bannerbanner
О Генрихе Гейне: его друзья и враги. К 165-летию со дня смерти
О Генрихе Гейне: его друзья и враги. К 165-летию со дня смерти

Полная версия

О Генрихе Гейне: его друзья и враги. К 165-летию со дня смерти

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

О Генрихе Гейне: его друзья и враги

К 165-летию со дня смерти


Т. Ю. Ирмияева

Переводчик Татьяна Юрьевна Ирмияева


© Т. Ю. Ирмияева, 2024

© Татьяна Юрьевна Ирмияева, перевод, 2024


ISBN 978-5-0055-9024-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О Генрихе Гейне

*

Абсолютно оригинальная смесь тончайшего чувства и горчайшего сарказма, уникальное соединение безжалостной, резко задевающей, язвительной насмешки и ласкающего очарования выражения.

Карл Август Варнхаген фон Энзе, 1826

*

Эта манера в одно мгновение может произвести и величайшее впечатление, и совершенно комический эффект. Через сто лет, после того как десять других шутов изобразят со сцены свое время, эта манера покажется застывшей, непонятной, поучающей.

Густав Шваб, 1828

*

Правда, что ему часто бросают упрек во фривольности насмешек, но его поэтический гений нужно признать должным образом.

Фридрих фон Генц, 1830

*

Он соединяет в себе немецкую душу и совершенно французский стиль.

Жюль Жанен, 1833

*

Господин министр Анкилон расценивает стихи Гейне как опаснейшие, потому что в отношении стиля и изображения они – настоящие шедевры.

Людвиг Адольф Петер, граф Витгенштейнский, 1835

*

Гейне – величайший ум среди заговорщиков, и его можно поставить в один ряд с О’Коннелом, Ламартином и еще очень немногими другими.

Клеменс, граф Меттернихский, 1835

*

В душе он – покровитель оборванцев.

Франц Грильпарцер, 1836

*

Он был первым, кто воспользовавшись отвращением к евреям и французскими примерами, сделал высмеивание христианства и морали, немецкой национальности и обычаев, предложения об освобождении плоти, распутное хвастовство, кокетничанье с республикой, жеманство, апеллирование к великой революции в будущем благодатной темой, которую с тех пор немецкая молодежь разыграла во всех вариациях.

Вольфганг Менцель, 1836

*

Он – истинно поэт, до кончиков ногтей. Который творит жизнь и кого ни коснется, неважно кого, тот выступает со страницы и стоит перед глазами, насмешливый или размышляющий.

Адельберт фон Шамиссо, 1836

*

Может быть, говоря исторически, не будь у нас целой Вселенной в литературе, то и Гейне не обрел бы своих волшебных заклинаний.

Генрих Лаубе, 1837

*

Если Германия не любит Гейне, мы с удовольствием примем его, но, увы, Гейне любит Германию не по заслугам.

Александр Дюма, 1839

*

Его сердце столь же хорошо, сколь плох его язык.

Жорж Санд, 1841

*

Гейне полон врожденной злости. Знай он кого-нибудь в Сибири, кому можно было бы доставить неприятность, он не пожалел бы сил, чтобы достичь этой цели.

Николаус Ленау, 1843

*

Самый выдающийся среди всех живущих немецких поэтов.

Фридрих Энгельс, 1844

*

В Париже он так же представляет дух и поэзию Германии, как в Германии олицетворяет живую и остроумную французскую критику.

Оноре де Бальзак, 1844

*

Наш злобный соловей.

Карл Грюн, 1845

*

Тот, кто сегодня пишет лучше французов, – немец, и этого немца зовут Генрих Гейне.

Адольф Тирс, 1850

*

Помесь Аполлона с Мефистофелем.

Теофиль Готье, 1864

*

Наша бедная Франция сегодня имеет только очень немногих поэтов и ни одного, которого можно было бы противопоставить Генриху Гейне.

