bannerbanner
Учебник по каббале и хасидизму. Том 2
Учебник по каббале и хасидизму. Том 2

Полная версия

Учебник по каббале и хасидизму. Том 2

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Учебник по каббале и хасидизму

Том 2


Эстер Кей

С Б-жьей помощью

Благодарности:

Лэа Якоби


© Эстер Кей, 2022


ISBN 978-5-0056-0116-2 (т. 2)

ISBN 978-5-0056-0117-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Дорогие друзья!

Как вы помните, в первой части Учебника по каббале вместо понятия Глава мы употребили слово Алмаз. Мы хотим, чтобы все эти алмазы составили Корону Всевышнего. Каббала и названа алмазом в Его короне. Итак,

Алмаз 1

Мы живем в принципиально новом информационном поле. Наш интеллект настроен познать все тайны мироздания. В отличие от первых душ-гигантов, мы живем во времена маленьких сосудов и больших светов. Алтер Ребе пишет, что наш мир совершил качественный скачок и вплотную приближается к эпохе Мошиаха, а потому нам дают возможность познать Б-жественные тайны, чтобы быть готовыми встретить его здесь в теле и воспринимать Мошиаха в земном раю – Ган Эден.

Но… перед самым рассветом тьма особенно густа.

Перед началом цунами – песок сух, дно морское на всем побережье обнажается. Это – не потому что, что вода вообще ушла. А потому, что вот-вот все накроет цунами. И отсюда – следующий постулат:

Вторая причина изучать святые тайны Внутренней Торы – мир погружается во мрак неверия и бунта против Творца. Рассеять этот мрак может лишь особо яркий и сильный свет Каббалы и хасидизма. (Святое послание, стр.778).

Высшее назначение изучения внутренней Торы – хасидута – это создание почвы для прихода Мошиаха. (Заключительный трактат, стр. 854, 856, «Сердце Хасидизма», предисловие»).

Внутри самого аспекта знания также существуют категории.

Есть «вода и хлеб» Письменной Торы и есть «вино» ее тайного смысла – мидраши и кабала и есть «масло» Торы – хасидут Хабад. Масло не смешивается ни с чем, но всюду проникает. Это учение Внутренней Торы способно перенести понятия тайные и непостижимые в сферу человеческого разума и логики, в сферу открытого постижения, чтобы починить свое тело и животную душу. Это учение Алтер Ребе отражено в книге «Тания» и возникло в мире, когда настало время человечеству перейти от исправления внешней части мира к внутренней, важнейшей части – к исправлению человека.

Основные идеи Внутренней Торы помогают понять, как и для чего создано Творение, обозначают роль человека, включают в себя понятия о духовных мирах и их взаимодействиях через 10 сфирот.

Когда придет Мошиах

Приводится в «Святом послании» Бааль-Шем-Това, напечатанном в книге Порат Йосеф рабби из Полонного, что [Бешт] спросил Мошиаха: «Когда придет господин?» Ответил ему: «Когда откроется учение твое и источники твои распространятся повсюду». (Данный диалог включен в письмо Бешта и описан как восхождение души его в ночь на Рош а-Шана)

Вся иерархия миров создана, чтобы Высший свет излился в нижние миры, которые в свою очередь должны при условии служения человека Творцу возвыситься и стать сосудом – «кли» для света и жизненности Творца. Это называется «построить жилище Творцу в нижнем мире». («Тания», Заключительный трактат, стр. 803, 810—811)). В Б-жественном замысле идея создания человека является первопричиной всего сотворенного. Все миры являются образом и подобием человека. «Все создано, чтобы служить мне, а я создан, чтобы служить Творцу» (Талмуд, «Пиркей авот»).

Задача человека установить единство и целостность: – с Творцом, с миром, с самим собой. Для этого человеку даны заповеди, как рамки и смысл жизни. Служение с любовью и трепетом приводит к подъему всех миров и достижению нового небывалого уровня единства с Творцом. («Тания», Заключительный трактат, стр. 803).

Для этой работы евреи получили «Инструменты»: – Письменная Тора и Устная, Пророки и Писания, Галаха, Мишна, Талмуд, Агадот и т. д. Внутреняя Тора наполняет все эти части особым смыслом и знанием и обьединяет в целостную систему восприятия. Происходит проникновение Света Творца, Его Хохма (Мудрость) нисходит во все миры и во все области сознания.

Как кровь, наполняя тело жизненностью через крупные сосуды, мелкие и мельчайшие, достигает периферийные участки – кончики пальцев ног и пятки, так воля Творца передает через Тору жизненность всем поколениям вплоть до нашего, называемого «Пятки Мошиаха»» («Тания», Святое послание, стр. 591)). Для подготовки к получению Святой Торы евреи спустились в первый галут в Египет на 210 лет. Чтобы полностью открылась Внутренняя Тора, мы страдаем в галуте Эдома уже почти 2000 лет. Разница между 210 лет и 2000 лет намекает на уровень Внутренней Торы.

Суммируем и зададим вопросы:

1. Построить жилище Творцу – как это?

2. В чем аналогия между вином и каббалой?

3. Масло и хасидизм – в чем сходство?

4. Кровоснабжение организма и взаимодействие сфирот, как это связано?

Алмаз 2

В ПЕРВОМ ТОМЕ «Учебника по каббале» мы изучили хронологическую последовательность событий мировой истории, известной нам, и расставили акценты согласно каббале, разъяснили, когда, как и для чего был сотворен мир.

Немного повторим усвоенное.

Для реализации плана Творца произошло разбиение сфирот высшего мира Тоhу (Хаоса) и падение осколков в наш мир. Это было еще до введения понятий пространства и времени. Точнее: не только понятий, а самих этих явлений не было.

Чтобы разбитые сосуды сделать для вас более конкретными, я воспользуюсь метафорой – склянка с валерьянкой. Склянка разбилась, но на осколках все еще есть запах валерьянки, и для кошки это притягательно. Вот так и тут. Сосуды рухнули. Но какие-то элементы света сохранились.

Разбитые сосуды мира Хаос с небольшими остатками света составили наш материальный мир. (см. «Тания», русск. яз, Заключительный трактат, стр. 844). Эти осколки обладают огромной потенцией святости. Они стали в нашем мире упавшей искрой Б-жественности – духовной сутью любой части Творения. Но эти искры оказались в сфере действия зла. Чтобы высвободить эти искры, необходимо действие – Заповедь.

К миру Хаоса восходят духовные корни всей неживой и живой природы. Все, что мы едим и пьем, вода, вино и т. д. и все, чем мы пользуемся – огонь и почва и т.д., даже наше тело – все пришло из мира Хаоса. Чтобы отобрать, очистить и поднять эти искры, нужно сказать благословение, нужно учить Тору, молиться, бродить по миру, творить, радоваться и страдать…

Алтер Ребе пишет: «Цель всех сжатий – сотворение материального человеческого тела и покорение стороны, обратной святости (ситра ахра – другая сторона), дабы проявилось преимущество света над тьмой. И для этого надо, чтобы человек единственно ко Всевышнему возносил свою Б-жественную и витальную (животную) душу и ее одеяния (мысль, слово и действие) и все силы тела. Ибо в том цель сотворения как результата поступенного нисхождения миров» («Тания», гл 49).

Хохма (мудрость озарения), Бина (постижение в деталях) и Даат (знание, связь с практическим применением знания) – все три вместе названы ХаБаД, они – интеллектуальные сфирот для нашей основной духовной работы. В теле человека они размещаются в голове и передают всем членам организма силу и жизненность от высшей антенны – Б-жественной сфиры Хохма. Бина раскладывает все по полочкам (бонэ = на иврите строитель). Сфира Даат символизирует связь со Всевышним, миром, людьми и самим собой.

Алтер Ребе пишет, что наше поколение страдает недостатком этого качества связи, веры. Он определяет четкие признаки: если любовь к Творцу и трепет перед ним не приводят к стиранию и отмене своей самости (Йеш), если не наступает самоустранение, то человек топчется на месте. Пусть он даже религиозный, но его Эго в полной силе, и его служение мало помогает Творению и ему самому. Жизнеспособность всех миров зависит от точного, вплоть до мельчайших деталей, исполнения каждой отдельной заповеди-мицвы, плюс «кавана» – настрой и духовное наполнение мицвы. (Алтер Ребе, последняя часть «Тании» «Святое послание», стр.543).

Суммируем и зададим вопросы:

1. Каковы три интеллектуальные сфиры?

2. Если наше поколение – поколение пяток Адама, то где наша голова?

3. Чем обычный ум отличается от разума? Ум обслуживает наше Эго (Йеш), а разум…?

4. Разбитые сосуды – что это за аллегория?

5. Ситра ахара – что с ней не так?

Алмаз 3

РАББИ ИСРАЭЛЬ БААЛЬ ШЕМ ТОВ и его предшественники

Годы жизни: 5458—5520 (1698—1760 гг.)

