Полная версия
Саморегуляция и feedback для здоровья и инноваций
Другие способы развития душевных желаний и просто источники непосредственных удовольствий – это аутотренинг и медитация. Классическим вариантом может служить самый естественный способ медитации, который спонтанно и не целенаправленно используется людьми после летнего отдыха: воспоминания о тех прекрасных местах, где довелось побывать. А для эмоциональной релаксации сделайте следующее:
Вообразите себе или вспомните какое-нибудь место на природе, которое вам нравится просто за то, что оно есть и именно в таком виде. Желательно, чтобы оно было максимально реальным. Представьте себе, например, июльский луг или берег реки, пароход в море или домик в деревне, хижину в горах или в лесной долине, о которых никто, кроме вас, не знает. Мысленно подробно опишите это безопасное удобное место, где вам просто очень нравится быть: смотреть, слушать, обонять и расслабляться. Ощущайте всем своим существом природу 10-15 минут. Наслаждайтесь такими мгновениями, которые и есть смысл (способ и цель) жизни, работы, любви, познания мира.
Когда почувствуете, что становитесь рассеянным, посмотрите на часы и постарайтесь полностью сосредоточиться на том, что будете делать следующие десять минут. Что бы это не было, думайте об одном этом деле. Так ваша целеустремленность окрепнет, а мысли обретут порядок.
Самым быстродействующим и простым способом медитации, да и вообще всей психосоматической саморегуляции, который можно применять как для уменьшения уже имеющегося эмоционального дистресса, так и для ежедневного улучшения здоровья и так называемой «энергетики» является, как ни странно, просто сознательное или «подсчитывающее» (дзен-буддистский термин) дыхание.
Сядьте удобно, комфортно, положив кисти рук на колени. Попробуйте ощутить свое дыхание: в носоглотке, в грудной клетке, животе. Можно положить руку на грудь и посмотреть, как она двигается. Лучше всего ощущается дыхание в полости носа. Нужно уметь отличать вдох от выдоха и тогда уже приступать к выполнению способа. Когда вы вдыхаете, то мысленно, про себя, следует говорить «вдох» или «раз», когда выдыхаете – «выдох» или «два». Вместо этих слов можно говорить «сто» и «один», «сто» и «два», и так до 199 , а потом опять с 101 до «сто – девяносто девять». Таких циклов нужно сделать не менее 3-4 в течение 5-10 минут. Таким образом происходит встреча «растительного» и человеческого начал в «я». Психофизическая сила личности увеличивается в 2 раза как минимум.
Эффект дыхательной медитации заключается в следующем: во время какого-либо дистресса чувства и мысли человека полностью заняты сиюминутной, конфликтной ситуацией и соответствующими негативными эмоциями. Концентрация внимания сознания, например, на ритмичном ощущении движения воздуха или грудной клетки увеличивает здоровье и спокойствие чисто арифметически – вычитанием неприятного через прибавление жизненно важного. Когда происходит еще и вербализация (проговаривание) происходящего на осознаваемом уровне, то подкорковые центры дыхательной регуляции образуют межнейронные связи с центрами речи коры, находящимися близко к лимбической (эмоциональной) части головного мозга. Таким образом получается улучшение взаимодействия и взаимопонимания между волей, сознанием и подсознательно-привычными негативными эмоциональными реакциями. И тогда вам достаточно будет только мысленно пожелать овладеть собой и, как по волшебству, приятное спокойствие войдет в вас! Конечно, это возможно лишь при условии, что концентрация внимания на дыхании будет хотя бы в 2-3 раза больше, чем обычно и минимум 2-3 минуты. Вообще-то, чем больше вы станете делать это упражнение (особенно если оно станет частью образа жизни), тем сильнее будет уверенность в себе и крепче здоровье души и тела. Хотя 24 часа в сутки осознанно дышать, конечно, не стоит.
Кроме того, учеными-психологами доказано, что чем сильнее и дольше сознание занято каким-либо целеустремленно-позитивным действием (собственно это и называется медитацией), тем лучше себя чувствует человек во время и после него.
