bannerbanner
Половецкий Хан
Половецкий Хан

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Александр Макода

Половецкий Хан

Предисловие


Половецкий хан – это первый исторический роман, написанный мной на данный момент (я начал писать эту книгу в конце 2021-го года). Несмотря на то что тяга к истории у меня была всегда, но мне было страшно описать определенные исторические события в художественной форме. Мне казалось, что это невероятно сложно, проникнуться описываемыми событиями, временем, настроением, духом тех времён. Правильно передать настрой и эмоции человека, жившего много сотен лет назад. Ведь читать историческое произведение, написанное научным сотрудником или специалистом в определённой области это одно, а попробовать самому написать исторический труд и сделать это в интересной и достоверной форме это совсем другое.

Но я все же решился на такой сложный и пугающий шаг – написать исторический роман. Что меня побудило к этому? Скажу честно, мне и самому трудно ответить на этот вопрос. Как по мне, причин здесь несколько, и одна из них – это врождённая тяга к истории. С самого детства я пересматривал множество документальных и художественных фильмов, связанных с разнообразными эпохами человечества, от появления шумерской цивилизации до возникновения современных государств. Позже мне попалась в руки книга об Александре Македонском, написанная итальянским историком Валерио Массимо Манфреди. Это произведение, написанное в трёх изданиях, оставило серьёзный след в моем сердце и открыло дверь для поиска новых исторических романов. Так, лишь спустя несколько лет, копошась среди книг на старом чердаке недавно (к тому времени) купленного дома я обнаружил две книги, которые по началу не воспринял всерьёз. Одна из них называлась «Дмитрий Донской», а вторая «Высвобождение». Лишь открыв эти старые и пошарпанные книги и прочитав предисловие, я понял, что это настоящее сокровище, ведь обе книги повествовали о событиях почти семисот летней давности, когда орды монгольских кочевников бродили по степям моих родных краёв. Довольно быстро я прочитал оба этих исторических романа. Каждая из книг имела свой авторский почерк, свою изюминку, свою особенность. Несмотря на описание довольно серьёзных событий – освобождение русских земель от монгольского нашествия, в книгах тесно переплетались истории отдельных людей, за которых ты постоянно переживал. Также присутствовал тонкий, исконно русский юмор. А иногда и доля трагичности, показывающая всю тяжесть перенесенных теми людьми испытаний.

Да, лишь прочитав эти две книги во мне загорелось сильное желание написать исторический роман, описывающий жизнь людей, живших очень давно. Но в отличии от заслуженных мастеров писательского дела, описывающий жизнь и быт древнего русского народа, я решил зайти с другой стороны и посмотреть на всё глазами не русского человека, а степного кочевника (ибо я всегда больше симпатизировал именно степным кочевникам нежели славянским народам). Согласись, ведь мы довольно часто предвзято относимся к людям другой национальности, приписывая им те или иные манеры, даже не зная наверняка, правда это или всего лишь старый миф. Поэтому я решил посмотреть на всё глазами половца, жившего в причерноморских степях почти тысячу лет назад. Каково это, жить среди степей? Как была устроена жизнь и быт кочевников, бродивших в бескрайних степях, простиравшихся от Иртыша до Дуная? Действительно ли это были дикие безграмотные племена, не знавшие что такое чистота и комфорт? Или же им было известно и то и другое? Действительно ли они были всего лишь жалкими грабителями русских земель? Или это был высоко организованный народ?

Множество вопросов я решил поднять в этом историческом романе. И главным образом здесь я попробовал описать жизнь половецкого общества, кочевавшего в моих родных землях почти 1000 лет тому назад.

Почему я решил написать книгу именно о половце Кончаке? Я часто задавался этим вопросом. И основным ответом было то, что о великих и знаменитых ханах прошлого, таких как Чингисхан, Бату-хан, Мамай, Ахмад и многих других написано столько трудов что их и не счесть. Поэтому я решил написать книгу о человеке не столь знаменитом как тот же Батый, но не менее великом. Ибо не в количестве завоеваний исчисляется величие, а в качестве правления и умения руководить.

Именно потому я написал книгу о Кончаке, человеке, который смог объединить множество орд и родов в одно, большое и сильное объединение, став сильнейшим ханом в половецкой степи. Таким образом он стал схож с Чингисханом, жившим в тот же промежуток времени, только намного дальше на восток. И кто знает, смогли бы монгольские войска проникнуть так далеко в Европу и подвергнуть Русь жестокому разграблению, если бы Кончак был жив к моменту их прихода? Ответить на этот вопрос сложно, но могу сказать точно – был бы Кончак ещё жив на момент 1223 года то монгольским военачальникам Джэбэ и Субедэю было бы ой как не просто…

Но это уже совсем другая тема, больше подходящая для фантастического романа с альтернативной историей.

Я же решил описать события так, как они могли происходить на самом деле. Повторюсь, в наши дни сохранилось слишком мало сведений о половцах, живущих в степях южной Украины. Большая часть имеющихся данных это даты сражений между половцами и Русью. Хотя даже в этом вопросе нет единого мнения среди историков, а споры о местоположении тех или иных половецких войск и точные даты битв с русскими князьями продолжают оставаться лишь предположительными. Тем не менее с помощью косвенных сведений можно предположить место кочевий многих половецких орд, а также основные места их военных действий.

Сравнив информацию из разных источников и попытавшись вывести из них среднее статистическое, я создал цельную картину, которая вполне может соответствовать исторической действительности.

Ведь рассмотрев множество источников я понял, что фигура половецкого хана Кончака остается довольно таинственной даже сегодня. Среди нескольких художественных произведений, в которых встречалась история жизни этого человека, не было согласованности в отношении многих моментов. Например, его характер, мотивы, мышление, настрой, и даже социальное положение в степи в разных книгах показано по-разному. В одном источнике он уже довольно возрастной и целеустремленный, в другой – молодой, горячий и вспыльчивый, в третьей – просто обычный грабитель для которого главное в жизни накопить по больше богатства для своей персоны…

Так каким же он был человеком? Что им двигало? Почему он вел довольно агрессивную политику в отношении некоторых русских княжеств? Был ли он хозяином степей или же у него были прямые конкуренты на это звание?

Сравнив множество материалов и хорошенько все обдумав, я пришел к выводу что составил близкую к истине историю жизни этого человека.

Итак, надеюсь, дорогой читатель, что эта книга тебе понравиться и поможет погрузиться в суровый мир древности, наполненный множеством междоусобиц и военных походов. А также поможет тебе увидеть жизнь и быт людей о которых даже сегодня известно слишком мало. Это история о человеке, попытавшегося сделать то, чего не смог ни один его предшественник – объединить разрозненные орды половцев и превратить кочевой народ в настоящую державу, равную по силе и величию Руси….

Если вам понравился этот роман, то можете написать об этом на странице книги, где вы ее приобрели, либо напишите мне лично на электронную почту aleksandrmakoda@yandex.ru


С уважением к читателю – Александр Макода

Начало становления

Глава 1


«Твоя жизнь оставляет след, поэтому сделай его по глубже»

«Степная мудрость»


На степь наступал вечер. Легкий ветерок колыхал огромное поле разнотравий, укрывавшее собой бескрайние просторы огромных угодий великих кочевых племен.

Солнце почти село, и озаряло ярко-оранжевым светом почти половину неба, а с ним и огромное степное море. За игрой невероятных красок солнца, неба и земли наблюдал Кончак. Ему нужно было хорошо обдумать все что он услышал от своего умирающего отца несколько дней назад.

Глядя на заходящее солнце Кончак негромко сказал:

– Прощай, мой отец Атрак. Ты был подобен солнцу, освещая наш родовой аул. Твое солнце село, а мое поднялось. Я даю слово исполнить твои наставления.

Вдалеке послышался протяжный, одинокий волчий вой. Кончак посмотрел туда, откуда донёсся звук и закрыв глаза и сложив руки возле рта ответил таким же протяжным воем, очень похожим на волчий.