Шарль Бодлер, 1865

*

Он обладал той божественной злостью, без которой я не могу представить себе полноту завершенности… А как он владел немецким языком! Мне однажды сказали, что Гейне и я – прежде всего артисты немецкой речи.

Фридрих Ницше, 1888

*

Какой талант! И какой сорванец!

Теодор Моммзен, 1888

*

Позабудут ли соотечественники, что рядом с сочинителем песен Гейне может быть назван еще только Гёте?

Отто фон Бисмарк, ок. 1890

*

Генрих Гейне настолько ослабил корсаж немецкого языка, что сегодня каждый приказчик может лапать его за грудь.

Карл Краус, 1910

*

Он, как до срока появившийся мастер среди существующего с незапамятных времен рабства: журналист и в своей лирике… Его пошлости, а не глубины, не его немецкие или еврейские муки делают его популярным.

Фридрих Гундольф, 1920

*

Мы можем поставить десять против одного, что его памятник в первую же неделю выставки будет испорчен, разрушен или облит грязью.

Стефан Цвейг, 1926

*

Он написал первые песни третьего тысячелетия.

Адольф Керр, 1926

*

Могилы немцев – героев мировой войны придут в упадок и забудутся, а для еврейской свиньи на Монмартре выбрасываются на ветер деньги немецких налогоплательщиков.

Юлиус Штрейхер, 1926

*

Он – предупреждающий пример современным людям

Генрих Манн, 1929

*

Гейне – не немецкий лирик! Его стихи – это лишь прихотливое собирание, склеивание, компилирование разнородных элементов, мотивов, настроений, взглядов, мнений, наблюдений и тому подобного и по этой причине не настоящие, органично завершенные, значительные, в высшей степени обусловленные переживанием, а не властью, мишурой, эффектом, видимостью!.. Он ни за что не достигнет не только известности в немецкой литературе и не займет в ней почетного места как немецкий поэт, но и не попадет в этом качестве ни в одну книгу для чтения или учебник, и даже не станет знаменитым.

Вольфганг Луц, 1936

*

Поскольку он ничего не рассматривал сквозь идеологические очки (хотя как будто сквозь стекла телескопа – далеко и остро), то сегодня он может считаться одним из умнейших критиков политических событий своего времени.

Ханна Арендт, 1948

*

У Гейне ирония оборачивается чертовщиной. Сатанизм, очищенный как наркотик, выдав себя за источник жизни, отравил веру в чистоту искусства.

Вальтер Мушг, 1953

*

Немецкий народ не способен оценить целительного скандала, и большой, почти монументальный случай такой его неспособности – случай Генриха Гейне… Духовная и литературная градация этой единственной в немецкой истории личности простирается от лирики, позволившей ему занять место в мировой литературе непосредственно рядом с Гёте, до бульварного журнализма, который сознательно использует скандал как угрозу и оружие, от любовного почитания немецкой родины и вообще невероятной способности любить до проклинающей всё и вся ненависти.

Информационная служба правительства ФРГ, 1956

*

Хотя Гейне страстно боролся за революционные и социалистические цели, он все же не перешел на классовую позицию пролетариата полностью. Нечеткость и колебания усилили его изоляцию, в которой больной поэт оказался после 1848 года. Вопреки этим в отдельности ошибочным взглядам, Гейне до самой смерти решительно действовал за устранение эксплуатации человека человеком, за победу общественного прогресса, социализма.

Извлечение из постановлений ЦК СЕПГ, 1956

*

При взгляде на беспредельность океана в его крови оживали исчезнувшие воспоминания кочевника о просторе пустыни и степи.

Эрнст Алкер, 1961

*

Во всех переворотах он был страстным демократом.

Густав Гейнеманн, 1972

*

Я учился у Гейне, мы все изучали его, поколения писателей и журналистов занимались его стилем, любили его светлый, ловкий немецкий, находили в нем романтика без иллюзий, патриота-изгнанника, дюссельдорфского европейца, дружелюбного по отношению к миру и бросающему ему вызов, отнюдь не порвавшего с традиционностью нашей литературы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу