bannerbanner
Санта Клаус – кто он? Чудеса и реальность
Санта Клаус – кто он? Чудеса и реальность

Полная версия

Санта Клаус – кто он? Чудеса и реальность

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

В истории России много известных людей носили имя Николай, в честь святого. Перечисление их здесь, да еще с краткими справками о жизни, заняло бы сотни страниц. Небесное покровительство святителя Николая – особая тема.

Итак, святитель Николай Мирликийский почитался и почитается в России как особенный святой, как национальное достояние, покровитель живущих в стране подданных или граждан. Особенно близок он был крестьянскому сословию. А «крестьянин» по сути слова и в буквальном смысле – «христианин». Так как сословий в России уже давно нет, можно сказать, что святой чтим народом в самом широком проявлении этого понятия.

Смысл имени Николай, как известно, в переводе звучит так: «Победитель народов». Можно сказать, что народ, которого святитель победил окончательно и бесповоротно, во всей глубине охвата и духовного проникновения, в любви и вспомоществовании – это русский народ. Священник Павел Флоренский так писал об этом феномене: «Образ всякого святого выражает идею человеческого подвига, умную сосредоточенность, духовное усилие… Для русского сознания типом святого был всегда Николай-чудотворец, в нем именно, а не в ком-то другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны… Образ Николая-чудотворца издавна установился не как одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости».

Сколько было Санта Клаусов

Надо сказать, что сегодня вокруг жития Санта Клауса – святителя Николая – возникло много споров. Смысл их связан с тем, что существует несколько текстов разных времен, которые рассказывают о жизни и духовных подвигах разных святителей, названных одним именем – Николай. Наиболее известным из них, после самого Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских, жившего на рубеже III и IV столетий, является другой Николай, бывший епископом Пинарским (по городу в Ликии); называли его также Сионским (по монастырю у Мир Ликийских, где он обитал). Этот Николай жил позднее – в VI веке от Рождества Христова. Спустя некоторое время жития их перепутались, переписчики стали включать фрагменты одного жизнеописания в другое, а читатели стали воспринимать их как одно целое.

Все, кто занимался изучением Житий или биографий Санта Клауса – Николая Мирликийского – замечали некоторые несоответствия в их содержании. Одно Житие словно противоречит другому. То ли дополняет его, то ли, наоборот, предлагает другую канву повествования. Самые первые Жития рассказывали одно, а чуть более поздние – другое. Вроде бы и место событий указывается одно и то же – Миры и Ликия. И сан духовных подвижников одинаков – епископ (архиепископ). И имя такое же – Николай. Но что-то не склеивается. А точнее – в некоторых текстах упоминаются события, которые не могли произойти, указываются места, которых не было, и люди, которые не могли бы существовать в первой половине IV века, когда жил Николай Чудотворец.

Часто делают скидку на то, что жития, как жанр, не подразумевают исторической точности. В них могут быть и разночтения, и несуразности с точки зрения здравого смысла. Но в случае с Санта Клаусом – святителем Николаем – ситуация несколько иная. В его Житиях явно было заметно некоторое наложение разных по времени событий. Деяния одного приписывались другому.


Примерная схема расположения городов Миры, Патара и Сион на ликийском побережье (юго-запад современной Турции) в IV—VI в.


В этом многослойном текстовом пироге пытались разобраться еще столетия назад. И в настоящее время мы можем сказать, что фактически эта проблема решена. Мы можем выделить из многовековых наслоений образ настоящего Жития нашего героя, не забывая при этом и других его тезок, о которых христиане мира также терпеливо хранят память.

Мы сразу скажем, что в вышеупомянутых сплетениях текстов присутствуют даже не два, не три, а четыре подвижника с именем Николай.

Кто они, эти выдающиеся Санта Клаусы, почти современники?

1. Святитель Николай Мирликийский Чудотворец – главный почитаемый святой, епископ (архиепископ), живший на рубеже III и IV веков, частично, при императоре Константине I Великом. Мощи его хранятся ныне в Бари и в Венеции.

2. Николай Патарский – предполагаемый епископ города Патара, дядя и современник святителя Николая Мирликийского Чудотворца, вероятно проживавший также на рубеже III и IV столетий, но по возрасту много старше племянника. Возможно, его на самом деле не было.

3. Епископ (или архиепископ, или архимандрит) Николай Сионский (Пинарский) – обитавший в монастыре Сион поблизости от Мир Ликийских, потому и получивший имя Сионский. Жил в VI веке при императоре Юстиниане. Мощи его, возможно, частично находятся в Венеции.

4. Епископ (вероятно епископ) Николай – живший в Ликии также в VI столетии, дядя и современник епископа Николая Сионского. Мощи его частично хранятся в Венеции (о. Лидо).

Из указанных четырех имен мы выделим два наиболее для нас важных: Николай Мирликийский Чудотворец и Николай Сионский.

Надо сказать, что появлялись в истории Мир Ликийских еще и другие Николаи. Но их имена не сыграли существенной роли в той дальнейшей путанице текстов, о которой мы говорим.

Уже давно из всех Николаев «сложился» один, который объединил собой всех. Хотя на Западе замечали, что у этого «одного» святителя Николая существуют явно не похожие друг на друга жития. Такую несуразность можно было бы и не заметить. Но кропотливые и педантичные ученые зацепились за острый край проблемы. Возникла необходимость выявить настоящую правду из всех текстов. То есть – написать реальные жития хотя бы двух самых главных почитаемых святителей – нашего Николая Мирликийского Чудотворца (IV в.) и Николая Сионского (VI в.).