Он вновь посмотрел на запад. Солнце полностью село и степь начала быстро погружаться во тьму. Кончак повернулся и пошел к своему аулу. Ему не хотелось идти в юрту, поэтому он шел очень неспешно, размышляя над последними словами отца:

"Помни, сын мой, Кончак, слабость народа в его разрозненности, но сила – в единстве";

"Не ищи ссоры с ордами наших родов, ищи с ними мира, тогда мы станем сильны";

"Кончак – приложи силу к единению наших племен, тогда сможешь отстоять землю нашу, данную нам великим Тенгри ханом и предками нашими великими";

Также отец говорил и о северных границах, и народе, живущем там:

"Сила русских племен велика, их дух непреклонен. Их невозможно сломить. Они мощны телом и крепки душой. И станут они народом великим, не боящимся никого. Потому не ищи с ними ссоры, сын мой Кончак, но и не дай набрать большую силу, иначе захватят нас они, отведут к городам своим, и будем томиться в рабстве потеряв свою свободу. Не допусти такого мой сын!";

Также говорил Атрак и об уважении к предкам:

"Помни о нашем великом роде, идущем корнями к далекому востоку, где наши предки восходят к Тенгри хану и великому волку. Это наши предки, чти их память день и ночь, иначе падет наш род, потеряем свое имя среди других племен и исчезнет народ великих кыпчаков";

Размышляя об этих наставлениях, Кончак и не заметил, как подошел к своей юрте. Рядом горел костер, а на шестах над ним был установлен большой казан с вареной бараниной. Молодая чага – женщина-служанка, помешивала мясо и при виде хана поклонилась.

Кончак вошел в юрту. На коврах были расстелены персидские мягкие ткани, разукрашенные всевозможными искусным узорами. Большинство тканей и покрывал были красного и голубого света, а по краям они были украшены золотистой вышивкой. Мягкие и нежные на ощупь, они придавали чувство покоя и умиротворения, после всевозможных горестей и печалей, выпавших на жизнь степных людей.

По краям юрты, на множестве мягких бархатных тканей лежали большие и малые подушки. Как и остальная часть внутреннего убранства, они были привезены из далека. Некоторые из подушек были пошиты умелыми мастерами из богатой Персии, другие же привезены с Китая, окрашенные в красный цвет и украшенные золотистыми нашивками с изображениями драконов, змей и ящериц.

Внутри этого шатра царил мрак, за исключения центральной части, где поблескивал золотистый очаг, отбрасываемый желтые языки пламени. Оранжевый свет спадал на внутреннее убранство юрты, одаривая своим скупым светом лежащие вокруг предметы и кое кого еще.

К хану подошел темный силуэт, сопровождаемый легким побрякиванием небольших золотых колокольчиков, вышитых на краях одежды. На краях длинных рукавов поблескивали тонкие серебристые полоски, вышитые византийскими мастерами.

– Я ждала тебя. Ты долго пропадал.

– Мне нужно было собраться с мыслями.

Кончак подошел вплотную к силуэту и обхватил свою жену крепкими руками, но в такие моменты они становились как некогда нежными.

– Атрак говорил с тобой сегодня?

– Да, совсем недавно. Его дух стал волком, он попрощался со мной.

– Он был великим ханом.

– А я хочу быть еще более великим. – почти шепотом сказал Кончак и нежно поцеловал ее в пухлые розовые губы.


Утро в степи наступило необычайно яркое и свежее. Небо было очень голубым, а уже желтеющая трава придавала окружающей местности неописуемую красоту. Птицы весело пели, наполняя воздух музыкой природы. Многие из собравшихся у ханской юрты знатных кыпчаков отвечали пению птиц своим свистом, дополняя птичье щебетание своими мелодиями. И вот, с юрты вышел хан Кончак. В этот момент шаман Угун взмахнул своим посохом, обвязанным множеством разноцветных нитей, перев и небольших кожаных лент, к концам которых были пришиты более длинные перья и несколько маленьких костей.

Угун вскинул своей левой рукой небольшой бубен, ударил по посоху и вскрикнул:

– Тенгри хан с тобой, Кончак! Он открыл мне что твое правление будет великим и славным. Дух твоего отца Атрака подтвердил это, а твой великий предок, Шарукан, уверил меня в том, что ты станешь величайшим ханом в роду, и вот знамение, что слова эти правдивы и обязательно исполнятся: от начала сего дня и до его конца на небе не будет ни единого облака!

И вновь Угун ударил бубном по своему посоху.

Весь родовой аул, все мужчины и женщины пришедшие к хану, упали на колени и поклонились ему, показывая свое почтение и свою готовность служить новому хану.

Кончак внимательно осмотрел весь многочисленный аул, ханом которого он стал. Он стал не просто главой рода, но и кошевым целого куреня. Положение, полученное по наследству от отца и дяди, позволили ему стать ханом многочисленной орды, насчитывающей десятки тысяч человек. Тут его окружали сотни человек, каждый из которых готов отдать за него жизнь. Немного в стороне несколько человек приподнялись и один из них выкрикнул:

– Турукский курень с тобой великий хан! – и вновь упал на колени.

– Уйгурский и Тривиев кош с тобой великий хан! – выкрикнул еще один и тоже упал на колени.

– Курень великого Мулюка готов служить тебе, хан Кончак! – громко выкрикнул один старик и неспешно опустился на колени.

"Уже несколько тысяч человек готовы мне служить, это хорошо." С улыбкой подумал Кончак осматривая присутствующих и слушая заверения соседних семейств об их преданности ему. Помимо многочисленных родственных семейств, ему присягнули на верность также несколько отдельных родов, кочевавших во владениях его отца. Каждый из начальников своего рода заверял Кончака в верности и преданности утверждая, что готовы поддерживать его во всех его делах и начинаниях.

После торжественных заверений и клятв о верности к нему подошел Угун. Он дал знак своим помощникам и к ним подвели красивого коня соломенного цвета. Угун подошел к коню и легким движением погладил ему шею и приложил ладонь к его голове. Повернувшись к хану, он едва заметно кивнул. Кончак подошел вплотную к лошади и прикоснулся к его голове. Помощники отвели коня немного дальше. Шаман подошел к коню и быстрым движением перерезали ему жили. Конь дернулся, но крепкие веревки уже держали его тело. Кровь фонтаном брызгала, заливая собой желтеющую траву. К еще бьющемуся в предсмертных судорогах коню подошел Угун и приложил золотую чашу к ране, из которой сильно текла ярко-красная кровь. Потом он подошел к небольшому столу и налил в чашу с кровью кумыс, поле чего поднес ее к рукам Кончака. Взяв из рук шамана золотую чашу с кровью и кумысом, он быстро приложил ее к своим губам и выпил все содержимое, после чего, держа в обеих руках чашу, протянул ее перед собой и перевернул, показав всем что чаша пуста. Все присутствующие быстро поднялись с радостными возгласами.

Угун взял из рук Кончака чашу и поставил на стол, рядом с жертвенным огнем, на котором уже горел только что убитый конь. Все присутствующие смотрели на темнеющий дым, стоя на коленях. У каждого из них шевелились губы. Они просили благословения у своих предков и просили благополучия и величия для своего нового хана. Каждый из присутствовавших понимал – если их новый хан будет сильным и великим правителем, то все они смогут стать еще более состоятельными и богатыми.

Сам Кончак, как и все остальные, стоял на коленях. Он смотрел на огонь и молчал. Его губы не шевелились. Из его уст не срывалось ни единого звука. Он молча смотрел на исчезающего коня, принесённого в жертву для его благополучия. Он знал, что еще 10 лошадей постигнет та же участь, и все ради того, чтобы задобрить духов великих предков, чтобы они благословили его правление и дали ему сил, мудрости и проницательности, для успешного управления вверенными ему людей.

После того как тело коня полностью исчезло в горящем пламени, Угун подвел следующего жеребца, которого убили таким же способом, только теперь он не брал у него крови для испития ханом, потом другого, затем третьего… Так все присутствующие продолжали стоять на коленях и возносить молчаливые возгласы к небу, призывая великого Тенгри и знаменитых предков прошлого о благословении. Когда последний конь был принесен в жертву и его тело поглотил огонь, пламя которого передало для трапезы великим предкам тела лошадей, Кончак встал и немного пройдя вперед, и подняв правую руку вверх громким голосом заговорил:

– Братья! Все мы великий род! Быть кыпчаком честь для каждого из нас. Наши великие предки дали нам эту землю, придя сюда однажды из далека. Их сила, ловкость и умение подарили нам возможность пользоваться благой и прекрасной землей, которой теперь мы владеем. Каждый из нас должен почитать имена тех великих предков наших, давших нам эту землю. Их единство и целеустремленность позволили им одержать множество побед и не терпеть поражений на протяжении десятков лет. Но потом случилось то, что вам всем хорошо известно – агрессивная политика одного из русских князей, Мономаха, который смог сломить не только военную мощь кыпчакского народа, но и наш боевой дух. И есть тому причина, почему русичи смогли нас победить и теперь никто из них н боится нас: есть меж нами серьезная беда, подобная страшной болезни!

Удивленные мужчины и женщины стали пересматриваться меж собой, недоумевая о какой страшной беде говорит хан.

– Все мы верим, что сила наша велика. Но не будет она великой если будем мы ходить по одиночке. Нужно быть нам всем вместе, объединить свои усилия, стоять брат за брата, друг за друга, мужчина за женщину, женщина за мужчину.

Кончак пронзительно осмотрел лица присутствующих.

– Вы все знаете, что орда наша велика, – продолжил свою речь хан – больше трех десятков тысяч численность ее. Но народ великий и могутний на северных границах куда многочисленнее нас. Племена и державы на западе тоже не малые числом. Если мы хотим сохранить наш род, наш улус, наше имя, нужно нам быть едиными во всем, тогда мы будем сильны.

Кончак внимательно осмотрел лица присутствующих. Многие из них опускали глаза. Понимал хан что немало кыпчаков были в соре с другими ордами, улусами, родами, и каждая орда стала отдельным племенем. Даже внутри некоторых орд были разногласия. Хан продолжил:

– Нам нужно быть едиными с нашими соседями, насколько это возможно. Тогда никакой народ нам не будет страшен.

Все присутствующие утвердительно закричали, подняв руки вверх.

Кончак подал знак рукой и к нему подвели его коня. Это был настоящий красавец среди рода лошадей. Высокий, золотистый, с сухой натянутой кожей через которую ярко и отчетливо виднелась мощная мускулатура. Это был подарок от отца, Атрака. Этого коня привезли из далекой Византии, и род его был таким же древним, как и род кыпчаков. Греки, жившие в богатой земле Византии, заверили слуг Атрака в том, что жеребец этот был прямым потомком легендарного Буцефала, носившего на своей спине величайшего воина всех времен и народов – Александра Македонского. Кончак очень дорожил этим драгоценным подарком.

Вскочив на коня хан и его свита, состоящая из сорока отборных воинов и шести знатных вельмож, направились на юго-запад, к большому аулу своего брата Елтука.

Проведя в пути один день они к вечеру прибыли на место. Аул Елтука располагался близ небольшой, но полноводной реки Полонки, как называли ее местные жители. Она извивалась среди множества невысоких холмов покрытых еще зеленой травой. На подходе к лагерю Елука, приехавшего знатного гостя, хана Кончака, встретил небольшой отряд.

– Мир тебе, Кончак! – сказал один из начальников коша подъезжая по ближе к хану.

– Передай мир и брату моему, Елтуку.

Начальник небольшого отряда развернулся и быстро ускакал вглубь лагеря. Кончак со своими людьми неспешно следовали за ними проходя мимо множества юрт. Через некоторое время они подошли к большой и дорого обустроенной юрте, стоящей в центре укрепленной множеством повозок вежи. Кончак спрыгнул с лошади и вошел внутрь. Посреди юрты горел небольшой костер, освещая своим желтым светом людей внутри. Молодой мужчина с выбритой головой и длинными усами без бороды поднялся и шагнул навстречу Кончаку.

– Не ждал тебя тут, брат. – холодно сказал Елтук.

Кончак пронзительно посмотрел на него. Квадратное лицо, высокий лоб, светлые, круглые глаза, рыжие усы. Он был похож на русича.

"Как быстро теряется наш истинный род в этих землях", подумал про себя Кончак.

– Тебя не было на похоронах отца. – серьезно сказал он Елтуку.

– И ты пришел сюда чтобы сказать мне это? – насмешливо бросил он, – мне было незачем там находится. Я получил в наследство много людей, рабов, скота и большое богатство, наряду с плодородной и широкой землей для выпаса скота. И зачем мне быть на похоронах старика? Разве он дал бы мне что-то еще?

– Наш обычай в том, чтобы почитать память наших великих предков. – Кончак был серьёзен.

– Не вижу в этом смысла. Как и не вижу смысла говорить с тобой. – глаза Елтука блеснули, – я распорядился чтобы вам выделили стойбище близ костра. Вас накормят, а завтра ранним утром можете отправляться к себе.

Елтук повернулся и сел на свои подушки возле трех жен, которые быстро обвили его своими руками, причем одна из них была значительно старше своего господина.

Кончак внимательно посмотрел на своего брата и негромко сказал:

– Если будет ссора между нами то станем слабыми, как и покоренные нами народы, такие как огузы и печенеги.

Елтук жестко посмотрел на Кончака твердым взглядом. В слабоосвещенном помещении белки его глаз ярко сверкали.

– Не напоминай мне про слабости. Я хочу покоя. Какой смысл что-либо предпринимать, зная, что в итоге тебя ждет провал? – с некоторым раздражением сказал он Кончаку.

Гнев закипел внутри Кончака. Он сжал кулаки, а его глаза наполнились огнем.

– Может именно потому отец принял такое решение? – немного прищурив глаза и посмотрев испепеляющим взглядом сказал Кончак, глядя прямо в глаза брату.

Елтук резко встал. Его широкая грудь часто вздымалась. Было понятно, что сейчас он находится в состоянии гнева.

– Кончак! Не смей мне об этом говорить! И не возвращайся больше к этой теме, если тебе дороги наши родственные связи! – Елтук тяжело дышал, а его кулаки были сжаты.

Кончак внимательно посмотрел на своего брата. Он понимал его чувства. Ведь преемником Атрака и его брата Сырчана стал именно он, Кончак, а не его старший брат Елтук. Размышляя над словами своего отца, Кончак понял, что Елтук не сможет стать великим ханом своей орды, ведь его взгляды и мировоззрение были отличны от его великого предка, Шарукана.

Опустив взгляд и немного задумавшись, Кончак глубоко вздохнул и посмотрев в лицо брату сказал:

– Прости, брат. Мои слова действительно были слишком резки. Надеюсь, что меж нами не будет зла. – он посмотрел в глаза брата и еще более понизив голос продолжил, – я пришел к тебе не для того чтоб искать ссоры. Ты и сам знаешь сколь сложное теперь время. Я хотел лишь удостовериться в том, что смогу рассчитывать на твою помощь.

Елтук посмотрел на младшего брата с некоторым недовольством, но не сказал крутившихся в голове мыслей вслух, а лишь коротко ответил:

– Мы одна семья, так будет всегда.

Он опустился к своим женам, которые быстро обвили его руками и ногами.

Кончак, не проронив ни слова он быстро вышел из юрты и направился к своим людям.

Они стояли неподалеку и ждали своего хана. Один из начальников над армией тяжеловооруженных ратников, Юрий, близкий друг и советник хана, которому было уже около шестидесяти лет спросил:

– Как поживает хан Елтук? Как оказал гостеприимство?

Кончак, с каменным лицом, подошел к своему коню и сказал:

– Сейчас мы быстро перекусим, напоим лошадей и двинемся в путь, не хочу тут задерживаться.

Воины удивленно переглянулись. Они поняли, что отношения двух братьев не такие простые, поэтому стоит быть готовыми ко всему.

К ним подошел один из начальников, посланный Елтуком.

– Хан Кончак, наш господин желает оказать вам и вашим людям гостеприимство. Пожалуйста, пойдемте за мной, я проведу вас к подготовленной к вашему приему юрте.

Хан вместе со своей свитой прошли за начальником к большому шатру, стоящему рядом с юртой Елтука. Все воины и местная свита, при виде Кончака низко кланялась, на манер русских бояр.

«А не плохо так он стал перенимать их обычаи. Хотя, с другой стороны, в этом есть свои достоинства» – подумал Кончак, глядя на расступившуюся перед ним аристократию.

На страницу:
1 из 4