Вадим А. Климов
О культуре в Барнауле. Том №9. 2013 г.

О культуре в Барнауле. Том №9. 2013 г.
Вадим А. Климов

Тексты сюжетов программы «Афиша» о культуре в г. Барнауле. Программа выходила в эфир с 1993 по 2016 гг. Том, №9, год 2013. Имена и события в культурном пространстве г. Барнаула. Книга содержит нецензурную брань.

О культуре в Барнауле. Том №9

2013 г.

Вадим А. Климов

© Вадим А. Климов, 2022

ISBN 978-5-0055-9200-2 (т. 9)

ISBN 978-5-0051-8547-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Здравствуйте, на протяжении 25 лет я был культурным обозревателем, рассказывал о культуре в городе Барнауле. Начинал в новостях, затем делал телепрограмму «Кемп», а потом передачу «Афиша», передача выходила почти 25 лет. Посмотрев на материалы программы «Афиша» я подумал, что из этого, может, получится сборник текстов. Это моя история культуры в одном городе с 2004 года. Хотя, передача «Афиша» начала выходить в эфир в 1996 году, но в моем архиве сохранились тексты только с 2004 года. Это уже 9 том. Год 2013.

В начале года я уезжал на новогодние каникулы, которые у меня затягивались до середины февраля и в эфире шли программы, которые мы называли «нетленки». Это были интервью, эпизоды спектаклей местных театров, концерты или клипы барнаульских исполнителей. С 2012 года выходила программа «Культурная столица» записывали мы ее в галерее «Республика ИЗО», это был интересный проект. Называлась она так, потому что губернатор края Александр Карлин в то время продвигал идею культурного развития города, которую назвал «Барнаул – культурная столица юга Сибири». У меня был интересные отношения с губером.

2013 год начался «Нетленками». А первая регулярная передача, наверное вышла 22 февраля.

22.02.13

Здравствуйте, меня зовут Вадим Климов. Я автор программы «Афиша»,

это программа о культуре в городе Барнауле. Я рассказываю о выставках, концертах, спектаклях, стараюсь не пропускать главные культурные события с моей точки зрения.

Может быть, для кого-то главным культурным мероприятием прошлой недели был концерт Фи. Киркорова, для меня главным стал фестиваль книги, поэтому мы посвятим этому половину программы.

На чашку чая в ресторан «Ку ку лекс» я пригласил известного писателя Анатолия Кирилина, говорили мы о местном литературном пространстве.

Дальше в программе три выставки, все в галерее «Республика ИЗО».

Будет сюжет про художника Юрия Эсауленко, 2 марта у него день рождение и этот день стал днем памяти этого гениального художника.

В финале программы будет немного анонсов. Начнем с разговоров про литературу.

Вступление или как говорят на ТВ «проход» или «подводка» в «Афише» были традиционным. Программа на протяжении многих лет мало менялась.

Кирилин

Анатолий Владимирович Кирилин – последний из плеяды советских писателей. Когда я с ним познакомился на семинаре молодых писателей в 1986 году, он казался молодым, а на самом деле он 1947 года рождения. Старше меня на 19 лет. Он меня откровенно не любил, но последние годы, благодаря Александру Быкову мы стали спокойно встречаться. В 2013 году Кирилин был председателем алтайского отделения Союза писателей. Понт с него давно сошел.

А. Кирилин.

Библиотека

Это интересная выставка для тех, кто еще читает местную литературу, для тех, кто вообще читает. На Алтае издается много разных книг; научная литература для узкого круга специалистов, презентационные книги, например, очередной, никому кроме управления по инвестициям не нужный толстенный фотоальбом природных достопримечательностей.

Во всем литературном валовом продукте публику интересует художественная литература и как не странно, научные труды историков. Об этом говорят и спорят, книги обсуждаются, авторам выговаривают комплементы или ругают последними словами. На выставке таких книг много, есть что посмотреть и почитать.

Местная художественная литература – явление особенное, книг местных авторов, как мне кажется, не читают, но про авторов говорят много. Меня удивило большое количество книг неизвестных мне писателей. Понятно, что всех я знать не могу, особенно не барнаульских авторов, но такого количества я увидеть не ожидал. О чем это говорит? Только о свободе художественно слова. Есть желание и возможности издавать свои произведения и авторы этим пользуются.

Отдельно стоит сказать о серии, которую издают на средства губернаторского гранта в рамках открытого конкурса. Помимо молодых поэтов Малыгиной и Образцова в этой серии стоит обратить внимание на книгу Александра Пешкова, который еще в конце 80-х годов отличался в своих текстах актуальными темами. И книгу Анатолия Кирилина – не позитивного публициста.

