bannerbanner
Меря
Меря

Полная версия

Меря

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

В конце XIX начале XX века раскопки в Тимереве проводил И. А. Тихомиров.

В начале ХХ века работы на Сарском городище продолжил известный художник и археолог Н. К. Рерих. Коллекция найденных им вещей (25штук) хранится в Государственном Эрмитаже. В Петербургском институте материальной культуры хранится отчёт о работе этого исследователя.

Примерно в то же время исследовал это городище и ростовский краевед А. А. Титов.

Особых подвижек в изучении мерянской культуры эти исследования уже не внесли. И в 1924 году в одной из своих работ А. С. Спицын писал, что меря по-прежнему остаётся для нас совершенной загадкой…

Однако, процесс изучения культуры мери в ту, советскую уже, эпоху вспыхнул с новой силой. И начался он сразу же после пессимистических заявлений А. А. Спицына.

Первые в этой подвижке работы провёл Э. Эдинг.

Уроженцу города Ростова Великого – одного из центров мерянского расселения, видимо, самой судьбой было дано стать виднейшим знатоком культуры сего загадочного народа. С детства познавший прикосновение к его тайне он с увлечением взялся за это дело. К тому же поддержка ему была огромной – крупнейшие российские и иностранные учёные, среди которых был и А. А. Спицын, выступили с одобрением задуманных работ.

И в 1924 году силами Ростовского музея он начал раскопки Сарского городища – самого знаменитого и значительного из известных поселений мери.

Энтузиазм населения при этом был также немалый. Члены Ростовского Научного общества по изучению местного края, студенты Ярославского университета и местные школьники приняли активное участие в этом деле.

Результаты тоже оказались весомыми. Не смотря на затрудняющие работы старые раскопы за два года исследований, были определены характер самого городища и характер деятельности его жителей, расположение поставленных в разное время валов, проходов в них, наличие прочих защитных сооружений.

Результаты тех работ были им опубликованы в монографии «Сарское городище», изданной Ростовским музеем Ярославской области в 1928году.

Ну а затем эстафету изучения культуры центральной мери подхватил ещё более авторитетный в будущем учёный П. Н. Третьяков. И с ним уже связаны новые по отношению к летописным мерянским землям, места.

Уроженец Костромской земли, также, как потом оказалось, имеющей связи с народом меря, этот человек в школьные ещё годы увлекался самостоятельным изучением древностей своего края. А дальше был факультет языка и истории материальной культуры, Ленинградского университета, где он воспитывался на лекциях таких маститых учёных того времени, как А. А. Спицын, А. А. Миллер, П. П. Ефименко и многих других.

Особенно близким среди них Третьякову стал Ефименко – крупнейший специалист, как в области древнейших периодов истории, так и в области культур средневековых славян и поволжских финнов, – человек со своими особыми на историю, взглядами. Он-то во многом и повлиял на взгляды самого Третьякова.

В1930 году, начинающий учёный получил диплом археолога и музееведа. А к 1933 году он приобрёл ещё и неплохой опыт археологических работ на Дону и в Чувашии. Ну а затем молодой специалист был приглашён возглавить руководство археологических разработок на больших участках верхневолжских земель, намеченных под затопления и создания там водохранилищ.

И как потом выяснилось, в местах тех находились многие очень интересные, в том числе и связанные с мерей, археологические объекты.

Первым делом были проведены разведочные раскопки ряда верхневолжских селищ V – VII веков. В их числе оказался и очень характерный памятник позднедьяковской, и, в какой-то степени, также мерянской, культуры – Попадьинское селище под Ярославлем.

В 1934 – 1935 годах исследователи полностью раскопали позднедьяковское городище у деревни Березняки, также имевшее некоторое отношение к культуре ранней мери.

По результатам тех работ П. Н. Третьковым была выдвинута интересная, хотя и не совсем на то время новая, идея о приходе мерянского населения на Верхнюю Волгу из иных мест (впервые же её озвучил преподаватель Третьякова Ефименко). Это, на взгляд молодого учёного, исключало картину происхождения мери от местных дьяковцев.

Ну а дальше полевое изучение мерянских древностей было связано с исследованиями Е. И. Горюновой – очень разносторонним учёным, специалистом, как в сфере археологии, так и в смежных дисциплинах: палеоантропологии и этнографии. С её именем связано распространение поиска следов мери на волжское левобережье, где до этого проводились лишь незначительные разведочные работы. В середине ХХ века она несколько лет занималась раскопками Попадьинского селища под Ярославлем и Дурасовского городища под Костромой. А ещё она известна как непримиримый защитник традиционного взгляда на происхождение мери, т.е. вывода мерянского населения непосредственно из местной дьяковской культуры.

Оппонировал же ей, как нетрудно догадаться, П. Н. Третьяков – приверженец новых идей в этом непростом вопросе, видевший мерю в качестве пришельцев из более южных районов.

По результатам своих работ П. Н. Третьяков и Е. И. Горюнова изложили доводы в, опубликованных ими, отдельных монографиях, где авторы доходили в своих рассуждениях до очень острых споров.

В 1938 – 1939 годах Я. В. Станкевич провела раскопки курганных комплексов у сёл Тимерево, Михайловское, Петровское около Ярославля, привлекавших внимание учёных ещё с XIX века, но серьёзных исследований там в то время не проводилось.

Результаты её работ затем проанализировала и обобщила М. В. Фехнер в сборнике «Ярославское Поволжье X – XI века», изданном Ярославским Музеем – заповедником в 1963 году.

В 70-х годах в том же районе, у д. Б. Тимерево раскопками смешанного меряно-славяно-скандинавского поселения занимался И. В. Дубов.

В 60-х – 80-х годах разведку и раскопки славяно-мерянских и мерянских поселений проводили В. П. Глазов, В. А. Лапшин, И. В. Исланова, А. Е. Леонтьев.

Особенно яркой была работа А. Е. Леонтьева, занимавшегося культурой ростовской части центральной группы мери. В70-е – 80-е годы, с небольшими перерывами, он вёл раскопки, уцелевшей после прежних исследований, части Сарского городища. Результаты всех предыдущих работ и личных раскопок были обобщены им в отдельных статьях и, в вышедшей в свет в 1996 году, монографии «Археология мери». Этот учёный также защищает новый взгляд на её происхождение.

Материалами Костромской и Ивановской группы мери примерно в это же время успешно занимался уроженец Ивановской области, видный финно-угровед Е.А.Рябинин. Его книга «Костромское Поволжье в средние века», где были обобщены многолетние работы автора, увидела свет в 1986 году.

Свой вклад в изучение мерянского наследия внесли и лингвисты. В 1985 году в киевском издательстве «Наукова Думка» вышла книга О. Б. Ткаченко «Мерянский язык», в которой автор с определённой долей успеха попытался показать отдельные элементы и характеристики этого, несуществующего уже языка, определить степени связей его с языками ныне живущих финно-угорских народов.

Большая работа проведена в области мерянской топонимии. Ей в той, или иной степени занимались многие исследователи. Среди них такие известные лингвисты, как финский учёный Я. Калима, М. Фасмер, Е. М. Поспелов, А. И. Попов, А. К. Матвеев, финская исследовательница А. Альквист.

Здесь, как и в археологическом деле, не обошлось без серьёзной полемики, весьма оживившей исследовательский мир. А именно, двое последних в этом списке учёных провели на страницах нескольких номеров журнала «Вопросы языкознания» бескомпромиссную и очень полезную для выяснения характерных мерянских топонимов дискуссию. Позднее к ней присоединился ещё один очень авторитетный лингвист А. М. Шилов.

Всем этим учёным и их плодотворной деятельности мы в первую очередь и обязаны сведениями о мерянской культуре, речь о которой пойдёт в следующих главах.

Поселения, связанные с мерей

Солнце светит золотое

Блещут озера струи…

Здесь величие былое

Словно дышит в забытьи.

Ф. Тютчев.

