Полная версия
История почты. От голубиной до электронной
Тяжёлая перевозка использовала вагоны (ангары), запряжённые двумя парами волов и перевозящие до 1500 либр (около 500 кг).
Для частной почты приходилось пользоваться услугами путешествующих друзей, поэтому частная переписка могла доставляться неопределённо долго. Знаменитый римский оратор Цицерон говорил по этому поводу: «Хотя писание писем и превосходный способ беседовать и поддерживать отношения с далеко живущими друзьями, но, к сожалению, нет возможности доставлять эти письма по назначению». А философ Сенека писал Лукулу: «Твое письмо получил спустя много месяцев после его отправления. Я вынужден был поэтому обстоятельно расспросить подателя письма о твоих делах…». Но мало того! Известен случай, когда некто Аугустин получил письмо через девять лет. Поэтому если расстояние до адресата было не слишком большое, римлянин посылал своего раба, который в день преодолевал пешком до 75 километров.
Константинополь стал новой столицей Римской империи в 330 году. Тогда же стало пропадать различие между станциями для ночлега и для смены лошадей. Станциями управляли специальные люди, назначаемые местным советом. В некоторых провинциях управлять ими обязали ушедших на покой чиновников. По закону 381 года эти люди служили не более 5 лет и за успешную службу получали статус перфектиссима. Должность была непопулярна из-за высоких требований (например, запрещено покидать пост больше чем на 30 дней) и затрат.
На станциях было до 40 лошадей. Лошади служили четыре года, поскольку каждый год сменяли четверть из них. Корм для животных предоставлялся из провинциального натурального налога. При этом табуларии распространяли лошадей по своему усмотрению, без учёта времени путешествия и необходимого количества, что было исправлено в 365 году. Был ограничен вес перевозимых грузов и запрещено бить лошадей некоторыми типами приспособлений, чтобы лошади служили дольше. За лошадями следили конюхи и ветеринары.
На станциях работали плотники и кузнецы, которые могли починить проезжающие повозки. Это были наследные общественные рабы, которых снабжали едой и одеждой, но которым не выдавали зарплату.
Для использования почты необходимо было специальное разрешение, либо для быстрой, либо для тяжёлой перевозки. Такие разрешения формально выдавались только для государственных целей, но влиятельные люди зачастую получали их для своих личных целей. Разрешение требовалось для каждой поездки: в нём указывались маршрут, срок действия и количество животных, которых было разрешено сменять на станциях. Было запрещено требовать от сотрудников станций большее, чем указано в разрешении, и использовать тягловый скот, не принадлежащий станциям: если не было свободного, путешественникам следовало дождаться его появления, а не требовать его у ближайшего крестьянина. Император Константин в своих законах угрожал за такие требования арестом и другими наказаниями.
Местные землевладельцы могли продавать на станции зерно за золото и платить им налоги, поэтому закрытие системы государственной почты было для них большой потерей.
В IV–VI веках на смену повозкам пришли всадники на верблюдах. Исчезла единая транспортная система империи, отменялись быстрые перевозки грузов. После закрытия системы чиновники могли использовать своих собственных животных, организоваться вместе или использовать частных перевозчиков.
В Китае служба пеших и конных гонцов была основана при династии Чжоу (1123—249 годы до н. э.). Известно, что на государственной службе состояли 80 гонцов и 8 главных курьеров, для которых на расстоянии 5 километров были устроены постои для питания, а на расстояниях примерно дня пути – пункты для ночлега. Позже эта почтовая система была расширена.
В Индии почтовая служба существовала с древности. Индийский эпос «Рамаяна» (IV век н. э.) упоминает о дорожных надсмотрщиках, на которых лежал надзор за гонцами, бежавшими от станции к станции. Звоном бубенцов они требовали дать дорогу, а также сообщали о своем прибытии. На поясе гонца имелась металлическая дощечка с его именем, номером и обозначением станции. Станции представляли собой хижины, где гонцы передавали друг другу послания. Для переправы через реки у гонцов имелись плавательные пояса.
У гонцов в разных странах могли быть специальные опознавательные знаки, чтобы окружающие знали, что человек едет по государственному делу. В Японии гонцы держали в руках колокольчики. Даже княжеским процессиям приходилось уступать им дорогу. Гонцы Чингисхана, проезжавшие огромные расстояния из Европы в ставку властелина, привязывали ко лбу табличку – «пайцзу». В зависимости от важности гонца и сообщения таблички были деревянные, серебряные или золотые с изображением сокола или тигра.
