bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Говоря простым языком, граф – это множество вершин, соединённых рёбрами. Каждый мемстинкт в нашей модели будет представлять собой граф, вершинами которого являются копии данного мемстинкта, а рёбрами – каналы передачи информации. Наш граф будет иметь признаки мультиграфа, в котором две вершины могут быть соединены одновременно несколькими «параллельными» рёбрами – каналами связи. Действительно, ведь одну и ту же информацию можно передать многими способами. Кроме того, наш граф будет иметь признаки гиперграфа, в котором разные вершины могут быть соединены одними и теми же рёбрами, ведь наша с вами модель – это не только множество графов мемстинктов, но и множество графов людей, соединённых между собой рёбрами – каналами связи, и рёбра, объединяющие вершины в графах мемстинктов, будут совпадать с рёбрами, объединяющими вершины графов людей. Это немножко сложно представить неспециалисту, но сейчас для нас это и неважно; эксперт, разбирающийся в теории графов, сможет построить такой граф, ведь подобная система немногим сложнее системы электрических и других коммуникаций современного здания. Итак, мы имеем, по сути, три вложенных друг в друга системы графов. Первая – множество графов копий отдельных мемстинктов. Например, несколько миллиардов копий мемстинкта, содержащего информацию о первом полёте человека в космос. Более или менее отличающиеся друг от друга, то есть имеющие разное значение (относительно друг друга или относительно среднего значения) по шкале «активатор – генератор» копии будут находиться одновременно в мозгах нескольких миллиардов человек, а также содержаться в виде искусственных мемстинктов текстов в копиях газет, книг, статьях в интернете, фильмах и т.д. и т.п. Другой пример графа отдельного мемстинкта – воспоминания о песне, под которую познакомились влюблённые люди, хранимое как секрет. Данный мемстинкт будет иметь всего две копии. И в первом, и во втором случае копии мемстинктов будут объединены одновременно несколькими каналами информации, которые могут быть активны в данный конкретный момент или потенциально активны. Мы видим, что для нашей модели полезно будет ввести ещё одну цифровую характеристику – вероятность активации (назовём её эффективностью канала) канала подачи информации. Каждому ребру нашего графа – каналу связи мы можем присвоить значение (вес ребра), например от 0 до 10, при этом 0 будет означать бесконечно малую вероятность активации канала, a 10 будет означать постоянно активный канал.

Кроме первого множества графов, наша система будет иметь второе множество. Множество графов, повторяющих социальную структуру коммуникаций людей. Один граф в данной системе может повторять систему коммуникаций коллег, работающих в одной компании, и т.д. и т.п. Вершинами в ней будут являться люди, а рёбрами – каналы коммуникации. Причём некоторые рёбра – каналы коммуникации первого множества и второго будут совпадать.

Но наша с вами модель будет иметь ещё и третье множество графов. Систему копий многих культурных мемстинктов, представляющх собой психику отдельных людей. Все три множества графов как бы вложены одно в другое, то есть обладают характеристиками гиперграфа.

Наша с вами теория показывает, что скорость изменения культуры больше всего зависит от количества каналов передачи информации (рёбер) и их активности. Далее по важности следует значение мемстинктов по шкале «активатор – генератор», то есть новые мемстинкты не должны сильно противоречить старым. Если мемстинкт отличается от существующих, для успешного сохранения он должен вызывать сильные эмоции, то есть иметь значение по шкале «болевой – целевой» ближе к ±10.

Наверное, проще всего будет построить модель примитивного общества людей, живших в палеолите. Такое общество могло состоять из небольшого числа коммуницирующих людей, например, в статье международного коллектива антропологов и палеогенетиков, опубликованной в журнале Science, сообщается о прочтении полных геномов четырёх индивидов из Сунгиря, живших около 34 тысяч лет назад[2].

Все четыре индивида принадлежали к одной популяции с эффективной численностью 200–500 человек, но при этом не являлись близкими родственниками. Палеолитические охотники-собиратели в приледниковых районах Европы не могли жить группами с эффективной численностью 200–500 человек. Такая группа просто не смогла бы прокормиться. Размеры групп были гораздо меньше, не более нескольких десятков человек, скорее всего 20–30. В такой группе, конечно, могли быть примитивные аналоги средств массовой коммуникации, например коммуникации, приуроченные к проведению ритуалов в пещерных святилищах, но скорее всего решающего значения для изменения культуры подобные коммуникационные каналы не имели. Новый (имеющий большое значение по шкале «активатор – генератор») мемстинкт не мог транслироваться сразу по большому количеству коммуникационных каналов, поэтому культурные изменения происходили очень медленно. Такая сеть очень стабильна вследствие того, что внешние условия редко меняются быстро. С другой стороны, уже существующие мемстинкты регулярно верифицировались (сверялись) внутри малых групп, но не часто верифицировались между разными малыми группами, поэтому небольшие изменения могли накапливаться.

После неолитической революции количество коммуникационных каналов резко увеличивается. Кроме того, появляются средства массовой коммуникации: сначала жрецы, глашатаи, затем школы, книги и т.д. Поэтому скорость изменения культуры выросла, но в то же время немного увеличилась стабильность за счёт большого количества естественных коммуникационных каналов.

Построить даже упрощённую модель современного общества будет очень непросто. Придётся пренебречь многими связями (рёбрами), имеющими низкий коэффициент активации, но тем не менее, используя мощные компьютеры, можно будет смоделировать некоторые процессы культурных изменений. Например, можно будет математическими методами предсказать эффективность новой рекламы или вероятность поддержки населением новых социальных и экономических инструментов, политических событий и т.д.

Конечно, такая модель серьёзно упрощает ситуацию, но построить полную модель в настоящий момент, скорее всего, не позволят существующие мощности компьютеров; впрочем, мы с вами попробуем составить описание такой модели ближе к концу нашего размышления в главе, посвящённой математикам.

Наша с вами модель показывает, что для быстрого изменения большинства копий мемстинкта необходимо:

•      во-первых, большое количество каналов коммуникации;

•      во-вторых, чтобы новый мемстинкт не сильно отличался от подобного уже имеющегося, поэтому для коммуникации разумно выбирать людей, хорошо знакомых с проблематикой мемстинкта. Например, реклама подгузников не будет эффективна для учеников младшей школы;

•      в-третьих, уже существующий в культуре мемстинкт должен быть связан с сильными целевыми или болевыми инстинктами: если вы задумали «цветную революцию», то лучше обращаться к людям, имеющим травмирующие переживания, а если вы решите рекламировать копии «волшебных палочек», то вам лучше обращаться к фанатам произведений о Гарри Поттере.

Нашу с вами модель можно будет применять в различных сферах для расчётов более точных эффектов воздействия на культуру, но всем людям, производящим изменения культуры, следует помнить, что подобные изменения могут быть намного опаснее применения ядерного оружия. Любая «цветная революция» или искусственные народные волнения поднимают агрессивность населения нашей планеты, всего населения нашего транснационального мира, а это значит, что наши дети и мы будем жить в более агрессивном мировом сообществе, способном организовать серию мировых войн или одну войну, если в ней будет использоваться весь арсенал современного оружия. Любые культурные изменения следует предпринимать только после тщательного научного изучения вопроса целесообразности и под широким общественным контролем.

Наша с вами теория поможет лучше понять эксперименты, позволившие открыть зеркальные нейроны.

Так называемые зеркальные нейроны – это одинаковые мемстинкты, имеющиеся у взаимодействующих людей. Наблюдая за другим человеком, мы можем поставить себя на его место, и в этот момент, если мы переживали подобный опыт, в нашем мозге активируются мемстинкты, подобные тем, которые активны в данный момент у оппонента. Поэтому если провести эксперимент по фиксации зеркальных нейронов, в котором участниками будут являться представители одной культуры, мы увидим большое количество так называемых зеркальных нейронов, но если в эксперименте будут участвовать представители диаметрально противоположных культур, мы увидим, что количество зеркальных нейронов вдруг резко снизилось. Возможно такое различие будет заметить, даже если в эксперименте будут участвовать люди, проводящие часть времени вместе, например родители и дети или просто очень хорошие друзья, а в повторных сериях экспериментов будут участвовать незнакомые люди, имеющие разные сферы общения.

Если же произвести подобный эксперимент с разными видами животных, то можно будет заметить, что зеркальные нейроны часто дают сбой и мы, например, можем принять за улыбку оскал животного.

Люди могут повторять не только движения других людей или животных, но и движение механизмов (брейк-данс) или даже прогнозировать полёт камня, и делать это мы можем также активируя мемстинкт, хранящий воспоминания о движении этих объектов.

По сути своей все культурные мемстинкты можно назвать зеркальными нейронами. Если вас в детстве насильно кормили манной кашей с комочками, образованный данным событием мемстинкт обязательно активируется, если вы увидите, как подобным образом «издеваются» над другим человеком.

Можно сказать, что зеркальные нейроны – это яркий пример культурного (имеющего копии) мемстинкта.

Лидер (член группы с большим статусом доминирования) благодаря «зеркальному эффекту» может вызывать у окружающих активацию нейронных сетей, содержащих катехоламинергические нейроны, а значит вызывать у них положительные эмоции вплоть до возникновения эффекта зависимости, и этим, а также наличием определённых инстинктов можно объяснить значительную часть эффектов лидерского воздействия на коллектив.

Существует устойчивый стереотип, или культурный мемстинкт в нашей терминологии, гласящий, что для культурных изменений требуется не менее двух поколений, в пример часто приводится Моисей, 40 лет (два поколения) водивший евреев по пустыне после кардинального изменения культурных норм; с другой стороны, мы видим, что некоторые даже глобальные изменения культуры можно произвести за несколько лет, например «цветные революции» или кардинальные изменения культуры в перестроечном СССР и России. Чем же это можно объяснить? Дело в том, что культура – это очень устойчивая система. Устойчивость создаётся за счёт постоянной верификации мемстинктов. Большую часть времени, потраченного на общение, мы сверяем наши мемстинкты. Чтобы стало совсем понятно, приведём не очень корректную аналогию. Представьте, что несколько компьютеров, соединённых в сеть, большую часть времени тратят на сравнение и корректировку баз данных, сохранённых в их памяти, бесчисленное количество раз проверяя и перепроверяя их (кстати, если мы захотим создать культуру искусственного интеллекта, машины так же, как и мы, должны будут регулярно сверять свои «воспоминания»). Попробуйте изменить память всех компьютеров нашей сети, внося изменения в файлы одного из них. Следующая же сверка файлов вернёт всё на место. Так же функционирует и система культуры. Представьте, что глашатай верховного правителя пришёл в поселение и объявляет указ о том, что дальше надлежит: всем пить кофе, для письма на глиняных табличках использовать только сосновые палочки, всех детей после рождения окунать в воду и т.д. и т.п. Глашатай уходит, а селяне начинают вспоминать, что их предки всегда писали палочками из эвкалипта, пили квас, а детей и вовсе издревле не мыли. Через месяц глашатай приходит снова, зачитывает указ о штрафах и уходит, а селяне начинают обсуждать… и т.д. и т.п. Такие культурные изменения, затрагивающие один из сотни каналов коммуникации, действительно могут происходить в течение десятилетий.

Регулярное обновление культурных мемстинктов не является новым «изобретением». Таким же образом обновлялись и мемстинкты ещё до появления культурных. Например, мемстинкт, хранящий информацию местности, может быстро устареть. Представьте, что вы решили прогуляться по лесу, по знакомому маршруту, на котором вы не были несколько лет. В такой ситуации совсем немудрено заблудиться. Живая природа меняется быстро, и мемстинкт, содержащий информацию о лесной тропинке, может изменяться каждый день, если вы регулярно по ней ходите.

Минимальное время серьёзного изменения мемстинкта у одного человека – несколько дней (7–10), изменение мемстинкта во всей популяции критически зависит от количества каналов коммуникации и других описанных выше факторов, но в целом может составлять несколько месяцев.

Рассмотрим два способа, способных кардинально сократить время изменения культуры. Во-первых, можно не создавать новый мемстинкт, а изменить существующий. Например, масло принято резать ножом, а деревья рубить топором, но можно убедить людей, что масло, особенно пальмовое или масло какао (твёрдые при комнатной температуре), получается из растений, а значит практически является частью дерева, и предки наши всегда пользовались топором, даже брились им, а нож – это чуждое культурное приобретение, его принесли в нашу культуру враги, очень злые и нехорошие люди, и т.д. и т.п. Есть ли в то же время выпустить на рынок множество красивых декоративных топориков для намазывания масла, а все лидеры общественного мнения с утра до вечера будут твердить, что это круто – пользоваться нашими исконными приборами и не уподобляться врагам, плохим и злым людям, буквально через пару лет в такой культуре использование ножа для намазывания масла может стать неуместным.

Второй способ – это использование одновременно значительного числа эффективных коммуникационных каналов. Представим, что вы переехали в другое селение, а там принято, в отличие от селения, где вы жили раньше, не жарить или варить рыбу, а есть её живой, прямо в чешуе. Сначала такой «варварский» обычай будет повергать вас в шок, но постепенно ваше мнение будет менятся. Все ваши соседи, родственники, близкие люди и т.д. и т.п. будут постоянно говорить вам, что вы всё делаете неправильно, «убиваете все витамины», мёртвая рыба не стимулирует желудок изнутри, а значит в достаточном количестве не выделяется сок и т.д. и т.п., все книги, которые вы будете читать, а также телепередачи будут заполнены рецептами исторических и проверенных веками рецептов суши и строганины и т.д. и т.п. Буквально через полгода вы рискнёте отведать блюдо из рук близкого человека, а через год-другой и представить себе не сможете, как это раньше вы ели рыбу с канцерогенами, без витаминов и с разрушенными высокой температурой белками.

Наше время отличается как раз тем, что большая часть наших коммуникаций происходит через средства массовой коммуникации, а значит может контролироваться и управляться.

Культурные изменения могут оказывать на общество влияние на порядки большее, чем новые технологии. Например, одной из самых известных кампаний племянника Фрейда – Эдварда Бернейса – было продвижение курения для женщин в 1920-е годы. Бернейс помог табачной промышленности преодолеть одно из самых больших социальных табу того времени: женщины, курящие в общественном месте. Женщинам можно было курить только в специально отведённых местах или не дозволено вообще. Женщины, попавшиеся на нарушении этого правила, арестовывались. В 1929 году на пасхальном параде в Нью-Йорке постановка Бернейса представила моделей, курящих сигареты марки Lucky Strike и названных «факелами свободы», подыгрывая на набирающем тогда популярность движении за эмансипацию женщин. После парада женщины стали курить больше, чем когда-либо прежде. Именно благодаря Бернейсу женское курение стало социально приемлемым. Такое незначительное, казалось бы, изменение лишило бюджеты многих стран сотен триллионов (разница между поступлениями в бюджет от торговли и затратами бюджета на лечение и потерями ВВП после смерти) долларов, а также послужило причиной более 10 миллионов смертей (по данным ВОЗ) [3].

Несмотря на столь значительные последствия культурных изменений, в настоящий момент они осуществляются практически стихийно, без общественного контроля, общечеловеческого долгосрочного плана, в угоду локальным с точки зрения развития человечества целям. Происходят они по двум каналам. Первый – это положительная обратная связь перманентного роста спроса в системе экономики. В большинстве случаев рекламные бюджеты составляют процент от выручки компании, а значит, чем больше общество потребляет, тем сильнее изменяется культура, опять же в сторону желания потреблять больше и больше. Процесс этот, с одной стороны, происходит стихийно, огромным количеством мелких изменений, с другой стороны – поддерживается государственными структурами, потому что существующая экономическая система действительно требует постоянного роста спроса. Второй канал культурных изменений – это контроль средств массовой коммуникации со стороны органов управления государством. Цели таких изменений хоть и могут носить стратегический характер с точки зрения планирования развития государства, но с точки зрения развития человеческого общества эти цели фрагментарны, противоречивы, а порой и вовсе не способствуют устойчивому развитию человеческого общества. Очень опасно то, что политики получили доступ к изменениям культуры в других странах. Изменять культуру в своей стране в сторону увеличения агрессивности населения невыгодно, а увеличение агрессивности в стране-конкуренте может быть полезным. Например, «цветная революция» парализует экономику, уменьшает потребление ресурсов и т.д. и т.п. В итоге благодаря отсутствию общественного контроля, глобальных общечеловеческих целей изменений культура стихийно изменяется в сторону роста потребления и общего увеличения агрессивности населения планеты.

Как же в идеале должны осуществляться культурные изменения? Прежде всего, должны быть разработаны общечеловеческие глобальные цели таких изменений. Можно предположить, что среди них будут следующие: снижение агрессивности человеческой популяции, сохранение биогеоразнообразия планеты и как подцель данной цели снижение потребления, переход на здоровый образ жизни и т.д. и т.п. Кроме того, должны быть подробно изучены человеческие инстинкты и должен быть составлен план по развитию (созданию вокруг них большого количества целевых мемстинктов) тех инстинктов, которые человечество посчитает важным развивать, например стремления к серийной моногамности или желания делиться ресурсами с родственниками и представителями своей группы. И, напротив, подавление (создание вокруг них большого количества болевых мемстинктов) инстинктов, которые человечество посчитает неприемлемыми. например желания убивать своих врагов. Некоторые инстинкты могут просто не поддерживаться.

После определения целей изменения культуры его можно проводить (обязательно с наличием общественного контроля) с помощью различных инструментов, например с помощью искусства. Для этого, например, можно признавать искусством и поддерживать (участие в престижных фестивалях, конкурсах, получение финансовой поддержки) только произведения, соответствующие обозначенных выше целям развития.

Да, конечно, поскольку наша психика частично состоит из врождённых нейронных сетей инстинктов, можно говорить, что определённая часть нашего поведения также является заданной врождённо, но абсолютно подавляющее большинство нашего поведения зависит всё-таки от системы мемстинктов. Например, у людей присутствуют инстинкты, реагирующие на набор визуальных сигналов, напоминающих форму живых существ. Мы легко видим в облаке, коряге, утёсе и даже мятой упаковке человеческое лицо или представителя кошачьих, приготовившегося к прыжку, а значит, они в качестве элемента мемстинкта могут заменять по-настоящему живых существ и мы можем полноценно представить, как облако, похожее на кошку, сейчас нападёт на соседнее облако, похожее на мышку. Влияние этого инстинкта можно проследить в большинстве традиционных культур, но во многих современных культурах благодаря научным знаниям и системе образования существует чёткое разделение объектов на живые и неживые, поэтому многие представители данных культур уже не верят в то, что, например, камень, похожий на человека, может обладать свойствами живого объекта. Рассмотрим противоположный пример. У человека нет болевых инстинктов, препятствующих возможности хождения без одежды. Дети и представители культур, давно отделившихся от наших, спокойно ходят раздетыми, но во многих современных культурах существует болевой мемстинкт, связанный с нахождением без одежды в общественном месте. Причём настолько сильный, что некоторые люди готовы скорее лишиться жизни, чем оказаться на центральной столичной площади без одежды. Данный мемстинкт совершенно противоестественен, приводит к различным отклонениям поведения, которые даже по существующим нормам можно классифицировать как заболевание, например, значительная часть людей возбуждается больше не при виде обнажённого тела партнёра противоположного пола, а при виде предметов туалета (множество произведений искусства посвящено туфелькам, чулкам, платьям и т.д.), но при всей противоестественности данного мемстинкта во многих культурах он является основополагающим. В итоге мы можем констатировать, что, с одной стороны, инстинкты могут оказывать определённое влияние на культуру, и даже теоретически можно представить себе культуру, полностью соответствующую набору инстинктов, но, с другой стороны, существующие в реальности культуры способны полностью нивелировать влияние исходного инстинкта вплоть до формирования поведения, полностью ему противоречащего. Нет и не может быть в человеческой психике никаких «тёмных сторон», «стремления к злу, смерти», «непреодолимой жажды убийства, войны» и т.д. и т.п., которые не поддавались бы корректировке с помощью изменения набора культурных мемстинктов.

Поразмышляем немного об особенностях развития системы мемстинктов.

Инстинкт – это врождённая нейронная сеть, которая не может сильно изменяться на протяжении жизни особи. Новый инстинкт появится только у потомков, поэтому до появления первых мемстинктов любой поведенческий акт был продиктован увеличением вероятности выживания или, как говорят биологи, приспособленности отдельного аллеля гена, особи или группы особей. Условно можно сказать, что животное, чьё поведение полностью обуславливают инстинкты, получает удовольствие от того, что способствует выживанию, передаче своих генов, и страдает от того, что может привести к смерти или снижению вероятности передачи своих генов потомкам. Поэтому любые разговоры об эмоциях у животных, не имеющих мемстинктов, могли быть успешно заменены размышлениями о половом (родственном, групповом и т.д.) отборе. После появления первых мемстинктов (долгосрочной памяти) ситуация поменялась. Теперь некоторые акты поведения могли приносить удовольствие или неудовольствие, даже если они не были напрямую связаны с выживанием особи и передачей дальше своих генов. Например, время от времени может появляться тигр-людоед, несмотря на то что через какое-то время такое животное практически неизбежно будет убито. Дело в том, что внешняя среда, в частности большое скопление людей, пригодных для употребления в пищу, будет способствовать такому поведению. Через определённое количество поколений, конечно, могут поменяться инстинкты, но до этого акты подобного поведения будут периодически возникать, несмотря на последующую смерть особи. Однако такое поведение не будет распространяться, пока не появятся каналы передачи мемстинктов другим особям. Если появляется коммуникация, способная создать копию мемстинкта, он может распространяться без взаимосвязи с половым отбором. С этого момента мы можем говорить о культуре, которая по сути своей является эволюцией мемстинктов. Действительно, можно представить себе ситуацию, когда определённые мемстинкты будут переданы другим особям даже после смерти всей группы, являющейся носителем культуры. В истории полно примеров, когда две группы людей, проживающих рядом, обменивались различными культурными нормами, и после этого даже несмотря на вымирание одной группы её мемстинкты могли передаваться дальше. Такое могло происходить даже после геноцида, совершённого одной из групп.

Мы видим, что наша с вами теория может внести существенные изменения в обсуждение эволюции и поведения высших животных и в частности человека. Мы можем говорить, например, о новых принципах появления альтруистического или эгоистического поведения и т.д. и т.п.

Мемстинкт, вызывающий положительные эмоции, станет мемгеном с большей вероятностью, то есть вы скорее расскажете другим о том, как много вы нашли земляники, или о том, какой хороший у вас ребёнок. Мемстинкты, вызывающие нейтральные эмоции, например связанные с норадреналинергическими нейронами, тоже могут передаваться довольно-таки часто. Например, если на вас напали, но вы смогли уйти от опасности. А вот мемстинкты, связанные с резко негативными эмоциями, например происходящие с участием гистаминергических нейронов, будут передаваться крайне редко. Эмпирически подтвердить предсказание нашей теории можно, понаблюдав за психотерапевтом, работающим с посттравматическим расстройством.

На страницу:
3 из 5