bannerbanner
Звезда жизни. Символическое моделирование. Практическое пособие. Том 1
Звезда жизни. Символическое моделирование. Практическое пособие. Том 1

Полная версия

Звезда жизни. Символическое моделирование. Практическое пособие. Том 1

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Всё, что человек познаёт, он делает это путём сравнения с чем-то похожим, являющимся точкой опоры – сравнения. Но в данной главе нам важно запомнить, что этот принцип используется в метафоре.

Вот несколько определений метафоры.

«Метафора – это контейнер, содержащий всю информацию» (Ф. Своллоу, см. стр. 9, стр. 25)

Метафора – это выражение чего-то (какого-то понятия) через сравнение с чем-то другим, хорошо известным, и это сравнение делает выражение ярким и понятным. Например: «Ты топаешь, как слон».

Метафора выражает итог предыдущего опыта и имеющихся убеждений, записанных в подсознании. Метафора, метафорический образ и переживание – это одно целое, определённая структура в подсознании.

Любым переживанием, имеющемся в подсознании, можно осознанно управлять. Вы можете поменять его на другое переживание или убрать из подсознания, выполнив действия с его метафорическим образом. Дело в том, что работая с метафорическим образом переживания, вы напрямую влияете на само переживание и на его запись в подсознании.

Такое действие с метафорой соответствует прямому изменению нейронных связей мозга, отвечающих за это переживание. Они меняются автоматически во время замены метафоры, отвечающей за переживание.

Изменение образа метафоры на желаемый, является одной из основных задач сессии СиМ и обычно приводит к желаемому результату (ЖР).

Пример. Для сокращения текста в примере мною опущены шаги, не относящиеся к демонстрации работы с образом.

К. … Когда я думаю об этом, то у меня появляется тяжесть в груди.

В. И «думаешь об этом», и «тяжесть в груди». И когда «тяжесть в груди», где именно «в груди»?

К. В средине.

В. И «тяжесть в средине груди». И когда «тяжесть в средине груди», где именно «в средине»?

К. Вот здесь (показывает)

В. И когда «тяжесть в средине груди, вот здесь», есть ли у неё размер или форма?

К. Это что-то бесформенное и тяжёлое, … как булыжник размером с кулак.

(После того как консультируемая назвала этот метафорический образ, она может поступать с ним, как с обычным булыжником и, это аналогичным образом отразится на переживании, в данном примере – это «тяжесть в груди»).

В. И «булыжник в груди размером с кулак, бесформенный и тяжёлый». И когда «тяжёлый булыжник в груди», что ты хочешь, чтобы произошло?

К. Он мне мешает, мне хочется его убрать оттуда.

В. И можешь ли ты это сделать?

К. (Пауза). Он стал шевелиться и двигаться наружу (консультируемая, каким-то образом стала пробовать удалять камень) … это неприятно. … Он как будто тает, его края становятся гладкими, а стенки скользкими… Всё, его нет. Какое облегчение (радость на лице)! …Я давно не чувствовала в груди такую лёгкость и комфорт… и ещё прилив сил! Я как будто потеряла в весе или притяжение Земли уменьшилось. …Сейчас улечу (смеётся).…

В. (Проверка переживания). И «предательство близкого человека», и «когда ты думаешь об этом», что происходит тогда?

К. Теперь, когда я думаю об этой ситуации, она не вызывает неприятных эмоций. Я воспринимаю это легко и не вижу никакой трагедии. Я свободна от этого и готова жить полной жизнью.…

Этот пример хорошо демонстрирует работу с метафорой, её значение и прямую связь с переживанием.


СХОЖИЕ С МЕТАФОРОЙ ПОНЯТИЯ.

Символ – это условный знак или образ, наделённый каким-то значением или смыслом, который никак не вытекает из самого образа. Например, обручальное кольцо – символ любви и верности. Ещё пример. Точки модели Звезда символизируют определённые стадии процесса, которыми я их наделил. Без этого смысла – это просто точки. Их можно наделить любым другим смыслом в ином случае. Например, точка в конце предложения – это символ конца предложения. Или буква «А», означающая звук «А», который никак явно не вытекает из образа буквы. Этому знаку просто был присвоен такой смысл. Те же звуки в других языках могут иметь различные символы – образы.

Ассоциация – это некая связь с чем-то, которая возникает у человека при появлении чего-то другого в фокусе его внимания. Это связь между отдельными аспектами (событиями, явлениями) жизни, когда один аспект вызывает в памяти другой. Например, у вас возникла какая-то эмоция, и вы сразу вспомнили какое-то событие.

Модель – это упрощённый аналог, отражающий характеристики чего-то реального. Исследование модели помогает исследовать реальный объект. Например, модель Звезда СиМ помогает исследовать процесс СиМ.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

Ответьте своими словами – это поможет глубже разобраться и лучше усвоить материал.

– Что такое метафора?

– Для чего требуется изменение метафорического образа в сессии?

– К чему приводит изменение метафоры?

– Что такое ассоциация?

– Что такое символ?

– Что такое модель?

ГЛАВА 6. ЛАНДШАФТ

Ландшафт (Л) – это метафорическая картина, отражающая реальный запрос, в которой метафорические объекты имеют свои характеристики, относительное расположение и связаны отношениями и взаимодействиями.

В то же время ландшафт в СиМ – это реальная структура подсознания, относящаяся к конкретному запросу. Осознанное изменение объекта ландшафта напрямую меняет структуру подсознания и нейронные связи мозга. Вы уже успели познакомиться с этим явлением в предыдущей главе на примере реального отрывка работы с метафорой.

Ландшафт в СиМ представляет собой картину, выраженную в метафорической форме, которая содержит желаемый результат и проблему. Она отражает имеющееся состояние запроса консультируемого. Когда он проясняет ландшафт, то переводит подсознательную картину запроса в осознаваемую форму, выраженную метафорическими образами.

Обычно картина ландшафта состоит из нескольких метафорических образов, которые имеют названия (имена) и определённые места расположения (адреса) на этой картине. Проявление полной картины ландшафта – это бо́льшая часть процесса СиМ, которая является одной из его основных задач. ́

Именно хорошо проявленная картина ландшафта позволяет консультируемому разобраться с проблемой и сделать необходимые изменения в ландшафте, которые ведут к желаемому результату (ЖР). Если же ландшафт проявлен не полностью, то, скорее всего, ожидаемые изменения в нём не произойдут.

Во время сессии, параллельно с записью слов консультируемого, ведущий обязательно рисует ландшафт. Такой рисунок помогает ему ориентироваться в процессе и многое подсказывает. Когда ландшафт им нарисован, то ведение словесной записи почти или совсем не требуется, что позволяет ведущему сконцентрировать больше внимания на вопросах и процессе прояснения.

Примеры построения ландшафта с помощью модели Звезда будут подробно описаны в других главах книги после знакомства с моделью.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

Ответьте своими словами.

– Что представляет собой ландшафт в СиМ?

– Из чего складывается картина ландшафта запроса?

– С какой целью проявляется полный ландшафт запроса?

– Что даёт ведущему рисунок ландшафта запроса консультируемого?

ГЛАВА 7. ЧИСТЫЙ ЯЗЫК

«Теперь я владею ещё одним языком – чистым». (Осознание).

ЧТО ТАКОЕ ЧИСТЫЙ ЯЗЫК (ЧЯ)

Это «волшебный» язык, который, не нарушая внутреннего пространства человека, помогает ему проникать в самую глубину своего подсознания, находить там ответы и изменять свои модели поведения и убеждения в соответствии со своими желаниями.

Вы уже знаете, что Чистый Язык разработал Девид Гроув. ЧЯ составляет основу Символического Моделирования. Главная особенность Чистого Языка – сохранение чистоты внутреннего пространства консультируемого в отношении запроса, от привнесения информации из внутреннего пространства ведущего.

Если коротко сказать о процессе использования ЧЯ, то он представляет собой точное, без изменений и дополнений, повторение слов консультируемого и, в случае необходимости, задавание чистых вопросов, направляющих внимание консультируемого на какую-то часть сообщённой им информации.

К чистому языку предъявляется три основных требования:

– Не добавлять никакой лишней информации, которой нет в ответах консультируемого.

– Не ограничивать собственные знания консультируемого о запросе, имеющиеся в его внутреннем мире.

– Не изменять информацию, которую сообщает консультируемый.

ЧЯ и входящие в него чистые вопросы обеспечивают чистоту процесса коммуникации консультируемого и ведущего. Д. Гроув придумал этот язык для себя, как для специалиста, консультирующего других людей.

Он убрал из процесса мнение специалиста о том, что происходит у консультируемого, и в чём причина его проблемы. Разрабатывая язык, он справедливо предполагал, что все ответы уже есть во внутреннем пространстве консультируемого. Вместо высказывания своего мнения, основанного на собственном опыте, он решил направлять внимание консультируемого чистыми вопросами, чтобы позволить ему самому найти ответы. Такой подход к консультированию позволил Д. Гроуву иметь очень высокие результаты.

Слово «чистый» в названии метода часто путает людей, так как противоположным к нему является слово «грязный». В контексте метода слово «чистый», по смыслу ближе к значению «неискажающий». То есть ЧЯ – это «неискажающий» язык. Он предполагает, что повторы слов консультируемого и задаваемые ведущим вопросы, не должны вносить искажающей информации в ответы консультируемого.

Вопрос должен использовать только ту информацию, которую сообщает консультируемый. С помощью чистого языка ведущий только направляет внимание ведомого на его же слова. Такой метод успешно приводит консультируемого к желаемому результату.

Мне кажется, что сумма действий – убрать, добавить, изменить, как нельзя лучше отражает то, чего не должен делать ведущий в отношении внутреннего мира консультируемого. Возможно, по этому принципу строил свои вопросы Д. Гроув. Ведущий лишь направляет внимание консультируемого, помогая ему следовать в направлении основного вектора процесса, то есть желаемого результата (ЖР).

Чистые вопросы построены таким образом, что направляя внимание консультируемого, они оставляют ему право выбора любого варианта продолжения.

ПОЛНЫЙ СИНТАКСИС

Как уже упоминалось выше, повторение слов консультируемого – это одна из основных особенностей ЧЯ и СиМ. Такое повторение фокусирует внимание консультируемого на его же словах, способствует сосредоточению и более глубокому восприятию им же сказанного.

Повторение слов консультируемого показывает ему, что ведущий всё услышал и правильно его понял, а если что-то не так, то у него есть возможность поправить ведущего. Повторы ответов консультируемого в сессии СиМ часто заменяют текущие вопросы. Выслушав свои же слова от ведущего – со стороны, консультируемый осознаёт что-то новое и часто, не дождавшись вопроса, сообщает эту информацию ведущему.

Такие повторы делаются по определённым правилам и называются полным синтаксисом, который состоит из 3-х частей.

– А) Ведущий, начиная с соединительного союза «И» повторяет всё сказанное консультируемым, как это сделано в предыдущих примерах главы 5.

Б) Далее, начиная с союза «И», он может дополнить повтор чем-то из сказанного ранее, если это требуется для задания следующего вопроса или может быть важным для ответа на следующий вопрос.

Это была 1-я часть синтаксиса.

– Во второй части синтаксиса ведущий называет только то, на чём хочет сосредоточить внимание консультируемого, начиная с фразы «И когда». Это фокусирующий повтор, который сразу переходит в чистый вопрос.

– Третья часть синтаксиса – это вопрос. Он тоже может содержать повторение части слов, сказанных консультируемым. Как правило, их ещё меньше, чем во второй части, это фокусирует внимание консультируемого ещё сильнее.

Пример. Отрывок из сессии.

К. Рептилия и морской огурец соприкасаются. Линия раздела – это линия соприкосновения и перехода из одной среды в другую и, одновременно, смена роли.

В. (1-я часть синтаксиса). И «рептилия и морской огурец соприкасаются». И «линия раздела – это линия соприкосновения и перехода из одной среды в другую и, одновременно, смена роли».

(2-я часть синтаксиса). И когда «смена роли»

(3-я часть синтаксиса), есть ли что-то ещё об этой «смене роли»?

К. Роль – это, каким мне надо быть, чтобы комфортно себя чувствовать в конкретной среде.

В. (1-я часть синтаксиса). И «каким надо быть, чтобы комфортно себя чувствовать в конкретной среде». И «линия раздела суши и моря (добавлено из более раннего момента сессии) – и линия перехода из одной среды в другую и смена роли».

(2-я часть синтаксиса). И когда «море» и «роль» (3-я часть синтаксиса), что это за «роль»?

К. Я должен быть как рыба в воде. … Мне нравится образ дельфина, … как дельфин в море.

Когда консультируемый получит хороший контакт с подсознанием, то некоторые части синтаксиса можно не употреблять, для ускорения процесса.

Полный синтаксис – это один из основных инструментов СиМ, поэтому его надо освоить хорошо.


ЗАДАНИЕ.

1. Вопросы для самопроверки. Ответьте своими словами на следующие вопросы.

В чём состоит главная особенность Чистого Языка?

Из каких основных частей состоит ЧЯ?

Какие основные требования предъявляются к ЧЯ?

Что представляет собой полный синтаксис?

Какое назначение имеет полный синтаксис?

2. Полный синтаксис может быть очень хорошим упражнением. Потренируйтесь в его использовании, общаясь с напарником или с кем-то из родственников, предупредив их об этом и получив их согласие. Отметьте разницу в результатах по сравнению с обычным разговором.

ГЛАВА 8. НАЧАЛО И ЗАВЕРШЕНИЕ СЕССИИ

Чистый Язык и СиМ предъявляют особые требования к началу и завершению сессии.

ЧИСТОЕ НАЧАЛО.

Ведущий предлагает консультируемому самому выбрать место в помещении, где бы он хотел расположиться для проведения процесса. Причём ему предлагается почувствовать это место в пространстве комнаты и расположиться там. То есть что-то внутри должно подсказать человеку это место.

Затем ведущий спрашивает, где бы консультируемый хотел, чтобы расположился ведущий. Далее идёт относительная подстройка расположения консультируемого и ведущего по расстоянию, углу поворота и высоте. Ведущий спрашивает:

«На правильном ли мы расстоянии? (Ответ).

Под правильным ли мы углом? (Ответ).

На правильной ли высоте?» (Ответ).

И если – нет, то производятся соответствующие перемещения.

Такое чистое начало совершается во время приёма в кабинете консультанта. Если же консультация проводится в сети интернет, то процедура чистого начала значительно упрощается. В этом случае очень хороший вариант предлагает О. Матвеев. Вот как выглядит его вариант:

Ведущий говорит: «Сядь поудобнее. (… пауза) Почувствуй пространство (комнаты) вокруг себя: пространство сзади… спереди… справа… слева… сверху… снизу …. Почувствуй всё пространство целиком».

Каждый раз, когда ведущий предлагает консультируемому что-то почувствовать, то консультируемый делает это и подаёт сигнал о выполнении задания, например, произносит: «Угу», или кивает головой.

Далее ведущий говорит: «Почувствуй себя в этом пространстве».

Когда консультируемый подтверждает, что почувствовал, то ведущий говорит: «Почувствуй своё тело в этом пространстве».

Ведущий параллельно делает то же самое в пространстве своей комнаты. В результате таких действий пространство комнаты становится психоактивным и помогает ведущему и консультируемому во время сессии. Ещё эта процедура придаёт уверенности, спокойствия, способствует сосредоточению и улучшает контакт консультируемого с подсознанием.


НАЧАЛО СЕССИИ.

После того как найдено оптимальное расположение консультируемого и ведущего, либо произведена вышеописанная процедура с пространством, начинается сессия. Для прояснения проблемы, ведущий может задать следующие вопросы, соблюдая приведённый ниже порядок:

«Что есть (прямо сейчас)?» Или: «Есть ли что-то на чём твоё внимание здесь и сейчас?

Есть ли что-то ещё, на чём твоё внимание здесь и сейчас? (Вопрос повторяется до исчерпания объектов внимания консультируемого).

На что бы ты хотел направить внимание в этой сессии?» Или: «Чтобы ты хотел прояснить в этой сессии?»

Этот вариант начала сессии тоже взят из материалов О. Матвеева. Я не буду подробно повторять их, так как это не является задачей данной книги и, вы можете найти все нюансы о процедурах начала и завершения сессии в его книгах.


ЗАВЕРШЕНИЕ СЕССИИ.

Завершая сессию, ведущий может задать следующий вопрос:

«Есть ли что-то ещё, чтобы ты хотел, чтобы произошло в этой сессии?»

Если консультируемый назовёт что-то, и это окажется приемлемым, то можно выполнить его желание. Если же он ответит, что полностью удовлетворён, то можно задать завершающий вопрос:

«Можем ли мы на этом завершить сессию?»


ЗАДАНИЕ.

– Попробуйте сыграть две роли сразу – за ведущего и за консультируемого, чтобы почувствовать все шаги чистого начала.

– Для этого придумайте себе два, три реальных запроса.

– Выберите расположение в комнате по первому запросу.

– Ответьте на вопросы начала сессии.

(Главное, прочувствовать значимость определённого расположения в помещении под каждый запрос, почувствовать пространство, себя и тело в пространстве и опробовать чистые вопросы начала).

– Перейдите к следующему запросу, и вновь повторите вышеуказанные действия. Отметьте разницу места расположения.

ЧАСТЬ 2. ЗНАКОМСТВО СО СТРУКТУРОЙ МОДЕЛИ «ЗВЕЗДА ЖИЗНИ»

ГЛАВА 1. ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Звезда СиМ – это структура пространства прояснения задачи, проблемы или реализации замысла. Она предназначена для получения ясности процесса. Модель Звезда похожа на карту местности, где все «пункты» – это точки и треугольники Звезды, а «дороги» – вектора модели, которые чётко обозначены линиями. Поэтому ведущий всегда знает, куда он идёт, где находится и, какой шаг следующий.

На «карте» модели везде установлены чёткие направления – маршруты. При каждом новом процессе декорации меняются, действующие лица меняются, но все маршруты остаются такими же ясными.

Ведущий и консультируемый составляют пару, которая вместе движется к цели процесса. Но консультируемый проходит реальный маршрут, а положение ведущего можно сравнить с человеком, который отслеживает маршрут и осуществляет коррекцию пути через средства связи. Консультируемый делает шаг, смотрит, где он находится и обо всём рассказывает ведущему. Ведущий сверяется по карте модели, которая находится у него, и говорит напарнику, куда двигаться дальше. Так они вместе пошагово двигаются к цели, поставленной перед началом прохождения маршрута.

В каждом пункте модели Звезда имеется виртуальное или условное время пути. Оно чётко связано с пространством и протяжённостью маршрута. Такой процесс, проходящий в пространстве Звезды, похож на кругосветное путешествие, с победным возвращением домой – в исходную точку пространства, но в новом качестве.

Звезда СиМ моделирует все стадии и оптимальную последовательность рассматриваемого процесса. Чтобы не только понять картинку и форму модели, но и прочувствовать структуру и все её аспекты, мы будем многократно проходить по всему циклу Звезды во многих вариантах, направлениях и с разными задачами.

В модели Звезда отражена структура процесса осознанных изменений и реализации замысла, который является одним из основных её назначений.

Для того чтобы иметь полноту процесса, надо иметь полный набор его элементов, как нот в музыкальном звукоряде. Модель Звезда учитывает всё необходимое для этого.

Я воспринимаю модель Звезда не в качестве жёсткой системы, а как некие клавиши фортепиано, имеющие полный звукоряд из 12 нот, с помощью которых можно создать бесконечное число мелодий. Звезда – это 12 шагов (нот), составляющих цикл бесконечной спирали развития и творения.

Хотя эта книга ориентирована на ЧЯ и СиМ, я (особенно на начальном этапе) буду часто использовать для пояснения сути шагов вопросы, которые не являются «чистыми», и даже употреблять директивные указания вместо вопросов. Это сделано мною с целью более точного объяснения значения и смысла каждого шага процесса, так как многие чистые вопросы неконкретны по своей форме. К тому же такие примеры будут хорошей демонстрацией использования модели Звезда для других методов и задач.

Конкретные примеры с использованием чистых вопросов, их перечень и мои дополнительные чистые вопросы будут даны отдельно.

В книге используется много словесных сокращений, которые в основном даны с расшифровкой. Знание этих сокращений может вам пригодиться во многих случаях, – об этом будет сказано в соответствующих разделах книги. Поэтому лучше уделить им необходимое количество внимания для запоминания. Пока только скажу, что первая важная группа сокращений – это значения точек и треугольников Звезды, а вторая – сокращённая форма чистых вопросов.

ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ ФОРМЫ И СТРУКТУРЫ МОДЕЛИ «ЗВЕЗДА»

Мною изначально задумывалась универсальная структура модели для описания процесса СиМ. Символ звезды в структуре модели играет ключевую роль. Он определённым образом связывает все элементы процесса в единое целое.

Почему именно звезда, а не, например, цепь каких-то действий? На это имеется несколько причин. В отличие от звезды цепочка сложнее запоминается и воспринимается глазами. В ней отсутствует законченность и цикличность. В цепь можно вставить дополнительное звено или убрать звено оттуда, и цепь останется цепью, не ощутив потери или дополнения. Всё это касается любого типичного алгоритма, что делает его модель неустойчивой и не целостной, структуру которой можно менять.

Форма Звезды отвечает требованиям завершённости и цикличности. В ней нельзя изменить количество точек или вершин звезды, так как это будет совсем другая модель, другой формы и с другими закономерностями. Но Звезда легко преобразуются в другие вытекающие из неё модели: синусоиду, спираль, лестницу, цепочку и др. Я позже покажу это на примерах.

Каждая точка, линия и треугольник Звезды имеет свою группу значений, включая различные уровни рассмотрения модели. Эти значения и уровни, с одной стороны, расширяют аспекты восприятия и применения модели, а с другой стороны, подтверждают правильность выбранных значений друг друга, добавляя различных оттенков и красок.

Модель Звезда – это совершенная полная структура, описывающая любой процесс, где есть желание, намерение или потребность. У неё имеется общая структура векторов. Но эта структура не говорит о единственно правильном варианте процесса, наоборот, она описывает бесконечное множество процессов, имеющих право быть, и создаёт возможности для их наглядного анализа и целостного восприятия.

СиМ – это универсальная техника. И если логически рассуждать, то она должна описываться именно такой же универсальной моделью. Но я не думал об этой универсальности, когда пытался создать её структуру, всё получилось само собой. Только после её создания я понял этот факт.

Модель родилась спонтанно в ходе сессии по СиМ. Её вид несколько отличался от того, что представлен в этой книге. Ключевым моментом создания модели, стало осознание формы звезды, имеющей шесть концов и состоящей из шести треугольников.

Затем было ещё несколько процессов по СиМ, два процесса, выполненные техникой Ясного Пространства и много утренних озарений. Довольно большую лепту в создание этой книги внёс часто применявшийся мною процесс автоматического письма.


Рис. 4


Основополагающие фигуры модели – это звезда, шестиугольник, треугольники и круг, являющийся основным вектором процесса (см. рис.4). Вместо звезды не мог быть, например, цветок с округлыми лепестками. Звезда – это чёткие прямые линии-вектора и точки их пересечения. Все элементы модели вписаны в круг, идеально сочетаются и вытекают друг из друга, вы скоро убедитесь в этом сами.

Звезда и шесть равносторонних треугольников, соединённых в круговую цепь, получаются в результате наложения двух равносторонних треугольников большего размера. В результате этого же наложения в центре модели образуется равносторонний правильный шестиугольник, и всё это вписывается в окружность, которая разбивается формой звезды на 6 и 12 равных частей. Модель имеет общий центр – точку Я, и линию симметрии, разделяющую Звезду на две половины. И всё это в одной простой структурной модели.

На страницу:
3 из 4