Всё первое, остаётся в памяти, как правило, прочней и полней обычного. Вот и первый мой теплоход, и первый мой судовой рейс и особенно начало его я вспоминаю всегда в самых, почти точных, подробностях.

Шли первые дни июня, и пух тополей плыл лёгкой позёмкой по ленинградскому асфальту. Пух ложился мне на фуражку, белым кружевом стелился на фланельку и гюйс, цеплялся за материю брюк.

Торопливо стряхивая его одной рукой, а другой – схватив чемодан, я вбежал в раскрывший гремучие двери автобус и плюхнулся на свободное поблизости место.

– Не на 151-й Волго-Балт? – спросил, оглядев меня с сиденья напротив, рослый черноусый парень в белом плаще.

– Да! – удивился я.

– Я оттуда, ждём мы рулевого-моториста, сказали, что практиканта с училища пришлют…

Мы вышли у  Александро- Невской Лавры, познакомились.

Мой неожиданный попутчик и будущий коллега – Альгирдас (он был литовцем) повёл меня к причалу, блестевшей уже неподалеку, Невы.

Под берегом открылись, стоявшие рядами, суда.

– Альгирдас, к нам курсант? – крикнул, перегнувшись за леер мостика, со стоявшего ближним корпусом теплохода, в форменной кремовой рубашке полноватый человек.

– Да, – откликнулся мой спутник, добавив тихо в мою сторону, – капитан.

– Хорошо! – улыбнулся капитан, – уважаю курсантов, поднимайтесь оба сюда.

Мы поднялись в судовую рубку…

Сияние капитанского лица слегка поблёкло, когда он узнал, что это первая моя штатная практика и в транзитных рейсах я ещё не бывал.

– Ладно, – сказал он после паузы, – рулевого-моториста мне всё равно надо, научишься. Ты вот что, – повернулся он к Альгирдасу, – веди его к старпому, пусть устраивается – и, хлопнув меня по плечу, подтолкнул к двери…

Наутро, после вечерних любований, играющими в иллюминаторах, береговыми огнями и почти бессонной с непривычки ночи от дрожи переборок и шума моторов, спешащего в рейс теплохода, я стоял на руле, получая навыки судоводительского дела.

Судно резало штевнем, играющую светлым серебром, водную рябь. Перед глазами в ширь и даль, распахивало просторы Ладожское озеро.

Я, начинающей уже привыкать к ответственному делу, рукой нажимал на румпельный рычаг, полным вниманием старался опередить неожиданные перемещения компасной картушки прочь от курса, и под бдительным оком, несущего вместе со мной вахту, старпома, постигал азы судоводительской профессии.

Процесс мне нравился, и захватывал, и скоро судно весьма устойчиво шло по своему курсу, оставляя за кормой, почти безукоризненно ровный, кильватерный след.

– Курить здесь можно, если куришь, вон пепельница, – показал старпом на блестевшую чистотой, миниатюрную металлическую чашечку рядом с компасом.

Я достал из кармана сигареты, спички, закурил.

– Кури, да на курс-то гляди, – поучал старпом, – вон опять рыскать пошёл. Не отклоняйся. Сколько там у тебя?

– Всё как надо, пятьдесят пять.

– Ну-ну, так и держи. Здесь-то в озере ничего особо опасного пока нет, но всё же аккуратней будь.

– Стараюсь.

– Ладно, тоже закурю, – извлёк он из своей пачки сигарету, – раньше, как ты, «Аврору» курил, а теперь вот помягче, «солнце» пробую…

Закурив, он надолго задумался…

– Дальше, каналом тяжелей, наверное, будет? – попытался я втянуть его в разговор.

– Да, – как бы спохватившись, быстро заговорил он, – там Свирь, на ней не соскучишься, а дальше шлюза Волго-Балта, это уж не фунт изюма. Сам увидишь, – сложный путь! Богат он своими участками…

Да и своей историей, – добавил он, многозначительно задумавшись, как бы ожидая моего заинтересованного вопроса.

