Полная версия
Ревнитель Правды Божией. Памяти Валерия Павловича Филимонова
Л.П. Филимонова-Кудряшова
Ревнитель правды Божией. Памяти Валерия Павловича Филимонова
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»
(Ин. 15:13)«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»
(Мф. 16:24)«Дорогая Лариса!
С глубокой болью в сердце узнал о кончине глубокоуважаемого Валерия Павловича – Человека Церкви, замечательного ученого, церковно-общественного деятеля, историка, который всю свою сознательную жизнь служил святой Церкви и народу Великой Державы!
Скорблю вместе с Вами и усердно молюсь о упокоении души усопшего Валерия Павловича! Вечная ему и светлая память! Царство Небесное!
Призываю Божие благоволение на Ваш труд по увековечиванию памяти дорогого Филимонова Валерия Павловича!»
С глубоким уважением,
+ митрополит Агафангел
29 марта 2021
© Л.П. Филимонова-Кудряшова, авторский текст, составление, материалы и фотографии, оригинал-макет, 2021
© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2021
«Временное земное странствование христианина – это путь от земли к Небу, который он должен совершить, прежде всего, в самом себе, ибо Христос говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21)… «Небо совсем рядом с нами, только нужно открыть ему свое сердце…»
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиографАвтор и издатель выражают сердечную благодарность Сергею Александровичу Алексееву и Генеральному директору ФГУП «Гознак» Аркадию Владимировичу Трачуку за помощь, оказанную в издании этой книги.
Вступительное слово
О творчестве писателя-агиографа В. П. Филимонова, автора книг о преподобном Серафиме Вырицком и других святых Земли Русской
Более 20-ти лет Валерий Павлович Филимонов отдал исследованиям жизни и подвигов преподобного отца нашего Серафима Вырицкого чудотворца и его сомолитвенников. Итогом данной богоугодной работы стал целый ряд известных книг автора об этих подвижниках веры и благочестия.
Главный труд писателя – «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». Это объемная фундаментальная монография, написанная в лучших традициях русской агиографической литературы. При тщательном изучении жизни и подвигов великого святого стало очевидно, что невозможно осмыслить и понять все их величие в отрыве от событий и перемен, которые происходили тогда в России и Русской Православной Церкви. Поэтому работа вышла далеко за рамки жизнеописания и стала не только агиографическим, но историческим научным трудом, охватывающим период истории России и Русской Православной Церкви с конца ХIХ – до середины ХХ веков. В книге подробно описан путь отца Серафима к вершинам христианского совершенства и его подвиг, как великого молитвенника и печальника Земли Русской в тяжелейший период Русской истории.
Книгу отличают абсолютная достоверность, прекрасные стиль и язык – чистое русское святоотеческое слово и духовная глубина. Украшают книгу свидетельства близких родственников преподобного и трогательные воспоминания десятков людей, которые были очевидцами жития и подвигов старца, а также рассказы благочестивых чад Матери Церкви о чудотворениях, явленных уже после его блаженной кончины. Работая над книгой, автор лично встречался с каждым из этих свидетелей, годами собирал свидетельства, годами работал в архивных и библиотечных фондах, по крупицам собирая сведения, необходимые для создания полного жизнеописания подвижника.
Именно на основании собранных автором этих точных сведений, получивших благословение Священного Синода в качестве текста жития подвижника при проведении канонизации, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года принял решение о прославлении вырицкого старца в лике преподобных для общецерковного почитания.
Особую ценность этому труду В. П. Филимонова придают помещенные в качестве дополнений к книге – жития его наставников и сомолитвенников – преподобного Варнавы Гефсиманского чудотворца, священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского; священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского; священномученика митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова); преподобномученика архимандрита Льва (Егорова); старицы схимонахини Марии (Маковкиной) и исповедника протоиерея Алексия Кибардина.
Несомненный интерес для благочестивых читателей – наших современников – представляют опубликованные в книге подробные сведения о деятельности благотворительных и просветительских обществ, в которых состоял вырицкий подвижник в период своей мирской жизни с 1895 по 1917 год.
Отдельными изданиями вышли книги В. П. Филимонова, посвященные преподобному Варнаве Гефсиманскому и исповеднику протоиерею Алексию Кибардину – «Преподобный Варнава Гефсиманский – духовный отец преподобного Серафима Вырицкого» и «Последний духовник преподобного Серафима Вырицкого».
Труды Валерия Павловича Филимонова пользуются заслуженной любовью и признательностью православных читателей во многих странах мира. За прошедшие годы книга «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» неоднократно переиздавалась в расширенных и дополненных вариантах, открывая новые, неизвестные доселе, факты жития святого…
В 2016 году Русская Православная Церковь отмечала 150-летие со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого. К этой юбилейной годовщине Валерий Павлович Филимонов представил серию обширных статей, посвященных великому подвижнику – «Аскетические подвиги преподобного Серафима Вырицкого», «Не я благословляю, а Господь. Страшно ослушаться Его святой воли. К 95-летию со дня иерейской хиротонии преподобного Серафима Вырицкого», «Преподобный Серафим Вырицкий и светила мировой науки», «Сила Божия в немощи совершается. Молитвенный подвиг преподобного Серафима Вырицкого в годы Великой Отечественной войны», «Пророчества преподобного Серафима Вырицкого».
Эти замечательные работы были опубликованы в течение 2016 года в литературно-художественном альманахе «Линтула» Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии и литературно-художественном журнале Союза писателей России «Родная Ладога», а также на «Русской народной линии» и других известных православных интернет-ресурсах.
Еще в конце 90-х – начале 2000-х годов Валерию Павловичу удалось провести съемки с участием ряда живых свидетелей жития преподобного, поделившихся своими духовными впечатлениями от встреч с подвижником. Это совершенно уникальные материалы, которые наряду с воспоминаниями родных преподобного войдут в новый фильм, созданный по оригинальному сценарию для назидания чад Русской Православной Церкви и служащий духовному просвещению нации.
К 150-летнему юбилею святого по сценарию В. П. Филимонова была создана 1-я серия четырехсерийного фильма «Преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». Премьера прошла в Гатчинском дворце 1 октября 2016 года – в день прославления святого после торжественного Богослужения, совершенного в Павловском кафедральном соборе города Гатчины сонмом архиереев во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием.
В мае 2017 года вышла в свет новая книга В. П. Филимонова «Пророчества преподобного Серафима Вырицкого». Эта книга, как и все предыдущие, написана простым, но глубоким и выразительным святоотеческим языком, а приведенные в ней живые свидетельства и воспоминания людей, воочию видевших великого русского святого, не только говорят о пророческих дарованиях преподобного, но передают его подлинный духовный облик и неповторимую духовную атмосферу, которая его окружала…
По нашему ходатайству, во внимание к трудам на ниве церковной истории и публицистики и в связи с 70-летием со дня рождения, в июле 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил В. П. Филимонова орденом святителя Макария, митрополита Московского III степени «За духовное просвещение».
Гатчинская епархия отметила заслуги Валерия Павловича рядом наград: юбилейной медалью «В память 100-летия храма в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица»; юбилейной медалью «150 лет со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого» и медалью преподобного Серафима Вырицкого «За жертвенные труды».
Известно, что многие люди именно через книги В. П. Филимонова пришли к вере Православной и стали чадами Русской Православной Церкви. Подвижники и исповедники, близкие нам по времени, стали для них живыми примерами жизни во Христе.
+ Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан
21 мая 2017 года
Биография, творчество и общественная деятельность В.П. Филимонова
«Небо совсем рядом…»
Настоящие большие писатели всегда идут немного впереди своих современников. Господь дает им, милостью Своею, видеть и понимать сущее глубже, чем остальным. Наверное, поэтому писательское делание зачастую называют пророческим. Не потому, что писатель может предсказать ход событий или даты их свершения, но потому, что ему дано увидеть, показать и объяснить скрытую подчас и непонятную для многих истинную суть происходившего и происходящего. Именно таким писателем является Валерий Павлович Филимонов.
Отличаясь глубокой, богословски выверенной мыслью, широтой охвата исторических и современных событий, точностью научных исследований, живостью повествования и художественной выразительностью, его литературные труды разнообразны в своем жанровом выражении. Значительно, весомо и талантливо проявил он себя в области агиографии, церковной истории, публицистики и художественной литературы, являясь и прозаиком, и поэтом, и журналистом. О чем бы он ни писал, и в какой бы жанр ни облекались его литературные труды, всегда они глубоко духовны, ибо раскрывают истинный смысл мира и подлинную сущность бытия в свете учения Слова Божия и учения святых отцов Православной Церкви.
Агиограф, богослов, ученый, Валерий Павлович Филимонов исследовал и раскрыл для нас жития многих ныне почитаемых и любимых наших святых. Его многочисленные агиографические труды посвящены православным подвижникам Х1Х – ХХ веков, являющим удивительный образец героизма и мужества ради Христа, молитвенникам и защитникам Земли Русской. Целый ряд своих книг он посвятил новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Многие из трудов В. П. Филимонова, как, например, исследование и жизнеописание земного пути и духовных подвигов святого преподобного Серафима Вырицкого и священномученика протоиерея Философа Орнатского с сыновьями Николаем и Борисом послужили основанием для канонизации новоявленных угодников Божиих в лике святых. Над исследованием жизни и духовного наследия этих удивительных подвижников писатель продолжал трудиться многие годы, пополняя жития святых все новыми и новыми сведениями. Его книги неизменно устремляют читателя к горним вершинам, к евангельским идеалам, к вечным Божественным ценностям.
В то же время Валерий Павлович Филимонов всегда обладал обостренной чувствительностью и необыкновенной чуткостью к происходящему сегодня, к судьбам своего Отечества, Церкви и ближних. Здесь проявился его талант публициста и общественного деятеля. Многие его книги, статьи, доклады, лекции, радиопередачи, выступления на телевидении предупреждают о новых угрозах спасению человеческой души для Вечности.
В.П. Филимонов на колокольне храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на горе Внуто. Новгородчина. 1998 год
При своих неотъемлемых качествах: гражданской честности, человеческой прямоте и непоколебимой способности следовать правде, неунывающем боевом характере Валерий Павлович еще и лирик, поэт. Прекрасный духовный поэт. Ему удавалось всегда оставаться неприземленным человеком, всегда быть чуть-чуть выше обыденности и повседневности.
Не так давно, 30 ноября 2020 года, провожая в последний земной путь Валерия Павловича Филимонова, многие из знавших его как человека, писателя и общественного деятеля, отметили не только обаятельность и притяжение его личности, умение объединять, любить, беречь, прощать ближних и дальних, но и редкостную многогранность его яркого и щедрого писательского таланта, все грани которого всегда неизменно сходятся в одной единственно верной точке: святом Православии.
Коренной петербуржец, Валерий Павлович Филимонов родился в городе на Неве 21 июля 1946 года, в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Свой родной город он всегда любил по-сыновьи и знал до мельчайших подробностей – с его величественными дворцами, храмами, гранитными набережными, знаменитыми достопримечательностями и безызвестными двориками. Семья Филимоновых долгое время проживала на одном из трех самых больших островов Санкт-Петербурга – Крестовском. Здесь прошло детство писателя. Дом, в котором жили родители, позже, в год одной из Олимпиад, был переустроен в гостиницу. В доме этом в свое время проживал со своей многочисленной семьей еще дедушка Валерия. Дедушка Сергей Семенович Филимонов был инженером-строителем, специалистом по лифтам – новейшим технологиям того времени. Другой дедушка, по материнской линии, Михаил Николаевич Никитин – представитель старинного дворянского рода был офицером императорской гвардии, полковником Лейб-гвардии Финляндского полка, погиб в годы Первой Мировой войны в 1915 году за веру, Царя и Отечество.
Отец Валерия, окончивший в начале 30-х годов Ленинградский Политехнический институт и ставший впоследствии известным инженером-градостроителем, проработал в управлении капитального строительства Ленгорисполкома более 50-ти лет. Мать – инженер-текстильщик. Сестра Галина стала, по семейной традиции, архитектором.
Омываемый водами Финского залива и Невской губы, получивший свое название от некогда прорубленных на нем крестообразных просек, Крестовский остров с его старинными дворцами, современными стадионами и спортивными площадками утопал в зелени. Как будто какая-то особая морская страна, он был огибаем и пересечен реками, речушками и каналами: Крестовская, Малая Невка, Средняя Невка, Большая Невка, Гребной канал. Плавать, нырять, мчаться по речным просторам на лодке, ловить рыбу, обильно водившуюся тогда в Неве и ее притоках, было любимым занятием крестовских мальчишек. Люди на Крестовском издревле проживали солидные, и у каждой семьи в те времена была лодка. Еще у родителей был замечательный мотоцикл «К-55» – «Ковровец»; семья вместе с маленьким Валерой любила путешествовать – Филимоновы были заядлыми грибниками.
Часто семья проводила свой отпуск в Юрмале.
Валерий мечтал о море, а еще любил читать, особенно историческую литературу. От слов Святая Русь, которые тогда совсем не часто можно было услышать, теплело на сердце и захватывало дух. Хотелось и самому овладеть писательским навыком. Его стихи и рассказы часто помещались в школьных стенгазетах.
Все располагало к спорту. На Крестовском острове находилось большое количество спортивных стадионов: «Динамо», «Искра», «Буревестник». В те годы здесь был построен и самый большой всесоюзный стадион им. С. П. Кирова. Школьники тоже помогали в его строительстве, занимаясь уборкой и благоустройством территории. Закрытый стадион, предназначенный для футбольных матчей союзного значения, зимой предоставлял свои площадки детворе и молодежи для физкультурных занятий на коньках. Все дети, начиная уже с 7–10 лет занимались массовым спортом. На Крестовском было много спортивных площадок, кружков, спортивных секций, теннисных кортов. Теннис, фигурное катание, гимнастика, футбол, борьба, гребля на байдарках – можно было выбрать занятие по вкусу. Валерий с детства занимался разными видами спорта. Гребным спортом – с 10 лет. Для детей были тогда особые байдарки, окруженные большой деревянной рамкой, называвшейся «стрекоза» или «бабочка», чтобы байдарка не перевернулась. Позже, когда в 1963 году семья переехала в дом, находящийся на одной из отстраивавшихся окраин Петербурга, он продолжал серьезно заниматься спортом: академической греблей и борьбой, став позднее мастером спорта по борьбе самбо. Когда призвали в армию, Валерий проходил военную службу в спортивной роте, защищая спортивную честь наших Вооруженных сил на всесоюзных военных и гражданских соревнованиях. Служил под Мурманском, в Нагорном. В существовавшие в те годы спортивные роты призывали на службу лучших из лучших представителей молодого поколения, людей не только физически сильных, но и высокообразованных и морально безупречных.
Свою мечту о море будущему писателю удалось воплотить, окончив престижное учебное заведение – Ленинградский техникум Морского приборостроения (с 1957 по 1966 годы назывался Ленинградский Радиотехнический техникум № 1) по специальности «Морское подводное приборостроение». Работать довелось в научно-исследовательских учреждениях оборонного комплекса страны. В начале своих трудовых лет – на закрытом в то время оборонном предприятии: НИИ-400, затем именовавшемся НИИ «Гидроприбор», с экспериментальным заводом «Двигатель». Сегодня, когда проезжаешь мимо бывшего закрытого предприятия, видишь черную табличку с надписью, исполненною золочеными буквами: Концерн «Морское подводное оружие – Гидропри-бор». Поле деятельности этого научно-исследовательского центра тогда – мины, торпеды, батискафы, подводные скафандры и так далее. Валерий Павлович работал в отделе по разработке подводных телеуправляемых аппаратов. Много приходилось выезжать в морские экспедиции и командировки в различные регионы России. Довелось побывать на многих военно-морских базах Балтики, Северного и Черноморского флота.
Времени всегда не хватало – Валерий работал и в студенческие годы. Удивительно, что некоторое время работать будущему автору жития священномученика протоиерея Философа Орнатского довелось на предприятиии «Гознак», с которым многие годы была тесно связана судьба этого замечательного пастыря.
Позже Валерий продолжил свое образование, закончив Политехнический институт по отделению «Электронные вычислительные машины» в области биологической и медицинской биокибернетики. Еще в студенческие годы занимался разработкой специальных кибернетических систем. По окончании вуза был направлен в Российскую академию наук. Работал в Институте физиологии имени И. П. Павлова Российской академии наук и в ряде научно-исследовательских учреждений города на Неве. Специалист в области теории физических полей, неконтактной техники и биокибернетики, он продолжительное время занимался изучением проблем «человек-машина» и «человек-система», а также разработкой электронных вычислительных систем для биологических и медицинских исследований.
Когда рухнула в начале 90-х годов прошедшего столетия Великая Держава и экономический коллапс охватил страну, изменилась жизнь многих наших соотечественников. Прошлое и все то, что занимало время, мысли и планы отодвинулось в сторону.
В то непростое время страна стала воцерковляться. Восстанавливались храмы, появились православные радиопередачи, журналы, православные общества и, конечно же, православные книги. Труды святых отцов Православной Церкви, Евангелие и Апостол, повествования об истории Православия на Руси и о ее святых подвижниках стали доступны для наших соотечественников. Как позже скажет Валерий Павлович: «Это было время духовного подъема после времен открытого богоборчества… Тогда многие открывали для себя воистину новую светлую жизнь со Христом…» («Путь агиографа» – интервью альманаху «Линтула»). Пришло понимание: «Православие – это наука наук – наука о спасении безсмертной души человеческой для жизни нетленной, вечной» (из Записных книжек).
В 1994 году Валерий Павлович начал свои первые исследования жизни и духовного делания подвижников Православия. Большая работа о старчестве была начата в эти годы и частично опубликована в газете «Софийский Собор» в 1995 году. Полностью Валерий Павлович завершил ее через двадцать лет, опубликовав в 2016 году в альманахе Константино-Еленинского монастыря «Линтула» объемную статью «Об истинном старчестве и послушании (на примере древних отцов Святой Православной Церкви)».
В 1994 году он начал заниматься изучением жизненного и духовного пути известного блаженного старца Феодосия Иерусалимского, прославленного позже как местночтимый святой преподобный Феодосий Кавказский. Этот серьезный труд требовал многих усилий и времени. Оставив все, Валерий Павлович полностью отдает себя писательскому деланию в области духовной литературы, в одном из самых ее значительных и самых заброшенных в советские годы литературном жанре – агиографии – трудах о святых. Как позже писал Валерий Павлович, свое истинное призвание он обрел на духовно-литературном поприще. Способствовало этому и его давнее увлечение древнерусской литературой и иконографией. Теперь же открывался новый удивительный мир творений святых отцов: Святители Тихон Задонский и Игнатий Брянчанинов, святые Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский, труды Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина и Григория Богослова аввы Дорофея и аввы Антония, «Добротолюбие», «Отечник», «Лествица», «Невидимая брань», – становятся его настольными книгами. Порой казалось, что закладок в этих книгах больше, чем страниц. В дальнейшем многое из святоотеческих трудов Валерий Павлович знал наизусть. Так же, как знал наизусть многое из Евангелия и Апостольских посланий, и умом, и сердцем, и душою впитав глаголы Вечной жизни. Как и сказал он в одном из своих стихотворений:
Книга книг напояет страницами,Свет Небесный витает в тиши,И слова огнекрылыми птицамиЗалетают в глубины души.Освящая храмину убогую,Попаляют каменья и лед…Вижу я: снова крестной дорогоюК нам по водам Спаситель идет.Художественные рассказы и стихи Валерий Павлович писал и прежде, но первую книгу стихов удалось издать только в 1992 году в латвийском городе Валка, в издательстве «Русский Вестник». Книга носила название «Крик» и была не только размышлением о Вечном и земном, но и действительно криком, болью души о современном человеке и о современном состоянии общества.
Эта книга погружает нас в мир загадочного, великолепного и трагического Санкт-Петербурга-Ленинграда-Питера. Читая стихи, мы видим «мосты на Каменном, аллеи на Крестовском, Елагина дубравы и дворцы»; Никольское кладбище близ Александро-Невской Лавры; «питерские дворики»; пейзажи задымленных окраин. У Троицкого моста мы встретимся с Петром I и с вождем мирового пролетариата, сознающимся, что в своих делах он был опутан темными силами. Предстают перед читателем депутаты и партаппаратчики, ушедшие уже в небытие, и «новые вельможи», занявшие кресла бывших хозяев «страны огромной». В этих стихах – переплетение прошлого и нынешнего и боль за Россию, потерпевшую страшную катастрофу в 17-м году. «Демонианой» называет поэт разрушение храмов, многие из которых и сегодня еще «зияют пустотой глазниц и звенят немотой колоколов». И слова о праведном Страшном Суде звучат со страниц книги. Мир современного человека, где «все на продажу», в том числе «тело и души», поэт называет «праздником духовной пустоты». Стихи – трагические и горькие. Иногда они лирические и психологические, иногда – сатирические или публицистические. Но все это – поиск Истины и Правды. Поэт утверждает: пока «вершится таинство природы», «вьется божественная нить», есть еще выход из нагрянувших кризисов и трагедий. Это – возвращение на круги своя, к живому источнику света – к Православной вере.
Обретаемый новый строй души привел в дальнейшем к переосмыслению традиционных мотивов и тем лирической поэзии. Более поздние стихи исполнены глубокого религиозного содержания и заключены в художественно отточенную форму.
Стихи Валерия Филимонова много публиковались в известных православных периодических изданиях, а позже в 2004 году вошли в поэтический сборник «Время исповедания». В них перед читателем предстает Русь, которая не от мира сего, но живет во Христе, Христа славит и является преддверием Царствия Небесного: «Чистоты не потерявшая//Святорусская Земля; «Русь, вовек стоящая в дозоре//на врагов земных и преисподних»;
Душа ликует, тленное презрев,К пространствам горним взоры устремляя;И тихо льется знаменный распев,С Небесной Русью дух соединяя.Многие из стихов стали песнями. Еще в 1994 году известная исполнительница классических романсов и русских народных песен, певица и композитор Евгения Смольянинова пригласила нас на свой концерт в Санкт-Петербурге, где впервые исполнила песню на стихи Валерия Филимонова «Колыбельная России»:
Отвори сердечны очи,Виждь, как малое дитя —Средь прозрачной русской ночиСонмы ангелов летят…В 1994 году Валерию Павловичу довелось побывать на Кавказе, в Минеральных Водах и Кисловодске для сбора материалов и воспоминаний живых еще тогда духовных чад старца Феодосия, который, вернувшись в начале 30-х годов в Россию из Иерусалима, где долго подвизался в монастыре, образовал монашескую общину, приняв подвиг юродства.