Полная версия
Когда речь заходит… Публицистика
Когда речь заходит…
Публицистика
Сергей Самсошко
© Сергей Самсошко, 2023
ISBN 978-5-0055-9532-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
С чего начать писать книги (мотивация)
Достаточно было бы сказать – Попробуй, может из тебя получится хороший писатель.
С другой стороны, то, как вы живо рассказываете в месенджерах, как Вася подружился Петей, а затем эта история вмиг облетает двор. Сначала наш двор, а затем соседний. А спустя неделю, уже весь город об этом знает, и Васю и Петю в лицо узнают.
Я бы сказал так – Задайтесь вопросом – зачем вам это нужно? Для чего вы хотите написать книгу?
Здесь вектор направлен на то, что вы собираетесь нести в массы, когда прославитесь.
Как я написал свою первую книгу – да, просто изложил в тетрадце всё, что я думаю о религии, о любви, о концентрации ума, и так далее, о пьянках, что я думаю, о гулянках, о проститутках.
***
Еду я, как-то в метро, напротив сидит девушка. Очень, кстати, симпатичная. Но она изуродовала себя пирсингами, татухами, какой-то аквамакияж, что-то там, на лбу у неё прямым текстом написано, даже без намёка хочу заметить, ПРОКРАСТИНАТОР РАДИКАЛЬНОГО ТОЛКА.
Мне осталось только у себя написать ИДИОТ – чинно, благородно, по-достоевски.
Признаться, я и не таких фриков и сатанистов здесь видел, но не об этом сейчас.
Она смотрит на меня диковато, даже не любовно, я смущаюсь, думаю – Что ты смотришь на меня, я с работы еду, ботинки в пыли, глаза уставшие, всё уставшее.
Молча мы ехали. У неё отстегнулась какая-то ерунда от куртки, когда она выходила – брелок. Я этот брелок поднял и вслед ей бросил – какой-то шарик плюшевый на карабине. Кричу вслед – «Девушка вы забыли!»
***
Бывает, просто еду, толпа народу, ЧАС ПИК, моя станция, выйти невозможно – «Господа, освободите проход!» Громко, так, без шуточек, всё потому, что на работу спешу.
Не сразу, да?, интеллигентная шуточка долетает.
***
И вы, конечно, думаете, кто вас будет читать. В таком возрасте, да с такими баянами.
Это так – догадка.
У вас не получится писать гладко, поскольку такое мастерство годами развивается. Когда я написал Ирония любви – там стиль семнадцатого века. Живи я в то время, критики бы восхитились – «Какое изящество! Какой стиль!»
А вот, когда я написал Бессмертную книгу, я почувствовал, что пора бы с издателем поработать. Начал суетиться, чтобы договор подписать. Понятия не имел, что вообще меня ждёт.
Да – там другие разговоры, и совсем не о литературе. Бродский, между прочим, на кафедре зарабатывал, а спустя четыре года получил Нобелевку.
Ну, дураки, что сказать! Бродскому премию. За ка-какие, вообще, заслуги?!
***
Другой разговор, как ставить себе высокие цели, чтобы подольше в игре остаться.
Я, например, не только писать хотел, но и премии хочу по сей день, и новатором чтоб признали, и одним из лучших литературоведов, и моя цель – это на склоне лет основать Институт Мировой Художественной Литературы. Сокращённо ИМХЛ.
Или УМХЛ – кому, как удобно.
Так что, я ещё попишу – вы не переживайте. Я ещё разберусь, за что дают Нобелевскую премию, если она существует.
***
Да, просто попробуйте, вдруг, из вас действительно выйдет отличный рассказчик.
Стесняться надо совсем другого – если вы об этом.
Принципы работы с текстом
Всё, что нас окружает, поддаётся описанию.
Хотя, как вот, описать галлюцинации шизофреника? Вы видели когда-нибудь? Ну, врачи, что там, вывели на мониторы, но это не факт. А сам он ничего не может объяснить – он боится даже говорить об этом.
Кинга можно почитать – ну, там больше аутизм, чем шизофрения.
Описать можно всё, что видится, чувствуется, издаёт запах, цвет, и так далее, моркуху можно описать – если вы детективы собираетесь.
Это жанр, если кто не понял.
Я не говорю – Спешите сунуть голову в ярмо! Просто попробуйте с чего-то вас окружающего.
Запомнился вам фрик какой-нибудь в автобусе – как бы, дайте ему по морде. Вы ж хотели, но не сделали, а хотели – не отказывайтесь от своих желаний.
Кофе пьёте по утрам, всякое думаете – о бывшем, о нынешнем, о прошлом, о настоящем.
Отсюда и получаются гениальные рассказы.
По-сути, это просто работа с текстом.
А идеи – это работа над собой.
Вот здесь мы и переходим к следующему принципу – это принцип работы над собой.
Всё, что нас окружает имеет смысловой параметр.
В одном случае, банальный презерватив, может быть хорош, что он защищает от венерической болезни. Однако в другом случае, это признак того, что вы не желаете появления детей. Сразу две темы на обсуждение.
В третьем случае, он может оказаться единственным доказательством преступления.
В четвёртом случае, тот же самый презерватив может найти жена в вашем кармане, и будет серьёзный разговор.
Отсюда вытекает следующий принцип работы с текстом.
Аудитория распадается на людей совершенно разных интересов.
Если вы пишете исключительно для себя, то вам и читать эту книгу.
Ну, дальше, я думаю, вы и так понимаете, о чём речь.
Из третьего принципа вытекает четвёртый – это принцип новаторства.
Когда вы вслепую пишите книгу, не имея ни малейшего понятия, что и зачем, и как оно получится в результате – это ещё не новаторство.
Новаторство – это извращённая работа с текстом.
Эксперимент.
Отсюда ещё один принцип получается – работа с материалом.
В основном, писатели берут материал из памяти. Но в любом случае, умение работать с материалом – яркая подача, тусклая подача, любой вообще градус – всё это умение работать с материалом в тексте. По ходу, пьесы.
Пока, я вывел несколько принципов работы с текстом. Может, у вас получится больше, или что-то своё, которое совсем не поддаётся никакой формулировке.
Граммар-наци
Я бы никогда не подумал рассуждать на данную тему, поскольку у меня тройка была по русскому языку и литературе.
Специально для этого в издательствах существует услуга корректуры. Платная, разумеется. Сегодня никто бесплатно не работает.
Основа языка – звук.
Но я не об этом хотел сказать…
Видите ли, русский язык нафарширован множеством плохо запоминающихся официальных правил. К тому же в нём шесть падежей. В древних северных наречиях, например, пятьдесят шесть. Опять же, слишком много оттенков звучания.
Но русский язык не потому такой богатый, что в нём правил – он тем богат, что, когда ты энти правила забываешь, то он совсем иначе звучит. Красивее и богаче.
Это к вопросу о словообразовании.
А вообще, все слова имеют семантическую нагрузку. То бишь – смысл. Это значит, что, когда мы пишем, для примера, исключительно для примера, «вернуть себя домой», то для более удобного звучания, лучше написать – «вернуться домой».
А когда мы ковыряемся в предложении «казнить нельзя, помиловать», то хорошо понимаем, что переставление запятой даёт второе по смыслу простое предложение – «казнить, нельзя помиловать». Однако, по официальным правилам русского языка оба предложения пишутся с использованием тире, поскольку противоположность по смыслу. Стало быть, это даже не простые, а два сложных предложения, с разным семантическим значением, но весьма похожих друг на друга.
Другой вопрос – зачем в русском языке художественный стиль.
Я вам больше скажу, когда поэты или прозаики сочиняют свои произведения, то углубляясь в атмосферу истории, они, прежде всего, передают звуки. И вообще, в таком состоянии – в состоянии творящего стихи или прозу легко запутаться, регулярно всплывают самые неожиданные спряжения, склонения, знаки препинания.
И это правильно!
Хороший текст должен создаваться на основе чувств, образов, привязанных к этим самым чувствам, и всего такого, что с этим связано.
И вообще, работая с текстом достаточно глубоко и долго, можно достичь такой лёгкости звучания текста, что из привычных для нас слов, неожиданным образом, выпадают лишние буквы. Они же звуки. Они же гении.
Несколько слов о продвинутой рецензии
Рецензия – это анализ произведения.
Глубокий или поверхностный – зависит от вас, или решать вам, или – как тут лучше выразиться?
Раньше я вообще только оценки ставил, но потом научился.
Не без помощи врагов, разумеется.
Шучу – ну, какие могут быть враги? Мы же современные люди. У нас до мордобоя не доходит.
Сели, выпили, показали друг другу фотографии.
Даже если все рецензии будут положительные, как признак того, что вы знаете по обложке, о чём повествует автор, а не только ради того, чтобы поцеловать Витю из соседнего подъезда, это признак того, что вы вообще что-то читаете, как-то развиваетесь, и литература должна жить в нашей стране, она не должна вот так вот, с порога, без аргумента – Мы читаем только западное качество!
У нас тоже много профессионалов трудятся на рынке, и их, поверьте, интересно читать.
Взять того же Пелевина, который злой, побитый жизнью – не умеет мгновенно отвечать за базар.
Это к случаю о том, как ко мне пристал один, говорит, вы ничего не знаете о карме.
Я спрашиваю, кто он по профессии.
Отвечает – Да, это не важно!
Можно подумать профессия, это не карма.
А человек, который мне про карму – не трепло.
Хотелось сказать, ты на кафедре качни эту тему, – как там будут тебя слушать?
Хотя бы в пользу самих себя надо читать, и, если позволяет время, то писать рецензии.
Ваше мнение заслуживает внимания.
И это не пустые слова.
Ещё немного о грамотеях
У вас не возникло чувство, что я просто плюнул в душу всему русскому народу, нарушив правила русского языка?
У меня нет.
А всё почему? Правила русского языка, основаны на двух логических дисциплинах – это семантика и синтаксис. Дальше идёт всё остальное, как вы понимаете. То есть, правила динамичные, они поддаются новому словообразованию, новым оборотам, и так далее, смешно даже говорить.
В школе я сидел за одной партой с отличниц (ой или ей?) – мне было не до русского языка, я клеил в тетрадь для схем и таблиц наклейки с русалочками и у меня был набор цветных гелиевых ручек, которыми я баловался на уроках. У меня были гонадные вибрации, я вообще не соображал, что говорит преподаватель. А она давала списывать.
Но мы не об этом сейчас.
Подобно тому, как логические законы множатся бесконечно, так и правила русского языка образуют новые слова и выражения. И те, кто владеет языком в совершенстве, прекрасно понимают, что происходит, поскольку в противном случае – это будет миллион исключений и правил, которые невозможно будет объяснить. Тут пора говорить о том, как построить высшую грамматику русского языка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.