Я не замедлил его задать: – И какая же у этого пути история?

Старпом снова неторопливо закурил, с минуту подумал, уставившись в озёрную даль и начал, как бы издалека, задумчиво: – Вот мы этим рейсом весь путь пройдём от Балтики и до Каспия, от моря и до моря. А этот путь, эта соединённая водная система существует ещё от Великого Петра…

Старпом долго рассказывал про петровские в этом деле начинания, про мариинскую водную систему, про создание Волго-Балтийского пути… Слушать его было интересно и не замечалось время, летящее на долгом озёрном пути…

– Вот так, такие были дела, дела были такие, – наконец как-то уже отвлечённо забормотал он, вглядываясь в горизонт и потом строго скомандовал: – Право руля, курс – 172, – и после короткой паузы вполголоса спокойно добавил – На Свирский маяк будем выходить…

– Да что мариинская система? Планы Петра? – продолжал он, когда судно вышло на новый курс, – ещё скандинавские викинги задолго до того освоили этот путь, с Балтики на Волгу без всяких каналов проходили на своих ладьях.

– Это как?

– А так, где ходом, где волоком от водоёма до водоёма суда на катках перетаскивали, с Невы в Ладогу, с Ладоги в Свирь, со Свири на Онегу, оттуда в Белое озеро, а там по Шексне в Волгу, а там до Булгарии и дальше до Каспия и по морю тому. Сей маршрут тогда «Путём из варяг в персы» назывался…

Старпом примолк, медленно закурил, встроил взгляд в горизонт, из которого по курсу вырастал полосатым конуском дальний Свирский маяк…

– Да что викинги? – вскоре продолжил он, – и более древние народы здесь ходили. Как-то тут, давненько уже, стояли мы в Старой Ладоге, там за Волховской губой, – махнул он вправо рукой, – случилось встретиться мне с археологами, так вот они порассказали много интересного. Например, в том районе кроме памятников известных славянских и скандинавских, как сама Старая Ладога, известны и более древние объекты истории – сопки – курганы такие погребальные. Так вот, в них обнаруживали по многу захоронений. Самые поздние захоронения – средневековые славянские, а ранние – это VI – VII века – прибалтийско-финские и ещё какие-то. То есть до славян ещё – предков наших, они сюда спускались. А эти сопки, как ни говори, по псковским да новгородским землям идут и дальше по Мологе, аж до Рыбинского водохранилища. Дьяковская, как они сказали, культура. А до прибалтов тех и более древние народы странствовали этим путём. Например, очень загадочный, как они сказали, народ бронзового века – «фатьяновцы». Где же они могли проходить такие расстояния?.. Конечно по рекам, на плотах, челнах, по свободным от зарослей берегам. Здесь и более удобный им проход и условия для жизни, – вода, рыбный да охотничий промысел для пропитания.

– Вот такие дела, – завершил эту тему старпом и круто перешёл к делам профессиональным. – Сейчас в Свирь будем заходить, – говорил он, подойдя к окну, – там нужны осторожность и внимание. Вести судно по реке на ориентир с одной стороны как бы вроде и легче, чем в большом водоёме по компасу, – легко улавливатся начало отклонения, с другой – намного трудней из-за узости судового хода и резких свалов от всевозможных течений, – вёл он необходимые наставления. Я старался им внимать, всё ещё погружённый в предыдущий его рассказ, который не даст мне быть равнодушным к истории этих мест ещё очень долгое время.

По окончании же того рейса порылся я в библиотеке, да ещё кое что узнал об истории тех земель, да и наших приволжских, того давнего времени, вспомнив, кстати, заодно и о мере и пристрастившись к знаниям о ней.

…были ли эти северные страны населены до

пришествия финских племён? В последнем

можно сомневаться.

А. С. Уваров Меряне и их быт по курганным раскопкам.


…Скифия находилась рядом. С лесными областями

Восточной Европы её соединяли многочисленные

речные пути…

П. Н. Третьяков. Финно-угры, балты и славяне на Днепре

и Волге.

Древние времена отличались значительными перемещениями народов. Племена передвигались в новые незаселённые и малозаселённые земли в поисках удобных для промыслов и земледелия мест, шли в захватнических целях, уходили от агрессивных соседей и нашествий.

Расстояния таких перемещений могли быть огромными. Те же, проживавшие на Верхней Волге в бронзовом веке, и, очень отличные от финно-угров, фатьяновцы? Откуда-то они пришли на эти земли? Для учёных до сих пор это загадка. Но по наиболее распространённой версии, пришли они с северо-запада, из Прибалтики.

Принято считать, что скифы, придя в Причерноморье, победили там киммерийцев и те, как-то незаметно как бы, иссякли. Но древнегреческий философ начала нашей эры Плутарх, в своё время писал, что скифы, придя в Северное Причерноморье, застали там не всех киммерийцев, а лишь малую их часть, большая же часть обитала дальше к северу.

Плутарх, как известно, не отличался оригинальными идеями, но был добросовестным переписчиком более древних знаний, – не верить ему у нас нет оснований. Значит, киммерийцами были освоены ещё и северные земли. Как далеко они туда заходили?

В различных источниках, например, в Википедии, говорится, что некоторые исследователи полагают название города Кимры произошедшим от имени киммерийцев. Такая точка зрения не лишена оснований. Я бы только уточнил, что оно произошло от имени реки Кимера, на которой был построен город. Гидроним этот впоследствии был превращён сначала в Кимерка, а затем в Кимрка (Поспелов Е. М. Географические названия мира: топонимический словарь). А уж древнее имя реки Кимера идёт, вероятно, от имени киммерийцев. Названия, как видим, более чем схожи…

Однако, среди учёных находится много скептиков в вопросе подобных перемещений народов. То есть, сами-то перемещения людских масс они не отрицают, им хорошо известно, например, об эпохе великого переселения, охватившей множество древних племён, но когда дело касается конкретных народов, тут их они, в большинстве своём, считают чуть ли не извечными насельниками своих географических мест…

К чему я это всё говорю, – узнаем позже. Ну, а сейчас познакомимся с поселениями, которые, как бы, не совсем мерянские, но имеющие к мере определённое отношение.

Оговорюсь, что не совсем мерянские они условно. Таковыми мы будем считать их по причине до конца не решённого вопроса о родстве мери с дьяковцами, так как часть исследователей, как нам известно, не считает мерю прямыми предками этого населения. В противном случае такие поселения тоже можно считать мерянскими…

Итак, как мы уже знаем, такие поселения располагались в основном на Волге. И первым из них по значению несомненно является Березняковское городище.

Городище расположено на мысе коренного берега Волги, при впадение в неё речки Сонохты.

Вдающийся в русло Волги, небольшой, но довольно возвышенный этот мыс, размерами около 80 на 40 метров, соединён с волжским берегом узким перешейком.

В действующем виде (начало действия П. Н. Третьяков относил ко II – III векам, позднее дату начала сдвинули на IV – V века), городище представляло собой небольшое поселение из нескольких домов.

В какое-то время, вероятно, не сразу, оно было обнесено с напольной стороны валом и рвом. На гребне вала была установлена двурядная стена из горизонтально уложенных плах в стояках, по периметру – подобная ей однорядная изгородь.

Поселение стояло до VI – VII веков, (отдельные исследователи отодвигают конечную дату дальше, аж до IХ века, что вряд ли соответствует действительности), и затем, по каким-то обстоятельствам, было полностью уничтожено пожаром.

Исследователями обнаружено 11 построек, из которых 6 отнесены к жилым домам. Они представляли собой прямоугольные, почти квадратные в сечении срубные строения с углублённым земляным полом и каменным очагом внутри. Площадь строений – 15—25 метров.

Отмечается как бы разделение жилища на правую мужскую и левую женскую половины.

Постройки располагались «улицей» в два ряда, параллельно берегу Волги.

По предположению П. Н. Третьякова, наиболее крупные строения носили общественный характер. Среди них самая крупная постройка – «общинный дом», площадью около 40 кв. метров, с большим очагом и нарами вдоль стен и с примыкавшей к ней небольшой постройкой – «кладовой», а также ямой, вероятно, служившей для хранения припасов.

Вторая по величине постройка с очагом, где найдено много глиняных пряслиц, два льячка и глиняная формочка для литья металла, охарактеризована как «дом для женских работ».

На поселении обнаружена также постройка с зернотёрками и пестом внутри – вероятно, место переработки и хранения зерна.

Обнаружена также кузница.

И ещё одна очень интересная постройка – так называемый «домик мёртвых» – место для захоронения кальцинированных костей и погребального инвентаря…


В 40 километрах ниже по течению, на том же правом волжском берегу известно селище Попадьинское (название по речке Попадьинке, впадающей здесь в Волгу). Это второй позднедьяковский памятник на территории ярославской группы мери.

По данным исследований П. Н. Третьякова, проводившего здесь раскопки в 1933 и в 1935 годах, культурные остатки прослеживались на площади, представляющей овал, вытянутый вдоль берега Волги, размером 50х100 метров.

Площадь, занятая самими постройками – более 1200 кв. м.

Обнаружены остатки 12 строений, выставленных так же «улицей» в два ряда вдоль берега Волги.

Е. И. Горюновой постройки определены как срубные бревенчатые, прямоугольные, с земляным, несколько углублённым, полом и с двускатной крышей, опущенной почти до земли. Большинство домов было площадью до 25 кв. метров, с одним каменным очагом и вероятно были односемейными.

Один длинный дом, площадью около 120 кв. метров, с обнаруженными пятью разновременными очагами, вероятно, был местом для коллективного проживания или принадлежал очень большой семье. Размер жилищ составлял от 4 до 5 метров в поперечнике.

На поселении найдено много предметов позднедьяковской культуры, по характеру и соотношению которых, а также по соотношению найденных костных остатков определён характер хозяйственной деятельности жителей.

Основным занятием здесь было домашнее скотоводство. Подсобное значение отводилось охоте и рыболовству. На последнем месте оказалось земледелие. Его, на взгляд исследователей, представлял лишь один предмет – железный серп, очень схожий с серпом, найденном на Березняковском городище.

Хотя всё же предмет этот может также относиться и к домашнему скотоводству, как орудие заготовки травяного корма для скота.

Время существования поселения по П. Н. Третьякову – III – V века, согласно современным исследователям – VI – VII столетия.

Это поселение также погибло от пожара.

В тот же временной период П. Н. Третьяковым были исследованы остатки ещё одного волжского поселения, расположенного почти напротив Попадьинского, – чуть ниже, на левом берегу. Селище получило название Устьянское, по селу Устье, расположенному неподалеку.

Исследователь обнаружил здесь остатки наземной деревянной постройки, погибшей от пожара. Длина, сохранившейся в остатках, стены определена в 5 метров. Около одной из стен находился очаг из валунов. Найдены хозяйственные предметы – ножи, железное шило, наконечник стрелы, прясла для веретён, небольшие бруски, каменные песты, обломок льячка.

Время действия этого поселения исследователь отвёл на VI – VII века, т.е., по его хронологии, на период чуть более поздний, нежели для первых двух и нашёл в нём некоторые отличия. Так, железные ножи здесь выполнены с параллельным лезвием и спинкой. Наконечники стрел также отличны от более ранних типов. И, наконец, здесь не были встречены «грузики дьякова типа», хотя они и представлены всё же в виде деградированных уже экземпляров по сравнению с соответствующими находками первых поселений.

Это позволяло исследователям относить поздние периоды обитания в них уже к другой культуре.

А. Е. Леонтьев, не связывающий дьяковскую культуру с культурой мери, объясняет находки мерянских вещей на месте Березняковского городища, в частности, тем, что мерянское поселение там существовало позже, оно возникло на месте гибели этого дьяковского городища и было уничтожено позже распашкой.

На страницу:
2 из 3