёдности, без метода и порядка, непоследовательно;
за пределами порядка (пространственно-временной) последовательности.
Акришнам – не чёрный.
Акусидасья – свободный от вожделения и отвращения, тот, кому чужд эгоистический интерес,
Незаинтересованный в наградах и приобретениях.
Акханда – нерасчлененный Абсолют.
Акшара – непреходящий, вечный.
Акшепи – проходящий через, преодолевающий, устраняющий; выходящий за границы, пределы.
Алабдха – неудача, не достижение.
Алабдхабхумикатва – непонимание сути, неспособность сохранить достигнутое, разочарование в объекте желания, неспособность достигнуть более тонкого состояния.
Аламбана – поддержка, пристанище, зависимость от опоры, опора,
Ментальное движение, которое образует перед мысленным взором плотную форму вечного.
Аламбанам – поддержка, основание, зависимость от чего-либо, помощь, опора,
Вместилище, место пребывания.
Аламбанаих – зависеть от, покоиться на; помощь, содействие, поддержка; объект.
Аласья – безделье, леность тела, лень, апатия.
Алинга – непроявленное, самая тонкая форма природы.
Алингани – без признаков, неопределимый; непознанная и непознаваемая субстанция.
Алока – свет.
Алоках – свет, блеск, озарение; способность проникать в суть; видение, созерцание.
Алолуптвам – отсутствие алчности.
Алпам – маленький, незначительный, тривиальный, небольшой, немногое.
Амрита – напиток бессмертия, нектар, добытый богами при пахтании Океана.
Анабхигхатах – прекращение беспокойства; неуязвимый, не воздействие.
Анавадхаранам – не различение, не восприятие, не постигаемость.
Анавастхитатвани – нестабильность, неустойчивость, неспособность сохранить достигнутый Уровень развития.
Анаваччхедат – несвязанный, неотделённый, неопределённый.
Анагамин – "тот, кто разорвал круг", предпоследняя перед архатом ступень освобождения в буддизме.
Анагата – будущее.
Анагатам – будущее, неизведанное; то, что ещё не настало.
Анадитвам – без начала, существуя с момента вечности, безначальность.
Ананда – восторг, блаженство, счастье.
Ананда – беспредельный, тысячеглавый змий, символ бесконечности, эпитет змия Шеши,
Плавающего в океане. На нем покоится Вишну. В конце каждой кальпы Шеша извергает огонь, Уничтожающий состарившийся мир.
Ананта – бесконечный, безграничный, вечный, бескрайний.
Анантарьям – непрерывная последовательность, постоянная преемственность, связь.
Анантьят – в силу бесконечности, бесконечность, вечность.
Анашайам – свободный от впечатлений и влияний; без осадка, без хранилища прошлых Отпечатков.
Анаштам – не исчезнувший, не разрушенный, не потерянный.
Анатмасу – не духовный, телесный, отличный от души.
Анвайя – соединение, соотношение, связь, ассоциация.
Анга – тело, конечности, составные части, составляющие, аспекты, ветви.
Ангамеджайятва – неустойчивость тела, дрожание тела, трепетание.
Ангани – составные части, составляющие, подразделения, ветви.
Анекешам – бесчисленный, многочисленный; многих.
Анитья – непостоянный, преходящий, изменчивый, невечный.
Аништа – не желаемый, неблагоприятный, ненужный, нежелательный, нежеланный.
Анабхигхатах – не сопротивление, не препятствование; неразрушимость, неуязвимость; отсутствие Препятствий, не препятствие.
Анавачхедат – несвязанный, неограниченный, непрерывный, неопределённый, Непрекращающийся; необусловленный, независимый.
Анаваччхиннах – не ограниченный, не связанный, не обусловленный.
Ананда – блаженство; тот, кто блажен.
Анвайя – всепроницаемость, соединение, взаимопроникновение; соотносительный; связь, быть Связанным с.
Анахата – бесконфликтность.
Анвайях – связь, просачивание, проникновение, следующий, последующий, возникающий.
Анимади – силы вроде способности принимать мельчайшие размеры.
Антара – другой.
Антараварсака – штаны буддийского монаха.
Антарангам – внутренние части, ум и сердце.
Антарадришье – быть познаваемым другим.
Антарайя – вмешательство, помеха, препятствие, препона, преграда.
Антарайях – препятствия, помехи.
Антарани – интервал, пространство, пауза; другие.
Антардханам – исчезновение, невидимость; спрятанный, скрытый, неразличимый.
Антах – конец, вывод.
Анубхута – воспринимаемый, постигаемый, переживаемый, испытанный на опыте; знание, Проистекающее из непосредственного восприятия, умозаключения или сравнения; вербальное Знание.
Анугита – философский фрагмент четырнадцатой книги Махабхараты.
Анугунанам – соответственно, в соответствии; имеющий подобные качества, благоприятное Условие.
Анукарах – подражание, следование, сходство.
Анумадитах – поощрённый, разрешённый, одобренный.
Анумана – предположение, догадка, суждение, умозаключение; вывод путём умозаключений.
Анупати – общий с, последующий, соответствующий, следующий, последствие; в Последовательности, в очерёдности.
Анупашьях – восприятие, постигаемые идеи; тот кто видит вместе с… .
Ануттамах – высший, непревзойдённый, превосходный.
Анушайи – порождает, сопровождает, следует, держится; тесная связь, привязанность.
Анушасанам – совет, наставление, направление, предписание, наказ, описание, изложение;
Изложение правил и заветов, переработанный текст, введение или руководство, методика.
Ануштханат – посредством преданной практики, благодаря выполненному действию.
Аньджаната – принимающий на себя цвет любого объекта; принятие формы зримого или Познаваемого.
Анья – другой, для других.
Аньях – другой, иной, отличный.
Аньята – отличие, различие, разница.
Аньятвам – отличный, другой; различие, несхожесть.
Аньятве – другой, отличный, иной; для различия, касающийся различия или разницы.
Аньявишайя – иной объект.
Апаварга – избавление, освобождение.
Апайшунам – отсутствие коварства.
Апана – вторая прана, отвечает за выделение из тела отходов жизнедеятельности организма.
Апарамриштах – нетронутый, незатронутый, никак не связанный, не подвергшийся воздействию.
Апаранта – смерть, завершение, в конце; западная оконечность.
Апариграха – лишённый собственности, неприятие даров, не владение, отсутствие жадности.
Апариграхих – не стяжательство, не алчность, не жадность, не обладание, не владение.
Апаринамитват – в связи с не изменчивостью, благодаря неизменности.
Апас – вода.
Апаттау – завершившись, определившись, приняв форму, достигший совершенства;
Касающийся происходящего.
Апекшитват – ожидание, надежда, желание, потребность, тяга; из-за необходимости;
Состояние нужды или зависимости от.
Апетасья – свободный от, лишённый чего-то, утративший что-то;
Устранение, удаление, освобождение.
Апи – даже, вероятно, хотя, также, сверх того, кроме того, в дополнение; несмотря на;
Небольшой, мелкий, незначительный.
Апрайоджакам – то, что не выливается в действие, не инициирующий;
Неполезный, без практической пользы, непрямой.
Апраманакам – незамеченный, неутверждённый, неузнанный, недоказанный.
Апратисамкрамайях – неизменный, неподвижный; из-за или благодаря неизменности, не Растворению; не переходящий от одного к другому.
Апсары – небесные танцовщицы, подруги гандхарвов.
Апунья – порок; недостойный, недобродетельный, безнравственный, не заслуживающий похвалы.
Апурат – наполнение, наполненность, неиссякаемый поток; избыток, изобилие, широкие Возможности.
Араньяки – входящие в ведийский канон «лесные книги», рассуждающие о сути обрядов.
Арджава – прямота, искренность, честность.
Арджуна – «утренняя звезда», «светлый», «серебряный», третий сын Панду от Кунти.
Ари – враг.
Арий – благородный, достойный – самоназвание жителей Индии.
Ариштебхьях – по приметам, по предзнаменованию; признаки болезни и смерти.
Артха – польза, материальная выгода; смысл, цель, значение, намерение, форма;
Объект, желание.
Артхам – средства, цель, значение; ради.
Артхаматранирбхаса – сияя в своём наичистейшем виде.
Артхаватва – цель, полнота, значение, важность; служащий цели, целеустремлённость.
Артхаваттва – целеустремлённость, значение, важность; причина бытия.
Артхатват – объект, цель, назначение, завершение.
Артхах – осознанное созерцание, созерцание с целью, чувством.
Арудхах – продвинуться, подняться выше, господствовать.
Аруна – «заря», «лазоревый», «красноватый», возничий Солнца, брат Гаруды.
Арьяман – «товарищ, друг», один из Адитьев, владыка усопших, один из аспектов солнца.
Артхашастра – сочинение, посвященное различным аспектам деятельности царя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.