Ежегодный фестиваль книги, интересен для читающей публики. Местная литература находится в странном положении. Одни утверждают, что ее нет и читать не чего и что был только один писатель Шукшин и тот жил в Москве. Другие говорят, что книг много и есть, что почитать, только рекламы нет.

Эта выставка и показывает, что все не правы и книги есть и как можем их продвигаем. Посетите краевую библиотеку увлекательно и необычно как параллельный мир.

Вязенцев

Еще о книгах. Есть известные местные писатели; Гундарин, например, Вторушин. Их издают на родине. Но есть у нас писатель Вязенцев, который популярен в Сербии. Я уже несколько раз показывал его книги, изданные в этой стране, вот еще одна. А недавно стало известно, что его произведения попали в специальную государством изданную аналоги. Вот чудеса вот времена.

Я давно знаю Вадика Вязанцева, он играет на балалайке в самой дебильной группе – «Дубовая роща». Он очень талантливый человек, у него есть папа, который пишет стихи. А в начале 2000-х Вадика вынесло в Сербию, где он нашел друзей. Они решили издать стихи Вязенцева старшего. Чудны дела твои Господи.

Республика ИЗО

В галерее «Республика ИЗО» на окраине культурной цивилизации опять несколько выставок.

Начну с экспозиции «Кружева» Веры Бочковской. Она уже несколько раз показывала свои работы на разных выставках и надо заметить есть творческий рост. Автор все глубже зарывается в подсознание, выписывает нам мифологические истории, окружает архитипичными символами различных культурных эпох.

Бочковская плетет свои изобразительные сны, тут не может, иди речи о реальности, это иные представления. Она создает сложные конструкции, в которые заманивает зрителя. Ее работы не совсем кружева, они скорее паутина, очаровательная и загадочная когда на нее смотришь и губительная когда в нее попадаешь.

Я бы сказал, что Бочковская в изобразительной манере раскрывает для зрителя несколько слоев психологического состояния. На поверхности бабочки, они обычно у девочек в животе от счастья, глубже – рыбы, которые скользкие, но сильные и еще глубже монстры из народного эпоса и все это замешано на не уравновешенности и не уверенности. Все шатко и зыбко.

Произведения Бочковской интересно разглядывать и разгадывать, вычленять символы, знаки, составлять из них целую картину, которую потом так легко порушить и начать заново. Ее работы это позволяют.

В следующем зале «Республика ИЗО» выставка «Сборник» Геннадия Ракитина. Это выставка и устроена к 70-летию автора. Ракитин художник странный, он псевдопримитивист. Он пишет примитивно, но интересно. Мыслит в этой наивности, есть какая-то откровенность в его суждениях, открытость и простота, от которой становится неприятно за искусство. Автор настолько упрощает, что зрителю становится скучно.

Работы этого художника, некая попытка философствовать, вставить веское слово, емкое и грубое, что бы все поняли его. Но этого не происходит, публика воспринимает его работы не как философские высказывания, а как реплики не к месту. То есть в его работах есть идея, есть мысль, есть глубина и весомость, но автор говорит не там и не с теми и публика в этом не виновата.

Живопись Ракитина трудно воспринимается, потому что нет загадки, а есть излишняя простота. Не как у классических, наивных художниках, с их рябинкой и полосатыми ковриками. А условная простота, которая хуже воровства. Этот примитив навязчив как кокошники на хористках совкового народного коллектива имени колхоза 40 лет без урожая.

Мне работы Геннадия Ракитина интересны как раз этим, я вижу в них оригинальность. Выставка называется «Сборник» и половина экспозиции отдана портретам художника, сделанных разными местными художниками. Интересное решение устроить себе подарок к 70-летию, а почему бы и нет.

Еще в одном зале галери выставка «Горы», много интересных работ известных авторов все на одну тему – горы. А что может быть лучше гор? Тем более скоро туристический сезон. Пора в дорогу старина.

От Ракитина досталась большая работа. Я ее удачно продал. Теперь она висит на турбазе «Молодость» в горном Алтае. А выставка «Горы» – это беспроигрышный вариант на Алтае. Горы есть у всех художников.

Далее был сюжет про Юрия Эсауленко. Я повторял его каждый год.

Эс.

Он надломил в свое время художественное пространство Барнаула и не успел его разломать до конца. А надо было это сделать. Юрий Эсауленко художник, который за 15 лет творческой жизни сумел показать городу, что есть другое изобразительное искусство, где нет совка и пейзажной трусости, где есть фантастическая идея свободы в творчестве и соответственно в жизни.

Мне очень сложно говорить о феномене художника Эсауленко в изобразительном искусстве, потому что Юрий Эсауленко, художник, лидер актуального искусства в городе Барнауле, умер в 31 декабря 2000 года в последнюю ночь ХХ века в возрасте 33 лет.