Почтовые курьеры инков назывались «часки»
Известно, что и у майя также имелась развитая служба гонцов, но подробностей о ней нет. Была почта у инков в Перу и ацтеков в Мексике. Здесь задолго до появления европейцев существовали почтовые гонцы. О почте инков рассказывает инка Гарсиласо де ла Вега в своей книге «История государства инков», вышедшей в 1609 году в Лиссабоне. Гарсиласо де ла Вега родился в 1539 году в нынешнем Перу и был сыном инкской принцессы и капитана конкистадоров. В 1560 году уехал в Испанию, где стал известен как писатель. Так вот, он писал, что в государстве инков на дорогах находились почтовые курьеры, которые должны были как можно быстрее доставлять приказания властителя и передавать важные новости. Курьеры назывались «часки». Это слово означает «обменивать» или «взять»: они обменивались сообщениями. Они делились в зависимости от выполняемых ими обязанностей на чуро-часки и атун-часки. Первые занимались передачами посылок и сообщений, вторые – служили лично Верховному Инке и выполняли его поручения.
От непогоды курьеры укрывались в хижинах, которые ставились на дороге по две рядом. Эти посты назывались «чуклы». В каждой хижине ждали от четырех до шести человек, молодых и быстроногих. В особых случаях на станциях находилось до двенадцати гонцов.
Отбор бегунов производился ещё в детстве, когда мальчиков обучали выносливости. В возрасте 20 лет они уже работали, но часто не доживали до преклонного возраста, поскольку либо умирали от изнеможения, либо жестоко наказывались за нерасторопность. На здоровье сказывалось также то, что работать приходилось в любое время суток и в любую погоду.
Послания переносили по очереди гонцы то из одной, то из другой хижины. При этом постоянно велось наблюдение за дорогой в обе стороны, чтобы заранее приметить подбегающего гонца и приготовить ему сменщика. Хижины ставились на высоких местах, и от одной можно было видеть следующую. Расстояние между ними равнялось половине лиги (лига – 5572 м). На таком расстоянии гонец не терял силы.
Основная стратегическая дорога, которую обслуживали часки, вела из Кито к Куско и далее до Чили. По этой дороге были расставлены посты, на которых стояли перенимающие эстафету бегуны. Путь по главной дороге Инки – из Кито в Куско или наоборот – составлял 2–2,5 тысячи километров по скалистой местности с крутым наклоном.
Кроме часков у инков были гонцы, которые назывались «кача» (посланец). Это были личные послы, которые шли от одного властителя к другому или от господина к подчиненному. Был еще главный гонец, называвшийся «чуру мульо часки» (гонец с раковиной). Он трубил в раковину, извещая о прибытии.
Сообщения, которые передавали часки, были устными, так как инки не знали письменности. Поэтому послание было коротким, чтобы не забыть и не перепутать. Слова послания повторялись несколько раз до тех пор, пока его не запоминал очередной гонец. Часки должны были обладать хорошей памятью и пользоваться полным доверием.
Некоторые сообщения передавались с помощью «кипу», что значило «завязать узел». Об этом написано в предыдущей главе.
Дурные вести передавали властелину стоя на коленях. Если сообщение было радостным, например о победе, гонец вплетал в волосы красные ленты и размахивал кинжалом.
У ацтеков гонцы назывались «пайнани». Кроме сообщений, и у инков, и у ацтеков гонцы доставляли к царскому столу из отдалённых районов страны отборные фрукты, рыбу и другие редкие и скоропортящиеся продукты со скоростью до 400 км в сутки.
Надо сказать, что и властители других народов могли использовать «почту» не по назначению. Так, Александр Македонский во время своих походов в Персию и Индию, страдая от жажды, употреблял фруктовые соки со снегом. Его доставляли специальные эстафеты рабов с горных вершин и из пещер.
Почта в Европе Средних веков и позже
Арабы завоевали Пиренейский полуостров в начале VIII века. К тому времени Западная Римская империя уже два века как пала, её бывшие владения стали самостоятельными землями, на Пиренеях возникло королевство вестготов. В эти же века усиливалось господство арабов сначала на Аравийском полуострове, потом в Передней Азии и Северной Африке, а потом они отправились завоёвывать Европу. Им удалось завоевать практически весь Пиренейский полуостров за исключением труднодоступных земель в горах, где жили баски и астуры. Вплоть до 732 года арабы совершали набеги по всему югу Франции до реки Луара, пока не были разгромлены у Пуатье. На завоёванных землях образовалось исламское государство Аль-Андалус, просуществовавшее до падения Гранады в 1492 году.
В VII веке в мусульманском халифате, который простирался от Пиренеев до Персии, возникла хорошо организованная регулярная почтовая служба, услугами которой иногда могли пользоваться и частные лица. Почтовые курьеры имели особые знаки отличия, чтобы их можно было распознать издалека. Им выдавались специальные таблички, своеобразные удостоверения, которые вешались вокруг шеи и через плечо с помощью жёлтых лент.
Средневековый гонец
В Европе все почтовые достижения римлян исчезли вместе с падением империи. Хлодвиг, король Франции с 482 по 511 год, пробовал воссоздать почтовую связь из остатков римской государственной почты, но успеха не добился. И через три века, во времена Карла Великого (768–814) сообщения доставлялись с большими трудностями. Гонцы были, но «государственной почтой» они так и не стали. Феодалы пересылали письма и сообщения со своими гонцами.
Если что-либо хотели переслать духовные лица или учёные в университетах, то приходилось каждый раз изыскивать способ. Особенно важно это было для церкви, ведь в ней было жёсткое централизованное устройство с управлением из Ватикана. С самого начала Средних веков, судя по сохранившимся архивам, происходил оживлённый обмен посланиями между папой Римским и епископами, а также главами церковных орденов. Внутри самих орденов передатчиками сообщений выступали странствующие монахи. Можно сказать, что существовала монастырская почта.
При университетах, где учились студенты из разных стран, тоже постепенно образовались корпорации профессиональных гонцов. В XII–XIII веках славились гонцы университетов в Болонье, Салерно, Неаполе, Монпелье, Тулузе, позднее – гонцы парижского университета Сорбонны. Они носили письма от учащихся их семьям, иногда за отдельную плату брали сообщения других людей.
Кроме этих сообществ, переписка была нужна купцам и ремесленникам. Раз нужна, то такие службы появились. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и другим людям. Купеческая почта состояла при крупных торговых домах, которые содержали собственных курьеров. Другие купцы стали объединяться и содержать своих курьеров. Считается, что впервые купеческая почта появилась в Венецианской республике, у которой были обширные торговые связи.
В истории известна «почта мясников». Мясники для закупок скота иногда совершали довольно далёкие путешествия, и им нужна была связь. Чтобы уменьшить собственные расходы, цех мясников заключал соглашения с городскими властями и купеческими гильдиями на перевозку писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это вменено было цеху мясников в обязанность, взамен чего он освобождался от общинных повинностей. Почта мясников существовала до конца XVII века.
С XII века в европейских городах появились глашатаи, чтобы объявлять важную информацию не каждому жителю по отдельности, а всем вместе. Они выступали в публичных местах, озвучивая актуальные новости. Это могло быть сообщение о военной победе или, напротив, поражении, анонс циркового выступления или уточнение времени и места раздачи хлеба. Также глашатаи обличали преступников, предателей, объявляли о предстоящих казнях и судах, доносили агитационные сообщения.
При этом глашатаи наделялись особенными административными правами. С 1258 года по инициативе французского короля Филиппа Августа глашатаи объединились в корпорацию. У них должны были быть хорошие знания, чтобы правильно читать тексты, ничего не путая и не искажая, ясная дикция, также следовало знать Закон Божий и демонстрировать почтение к традициям.
С развитием самоуправления городов появился институт городских гонцов. С XIV века такие гонцы были практически в каждом городе, а особое развитие это получило в крупных торговых центрах Германии и Италии. Гонцы состояли в ведении городского совета, которому под присягой обязывались подчиняться. Они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий, только от городских властей. Выходя из города в определённые дни, они верхом или пешком в установленные сроки доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, а также письма и посылки горожан, с которых взимали плату по установленным расценкам.
Институт городских гонцов больше всего был развит в Рейнском союзе городов и таком же союзе городов Нижней Германии. Гонцы рейнского городского союза поддерживали сообщение Кёльна и Майнца через Франкфурт в Нюрнберг. Гонцы ганзейских городов поддерживали общение между Гамбургом, Бременом, Амстердамом и Антверпеном, а также доставляли информацию на восток через Штеттин, Данциг и Кёнигсберг вплоть до Риги. В южной Германии первое место занимали гонцы Аугсбурга. Трижды в неделю они ездили в Нюрнберг, ещё в Линдау и Регенсбург, даже в города Италии. Так, в Венецию они прибывали через Бреннер за восемь дней.
Современная централизованная почта начала организовываться с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI эдиктом от 19 июня 1464 года учредил должности королевских курьеров. По всем его владениям была создана сеть станций для перемены лошадей. Это была чисто правительственная почта; королевским курьерам под страхом смертной казни было запрещено исполнять поручения частных лиц.
Первый опыт организации негосударственной почты сделали члены рода Тассо из Бергамо. Это был знаменитый аристократический род. Их предки в XIII и XIV веках владели Миланом. Изгнанный в 1311 году из Милана Рожер делла Торре по преданию поселился в области Бергамо и в качестве новой фамилии дель Тассо стал использовать имя одного из своих предков графа Тацио из Вальсассины. В 1650 году к фамилии была добавлена приставка Турн, что должно было указывать на франко-итальянское происхождение рода.
Около 1451 года Роже де Тассис организовал первую конную почту между Тиролем и Неаполем. В 1490 году Франц фон Таксис основал по инициативе короля Максимилиана I первую регулярную почту от королевского двора в Вене, из Инсбрука и Мехелена до Брюсселя, где находился двор его сына Филиппа. Эта почтовая служба в истории осталась под названием «почта Турн-и-Таксис», по немецкому звучанию имени этого рода.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.