
Полная версия
Сказки глазами психотерапевта
Старик старухе и говорит:
– Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть.
Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился – с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку – и дальше по дорожке.
Катится колобок, а навстречу ему заяц:
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился колобок дальше – только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!
Медведь только его и видел.
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
– Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку. А лиса и говорит:
– Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по… А лиса его – ам! И съела!
Все просто и понятно, трагично, и в то же время мало верится в то. Что колобка больше нет. Он просто куда-то спрятался. Самое простое, он попал внутрь Лисы. Стоп! А зачем, с какой целью?
И вообще что произошло на самом деле.
В начале сказки мы видим двух героев, как минимум пожилого, а то и старческого возраста, которые живут одни. Где живут – неизвестно. Ясно только, что рядом лес и в нем много диких зверей. Возраст у них явно нефертильный, т.е. своих детей уже завести не могут. Им никто не помогает, нет ни тимуровцев, ни волонтеров, поэтому у них пусты сусеки и амбары. А кушать-то хочется!
Стоп! Вы это уже прочитали. Наверняка стало интересно, с кем мы имеем дело?
Дед. Человек серьезный, основательный, иначе как «Баба» к жене не обращается. Никаких рыбок и птичек. Баба и все тут, как пригвоздил. Любит командовать, отдавать распоряжения. Капризен, вроде бы и голоден, а сразу колобок не съел, не уделил ему внимание. Да и еще, он любит заниматься псевдодеятельностью. Не верите, испеките пирожок по его рецепту, будете кушать? Помните, как в детстве девочки, да и мальчики тоже, «пекли пирожки» в песочнице. Похоже, неправда ли? Получается, что у Деда мощный родитель, который любит командовать, что бы его Ребенку было бы комфортно. А Ребенок у Деда очень капризный. Со Взрослым – беда, нет его. Не может он жить «здесь и теперь».
Баба. Очень послушная, угодливая. Дед велел испечь пирожок «из того что было», испекла. Даже внимание уделила, как положено, остыть оставила, правда полотенцем не накрыла, да ладно уж. А Дед некормленым остался. Ну и ладно. Наиболее выраженная часть личности у Бабы – Ребенок. Послушный, добрый. Родителя практически не видно. Есть установка: «Горячее тесто не едят»,– и все. Взрослого просто нет.
Все звери, кроме Лисы отличаются тем, что они только слушают Колобка, но даже не пытаются его съесть. Вы же понимаете, что любой из них запросто догнал бы это хлебобулочное изделие. Но они только ограничиваются концертом самодеятельного барда. Может по той причине, что у них стойкие гигиенические навыки? Вряд ли. Скорее из-за того, что у них развита субличность Взрослого, и они понимают, что Колобок, в том виде, в котором он существует в сказке, для них опасен. Вспомните рецептуру, по которой его произвели на свет.
Лиса. Перед нами предстает хищница, гуляющая на свободе. Она получается опаснее Волка, Медведя, тем более, Зайца! Она хитро в разговоре использует двойные трансакции, показывая Колобку, что он ей интересен, заманивает его в западню и съедает его. Кошмар какой-то.
Но мы забыли главного героя – Колобка. Во-первых, спасибо одному моему коллеге, который поставил своевременный вопрос о том, мужского пола Колобок или женского. После непродолжительной дискуссии, ее участники, пришли к решению, что все-таки мужского. В сказке с ним не захотели общаться персонажи мужского пола. Начиная с Деда, заканчивая медведем. А вот Бабка его сделала, а Лиса его съела. Получается, что рос мужчинка Колобок без мужского внимания, стал феминизированным. Даже формы у него округлые. Как скажут медики, явно женских гормонов многовато будет. А из субличностей – явный Ребенок, без признаков остальных частей личности.
Получается, что родители Колобка люди, долгое время жившие друг для друга. Дед все время работал, занимал руководящие должности, Бабка вела домашнее хозяйство. Отношения между ними строились исключительно с позиции Родителя у Деда, к позиции Ребенка у Бабки.
