Полная версия
Дискурсы Владимира Сорокина
74
См.: Tamruchi N. Moscow Conceptualism: 1970–1990. Roseville: Craftsman House, 1995. P. 41.
75
Кабаков И. 60‐е – 70‐е. Записки о неофициальной жизни в Москве. Wien: Gesellschaft zur Förderung Slawistischer Studien, 1999. С. 79.
76
Ср.: Там же. С. 72; Eşanu O. Transition in Post-Soviet Art. P. 74–77.
77
См.: Холмогорова О. (ред.). Соц-арт. М.: Галарт, 1994. С. 36.
78
Пригов Д. Собрание стихов. Т. IV. № 660–845. Wien: Gesellschaft zur Förderung Slawistischer Studien, 2003. С. 43.
79
См.: Tamruchi N. Moscow Conceptualism. P. 7.
80
Ср.: Соколов Б. Моя книга о Владимире Сорокине. М.: АИРО-XXI, Пробел-2000, 2005. С. 137.
81
Владимир Сорокин, биография, новости, фото // Узнайвсё! 2018: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-sorokin.html.
82
Сорокiн В., Агрест-Короткова С. Володимир Сорокiн: Проблема в тому, що Росія не поховала «совок».
83
Сорокин В. Заплыв: Ранние рассказы и повести. М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2008. С. 23; ср.: Золотоносов М. Мистификация Владимира Сорокина // Openspace. 11 июня 2008: www.openspace.ru/literature/events/details/1482.
84
Сорокин В. Голубое сало. М.: Ad Marginem, 1999. С. 137–144.
85
Сорокин В. Утро снайпера. М.: Ad Marginem, 2002. С. 7–16.
86
Сорокин В. Заплыв. С. 13–23.
87
Сорокин В. Утро снайпера. С. 8.
88
Там же.
89
Там же. С. 9.
90
Там же. С. 10.
91
Там же. С. 11–12.
92
Сорокин В. Утро снайпера. С. 15.
93
Dreyer N. Literature Redeemed: «Neo-Modernism» in the Works of the Post-Soviet Russian Writers Vladimir Sorokin, Vladimir Tuchkov, and Aleksandr Khurgin. Cologne et al.: Böhlau, 2020. S. 153.
94
Сорокин В. Утро снайпера. С. 16.
95
Данилкин Л. Моделирование дискурса (по роману Владимира Сорокина «Роман») // Гончарова О. М. (ред.). Литературоведение XXI века. Анализ текста: Метод и результат: Материалы междунар. конференции студентов-филологов. Санкт-Петербург. 19–21 апреля 1996 года. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996; Deutschmann P. Dialog der Texte und Folter: Vladimir Sorokins «Mesjac v Dachau» // Gölz C., Otto A., Vogt R. (eds.). Romantik – Moderne – Postmoderne: Beiträge zum ersten Kolloquium des Jungen Forums Slavistische Literaturwissenschaft, Hamburg 1996. Frankfurt а. M. et al.: Lang, 1998.
96
Epstein M. After the Future: The Paradoxes of Postmodernism and Contemporary Russian Culture. Amherst (MA): The University of Massachusetts Press, 1995. P. 33. Цитата приводится по неопубликованному русскому оригиналу, любезно предоставленному Михаилом Эпштейном.
97
Genis A. Postmodernism and Sots-Realism: From Andrei Sinyavsky to Vladimir Sorokin // Epstein M., Genis A., Vladiv-Glover S. (eds.). Russian Postmodernism: New Perspectives on Post-Soviet Culture. Oxford, New York: Berghahn, 1999. P. 206.
98
Гройс Б. Е. О нашем круге. С. 414; о частичной взаимозаменяемости этих понятий см.: Akinsha K. (ed.). Between Lent and Carnival: Moscow Conceptualism and Sots Art (Differences, Similarities, Interconnections): A Series of Interviews // Rosenfeld A. (ed.). Moscow Conceptualism in Context. Munich et al.: Prestel, 2011.
99
Богданова О. Концептуалист, писатель и художник Владимир Сорокин. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2005. С. 17.
100
Sasse S., Schramm C. Totalitäre Literatur und subversive Affirmation // Die Welt der Slaven. 1997. 42.2. S. 317.
101
Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1989. № 12. С. 230.
102
Ср.: Sasse S. Texte in Aktion. S. 206–207.
103
Рыклин М. Медиум и автор: о текстах Владимира Сорокина // Сорокин В. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Ad Marginem, 1998.
104
Witte G. Appell – Spiel – Ritual: Textpraktiken in der russischen Literatur der sechziger bis achtziger Jahre. Wiesbaden: Harrassowitz, 1989. S. 152.
105
Vladiv-Glover S. Vladimir Sorokin’s Post-Avant-Garde Prose and Kant’s Analytic of the Sublime // Burkhart D. (ed.). Poetik der Metadiskursivität: Zum postmodernen Prosa-, Film- und Dramenwerk von Vladimir Sorokin. München: Sagner, 1999. S. 24.
106
Гундлах С. Персонажный автор // А – Я: Литературное издание. 1985. № 1. С. 76.
107
Смирнов И. П. Оскорбляющая невинность: о прозе Владимира Сорокина и самопознании // Место печати. 1995. № 7. С. 140.
108
Groys B. E. The Russian Novel as a Serial Murder or The Poetics of Bureaucracy // Van Reijen W., Weststeijn W. G. (eds.). Subjectivity. Amsterdam, Atlanta (GA): Rodopi, 2000. P. 246.
109
Рыклин М. Террорологики. Тарту, М.: Эйдос, 1992. С. 207.
110
Sasse S. Texte in Aktion. S. 202.
111
Kharkhordin O. The Collective and the Individual in Russia: A Study of Practices. Berkeley (CA) et al.: University of California Press, 1999. P. 357; см.: Юрчак А. Это было навсегда… С. 59–60.
112
См. в особенности: Кузьмин Д. Постконцептуализм: Как бы наброски к монографии // Новое литературное обозрение. № 50. 2001; Смирнов И. П. Новый Сорокин? // Hansen-Kokoruš R., Richter A. (eds.). Mundus narratus: Festschrift für Dagmar Burkhart zum 65. Geburtstag. Frankfurt а. M. et al.: Lang, 2004.
113
Сорокин В. Очередь // А – Я: Литературное издание. 1985. № 1. С. 69–74.
114
Сорокин В. Открытие сезона // А – Я: Литературное издание. 1985. № 1. С. 60–62; Сорокин В. Геологи // Там же. С. 62–64; Сорокин В. Прощание // Там же. С. 64–65; Сорокин В. Проездом // Там же. С. 65–67; Сорокин В. Любовь // Там же. С. 67–68.
115
Сорокин В. Кисет // Митин журнал. 1986. № 11; Сорокин В. Дорожное происшествие // Митин журнал. 1986. № 11.
116
Сорокин В. Землянка // Митин журнал. 1987. № 17; Сорокин В. Пельмени // Митин журнал. 1987. № 18.
117
Сорокин В. Очередь // Огонек. 1991. № 46. С. 10–12.
118
См.: Ledeneva A. V. Russia’s Economy of Favours: Blat, Networking and Informal Exchange. Cambridge: Cambridge UP, 1998. P. 104–138.
119
См.: Trotman T. O. Mythopoetics of Post-Soviet Literary Fiction: Viktor Pelevin and Vladimir Sorokin: PhD dissertation. University of Chicago, 2017. P. 77, 85.
120
Sorokin V. Afterword: Farewell to the Queue. P. 253.
121
Беловинский Л. В. Повседневная жизнь человека советской эпохи: Предметный мир и социальное пространство. М.: Академический проект; Трикста, 2017. С. 561.
122
См.: Witte G. Appell – Spiel – Ritual. S. 156–158; Porter J. Introduction to the Forum «The Queue in Soviet and Post-Soviet Literature and Culture» // Slavic and East European Journal. 2017. 61.3. P. 514.
123
Ср.: Сорокин В., Рассказова Т. Текст как наркотик. С. 121.
124
Сорокин В. Очередь. Париж, 1985. С. 5.
125
Trotman T. O. Mythopoetics of Post-Soviet Literary Fiction. P. 87.
126
См.: Blair E. The Wait: On Vladimir Sorokin // The Nation. March 25, 2009: https://www.thenation.com/article/wait-vladimir-sorokin/.
127
Ср.: Goehrke C. Russischer Alltag. 3 Bde. Zürich: Chronos, 2003–2005. Bd. 3. S. 370.
128
Сорокин В. Очередь. С. 5; ср.: Беловинский Л. В. Повседневная жизнь… С. 554.
129
Сорокин В. Очередь. С. 21.
130
Там же. С. 8.
131
Личина Н. Очередь как концепт жизни в тексте В. Сорокина «Очередь» // Acta Neophilologica. № 2. Olsztyn: Wydawnictwo Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego, 2000. С. 162–163.
132
Swick T. Vladimir Sorokin, The Queue [book review] // The New York Times. October 2, 1988. Р. 26; ср. также: Ермолин Е. Письмо от Вовочки // Континент. 2003. № 115. С. 409.
133
Сорокин В. Очередь. С. 28–32.
134
Там же. С. 81–84.
135
Там же. С. 86–88.
136
Там же. С. 44–47, 68–70.
137
Там же. С. 115–144.
138
Ср.: Ohme A. Iconic Representation of Space and Time in Vladimir Sorokin’s Novel «The Queue» // Müller W. G., Fisher O. (eds.). From Sign to Signing: Iconicity in Language and Literature. Vol. 3. Amsterdam: John Benjamins, 2003. P. 159.
139
Сорокин В. Очередь. С. 19, 49.
140
Ср.: Личина Н. Очередь как концепт жизни. С. 158.
141
Сорокин В. Очередь. 1985. С. 25, 81; ср.: Ohme A. Iconic Representation of Space and Time. P. 163–164, note 8.
142
См.: Козлов Д. Фарцовщики, битломаны, пепси-кола: Советская молодежь и Запад // Arzamas.academy: История русской культуры. 2018: http://arzamas.academy/materials/1485.
143
Witte G. Appell – Spiel – Ritual. S. 156.
144
Kharkhordin O. The Collective and the Individual in Russia. P. 279–297.
145
Сорокин В. Очередь. С. 22.
146
См.: Paulsen M. The Latin Alphabet in Sorokin’s Works // Roesen T., Uffelmann D. (eds.). Vladimir Sorokin’s Languages. Bergen: University of Bergen, 2013. P. 193–208; Uffelmann D. The Chinese Future of Russian Literature. P. 182–184.
147
Сорокин В. Очередь. 1985. С. 19.
148
Там же. С. 77.
149
Там же. С. 91.
150
Там же. С. 173.
151
Там же. С. 93.
152
Там же. С. 71.
153
Там же. С. 93.
154
Glanc T. «Trvá to celou věčnost!» «Fronta» Vladimira Sorokina 2003: souvislosti tvorby // Sorokin V. Fronta. Trans. J. Šedivý. Praha: Malá Skála, 2003. P. 7, 9.
155
Сорокин В. Очередь. С. 71.
156
Sorokin V. The Queue. New York, London: Readers International. 1988. P. 82–83; Сорокин В. Очередь. С. 85.
157
Там же. С. 68.
158
См.: Sorokin V. Afterword: Farewell to the Queue. P. 257.
159
Сорокин В. Очередь. С. 96.
160
См., например: Там же. С. 26.
161
Там же. С. 10, 12.
162
Там же. С. 101–103, 112.
163
Trotman T. O. Mythopoetics of Post-Soviet Literary Fiction. P. 76.
164
Сорокин В. Очередь. С. 144–149.
165
Там же. С. 181.
166
См.: Laird S. Preface // Sorokin V. The Queue / Trans. S. Laird. New York: New York Review Books, 2008. P. ix – x.
167
Сорокин В. Очередь. С. 185.
168
Там же. С. 189.
169
Sorokin V., Laird S. Vladimir Sorokin (b. 1955). P. 148.
170
Сорокин В. Очередь. С. 191.
171
Там же. С. 236.
172
См.: Ledeneva A. V. Russia’s Economy of Favours. P. 130.
173
Witte G. Appell – Spiel – Ritual. S. 159; ср.: Sorokin V., Laird S. Vladimir Sorokin. P. 150–151.
174
Сорокин В. Очередь. С. 36, 40.
175
Ср.: Lunde I. Køen som språkrom // Sorokin V. Køen. Oslo: Flamme, 2009. P. 11–12.
176
Сорокин В. Очередь. С. 98–100, 103.
177
Там же. С. 196.
178
Там же. С. 198.
179
Ohme A. Iconic Representation of Space and Time. P. 160.
180
Сорокин В. Очередь. С. 208–209.
181
Sorokin V. The Queue. 1988. P. 50–66.
182
Сорокин В. Очередь. С. 53–64.
183
Смирнов И. П. Оскорбляющая невинность. С. 141.