Полная версия
Хайку
Хайку
Маргарита Баютова
© Маргарита Баютова, 2022
ISBN 978-5-0055-8828-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие или несколько слов благодарности
2020 год был плодотворным. И за это хочу в первую очередь и особо поблагодарить Данилову Юлиану Николаевну – руководителя Курганского областного отделения Общества «Россия – Япония». За состоявшиеся в том году поэтические турниры и поэтические марафоны. Многие хайку никогда бы не появились на свет без них.
Ещё хочу отдельно поблагодарить свою школьную учительницу русского языка и литературы, Никитину Светлану Валерьевну. Именно благодаря ей я впервые узнала о японской поэзии и о хайку. И именно с её лёгкой руки начала писать стихи.
И, конечно, хочу выразить благодарность всем своим учителям и преподавателям. Вы – по-прежнему важная часть моей жизни. Поэтому хочу, чтобы в ответственный для меня момент вы тоже присутствовали. Хотя бы мысленно. Всё-таки не каждый день издаёшь книгу и имеешь такую возможность поблагодарить.
И, наконец, последняя в этом предисловии, но первая в моём сердце благодарность – моим родителям, брату, а также бабушкам и дедушкам, которых уже нет на этой земле. Не знаю, есть ли у вас повод гордиться мною, но хочу, чтобы вы были рядом на этих страницах. Всегда.
Предисловие или несколько слов о хайку
Эта книга – воплощение момента, случайной мысли. И в этом, пожалуй, она – истинное воплощение хайку. Со всеми достоинствами и недостатками.
Хайку – жанр японской поэзии. В русском и в европейских языках он представляет собой трёхстишие, состоящее из 17 слогов: 5 слогов в первой строке, 7 во второй и 5 в третьей. На японском языке хайку записываются сверху вниз в одну строку. Жанр строится на счёте слогов, поскольку рифмы в нём нет.
Важной особенностью хайку является смысловое деление стихотворения на две части: 12+5 или 5+12. Считается, что чем сильнее эти части отличаются друг от друга, тем лучше. На японском языке эти части обособляют с помощью разделяющего слова. В русском языке – знаками препинания: тире, запятыми и т. п.
Помимо правил о форме, существуют и правила о содержании хайку. Так, стихотворение должно быть простым, безыскусным, лишённым драматизма. Это поэзия не о бурных переживаниях, а, скорее, о наблюдениях человека за окружающим миром.
Ещё в хайку нельзя почувствовать течение времени. Хайку – это только мимолётность, «здесь и сейчас». Но в трёхстишии обязательно присутствует киго – слово, которое указывает на время года («сезонное слово»). Например, упоминание «вишни» («сливы») сразу отсылает читателя к весне, а «клёнов» – к осени.
Главное в хайку – это послевкусие или впечатление, возникшее в душе после прочтения. Поэтому в хайку важна недосказанность, многозначность, тайна – как возможность для переосмысления.
Существуют и другие особенности хайку как жанра, но здесь мы остановимся. Пусть дальше поэзия говорит сама за себя. Насколько автору удалось соблюсти все правила – судить вам, дорогие читатели. Но даже если и не удалось, автор допускает, что поэзия (и особенно поэзия на русском языке) есть нечто большее, чем соблюдение правил.
И, наконец, во многих хайку встречаются названия птиц и цветов, возможно, незнакомых читателю. Получить краткую справку о них можно в примечаниях в конце книги.
Весенние картинки
Солнечный полдень —майского неба тоскуветер развеял.до 2019 – 17.10.2021Шаль душистуюКонец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.