Когда родили ребенка (Колобка), Дед формально был «за», но воспитанием не мог заниматься, в силу занятости, а Бабка не обладала развитыми родительскими компетенцями, по той причине, что у нее выражена субличность Ребенка, который только играть может. Рано или поздно Колобку это наскучило, и он ушел через окно в светлое будущее, абсолютно к нему не готовый.
Кстати, помните «И Петр окно нам прорубил»? Окно – это выход. Не всегда в Европу, иногда и в лес получается. А в лесу, мальчиков, не получивших в подростковом возрасте внимания от отца, всякие опасности поджидают. Вот и съела его Лиса. Прямо женщина – вамп какая-то!
Значит, «Колобок» – сказка мужская. И правильно ее прочитать мальчику может только папа. Спросите. А как быть с девочками. А также. Мужскую сказку должен читать папа. В его исполнении Лиса будет мечтательной, соблазнительной, привлекательной. И не будет тянуть в рот грязные хлебобулочные изделия!
Кулинарная сказка для взрослых
(по мотивам тренинга)
Понять нам в детстве многое непросто.
И непонятен сказочный итог.
Скажите, ну за что же так жестоко,
Жизнь наказала милый Колобок?
Ответ не только прост, он очевиден.
Не интересно нам его порой признать.
И по мотивам сказки очень быстро
Свою мы начинаем сочинять.
Двумя создателями, в тиши лесного дома,
Случайно, так, что лишь склероз помог,
Путем скобления сусеков и другого,
Получен был не знам какой пирог.
На булочку похоже только внешне.
Для коржика уж очень мягок бок.
Для халы нет плетения из теста.
Отсюда он был назван Колобок.
И вот сидело на окне, жизнь наблюдая,
И видело, как развивается она.
Как суетятся малыши, играя,
И получают знания сполна.
Затосковав, поняв свою ненужность,
С окна скатилось, и было таково.
Имея непонятную наружность
Непросто жить среди седых Волков.
Дорожку леса своим возрастом измерив,
Вдруг осознало: к сожаленью, неспроста
Ему Создателями не была с рожденья
Определена конкретная судьба.
Видать, они чего-то испугались,
Считая, что лишь страх от бед хранит.
Ведь коржик, может жизнь прожить, сломаясь,
А булочка не знам кого родит.
Тогда внезапно, ощутив свободу,
Определив себя как средний род,
Решило есть клубнику по дороге,
Она, тем более, прям вдоль нее растет.
Наращивая опыт жизни постепенно,
Определенно этот будет пройден тест.
И получившуюся Булочку с клубникой,
Какой-то хищник непременно съест.
Жить очень трудно все-таки на свете,
Когда ты создан был неведомо зачем,
Скажите, кто же все-таки в ответе,
За целый комплекс Колобка проблем?
***
Следующая история озадачивает своей внешней простотой, и, одновременно, привлекает внимание. Много раз, сталкиваясь с этой сказкой, анализируя ее, не думаю, что сделанные выводы однозначны. Однако:
Яиц нет. Но вы держитесь
«Хорошего вам настроения!»
Мем от известного политика
Эта короткая сказка передается из поколения в поколение автоматически. Многие клиенты, рассказав ее, не могут обозначить смысл. Тем не менее, история эта реально живет в веках, и взрослые рассказывают ее детям, не задумываясь, на автомате, когда надо чем-то заполнить паузу. Заполним ее и мы.
Курочка ряба
Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое – золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».
Все очень просто. Живут себе два пенсионера, не тужат, ведь у них есть целая курица, которая несет яйца. Правда, курица, из домашних птиц самая неприхотливая, ей много не надо. Зимой корм, а летом – что найдет, тем и сыта. Чтоб ее не сварили раньше времени, она постоянно повышает качество яиц, видимо поначалу увеличивала их размер, а потом и за «качественную составляющую» взялась – снесла золотое. И тут злая мышь прибежала. Даже не мышь, а целая крыса, Шушера такая, как в «Золотом ключике», только она могла сильным, мускулистым хвостом сбросить золотое яйцо со стола с такой силой, что-то разбилось.
