bannerbanner
Умань (Украина) и евреи. История, погромы, холокост, наши дни
Умань (Украина) и евреи. История, погромы, холокост, наши дни

Полная версия

Умань (Украина) и евреи. История, погромы, холокост, наши дни

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Умань (Украина) и евреи

История, погромы, холокост, наши дни


Маргарита Акулич

© Маргарита Акулич, 2022


ISBN 978-5-0055-8764-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Умань. Украина. Большая хоральная синагога. 1945-1965.

Источники : https://pastvu.com/p/532701 и http://filokartist.net/forum/viewtopic.php?


В предлагаемой книге даны основные сведения об украинском городе Умань. Пересказано об общей и еврейской истории города и о его еврейском настоящем.

Пересказано о еврейских погромах, о холокосте, о паломничестве, об известных евреях города и об Уманском краеведческом  музее.

I Умань: основные сведения

«Умань – довольно крупный (86 тыс. жителей) город на трассе Киев-Одесса в Черкасской области. Это уже настоящая Правобережная Украина, почти что Подолье, или по крайней мере Брацлавщина. Здесь господствует украинский язык, городской пейзаж более европейский, а главную достопримечательность города – парк „Софиевка“ – создали магнаты Потоцкие. И именно Правобережье в 17—19 веках было центром еврейской цивилизации, где в том числе зародилось учение хасидов. О могиле основателя хасидизма Бааль-Шем-Това в городке Меджибож я уже писал осенью. В Умани же покоится ещё более чтимый праведник (цадик) Нахман из Брацлава, вокруг могилы которого в последние годы израильскими хасидами был создан настоящий еврейский квартал»  [28].

1.1 Представление. Происхождение названия города

Представление


Город Умань в Украине. Центр города. Источник: http://uman.info/ua/news/gvyntokryly-pokynut-uman-alepovernutsya–3261.html


У́мань (по-украински У́мань) является расположенным в Украине в Черкасской области городом, административным центром Уманского р-на, представлявшим собой до 2020-го г. город областного подчинения.

Расположение Умани – на месте, где сливаются Уманка и Каменка (реки).

Население: 82 154 чел. (оценка на 2021-й год).

Здесь проживают уманчане – украинцы, евреи, православные и иудеи.

Среди украинцев Умань известна, прежде всего, как отраженная (в связи с гайдамакским восстанием) в самом длинном стихотворении Тараса Шевченко « Гайдамаки» («Гайдамаки», 1843,  см. Приложение 1).

Город также известен в качестве места паломничества бресловских евреев-хасидов и из-за наличия в нем крупного исследовательского центра в области садоводства, включающего Университет садоводства и дендрологический парк «Софиевка».

Хасидизм [33]:

«Хасидизм – мощное течение в иудаизме, согласно которому каждый может достичь личной святости. Оно делится на несколько ответвлений со своими святынями и центрами в разных городах мира. Так, религиозный центр любавичского направления, к которому относят себя многие российские евреи, находится в Любавичах – в Смоленской области России. А для бреславских хасидов святое место – именно Умань на Украине».

Происхождение названия города


Половцы. Источник: https://www.livekavkaz.ru/index.php?newsid=6551


Происхождение названия города [10]:

«Происхождение названия города Умани неизвестно, хотя существует несколько версий по этому поводу. Часть исследователей считает, что город получил название от реки Умы, о которой упоминается еще 1497 года в летописи, найденной в монастыре Супраль в Польше.

За одним пересказом, название города происходит от «умения», профессионализма мастеров, которые сбывали свои изделия из металла, дерева, глины на внутреннем и внешнем рынках.

Научный работник Г. П. Бевз пришел к заключению, что название города связано с названием племени половцев (куманов), их страны Кумании и могла возникнуть в результате таких трансформаций: Кумания – Кумань – Гумань – Умань».

1.2 Транспорт. Образование. Промышленность и доходы

Транспорт


Железнодорожный вокзал-Умань. Источник: https://wikimapia.org/13844847/ru/Железнодорожный-вокзал-Умань


В Умани есть ЖД-станция. И город является узлом шоссейных дорог.

Образование


«Уманський педуніверситет потрапив у ТОП-100 найпопулярніших вузів в Україні». Источник: https://vch-uman.in.ua/umanskij-peduniversitet-potrapiv-u/


Число размещенных в Умани учебных заведений равно десяти [1]:

«Уманский национальный университет садоводства, Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, и Европейский Университет, Уманское подразделение, Уманский филиал Киевского института бизнеса и технологий, а также агротехнический колледж, медицинский колледж, экономико-правовой колледж, педагогическое и музыкальное училища, профессиональный аграрный лицей, Уманская автомобильная школа ОСОУ».


Парк Софиевка Умань Украина. Источник: https://maps.spravka-region.ru/ukraina/uman


Промышленность и доходы

Сегодня в городе есть оптический и машиностроительный заводы, консервный, пивоваренный, витаминный, швейный, обувной и другие промышленные предприятия [2].

Немалой частью доходов Умани считаются доходы от ежегодного паломничества.

1.3 Достопримечательности. Мероприятия и отдых

Достопримечательности


25 июня 1917-го года «в Умани в сквере Тараса Шевченко открыли крупнейший в центральной Украине светомузыкальный комплекс фонтанов» (сообщение пресс-службы партии «Відродження»). Источник. https://www.unian.net/society/1996204-v-umani-otkryili-krupneyshiy-v-tsentralnoy-ukraine-svetomuzyikalnyiy-fontan-foto-video.html


Достопримечательности [1]:


Надгробие Рабби Нахмана в Умани

«Главная достопримечательность города – парк «Софиевка».

В Умани находится могила основателя брацлавского хасидизма рабби Нахмана из Брацлава, которая привлекает более 30 тысяч паломников каждый год на Рош Ха-Шана.

В июне 2017 года был открыт светомузыкальный фонтан с лазерным шоу «Перлина кохання». Чаша главного фонтана – 450 м², водный экран площадью почти 200 м²».

Основные архитектурные памятники

К основным архитектурными памятникам причисляются катакомбы старой крепости, базилианский монастырь (год 1764-й), ратуша (период 1780-го— 1868-го годов), Успенский римско-католический костел в стиле классицизма (год 1826-й), торговые ряды девятнадцатого столетия.

Мероприятия и отдых


Умань. Источник: https://www.uznamania.ru/prekrasnejshij-gorod-na-planete-uman.html


Год 2017-й (с первого по пятое июня). В это время [1]:

«в Умани состоялся международный фестиваль воздушных шаров „Монгольфьерия. Цветущая страна“. В рамках фестиваля был установлен рекорд Украины „Самый высокий хайлайн между воздушными шарами“. Рекорд состоялся на высоте 660 метров над землей. Хайлайнер Станислав Панюта прошел по веревке между двумя аэростатами, пилотируемыми Сергеем Скалько и Юрием Бейдыком. Рекорд был зафиксирован представителем национального реестра рекордов Украины».


Фестиваль воздушных шаров в Умани / фото 24 канал. 29.09.18 Источник: https://clck.ru/ZDxnm


Год 2018-й (двадцать восьмое сентября). В данное время [1]:

«в Умани вновь состоялся фестиваль „Монгольфьерия. Цветущая страна“. В фестивале приняли участие более 10 аэростатов – участники из Украины и Молдовы. Во время фестиваля был установлен рекорд Украины – „Первый тандем-прыжок с парашютом с воздушного шара“ на высоте 4038 метров над уровнем моря».

Города-побратимы


Побратим Умани г. Цфат, Израиль. Источник: https://clck.ru/ZRwvy


Умань является побратимом [2]:


Побратим Умани г. Ашкелон, Израиль. Фото Leonid Korenfeld.

Источник:http://rasfokus.ru/photos/photo79844.html

«Израиль Ашкелон, Израиль

Соединенные Штаты Дэвис, США

Польша Гнезно, Польша

Эстония Хаапсалу, Эстония

Польша Курник, Польша

Польша Ланьцут, Польша

Уэльс Милфорд-Хейвен, Уэльс, Великобритания

Израиль Ноф Ха-Галиль, Израиль

Литва Радвилишкис, Литва

Франция Ромийи-сюр-Сен, Франция

Израиль Цфат, Израиль»


Умань. varandej (varandej). Источник: https://varandej.livejournal.com/368719.html

II История: общая

2.1 Самая ранняя история. Семнадцатое столетие

Старое фото. Уманьская Софиевка. Украина. Парк грот Венеры. Источник: https://humus.livejournal.com/6300888.html


«Умань является одним из старейших украинских городов. Первым письменным упоминанием является упоминание, датированное шестнадцатым столетием

о нем встречается в документах 1616 года; тогда местечко Гумань входило в состав Речи Посполитой и принадлежало брацлавскому, винницкому и каменецкому старосте Валентию Александру Калиновскому, построившему здесь мощный замок. В 1652 году, после гибели последнего наследника Калиновских в битве под Батогом, Умань переходит во владение другого знатного польского рода – Потоцких. (Евгений Шнайдер. Уманьские хасиды: история самого шумного штетла Украины) [17])


Умань. Наполеон Орда, сер. 19 в.


Самая ранняя история

Археологами на территории современной Умани и ее окраин обнаружены остатки поселений, относящихся к периоду позднего палеолита, трипольской культуры, поздней бронзы, черняховской культуры. Здесь 3 тысячелетия назад имело место проживание племен белогрудовской археологической культуры. Она была так названа, так как между Уманью и селом Пиковцем располагался Белогрудовский лес.

Рядом с Уманью археологами были обнаружены курганы скифских времен.

Исследователи исследовали разные археологические памятники (в количестве, превалирующем над пятьюдесятью). Ими был сделан вывод об очень давнем заселении уманской земли и о стабильности основных видов деятельности, к которым принято причисление охоты, скотоводства и земледелия.

Восьмое столетие. Начиная с данного времени имеется относительно достоверная информация о проживавших в уманском крае древних людях [10]:

«В Тверском, Никоновскому, Лаврентьевском и других летописных списках упоминается, что здесь проживали славянские племена – уличі и тиверцы. Территорию современной Уманщины населяли уличи, которые по свидетельству летописца Ипатия (922 г.) были сильным племенным объединением. Баварский географ IX ст. утверждал, то уличи – «народ многочисленный» – имели 318 городов и проживали от берегов Днепра до Южного Буга. Киевские князья «ходили на них войной».

Автором «Слова о полку Игорове» поведано, что князем Игорем велась война с уличами [10]:


«Слово о полку Игорове» Источник: https://ultima-thule-w.livejournal.com/633130.html?amp=1

«По долгой войне укрощено их; город Пересечен (главный город уличей) взято по трехлетней осаде».

Управлять данной провинцией (или, просто говоря, собирать дань) Игорь доверил Свенельду, который являлся его воеводой.

Южные степи непрерывным образом наполнялись все новыми и новыми кочевниками: берендеями, торками, печенегами.

Одиннадцатое столетие (конец). С этого времени [10]:

«в степях кочевало новое племя – половцы, которые победили кочевников-печенегов. Захват степей половцами, создали препятствия для киевских ремесленников и купцов на торговом пути с Византией. Киевские князья воевали с половцами на протяжении почти двух столетий. Пол нажимом монголов племя перекочевало на территорию Венгрии».


Татаро-монгольское нашествие. Источник: https://clck.ru/ZEeob


Когда происходило монгольское нашествие, имело место вхождение Уманщины в Брацлавские «тьмы», таково было обеспечение разделения русских земель в целях достижения удобства сбора дани.

Четырнадцатое столетие (2-я половина). С этого времени [10]:

«Уманщина, как и большинство украинских земель, оказалась под властью Речи Посполитой. Украинские земли, которые граничили с Диким полем и не были собственностью феодалов, польская шляхта считала пустынными».

Семнадцатое столетие


Речь Посполитая. Источник: https://clck.ru/ZEfJh


Год В 1609-й. В данном году специально созданной сеймом Речи Посполитой комиссией «пустыня» Умань была осмотрена, было обеспечено описание ее природных границ. Комиссией было замечено здесь существование ряда населенных пунктов, но их названия не оказались названными. Позже эти земли стали величать Уманщиной, польским правительством они были дарованы брацлавскому старосте Калиновскому (в вотчинное владение).

Историки утверждают, что [10]:

«уже в 1576 г. среди других казацких полков существовал и Уманский полк. Его создание было обусловлено необходимостью защищать жителей края от набегов завоевателей. Поэтому можно допустить, что город появился значительно ранее. Такой вывод можно сделать также на основе карты французского инженера Г. Боплана, составленной в начале XVII ст., где Умань изображена как хорошо укрепленная крепость».

Впервые Умань упоминается в исторических судебных документах, относящихся к 1616-м году, когда она находилась под властью Польши. Она была составной частью Брацлавского воеводства Малопольского воеводства Польской короны.

Год 1629-й. В Умани в данном году насчитывалось 1 067 дымил (дворов), т. е. более 7000 жителей.

В то время город Умань выполнял роль оборонительного форта, предназначенного для противостояния татарским набегам, в нем находился выдающийся (расквартированный в нем) казацкий полк.

Середина семнадцатого столетия. В это время в городе насчитывалось 9 600 облагаемых налогом душ.

В 1648-м году Умань была отнята у поляков Иваном Ганжой, полковником казацкого вождя Богдана Хмельницкого, и превращена в административный центр казацкого полка региона.

Иван Ганжа [3]:

«Иван Ганжа (ум. 11 сентября 1648) – запорожский казак, уманский полковник, сподвижник Богдана Хмельницкого.

Данных о ранних годах жизни Ганжи нет, хотя есть свидетельства о его татарском происхождении. Участник походов на Чёрное море.

В ночь с 23 на 24 апреля (или с 3 на 4 мая) 1648 года перед битвой под Жёлтыми Водами по поручению Богдана Хмельницкого Ганжа убедил 4 тысячи реестровых казаков в Каменном Затоне на Днепре (вблизи нынешнего села Днепровокаменка Верхнеднепровского района Днепропетровской области) присоединиться к казачьей армии.

Участник Корсунского сражения 1648 года. В июне 1648 года в ходе боёв с польскими войсками казачий отряд во главе с Ганжой освободил Умань и Тульчин. Летом того же года назначен уманским полковником.

Погиб в битве под Пилявцами 11 сентября 1648 года во время очередного герца».

Год 1652-й. В этом году [11]:

«после гибели последнего наследника Калиновских в битве под Батогом, Умань переходит во владение другого знатного польского рода – Потоцких».

Польша вернула Умань в 1667-м году, после чего город покинули многие жители, бежавшие на восток, в Левобережную Украину.

В 1670-м—1674-м годах Умань являлась резиденцией гетмана Украины (Правобережной).

Период 1672-го – 1699-го годов. В это время Умань была частью Османской империи.

В семнадцатом столетии (в его 1-й половине) Умань из поселения превратилась в город.

В семнадцатом столетии (в его 2-й половине) Умань рассматривалась в качестве укрепленного пункта, предназначенного для защиты от набегов крымских татар.

2.2 Восемнадцатое и девятнадцатое столетия

Восемнадцатое столетие


Юлиуш Коссак. Лагерь гайдамаков (ранее 1899)


Городом в период 1726-го—1832-го г.г. владели Потоцкие, являвшиеся семьей польских дворян. В это время Умань стала городом, имевшим культурную и экономическую значимость. И это время было временем основания в Умани базилианского монастыря и школы.

Год 1793-й. Это был год перехода Умни (согласно 2-му разделу Польши) в состав России.

В 1734-м, 1750-м и 1768-м г.г. в Уманском регионе имели место гайдамакские восстания.


Гайдамаки [6]:


Почтовый блок «Казацкая Украина» с руководителем гайдамацкого восстания «Колиивщина» Иваном Гонтой

«Гайдама́ки (происходит от тур. haydamak – гнать, погонять, нападать) – левенцы́, дейне́ки – экзонимы участников вооружённых отрядов народно-освободительного движения в XVIII веке на территории Правобережной Украины, отошедшей к Речи Посполитой вследствие Андрусовского перемирия.

Гайдамаками называли также участников гайдамацких восстаний 1734, 1750, 1754 и 1768 годов, в ходе которых повстанцы захватывали замки, города и целые регионы. В остальное время гайдамаки совершали отдельные нападения на польскую шляхту, сотрудничавших с властями Речи Посполитой местных жителей, местечки, турецких чиновников, бессарабских бояр, участвовали в походах и набегах запорожцев. Вначале они базировались за Днестром. Сами себя они называли вольными казаками.

Термин «гайдамаки» впервые появляется в документах 1737 года, до этого использовался только термин «левенцы». Все три экзонима – гайдамака, левенец и дейнека – перешли в современные славянские фамилии жителей Украины и выходцев с Украины разных национальностей.

Гайдамаками также назывались подольские повстанцы Устима Кармелюка (в данном случае они себя так называли), а также некоторые украинские вооружённые формирования периода Гражданской войны 1917—1922 годов, воевавшие с большевиками и белогвардейцами за установление на территории Украины национального независимого государства».


Казацкие повстанцы Иван Гонта (слева) и Максим Железняк (справа)


Когда происходило гайдамакское восстание (Колийвщины против польского владычества), Умань была захвачена казацкими повстанцами – Иваном Гонта и Максимом Железняком. И от этого восстания очень серьезно пострадали (во время кровавой резни) евреи, поляки и украинские униаты.

Колии́вщина [7]:

«Колии́вщина (укр. Колії́вщина) – восстание гайдамаков из числа православного крестьянского и казацкого населения на Правобережной Украине в 1768 году против крепостнического [Комм 1], экономического, политического, религиозного и национального гнёта в Речи Посполитой, спровоцированное несправедливой экономической, социальной, национальной и религиозной политикой элиты Речи Посполитой».

В 1-й день восстания украинцы в большом количестве добровольно выбыли из рядов польских войск, присоединившись к повстанцам в условиях окружения города. Люди из окрестных мест тысячами бежали в уманский казачий гарнизон, рассчитывая на получение защиты.

Евреи Умани оказались преданными военным командующим Младановичем, впустившим казаков в город в обмен на снисхождение к польскому населению, преследуемому казаками.

За 3 дня примерно двадцать тысяч евреев и поляков оказались убитыми с особенной жестокостью. Это страшное событие отразилось на современном гербе Умани (на гербе – изображение вооруженного копьем повстанца во время Колийвщины).


Современный герб Умани


Произошедшая в 1768-м г. Колийвщина (восстание гайдамаков) привела к взятию города, его сожжению и к резне (Уманской) части населения – евреев и поляков.

Год 1773-й. В данное время [11]:

«Умань унаследовал Станислав „Щенсный“ Потоцкий. Спустя 3 года он закладывает здесь парк „Софиевка“, сегодня являющийся одним из главных туристических объектов Украины. Образцом послужил парк „Аркадия“ князя Радзивила в городке Неборов, руководил строительством польский военный инженер Людвиг Метцель. В 1802 году граф дарит парк на день рождения своей супруге, Софии Витт-Потоцкой, в честь которой он и был назван. В свою очередь, в честь парка в 1985 году была названа Софиевкой одна из вновь открытых планет».

Год 1793-й был годом после 2-го раздела Польши. В итоге Умань стала составной частью Российской империи, и здесь был построен ряд аристократических резиденций.

Год 1795-й. В данном году Умань стала центром повита (уезда) Вознесенской губернии.

Год 1797-й. В этом году Умань стала центром повита (уезда) губернии Киевской.


Девятнадцатое столетие

В девятнадцатом столетии Умань была составной частью государства Российская империя, волостным центром Уманской волости и административным центром одноименного уезда.

Год 1834-й. Это было время конфискации Умани (до этого она являлась собственностью князей Потоцких) и ее передачи в казну.

Год 1897-й. В данном году проводилась перепись населения показавшая, что [2]:

«Умань с населением в 31 016 человек был вторым по величине городом Подолии после Каменца-Подольского».

Город являлся центром хлеботорговли.

2.3 Двадцатое и двадцать первое столетия

Открытки с видами Умани нач. ХХ в. Источник: https://ujew.com.ua/uman-skie-hasidy-istoriya-samogo-shumnogo-shtetla-ukrainy


От установления власти советов до 1935-го г.


Гражданская война в России. Источник: https://clck.ru/ZEVsL


Год 1918-й (пятнадцатое февраля). Это было время установления в городе советской власти.

Год 1918-й (шестое марта). Это было время оккупации Умани австро-немецкими войсками (они оставались в городе до десятого декабря 1918-го г.), в дальнейшем Умань оказалась в зоне, где велись в период гражданской войны боевые действия.

Период с восьмого ноября 1922-го г. по год 1935-й. В данном временном периоде [1]:

«в городе находилось управление 2-го кавалерийского корпуса Украинского военного округа Красной Армии. Командиры корпуса – Григорий Котовский, Николай Криворучко».

Вторая мировая война


Источник: https://clck.ru/ZEWMX


Год 1941-й (тридцатое июля. Это было время оккупации Умани наступавшими войсками нацистской Германии.

Год 1941-й (конец июля – начало августа). Это было время окружения под Уманью частей Красной Армии (Южного и Юго-западного фронтов). Данное событие в мировой историографии известно в качестве «Уманского котла» (сражения под Уманью) [9]:

На страницу:
1 из 2