Мы изложим биографию тех, кто в ашкеназской традиции продолжил учение РАШБИ и Аризала и совершим «марафонский пробег» от Баал Шем Това до Любавичского Ребе. В конце книги есть Антология – приложение, которое может вам помочь обратиться и к оригинальным работам мастеров.

Слово Баал означает Обладатель, Шем – Имя.

До рождения Баал Шем Това, основателя нового подхода к миру – к Творцу и человеку, в центре Европы в конце 16 века действовал первый Баал Шем – Элиягу из Вормса (Вермайзы).

Он жил в средневековой Германии, где начал разгораться конфликт, определивший развитие религиозных течений чуть ли не до наших дней.

Великий мудрец и чудотворец Элиягу Баал Шем помогал евреям от многих несчастий, болезней и бесплодия. Первый Баал Шем – знаток Имен, знаток практической каббалы, – с помощью Имен Всевышего менял реальность.

В свое время не было ни одного члена Санхедрина, который не мог бы оживить мертвого с помощью произнесения определенных Имен Всевышнего. Многих Элиягу увещеваниями заставлял раскаяться так, что глубокими рыданиями смывались грехи и их последствия. Многие излечивались путем предложенного им варенья, иного снадобья или вина, или пива – это чудесное действие домашних средств называется «сгула». Сгула – говорит о том, что праведник передал этому предмету (камея или записка, амулет, лекарственное снадобье) свойство вылечить или защитить человека. Этот вид благословения и помощи существует и сейчас. (Но сейчас Любавичский ребе, лидер нашего поколения, все же выпускник университета Сорбонны, учившийся также в Гейдельберге и Берлине, и его «сгулот» носят иной характер – более интеллектуальный, например, его письма дают людям решение проблем см. «Игрот Кодеш»).

1. Что означают слова: «Баал» и «Шем»?

2. Сколько баал-шемов предшествовало Баал-Шем-Тову?

3. Что такое «Сгула»?

Алмаз 4

Вернемся в конец 16 века.

В это же время рос авторитет мудреца Торы из Шпеера – Р. Пинхаса Зелига. Он послал учеников проверить, что делается в Вормсе и собрал бейт-дин, где присутствовали известные мудрецы. Было решено призвать Р. Элиягу прекратить заниматься практической кабалой при лечении больных. Ему было также велено не комментировать книгу «Зоар». В случае ослушания, мудрецы города Шпеер готовы были выслать неподчинившегося из Германии. Элиягу Бааль Шем едет в Шпеер, чтобы доказать, что р. Пинхас-Зелиг не прав в своей борьбе против тех, кто занимается Кабалой. В ответ ему был обьявлен херем-проклятье, когда человек ставится вне рамок еврейского закона. (Ребе Хабад Р. Йосеф Ицхак Шнеерсон, Раяц «Сефер азихронот» – «Книга Воспоминаний», (стр. 267—273). Были посланы специальные эмиссары по всем странам, чтобы повсюду позорить имя Элиягу Баал-Шем, как колдуна. Баал-Шем, несмотря ни на что, оставался на месте и число его учеников неуклонно росло. Некоторым приходилось учиться тайно. Уже в начале 17 века он открыл иешиву, и ее выпускники переходили из города в город, из страны в страну, распространяя новый путь служения Творцу. Акцент делался на чем-то другом, неуловимом обычными словами… попробуем сказать так: на любви, на позитивном чувстве, а не страхе и учености, не на скрупулезном Законе.

В двадцатых годах 17 века Баал-Шем переносит иешиву из Вормса в Прагу. Одним из учеников р. Элиягу был гаон р. Йом-Тов Липман Геллер, известный как составитель книги «Тосфот Йом-Тов». Позже он стал главным раввином Праги и всей Богемии (Чехии) и одним из основных распространителей Каббалы. В результате доноса, ему пришлось перебраться в Краков. Так каббалистическое учение распространяется на восток Европы.

Следующий Баал-Шем, р. Йоэль, родился в Замостье (Замоч) в Белоруссии и после изучения открытой Торы (на нашем сленге – «нигле»), отправился в Краков к первому Элиягу Баал-Шем изучать «нистар» (слово по смыслу и по форме близкое к «мистерия»). Скрытые от большинства каббалистические знания и даже многие толкования-мидраши назывались «нистар», душа Торы. Знания письменной Торы, Законов Галахи, Талмуда назывались «нигле, тело Торы».

Суммируем и зададим вопросы по теме

1. Где развитие каббалы нашло свое продолжение после кончины Аризала?

2. Почему среди ашкеназов имелось столько противников этого учения?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу