Полная версия
Мифы Древней Греции
Только не прошло это преступление безнаказанным. Обрушилось безумие на убийцу, и долго бродил он по земле, никого и ничего не узнавая. Наконец сжалился над ним Зевс и очистил от скверны. Однако ничему не научил этот случай Иксиона. Задумал он новое преступление, решил соблазнить саму владычицу Геру.
Посмеялась богиня над лапифом, вместо себя на свидание послала тучу, которой придала свой образ. Не смог распознать обман Иксион и думал, что провел ночь с Герой, чем и похвастался перед друзьями. Узнал о случившемся, Зевс-громовержец, обрушился на дерзкого титана, приковал его к вечно вращающемуся огненному колесу и сбросил в Тартар. Там, в бездне, и доныне перекликается он со своим отцом.
Однако когда уже не было титана на земле, породило облако, с которым провел он время, полуконя-получеловека. Покрыл этот невиданный зверь стадо кобылиц в Магнезии, и возник на земле новый титанический народ, названный кентаврами26.
А Дия родила от Иксиона могучего сына Пирифоя, который со временем стал царем лапифов.
На одной земле стали жить лапифы и кентавры, но разве могут столь неистовые существа долго вместе ужиться? Стали спорить они за долины и реки, стали браниться и драться. Чтобы не лилась кровь, потребовали кентавры от Пирифоя уступить им, как наследникам Иксиона, часть владений лапифов. Отказал Пирифой, и началась война.
Сильны лапифы. Высотой они, как ели, силой подобны медведям, а крепостью тел – дубам. Идут в бой, а кажется, будто целый лес движется. Однако и кентавры не бессильные тени, кипит в них горячая кровь титанов, не боятся они сражения. Схлестнулись две силы, и обагрилась земля кровью. Отвоевали себе землю кентавры, после чего был заключен мир.
В это время Пирифой играл свою свадьбу с Гипподамией, на которую позвал многих героев со всей Эллады. Позвал он и кентавров, которые явились в немалом количестве.
Весело начался пир. Один за другим гости провозглашали тосты за молодых, рекой лилось вино, и не успевали слуги наполнять столы. Затуманила хмельная пелена глаза кентавров, перестали они свои желания сдерживать. Смотрят налитыми кровью глазами на лапифских женщин и между собой переглядываются. Недоброе дело замыслили они, решили похитить себе подруг. Ждали лишь, кто первым осмелится и подаст им пример. И вот встал на свои четыре ноги могучий кентавр Евритион. Был он признанным вождем своего племени, и гремела по всей Фессалии молва о его небывалой силе. Мог он, как соломинку, переломить столетнюю сосну, мог от скалы оторвать утес величиной с дом и метнуть его на сотню шагов, а в беге с самим ветром готов был состязаться. Не знал он пределов своим желаниям и ничем не ограничивал свою волю. Запрокинул Евритион голову и издал боевой клич. Обернулись гости на звук, а кентавр прокричал: «По древнему обычаю и праву силы похищаю я невесту. Кто смелый, бейтесь со мной или уйдите с дороги!»
Сказал и бросился к Гипподамии, схватил ее, но не смог унести, так как остановил его Пирифой. Схватились они не на шутку. Оба готовы были убивать, оба не знали жалости…
Видя это, другие кентавры стали хватать себе женщин, до которых могли дотянуться. Кинулись на защиту своих жен и дочерей лапифы, и превратился пир в бойню. С корнем вырывали кентавры деревья и бились ими, как палицами, топтали врагов копытами, крушили ударами могучих кулаков. Лапифы же и ставшие на их сторону гости-люди во главе с афинским героем Тесеем и эгинским царевичем Пелеем бились мечами и ножами.
Античная статуя. Фото из Википедии
Ручьями лилась кровь, смешиваясь с душистым вином из разбитых амфор, и падали убитые на раненых, а раненые на убитых.
В этот день прославился среди лапифов Кеней. Был он некогда девушкой по имени Кенея, которую полюбил Посейдон. Но не хотела она женской доли, потому, когда пообещал бог выполнить любое ее желание, попросила она сделать ее неуязвимым в бою мужчиной. Выполнил Посейдон эту просьбу, и появился на свет герой Кеней. Не брало его никакое оружие, но не обладал он бессмертием. В день кровавого пира смело бросался в бой Кеней, разя противников мечом и кинжалом. Немало кентавров убил он, оставаясь невредимым, но догадались полулюди-полукони, как его сразить. Завалили его древесными стволами, вдавили в землю, и задохнулся герой.
Сначала победа склонялась к кентаврам, но на шум спешили к месту боя лапифы со всей округи. Все больше и больше было их, и обессилили кентавры. Сломила их сила. Один за другим стали они вырываться из схватки и спасаться бегством. Окровавленные, с дикими глазами и растрепанными бородами, неслись они, не разбирая дороги. Сталкивались со спешащими на бой новыми отрядами лапифов и вновь убивали или падали убитыми.
Хоть и был пьян от вина и крови Евритион, понял он, что не одолеет врагов. Собрал вокруг себя уцелевших кентавров, выстроил их колонной. В первых рядах бок о бок стали сильнейшие из них. Живой стеной прикрыли слабых и раненых. Впереди всех сам вождь встал. Осмотрелся Евритион кругом. Повсюду враги. Окружили лапифы кольцом своих гостей-врагов, чуть передохнут – и пойдут в новую атаку, со всех сторон ударят, собьют кентавров в кучу, где не смогут те использовать ни скорость свою, ни мощь таранного удара. В тесноте перережут люди дикое племя кентавров.
Решил Евритион, что если погибать, то в лихой атаке, забрав с собой в Аид как можно больше врагов. Выбрал он место, где меньше лапифов было, и повел своих воинов на прорыв. Задрожала земля, когда начали они свой разбег. Сначала шли кентавры шагом, потом на рысь перешли, а там и в галоп пустились. Набрали скорость и обрушились на врага единым клином. Огласили воздух предсмертные крики и стоны, загремел боевой клич.
Не было места в этой атаке единоборствам, не было места ратному искусству. Голой силой давили людей кентавры, таранили грудью, сбивали с ног и затаптывали насмерть. Когда падал один из кентавров, на его место вставал следующий, и продолжала движение колонна. По трупам друзей и врагов вырвались кентавры на свободное пространство, теперь уж не догнать их лапифам.
Немногим четырехногим удалось спастись и вернуться домой, но узнав о произошедшем на свадебном пиру, поспешили собраться вместе все кентавры Эллады. Не признали они вину сородичей, решили отомстить, и встал во главе их Евритион-мужеубийца.
Началась новая война. Все вместе напали кентавры на лапифов, и много героев пало с обеих сторон. Наконец изгнали кентавры врагов с горы Фолои в Аркадии и посчитали, что достаточно наказали лапифов. На этом завершилась война. Выжившие лапифы переселились в Малею, а кентавры поселились на Фолое, откуда совершали набеги на окрестные людские поселения. Так продолжалось до тех пор, пока не напали кентавры на Геракла, который, защищаясь, убил большую часть этого племени, а оставшихся рассеял по всему миру.
Часть 3. Боги и люди
Появление людей
Прошли века с воцарения Зевса. Много стало бессмертных на Земле, но все равно не смогли они ее всю заселить. Оставались пустынны долины и леса, и тогда создали боги растения, птиц и животных, чтобы те радовали глаз олимпийцев.
И вот однажды братья Прометей и Эпиметей, дети древнего титана Иапета, из земли, глины и воды слепили существо, которое назвали человеком. Дали творцы ему тело, созданное по образу богов и титанов, и вложил Прометей в свое творение разум. Поскольку человек получился слабым и беззащитным, титан похитил для него в кузнице у Гефеста частицу божественного огня, а также обучил ремеслам, искусствам и наукам. Так, благодаря Прометею, умом и способностью творить стал человек подобен бессмертным, хоть и бессильным казался по сравнению с богами.
Не понравилось это великому Зевсу, решил он сыграть с новыми обитателями земли злую шутку. По велению царя богов из глины и воды Гефест создал женщину, а все олимпийцы одарили ее подарками. Так, Афродита дала ей красоту, Гермес наградил ее хитростью и коварством, Афина научила делать одежду. Назвали боги ее Пандорой и подарили Эпиметею.
Наделен был умом и даром предвидения Прометей, чувствовал, что быть беде от этого дара27. Убеждал он брата не принимать подарок, но так прекрасна была женщина, что не послушал его Эпиметей, взял Пандору и сделал своей женой.
Нужно сказать, что в доме титана был особый сосуд-пифос, в котором были заперты беды и несчастья. Предупредил муж Пандору, что запрещено открывать этот пифос, но не знал он силы женского любопытства. Однажды, когда супруга не было дома, захотелось новой хозяйке узнать, что же внутри сосуда. Вскрыла она его и заглянула внутрь. В тот же момент вырвались беды на волю и обрушились на человеческий род. Знал Зевс, что так будет, оттого и повелел создать Пандору для наказания людей и их творца.
От союза Эпиметея и Пандоры родилась Пирра, первая не сотворенная, а рожденная представительница рода людского. Была она смертной, хоть и долгоживущей, и потомство ее не знало бессмертия.
Расплодились люди по земле, стали обрабатывать поля и строить города. Брали люди в жены себе нимф, выходили человеческие женщины замуж за титанов, возникали от этих союзов новые племена и народы.
Долго ли коротко, но стал править в Аркадии царь Ликаон, дочь которого Каллисто стала спутницей богини охоты Артемиды и поклялась вечно сохранять целомудрие. Однако была она так красива, что на нее обратил внимание сам Зевс. Великий бог принял образ Артемиды и разделил ложе с девушкой, которая от этой связи родила сына, названного Аркадом. Об этом узнала Гера и превратила Каллисто в медведицу. Вернувшись и увидев перед собой дикого зверя, Артемида выстрелила из лука и, не подозревая об этом, застрелила свою служанку.
Осиротевшего младенца Аркада нашли пастухи и отнесли к деду Ликаону. Узнав о позоре и смерти дочери, царь возненавидел Зевса и решил отомстить. Когда однажды громовержец пришел к нему в гости, Ликаон приказал убить и зажарить Аркада. И вот на ужине Зевсу поднесли блюдо, приготовленное из его родного сына. Однако, увидев еду, Зевс понял, что это за мясо, и, разгневавшись, убил молниями сыновей царя, а самого Ликаона превратил в волка.
После этого случая Зевс решил уничтожить все человечество и приказал водам затопить землю.
Однако это намерение не осталось в тайне от Прометея, который решил помешать богу. Тем более что у самого Прометея уже был сын от женщины – Девкалион, который в свою очередь был женат на Пирре.
Следуя указаниям отца-титана, Девкалион построил ковчег, в котором со своей супругой благополучно переждал потоп28. Когда воды сошли, Девкалион воззвал к богам с просьбой восстановить человеческий род. Ему ответила титанида Фетида, которая сказала: «Покройте головы ваши и бросайте кости праматери через голову». Девкалион и Пирра догадались, что под праматерью имеется ввиду Мать-Гея, поэтому они стали собирать и бросать за спину камни – кости земли.
При приземлении брошенные Девкалионом камни превращались в мужчин, а брошенные Пиррой – в женщин. Кроме того, обычным способом родились у Девкалиона сыновья Эллин29 и Амфиктион, а также две дочери – Фия и Протогенея30. Так возродился людской род, причем теперь Прометей был не просто его создателем, но и прямым предком.
Девкалион воздвиг алтарь олимпийским богам и предписал своим потомкам чтить богов и приносить им жертвы. В городе Меконе, построенном между реками Асоп и Гелиссон, боги и люди восстановили свои взаимоотношения и установили жертвенные ритуалы.
Причем Прометей снова решил помочь людям. Он заколол жертвенного быка и, расчленив, разделил его части на две кучи. В одну он сложил вкусное мясо, но сверху положил желудок, чтобы эта куча казалась дешевыми потрохами. Другую кучу он сложил из костей, которые искусно прикрыл жиром, чтобы они казались аппетитным мясом. Когда пришел Зевс, титан предложил тому самому выбрать, какую часть быка люди должны приносить в жертву богам, а какую могут брать себе. Обманулся хитростью титана громовержец и выбрал ту часть, в которой были кости. Поэтому, когда люди приносят жертвы богам, они сжигают на алтаре только кости жертвенных животных, а мясо едят сами.
Обидевшийся на обман Зевс отказался давать людям огонь, но Прометей тайно его похитил и передал своим потомкам. За это владыка Олимпа сурово покарал титана. По его приказу Гефест приковал Прометея к скалам Кавказа. Ежедневно к узнику прилетал орел, который выклевывал титану печень, а за ночь она снова отрастала. Так день за днем страдал бессмертный титан, решившийся посмеяться над грозным богом.
Дары богов
Сначала боги весьма скептично смотрели на людей, но со временем пришло к ним понимание, что могут быть люди полезны олимпийцам. Стали боги помогать людям. Дал им Зевс законы, научил Гефест обрабатывать металлы, а Афина – строить корабли.
Став владыкой мира, установил Зевс Кронид свой порядок на Земле, каждому богу придумал такое дело, чтобы соответствовало оно его внутренней природе и приносило общую пользу. В людей же он вложил стыд и совесть, по примеру богов установил среди смертных царскую власть, вместе с Афиной научил людей законам, стал защитником семьи и дома, охранителем традиций.
Решил громовержец сделать мир безопасным и упорядоченным, а для этого уничтожить древних чудовищ и смирить стихийных, буйных, титанов, не признающих ни царской власти, ни законов. Сбросил для этого громовержец в Тартар самых сильных титанов, а истребление прочих чудовищ возложил на плечи своих сыновей, богов и полубогов.
Велел Зевс людям соблюдать закон гостеприимства. Никто не должен был отказывать путникам в крове и пище, а за преступления против гостя стал сурово карать бог.
Иногда, приняв человеческий образ, сходил громовержец на землю и неузнанный никем странствовал от города к городу, помогая праведным людям и карая преступников. Однажды лежал путь бога через Фригию, и застала его ночь в городе Тиана. Стал Зевс стучаться в ворота разных домов, прося, чтобы его пустили переночевать. Однако не открывали хозяева, не хотели помочь страннику. Лишь в бедном доме, где жили старые супруги Филемон и Бавкида, нашел бог приют и скромный ужин. Чтобы почтить гостя старики даже решились зарезать и зажарить своего единственного гуся. Однако Зевс запретил это делать. По его слову вдруг на столе стали появляться роскошные кушанья и вина, и открыл громовержец испуганным хозяевам, кого они приютили. Вознес Зевс стариков на вершину ближайшей горы и приказал воде затопить город. Мгновенно пошел ливень, поднялась река, и покрыли ее воды все дома, кроме хижины Филемона. Погибли жестокие жители, и их судьба стала наукой всем жадным людям. После этого вернул он Филемону и Бавкиде молодость, а их дом превратил в белокаменный храм. Кроме того, пообещал владыка мира выполнить любую просьбу добрых фригийцев. Захотели они стать жрецом и жрицей в храме Зевса и умереть в один день, чтобы ни одному из них не пришлось жить без другого. Выполнил это желание бог, и после многих лет счастливой жизни в день смерти превратились супруги в два дерева, растущих из одного корня.
Спор богов за Афины
Плодородна земля Аттики, удобны ее гавани, полны леса дичи, защищают от северного ветра крутобокие горы. Первым жителем был тут рожденный Геей змееногий Кекроп. В понравившемся месте на одной из скал основал он крепость-акрополь. Хоть и был он схож обликом с гигантами, но почитал богов и их законы, приносил жертвы олимпийцам, совершая возлияния водой и сжигая на алтаре ячменные лепешки. Когда появились первые люди и пришли в Аттику, построил Кекроп для них город.
Увидели боги, что скоро будет эта земля богатой и населенной, и захотели тогда Афина и Посейдон, чтобы жители нового города считали их своими покровителями.
Ударил Посейдон своим трезубцем в скалу, и забил из нее источник с морской водой. «Моя эта земля!», – сказал морской владыка, а жителям в дар принес коня. Тогда Афина вонзила копье в землю, и выросло оливковое дерево. Не могли решить люди, чей дар полезнее, а может, боялись оскорбить одного из небожителей, и обратились к Зевсу как к судье. Двенадцать богов созвал громовержец, и посовещавшись, вынесли они вердикт: олива полезнее для людей. С тех пор город стал называться Афины и находился под покровительством дочери Зевса.
Триптолем
Богиня плодородия Деметра подарила царевичу Триптолему семена пшеницы и вместе с Афиной научила его возделывать этот злак. Первым из людей вспахал Триптолем землю и первым получил урожай зерна. Оценив прелести новой пищи, отправился царевич в путешествие по всему миру, уча людей возделывать землю. Чтобы облегчить его путь, Деметра подарила ему крылатую колесницу, запряженную парой драконов, а сама охраняла в пути. Во время своего великого путешествия пришел царевич в землю скифов. До сих пор добывали они себе пищу охотой и разведением скота, поэтому вынуждены были кочевать с места на место. Была их жизнь сложна и сурова, часто приходилось им воевать с соседями за пастбища для своих стад, а потому отличались скифы выносливостью, силой и воинственностью.
Узнав о новой пище, которая сама растет из земли, решил скифский царь Линх, что, став земледельцами, утратят его подданные храбрость и боевой дух.
– Плохой подарок принес ты нам, чужеземец! Не для нас скучный труд в грязи! Подходит твоя пшеница лишь покорным травоядным животным, а мы же привыкли есть мясо, которое добываем своим оружием, – сказал скифский владыка гостю.
Чтобы не превратились его воины в земледельцев, решил Линх убить чужака, но едва он подумал об этом, сверкнула молния в царском шатре, и появилась перед ним сама Деметра.
– Царь, ты жесток, словно дикий зверь. Видимо, по ошибке досталось тебе человеческое тело, так я исправлю эту ошибку, – произнесла богиня и положила руку на голову Линха.
В тот же миг превратился скифский правитель в хищную желтоглазую рысь. Видевшие это скифы приняли от Триптолема зерно и стали обрабатывать землю. Те же скифы, которые не стали свидетелями чуда, остались скотоводами.
Гнев богов
Но все же, помогая людям, не считали боги их себе ровней и жестоко наказывали смертных, если те хоть чем-то оскорбляли гордость божества. Не знали олимпийцы жалости ни к взрослым, ни к детям. Не уставали боги напоминать смертным, чья воля главенствует в мире. Так, однажды царь Кампаней осаждал город Фивы и, идя на штурм, поклялся, что захватит город, даже если боги будут против. Впереди всего своего войска по лестнице взобрался он на крепостную стену, но в этот момент ударила молния, и полетел головой вниз гордый царь. Так ответил Зевс на бахвальство смертного.
Ниоба
Радовалась своей судьбе Ниоба, дочь Тантала. Был её мужем славный царь Амфион, смертный сын бессмертного Зевса. Ломилась от серебра сокровищница, несчетны были отары овец и табуны коней. Но главным поводом для гордости царицы были ее четырнадцать детей. Семерых храбрых сыновей и семерых красавиц дочерей родила она мужу. Каждый ребенок Ниобы был так богато наделен талантами, что выделялись они среди простого народа, словно дубы среди тростника. Прекраснейшими из людей считались царские дети, и радовались родители, глядя на них.
Похвасталась однажды Ниоба, что превзошла она богиню Лето, ведь у той лишь двое отпрысков. Вспыхнула от ярости Лето и отдала суровый приказ своим детям. Слетели с Олимпа Аполлон и Артемида.
Охотились в тот момент сыновья Ниобы на горе Киферон, туда и отправился Аполлон. Отдыхали братья после охоты на вепря, когда вышел к ним бог. «Защищайтесь, если сможете!», – крикнул им бессмертный, поднимая лук. Кинулись к оружию юноши, но не один не успел схватиться за копье, всех их на бегу поразил Аполлон своими золотыми стрелами.
Артемида в это время вошла в царский дворец. Не хуже брата стреляла она из лука, легко находили ее серебряные стрелы цель. Пала одна царевна на пороге, вторую нашла богиня на кухне, еще двух расстреляла богиня у прялки… Окруженная серебристым сиянием проходила Артемида комнату за комнатой, убивая дочерей Ниобы. Вот уже шесть девушек бездыханными лежат на полу, осталась живой одна Мелибоя, которая, увидев расправу, спряталась в дальнем чулане. Но вот нашла и ее богиня, не спеша наложила Артемида стрелу на тетиву, натянула свой лук, но в этот миг с плачем взмолилась девушка к Лето, обещая в обмен на жизнь построить храм в честь богини. Услышала Лето этот плач и остановила свою дочь, подарив жизнь единственному ребенку Ниобы. От пережитого ужаса Мелибоя так побледнела, что с тех пор ее стали называть Хлоридой, то есть бледной.
Ниоба, узнав о смерти детей, от горя превратилась в камень, а ее муж напал на святилище Аполлона и погиб в бою с богом.
Арахна
Во многих ремеслах и искусствах была сильна Афина, придумала она флейту, научила людей строить корабли, создала плотницкие инструменты, но любимым из мирных дел для богини было ткачество. Дивные полотна из цветных нитей создавала Афина, украшала их так, что казались живыми рисунки. Ткала она одежду себе, бессмертным и лучшим из смертных героев. Чтобы облегчить этот труд, придумала многомудрая ткацкий станок, который подарила людям. С тех пор ткачихи почитают Афину и молятся ей перед началом работы.
Быстро осознали люди прелести одежды из ткани и отказались от звериных шкур. Появились среди людей искусные мастерицы, которые делали богато украшенные полотна. Лучшей из лучших считалась ткачиха Арахна из города Колофон. Однажды так возгордилась она, что вызвала на состязание саму Афину.
Возмутилась богиня такой дерзости, но сразу не стала ничего делать. Превратилась она в старуху и пришла в дом к ткачихе. Попыталась богиня отговорить женщину от безрассудства, ведь не должны бессильные люди даже сравнивать себя с олимпийцами. Но уверена была в своих силах Арахна, не боялась она поставить себя вровень с дочерью Зевса.
И состоялось тогда состязание. Думала богиня посрамить зазнавшуюся смертную. Выткала Афина на белоснежном холсте сцену своей победы над Посейдоном в споре за Аттику. Так выткала, что словно живые получились боги, а листья оливкового дерева колыхались от невидимого дуновения ветра.
Изобразила Арахна на своем полотне приключения бессмертного Зевса. Никогда еще так вдохновенно она не работала. Не лучше, чем у богини, получился ее труд, но и не хуже. Сравнялась она мастерством с Афиной. Вспыхнули гневом глаза гордой богини. Схватила она полотно соперницы и разорвала его на мелкие клочки, а саму женщину челноком от ткацкого станка в лоб ударила. Не выдержала такой обиды Арахна и с плачем убежала. Люди же, которые пришли оценить итоги состязания, увидели только работу Афины. Решили они, что Арахна не смогла ничего достойного сделать и восславили богиню, а над женщиной посмеялись.
Не смогла жить с таким позором Арахна, свила она веревку и на ней повесилась. Однако не дала ей богиня умереть, превратила она женщину в паучиху.
– Живи, непокорная. Теперь ты вечно будешь ткать, но не ради хвастовства, а чтобы существовать, – вынесла Афина приговор той, что дерзнула усомниться в превосходстве богов. С тех пор никто из земных мастериц не рискует сравнивать свою работу с божественной.
Покарала богиня и девушку по имени Мирмека, которая чтобы похвастаться, сказала, что это она изобрела плуг. Афина же считала, что это она первая придумала плуг, поэтому, услышав хвастовство девушки, разгневалась и превратила Мирмеку в муравья.
Змееволосая Антигона
Выше гор была гордость троянского царя Лаомедонта. Все, о чем только мог мечтать смертный, было у владыки, и твердой рукой правил он своим городом, не догадываясь, что ждет его кровавый конец. Под стать отцу была и царевна Антигона, с детства привыкшая во всем быть лучшей. Гордилась она своим отцом, своим богатством и умом, но больше всего своей внешностью. Ни одна красавица не могла сравниться с царевной ни благородством осанки и жестов, ни белоснежностью кожи. Не могли мужчины спокойно выдержать глубину взгляда ее карих глаз. Но больше всего восхищали всех, видевших Антигону, ее волосы. Роскошные локоны густыми волнами спадали на плечи девушки, переливаясь и чаруя взгляд. Две рабыни каждое утро расчесывали свою госпожу золотыми гребнями, перевивали косы жемчужными нитями и укладывали их в замысловатую прическу.
Осмотрела однажды себя в зеркало Антигона и спросила служанок, есть ли в мире, кто-либо красивее ее?
– Нет тебе равных, госпожа, – ответили ей девушки. – Ты подобна богине!
– Только подобна? – кокетливо воскликнула царевна. – А может я красивее иных богинь!
Подошла она к фреске, на которой была изображена великая Гера, стала рядом и произнесла:
– Сравните, я ведь красивее, а уж с моими волосами куцую прическу богини и сравнивать нельзя.