Я до настоящего времени не пойму, по какой причине дед и баба расстроились? Золотое яйцо для питания непригодно, ясно, что оно дорого как произведения искусства, даже учитывая историю его появления на свет. Но, даже разбившись – золото осталось золотом. Вроде потеря то и небольшая. Но! Обидно. Что удача ушла из рук! В чем правда удача заключалась сказать сложно. Ведь больших усилий к производству золотого яйца люди-то не прикладывали. Возможно, курица от страха оказаться в бульоне, поднатужилась, и…. Прошу прощения. Вот оно – кусок золота! Просто так! На халяву! А тут мышь пробежала и сказка закончилась. Дальше будут простые яйца.
Кто ж у нас на дармовщинку падким оказался? Дед, да и баба на него похожа, это ярко выраженная субличность Ребенка. Верит всему, беспрекословно. И яйца золотые, но потом простые получает. И, вероятно, прибавку к пенсии ждет, а потом радуется мизерному ее размеру. А когда работал, то ничего на работе не делал, а только изумлялся, по какой такой причине ему так мало платят!
Курица – внутренний Взрослый, который понимает, что ничего просто так не дается в жизни. Надо работать. Много, трудно! Вот она и работает. Сами знаете чем. Яйцекладом. А вы о чем подумали? А когда подарила золотое яйцо, то увидела, что то, что легко дается люди не берегут, и перешла снова на простые яйца, по 40 рублей за десяток.
Мышь – Родитель, который, увидев, что в прошлом, которое, как известно у человека сзади, а у нее там хвост, не ценят достижений сегодняшнего дня, моментально среагировала. И нет достижений.
Получается, в этой небольшой сказке, расписана вся структура личности человека. И, пока он не начнет работать сегодня, уважая свое прошлое и выстраивая свое будущее, будет слышать: «Яиц нет, но вы держитесь! Хорошего вам настроения!»
***
Сказки, они еще обучают и тому, как взаимодействовать с окружающими людьми. Как пишет Пезешкян, любая история несет в себе функцию модели опыта и его хранилища. Однако каждый из нас в истории видит что-то свое, с позиций своего опыта. Вот и этот анализ известной сказки сделан с позиции одного из множества пациентов, рассказывающих эту сказку.
Всякому овощу – свое время
«Говорят, труд облагораживает…
Ну, не знаю…
Я-то, почему летом на грядках зверею?»
Афоризм из Интернета
«Совместный труд, для моей пользы, облагораживает»,– говорил весьма умный кот в одном мультфильме. Действительно, когда собирается команда, то она может не просто горы свернуть, но и наворотить такое! Совместное дело – оно полезно, безусловно, оно развивает способность общаться, создает условия для развития единения взглядов и помыслов. Сколько семей образовалось, благодаря совместным учебе, общественной работе, занятиям спортом и прочим занятиям. В, общем, совместный труд – дело полезное.
Мы, поколение, которое росло и училось в 70 – 80-х годах прошлого, теперь уже века, хорошо помним осени нашей юности и молодости, когда нас, обуреваемых жаждой к получению знаний, отправляли в колхозы и совхозы, как тогда говорили «на картошку». Нет, на самом деле ничего плохого в этом не было, наоборот, даже какая-то романтика была. Но, если вдуматься, то получалось, что кто-то не выполнял свою работу, и чтоб его ошибки исправить, утраивался этот «совместный труд», эффективность и польза которого была крайне сомнительна. Ведь по большому счету, нас лишали возможности спокойно и вдумчиво осваивать выбранную профессию. Кстати, немного позже, когда уже трудился врачом, нас также отправляли помогать сельскому хозяйству, отрывая уже от пациентов. И как-то раз, не выдержав, я высказал местному начальнику все, что думаю по поводу этого «совместного труда». По иронии судьбы вечером, когда я был вызван к тяжелому пациенту в больницу (днем же надо было не лечить, а селу помогать), в приемное отделение приехал и он со своим ребенком. Понятно, что быстро, так как ему хотелось, доктор не смог прибежать из отделения. На его вопли о том, что мы не умеем работать, я принес ему стетоскоп и повторил слова Кота Матроскина. Нет, помощь всем была оказана, все выздоровели. Даже этот начальник. Больше нас на сельскохозяйственные работы не посылали. А вообще, ему повезло, что я не работал хирургом. А то ведь и в операционную мог позвать, уж больно злой был.
Но вернемся к совместному труду. И ему нас с детства учит сказка:
Репка
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытащили репку!
Вот так коротко. Всем миром напряглись и вытянули сельскохозяйственный продукт из Земли – матушки. А теперь присмотримся к героям этой незатейливой истории и увидим, что же на самом деле происходило.
Итак, начинается все с того, что Дед взял семечко и посадил его в землю. Наверняка, поливал, полол, вредителей отгонял. А потом забыл. Или стал бурно посевную отмечать, тоже бывает. Или позвали его на «совместный труд», другим же тоже надо «пользу» принести.
Поведение Деда – это поступки выраженного Ребенка и небольшого Взрослого. Родителя у него, судя по всему нет, ведь он не знает, что репка и перерасти может. Поэтому, когда он увидел то, что выросло из семечка, изумился своим способностям и не рассчитал сил – в одиночку урожай убрать не получилось.
К слову, некоторые люди, считающие себя взрослыми, бывают удивлены тем, чем заканчивается секс. Для них открытие в том, что секс, как и любовь, заканчивается рождением репки, прошу прощения, ребенка. Правда, в случае любви – ребенка воспитывают двое, и получается совместный труд, который облагораживает всех троих, а в случае с сексом – может только репка и получиться.
Позвал Дед Бабку. Что видим? Бабка. Явно занималась домашним хозяйством. Женщина, она все время чем-то занята – варит, парит, убирает, нажимает на кнопку «Пуск» стиральной машины, воспитывает детей. И тут прибегает Дед за помощью. Что делать, надо бежать помогать ему. Аврал начался!
У бабки есть Взрослый, но более сильный у нее Родитель – опекун. Поэтому она всем помогает, а Дед может отвлечься от своих дел, и заняться чем-то не имеющим отношения к сегодняшнему дню.
Дальше, как помните, была Внучка. Получается, что родители, как обычно в сказках, исчезли, где-то свое Эго «совместным трудом для чьей-то пользы» радуют, а их дочка осталась на попечении бабушки и дедушки. Вот и девочка, как и Бабушка, отрывается от своих важных, ребячьих дел и помогает Деду. Она уже похожа на бабушку.
Остальные персонажи не могут не радовать своим поведением. Собака бросает свою охранную деятельность, чтобы Деда облагородить (такой овощ вырастил, может приз на выставке «Дары осени» выиграет). Про Кошку с мышкой и говорить нечего. Те настолько забыли об основной деятельности (кошка мышку ловит, мышка убегает от нее), что выстроились «паровозиком» за собакой, которая всегда гоняется за кошкой и стали участвовать в совместном труде.
Что же получается Дед у нас манипулятор?
Мы забыли еще про один персонаж – Репку. Вроде все понятно, сидит Репка, растет потихоньку, раздвигает своим тельцем землю, в которой спрятана. А чуть позже – стала огромной и практически стала разрывать землю, напоминая о себе.
На групповых занятиях, проигрывая эту сказку, много раз наблюдал, как участники, исполнявшие роль Земли, буквально кряхтели и стонали, когда Репка «вырастала». А Дед только в тот момент, когда Земля была уже еле жива, начинал вытягивать овощ. При этом тот, кто играл Репку, держался за Землю буквально руками и ногами.
Репка – Это Ребенок, который вырос, не получил должного воспитания, и вполне может остаться инфантильным на всю жизнь.
А Земля? Видимо не случайно Земля – она Матушка, Кормилица. В сказках, да и не только, она дает силы. Как говорил Омар Хайям, из земли (он писал – глины) мы вышли, туда и уйдем. Земля – это действительно Мать, которая долго может терпеть и одна нести на себе все, что связано с домом, детьми, иными заботами. Но получается, когда она уже не в силах тащить дальше эту ответственность, то пользу принести может ей только совместная деятельность. И в этот момент стоит забыть о пустых и реальных ссорах, своих делах, обязанностях.
А еще лучше не забывать и с вниманием относиться к своим обязанностям, которые и будут приносить пользу всем без исключения.
***
То, что жизнь идет по определенным правилам – не есть нечто спорное и неизвестное. Более того, люди любят «заорганизовать» свою жизнь, очень часто только для того, чтобы было что нарушать. Однако разумные правила и в жизни, и в игре необходимы для того, чтобы игроки учились, развивались и росли. В этом плане достаточно поучительна история следующего участника одного из тренингов.
Как вырастить настоящего Медведя
«Каждый уважающий себя Медведь
сам построит свою Берлогу,
посадит дерево, заведет пчел
и воспитает Медвежонка»
(Из Лесного Уклада)
Следующая история, часто упоминаемая участниками групповых занятий, имеет отношение к нормам проживания. Широко известны случаи, когда в одной квартире, небольшой по размеру, прописывают целые населенные пункты из южных государств, некогда бывших нашими союзными республиками. Многие, хотя бы раз в жизни оказывались в переполненном общественном транспорте, помещении. Помните дискомфорт, который возникает в таких случаях? В настоящее время стали чаще в практике встречаться клиенты, страдающие паническими атаками, которые они связывают, чаще всего, с переполненными, душными помещениями. В этой обстановке у них возникают ощущение удушья, сердцебиения, страх смерти.
В какой то момент такой страх испытали и герои сказки:
Теремок
Cтоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт
– Я, мышка-норушка! А ты кто?
– А я лягушка-квакушка.
– Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
– А я зайчик-побегайчик – Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, мышка-норушка. – Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– А ты кто?
– А я лисичка-сестричка.
– Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка.
– А ты кто?
– А я волчок-серый бочок.
– Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка.
– Я, волчок-серый бочок.
– А ты кто?
– А я медведь косолапый.
– Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:
– Я лучше у вас на крыше буду жить.
– Да ты нас раздавишь!
– Нет, не раздавлю.
– Ну так полезай!
Влез медведь на крышу.
Только уселся – трах! – раздавил теремок.
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок – все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Обратили внимание, на мелькнувший страх: «Ты нас раздавишь», и все-таки потом данное разрешение Медведю: «Ну, полезай!»? Что же произошло в этой истории?
Все герои, до Медведя, имеют одинаково неизвестную структуру личности. Они изначально не строят жилье. А пользуются уже готовым, причем набиваются в него, не учитывая нормы распределения жилой площади, принятые в лесу. Вспомните, если в детстве вы находили шалаш, или заброшенный сарай, он начинал притягивать к себе, манить. Его хотелось обжить. Да и как можно было пройти мимо приключений, ведь все самое интересное с героями детских книг происходило именно в таких местах. Вспомните, штаб Тимура у Гайдара – на чердаке, Марк Твен посылал Тома Сойера и Бекки в пещеру. Волков, тот вообще от хижин, пещер и других таинственных жилищ Элли с друзьями не отпускал. Да и вообще, в переполненном помещении, только до определенного возраста комфортно. Отсюда, у них у всех есть субличность Ребенка, которая остается активной до конца сказки.
Следующая субличность, которая проявляется у персонажей – Родитель. Не случайно все они задают вопрос: «Кто в теремочке живет?», потом, как воспитанные дети на него отвечают, затем интересуются с позиции внутреннего Родителя: «А ты кто?», и Дальше снова включается Ребенок: «Иди к нам жить!»