Это связано с тем, что в это время приятно-свободной концентрации на чем-либо, активно работает только связанная с этим ощущением часть головного мозга, а другая, намного большая, полностью отдыхает.
Так и получается непосредственное наслаждение от медитации. А попутно налаживается психосоматическое здоровье.
Глава 4. Семейная психотерапия
У всех людей на Земле есть родители или лица, их заменяющие. И поэтому каждый из нас немного ребенок. Что может быть лучше здоровой и целостной семьи? К сожалению, благополучие (внутреннее, не показное) встречается не так часто, как бы нам хотелось. Из-за этого во всем мире существует семейная психотерапия; в последнее время она начинает активно развиваться и в России. Семейная психотерапия использует методики практически всех школ психологии: когнитивной, поведенческой, гуманистической, психоаналитической, экзистенциальной. Сейчас у нас нет задачи пересказывать их все, поэтому начнем с рекомендаций чисто рационального плана, которые можно применить с любого возраста к каждому человеку.
Предлагаемая далее методика разрабатывалась именно для подростков, болеющих и переживающих из-за семейных конфликтов, однако будет полезна всем людям, так как во всех нас до старости живет внутренний ребенок. Так как дальше мы обращаемся к ребенку – обратимся к нему на «ты».
Наша цель – попробовать при общении с членами семьи думать о них без эмоционального стресса и агрессивности, с любовью и заботой. Сначала, один-два раза, а потом, если это понравится, ты можешь стать спокойнее и сделать твои отношения с близкими более эффективными. Больше всего твое поведение определяют твои убеждения о причинах и целях поступков других людей. Иногда они не соответствуют реальности. Психиатры знают, что больного белой горячкой невозможно отговорить драться с воображаемым шпионом. Иногда и мы думаем и фантазируем о своих родителях «с точностью до наоборот». Особенно эта субъективность проявляется при низкой самооценке, чувстве вины, желании доказать что-то болезненно важное или добиться победы над кем-либо любой ценой. В конфликте это все сразу смешивается и взбалтывается. Однако ты можешь, если только захочешь, «выпасть в осадок» или даже «направить в нужное русло» общение до достижения взаимопонимания, компромисса и эффективности. Как показали исследователи глубинной психологии, в невротичной семье часто бывают иносказательные сильные взаимные обвинения в нелюбви, а также эмоциональное насилие и шантаж с целью получения порции заботы или внимания. Это легко исправляется искренними словами о своем желании побыть опекаемым ребенком час-другой.
А вот что происходит в самой «горячей точке» конфликта, когда появляются громкие голоса, обидные фразы и желание «поучить жизни». Если родители начали ругать тебя, это означает, что они хотят любви и ласки из-за своей слабости душевной. Сильный человек никогда не выходит из себя, потому что у него все под контролем и так. Без чрезмерного эмоционального напряжения. Иначе говоря: ругательства кого-либо означают, что этому человеку нехорошо; плохо бывает только тому, кто не умеет решать насущные проблемы или боится предстоящих, то есть или относительно слабой или глупой личности; а слабость души и недостаток знаний наиболее свойственны детям. Таким образом, получается, что ругающийся человек – это не сильный авторитетный взрослый, а, наоборот, маленький больной ребенок, достойный жалости и лечения: психологического и/или медицинского. Такой индивид неправильно (неэффективно и неприятно) мыслит. Известно, по меньшей мере, четыре вида нарушений чисто логического мышления, приводящих членов семьи к стрессу или неврозу и возникающих параллельно с начинающимся или повторяющимся конфликтом.
1. Произвольное умозаключение. Производится в отсутствие подтверждающих данных или даже при явном противоречии с ними. Например, мысли пациента К., страдающего канцерофобией (страхом заболеть раком) после подробнейшего лабораторно-инструментального обследования, показавшего отсутствие какой-либо серьезной патологии: «Какая же у меня опухоль, если ее даже такие специалисты не могут обнаружить, хотя я ее чувствую. Наверное, самая малоизученная и потому чрезвычайно опасная. Не заметишь, как умрешь. И врачи ничего не поймут тоже». Или мысли девушки С., не дозвонившейся до своего приятеля: «Он специально уходит из дома, чтобы не общаться со мной. Он не любит меня. У него, наверное, есть кто-то другой. Скорее всего, это Ленка». Она почему-то не вспоминает о его лежащей в больнице бабушке, к которой он непременно хотел сегодня сходить.
2. Избирательное абстрагирование. Заключается в акцентировании внимания на малой части какой-либо ситуации, с игнорированием других ее аспектов. Например, мнительная сотрудница А. очень напряженно переживает по поводу того, что начальник не поздравил ее с днем рождения. Ей это кажется знаком антипатии к ней. Она совершенно забывает о том, что начальник сегодня приветливо поздоровался с ней, вчера пошутил по поводу предстоящего праздника, а сейчас у него в кабинете заседает вышестоящее руководство. Или юноша Н., который испытывает страх покраснеть на людях и быть осмеянным видит только тех девушек, которые ему не улыбаются, а если даже улыбаются – значит смеются над ним или собираются издеваться над его розовыми щеками и лбом.
3. Черно-белое мышление. Происходит в понятиях «или – или», без переходных форм и смешанных вариантов. Больные депрессией очень часто используют в своей речи (внешней и внутренней) такие абстрактные формулировки, как «прекрасный – ужасный», «все – ничего», «всегда – никогда». Например, самые отъявленные ипохондрики придерживаются, как это ни странно, минимально конкретных представлений о здоровье, типа «100% здоров или – смертельно и неизлечимо болен», «ничего совсем не болит – весь организм не в порядке». Больные ожирением очень часто думают по схеме: «очень стройный – безобразно толстый», алкоголизмом – «в рот ни капли – безнадежный алкаш», а страдающие обжорством – «сосущий голод – пресыщение».
4. Персонификация. Появляется, когда человек эмоционально относит к себе личностно нейтральные события, при этом отсутствуют подтверждающие это мысли, факты. Это очень похоже, в своем крайнем проявлении, на параноидальный синдром, но вышеназванное нарушение мышления встречается намного чаще: почти у каждого из нас, в той или иной степени. Например, у мужчины со сниженной самооценкой любое замечание жены или просто прохожего, по поводу его качеств, может вызвать бурю эмоций, вплоть до обиды и агрессии. Дело в том, что у таких личностей на самооценке своего «я» имеются «болезненные» точки, которые когда-то в детстве помогали ему (путем нажатия на них различными учителями) «становиться лучше», «слушаться маму», то есть быть полезным семье и обществу как можно больше. Сейчас, когда уже взрослое «я» должно само руководить своим социально-психологическим развитием, без «уколов шпорами», направляющими его к максимальной любви, этот человек из-за каких-то факторов воспитания продолжает придерживаться правила «кнута» в чужих руках, но не «пряника» – в своих собственных.
То есть когда тебя ругают родители, их надо просто пожалеть за неумение логично мыслить и постараться помочь им, хотя бы чуть-чуть, в чем-нибудь конкретном и насущном: обнять поочередно, похвалить искренне, пособить в каком-либо деле своими руками или еще как-то улучшить их самооценку и удовлетворить желание сделать кого-нибудь умнее (по сравнению с собой – раньше!). Стандартные, но эффективные рекомендации семейного психотерапевта таковы:
– Как можно точнее определи с конфликтующей стороной то, что хочешь и чего не хочешь.
– Открыто обсуждай возможные трудности и неприятные моменты, с которыми столкнешься, выполняя данное действие.
– Критикуй поведение, но не самого человека.
– Прекращай обсуждение неправильного поведения, если оно начинает перерастать в спор.
И еще. Необходимо выбрать в общении с близкими, что тебе дороже – свое (да и их тоже) эмоциональное равновесие (ощущение самоуважения и бодрости) или очень гордое чувство правоты и победы в споре (с последующей головной болью и чувством вины из-за несдержанности). Если тебе хочется быть умнее всех других, то это, во-первых, означает, что подсознательно ты считаешь себя глупым, а, во-вторых, тогда твое эмоциональное состояние будет очень зависеть от любого слова или взгляда всех других людей и даже от животных: уличных собак, кошек, которые легко могут тебя облаять или перебежать дорогу. Однако это не значит – «подставь другую щеку», а скорее – «подставь ладонь, объятия или грязную посуду», но не подножку или камень. Если тебе хочется после разговора стать обвиняемым или пострадавшим, то тогда спорь и ругайся с родителями, если же судиться надоело – искренне пожалей маму и папу, потому что они тоже немножко дети. Любить полезнее и приятнее, чем ненавидеть.
Глава 5. Самокоррекция общения
«Спорить гораздо легче, чем понимать»
Г. Флобер
Нейролингвистическое программирование (НЛП) является самым ярким представителем течения «Мы научим вас общаться». Согласно этому столь популярному сейчас в России методу, для любого человека из любого социального слоя, нет ничего невозможного, как в плане здоровья, так и в плане социально-духовного роста. Другое дело, что это ни им, ни обществу зачастую не нужно. Государство, как правило, интересуется здоровьем людей исключительно в плане «повышения производительности труда» и «снижения уровня общей заболеваемости». Нам же с вами здоровье все-таки нужно для более интересных целей, так как надоело ощущать себя раздражительными, болезненными и вообще «хуже других».
Перестать конфликтовать, непродуктивно волноваться, постоянно обвинять себя очень хорошо помогает рациональный способ, научно называемый – «коррекция семантической мета-модели» (смысловой установки). При наличии у человека эмоциональных проблем всегда имеется какая-либо логическая ошибка по типу: причина – неадекватное следствие. Внутренняя речь (мысли про себя) при данном виде когнитивных (умственных) расстройств описывает ситуации, в которых один человек совершает какой-либо поступок, а другой реагирует, испытывая при этом те или иные чувства. Например, обидчивому человеку кажется, что близкие или знакомые изо всех сил стараются сделать что-нибудь так, чтобы в результате унизить его достоинство. Хотя такие события и эмоции действительно следуют одно за другим, между ними существует связь, реальная только для одного индивида, другие ее совсем или почти совсем не замечают. Как правило, так построены модели вербального (разговорного) поведения, в которых ответственность за свое эмоциональное или соматическое здоровье человек возлагает на других людей или какие-то силы, находящиеся вне его контроля.
Это особенно относится к столь популярному сейчас в России объяснению душевных и даже телесных расстройств терминами «сглаз», «порча», «приворот» и так далее. Еще 15 лет назад в нашей стране за такое магическое мышление больному гражданину поставили бы диагноз: «бред воздействия». Однако, к сожалению, в то время самой советской власти и почти всему народу (особенно в период 1940-х годов) можно было ставить диагноз: «бред ущерба» из-за распространенного моделирования разных проблем понятиями «враг народа», «шпион» и «вредитель». В нашем случае, для профилактики дистресса и обретения биопсихосоциального здоровья, желательно изменить модель мира и поведения так, чтобы человек взял ответственность за свои реакции на себя. Для этого более других подходит один из самых эффективных способов психосоматической саморегуляции – коррекция своих психологических защит. Имеется в виду не популярная сейчас «энергетическая» защита, а менее таинственная внутриличностная, открытая известным врачом и ученым Зигмундом Фрейдом в 1926 году. Психологическая защита для души играет ту же роль, что иммунитет для тела. Как только внешний стимул – чужеродная и новая информация – вторгается в наше бессознательное и затем в сознание, сразу начинается процесс опознания, переваривания и усвоения полезного памятью человека. Если же мысль нашему «я» не нравится, не совпадает с самооценкой, то сразу появляются психологические защиты. И нам становится спокойнее. Однако только на время.
Без телесного иммунитета мы – просто питательная среда для всеядных микроорганизмов, эту простую истину знают все люди. А вот то, что у нашей души, как и у тела, тоже есть защитные силы, которые борются не с материальными и физическими «врагами», а с «чужеродными» мыслями и идеями – это идея для большинства людей новая.
Чужеродными идеями могут быть какие угодно – например те, о которых вы сию секунду читаете. Ваша реакция на эти строки может быть такой: а) полное неприятие – если данные идеи вам абсолютно непривычны; б) безоговорочное приятие – если вы уже знакомы с психоанализом и психотерапией и, чаще всего; в) частичное приятие – своего рода, «переваривание» этой «пищи для ума» и усвоение наиболее полезного и приятного именно для вас смысла.
Эти процессы происходят в душе и мыслях каждого из нас ежеминутно всю жизнь. Зигмунд Фрейд назвал их «психологическими защитами» (ПЗ), так как наша душа без их помощи давно бы уже умерла и исчезла как единое и цельное «я». Врачами и психологами доказано, что защиты возникают непроизвольно и бессознательно примерно с 2-х лет, являясь как бы «рефлексами» мышления человека, его внутренней речи и образов окружающего мира. ПЗ делятся на приспособительные (эффективные) и патологические (болезненные). Чаще всего встречаются смешанные, в том или ином процентном соотношении – не менее 1 и не более 99% позитива или негатива. К первому виду относятся ПЗ, приводящие к социально-полезному изменению поведения человека, ко вторым – влекущие за собой конфликты, агрессию и даже заболевания и травмы одного или многих людей. К патологическим принадлежат также те ПЗ, которые улучшают эмоциональное самочувствие у кого-то одного (у меня или у вас), но ухудшают его же у окружающих, приводя в действие инстинкт самосохранения.
Изучением и коррекцией таких ПЗ занимается психоанализ и реагирующие школы психотерапии, показывающие более приятные для большинства индивидов пути удовлетворения собственных желаний. Еще со времен самого Фрейда его последователи придумывали какой-нибудь свой, оригинальный вид или подвид ПЗ. В наше время их насчитывается уже несколько десятков. Все это многообразие защит, как не удивительно, действительно имеет место в наших душах, вот только никак не получается подвергнуть их хоть какой-то признанной интернационально классификации.
Для удобства дальнейшего изложения материала придется все же предложить свою
Классификацию психологических защит.
Разделим их на 3 основные группы. По каждой из них приведем по два нагляднейших примера, и покажем возможность коррекции таких защит.
1. Биологические защиты – связаны с физиологическими потребностями организма человека. Это – сублимация, замещение и вытеснение. Бессознательное стремится в таких случаях отвлечь сознательное внимание от возникшей природной потребности. Голоден и нет денег – в магазине не воруй, молодой мужчина в офисе и рядом коллега-красавица – на работе не место любви.
2. Психологические – вызваны эмоциональным характером и образом мышления личности. Это – рационализация, регрессия и соматизация. Кто-то, получив двойку, оправдывается долго и более-менее логично, другой плачет, а третий говорит, что болела голова или живот.
3. Социальные – существуют только при наличии другого живого существа. Это – идентификация и проекция. «Я – это ты, ты – это я» – таково, коротко говоря, содержание этих защит.
Для чего вообще выделять все эти группы? Ответ очень прост – для более эффективной коррекции.
Начнем с элементарнейшего способа ПЗ, который в определенной степени присутствует при всех других. Вытеснение – это смещение внимания сознания и памяти с неприятного объекта на более полезный для личности.
Я лечил одну весьма раздражительную и агрессивную Н., которая никак не могла вспомнить – злоупотреблял ли алкоголем ее отец? Когда же потом я спросил об этом ее 10-летнего сына, он твердо сказал: «Дедушка напивался часто». После этого и она, полным слез, боли и обиды голосом, вспомнила, что в ее 10 лет: «Папа часто бил маму и меня иногда, когда приходил пьяным». В результате этого сеанса произошло самое важное именно в коррекции психологических защит – женщина стала осознавать и замечать, что уже ее сын относится к ней сейчас так же, как и она, в свое время, относилась к отцу – со страхом и осуждением и что она боится, что он станет таким же алкоголиком. Ее знание о семейной обстановке однобоко – оно базируется на своей семье и других, похожих.
Поэтому, когда Н. полубессознательно почти каждый день пугает сына очень вероятным в будущем «пьянством и злобой» (согласно собственной установке), он, чтобы проверить истинность ее слов, пробует винно-водочные изделия и дебоширит. Есть еще множество других причин, почему сбываются ее страхи. Один из самых главных состоит в том, что своего родного отца она, несмотря ни на что, все-таки, любит и жалеет, хотя сознательные слова и жесты могут говорить обратное. И поэтому сын, чувствуя это, на бессознательном уровне, хочет быть похож на деда в той или иной степени. Такая «идентификация» с родителями происходит у каждого из нас. А если ее объект мало одобряется обществом или даже только другими близкими, то и возникает вышеназванный вид ПЗ – вытеснение.
Например, пациент Геннадий Ш.., очень хорошо умевший понимать себя, однажды написал в дневнике: «я сам стараюсь не вспоминать про свои прошлые неприятные (субъективно только) ошибки – плохие отметки, ссоры, конфликты, порчу матценностей и всякие другие неприятные события. Когда меня самого спрашивают об этом, я, чаще всего, говорю: “а-а, не помню”. И одновременно полусознательно стараюсь “вытеснить” эти воспоминания из фокуса внимания, оставить его и переместить свои мысли на что-то другое».
Вот тогда-то уже возникает другая, очень похожая ПЗ – замещение. При ней обязательно происходит вначале быстрое вытеснение в бессознательное или отрицание одного явления или события, но если оно обладает очень сильным негативно-эмоциональным значением, то «иммунная система» души стремится еще и заменить его на любое другое, более приятное или полезное.
К примеру, Наталья А., 55 лет очень часто общалась на работе с мужчинами, в ее обязанности входило даже управление ими. Ей это, вообще-то, нравилось. Муж же у нее – заместитель директора весьма крупного промышленного предприятия. Ее потребность в доминировании над мужчинами, в сочетании с сексуально-окрашенными взаимоотношениями, из семейного круга переместилась на рабочее место. И вот недавно она ушла на пенсию, а муж – нет. Чем заместить ей эту потребность характера? Не менять же личностные особенности в 55 лет? И тогда ее 8-летний внук очень кстати стал «неправильно себя вести». Даже лежал в детской психоневрологической больнице. И она стала его очень-очень «правильно» воспитывать. Кроме этого, зять и муж тоже подверглись перевоспитанию по полной программе, назначенной врачами, психологами, экстрасенсами и колдунами. А сами врачи и знахари (только мужского пола) тоже обучались под ее руководством уважению к настоящим и бывшим руководящим работникам, заботливым бабушкам и ослабленно-болезненным детям.
Это было ей наглядно показано и рекомендовано более эффективное «женское» управление – пряником, вызывающим стандартные мужские рефлексы. После максимально возможного следования этим советам, не только она сама, но и ее внук, зять и муж стали выздоравливать от невротических реакций, их даже трудно было узнать.
Похожей на замещение защитой является сублимация – самая известная (из-за сексуальной окраски) и описываемая даже в некоторых художественных произведениях. Да, сублимация – это, действительно, самый выгодный вид и социального, и физиологического удовлетворения потребностей homo sapiens. Например, литература и наука почти полностью создается из остатков либидо (сексуальной энергии) у индивидов соответствующих профессий. Либо живые дети, но смертные, либо творения вечные, но неживые – что-то приходится выбирать в большей степени.
Рационализация – это психологическая защита, очень свойственная интернациональной интеллигенции и, особенно, высокообразованной молодежи. Она возникает, когда человек своим простым и физиологическим стремлениям дает много подробных и умных объяснений, причем не только себе, но и другим. Например, участник группы саморегуляции Д. долго рассказывал, как очень хотел попасть к нам на семинар, чтобы «стать здоровым, найти смысл жизни, познакомиться с единомышленниками» и так далее. В конце курса занятий он же признался, что, на самом деле, ему просто было очень одиноко, но сказать об этом себе и тем более другим – очень больно. Его бессознательное защищало хозяина от чувства неполноценности. Чем не рационализация чистой воды?