Полная версия
Звезда жизни. Символическое моделирование. Практическое пособие. Том 2
Пример.
Проявляя вектор 0—1 консультируемая сообщила следующий ЖР: «Я хочу заниматься любимым делом и получать полное удовлетворение от этого».
В её запросе есть две части разделяемые союзом «и». Сначала нами была проявлена 1-я часть – по поводу любимого дела.
Затем мы вернулись ко второй части запроса. Чтобы вернуться к ней, мною была озвучена полученная цепочка информации (выборочные элементы) в отношении 1-й части запроса. Эта цепочка была повторена в обратном порядке по отношению к основному вектору и включала формулировку запроса:
(Повторение ведущим пройденной цепочки).
И «это, как душа и разум, то, что радует душу и интересно разуму».
И «это Земля вращается вокруг Солнца и звёзды вокруг».
И «Солнце в сердце и Земля, освещённая Солнцем в голове».
И «белый свет в голове, и розовый свет в сердце».
И «интерес, вдохновение и радостное возбуждение».
И «заниматься любимым делом… и получать полное удовлетворение от этого» (повторение обеих частей ЖР).
И когда «заниматься любимым делом и получать полное удовлетворение от этого», есть ли что-то ещё о «получении полного удовлетворения от этого»? (Это перевод внимания консультируемой на вторую часть ЖР).
4. Теперь рассмотрим следующую возможность ведущего. Если консультируемый, в процессе ответа на вопрос, перескочил какую-то точку или обошёл треугольник (см. рис. 8), то есть сообщил информацию о более дальней точке модели, чем следующая за ней, тогда есть следующие варианты продолжения:
а) Ведущий может следовать за консультируемым и продолжить его движение в соответствии с основным вектором, т.е. в направлении по часовой стрелке.
Рис. 8
Например, проявляя вектор 0—1, консультируемый назвал метафорический образ (точка 5), пропустив при этом точки 2,3 и 4, то есть весь треугольник переживаний. Ведущий может создать вектор 5—6 и двигаться вперёд.
Пояснение. Не надо путать эту ситуацию с той, когда консультируемый сразу назвал и ЖР, и переживание, и метафору. В этом случае нет никакого пропуска.
б) Следующий вариант действий ведущего в случае обхода точек. Ведущий может вернуть консультируемого на прохождение пропущенных им шагов с помощью обратных векторов.
Так, в продолжение предыдущего примера, ведущий может создать вектор 5—4 и выяснить размер полученного образа, его ощущение и положение в теле. Далее он может создать вектор 5—3 или 4—3 и выяснить, какое переживание отражает этот образ или ощущение. Переживание помогает лучше определить характер образа.
Допустим, была названа метафора: «Это как светящийся клинок внутри, в районе солнечного сплетения». Тогда можно получить следующие варианты вопросов для прояснения пропущенных шагов:
Вопрос – вектор 5—4. И «светящийся клинок в районе солнечного сплетения». И когда «светящийся клинок», есть ли у него размер?
Ответ. Сантиметров 20 с четырьмя светящимися гранями и золотой ручкой. (Из этого ответа ещё до конца не понятно, это позитивный образ или негативный).
Вопрос – вектор 4—3. И «клинок сантиметров 20 с четырьмя светящимися гранями и золотой ручкой». И «в районе солнечного сплетения». И когда «клинок в районе солнечного сплетения», есть ли какая-то эмоция? (Можно было спросить и более широко: «Есть ли какое-то чувство, эмоция или ощущение?» Так можно задействовать различные каналы восприятия. Нам важно определить любую форму переживания.)
Ответ. Я чувствую прилив радости и силы. Я чувствую, что могу управлять этой силой, как будто она у меня в руке. (Теперь, когда имеется переживание, гораздо легче судить о характере образа. Далее на векторе 6—7 выяснилось, что клинок направлен не во внутрь, а наружу. Этот нюанс окончательно рассеял мои сомнения о позитивности образа, который вначале показался негативным.)
Последовательность векторов 5—3 и затем 3—4, тоже подходит в данном случае, но рассмотренный вариант предпочтительнее. Он более последовательный. Любой пропуск точки может вызвать затруднения у консультируемого – это всё равно, что шагать через ступеньку по лестнице.
в) Следующий вариант возможных действий ведущего. Ведущий может вернуть консультируемого, проведя его в обратную сторону по цепочке уже проявленного маршрута с помощью союза «и»: «И… и … и… и…». Перечисляя звенья пройденного пути, он может запустить процесс по основному вектору с любой из предыдущих точек, сфокусировав внимание консультируемого на ней. Т.е. в отличии от предыдущего варианта, можно вернуться к одной из предыдущих точек с помощью союза «и» и повторения соответствующих сообщений консультируемого, а затем направить его вопросом в направлении по часовой стрелке.
Т.е. вернуться назад в одну из предыдущих точек можно с помощью обратных векторов или с помощью воспроизведения информации консультируемого в обратном порядке. Ведущий может использовать любую из этих двух возможностей.
Пример перемещения в обратном направлении с помощью союза «и» уже рассмотрен в предыдущем пункте 3. В этом процессе важна плавность перехода, чтобы консультируемый успевал вспоминать полученную информацию. Для этого между звеньями делаются достаточные паузы.
Если обобщить выше приведённые пункты, то на пути связки ведущий – консультируемый могут произойти обходы точек, возвраты и встретиться разветвления дорог (см. рис 7 и 8). Без модели Звезда осознать это было бы достаточно сложно.
5. Суммирование – это напоминание консультируемому достаточной части информации, которую он уже передал ведущему. Оно делается для получения целостного восприятия проявленной картины запроса или её части (см. Том 1, стр. 36 и 276). В свою очередь, целостная картина запроса (маршрута) необходима консультируемому для сохранения ориентации в процессе сессии, осознания решения своей задачи и достижения ЖР.
Периодически необходимо делать суммирование информации, иначе консультируемый может потерять ориентиры и заблудиться, забыть, где находится, откуда и куда мы идёт. Суммирование связывает отдельные части информации в целостную картину с помощью соединительного союза «и».
Если же консультируемый «заблудился и ходит вокруг да около», несмотря на «подталкивание» его векторами, то ему можно напомнить весь маршрут, чтобы он сориентировался и пошёл дальше или нашёл новую линию движения.
Процесс суммирования отличается от процесса перехода к другому аспекту, хотя эти процессы похожи. При переходе к другому аспекту (см. стр. 21) осуществляется последовательный перенос внимания консультируемого по цепочке полученной информации (возврат). В этом процессе важно плавно перевести внимание на прояснение другого аспекта.
В отличие от этого, во время суммирования ведущий пытается направить внимание сразу на несколько частей информации для их одновременного восприятия консультируемым с целью получения каких-то осознаний. Эти части могут быть взяты из разных цепочек.
6. Продолжаем рассматривать возможности ведущего. Ведущий может вернуть консультируемого в току 0, чтобы убедиться в правильности выбранного им желаемого результата (ЖР) (см. пример – Том 1, стр. 284) или, чтобы пройти по другому маршруту, если окажется, что выбранный путь не отвечает требованиям ЖР.
Это действие выполняется, если ведущий замечает наличие негатива, которого обычно не бывает в желаемом результате. С другой стороны, все маршруты ведут в точку 12, включая маршрут проблемы, но лучше использовать более эффективные, быстрые и безопасные варианты, что соответствует стратегии создателей СиМ.
7. Ведущий может использовать любые другие вектора вместо главных, если сочтёт это целесообразным. Ярким примером такого действия является вектор 7—11, осуществляющий коучинг в метафорическом ландшафте, или вектор 5—9, используемый для поиска источника ресурса (ИР). В последнем случае сначала используется вектор 5—9, а затем вектор 9—8. Этот процесс будет описан позже.
О МОМЕНТЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЦЕССА
Я считаю, что необходимо объяснять консультируемому важность прохождения точек 11 и 12. Причём надо акцентировать его внимание на том, что это не терпит долгого отлагательства, так как созданное состояние точки 10 без прохождения точек 11 и 12 может быстро разрушаться, ведь нейронные связи ещё не крепкие. В случае их разрушения подсознание, скорее всего, вернётся к прошлой программе или подобной ей. Может произойти так называемый «откат».
Учёные доказали, что состояние нейронов мозга находится в постоянном движении и изменении. У нейронов мозга только два состояния: образование или разрушение связей. Если образованная цепочка нейронов какое-то время не получает практического подтверждения её целесообразности (востребованности), то она постепенно разрушается.
Таким образом, в течение жизни мы теряем много полезных наработок, которые перестают нами использоваться. Если же наработанные нейронные связи практически используются, подтверждая свою важность, то связи этой цепочки укрепляются дополнительными нейронными связями. Особенно важно укрепить их сразу же после образования, когда они ещё очень непрочные, то есть после сессии.
Ведущему тоже важно осознать, что мнение о нём и репутация метода может страдать от непонимания последствий незавершённого процесса. Поэтому следует понятно доносить до консультируемого, что практическое завершение – это обязательная часть процесса, иначе труд ведущего и труд консультируемого может быть напрасным и даже отрицательным.
ЗАДАНИЕ.
Ответьте своими словами на следующие вопросы:
Каким образом пространство модели Звезда разделено между консультируемым и ведущим?
Какие части модели Звезда включает в себя пространство консультируемого?
Какое влияние оказывают чистые вопросы на пространство консультируемого?
Что представляет собой пространство ведущего в отношении модели Звезда?
Какая часть модели является общей для ведущего и консультируемого?
Каков алгоритм коммуникации ведущего и консультируемого с точки зрения модели Звезда?
Какие действия образуют треугольник ведущего?
О каких дополнительных значениях круга модели Звезда вы узнали из этой главы?
Если информация, сообщённая консультируемым, соответствует меньшему порядковому номеру точки модели Звезда, чем исходная точка вопроса, то почему это не считается возвратом, а является поступательным движением?
Если консультируемый в одном ответе сообщает информацию о нескольких точках модели или разветвлении возможных путей из одной точки (несколько её значений), то какое продолжение может выбрать ведущий?
Может ли ведущий продолжить сессию с точки, информацию о которой ещё не сообщал консультируемый?
Что показывают две стрелки на часах Звезды?
В каком случае ведущий может прекратить проявление текущего аспекта и перевести внимание консультируемого на другой аспект?
Каким образом ведущий переводит внимание консультируемого на другой аспект?
Что такое пропуск точки модели?
Какие действия может совершать ведущий, если консультируемый пропустил одну или несколько точек модели?
Что такое суммирование в СиМ?
Как осуществляется суммирование?
С какой целью осуществляется суммирование?
В каких случаях задаётся вопрос: «Что ты хочешь, чтобы произошло?»
Какие ещё вектора, кроме главных, может использовать ведущий?
Почему важно объяснять консультируемому необходимость практического завершения процесса после того, как в ходе сессии получено состояние желаемого результата?
ГЛАВА 3. ШЕСТЬ ВНУТРЕННИХ ТОЧЕК ЗВЕЗДЫ
Как известно, любая гора начинается с подножия, а не с вершины. Так, например, если сравнить треугольник 1 Звезды с горой, то она начинается с точки 0, а не с точки 1. Такие начальные точки оснований «гор» отражены во внутренних точках треугольников Звезды или Базовых Первичных Полярностях Адаптации. БППА – это один из уровней (слоёв) значений точек Звезды. Он расширяет палитру модели и показывает один из её глубинных слоёв, значительно влияющих на наше восприятие жизни и поведение.
Продолжим аналогию сравнения Звезды с горными вершинами и перевалами. Как вы уже знаете, в модели Звезда имеется шесть таких вершин (треугольников) и шесть точек в их основании.
Шестигранник модели, получаемый в результате пересечения больших треугольников Звезды – это внутренний контур, символизирующий ячейку подсознания. Шесть внутренних точек Звезды играют важную роль в формировании новой или изменённой структуры в подсознании человека.
Эти внутренние точки звезды расположены на границе осознаваемого и бессознательного, что хорошо видно на модели Звезда. Кроме основных значений, используемых в СиМ, эти точки символизируют Первичные Полярности, основные инстинкты человека и весь подсознательный контур адаптации к ситуациям, которые происходят с человеком в течение жизни.
Теперь, когда вы уже хорошо освоили значения всех треугольников, точек и векторов, рассмотрим подробнее каждую точку внутреннего шестигранника модели с учётом Базовых Первичных Полярностей Адаптации (БППА) (см. рис. 9).
Рис. 9
Точка 0. Это первая точка модели в алгоритме адаптации. Она символизирует БППА Неизвестность, которая является началом любого бессознательного процесса адаптации и началом осознанного процесса сессии СиМ.
Ещё эта точка символизирует имеющуюся неизвестность в отношении новой ситуации, к которой требуется адаптация, и первый шаг, сделанный навстречу неизвестности, чтобы получить ясность. Фактически эти действия в значительной степени отражают нашу жизнь в каждый текущий момент времени.
Приведённые выше характеристики точки 0 соответствуют любому процессу и его началу. В рассматриваемом нами случае – это начало процесса СиМ. В зависимости от того, какой стороной нам открывается неизвестность, включаются соответствующие Базовые Реакции Адаптации (БРА).
Сам шаг в неизвестность уже может быть продиктован БРА, например: Исследование (интерес) или Ориентация (страх) [1]. Человек часто приходит на консультацию, чтобы изменить эти реакции, не устраивающие его. То есть точка 0 отражает то, что не устраивает человека в каком-то аспекте жизни и начало работы с этим аспектом.
Шаг в неизвестность определяется текущими обстоятельствами, побуждающими его это сделать. В зависимости от этих обстоятельств включается определённая реакция человека. То есть точка 0 отражает не только причину реакции человека, но и причину начала процесса.
В результате можно составить следующий список значений точки 0, которые она символизирует:
– БППА Неизвестность;
– начало бессознательного процесса адаптации;
– начало осознанного процесса сессии, что также является осознанной адаптацией;
– имеющуюся неизвестность;
– первый шаг, сделанный навстречу неизвестности (соприкосновение);
– нашу жизнь в каждый момент времени;
– начало процесса СиМ;
– причину начала процесса;
– то, что не устраивает человека;
– отрицательный полюс запроса, создающий силу отталкивания;
– опорную точку для начала всего процесса.
Вот вопросы, соответствующие получению данной точки и БППА:
«Что-то есть? (Что-то происходит?)
+Что есть? (Что происходит?)
+Что именно есть?
Что бы ты хотел прояснить в этой сессии?» (Эти вопросы следуют с повышением фокусировки).
Слово «прояснить», хорошо отражает Базовую ППА Неизвестность и второй полюс её полярности – Ясность, к которому направлен весь процесс.
Точка 2. Это следующая по алгоритму адаптации внутренняя точка модели и БППА Сравнительность, представляющая собой систему измерения и сравнения, идентификации и различения. Как вы уже знаете, каждой базовой первичной полярности соответствуют две Базовые Реакции Адаптации (БРА), составляющие её полюса.
Первая БРА или полюс полярности Сравнительность – это Интеллект. Этот полюс отражает способность улавливать мелкие различия (и сходства), то есть различать и опознавать. Вторая БРА или полюс полярности – это Восприятие (Анестезия). Этот полюс отражает отсутствие способности различать или способность не замечать разницы (уменьшать, не воспринимать, сглаживать различия).
В современном мире появляется всё больше новых аспектов, которые требуется чувствовать и различать. Например, следующие чувства: гармонии, стиля, такта, меры, ритма, моды, эстетики и т. д. Всегда, когда мы что-то чувствуем, то чувствуем разницу, сравнивая два состояния какого-то аспекта, которые можно представить, как две точки на шкале соответствующей полярности.
Что помогает человеку исследовать неизвестность или ориентироваться в ней? Это, прежде всего, его органы чувств, некие природные датчики и Базовая ППА Сравнительность. Она может регулироваться человеком в зависимости от обстоятельств и от того, что он чувствует.
Сравнительность – это многоуровневое свойство получения информации об окружающей среде или себе, некий регистратор или прибор, без которого невозможно что-то знать, о чём-то судить и выжить. Одновременно с шагом в неизвестность происходит чувствование, сбор информации о происходящем событии и сравнение её с информацией, имеющейся в памяти.
Наши органы чувств – это наши возможности сбора текущей информации. Они имеют определённые пределы или диапазоны чувствительности, зоны нечувствительности, а также пределы разрушения органа. Это определяет пределы их возможностей: невозможность увидеть или услышать, болевой порог восприятия, предельную амплитуду поступающего информационного сигнала и сохранения свойства восприятия, способность уловить разницу.
Органы чувств имеют особое значение для Базовой ППА Сравнительность. Чтобы сохранить органы чувств от перегрузок, их чувствительность может регулироваться в каких-то пределах, повышаться и понижаться – становиться грубее. Это тоже является подстройкой или адаптацией к ситуации и сбору информации о ней.
Мы познаём всё происходящее в режиме сравнения текущего и прошлого похожего момента, то есть сравниваем текущую поступающую информацию и прошлую, имеющуюся в подсознании. Таким образом, поступающая информация отправляется для сравнения с той, что уже имеется в нашей памяти. Там отыскивается максимально похожая информация и ситуация. Затем запускается соответствующая реакция из прошлого события для адаптации в текущем моменте.
Например, включается определённая эмоция. Наши реакции, эмоции и мысли всегда одновременно связаны с реально текущей ситуацией и похожей прошлой, с новой поступающей информацией и имеющейся в памяти.
Причём прошлая информация имеет приоритет для системы сохранения жизни, так как она уже благополучно пройдена, отреагированна, завершена и теперь является неким достигнутым эталоном для будущих подобных ситуаций.
Один из смыслов выражения «быть здесь и сейчас» означает – наблюдение чистой информации о настоящем моменте без примеси прошлого опыта. То есть переживать только настоящую ситуацию, а не прошлую подобную. Для этого требуется некое состояние, которое можно выразить следующими словами: вижу как в первый раз. Такое переживание похоже на состояние младенца.
Для переживания такого опыта во взрослом состоянии существуют специальные техники восприятия. Подобный вариант восприятия маловероятен для взрослого здорового человека, без применения им специальных техник, так как его память изобилует различными эталонами ситуаций. Но зато человек может использовать для сравнения действительно похожую ситуацию, с максимально адекватной проверенной реакцией адаптации к текущей ситуации.
Если бы нам не с чем было сравнить что-то, то мы бы ничего не могли об этом знать и понять происходящее. Такая ситуация означает, что у человека отсутствует сколько-нибудь похожий опыт и информация, относящаяся к исследуемому аспекту жизни.
Основные функции БППА Сравнительность – это:
– настройка на ситуацию,
– считывание данных о текущей ситуации;
– поиск похожей ситуации с аналогичными данными, в имеющейся памяти;
– сравнение текущей информации и имеющейся в памяти;
– определение совпадения и разницы сравниваемых аспектов;
– выбор наиболее подходящего шаблона из прошлого опыта для определения или идентификации текущего момента.
Контур ячейки подсознания отражает бессознательный процесс. Тем не менее, знание Базовых ППА и БРА позволяет яснее понимать значение внутренних точек Звезды и относящихся к ним вопросов, осознаннее воспринимать ответы на вопросы и лучше ориентироваться в этапах процесса проработки, которые начинаются или завершаются в этих точках.
Вот примеры вопросов, способствующих получению информации о точке 2 и реализации Базовой ППА Сравнительность:
«+Они одинаковые или есть какая-то разница?
Какая именно разница имеется?
И когда (проблема), чем отличается желаемый результат?
И когда ЖР, есть ли какое-то чувство?
И когда (ЖР), что ты чувствуешь в отношении (ЖР)?»
В этой точке мы сравниваем полярные аспекты запроса. Формируя отдельные полюса полярности в точке 0 и точке 1, мы уже их сравниваем. Получая любую информацию о полярности, мы создаём её сравнительные характеристики, то есть улучшаем качество осознанного сравнения, что невозможно без проявления интеллекта и повышения чувствительности.
Следующие чистые вопросы замечательно справляются с задачей этой точки:
«+Есть ли что-то ещё об этом?
+Есть ли что-то ещё об этом (аспекте)?
+Что это за (аспект)?
+Этот (аспект), он какой?
+Какого типа этот (аспект)?
+Какого рода этот (аспект)?»
Точка 4. В этой точке Звезды находится Базовая ППА Принадлежность и телесное ощущение (ТО), принадлежность которого может определяться. Эта БППА использует информацию, полученную в предыдущих точках. Основная функция данной БППА – это определение принадлежности: чему (кому) принадлежит полученное ощущение или переживание. Ведь если имеется ощущение, то обязательно есть место, где оно ощущается, то есть местоположение.
Вот примеры вопросов для получения информации о точке 4, соответствующей Базовой ППА Принадлежность:
«Где находится место размещения рассматриваемого аспекта?
+Это внутри или снаружи?
+Это моё или чужое?
Кому принадлежит это ощущение?»
Основные вопросы этого вектора выясняют расположение ощущения, которое тоже связано с определением его принадлежности:
+Где находится это ощущение?
Это на моей территории или не на моей?
Это ощущение в теле или за его пределами?
От результатов восприятия рассматриваемого аспекта будет зависеть Базовая РА и соответствующая реакция тела:
Это относится ко мне или нет?
Это друг или враг?
Это плохо или хорошо для меня?
Это позитивное или негативное переживание?
В модели Звезда и СиМ эта точка соответствует адресу в теле (АТ) или местоположению переживания (МП). Определение АТ не значит, что ощущение должно располагаться именно в теле. Оно может находиться полностью в физическом теле или целиком снаружи него, либо занимать какое-то пространство и внутри и снаружи. Эти варианты возможно, так как тонкие тела человека могут распространяться далеко за пределы физического тела, в том числе и наши переживания. Например, эмоцию человека можно почувствовать на значительном расстоянии.
Проясняя точку 4 в процессе СиМ, консультируемый сначала чувствует переживание, а затем определяет местоположение своих ощущений этого переживания.
Таким образом, точке 4 соответствуют следующие значения:
– телесные ощущения;
– местоположение ощущений;
– принадлежность ощущений.
Точка 6. Данная точка модели Звезда соответствует Базовой ППА Совместимость и символизирует характеристики метафорического образа, объект или роль. В этой точке метафорический образ (МО), обретая характеристики (Х), становится объектом ландшафта (ОЛ) и наделяется ролью в ситуации, которую описывает сценарий метафорического ландшафта и полярность запроса.
Именно наши характеристики и роли определяют, как мы вписываемся в окружающую действительность – совмещаемся с ней. Роль можно выразить, как совокупность наших характеристик в отношении рассматриваемого момента или аспекта жизни.
Я помню, как в советские времена на предприятиях и других учреждениях было принято писать характеристику на себя или на другого сотрудника, которого собирались повысить в зарплате или в должности либо принять в комсомол или в партию. В характеристику обычно входили следующие аспекты: способности, взаимоотношения с другими людьми дома и на работе, качества, черты характера, достижения, привычки и т. д.