На основании разночтений иногда даже высказывались мнения, будто наш, признанный всеми Санта Клаус – святитель Николай Мирликийский, живший в IV веке – вообще не существовал. В одной из западных книг, выпущенной в 1959 году (Dom Prosper Guéranger, L’anno liturgico. – I. Avvento – Natale – Quaresima – Passione, trad. it. P. Graziani), в разделе от 6 декабря утверждается: «Слава святителя Николая, который считался великим среди греков уже в шестом веке, возрастала на Востоке и на Западе. Самое древнее его Житие названо Praxis de Stratelate, но мы не узнаем из него о жизненных подробностях с ним связанных, а самые последние годы его жизни вообще не заслуживают доверия».

Что же касается Николая Сионского (или Пинарского), то это был действительно очень уважаемый и замечательный, святой человек. Как мы уже говорили, он жил в VI веке, в Ликии. Год рождения не известен. У нас до сих пор о нем знают очень мало, скорее всего, даже ничего. Он совершил ряд добрых деяний и чудес, о которых рассказывается в его Житии. Главное, что он почитал и преклонялся перед своим предшественником – святителем Николаем Мирликийским. Он был настоятелем (архимандритом) Сионского монастыря, который существовал в нескольких километрах от Мир Ликийских. Уже будучи стариком, Николай Сионский отправился в Миры на праздник, где заболел. По возвращении в обитель он скончался 9 или 10 декабря 564 года. Похоронен был в церкви Сионского монастыря.

Такова была жизнь «другого» или, как писали древнерусские авторы, – «иного» Санта Клауса – святителя Николая, так или иначе связанная с ликийским городом Миры. Прояснения в житиях делаются каждый год. Новые данные разыскиваются профессионалами.

Часто делают скидку на то, что жития, как жанр, не подразумевают исторической точности. В них могут быть и разночтения, и несуразности с точки зрения здравого смысла. Но в случае с Санта Клаусом – святителем Николаем – ситуация несколько иная. В его Житиях явно было заметно некоторое наложение разных по времени событий. Деяния одного приписывались другому.

В этом многослойном текстовом пироге пытались разобраться еще столетия назад. И в настоящее время мы можем сказать, что фактически эта проблема решена. Мы можем выделить из многовековых наслоений образ настоящего Жития нашего героя, не забывая при этом и других его тезок, о которых христиане мира также терпеливо хранят память.


Предположительно древнейшее из известных ныне изображений святителя Николая Мирликийского. Фрагмент створки складного-триптиха VI в. из монастыря Св. Екатерины на Синае, Египет


В изучении и публикациях вариантов Житий нашего героя и по сей день происходит период углубления, накапливания и систематизации материалов. Пишутся даже «Новые Жития». Уникальное внимание к теме, несомненно, повлечет за собой очередные открытия и даже разгадки некоторых тайн. Впереди еще много непознанного. Работы хватит на всех. Почти вековая фраза академика, филолога и византиниста М. Н. Сперанского никак не устаревает: «Мы до сих пор еще не в состоянии разобраться в литературной истории целого ряда памятников, несомненно, разновременного и различного происхождения, связанных с именем святителя Николая».

И хотя мы знаем, что существовало два или даже четыре одноименных подвижника, которые как-то взаимосвязаны между собой, все же мы прекрасно понимаем, что был и есть один из них – святитель Николай – слава которого, что ни говори, бесспорна.

Санта Клаус – Николай Чудотворец – почитается в Православной, Католической, Англиканской, Лютеранской и древневосточных церквях. Он тот, без кого ныне невозможно осознавать сущность европейской цивилизации, раскинувшей свои ветви на разные континенты планеты Земля.

Почитание доброго пастыря

Сказать о том, что почитание этого человека в мире масштабно или чрезмерно – это не сказать почти ничего. С самой его кончины оно было глубоким и быстро стало традиционным. Массовым и даже общемировым. И пусть не во всех, конечно, странах. Но во многих. Разрасталось оно в пространстве с течением времени. В наши дни торжество почитания породило источник ежегодного маленького земного счастья (особенно, для детей), которое наступает перед очередным празднованием Рождества Христова. Весь мир ночью ждет подарков от Санта Клауса. В рекламе говорится, что он «все-таки настоящий». И это правда! Святитель Николай Чудотворец – действительно был, он жил на планете Земля, он реальный человек, исторический деятель, в какую бы сказочную фигуру его ни пытались превратить.

Да, скончавшийся где-то в «древности», на полузабытой ликийской стороне, у моря, среди скалистой местности, в портовом городе на семи ветрах, окруженный любовью со стороны своей паствы, он все же явил собой уникальный пример того, как простой человек может стать ярким и уважаемым духовным подвижником, а затем, посмертно, вдруг, будет «влиять» на политику, культуру и даже экономику стран мира, которые, казалось бы, уже не верят в чудеса, давно поклоняются трезвому прагматизму в повседневной жизни. Но нет. В трудные минуты люди всего мира обращаются с молитвами к Угоднику, и, как свидетельствуют современные нам летописцы – он и сегодня отвечает, помогает, выручает и спасает. Записывать такие летописные истории нынче стало намного легче. Любой смартфон в кармане – это диктофон, фотоаппарат и видеокамера одновременно. Только успевай фиксировать чудеса и необычные явления…

Впрочем, не будем торопиться. Сначала о почитании в Европе и Америке.


Кончина святого Николая. Картина Фра Анджелико. Ок. 1437 г. Перуджа, Национальная галерея Умбрии


После кончины святителя Николая его культ распространяется сначала в Малой Азии. Особенно – в Константинополе, где, как известно, к VI столетию существовало около 25 церквей, посвященных ему! Многие люди совершали паломничества к его могиле у Мир Ликийских. Стали появляться сочинения на греческом и латинском языках, которые сделали его очень известным в византийско-славянском мире, но в первую очередь – на Западе, в Риме и на юге Италии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3